Что значит черное покрывало слово о полку игореве
Что значит черное покрывало слово о полку игореве
выступая за христиан против полков нечестивых.
Князьям и дружине Слава!
Поэт и Боян, как бы состязаясь между собой, слагают зачины «песен» о походе князя Игоря против половцев в 1185 году… Но мы не должны забывать, что Бояна давно уже не было в живых и что, вполне возможно, фрагменты его «песен» сочинил Поэт — в стиле «замышления Бояню». Сравнение авторского зачина с зачинами «под Бояна» — это сравнение «старого» (XI в.) и «нынешнего» (XII в.) времён в песнетворчестве Руси, — разумеется, с точки зрения Поэта.
Поэт дал два варианта запева «под Бояна» и каждый предварил кратким вступлением.
Первый вариант: «Пети было песнь Игореви, того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая, — галицы стады бежать къ Дону великому» («Так бы пел ты песнь об Игоре, внуке Трояна: «Не буря соколов занесла во поля широкие, а галочьи стаи, летящие к Дону великому»). Из поэзии Бояна до нас не дошло ни строки, и поэтому мы не можем однозначно ответить на вопрос: сочинил ли Поэт стихи «Не буря…» сам в качестве типичного образца бояновского творчества или взял их у Бояна? Равно вероятны оба ответа: в стихах нет ни приметы нового времени, ни языковой особенности, о которой можно было бы сказать, что к концу XII века она вышла из употребления или что в XI веке она ещё не существовала.
Запев воспринимается как отрывок из былины. Может, потому с него и начал Поэт. Здесь виден важнейший источник бояновского искусства — народное творчество. Отрицательный параллелизм и постоянные эпитеты («поля широкие», «великий Дон»), иносказательные значения «сокола» и «галок», видимо, восприняты из фольклора. «Галки» — это, как следует из текста, половцы. «Соколами» названы русские воины, несмотря на то, что в битве, которую воспевает «воскрешённый» Боян, они будут жестоко разгромлены.
В логической структуре отрицательного параллелизма мне видится один из типов предложения, соответствующий мифологической системе мышления двоичными противоположностями. Поскольку отсутствует противительный союз, то вторая часть предложения (…галицы стады бежать…) выглядит самостоятельной, грамматически будто бы не связанной с первой. Однако в частице «не», в паузе перед словом «галицы» и в ударении на глаголе «бежать» обнаруживает себя авторская мысль, побуждающая ответить на вопрос: если не буря, то что же погнало «соколов» через широкие степи? Причина далёкого полёта «соколов» Игоря, воспеваемого в духе Бояна, проста: враг бежит «к Дону великому», и, значит, его надо догнать и уничтожить. Воины, подобно соколам, подчиняются инстинктивным побуждениям, таково единство языческого мировосприятия: и птица (зверь) и человек действуют по общему стенотипу, будучи в сознании Бояна единосущностными частями Природы.
Очевидно, в предложении «Не буря…» лишь одно суждение, выраженное бессоюзным сложносочинённым предложением, в котором поведение соколов («своих») противопоставлено поведению галок («чужих»).
Второй вариант запева «под Бояна» можно, пожалуй, считать подражанием ему, сочинённым Поэтом:
Эта «песнь» имеет очевидную связь с походом Игоря против половцев: назван сам Игорь, его брат Всеволод, их отчество, их вотчинные города, Путивль, дружина которого была в войске Игоря. Если какие‑то слова и выражения взяты «из Бояна» (чего нельзя, разумеется, исключить), то и тогда «запев» резонно считать произведением Поэта, а не Бояна.
Запеву предшествует вступление Поэта: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь вн^че» («Или так бы надо было петь тебе, о Воян, Велеса вещий внук»). Значит, «песня», следующая за вступлением, будет иллюстрацией не народных истоков творчества Бояна, а его божественного дарования. Как видно по запеву, он получил от Велеса редкий поэтический талант «петь» просто, выразительно, звучно. Его воображение охватывает огромные пространства и соединяет в цельную картину близкое и далёкое. В фокусе бояновского изображения — князь Игорь. Поход ещё не начался, а он уже уверен в своей победе и думает о её сладких плодах. Ведь звон славы в Киеве — лишь эхо победного ржания его коней за Сулой, в Половецкой земле. Он, возможно, предвещает новую победу — овладение киевским престолом. Похоже, ради этой цели и созывают воинов трубы Ольговичей. И какой отклик, какое повиновение! Мгновенное, божественно–величественное: трубы ещё трубят, а путивльская дружина уже готова к походу. Гордым, грозным соколом виделся бы Бояну князь Игорь в этот момент. Боян так и «пишет» его образ, хотя «знает», что он потерпит сокрушительный разгром. Пером Бояна и в XII веке управлял бы языческий стереотип прославления своего князя.
И эта героическая «песнь» основана на логике двоичных противопоставлений: «Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве. Трубят трубы в Новгороде — стоят полки в Путивле». Оппозиция «близкое — далёкое» выражена только интонационно, а морфологически обе части стихов вполне самостоятельны.
Основной смысл монолога Всеволода — ода Игорю и своей дружине. Кровное родство — фундамент союза Игоря и Всеволода и причина славословия младшего брата старшему. Дифирамб курянам насыщен гиперболами, возвеличивающими воина–профессионала, каким и был дружинник. Он идеальный боец, с детства закалённый и обученный ратному делу. Его цель — добыть себе честь, а князю — славу. Это поэтически возвышенное определение не соответствовало действительности. И тогда войны не были только ристалищем славы. Князья предпринимали их прежде всего ради захвата военной добычи, укрепления государства и власти. Бояну это, разумеется, было известно, но он как бы не замечал практических интересов и воспарял ввысь, возвеличивая славу и удаль.
По запевам видно, что сутью «замышления» Бояна является создание идеальных образов русских князей и воинов. Он изображает их безупречными героями даже тогда, когда их дела требуют критики. Этой задаче соответствует интонационный строй, доминанта которого — гиперболизированное восхваление «своих».
Сам Боян, разумеется, не взялся бы воспевать поход, закончившийся разгромом русского войска. Это взорвало бы изнутри «замышление»: похвала зазвучала бы насмешкой, которая становилась бы все очевиднее и злее по мере развития трагического сюжета. Образцы песен «под Бояна» Поэт поместил в «Слове», чтобы продемонстрировать ограниченность диапазона бояновекой Лиры и показать, почему он отказывается петь по его «замышлению». Вместе с тем Поэт восхищался его талантом, а потому исполнил запевы на высоком художественном уровне.
Что значит черное покрывало слово о полку игореве
Ирина Медведева запись закреплена
Детальный разбор сна Святослава («Слово о полку Игореве»)
Давайте пройдемся по важным строчкам:
1. На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Из тиса делали гробы, значит, сон несет предзнаменование беды, чьей-то смерти.
Когда людей хоронили, их накрывали белой пеленой, а вот в чёрное одевается невеста, венчающаяся с женихом. Как вы заметили, сейчас все наоборот. То есть присутствуют свадебные мотивы. Зачем они нужны, узнаем чуть позже
2. Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье.
Невеста на свадьбе пила зеленое вино, а не синее
Плюс это праздничное, казалось бы, вино — зелье. Ещё один мотив горя. Причём сначала свадьба проходила благополучно, а потом зелье появилось. Параллель с походом Игоря.
Первая битва была выиграна, а вторая проиграна.
3. Сыпали жемчуг на полотно.
Жемчуг — символ слёз. Белый — цвет смерти в русском фольклоре (чёрный позже станет символом смерти).
4. Златоверхий терем мой стоял
Без конька.
Мотив неудачи, горя.
5. Вывод:
Зачем нужны свадебные мотивы?
Сны, снящиеся невесте перед венчанием, были вещими, по поверью. Перед тем, как выйти замуж, девушка должна была причитать (плакать о том, что уходит из родительского дома). По структуре свадебный и похоронный плачи схожи. Делаем вывод: автор хочет указать на то, что сон Святослава вещий.
Такой подробный анализ каждой строки «Слова о полку Игореве» мы делали в университете. Мне было очень интересно узнать такие подробности, а вам?)
Сон Святослава в Слове о полку Игореве. Русский язык и литература
Сон Святослава в Слове о полку Игореве. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — «Сон Святослава в слове о полку Игореве». Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Сон Святослава символичен и играет важную роль в сюжете «Слова о полку Игореве». «Смутный» сон князя Киевского предрекает ему плохие вести. Так, герой рассказывает о том, как его «покрывали чёрной пеленою», цвет которой связан с печалью и смертью. Также его поили «синим вином», что считалось предвестием печали. Об этом же говорит сыпавшийся из вражеских колчанов «жемчуг», который является символом слёз. Действительно, в скором времени пришли известия о поражении войск Игоря и Всеволода и их пленении.
Помимо этого, сон подводит к «Золотому слову», в котором князь выражает главную мысль произведения — необходимость единения Руси. Скорбящий о потере сыновей Святослав осознаёт, что причина их проигрыша заключалась в слабости войск Игоря и Святослава, поэтому он призывает других князей объединиться и вместе «стрелять в Кончака». Таким образом, сон Святослава отражает такое сюжетное событие, как поражение войск Игоря и Святослава и вдохновляет князя на произнесение «Золотого слова».
«Слово о полку Игореве» — первое известное произведение русской литературы, в котором присутствует элемент вещего сна. Однако нельзя точно сказать, можно ли его отнести к таковым. С одной стороны, сон Святослава назван «смутным», в нём присутствует множество символов: «чёрная пелена» и «горькое отравленное зелье» предвещают беды и скорбь, а «жемчуг» олицетворяет слёзы. «Златоверхий терем без конька» означает потерю дома, что можно соотнести с Русью, оставшейся без защиты. Также «пустые колчаны» раскрывают причину поражения войск Игоря и Святослава — у их воинов кончились стрелы. Однако с другой стороны сон киевского князя нельзя назвать вещим, поскольку он не предсказывает будущие события, а отражает то, что уже произошло. Таким образом, сон Святослава символичен, однако не является вещим, поскольку показывает прошлое, а не будущее.
Сочинение 2
«Слово о полку Игореве» — глубокое произведение, полное умелых и патриотичных описаний событий исторически важных для России. Эта книга притягивает, читая снова и снова можно заметить новые необычные детали. Автор наделил произведение мудростью и высокой духовностью, благодаря чему «Слово о полку Игореве» стоит на ряду с известнейшими работами великих авторов.
Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами, он благочестив, не терпит лжи. Всё вокруг кажется неправильным, князь постигает великое разочарование от того, что творится в его собственном государстве, но находит правильный путь решения различного рода проблем.
На момент событий, возраст Святослава обозначается как примерно 60 лет. По тексту его именуют как отца Всеволода и Игоря, но на самом деле они браться, а князь лишь относится к ним с отеческой любовью. К сожалению, Игорь не послушал Святослава, подвергнув Русь опасности. Хоть и проблема довольно значительная, Святослав не держит зла на непослушника, ведь мудрец убежден, что обвинять кого-то в трудные времена – себе дороже. Да, его братья, молодые и глупые, желали славы, хотели показать себя воинами, но сейчас это уже не имело значение, ведь теперь Святослав призывает народ бороться.
Князь был спокоен, он оставил после себя покой и мир. Несмотря на это, его очень волновала судьба его страны, ведь противники считали, что, победив сыновей Святослава, они победили и отца. Сделать страну своего правления безопасным и наставить на путь дальнейшего развития в положительном ключе было его главное целью, поэтому мудрец предлагает русским князьям организовать союз, подкрепляя это тем, что так они будут иметь гораздо большее влияние и мощь, перед которой не устоит ни один враг. Князь уверен в том, что управление государством сначала должно задумываться о народе, потом – о себе. Сделать страну своего правления безопасным и наставить на путь дальнейшего развития в положительном ключе ставилось как главная задача.
К сожалению, Святослав не был выслушан. Все ищут выгоду, а не войну. Князю остается только горевать, в силу потерь и упущенного времени. Автор использует образ Святослава как прототип могучего и мудрейшего правителя Руси. «Золотое слово» мудреца можно назвать эпицентром всего произведения. Он грозен и мудр, символизируя этим идеал правителя Русской Земли. Святослав Всеволодович был сыном киевского князя Всеволода Ольговича. Главные герои «Слова о полку Игореве», Игорь и Всеволод — двоюродные братья, а не дети князя, как указано в летописи. Он считается отцом для своих племянников только по иерархии князей. Святослав представлен в «Слове» как великий правитель старшего на Руси города – Киева.
Вещий сон представляет его как провидца и добавляет мистический оттенок в княжеский образ. Приснилось Святославу, что над ним треснула балка в потолке, его готовят к погребению, а сыновья его – соколы, улетели, их поймали и подрезали крылья (захватили в плен). Здесь показаны трагические моменты из его жизни. Но он не сдается, а делает все возможное для спасения «соколов», доказывая стойкость и мужество, свойственное его натуре – держит речь перед другими князьями для объединения сил. Это основной положительный герой, «золотое слово» которого стало одним из самых известных изречений о Киевской Руси. Он считается одним из самых мудрых и справедливых правителей своего времени, который пытался убедить других князей о важности единения земель и силе держащихся вместе.
