Проверка чека онлайн-кассы, чтобы сохранить расходы
Как проверить чеки онлайн-кассы, чтобы не лишиться расходов на проверке разберем подробнее далее.
Проверка чека онлайн-кассы, чтобы сохранить расходы
Федеральная налоговая служба проверяет каждый чек от онлайн-кассы, контроль ведется онлайн. Ранее инспектора использовали сервис kpkcheck.ru, который показывал верность чека. Если чек неверный, налоговики снимают расходы, причем суды поддерживают такое решение.
С запуском онлайн-контроля теперь каждый покупатель при помощи приложения «Проверка чеков» от налоговой службы может проверить свой чек. Чтобы избежать претензий во время проверки бухгалтер компании должен также проверять чеки.
Формально проверка каждого чека онлайн-кассы не обязателен, но такая проверка позволит обезопасить расходы.
Что делать, если чек некорректен?
Ошибка в чеке может возникать по следующим причинам:
Все онлайн-чеки автоматически отправляются в налоговую после расчета. Настройка кассы для выдачи бумажного чека происходит отдельно. Электронный чек отправляется в инспекцию, а бумажный выдается покупателю. Если данные в двух чеках отличаются, то программа выдаст ошибку.
Важно! Ошибкой может быть разное время проведения операции. Если на кассе установлено неправильное время, а в электронном чеке время правильно, то пара для документа не будет найдена программой и такой чек некорректен.
Как проверить чек
Проверка чеков осуществляется через оператора фискальных данных. На чеке продавцы иногда указывают оператора сразу после адреса сайта налоговой службы.
Оператор Taxcom предлагает проверить чек через свой сервис receipt.taxcom.ru. Если по указанному адресу чек не находится, значит он может быть поддельным.
Важно! Ошибки выдают и настоящие чеки. Поэтому компаниям не избежать судебных споров, чтобы подтвердить свое право не отказываться от расходов.
Чеки на крупные суммы от постащиков можно проверить у продавца. Подтверждением передачи товаров или оказания услуги послужат товарные чеки или накладная. Чтобы убедиться, что продавец передал в налоговую полные данные о товарах, следует запросить у него электронную версию чека на е-мейл или на смартфон. Если приложение проверки выдаст ошибку, а данные чеков совпадают, то проблемы с инспекторами не должны быть.
Проблемный QR-код
В каждом чеке онлайн-кассы имеется QR-код, иногда он выдает ошибку или показывает некорректные данные. Налоговики не считают такие чеки поддельными, а предполагают ошибку QR-кода технической. Повторная проверка кода через некоторое время может решить проблему, либо потребуется ввести код вручную.
Налоговая служба разъяснила, как подать жалобу на неправильно оформленный чек
IconicBestiary / Depositphotos.com
В соответствии с нормами налогового законодательства контроль и надзор за соблюдением требований о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у предпринимателей, осуществляются налоговыми органами (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Налоговая служба уточняет, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, хотя такие обращения и не являются безусловным основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях). Поэтому, для подтверждения информации, изложенной в обращении, налоговым органам необходимо провести соответствующие контрольные мероприятия (письмо ФНС России от 26 июня 2020 г. № АБ-3-20/4832@). Но поскольку в настоящее время проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не проводятся, то вся информация, которая содержится в поступающих от граждан и организаций обращениях, принимается к сведению УФНС России и будет использована налоговыми органами при проведении соответствующих контрольных мероприятиях после снятия моратория на проведение проверок (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438, п. 5 приказа ФНС России от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181@).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Налоговая служба сообщает, что направить жалобу можно через специальный сервис на официальном сайте ФНС России или мобильное приложение «Проверка чеков ФНС России». Также в ближайшее время будет рассматриваться возможность представления фотографии кассового чека (бланка строгой отчетности) сформированного пользователем контрольно-кассовой техники с нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Рассчитывая покупателей, сотрудник может допустить ошибку при оформлении кассового чека. Также могут возникнуть вопросы из-за недостатка средств у клиента для расчета, сбоя кассы и других проблем. Итогом становится расхождение в учете ОФД, которое Федеральная налоговая служба рекомендует исправлять, выбивая чек коррекции или возврата.
Когда какой чек оформлять
Чек коррекции для ОФД выбивают когда:
Чек коррекции для ОФД выбивают когда:
Как оформить чек коррекции
Есть два способа: «Самостоятельно», если ошибка обнаружена сотрудником магазина до налоговой, либо «По предписанию» — когда есть имеется распоряжение ФНС.
Делать это можно с любого кассового аппарата, принадлежащего организации.
Как оформить чек коррекции самому:
оформите служебную записку или акт, укажите причину неприменения ККТ, дату и номер документа, перечень расчетов, без кассы с полной расшифровкой по перечню товаров, дате продажи, цене, количеству;
сформируйте чек коррекции для ОФД с указанием реквизитов отчетного платежного документа, который необходимо исправить.
Если ошибка была обнаружена ФНС, документ необходимо передать в налоговые органы.
Когда оформлять чек коррекции или возврата
Если избыток или недостачу нашли во время смены, можно оформить чек до итогового отчета о её закрытии. Если документ уже сформирован, формирования последнего документ его можно оформить по открытии новой смены на следующий день.
Реквизиты подобного документа аналогичны обычному и должны включать ИНН, номер кассового аппарата, фискальный признак, систему налогообложения, адрес расчета. Существенным отличием здесь будет отсутствие отражения перечня товара, объема и цены, так как подобный документ необходим только для налоговой службы и ОФД. Также в нем нет QR-кода, необходимого для проверки подлинности документа покупателем или контролирующими органами.
Как оформить чек возврата
Если у вас установлена автономная ККТ, то операции проводят через меню кассы. Сам процесс оформления чека возврата проходит следующим образом:
выбираем «Возврат прихода» или «Возврат расхода» в зависимости от вида корректируемой операции (если ФФД версии 1.1, то указывают признак некорректного документа для внесения дополнительного реквизита чека);
производим возвратную операцию в ОФД с такими же данными, как указано в неправильном чеке;
оформляем приход или расход в ОФД уже с нужными реквизитами;
составляем акт или служебную записку с указанием цены, количества, наименованиями, стоимости;
передаем акт в налоговую службу
Будет ли наложен штраф при выдаче чека коррекции в ОФД
Все действия по оформлению чеков возврата или коррекции проводят только при условии, что не была использована онлайн-касса. Соблюдение этого правила предотвратит возможный штраф со стороны налоговых служб за неприменение при расчетных операциях ККТ.
Согласно законодательству, за неиспользование онлайн-кассы, служащей для контроля ОФД полноты уплаты налогов, предусмотрен штраф, который зависит от вида нарушителя и суммы неучтенной выручки. Для ИП он составит 25–50 % от неучтенной суммы, но не менее 10 000 рублей. Для юридических лиц ставка возрастает до 75–100 % выручки при минимальной планке в 30 000 рублей. Если сумма неучтенных расходов по данным ОФД превысила 1 миллион рублей либо это нарушение было зарегистрировано второй раз в течение года, то налоговые службы могут остановить деятельность индивидуального предпринимателя либо юридического лица на 90 суток.
Одновременно законодательство предусматривает снятие подобных санкций при оформлении чека коррекции в ОФД при условии, что плательщик в добровольном порядке уведомил органы ФНС о неиспользовании при ведении расходных операций онлайн-кассы. Для этого должны выполняться одновременно с оформлением чека коррекции следующие условия:
произошел расчет за продажу товара или оказание услуг без использования онлайн-кассы, выдачи чека;
налоговые органы не обнаружили подобного правонарушения, а индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо самостоятельно известили ФНС о правонарушении;
пользователь самостоятельно ликвидировал данное нарушение закона путем оформления чека коррекции или возврата с сообщением об этом в органы налоговой службы;
данное нарушение было совершено впервые либо с момента уплаты штрафных санкций прошло более 1 года;
в налоговые службы предоставлен достаточный объем данных, подтверждающих факт правонарушения и его исправления.
Для предотвращения штрафных санкций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сотрудники Федеральной налоговой службы выпустили дополнительные пояснения относительно последнего пункта. Согласно документу, каждый расчет, который был проведен без использования онлайн-кассы, должен учитывать требования:
Предоставить акт и пояснения о проведении операции необходимо в течение трех дней после оформления чека коррекции ОФД. Если же за это время ФНС узнала о правонарушении (например, была совершена контрольная закупка или клиент самостоятельно обратился в налоговые органы), то избавиться от штрафных санкций не получится.
Особенности оформления чека коррекции
Выбивание ошибочных чеков ОФД при продаже товаров, реализации услуг, к сожалению, довольно рядовая ситуация, поэтому с необходимостью коррекции сталкиваются любая компания или индивидуальный предприниматель. Для удобства и предотвращения появления повторной ошибки в течение года оформлять возврат и коррекцию можно на любом из кассовых аппаратов, зарегистрированных на предприятии.
Кому необходима онлайн-касса и ОФД
На сегодня наличие подобной кассы ОФД, контролирующей в удаленном режиме объем выручки и, соответственно, полноту уплаты налогов, необходимо всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Исключением остаются следующие категории:
ИП, занимающиеся продажей театральных билетов и абонементов;
ИП, сдающие в аренду жилую недвижимость в многоквартирных домах;
ИП и юрлица, реализующие бахилы;
организации сферы образования;
организации сферы физкультуры и спорта;
организации сферы культуры и досуга;
ИП, реализующие продукцию или услуги собственного производства без привлечения наемных сотрудников (отсрочка до 1 июля 2021 года);
ТСЖ и жилищные кооперативы для приема оплаты за услуги ЖКХ и иные в рамках уставной деятельности.
К кому обратиться за помощью
Если в планах заниматься оказанием услуг, продажей различных товаров, собираетесь расширить свою деятельность, то обращайтесь в нашу компанию «Астрал». Мы продаем, внедряем и технически обслуживаем онлайн-кассы ОФД, иное программное обеспечение для ведения торговли, оказания услуг. Выбирая в качестве подрядчиков нашу компанию, вы получаете:
индивидуальный подбор ПО для работы с ОФД с учетом специфики деятельности компании;
доступные цены на все услуги;
обучение персонала и техническое сопровождение всех продуктов;
поставку только сертифицированного для работы с ОФД оборудования;
оперативное внедрение разработок и продуктов;
консультирование и оперативное решение возникающих проблем.
Обращайтесь в Астрал ОФД, чтобы проще передавать фискальные данные.
Мы предоставляем аналитику, чеки по смс и доступ к собственному API — точно ничего не пропустите.
Все люди ошибаются, а не ошибается лишь тот, кто вообще никогда не работает. Не обошла соответствующая обыденная практика и кассиров, работающих с новыми онлайн-кассами.
Чтобы понять алгоритм исправления ошибочно пробитого чека, необходимо обратиться к положениям закона «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ/ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Для изменений в уже осуществленных расчетах понадобится их коррекция или возврат прихода. С этой целью предусмотрены отдельные операции по онлайн-кассе с одноименными названиями, сопровождающиеся изготовлением специальных документов — чека коррекции или чека возврата прихода.
Поэтому ответ на вопрос: «Как оформить ошибочно пробитый чек» — таков: необходимо осуществить операцию по коррекции ранее произведенных расчетов или возврату прихода.
Важно! Схема исправления с использованием чека коррекции допустима при использовании пользователем форматов фискальных документов версии 1.1. При использовании версии 1.05 для исправления ошибки в виде некорректно сформированного кассового чека чек коррекции не применяется, а используется чек с признаком расчета «возврат прихода» (письмо ФНС от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@).
Корректировать расчеты по онлайн-кассе придется, если есть:
Далее мы объясним, почему необходимо исправлять ошибки в расчетах по онлайн-кассе.
Налоговики способны дистанционно разглядеть ошибки в кассовых расчетах
Применение онлайн-касс ставит фискальное взаимодействие коммерсантов и налоговиков на новый современный уровень. Теперь последним необязательно выходить на проверку, чтобы выявить ошибки в кассовых расчетах. Это достигается за счет обмена информацией между 4 участниками процесса:
Покупатель, приобретая товар, получает чек ККМ. Он вправе проверить его реквизиты через специальное приложение и направить налоговикам информацию о нарушении. Кассир, работающий на онлайн-кассе, передает сведения о пробитом чеке ОФД. Последний принимает эти сведения, подтверждает факт получения данных и хранит их. Основное же предназначение ОФД — это связующее звено между владельцем онлайн-кассы и налоговиками, которым он в установленные сроки направляет полученные сведения.
В процессе контроля за полученными сведениями налоговая служба выявляет правонарушения, направляет владельцам кассовых аппаратов необходимые для исполнения предписания и привлекает их к ответственности.
Так в кратком изложении выглядит современный процесс взаимодействия между налоговым органом и другими лицами, задействованными в процедуре применения онлайн-касс. Если ошибочно пробит чек по онлайн-кассе, это может оказаться на виду у налоговиков. Целесообразно устранить ошибку до того, как она привлекла их внимание.
Чтобы получить больше информации о взаимодействии с налоговиками, читайте статью«Как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы?».
Как оформить коррекцию ошибочно пробитого чека?
Выше мы выяснили, как оформить неправильно пробитый чек и для чего это нужно. Теперь рассмотрим порядок изготовления чека коррекции (при использовании ФФД 1.1).
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс Используйте чеки коррекции в следующих ситуациях: 1)вы самостоятельно обнаружили ошибку в чеке в присутствии покупателя (клиента); Еще 5 ситуаций, когда требуется оформить чек коррекции смотрите в К+. Получить пробный доступ можно бесплатно.
Его следует оформить в промежутке между отчетами об открытии смены в работе кассы и закрытии такой смены (без ограничения по датам).
При формировании чека коррекции особое внимание следует обратить на заполнение следующих реквизитов:
Порядок заполнения этих и других реквизитов чека коррекции в зависимости от ситуации расшифрован в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Исправление ошибки необходимо оформить сопроводительным документом. Им может быть объяснительная кассира или акт о проведении операции по корректировке расчетов. В документе следует отразить факт ошибки в расчетах и причины корректировки.
Факт выявления неучтенной операции влечет для виновного лица ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Оформление чека коррекции до выявления этого факта налоговиками может помочь избежать ответственности. Это следует из примечания к данной норме.
Оформление чека возврата прихода
Такая операция понадобится, когда в первоначально выбитом чеке ошибочно указано больше денежных средств, чем требуется (при использовании ФФД 1.05). Возврат прихода для неверно пробитого чека вернет ситуацию в исходную точку. В новом чеке следует отразить данные, аналогичные указанным в ошибочно пробитом кассовом чеке. Затем пробивается новый кассовый чек с правильной информацией. То есть в этом случае, в отличие от коррекции, операция не исправляется, а полностью аннулируется.
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс Возвратный чек также используется в случае выплаты покупателю денег за возвращенный товар независимо от того, какую версию ФФД вы применяете. Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
При оформлении операции возврата прихода следует отразить фискальный признак ошибочного чека ККМ, чтобы налоговики не требовали дополнительных пояснений и представления копии заявления покупателя о возврате уплаченных денег.
Важно уяснить, что проведение этой операции необязательно делать в день ошибки, т. к. соответствующее ограничение законом не установлено. Если же ошибку не исправить вовсе, то возможно применение санкций по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Аналогичной операцией можно устранить и иные ошибки в чеке, не связанные с занижением выручки. Примером такой ситуации может быть неотражение в чеке НДС тогда, когда он должен быть указан. В такой ситуации также следует оформить операцию возврата прихода до обнаружения ошибки инспекторами.
Не следует оформлять возврат прихода для устранения операций, проведенных в период возникновения перебоев со связью, т. к. подобные явления не отражаются на работе кассы. Фискальный накопитель хранит необходимую информацию в течение 30 дней и самостоятельно направит ее ОФД, когда связь наладится. Проведение же в этом случае дублирующей операции повлечет необходимость оформления чека коррекции.
В дополнение посмотрите видео в материале«Как сделать возврат денег за покупку по онлайн-кассе?».
Итоги
Совершение ошибки при работе с онлайн-кассой не является причиной для паники. Важно заметить и устранить такую ошибку до того, как на нее обратили внимание налоговики. В этом случае ответственность за нарушение не наступит. Устранение, в зависимости от вида ошибки, оформляется либо чеком коррекции, либо операцией возврата прихода. Если самостоятельного исправления изъянов в работе с кассой вовремя не происходит, возможно применение санкций со стороны налогового органа.
Если у вас появилась необходимость снять онлайн-кассу с учета, читайте статью«Как выглядит заявление на снятие с учета ККМ — образец».
РАССМОТРИМ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В ЧЕКАХ ОНЛАЙН–КАСС, КОТОРЫЕ СОТРУДНИКИ ПРИНОСЯТ В БУХГАЛТЕРИЮ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕННЫХ РАСХОДОВ. СГРУППИРУЕМ ИХ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ВСЕ ЭТИ ЗНАНИЯ НЕОБХОДИМЫ БУХГАЛТЕРУ, ЧТОБЫ НЕ ЛИШИТЬСЯ РАСХОДОВ НА ПРОВЕРКЕ. КРОМЕ ТОГО, ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО КАЖДАЯ КОМПАНИЯ, КОТОРАЯ ВЫДАЕТ ЧЕКИ С ОШИБКАМИ, РИСКУЕТ ЗАПЛАТИТЬ ШТРАФ. ЗА ОТСУТСТВИЕ ЛЮБОГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕКВИЗИТА – ШТРАФ ДО 10 ТЫС. РУБЛЕЙ (Ч.4 СТ. 14.5 КоАП РФ).
Безопасные ошибки
Чек без фамилии кассира. Должность и фамилия кассира – обязательные реквизиты чека онлайн-кассы. Этих данных может не быть, только если чек выдает клиенту автомат (п.1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Отсутствие фамилии не мешает расходам и вычетам. Только должность сотрудника является обязательным реквизитом первичного учетного документа (п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ).
В чеке нет адреса сайта ФНС. Данные чеков получает ФНС. Поэтому в чеке должен быть сайт ведомства, на котором можно проверить чек (п.1 ст.4.7 закона 54 –ФЗ). На самом деле проверить чек на сайте nalog.ru не получится. Для этого ФНС РФ разработала мобильное приложение «Проверка чеков». Поэтому чек без сайта можно смело принимать к учету расходов при условии, что с остальными реквизитами все в порядке. При проверке онлайн –чека приложение может выдать следующие варианты информации:
б) QR – код некорректен – следовательно, код защиты не соответствует законодательству РФ о применении ККТ. Это техническая ошибка. Она не означает, что продавец не передал сведения в ФНС.
в) Получение чека – следовательно, чек ожидает отправки на сервер ФНС. У продавца есть 30 дней. В это время касса копит чеки и отправляет их, как только появится интернет (ч.4 ст. 4.1. ФЗ от 22.05.03 № 54-ФЗ).
г) чек не получен – следовательно, налоговая не получила данные из чека. С 19 августа 2017 года в НК РФ появится указание на то, что компания не обязана отвечать за нарушения контрагента. В случае споров, если чек корректный, докажите, что сделка была реальной. Предоставьте накладную, товарный чек, приходный материальный ордер на склад, письма, договор и т.д.
Спорные ошибки
В чеке нет адреса и (или) индекса или адрес указан не верно. У такси отсутствует название и номер машины. У интернет-магазина отсутствует адрес сайта (п.1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ). Казалось бы, инспекторы могут идентифицировать продавца по наименованию и ИНН. Поэтому ошибка в адресе не должна влиять на расходы (письмо № 03-03-10/43034). Однако чек ошибочный. Например, проблемы с расходами возможны, если продавец перенес кассу в другое подразделение без перерегистрации. В результате может оказаться, что подотчетный сотрудник был в командировке в одном городе, а в чеке указан другой. Бухгалтеру необходимо будет подтвердить место расчетов. Для этого можно сделать запрос продавцу.
Напротив товара нет ставки НДС. Все компании, кроме «спецрежимников» обязаны записывать ставку НДС по каждому товару в чеке (п.1 ст.4.7 закона № 54-ФЗ). В противном случае возникают риски. Обращаем внимание, НДС по чекам можно принять к вычету, если работники привезли их из служебных командировок (письмо Минфина России от 25.02.15 № 03-07-11/9440). В остальных случаях нужен счет-фактура. Без счет-фактуры, НДС по чекам нельзя учитывать в расходах и принимать к вычету. В бухучете спишите налог как прочие расходы (п.11 ПБУ 10/99).
Продавец перепутал систему налогообложения. Такая ошибка возможна, если компания совмещает режимы либо лишилась права на спецрежим, но не поменяла настройки в кассе. Это не лишает компанию права учесть расходы, риски возникают по НДС. Если вы хотите принять НДС к вычету по командировочному чеку, попросите у продавца подтверждение, что на момент продажи он находился на ОСНО.
Продавец перепутал способы оплаты. Есть три варианта: по карте (платежная система), электронными деньгами, наличными (п.1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ). Минфин России в письме от 06.04.15 № 03-03-06/2/19106 рекомендует прикладывать к авансовым отчетам не только чеки на оплату, но и слипы pos-терминала, если сотрудники платят картой. В случае расхождений в документах инспекторы на проверках могут оспорить расходы.
В чеке есть арифметические ошибки. Например, поставщик неправильно посчитал скидку в чеке из-за ошибок в настройках кассы. Согласно абзаца 2 статьи 320, подпункта 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ, покупатель учитывает стоимость товаров в расходах с учетом скидок. Поэтому попросите, чтобы сотрудник обратился в магазин за новым чеком.
Ошибки, которые мешают учесть расходы
Нет названия компании и (или) ИНН. Название организации должно быть, как в ЕГРЮЛ. Любое произвольное название является критической ошибкой для списания расходов. Получается, что по чеку нельзя идентифицировать продавца (письмо Минфина от 28.08.14 № 03-03-10/43034). Налоговая снимет расходы. Чек нужно заменить либо отказаться от расходов в налоговом учете.
Магазин обобщил названия товаров. Не записывать названия товаров в чеке вправе только ИП на УСН, ПСН и ЕНВД до 2021 года (п.17 ст.7 ФЗ от 03.07.16 № 290-ФЗ, п.1 ст.4.7 закона № 54- ФЗ). Если вы на ОСНО, ваша обязанность указывать названия товаров подробно. Для того, чтобы избежать споров по расходам, приложите к онлайн- чеку товарный чек.