Что значит человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко
Обществознание. 8 класс. Человек и общество. Человек – биосоциальное существо.
Человек и общество.
Человек – биосоциальное существо.
Человек – биосоциальное существо, так как он является частью природы (биологическое в человеке) и в то же время – частью общества (социальное в человеке).
Биологическая природы человека:
Социальная природы человека:
Запомните!
Биологические признаки человека – прирождённые, а социальные – приобретённые.
Социальную сущность человека характеризует понятие «личность».
Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств, позволяющих ему жить, трудиться в обществе, учиться, общаться с другими людьми, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.
Социальные и биологические качества человека делают его индивидуальностью.
Индивидуальность – это неповторимость каждой личности, его оригинальность, уникальность.
Социальные качества человека:
Социальные качества формируются только в обществе, при общении с другими людьми – в процессе социализации.
Социализация – это процесс формирования личности, это усвоение культурного богатства общества, норм и правил поведения, это формирование умения жить в обществе.
Человек как биосоциальное существо
УРОК 1-2. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.
· Человек – биосоциальное существо;
· Сознание и деятельность;
Человек как биосоциальное существо.
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.
Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.
Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.
Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что значит человек существо биосоциальное общество 8 класс кратко
Раздел ЕГЭ: 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Человек — биосоциальное существо, представляющее высший результат эволюции на Земле. Человек занимает особую нишу среди остальных живых организмов. Его биосоциальная природа обусловлена неразрывной связью с природой и обществом.
ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
Человек
Животное
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.
Природное
Общественное
СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
На протяжении своей жизни человек проходит следующие стадии:
Индивид — уникальный представитель homo sapiens (лат. «человек разумный», вид, к которому относится человек, высшая ступень эволюции). Все люди являются индивидами с рождения.
Личность — человек, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности. Содержит в себе устойчивый комплекс социальных свойств индивида, характеризующих его
в обществе. Социально и духовно развитый человек.
Индивидуальность — личность, отделившая себя от остального общества. Уникальность отдельно взятого человека. Включает в себя своеобразие внешнего облика и всех присущих социально значимых черт человека. Психически и личностно неповторимый человек.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами, влияющими на скорость и качество этого процесса. Индивид не может стать личностью до тех пор, пока не усвоит традиции, ценности и другие нормы общества. Факторы:
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Поскольку для человека характерна постоянная потребность в расширении своих знаний об окружающем мире, он может одновременно выступать и субъектом, и объектом познания.
Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:
Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:
Также встречаются случаи пребывания человека одновременно в двух ролях в процессе самонаблюдения. Это возможно в медицине, психологии и методике обучения.
Вы смотрели конспект «Природное и общественное в человеке».
Общее понятие
Концепция взаимных связей между отдельными особями в популяции носит наименование социальной структуры. Человек представляет собой редкий феномен природных организмов. Он отличается общественной манерой поведения, желанием к созиданию и творчеству. С помощью речи люди передают информацию, умения, навыки. Память хранит и накапливает знания из прошлого, разум приумножает их, соответственно опыту.
Индивид принадлежит к категории homo sapiens, представляет собой природный организм, особь. Идея личности выражает сочетание социальных особенностей, которые появляются у индивидуума в течение жизни и проявляются в поведении и действиях. Определение характеризует субъекта, с общественной точки зрения. Не все люди становятся личностью. Жизнь индивида в родовом строе подчинялась стремлениям первобытного коллектива, поэтому обособленность мышления не проявлялась.
Не относятся к личностям люди с отклонениями в психике и человеческие дети. Ребенок имеет некоторый комплект биологических характеристик и качеств, но до определенного времени у него нет признаков общественного порядка. Из-за этого его действия не ограничиваются социальной ответственностью.
Формирование человека
Личность складывается в условиях социализации, при этом индивид усваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями. Субъект приобщается к установившейся структуре общественных отношений и связей. Личность является биосоциальной сущностью человека, заключает в себе сложную бинарную основу, представляет комплексное слияние разумного существа и организма природы. Люди одновременно удовлетворяют духовные и материальные потребности.
Метафизические нужды зависят от особенностей формирования внутреннего мира людей в обществе, где проживает индивидуум, и их коммуникации. Личность передает сознательные образы и мысли другим членам социума посредством речи и языка. Другой формой изложения служит живопись, музыка, иные образные формы.
Формирование Субъекта представляет сложную координационную систему получения обособленных личностных характеристик в некоторых условиях. Становление личности на определенном этапе являет собой придание законченной формы и демонстрирует приобретенный качественный параметр.
Точка совершенствования показывает готовность индивида к деятельности определенного рода:
Пример. Подросток сформировал личностные характеристики в процессе теории и имеет представление об исполнительности, ответственности. Но эти понятия не консолидировались в поведении юноши, парень не воспроизводит их в общественных отношениях. Другим уровнем готовности является случай, когда качества закрепляются не только в сознании, но и работают при контактах в социуме.
Социализация отношений
Обобществление состоит в общении, образовании и воспитании посредством программы социальной ревизии, использования средств информации. Становление происходит в детских учреждениях, семье, в школе преподается обществознание биосоциальной сущности человека. Люди являются природными сущностями и живут по законам естества, но адаптационное развитие они получают только в окружающем социуме.
Институты проводят исследования на тему выявления особенности биологической составляющей человека и влияния этого критерия на становление личности.
Для развития индивида в обществе имеют значение:
Социализация начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Индивид проходит собственную дорогу и наследственность в этом не имеет значения. Субъект не рождается личностью, а становится ею в процессе жизнедеятельности. Период обобществления считается законченным, когда особь достигает определенного уровня психического и социального становления.
Критерием социализации является разумное управление собственным поведением и возможность отчитываться по итогам своей деятельности. Личность проявляется в случае, когда индивид определяется как субъект действия и при этом у него развивается самосознание разной интенсивности.
Индивидуализация личности
Субъект имеет собственные признаки, которые в плане биологического проявления отличают его от других членов общества. Кратко говоря, в мире нет людей с одинаковыми характеристиками.
К отличительным признакам относятся:
Научное понятие индивидуума означает, что человек существует как обособленная сущность в мире других людей. Нестандартность определяет характеристики человека в качестве одного из многих, но берет во внимание его личные качества. Определение учитывает внешний вид, способ общения и поведения, характер и другие признаки индивида.
Человек в обществе воспринимается, благодаря социально значимым характеристикам, которые в комплексе с обособленными качествами показывают личность. Персона обладает разумом, способностью оценивать действия, себя и других, самосознанием. Каждая веха развития общества предъявляет определенные требования к человеческой личности.
Индивидуальность проявляется в отличии внешних физиологических качеств и систематики сочетаний психологических, нравственных и социальных характеристик общения и поведения. Феномен индивидуальности применяется для показа неповторимости и оригинальности человека. Но в каждом субъекте встречаются общие показатели, которые присутствуют у всех людей, но выражаются и сочетаются в разной степени.
Коммуникационные критерии
Люди приспосабливаются к природе в результате морфологических перемен, переделки окружающего пространства, изготовления и использования орудий труда и войны, одежды, строительства зданий, передачи собственного опыта и навыков предыдущих поколений.
Иные представители млекопитающих также могут передавать знания, но человек научился делать это наиболее эффективно. Начальный опыт накапливания знаний в ограниченном коллективе способствовал победе над холодом, голодом, нападением зверей. Направление отбора в природе планомерно изменялось и на место агрессивности и силы выходила коммуникабельность, способность к труду, внимательность и наблюдательность.
В итоге развивался мозг, улучшался голосовой аппарат, разрабатывалась кисть руки. Изменения вели к разделению труда по силе, возрасту, полу. Люди разделяются на группы, основой градации становятся умения, навыки, ответственность за некоторые обязанности, деление опытом и производство. Возникает социальная система, традиция, религия и законность.
Человек сочетает биологические и общественные факторы, чем отличатся от млекопитающих животных:
Возникновение и становление общественных формаций носит название социогенеза, а все развитие человечества именуется антропосоциогенезом. Бинарная природа людей заключается в том, что социальные навыки надстраиваются на биологический фундамент. Важные факторы жизненной деятельности формируются в обществе и личность проявляется в итоге социализации.
Мышление и речь
Мышлением называется способность осознания сторон мира, которые непосредственно человек не воспринимает. Примером служит оценка прошлого или построение планов. Благодаря этому умению, люди не приспосабливаются к естественному окружению, а переделывают его.
Способность к мышлению проявляется в виде форм:
Речь являет собой сложившийся вид общения индивидов с помощью языка. Элемент деятельности помогает человеку передавать информацию, познавать окружение, компоновать знания для будущих поколений. Первоначально речь призвана организовывать общение. Процесс представляет собой формулировку мыслей с помощью разговора и восприятие языковых конструкций другого индивидуума.
Жизненные потребности
Понятие раскрывает осознанное переживание индивидом объективной нужды в средствах для поддержания организма и развития собственной личности. Потребности бывают осознанными и неосознанными. Первый вид побуждает людей к действиям.
Деление надобностей:
Не всегда нужды человека находят удовлетворение, их возмещение часто зависит от имеющихся ресурсов природы. По своему направлению они не должны нарушать общественные нормативы и обязаны представлять реальное и разумное содержание.
Способности и возможности
Индивидуальные качества говорят о пригодности человека к выполнению полезной работы в обществе. Способности формируются путем обобщения психологических процессов, которые применяются в действиях с закреплением их в виде привычек и навыков.
Признаки, которые получены посредством опыта, наблюдения и других эмпирических восприятий:
Ловкость развивается в процессе сольватации человека с предметами, продуктами, вещами. Способности совершенствуются по спирали, при этом после формирования навыка одного уровня открываются возможности для получения умений другой высокой ступени.
Воля и характер
Понятия взаимосвязаны друг с другом, в воле проявляется мощность характера, его напор, твердость и целеустремленность. Действия бесхарактерного человека зависят от окружающих обстоятельств и не определяются собственными желаниями. Характер представляет собой остов личности, в котором закреплены наиболее стойкие и существенные качества индивида, проявляющиеся в определенном отношении к людям, делу, себе.
Межличностные связи возникают в больших группах, например, классы, сословия, нации. Деловые и личные отношения появляются в малых формациях, например, коллектив, семья, группа. Позиции делятся на официальные, личные, иногда в среде возникают конфликты.
В результате разногласий сталкиваются противоположные интересы, цели, поэтому для погашения ссоры требуется выявление первоначального мотива. Итог конфликта зависит от выбора стратегического поведения индивида, его характера и способности к коммуникативному консенсусу.