Личные качества Святослава описаны в положительном ключе. Князю примерно 60 лет во время событий, описанных в произведении, где он описан как старец «с серебряными сединами». Он обладает большим военным опытом, сражался в битвах с половцами, отличается патриотизмом и силой духа. В книге он сравнивается со старым соколом, который все же защитит свое гнездо, и птицы полетят высоко. Только другие князья не хотят помочь слабому только с виду правителю. Автором «Слова» вспоминается славная победа над войском Кобяка, одержанная мудрым полководцем.
Очень важно для читателя то, как относится великий князь к своим братьям и к Игорю – он любит их отеческой любовью, называя их «любимыми чадами». Это показывает его мягкую сторону, способность на нежные чувства. По отношению же к своим врагам Святослав грозен и беспощаден. Он устрашал половцев грозным войском, не щадя побежденных. В политике своего государства князь сыграл важную роль как защитник родной земли и носитель объединяющей разные княжества идеи. Святослава Всеволодовича называют великим, скорее всего из-за того, что он был главным среди князей, имея в своей власти один из главный политических и религиозных центров русской земли.
Что значит черное покрывало слово о полку игореве
Сон князя Святослава является одним из интереснейших эпизодов Слова о полку Игореве. Во-первых, он отражает ярчайшую палитру русского бытия древней Руси – элементов национальных традиций и духовно-религиозной культуры русского общества 12-13 веков. Во- вторых, содержание сна, подборка образов сновидений, является очередным доказательством литературного гения автора, которому удалось две исторические битвы с половцами, во времени разделенные столетием, оживить в нескольких часах смутного ночного сна. От битвы хана-оборотня Боняка с венгерским королем Коломаном на реке Сан в 1097 году, до битвы князя Игоря с половцами на реке «каяле» в 1185 году, которая стала возможной благодаря действиям другого хана-оборотня – Кончака. Две битвы две эпохи, которые едва ли не в деталях повторяют друг друга.
Многие исследователи пытались разгадать этот смутный сон, но до настоящего времени он так и остается смутным и не разгаданным. Сделаем попытку восполнить этот пробел. Будем по возможности опираться на точность перевода церковнославянского текста.
Смутный сон князя Святослава состоит как бы из двух частей. Одна – это сон первой половины ночи, когда еще не улеглись тревога и суета прошедшего дня. События этого дня, расторможенные действием сна как бесовское наваждение, неуправляемо пробегают по извилинам переутомленного мозга и рождают самые невероятно страшные и фантастические видения. Например, ритуал собственного погребения.
Но бывает и так, когда оба действия совмещаются друг с другом. Тогда по-настоящему образуется смутный и страшный сон, пронизывающий все существо человека. По всей вероятности, такой сон и приснился князю Свтославу. Так что же увидел первопрестольный Киевский князь Святослав, «отец всех князей», в своем смутном сне? Для начала прочтем первую часть сна, самого известного и популярного перевода Д.С.Лихачева:
«Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня,- говорит,- черным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. (Д.С. Лихачев, М., Детская литература, 1972 г.)
Что тут скажешь, настоящий смутный сон, только в таком сне можно увидеть, как из пустых колчанов сыплется крупный жемчуг и это могут сделать только поганые иноземцы. Все просто и понятно. Для полного усвоения сути сна приведем текст, яко бы древнерусский Мусин-Пушкинского издания, с которого сделан этот перевод:
Теперь читаем оригинал церковнославянского текста с той лишь разницей, что в русском варианте текста мы не можем отобразить титло:
«Святъславъ мутен сонъ виде въ Киеве на горах: сыновщъ съ вечера одевахуть мя рече, чрною паполомою на колаты тесове. чрпахуть ми синевино съ трудомъ смешено. пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковинъ велика женчужа ми въ лоно и неговавшу мя. уже дъскы безъ Кнеза въ моем тереме златоврсемъ.»
На первый взгляд, читателю непосвященному в тонкостях церковно славянского языка кажется, что никакой собственно разницы между первым и вторым текстом нет. Но это только на первый взгляд и только кажется. На самом деле разница есть и разница эта принципиально огромная. Особенно она будет ощутима, когда мы перейдем к переводу церковнославянского текста.
Слово «колата» в церковнославянском языке имеет несколько форм написания, но значение его от этого не изменяется: колата – колать – колода – домовина. Другими словами речь идет об одном и том же, более понятном для нас – домовине, гробе, вытесанном в стволе огромного дерева, либо в камне для более знатных персон. (Древлеправославный обычай хоронить усопших в тесаной деревянной колоде сохранился и доныне в древлеправославных (старообрядческих) общинах Сибири и Алтая). Итак, князь Святослав увидел свое тело, лежащее на помосте поверху открытой тесаной колоды (гроба, саркофага) с тем, чтобы драгоценные благовония которыми его умащали стекали непосредственно в лоно гроба.
Для умащения тела усопшего, особенно знатного, как например первопрестольный князь, готовились особые дорогие благовония – масть на основе вина, масла, смирны и других драгоценных пахучих смол. Все это в достаточном количестве возливается на тело покойного и растирается (негуется). В Русской Древлеправославной церкви и до настоящего времени сохранен обычай, при чине погребения возливать на тело усопшего елей (масло).
В церковнославянском языке словосочетание «синевино» не требует особого пояснения. Однозначно, это вино, привезенное из-за синего моря, то есть, вино заморское (надо полагать было редкое и дорогое). Другое же слово «труд» (с трудом смешено) понятие более объемное и требует отдельного разъяснения.
Таким образом, автор «Слова» выражением: «пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковин», показывает нам не процесс высыпания из пустых колчанов «крупного жемчуга» на грудь князя Свтослава, а толпу, скопище «поганых тлковин», которые усердно напихивают в лоно (недра) князя «велика (много) женчужа».
Слова «поганый», «поганого», «поганые» многократно встречаются в тексте «Слова», все эти слова относятся к половцам в смысле «нехристей», «басурманей», внуков агарянских (потомков Агари – служанки, которая родила от Авраама сына Измаила, родоначальника арабов).
Именно эпизод сна, когда «тулаи», (скопище, толпа) «поганых тлковинъ», усердно напихивает в недра (полость живота) князя Святослава «велика женчужа» и «негует» (растирает) его тело благовонным мирром, больше всего возмущают князя, ибо мы должны помнить, что князь был достойный, благочестивый и убеленный сединой правоверный христианин.
Кто же эти «тлковины»? В церковнославянских текстах слово «тлковин»(тлковина, с титлой над буквой «л») редко, но встречается, однако прямого толкования этого слова нами найдено не было. Нет разъяснения этого слова и в «Словаре Симеона». Многие склонны считать, что «тлковин» это толмач, переводчик одного языка на другой, от слова «толковать», разъяснять. Похоже, но не убеждает.
Скорее всего, слово «тлковин» характеризует человека знающего, толкового, профессионала своего дела, будь то воин, наемник или знаток языков, погребальная свита или жрицы любви, наложницы. А если они половецкие, «поганые», «нехристи» да еще втирают в пах почтенному старцу благовония, ну кто сможет удержать себя от великого возмущения.
Что делать, в смутном, страшном сне сплетаются в клубок самые противоречивые и невероятные события. Мы подробно разобрали значение каждого слова оригинала церковнославянского текста, остается только одно – прочитать его в целом на современном русском языке.
Г.М.Горьков г. Оренбург декабрь 2014 г.
Внимание авторов!
В своих трудах при толковании «непонятных», «темных слов», приведенных в нашей статье «Слово о полку Игореве в свете новых открытий», ссылки на статью и автора обязательны.
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве»)
Речь Великого Святослава
В то время Киевскому князю Святославу снится сон, который оказывается вещим. Таким образом ему становится известно о проигранной битве князей. Святослав печалится, говорит своё знаменитое слово. Упрекает князей Всеволода и Игоря за их чрезмерную самодеятельность. Его обращение «смешано со слезами», великий правитель упоминает Всеволода и Игоря Святославовичей, он тоскует и грустит, как и Ярославна.
Главная идея обращения
В Киеве (на горах) князь Святослав стоит недвижим, его слово отсылается ко всем русским княжествам. Он расположен на одном месте, в столице Руси, а всё вокруг находится в оживлении. Святослав господствует среди русских князей, он формирует им правильное восприятие положения вещей в родном отечестве.
В исторической летописи и в «Слове…» есть «золотое слово», произнесённое Великим князем Святославом Всеволодовичем после вести о неудачном походе князя Игоря. «Слово» Киевского правителя передано в литературном произведении сходно с его оригинальной речью.
Святослав выражает недовольство из-за безрассудного поступка юного русского князя. Не остаётся сомнений, слово правителя — не вымысел, а действительный неоспоримый факт. И в летописи, и в «Слове о полку Игореве» в речи Святослава присутствует плач Великого Киевского князя. Он тяжело вздыхает, утирает свои слёзы, сильно печалится о судьбе Отечества.
Речь князя Святослава во многом сходна с мыслями автора литературного произведения, иногда до совершенной неразличимости. В «золотом слове» есть упрёк князя Игоря и его брата за их слепое стремление к собственной славе. Эти «медные трубы» противоречат благочестию. Они предали родное государство: «Нъ нечестно одолъсте, нечестно бо кровь поганую пролиясте».
Поэма «Слово о полку Игореве» была написана в 1185 году. Знаменитый исторический труд о походе на половцов. Представляет собой по содержанию древнерусскую летопись.
Сюжетная линия:
«Золотое слово» в произведении играет одну из главных ролей и занимает центральное место в сюжете. Особо значимо тем, что в нём звучит обращение ко всем князьям Русского государства. Роль речи Святослава — это выражение политических взглядов Олеговичей, желающих объединить русские княжества против половчан. Также, в свою очередь, золотое слово Святослава — это способ выражения авторской позиции по отношению к неудачному походу русичей.
Личность Киевского князя
Получили известие о разгроме Игоря и его войска, тогда Великий Святослав изронил «золотое слово», которое смешано с болью и слезами. Этой речи вторит горький плач Ярославны и взывание девушки к стихиям природы: ветер, река, солнце.
В художественном сочинении о походе на половцев предметы, принадлежащие князьям, определяются, как «золотые», то есть принадлежащие великому русскому правителю.
«Золотые» вещи знатных персон в Древней Руси:
Разумеется, у знати имелись в обиходе дорогостоящие вещицы, но необходимо понимать и другое — смысл особого ритуала во взаимосвязи понятий «князь» и «золото» как соотношение «его светлости» и «драгоценности». Слово великого правителя Русского государства также «золотое».
Произведение о походе Игореве — это важный литературный труд для славянского народа. Текст тревожит светлые умы и приковывает внимание литературных и исторических исследователей. По своему содержанию представляет собой своеобразную энциклопедию времён Древней Руси. Именно здесь можно изучить смену язычества христианской верой, обозначить развитие образов правителей Русского государства, рассмотреть тему социальных ролей, разобрать географические границы российской страны древнего периода, изучить особенности сражений, обмундирование персонажей.
Эта литература помогает исследовать стихотворные принципы времён Киевской Руси, помогает познакомиться с разными категориями в социуме, с их прямым предназначением и признаками в обществе.
«Опорный» эпизод художественного произведения — речь Киевского князя. Святослав Всеволодович — это реальная историческая личность. Он правил в Российском государстве с 1140 по 1194 год. Отметился в истории как правитель, предотвративший междоусобные войны и урегулировавший взаимоотношения среди русских княжеств. Итоги его политической деятельности положительны, хотя не решают всех трудностей того времени, но весьма заметны для Отечества.
Для русского народа Святослав был талантливым и деятельным правителем. Конечно же, в произведении его образ был подвержен переработке и художественному преображению, которые опоэтизировали характер для большего акцента на целях эпического литературного труда.
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве»)
Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве»)
1. Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава.
2. Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды.
3. Идейное содержание «золотого слова».
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы, богатый своей идейной духовностью и патриотическим пафосом. Это произведение исключительно содержательное. Читая его вновь и вновь, мы всегда находим в нем новые, не замеченные нами прежде глубины содержания. Высокая идейность «Слова», близость и понимание народной жизни, отточенное мастерство, которое заметно даже в мельчайших деталях текста, — эти стороны древнего памятника обеспечили ему одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.
Основная идея «Слова» — страстный призыв князей русских к единству. Это главная задача, которую поставил перед собой автор. Идея единения реализуется во всей художественной структуре произведения. Особенно четко она прослеживается в «золотом слове» Святослава.
Святослав Всеволодович — убеленный «серебряными сединами» великий князь киевский. От природы он был наделен здравым умом, терпением и осторожностью — качествами, не лишними для мудрого политика. Незадолго до похода Игорева, который подробно описан в «Слове», Святослав созвал великих князей русских с дружинами и общими силами сумел одолеть половцев, разорявших родную землю. Он нанес сокрушительное поражение главному на то время врагу Древней Руси. Автор «Слова о полку Игореве» восхищается победой Святослава Всеволодовича над половцами, славит ее.
С большим чувством Святослав в своем «золотом слове» призывает князей встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» По мнению Святослава, князьям не следует держать в себе обиды и корыстные цели. Им нужно забыть о распрях, прекратить усобицы. В первую очередь князья должны думать о земле Русской, чтобы не дать разорить «поганым» «своего гнезда», «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».
Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.
Это предзнаменование наполняет сердце киевского князя печалью: «В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Объяснение сна оказалось зловещим: «…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться еломом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а самих опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы… На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей».
Неудавшийся поход Игоря киевский князь осуждает, но зла на него не держит. Следствием поражения войск Игоря становится нависшая над государством угроза новых нашествий половцев. Это хорошо понимает Святослав, и потому он произносит речь, названную в произведении «золотым словом». Слова Великого князя пронизаны скорбью о родной земле. Святослав не одобряет храбрых, но безрассудных поступков князей Игоря и Всеволода, взявшихся за дело, которое заведомо было им не по плечу. Безумный этот поступок принес горе не только самому Игорю, но и позволил надвинуться страшной угрзе над всей Русской землей.
Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит свое «золотое слово», в котором звучит упрек молодым князьям Игорю и Всеволоду в нарушении феодального послушания. Но он не держит на Игоря и Всеволода зла: в речи своей он называет их «дети мои». Он говорит: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены». Святослав считает, что виной всего случившегося является молодая горячность князей. Они слишком поторопились выступить в поход, завоевывая себе славу.
Ошибка Игоря и Всеволода, по мнению киевского князя в том, что они не захотели ни с кем делить славы победителей половецких орд, а потому не призвали других князей присоединиться к походу Игоря. Поражение русского войска в этом походе стало следствием численного превосходства противника. Поэтому Святослав высказывает огорчение по поводу «непособия» им русских князей. В конце своей речи старый князь оповещает и о первом последствии Игоревой ошибки: половцы напали на Переяславль-Русский.
Значение речи Святослава огромно для «Слова о полку Игореве». В нем с особенной силой раскрывается идейный смысл поэмы, его основная задача — призыв автора к единению князей русских. Автор «Слова», как и поэтизированный герой его произведения Святослав, четко осознает, что феодальная разобщенность князей приносит много бед и страданий земле Русской. Нельзя избавиться от грозного врага, действуя в одиночку малыми силами. Только объединение поможет Руси стать мощным государством, что приведет к процветанию и миру. Следует забыть о старых распрях и обидах и вспомнить, что мы дети одной земли, у нас общие предки, в наших жилах течет родственная кровь. Эту истину, по мнению автора, необходимо понять в первую очередь князьям русским. Поэтому «золотое слово» Святослава обращено к ним, как к представителям власти на Руси. От того, поймут ли князья бесполезность распрей в родном государстве, зависит настоящее и будущее этого государства.
Автор «Слова о полку Игореве» — горячий патриот своей отчизны. Он искренне переживает за судьбу родного края. Являясь человеком широко образованным, неплохим политиком и историком, он прекрасно понимает, каковы причины русских бед. Ставя целью своего произведения помочь Руси в преодолении княжеских распрей, он создает «золотое слово» Святослава — речь, с особой силой раскрывающую основное идейное содержание всей поэмы. В этом основное значение речи великого киевского князя и всего произведения в целом.
Исследование текста
Святослав не участвует в походе на половцев, он проводит анализ неудачи этого военного наступления и изучает сложившуюся ситуацию в Русском государстве. Этой функции безупречно соответствует и опыт военных сражений, и опыт политической деятельности, и возраст Великого князя Руси.
Цель «золотого слова»
Слово правителя называется «золотым» как символ его сущности и идейного содержания. Призывает для всеобщего благополучия Руси к единению внутри государства, а также во внешней политике. О чём говорит Святослав в золотом слове, так о борьбе с чужеземным врагом.
Это достаточно выполнимый план для сильной страны, но требуется приложить некоторые старания, а также нужно быть готовыми к людским потерям на поле боя, что непременно случаются в военное время. К сожалению, почему-то этого нельзя избежать, мирными переговорами редко удаётся предотвратить сражение. Мир для отдельного государства, как показывает история, всегда достигался войнами.
Следующая задача, пожалуй, более трудная — это осознание русскими князьями собственной алчности, восприятие стремления властвовать над всеми другими. Эта война с самими собой и собственной внутренней сутью не каждому по плечу, но и здесь можно оказаться победителем. Мирное пребывание — это подлинное золото для отечества, оно жизненно необходимо и всем достаётся высокой ценой, его нельзя воспринимать пренебрежительно.
Из исторических документов известно, что в действительности Святослав Всеволодович был рассудительным и уравновешенным человеком.
Такой же нрав у его персонажа в литературном произведении. Князья Игорь, Владимир и Святослав собрались в поход на половчан, не оповестив об этой военной кампании Святослава Всеволодовича — правителя Киева.
Русичи были храбры и решительны, но побороть врага им не удалось. Тогда в первый раз князья русской земли попали в плен к половскому недругу, а их воины были безжалостно убиты. Понимание этих обстоятельств усиливает порицание, звучащее в «слове».
Киевский князь был сочувствующим и сердобольным, он тяжело переживал за бойцов, отдавших свою жизнь в сражении, и тех, кого взяли в плен. Святослав именует этот поход «злом». Он навлёк горе на Русь, долгое время ещё справлялись с последствиями этого безрассудного поступка.
Значение для современников Руси
Великий Киевский князь вспоминает своих дедов и прадедов, которые доблестно одерживали победы в боях с неприятелем, увеличивая мощь родного Отечества и приумножая его славу. Эти благополучные походы обеспечивали сохранность и счастье русского народа.
Святослав призывает отбросить все обиды, забыть корысть и задуматься о судьбе Родины, а не о собственных выгодах либо победах. По мнению князя, поражение в походе на половцев может быть достаточной причиной для объединения народа. Киевский правитель мудр, он по-отечески любит Русь, опечален, но не испытывает злых чувств. Он мягко обличает стремление Игоря и его брата к славе.
Сложно современному обывателю XXI века читать древний текст и правильно воспринять драматический пафос поражения военного похода. На современный русский язык переводили книгу Н. Заболоцкий, Д. Лихачёв. Разумеется, трудно постичь ту горечь страданий, которая переполняет душу во времена распрей между русскими княжествами. В своём слове Киевский князь воздаёт почести смелости и силе Всеволода и Игоря, но он возмущён их тщеславным походом на недруга.
Взволнованная и печальная речь влечёт князей на подвиг, пришло время проявить свою основную силу и отвагу, чтобы «встать за землю русскую». Незваный враг насильно придёт и будет грабить и жечь, если русскому народу вовремя не «подняться» против него. Раздробленность и раздор между княжествами угрожают существованию государственности. Необходимо дать стихнуть боли после поражения, нужно вспомнить старые времена и первых князей, чтобы объединиться.
Идейное содержание знаменитой речи:
«Златое слово Святослава» — это торжественная речь, картинка красноречивого обращения блестящего оратора для воодушевления всего русского народа. Князь строит долгосрочные планы на будущее страны. Это слово вспоминает о подвигах былых лет, ищет закономерности современных обстоятельств, изучая победы прошлого. Перед читателем предстаёт автор «Слова о полку Игореве», великолепно знающий историю Руси, который является настоящим патриотом и хорошим политиком.
Сочинение Образ Князя Святослава
Произведение «Слово о полку Игореве» описывает важные исторические события, которые происходили во времена правления Князья Святослава.
Князь Святослав является достаточно значимой персоной. Он прославился как великий полководец.
В произведении он описан как сильный воин, умный и мудрый правитель, который заботиться о благополучии своего народа и процветания русских земель.
На момент событий, описанных в «Слове о полку Игореве», Святославу было около 60 лет. Он смог остановить безжалостных половцев, которые в те времена совершали набеги на русские земли, грабили их, убивали местных жителей, уводили скот.
У Святослава было два сына, Игорь и Всеволод, которые пошли по стопам отца и стали хорошими воинами и правителями. Князь был уверен в том что его дети, так же как и он, будут умны и сильны, однако его ожидания не были оправданы.
Братья отправляются в поход, и только Святослав понимает что Игорь и Всеволод еще совсем молоды и рано им идти на такие подвиги, но братья жаждали добиться воинской славы, хотели показать свою храбрость. К сожалению им не повезло, они потерпели поражение, тем самым «разбудив» старые силы врагов. Эта победа над сыновьями великого князя, побудило половцев вновь напасть на Киевские земли. Поражение Игоря и Всеволода дало половцем уверенность в том что они смогут победить и самого князя.
Бояре осуждают сыновей князя, из-за их поражения. Святослав в своей речи тоже осуждает Игоря и Всеволода, за их самонадеянный и необдуманный поступок. Князь и рад бы встать за своих детей, но ему нужно, как можно быстрее прийти на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.
Святослав понимает что в одиночку ему не справится с многочисленными войсками половцев, поэтому он просит поддержки от других князей. Однако мало кто слушает, так как никто не хочет воевать и каждый хочет получить свою выгоду.
Святославу остается только оплакивать своих сыновей и горевать о прошлых, мирных временах.