Что значит чай в разговоре

Что значит чай в разговоре

Фиг. 1. Чайный куст. Фиг. 2. Ветка чайного растения с цветами. Фиг. 3. Периодическая обрезка. Фиг.4. Доходные побеги (флеши), собранные для выделки чая. Фиг.5. Китайская корзина для сушки чая. Фиг.6. Полки для скатывания чайного листа по индийскому способу.

Все без исключения сорта Ч. готовятся из его листьев; хотя различаются Ч. цветочный, желтый, зеленый, черный и кирпичный, но все они изготовляются из листьев тех же самых кустов. Различие в продукте зависит только от возраста листа и от способа приготовлении. Наибольшим у нас распространением пользуется черный Ч., который готовится двумя способами (китайский и индийский). Китайский более старинный, так сказать классический, способ и доныне наиболее удобный для мелких и крестьянских хозяйств, в коих он выработался в Китае, состоит в следующем. Начиная с 4 года, а на более слабых кустах и с пятого, раннею весною, когда куст трогается в рост, срывают молодые побеги, состоящие из сочного зеленого стебелька с верхушечной почкою и несколькими, обыкновенно тремя, молодыми и нежными листиками. Эти так назыв. флёши, или доходные побеги (фиг. 4). Необходимо дождаться времени, когда чайные побеги дадут до 5 или даже до 6 листьев, тогда срывают побег, оставляя 2 нижних листа на веточке, которые служат для дыхания и питания растения, из углов их выходят следующие побеги, после некоторого периода отдыха. В Китае первый сбор, имеющий место в конце марта или в начале апреля, считается наилучшим. За ним следует второй сбор в мае и третий сбор в июле. В Батуме второй сбор считается лучше первого. В Индии сбор продолжается непрерывно большую часть года, и здесь число сборов тем больше, чем влажнее и жарче климат местности. При китайском способе обработки черного Ч. почти вся работа происходит на воздухе и обязательно на солнце. Если собирают только одетые серебристым пушком верхушечные почки (так назыв. байхао) и непосредственно высушивают их на солнце — получают цветочный Ч.; если же такие почки высушиваются слегка подвяленные в тени — то желтый Ч. Мелкие вариации в способе сушки дают разные сорта этих Ч., но главная суть в том, что в состав их входят эти самые маленькие верхушечные почки. Собственно черный Ч. готовится так. Побег с 3—5 листьями собирают в корзины, которые должны быть чисты и ни для каких других целей употребляться не должны, так как Ч. легко впитывает в себя всякие запахи. Принесенные в корзинах чайные листья рассыпаются на циновках (приблизительно в шесть шагов длиною и 3—5 шириною); им дают завянуть на солнце, разбрасывая при этом флёши так, чтобы они свободно, не налегая друг на друга, лежали на циновке. Часа лежания на летнем июльском солнце достаточно, чтобы листья потеряли излишнюю сочность и упругость и сделались мягкими (вялыми, неломкими) и пригодными для дальнейшей обработки. Затем их собирают в кучи и, слепив комья (в человеческую голову величиною), кладут на плоские корзины или на доску и сильно мнут ногами. Обыкновенно 2 рабочих становятся вместе и так сильно давят лист ногами, что из него выступает зеленый сок, смачивающий всю массу. Затем лист опять рассыпают на циновки и сушат на солнце. Такая сушка в Китае занимает времени также не более часа, после чего лист собирают в кучи и, накрыв холстинкой, оставляют преть (бродить) около полутора часов, пока он не почернеет и не получит характерный чайный запах. Перебродивший лист опять оставляют на солнце, пока он совсем не высохнет, после чего Ч. (Мао-ча) готов. Такой Ч. мелкие производители крестьяне, а они и являются главными производителями, несут к скупщикам на фактории, где скупленный Ч. еще раз просушивают в особых корзинах, так наз. бейдзах, представляющих корсетообразно перетянутый цилиндр, на узкой перетяжке которого находится род решета, на которое и насыпается Ч. (фиг. 5). Бейдзы ставятся над ямами или небольшими печами с дубовыми или другими, не дающими запаха и дыма, углями и дважды подогреваются. Сушеный мелкий Ч. просеивается через ряд сит, для освобождения от пыли, провеивается через особую веялку и смешивается для продажи. Упакованный в ящики, он слегка ароматизируется прибавкой к нему душистых цветов жасмина, Olea fragrans, Camellia Sansaqua и др.

При индийском способе Ч. должен точно так же подвергнуться четырем вышеназванным процессам: завяливанию, скатыванию, брожению и сушке, но все процессы эти проходят в крытых помещениях; сушка происходит не на солнце, но на огне, причем ручной способ обработки по возможности заменен машинным. Для выделки Ч. по индийскому способу необходимо помещение. Для этой цели пригодна всякая постройка с чистым полом и с достаточным числом окон для света и освежения воздуха. Можно делать Ч. даже просто под навесом, лишь бы он был закрыт от ветра, солнца и дождя. Чистота, отсутствие пыли и всяких запахов — главное требование, которое нужно предъявлять к таким помещениям. При завяливании по индийскому способу лист рассыпают или на чистом деревянном полу крытого и вентилируемого помещения, или на особых полках (из легкого и непахучего дерева), несколько наклоненных наружу, или на натянутом на рамке холсте (фиг. 6). Лист затем скатывают на столах руками (или ногами, но в особых мешках). Англичане предпочитают заменять этот перенесенный в Индию из Китая способ скручиванием на особых машинах, как, напр., Jacksons Hindu universal Roller, Standart, состоящих из двух жерновов, слегка соприкасающихся друг с другом, которые, приводимые в движение руками или машиной, давят и крутят листья. Ферментация листа здесь происходит также в закрытом помещении, причем расстилаются листья слоями около 3 дм. толщиною или насыпаются в особые ящики (где они переворачиваются через каждые ½ часа); хороший цвет перебродившего по этому способу листа — золотистый или медно-красный. Поджаривание Ч. производится в особо устроенных печах, как Jackson’s Venetion Dryer, Victoria и А. и В. Davidsons № 3 Τ. Sirocco и др. В печи эти вдвигаются полки с листом, которые держатся несколько минут в сухом нагретом воздухе, что требует, однако, большой осторожности, так как небольшая передержка или недодержка может испортить дело. Надо наблюдать, чтобы жар был умеренный, почаще помешивать и следить, чтобы не было ни малейших следов дыма. Также и просевка при английском способе делается машинным путем при помощи цилиндрического вращающегося сита. При этом способе получаются естественно разделенными части: Flowery Pekoe, т. е. верхушечная почка, Orange Pekoe, т. е. следующий за нею на веточке первый, наиболее мелкий недоразвившийся лист. Вместе с почкою он дает сорт, так назыв. Pekoe tipe или Brocken Pekoe. Второй лист дает Pekoe; третий, четвертый Suehong Kongu и в Bohea. Кроме того, как при отсеве ситами, так и здесь, после отборки и пересева, получаются пыль, обломки веточек и крошки, которые под именем Fanning и Brocken Loct составляют низшие сорта Ч. Готовый Ч. несколько подсушивают и упаковывают.

Русские плантации дают от 500 до 1000 фн. с десятины. Цейлонские в среднем около 500 — 700 с горы. В Китае количество это подвержено большим колебаниям, вследствие крайней неравномерности в посадке кустов. Во всех чайных округах, кроме Батумского, наравне с черным, готовится значительное количество зеленого Ч. Для приготовления его идут те же чайные флёши, что и для черного — но их не подвергают брожению. Лучше всего разработана система приготовлении зеленого Ч. в Японии, хотя она и заимствована из Китая. Здесь сорванные листья сперва подпаривают, чтобы лишить их эластичности и запаха сырости. Действие пара обусловливает также сохранение зеленого цвета продукта. Листья кидают в деревянную лохань с бамбуковым дном, которая вставлена в котел, наполовину наполненный водою и снабженный крышкою из проволочной сетки, вправленной в печь. Положив в лохань около 225 г листа, подвергают его на полминуты действию пара так, чтобы температура на бамбуковом дне не превышала 80 — 95°. Операция оканчивается в тот момент, когда листья развивают характерный запах Ч. Затем их откидывают на деревянный стол или на соломенную циновку и охлаждают помахиванием веера. Затем лист скатывают и просушивают, что происходит одновременно. Для сушки устраивается печь или жаровня из бамбука и глины, имеющая форму ящика, и наполняют горящими угольями. На эти ящики ставятся деревянные рамы, на которые натянуты листы толстой, пропитанной крахмалом, бумаги. На них помещают по 2 кило хорошо пропаренных листьев; лист разбрасывают по всей поверхности рамы и начинают катать руками, сперва слабо, потом все сильнее и сильнее, наблюдая только, чтобы листья не слиплись друг с другом; работа кончается, когда листья примут более темную окраску и станут более или менее сухими, похожими на скатанные кусочки бумаги. Тогда содержимое трех таких рам переносится последовательно сперва на две с температурою от 75 — 85° и, наконец, соединяется, после скручивания на двух рамах, на одну, нагретую до 65 — 75°. Здесь листья только переворачивают и, дав им простынуть, ссыпают в большие глиняные сосуды. Приготовленный таким образом Ч., прежде чем идти в продажу, подвергается сортировке и просеиванию через бамбуковые сита. Другой, более простой и старинный способ кроме Японии практикуется в Китае и Индии. Свежесобранные листья бросаются в котел, косо вмазанный в печь. Под котлом поддерживается легкий огонь. Размякшие под влиянием жара листья кидают затем на стол, поверхность которого делается слегка рубчатая, и крутят лист на нем руками, после чего его кидают опять в котел и повторяют эту процедуру от 8 — 9 раз, пока лист не сделается сухим. Зеленые Ч. часто для того, чтобы придать им красивый вид, подкрашивают тальком и берлинскою лазурью. Кирпичный чай до сих пор готовится, главным образом, в Китае и только в самом небольшом количестве в Японии. Во многих местностях Китая производство его считается выгоднее, чем приготовление черного Ч. — самые же приемы приготовления гораздо проще. У крестьян скупают материал для кирпичей, так называемый Лао-ча. Это безжалостным образом срезанные с кустов длинные летние побеги. Сбор их заменяет и третий сбор Ч. и обрезку куста. Листья бросают как и при приготовлении зеленого Ч. в котел, подогреваемый градусов до 40. Когда листья размякнут, их мнут ногами около 5 минут и затем, разостлав на циновках на солнце, сушат. Приготовленный таким образом Лао-ча несут скупщикам, которые хранят его в особых каменных сараях, где он в течение недели подвергается брожению, причем температура в сараях повышается до 50°. Тогда его вынимают и, просеяв через сито и искрошив на более мелкие части ножом, распаривают для приготовления кирпичей. Различают три сорта Лао-ча: Ти-дзи, или грубые переросшие листья, — их кладут в середину формы — и Имень и Са-мянь, более нежные листья, идущие на обкладку. Эти сорта отвешиваются определенными порциями мальчиками на китайском безмене. Формы для кирпичей делаются из дерева, и в них Ч. подвергается сильной прессовке. Этот Ч. не следует смешивать с Ч. плиточным, приготовляемым из пыли от черного сорта. Автору нигде не приходилось видеть, чтобы для прессовки кирпичей прибавляли бычачью кровь — как это почему-то думают. Отличен несколько от вышеописанного способ приготовления кирпичного Ч. в провинции Се-Чуань. Здесь собранный лист заставляют бродить в вырытых прямо для этой цели ямах 5 — 8 дней. Затем Ч. высушивают и прессуют, смочив предварительно водою, в которой кипятили рис. Несмотря на громадное количество Ч., получающегося с плантаций, его нигде не хватает на всех потребителей — и везде распространены суррогаты Ч. и его фальсификации. Уже в самом Китае, в его чайных округах, простонародье пьет воду, приправленную перцем, в которой чувствуются только следы чайного вкуса от брошенных свежих листочков. В Японии, как суррогат Ч., употребляют листья растений Lonicera flexuosa, Camellia theifolia, Cassia mimosoides, Vistaria Sinensis и нек. др. Подобные же суррогаты существуют и в Гималаях. В России, кроме спитого Ч., собираемого в трактирах, наиболее часто употребляется Иван-Ч. — Epilobium angustifolium, господствующий на северных рынках, и кавказский Ч. — Vaccinium arctostaphylos, преобладающий на юге. Анатомический разрез чайного листа, позволяющий видеть особые характерные для рода T h ea утолщенные крупные клетки, позволяет всегда сразу отличить настоящий Ч. от поддельного. Ч. в районе интенсивной чайной культуры подвергается нападению целого ряда врагов, большею частью из мира насекомых. В особенности много врагов этих на Цейлоне, таковы Aspidotus theae, A. flavescens и A. transparens, Stauropus atternus, желтый паучок — Acarus translucens, Typhlodromus carinatus, Arcomyza, Agrotis suffusa, Lecamium coffeae, Cacaecia Spec, Thrips и термиты. Кроме того, здесь встречаются и все враги северных районов — Китая, и Японии, и Гималаев. На последних особый вред приносит красный паучок Tetranychus bioculatus, Eumeta Crainarii, Zeuzera, Coffeae и Aphis theae и самый злейший враг Ч. — так называемый Mosquito blight или Helopeltis theivora. В северных районах Ч. вредят так называемые Маки-муси или Gracillaria sp., Мино-муси — Eumeta Cramarii, Zeuzera coffeae, Parasa lepida и так называемый Шактори-муси — род пяденицы, портящей лист. В Батумском районе на Ч. нападал пока только грибок Pestallozzia Gu e pini, но нет сомнения, что с развитием чайного дела и наших сношений с дальним Востоком и здесь появятся некоторые из названных выше врагов чайного куста.

Следует упомянуть, что различные сорта Ч. употребляются разными народами не одинаково и имеют совершенно различные районы потребителей. В Японии, напр., пьют, можно сказать, исключительно зеленый Ч. Его заваривают в миниатюрных чайничках, приливая горячую воду (но не кипяток) из небольших чугунных чайников, согретых на маленьких комнатных жаровнях. Светло-желтая терпкая жидкость пьется из крошечных, содержащих несколько глотков чая чашечек — без сахара. Им запивают рис или Ч. этот заедают конфетами. Ч. начинается и кончается обед, Ч. немедленно подают пришедшему гостю. В торжественных случаях пьют особую эмульсию из порошка зеленого Ч., завариваемую с особыми церемониями — это церемониальный Ч. В Китае пьют оба сорта, зеленый и черный Ч., — и здесь, как и в Японии, чаепитие сопровождает все главные моменты дня. И здесь Ч. заваривается в особых чайниках и пьется без сахара. В официальных приемах и церемониях чашка чая играет видную роль в этикете. Двигаясь далее вглубь Азии в область Тибета и исповедующих ламаизм кочевников, переходим в область употребления кирпичного Ч. В монастырской жизни Тибета он играет выдающуюся роль. Кирпичный Ч. пьют из плоских деревянных чашек, пьют с солью, маслом и молоком, приготовляя род супа, который кочевники варят у себя в котлах. Распространенный в центре Азии, он встречается еще в Европе у кочующих в Астраханской губернии калмыков. Россия, как известно, пьет почти исключительно Ч. черный. В Зап. Европе черный Ч. на континенте прививается плохо, так как здесь везде господствует употребление кофе. Исключение составляет Англии, где пьют также черный Ч., но иначе чем в России, настаивая Ч. чрезвычайно густо, иногда просто вываривая его в чайнике, почему Ч. английской заварки, не имея почти аромата, отличается необыкновенной крепостью и темнотою настоя и терпкостью. Чаще всего его пьют с молоком и сливками. Англичане по количеству потребляемого Ч., поэтому, и занимают первое место. Зеленый Ч. после Японии распространен главным образом у оседлого населения Туркестана и северной Персиифигде его пьют слабым настоем. Скорее как лекарство, чем как питье, его пьют кое-где в Западной Европе. Большим распространением пользуется он в Северной Америке.

См. Симонсон, «Практическое руководство к разведению чайного куста и выделке чая» (1901)4 Краснов, «Чайные округи Азии» (т. I и II, Издание Удельного Ведомства (СПб.); Rein, «Japan» (т. I и II); Money, «On the cultivation of thea»; Фергюсон, Отчет о культуре чая в «Ceylon Observer 1880 — 900 г.»;

В. Массальский, «Чайные и другие южные культуры в Западном Закавказье» (СПб., 1899); С. Н. Тимофеев, «Чай и возникающая его культура на Кавказе» («Сборник сведений по культуре ценных растений на Кавказе», изд. 1895 г.).

(производство, торговля и потребление) — как один из пищевых продуктов известен очень давно, но в продолжение ряда веков оставался достоянием лишь одного Китая, в котором культивировался наиболее успешно. Предметом международного обмена Ч. сделался недавно, когда Китай стал мало-помалу сближаться с другими странами на экономической почве. Еще до конца первой половины минувшего века почти весь мир снабжался Ч. исключительно из Китая; с шестидесятых годов того же века у Китая появляется конкурент в лице Британской Индии; несколько позже выступают на мировой рынок с предложением Ч. Япония, Голландская Индия и Цейлон. Эти же пять поставщиков сохранили поныне свое господствующее положение на чайном рынке. Как велики размеры производства Ч. — определить невозможно, так как правильного его учета нигде нет. Об участии отдельных стран в снабжении мирового рынка Ч. приходится чаще всего судить по отчетам о внешней их торговле, т. е. только по вывозу, оставив в стороне местное потребление, конечно весьма значительное. Попытки подсчета показали, что в мировое хозяйство ежегодно поступает приблизительно 80 млн. пд. Ч., из которых 60 млн. пд. приходятся на Китай, 8 млн. пд. — на Японию, 6 млн. пд. — на Британскую Индию, 4 млн. пд. — на Цейлон, около 300 тыс. пд. — на Голландскую Индию; остальное собирается в Америке, Африке и Океании. Наиболее проблематична производительность Китая: об его участии в чайной торговле лучше судить по его отпуску. Судя по отчетам внешней торговли пяти главных поставщиков Ч., в общем итоге они поставляли на мировой рынок в 1870 г. — 5,45 млн. пд., в 1880 г. — 10 млн. пд., в 1890 г. — 12 млн. пд., в 1900 г. — 16 млн. пд. Несмотря на такое возрастание мирового потреблении, участие Китая, как главного поставщика Ч., значительно ослабело: в 1870 г. из этой страны вывезено 5 млн. пд., в 1880. г. — 7,8 млн. пд., в 1890 г. — 6,2 млн. пд., в 1900 г. — 5,4 млн. пд. Наибольшую жизнеспособность по поставке Ч. начинает проявлять Цейлон, который в 1880 г. дал только 6 тыс. пд., в 1890 г. — 1272 тыс. пд., в 1900 г. — уже 4 млн. пд. Большую жизнеспособность проявила также и Британская Индия, которая в последнем отчетном году дала 4819 т. пд. Ч. Четвертое место в ряду поставщиков Ч. принадлежит Японии, которая, вместе с Формозой, дала 1647 тыс. пд. Участие Явы в поставке Ч. гораздо слабее, а участие Соединенных Штатов, Натала, Фиджи, России и других стран едва заметно; во всяком случае, их производство пока имеет лишь местное значение. Торговля Ч. издавна сосредоточилась в руках англичан, как потому, что они вели наиболее оживленную торговлю с Дальним Востоком вообще и с чаепроизводительными странами, в частности, так и потому, что они были наиболее крупными потребителями этого товара: в 1800 г. Англии потребляла 365 тыс. пд. Ч., а в 1901 г. цифра эта поднялась до 7 млн. пд., что составляет 43% всего поставляемого пятью важнейшими производителями Ч. количества. В 1901 г. всего ввезено в Англию 8,2 млн. пд., в том числе 7,4 млн. получено из британских владений (главным образом, из Бенгалии и Цейлона), около полумиллиона пд. из Китая, а остальное количество — из Японии, Голландской Индии и других мест. Часть общего ввоза Ч., а именно 1,2 млн. пд., в 1901 г., была обратно вывезена из Англии и получила очень широкое распространение по территории Старого и Нового Света; в том числе 90 тыс. пд. Ч., преимущественно цейлонского, было отправлено в Россию. Другие крупные потребители Ч. — Россия, Соединенные Штаты, Голландия, Германия и Франция, которые в совокупности, вместе с Великобританией, потребляют около 12 млн. пд., или три четверти всего поступающего на мировой рынок Ч. Привоз Ч. в Россию возрос за сто лет с 70 тыс. пд. в 1800 г. до 3484 тыс. пд. в 1901 г.; в Соед. Штатах за тот же период времени ввоз поднялся с 106 тыс. до 1895 тыс. пд. Голландия потребляет в год около 200 тыс. пд., Германия — около 167 тыс. пд., Франция — около 54 тыс. пд. Итак, в ряду потребителей Ч. Россия занимает второе место; ее участие в потреблении мирового рынка составляет ок. 22%. Почти весь привозный в Россию Ч. остается в стране для местного потребления и отпуск его за границу бывает лишь случайно. Возрастание привоза Ч. в Россию за минувшее столетие по десятилетиям представляется в следующем виде:

* Среднее за 9 лет; сведений за 1810 г. не имеется.

По главнейшим сортам привоз Ч. в последнем отчетном году распределился следующим образом: байхового (черного и пр.) — 1711 тыс. пд., кирпичного — 1542 тыс. пд., зеленого (преимущественно высших сортов) — 203 тыс. пд., плиточного — 28 тыс. пд. Байховый Ч. привозится главным образом морем по Европейской границе (1433 тыс. пд. в 1901 г.), кирпичный же идет исключительно через Сибирь. Россия пользуется не только китайским Ч., но и индийским. Не всегда Ч. получается непосредственно из страны происхождения, о чем, между прочим, можно судить по распределению привоза его в Россию в 1900 г.: из Австрии получено 2730 пд., Великобритании — 269741 пд., Германии — 10070 пд., Дании — 2982 пд., Китая — 3001485 пд., Британской Индии — 611 0 5 пд., Турции — 3796 пд., Японии — 815 пд., из прочих мест — 139362 пд. Во внешней торговле России Ч. составляет один из крупных предметов привоза: в 1891 г. его было привезено на 32 млн. руб., в 1896 г. — на 42 млн. руб., в 1900 г. — на 47 млн. руб. Из приведенной выше таблицы видно, что в первой половине минувшего века ввоз Ч. возрастал довольно медленно; затем он поднимается быстрее: особенное оживление начинается с конца 1870-х гг., когда добровольный флот завязывает торговые сношении с китайскими и индийскими портами и принимает на себя доставку Ч. морем в Одессу. Прямым следствием этого явилось удешевление товара и большее его разнообразие. При большой разнице в провозной плате по сухому и водному путям весь чайный груз мог пойти морем и стародавняя торговля Ч. чрез Сибирь могла совершенно заглохнуть. Для предупреждении столь нежелательного явления, было признано полезным урегулировать таможенные тарифы на Ч. таким образом, чтобы сохранить равновесие между европейским и азиатским путями. По ныне действующему тарифу, Ч., привозимые по Европейской границе, без отношения к их качеству, оплачиваются в размере 31 руб. 50 коп. с пуда, а товар, привозимый чрез Иркутскую таможню, платит: байховый — 19 руб. 50 коп., кирпичный — 3 руб. 75 коп., плиточный русского происхождения — 15 руб. с пуда. Цены на Ч. в России по сравнению с таковыми в Англии очень высоки: в 1901 г. в С.-Петербурге черный кантонский Ч. продавался по 57 руб. за пуд, цейлонский — по 54 руб., плиточный — по 43 р. за пуд. В том же году в Лондоне лучший Ч. продавался по 27 руб., средний — по 10 руб. 32 коп., обыкновенный — по 7 руб. 29 коп. за пуд. На главных производительных и потребительных рынках замечается сильное падение цен на Ч., для последних 15 лет составляющее около 50%. Несмотря на общее возрастание привоза Ч., потребление его на душу все еще составляет у нас ничтожную величину: на каждого жителя приходилось в России в 1840 г. 0,15 фунта, в 1870 г. — 0,5 фн., в 1880 г. — 0,88 фн., в 1890 г. — 0,72 и только в последние два года количество это колеблется около 1 фн. В Великобритании душевое потребление Ч. почти в семь раз больше, чем у нас. Наименьшее потребление Ч. во Франции — 0,055 фунта.

(Thea) 1) род тропических вечнозелёных многолетних растений семейства чайных; некоторые систематики относят чай к роду Камелия. В роде 2 вида ча. смотреть

чай 1. м. 1) Культивируемое вечнозеленое растение, листья которого используются для приготовления напитка. 2) Высушенные и специальным образом обработанных листья такого растения. 3) а) Ароматный напиток, настоенный на таких листьях. б) Настой на каких-л. листьях, травах и т.п., заменяющий такой напиток. 4) а) Чаепитие. б) Вечер, времяпрепровождение с питьем чая и угощением. 2. частица разг.-сниж. 1) Все-таки, ведь. 2) Употр. как вводное слово, соответствуя по значению сл.: вероятно, пожалуй, по-видимому, должно быть.

ЧАЙ (Thea), I) род тропич. вечнозелёных многолетних растений сем. чайных; нек-рые систематики относят Ч. к роду камелия. В роде 2 вида. Ч. китайски. смотреть

чай сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? ча́я и ча́ю, чему? ча́ю, (вижу) что? ча́й, чем? ча́ем, о чём? о ча́е; мн. что? чаи́, (нет) ч. смотреть

Источник

что означает «чай» в предложении, обычно в русской литературе

ЧАЯТЬ что, думать, полагать, заключать; надеяться, уповать, ожидать, предполагать. Я чаял (ча’л), ты уехал! Чаяли прибылого, ан весь матерый! Не чаял я такой встречи! Чаем барина на часу. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, Символ веры. Не чаю пути от малого. От кого чаем, того и величаем. Слежаше. множество болящих. чающих движения воды, Иоан. Чатое дело, арх. чаянное, ожиданное. Чай, ты устал, на мне сидя? Врал много, а чай, больше того осталось. Ждут Фому, чают быть уму. Много чаешь, да ничего не знаешь. Чего не чаешь, то скорее сбудется. Девка хороша — взял бы за себя; да поп не венчает, за сына чает (из песни). Добрые люди венчаются, а нам и не чается. Чаянье ср. полаганье, предположенье; верованье, упованье, надежда, ожиданье. Сверх чаянья, паче чаянья, нежданно, недуманно, негаданно. Дочаяться чего, дождаться. Начаялись мы его, наждались. Отчаиваться, терять надежду, веру. Чаятельный, предвидимый, жданный, ожидаемый, вероятный. Он чаятельно зимой приедет? Чаятельные следствия дела. Чаемость, ожиданье, надежда или чаянье. Чай нареч. (я чаю) ча’ть (надо чаять), думаю, вероятно, надеюсь, авось. Я чай, бы со стыда ты землю всю прорыла, Крылов. В дожде, чать, повредился (лук), Ломоносов. Чай, будет дождь? Чаятель, чаятельница, чающий чего-либо. Чаятели великих благ.

Просто пример из Галича

В караулке пьют с рафинадом чай,
Вертухай идет, весь взопрел.
Ему скучно, чай, и несподручно, чай,
Нас в обед вести на расстрел..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *