Что значит черновой вариант сочинения
Зачем нужен черновик
Спрашиваю детей, знают ли они, зачем нужен черновик. Ответы на удивление похожи: «Черновик нужен, чтобы родители проверили ошибки. С черновиками пишут домашние сочинения». Задаю следующий вопрос: «А если есть выбор: писать с черновиком или без него, ты что выберешь?» Ответ: «Да ну его! Конечно, без черновика. Лишняя писанина!»
Работе с черновым вариантом текстов детей нужно учить. Написанный вчерне текст — это ценный материал, который фиксирует ошибки, неудачи, недоработки, показывает все слабые места. У каждого свои проблемы: один не умеет излагать мысли логично; другой слишком многословен; третий с трудом формулирует мысль, неточно использует слова; четвёртый захлёбывается в эмоциях и оценках; пятый пишет категорично и бездоказательно, шестой. Поверьте, продолжать можно долго. Оценивая черновой вариант своей работы с различных точек зрения, ребёнок учится деятельностному подходу. За вопросом: «Что неудачно в работе?» естественно следует другой: «Как это можно изменить?»
Занимается ли этим школа? Нет. Учи ´ теля не интересует, был ли черновик при написании домашнего сочинения. Он не объясняет, как проверять и редактировать свой текст. Наличие черновика предусмотрено ГИА и ЕГЭ, но это формальное условие. Как действует старшеклассник? Пишет сочинение. Находит и исправляет ошибки. Если сомневается в написании какого-либо слова, меняет его на синонимичное. А потом переписывает работу на чистовик (или беловик, кто как называет). При переписывании, кстати, часто делает новые ошибки, так как думает не о том, о чём нужно, а в лучшем случае — о почерке. А это значит, что многие другие важные аспекты работы упускаются.
Плохо ли это? Конечно, плохо. В школе учитель выставляет отметки. Иногда зачитывает самые удачные работы в классе. Слабым ребятам это практически ничего не дает. Допустим, я учусь в школе. Вот я получила тройку за содержание сочинения. А потом мне прочитали чужую работу. Возможно, это очень хорошая работа. Допустим, мне она понравилась. Смогу ли я в результате написать так же хорошо? Естественно, нет. Оценки и образцовые работы помогают сориентироваться, но работать не учат. Учитель не видит, как шёл процесс работы, не может оценить прогресс.
А вот если бы, проверив работу, учитель объяснял, что в ней хорошо, а что плохо, что получилось, а что нет, а потом учащийся должен был бы свою работу продолжить: что-то из нее выбросить, написать новые куски, отредактировать неудачные формулировки, развить доказательства своей точки зрения, поискать слова, точнее выражающие мысль, ответить на вопросы, которые предложил учитель, — то это была бы работа с черновиком. Она бы способствовала раскрытию потенциала ребенка, его возможностей.
Проведите эксперимент. Вместо того чтобы проверить ошибки в домашнем сочинении сына или дочери, попробуйте вместе поработать над черновиком, проанализируйте получившийся текст с разных точек зрения.
Схема работы
1. Содержание работы
Обсудите, соответствует ли работа замыслу и плану сочинения. Если в сочинении упущены существенные моменты, задайте вопросы, пусть ребенок обдумает свои ответы на них и сформулирует необходимые вставки. Возможно, какие-то фрагменты работы стоит сократить: не всегда то, что пишут ребята, относится к теме. Логика пишущего и логика воспринимающего текст – это две разные логики. То, что очевидно для автора сочинения, может остаться непонятным для читателя. Полезно отстраниться от своего текста и оценить черновой вариант работы с позиции читателя.
2. Целостность, логичность, связность, доказательность изложения
Проверьте, правильно ли текст разбит на абзацы. Нет ли в изложении смысловых противоречий? Нет ли логических ошибок? Связаны ли части работы по смыслу и формально, то есть языковыми средствами? Как оформлены логические переходы от одной части работы к другой?
3. Речевое оформление работы
4. Грамотность
Проверка ошибок: орфографических, пунктуационных, стилистических.
Редактирование текста должно сделать его более чётким, стройным и ясным. На основе черновика нужно написать новый вариант сочинения, в котором будут учтены и исправлены все недостатки, которые стали очевидными в результате проведённого анализа. Сравнение нового варианта с первоначальным наглядно покажет, что работа с черновиком принесла плоды.
Работа с черновиком сочинения
Работа с черновиком.
Теперь перед вами есть:
Хаотические пока (уже просмотренные) наброски
Введение и заключение (т.е. то, к чему вы хотите привести читателя)
Начальная и конечная точки обозначены, а между ними хаос. Маршрут движения, развития мысли и есть ПЛАН. План необходим, т.к. он дисциплинирует мысль, проясняет композицию, не позволяет мысли бродить хаотично. При составлении плана шлифуется важнейший мыслительный процесс – умение выделять главное в тексте (абзаце) и, свернув информацию, подать ее сжато, сформулировав название (т.е. пункт плана). По структуре основная часть сочинения состоит из ряда пунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Пункты располагаются строго продуманно, строго последовательно. Они взаимозависимы и не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную, аргументированную мысль. Все вместе доказывают и аргументируют, иллюстрируют идею сочинения.
В качестве названия в план вносятся не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания.
При составлении плана могут помочь логические правила деления:
Деление должно иметь одно основание: когда мы делим тематический вопрос (делимое понятие), необходимо руководствоваться одним признаком, с точки зрения которого мы производим деление. Этот признак называется основанием деления.
Пример: Карандаши (делимое понятие)
По цвету (основание деление)
По материалу (основание деление)
Деление должно быть соразмерным, т.е. мы должны перечислить все члены деления.
Пример: Спектр радуги (делимое понятие)
При делении члены должны исключать друг друга, т.е. каждый член деления должен представлять собой самостоятельное понятие, не входящее в какой – либо другой член.
Пример: Самолеты (делимое понятие)
Назначение (основание деления)
Деление неверное, так как военные и истребители не исключают друг друга: понятие «истребители» входит в состав понятие «военные».
Как написать хорошее сочинение
Содержание статьи
Прежде чем взяться за написание сочинения, нужно внимательно вникнуть в предложенную тему. Насколько бы узкой ни казалась тема, расписать ее можно минимум в двух вариантах. Если есть возможность, следует запастись рядом источников по теме сочинения, чтобы при необходимости использовать в работе цитаты, факты и даты.
План сочинения
Разобравшись с пониманием темы и дополнительными источниками информации, можно приступать к составлению плана сочинения. В идеале план нужно составлять письменно. Многие считают, что составление письменного плана — напрасная трата времени. На деле же наличие написанного подробного плана позволяет во время написания сочинения не сбиться с темы, не потеряться в стилистике и не упустить ничего важного. Как ни крути, а память несовершенна, записать всегда надежнее, чем запомнить.
Черновик сочинения
Если есть хоть небольшой запас времени, то лучше первый вариант сочинения сделать черновым. Лучше зачеркивать и делать сноски в черновике, нежели в чистовом варианте.
Не нужно писать черновик идеально, на то он и черновик. Главное в черновом варианте сочинения – следование плану, краткость, минимум внимания грамотности и максимум – раскрытию темы. Уже в чистовом варианте у вас будет возможность проставить запятые и вспомнить, как пишутся те или иные слова, не стоит на этом слишком зацикливаться во время написания первой версии сочинения.
Чистовик сочинения
Для написания непосредственно чистового варианта сочинения следует собрать все свои заметки, сноски, план и черновик. Причем все это нужно использовать параллельно, даже не надеясь, что черновик, который и так был написан в соответствии с планом, заменит результаты труда на первых этапах.
Расписав очередной пункт плана, прочтите написанное. Это нужно для того, чтобы убедиться в законченности мысли. Только после этого продолжайте работу над следующим пунктом. А прежде чем взяться за выводы, перечитайте всё написанное выше.
Выводы пишите только по теме. Пускай даже весь вывод займет всего одно предложение, но он будет осмысленным. Если же для того чтобы вывод органично вписывался в сочинение нужно расписывать в нем какие-либо пояснения, значит, писать его рано и придется еще поработать над основной частью. В идеале после прочтения основной части сочинения выводы должны напрашиваться сами собой, вам остается только озвучить их.
Урок 7. Учимся писать сочинения
Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?
Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:
Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.
Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.
В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.
Содержание:
Как писать сочинение
Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?
Обсуждение темы
Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?
Сбор материала
Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.
Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.
Составление плана
Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:
Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.
Сбор лексического материала
Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).
Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:
Существительные
Прилагательные
Глаголы
Желаемые слова и выражения
Если взять наш пример, получим примерно следующее:
Существительные
Прилагательные
Глаголы
Желаемые слова и выражения
Работа с черновиком
После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.
Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.
А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?
Виды сочинений
Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:
Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.
Сочинение по картине
Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».
Основная часть должна состоять из трех пунктов:
В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.
Сочинение по литературе
Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.
Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.
В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.
Сочинение-рассуждение
В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:
Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.
В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.
А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.
Сочинение-миниатюра
Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».
Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.
Как работать с материалами из интернета
Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.
Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.
В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.
И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.
Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
черновой вариант
Смотреть что такое «черновой вариант» в других словарях:
вариант — (от лат. varians, variantis изменяющийся) в текстологии разночтение между известными источниками одного и того же произведения, объясняемое дополнительной авторской работой над ним. Рубрика: автор и художественное творчество Антоним/коррелят:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ЧЕРНОВОЙ — ЧЕРНОВОЙ, ая, ое. 1. Сделанный, написанный начерно. Черновая рукопись. Ч. вариант. Ч. набросок. 2. Не требующий специальных знаний, квалификации (о труде). Черновая работа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
вариант — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? варианта, чему? варианту, (вижу) что? вариант, чем? вариантом, о чём? о варианте; мн. что? варианты, (нет) чего? вариантов, чему? вариантам, (вижу) что? варианты, чем? вариантами, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева
черновой — ая, ое. 1. Написанный или подготовленный начерно, не окончательно (ср. беловой). Ч ая рукопись. Ч. текст. // Предназначенный для записей начерно, содержащий такие записи. Рисовать в черновой тетрадке. Ч. вариант книги; ч. этюд, набросок… … Энциклопедический словарь
черновой — а/я, о/е. 1) а) Написанный или подготовленный начерно, не окончательно (ср. белово/й) Ч ая рукопись. Черново/й текст. б) отт. Предназначенный для записей начерно, содержащий такие записи. Рисовать в черновой тетрадке. Черново/й вариант книги; … Словарь многих выражений
«ЦИН ШИ ГАО» — ( Черновой вариант истории династии Цин ) труд по истории Китая периода правления маньчжурской династии Цин (1644 1911). Составлен по типу династийных историй в Пекине в 1914 1927 правительств. комиссией во главе с б. сановником цинского режима… … Советская историческая энциклопедия
Лица, подписавшие Декларацию независимости Израиля — Список политических и общественных деятелей, подписавших Декларацию … Википедия
Чёрный альбом — «Чёрным альбомом» также называют одноимённый альбом группы Metallica. Чёрный альбом … Википедия
Библиография Роберта Хайнлайна — Основная статья: Хайнлайн, Роберт Энсон Содержание 1 Отдельные романы 2 Серии 2.1 Романы «для юношества» … Википедия
Сказка о Тройке — Автор: Аркадий и Борис Стругацкие Жанр: фантастика, сатира … Википедия
Резолюции Совета Безопасности ООН 1—100 — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия