Что значит часть формируемая участниками образовательного процесса
ООП дочасть, формируемая участниками образовательных отношений
Екатерина Губина
ООП дочасть, формируемая участниками образовательных отношений
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Слайд. Российской Федерации» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать Федеральному государственному стандарту (далее ФГОС ДО). В соответствии со ст. 12 п. 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ».
Программа состоит из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной).
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%
Обязательная часть предполагает развитие воспитанников в пяти ОО: Социально- коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие
В части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/ или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики и т. д.
Как разработать часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений?
Обратимся к рекомендациям Скоролуповой Оксаны Алексеевны (вице – президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС, вице – президент Ассоциации Фрёбель – педагогов, член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС дошкольного образования, член Экспертного совета).
1. Для этого необходимо изучить потребности участников образовательных отношений. Для изучения потребностей проведите анкетирование.Используйте:
• анкету для родителей;
• анкету для воспитателей.
Обобщите полученные данные в справке по результатам анкетирования родителей на предмет вариативного содержания ООП ДО и справке по результатам анкетирования воспитателей.
Обсудите результаты на августовском педагогическом совете. Выписку из протокола заседания педагогического совета и шаблоны анкет приложите к ООП ДО.
Совет: проводите предварительную разъяснительную работу с родителями.
На родительском собрании выступите с темой «Возможности педагогического коллектива в удовлетворении различных потребностей воспитанников».
Доведите до сведения родителей информацию об имеющемся опыте в реализации парциальных программ; расскажите, каких результатов достигли воспитанники в рамках таких программ. Порекомендуйте обозначенные программы родителям, но при этом сообщите, что родители вправе предложить свою тематику парциальных программ.
Обсудите с родителями традиционные воспитательно-образовательные мероприятия детского сада, которые можно включить в парциальные программы.
Содержание формируемой части должно одинаково учитывать как предпочтения родителей, так и опыт воспитателей.
Чтобы разработать формируемую часть ООП ДО, используют парциальные программы.
1. Выбор парциальных программ зависит не от того, какую комплексную вариативную программу ДО вы берете в дополнение к примерной ООП ДО, а от запросов участников образовательных отношений. Кроме того, вы можете разработать парциальную программу самостоятельно (п. 2.9 ФГОС ДО).
2. В части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, можно использовать парциальные программы любых авторов.
3Чем меньше объем одной парциальной программы, тем большее их количество можно включить в ООП ДО.
4. Примерный перечень парциальных программ можно найти на сайте Росреестр.
Объем одной парциальной программы зависит от состава элементов.В парциальную программу могут входить:
• воспитательно-образовательные мероприятия;
Объем парциальной программы определяют исходя из состава элементов, который зависит от содержания и целей программы.
Пример определения объема парциальной программы
На основе изучения потребностей участников образовательных отношений вы решили включить в ООП ДО парциальную программу экологической направленности «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой. Программа состоит из 10 блоков. Автор предлагает реализовать программу в течение двух учебных лет. Программой предусмотрены занятия НОД, проектная деятельность воспитанников, воспитательно-образовательные мероприятия, взаимодействие с родителями. К этому вы вправе добавить часы на диагностику результатов освоения программы. В итоге получится объем этой программы.
Часть, формируемую участниками образовательных отношений,отражают в каждом из разделов ООП ДО: целевом, содержательном, организационном (п. 2.9 ФГОС ДО). Ее объем может составить до 40 процентов от общего объема ООП ДО (п. 2.10 ФГОС ДО).
Как выделить формируемую часть в содержательном разделе?
В содержательном разделе пропишите состав парциальных программ. Количество парциальных программ определите исходя из их объема. Чем больше объем одной парциальной программы, тем меньше их общее количество в составе ООП ДО. Суммарный объем парциальных программ не может превышать 40 процентов от общего объема ООП ДО.
Чем меньше объем одной парциальной программы, тем большее их количество можно включить в ООП ДО.
После того как допустимое количество парциальных программ установлено, вы можете выделить формируемую часть в целевом разделе ООП ДО.
Как выделить формируемую часть в целевом разделе?
• В общий перечень планируемых результатов целевого раздела ООП ДО внесите результаты, которые соответствуют содержанию парциальных программ.
• Если в содержательном разделе на парциальные программы вы отвели 30 процентов от общего объема ООП ДО, то и планируемых результатов под эти парциальные программы должно быть в районе 30 процентов.
Как выделить формируемую часть в организационном разделе?
В организационном разделе, в общем перечне единиц материально-технических условий, отметьте те, которые будут отражать единицы оборудования, инвентаря, материалов, необходимые для реализации парциальных программ.
Состав единиц формируемой части может быть общим для нескольких парциальных программ или уникальным, необходимым для реализации какой-то одно парциальной программы. Так, для парциальной программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»необходимо специфическое наполнение развивающей предметно-пространственной среды: иллюстрированные печатные пособия, тематически оформленные предметы конструирования, макеты различных природных объектов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (формируемая часть, задает направленность ООП ДО (подп. 7 п. 1.6 ФГОС ДО).
Организация сетевого взаимодействия как часть ООП ДОформируемая участниками образовательных отношений Муниципальное образовательное учреждение Кладовицкая основная общеобразовательная школа дошкольные группы выступление старшего воспитателя.
Использование игрового парашюта воспитателем в разных видах взаимодействия с участниками образовательного процесса Немало добрых слов сказано о замечательном пособии «Игровой парашют». Его знают и любят вожатые лагерей, физкультурные работники и воспитатели.
Краткая презентация ООП Краткая презентация рабочей образовательной программы группы старшего возраста Муниципального образовательного учреждения – Лицей структурное.
Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по «БОС Здоровью» в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.
Методическая разработка по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта,.
Методическая разработка регионального компонента ООП ДО Основная образовательная программа дошкольного образования предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными.
Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях Опыт использования инновационных образовательных технологий в образовательных организациях на учебных занятиях и внеурочной работе. Детское.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе воспитателя.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений В недавнем прошлом привычным было, что ребенок чаще всего выступает в качестве объекта педагогической деятельности: воспитатели дают дошкольникам.
Ответы к итоговому тесту «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года» в объёме 44 часа
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года
На прохождение теста Вам предоставляется 45 минут и три попытки.
Для успешного прохождения необходимо ответить правильно на более 65% вопросов.
1. ФГОС включает в себя требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации программ общего образования?
2. Вставьте пропущенное. ______ содержит требование о соотношении их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Единые обязательные требования к результатам освоения программ общего образования реализуются во ФГОС на основе….
4. Вариативность содержания программ общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:
5. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов является формой вариативности содержания программ общего образования?
6. Исключите лишнее. ФГОС включает в себя следующие направления воспитательного процесса:
7. Исключите лишнее. Структура программы начального общего образования включает:
8. Выберите правильный ответ. Во ФГОС делается акцент на какие аспекты достижения обучающимися личностных результатов?
9. Исключите лишнее. Ключевые понятия, характеризующие достижение обучающимися личностных результатов:
10. Исключите лишнее. Метапредметные результаты во ФГОС включают:
11. Требования к предметным результатам сформулированы в какой форме?
12. ФГОС определяют минимум содержания общего образования?
13. Исключите лишнее. ФГОС устанавливает к…
14. ФГОС устанавливает требование о сопровождения участников образовательных отношений квалифицированными специалистами, в частности тьютором?
15. ФГОС предусматривает преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования?
16. ФГОС предусматривает личностное развитие обучающихся в том числе за счет становления их российской идентичности?
17. Содержание общего образования определяется программой общего образования, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно?
18. Образовательная организация разрабатывает программу общего образования в соответствии со ФГОС, а также с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ начального общего образования?
19. При реализации программы общего образования образовательная организация может применять модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов?
Что такое часть формируемая участниками образовательных отношений?
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Что значит часть формируемая участниками образовательных отношений?
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Каков объем части программы формируемый участниками образовательных правоотношений?
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Кто должен участвовать в разработке образовательной программы?
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Сколько основных разделов включает в себя программа в соответствии с фгос?
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Что такое Инвариантная часть учебного плана?
Инвариантная часть учебного плана – это та часть базисного учебного плана (БУП), которая определяет структуру содержательной части образования, обязательной для всех общеобразовательных учреждений. Она представляет собой перечень обязательных предметов и отводимое на их изучение время по годам обучения.
Кто составляет учебный план?
Учебный план является частью образовательной программы общеобразовательной организации. Общеобразовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Кто является участниками образовательных отношений?
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Что входит в структуру фгос?
Структура основной образовательной программы состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного, организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Кем разрабатываются и утверждаются образовательные программы дошкольного образования?
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного …
Что является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования?
Нормативной правовой основой для разработки основных образовательных программ дошкольного образования с учетом примерных, является Закон. К основным образовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (Ст. 12 ч. 2 и 3 Закона).
Что такое федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Что такое фгос в детском саду?
ФГОС ДО — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Какие разделы должна содержать программа дошкольной образовательной организации?
ООП ДОУ а соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) в дополнительный размер.
Какие разделы содержит основная образовательная программа?
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Какие требования включают в себя фгос?
ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основных образовательных программ.
Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС
Вера Спиридонова
Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать ФГОС ДО с момента вступления в силу закона, т. е. еще в сентябре 2013 года мы должны были, как гласит закон работать по-новому.
Но есть другая дата 1 января 2014 года, которая Приказом от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» обозначена как дата отмены ранее действовавших ФГТ к структуре ООП ДО и вступления в силу ФГОС ДО. При этом, Рособранадзор обращает внимание в своём письме от 07.02.2014 на статью 108 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01.01.2016 и подчёркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного при-ведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ.
Таким образом, определён период перехода ДОУ на ФГОС ДО, начинающийся со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной и завершающийся не позднее 01.01.2016.
Возникает вопрос: На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении ООП ДО?
Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является исключительно ФГОС ДО. Примерные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира или методического основания для разработки ООП ДО. Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу, а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развёрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неё, т. е. можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную про-грамму (п. II.8).
Программасостоит из двух частей:
1) обязательной части (это комплексная часть программы);
2) части, формируемой участниками образовательного процесса (это те парциальные программы, которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%
Структура основной образовательной программы по ФГОСвключает все-го три основных раздела:
В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Мы видим, что ГОС предлагает конкретный вариант составления Программы. И уже в первом разделе мы планируем результаты, которые хотели бы видеть у детей.
1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования; особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Про-граммы).
2. Организация детей в образовательном учреждении включает (еже-дневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями) режима пребывания
1. Целевой раздел включает в себя
1.1. Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Про-граммы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)
1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ).
1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей
1.4. Содержание коррекционной работы (для детей с ограничен-ными возможностями здоровья).
2. Содержательный раздел
2.1. Раскрывает содержание образо-вания по пяти образовательным об-ластям.
2.2. Используемые в работе детско-го сада образовательные техноло-гии,а именно: формы, способы, ме-тоды и средства реализации Про-граммы.
2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Появляется новый дополнительный раздел, который должен показать родителям общеобразовательную программу в кратком изложении или в виде презентации.
5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы)
3. Организационный раздел
3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.
3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.
3.3. Особенности организации раз-вивающей предметно-пространственной среды.
3.4.Описание материально-технического обеспечения Про-граммы: обеспеченность методиче-скими материалами и средствами обучения и воспитания.
4. Дополнительным разделом программы является её краткая презента-ция, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.
Общее в Программе:
— сохранение вариативности дошкольного образования;
— ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу;
— 2 части ООП: обязательная и вариативная;
— реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в дет-ском саду;
— учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потреб-ностей ребёнка и родителей;
— основное содержание разделов;
— основные виды детской деятельности;
-образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослы-ми и в самостоятельной деятельности;
-основные принципы построения предметно-развивающей среды (предметно – пространственная развивающая среда).
— определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);
— изменена структура программы,выделены разделы: «Целевой», «Содержа-тельный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презента-ция программы»
— изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;
— изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, фи-зическое развитие;
— акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;
— отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;
— «интегративные качества» (то есть те качества и свойства, которые в своей совокупности и создают индивидуальность ребенка) заменены «целевыми ориентирами» (социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО)
По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».
«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. –Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью, инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».
Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями.