Что первично в познании сенсуализм или рационализм
Сенсуализм и рационализм
Что такое сенсуализм
Сенсуализм — это направление в философии, согласно которому основной формой достоверного познания является комплекс ощущений и восприятий.
Представители направления уверены в том, что знания являются следствием приобретенного человеком чувственного опыта. Разуму в этом процессе отводится лишь систематизирующая роль.
Крайний сенсуализм настаивает на невозможности познания без связи с внешним миром, приоритете чувств, вторичности критического осмысления. Умеренный признает влияние разума на процесс обретения знаний и допускает, что не каждый комплекс восприятий и ощущений может обеспечить достоверное познание.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Термин произошел от латинского слова «sensus», что означает «ощущение, восприятие». Его автором считается французский мыслитель Виктор Кузен.
Сенсуализм не стоит путать с иррационализмом — философским течением, опирающимся на неподдающиеся рациональному объяснению способы познания: интуицию, мистические видения, медитацию, «божественные» откровения.
Что такое рационализм
Рационализм — это философское направление, представляющее разум основой действия и познания людей.
Как и сенсуализм, рационализм имеет радикальные и умеренные формы. Радикальные склонны абсолютизировать интеллект как единственный способ познания истины. Умеренные допускают существование других средств.
В картине мира рационалиста нет места эмоциональному, мистическому, божественному, чувственному, нелогичному. Сторонники теории уверены, что человеческий разум самодостаточен в постижении научных истин и не нуждается в обращении к чувственному опыту.
Что общего и в чем различие у этих направлений в период Нового времени
Новое время — это историческая эпоха, длившаяся с XVI по XIX века, ограниченная Средневековьем с одной стороны и Новейшей историей с другой.
Особенность эпохи — ориентированность на естествознание, отобразившаяся и на развитии философии. Именно в это время сформировались и утвердились два противоположных направления: сенсуализм и рационализм.
Радикально настроенные представители этих школ находились в непримиримом противостоянии относительно друг друга: рационалисты считали единственно важным мышление, сенсуалисты — восприятия и ощущения.
Умеренные сторонники теорий допускали возможность рассмотрения разума и чувств как двух важных составляющих единого процесса познания мира.
Общим у этих направлений в период Нового времени было то, что они оба отрицали один из важных компонентов познания: восприятие или разум. Разница заключалась в расстановке приоритетов. С течением времени острые углы постепенно сгладились, но принципиальные сторонники течений до сих пор придерживаются их основных принципов.
Сенсуализм и рационализм в познании
Согласно принципам сенсуализма, процесс познания представляет собой череду неких чувственных опытов: воспринимая форму, цвет, размер, запах и вкус объекта, человек получает необходимую информацию для постижения истины.
Рационализм отвергает эти предположения, настаивая на том, что не переработанный разумом опыт не может являться основой познания. Более того, умственный интеллект и мышление — это инструменты, позволяющие делать открытия, не основанные на чувственном опыте, а лишь подтвержденные им впоследствии.
Билет 12. Сенсуализм и рационализм.
Видными представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.
Непоследовательность локковского С. была использована Дж. Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19-20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид,различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.
Как целостная система гносеологических воззрений Р. начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт,Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.
Р. 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Р.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Р. роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.
И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. » (Соч., т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности (см. Априори) не только понятийных форм (как это было в классическом Р.), но и форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский Р. сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма,он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.
В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Р. приобретает характер панлогизма.
В буржуазной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического Р. с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Р., связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Р. (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).
Ограниченность и односторонность Р. были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и Р. стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 152—53).
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 33 | Нарушение авторских прав
Сенсуализм и рационализм в познании
Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
В истории познания сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека исходную связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств — отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную сферу сознания и бытия. Идеализм наметился уже в сен-
суализме Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся причинами этих состояний. Система последовательно материалистического сенсуализма была разработана Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоиками. К стоикам, а также к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Видными представителями английского материалистического сенсуализма в XVII в. были Т. Гоббс и Док. Локк. Последний исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Д. Беркли интерпретировал сенсуализм идеалистически и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания. Сенсуализм Д. Юма был субъективно-идеалистическим.
Материалистический сенсуализм развивали французские материалисты XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром — их источником. Материалистический сенсуализм немецкого мыслителя Л. Фейербаха утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Однако, сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.
Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин рационализм используется для обозначения и характеристики, в основном, концепции познания Нового времени. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, еще Парменид, различавший знание по истине (полученное посредством разума) и знание по мнению (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал именно в разуме критерий истины.
Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм XVII—XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной цепи причинно-следственных связей, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разде-
ляли как часть материалистов (Б. Спиноза), так и многие идеалисты (Г. Лейбниц и др.): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос об соотношении мышления и бытия.
Рационализм XVII—XVIII вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, стал одним из признаков эпохи Просвещения. Культ разума характерен и для французских мыслителей XVIII в., стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма и теологии.
Обращение к разуму как единственному источнику знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственной™ (Г. Лейбниц). Принижение роли чувственного познания, через которые реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реальных объектов познания.
Сенсуализм всегда подчеркивает особую роль человеческих чувств в познании. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Как правило, последовательный сенсуализм ориентируется на познание материальных объектов, на важность добывания первых, наиболее опытно достоверных и необходимых знаний. Направление сенсуализма, которое абсолютизирует роль чувственного познания, но выражает последовательно свою позицию, получило название солипсизм. Его сторонники главное внимание обращали не на собственно процесс чувственного познания, а на объяснение самой чувственности, ее приоритетности.
Напротив, рационализм всегда настаивал на особой роли разума как якобы наиболее достоверного источника человеческих знаний. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». На практике рационализм выражает безграничную веру в человеческий разум, отстаивает его культ, дает высокую оценку теоретическому знанию как важнейшему источнику общественного прогресса.
Сенсуализм и рационализм представляют собой два крайних подхода к пониманию источников и природы знания, внутренней логики познавательного процесса. Разрешение противоречия между рационализмом и эмпиризмом (сенсуализмом) стало возможным на основе развития научного познания, анализа процесса познания в органической связи с практической деятельностью человека по преобразованию действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Преодолеть противопоставление чувственного и рационального познания призывал немецкий философ И. Кант (1724—1804). Он разработал
учение о трех ступенях (формах) познания: чувственном, рассудочном и разумном. И. Кант не противопоставлял между собой эти ступени, показывая необходимость и значение каждой из них в отдельности. Его учение явилось большим вкладом в исследование динамики познавательного процесса, форм его проявлений и границ. Но и сегодня источники возникновения сенсуализма и рационализма существуют, так как имеют чувственное и рационально-теоретическое познание, важно их различать, но не противопоставлять.
Процессу познания всегда присущи определенные противоречия. Они символизируют трудность, проблемный и даже конфликтный характер познания. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих противоречий.
1. Противоречие между субъектом познания и объектом познания.
Оно представляет собой несоответствие между потребностью чело
века в познании бытия и сложностью освоения как объекта позна
ния. Собственно говоря, с этого несоответствия всегда и начинает
ся процесс познания. Сущность данного противоречия удачно вы
ражает следующее суждение: «мир не удовлетворяет человека, и
человек своими действиями решает изменить его». Но чтобы изме
нить мир, его надо познать, а мир для познания чрезвычайно сло
жен. По сути дела, это есть основное и постоянно существующее
противоречие познавательного процесса. А. Эйнштейн писал, что
все существенные идеи в науке родились из драматического кон
фликта между окружающим миром и нашими настойчивыми по
пытками понять и объяснить его.
Разрешается же данное противоречие путем критического преодоления исчерпавших себя знаний (сохранении нужных знаний) о мире и настойчивого поиска новых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Противоречие разрешается постоянно между конкретным субъектом познания и объектом, но не полностью и окончательно. Со временем оно вновь углубляется и обособляется на последующих фазах познавательного поиска, чтобы затем в определенной мере получить разрешение.
2. Противоречие между данными органов чувств и мысленно-
понятийным отражением окружающего мира. Известно ведь, что
восход Солнца можно объяснить на основе чувственных знаний,
наивно полагая, что Солнце совершает свой путь вокруг неподвиж
ной Земли. Но это явление можно объяснить и с помощью научных
размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел на оп
ределенном соотношении Солнца как центра космической системы
и Земли как одной из планет Солнечной системы. Это познава
тельное противоречие было разрешено путем экспериментальной
проверки чувственных и теоретических знаний, а также с помощью
системы логических рассуждений и математических доказательств.
3. Противоречие между сложившейся теорией и появляющимися новыми научными фактами и экспериментальными данными. Разрешение данного противоречия осуществляется через сравнение и проверку имеющихся знаний и новых экспериментальных знаний. Теория или уточняется, или продолжает существовать в прежнем виде. С возникновением новой теории старая отбрасывается.
4. Противоречия между течениями в науке, ее школами и отдельными теориями. Такие противоречия возникали, например, механикой и теорией относительности, между науками о природе и науками о человеке. Радикальным является несоответствие между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точнее, и наличием субъективных и объективных пределов познания: уровень имеющихся знаний, способности человека, слабый научный и технический инструментарий и т.д. Противоречия естественны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общей основой является совокупная духовно-практическая деятельность человека, общественная жизнь. Сами противоречия означают источник всякого познания. Противоречия познания разрешаются в ходе активной деятельности путем поиска новых методов, фактов и знаний, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания.
Основные понятияСенсуализм, рационализм, противоречия познания.
Методы познания
Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная практическая и теоретическая, познавательная деятельность.
Методом называют и отдельный познавательный прием (например, наблюдение) и систему приемов (диалектический метод). Понятие «прием» употребляется как равнозначное понятию «метод» (в одном, узком значении слова). Но понятия «прием» и «метод» следует отличать от более широкого по объему понятия «средство», которое включает не только интеллектуальные, но и предметные средства: приборы, знаковые системы, сами знания как средство познания и практической деятельности людей.
Роль метода в познании трудно переоценить. Английский философ Ф. Бэкон (1561—1626) сравнивал средства познания с орудиями производства. «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, — писал он. — Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и с самой дорогой к знанию: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги».
Методы познания представляют собой сложную систему. Поэтому они классифицируются по группам. В системе методов выделяются методы-подходы, определяющие методологию познания объекта, и методы-приемы, с помощью которых добывается конкретное знание. Методы познания бывают преимущественно практическими, для повседневного познания, и научными, которые обосновываются и используются конкретными науками или группами наук.
По сферам преимущественного применения методы объединяются в группы: естественнонаучные, которые используются для познания природы, социальные — для познания общества и антропологические — для изучения человека и его бытия. Методы различаются также в зависимости от того, на каких уровнях познания они используются. Поэтому существуют методы чувственного (эмпирического) и теоретического (рационального) познания.
Подробнее рассмотрим некоторые группы методов.
В зависимости от степени общности методы принято делить на частные, общие и всеобщие.
Формирование и применение частных, или специальных, методов определяется объемом познания, когда данный объект конкретен, имеет небольшой объем или пространственно-временные характеристики. Например, спектральный анализ в физике, лингвистический эксперимент, следственный эксперимент, изучение документов, социологический опрос. Специальные методы используются как в практическом, так и в теоретическом познании.
Общие методы имеют широкую, но тем не менее ограниченную область применения. Например, наблюдение широко используется на практике в медицине, астрономии, следственных действиях, но не находит применения в математике, теоретической физике, исторических науках. А применение математических методов ограничено в гуманитарных науках. Общие методы используются также в науке и обыденно-практической жизни людей.
Кроме частных и общих существуют всеобщие методы: системный анализ, методы синергетики, метафизический, диалектический и некоторые другие. Некоторые из них называются философскими, так как они обоснованы в философии, соответствуют философскому познанию бытия.
Разработка и описание частнонаучных и общих методов — задача практики и специальных наук. Всеобщие методы обосновываются философией и другими науками о всеобщем или формируются народной мудростью.
В соответствии с двумя уровнями научного познания различают чувственные (эмпирические) и рациональные (теоретические) методы. К первым относят наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т.д., ко вторым — идеализацию, формализацию, анализ, синтез восхождение от абстрактного к конкретному и др. Следует
однако отметить относительность этого деления. Например, сравнение широко применяется не только в чувственном познании, но и в теоретических исследованиях. Эксперимент применяется преимущественно на эмпирическом уровне, однако экспериментирование возможно и с так называемыми мысленными моделями. Метод моделирования также трудно отнести безоговорочно к одному из двух уровней познания.
Рассмотрим наиболее часто используемые методы эмпирического (чувственного) и теоретического (рационального) познания.
1. Эмпирические методы. Наиболее известным является наблюдение — это целенаправленное систематическое познание объекта с помощью зрения. Наблюдение закрепляется в зрительных ощущениях, восприятиях и представлениях, которые в последующем закрепляются как первичное знание осмысливаются и систематизируются на абстрактно-логическом уровне.
Целенаправленность — важнейшая характеристика наблюдения. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Кроме того, наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в многократном восприятии объекта и в разных условиях, а также планомерностью, исключающей пробелы в наблюдении, активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью познания.
В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом часто опосредуется средствами наблюдения — приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления значительно расширяют возможности наблюдателя, превращают явления, не доступные органам чувств человека, в эмпирические объекты. Как метод познания, наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего изучения.
Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты познания сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта познания, измерение включает единицу измерения, измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу можно установить, что один из них тяжелее другого. В этом случае эталон, измерительный прибор, метод измерения не применяются. Но при измерении точного веса сравниваемых объектов познания все элементы измерения необходимы. С помощью измерения устанавливаются числовые характе-
ристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов, прежде всего в естественных и технических науках. Что касается сравнения, то этот метод широко используется как в практическом, так и научном познании.
Наиболее сложным, но эффективным методом эмпирического (чувственного) познания является эксперимент, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба) — метод познания объекта, при котором субъект целенаправленно и активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств.
Как и наблюдение, эксперимент часто предполагает применение определенных средств — приборов, инструментов, экспериментальных установок, но в отличие от наблюдения, которое осуществляется в естественных условиях, без воздействия наблюдателя на объект. Это позволяет изучить объект познания более обстоятельно, благодаря отвлечению от других факторов и условий существования объекта. Кроме того, эксперимент может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения достоверных результатов.
Различают натурный и модельный эксперимент. Если первый осуществляется непосредственно с объектом, то второй — с его заменителем — моделью. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально созданный образец, воспроизводящий объект познания в задаваемых параметрах. Моделью может быть как материальный предмет (например, модель самолета, испытываемая в аэродинамической трубе), так и мысленная копия объекта. Процесс и результат эксперимента фиксируется средствами естественного и искусственного языков, он может быть представлен в виде схем, чертежей, рисунков, какой-либо информации.
Модельный эксперимент проводится тогда, когда экспериментальное познание непосредственного объекта затруднено или невозможно. Объекты могут быть слишком велики или слишком малы по своим размерам, удалены от экспериментатора в пространстве или во времени. Модельный эксперимент используется также при создании новых объектов.
Модельный эксперимент, или моделирование, опирается на другие эмпирические методы — наблюдение, сравнение, измерение и т.д. Он основан на сходстве модели с объектом, на аналогии: модель уподобляется объекту в изучаемых признаках. Это позволяет установить, что признаки, обнаруженные у модели, могут быть и у самого объекта познания. Игнорирование этого сходства иногда приводит к трагическим последствиям. Известен, например, случай, который произошел с британским броненосцем «Кейптаун» в 1870 г. Еще на модели броненосца инженер Рид показал несовершенство
его конструкции. Ему не поверили. Корабль был построен, отправлен в плавание и затонул, 523 моряка погибли.
Моделирование находит широкое применение на практике, в науке и технике — в физике, математике, кибернетике, в аэродинамике, кораблестроении, гидростроительстве. Применяется моделирование в обществоведении, политике, теоретической и практической работе юриста.
Важными методами оперативно-розыскной работы при установлении лиц и места нахождения подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, при осмотре места происшествия, вещественных доказательств являются наблюдение, изучение вещественных доказательств, документов, опросы свидетелей и др. На основании сравнения преступных деяний в некоторых сходных признаках строятся версии об их участниках. Многие следственные действия, изучение динамики каких-либо процессов в праве, поиск статистических данных невозможны без измерения.
Таким образом, эмпирические методы используются на этапе чувственного познания. Но полученные первые знания в последующем осмысливаются с применением других методов.
2. Теоретические методы. Среди них важное место занимают идеализация и абстрагирование. Метод абстрагирования основан на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе — абстрагировании, которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракций — понятия, категории, законы, содержанием которых являются существенные свойства и связи объектов познания.
В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции все более высокой степени общности (планета Земля — планета Солнечной системы — планета — небесное тело — космическое тело). Такое абстрагирование называется многоступенчатым.
Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. таких, которые не существуют и не могут существовать в действительности, но их изучение позволяет значительно упростить сложные системы, выделить свойства объектов в их как бы
«чистом» виде и благодаря этому установить существенные связи, не осложненными побочными обстоятельствами. Таковы, например, плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п.
Сконструировать идеальный объект — значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства, но оставить желаемое, совершенное, предельное. Так, исключая толщину реального объекта, получают плоскость, исключая ширину, получают линию и, наконец, исключая длину, получают точку. Располагая реальные тела соответственно увеличению их твердости и мысленно продолжая этот ряд, образуют понятие «абсолютно твердое тело», переходя таким образом к предельному случаю в развитии этого свойства.
Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Он позволяет переходить от эмпирических признаков и законов к теоретическим, формулировать их на языке науки.
В современной науке и практике все более широкое применение находит формализация — метод изучения некоторых областей знания с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики. Формализованные языки позволяют кратко и четко фиксировать знания, избежать многозначности терминов естественного языка. Системы, построенные методом формализации, основаны на определенной теории, являются ее знаковой моделью. Они освобождают объект от «мешающих случайностей», создают условия для более глубокого их исследования.
Формализацию, основой которой являются абстрагирование и идеализация, можно рассматривать как разновидность моделирования — знаковое моделирование. В свою очередь, данные методы могут применяться, как отмечалось, к конкретным, реально существующим объектам познания, а также к таким, которых пока или уже не существует лиьо вообще не бывает как реальных материальных объектов. При этом широко используется метод соотнесения конкретного и абстрактного в истине, или метод восхождения от абстрактного к конкретному. Его можно назвать и методом восхождения от конкретного к абстрактному в зависимости от того, с какого момента начинает применяться метод к познанию объекта: или от абстрагирования, идеализации и формализации к совокупности конкретных признаков и других характеристик объекта познания или от конкретного объекта к обобщению, абстрагированию, идеализации и формализации.
«Конкретное» и «абстрактное» представляют собой универсальные категории, характеризующие как реальный объект, так и познание. Объект конкретен как объективно существующая реальность. Конкретное в действительности, объективно-конкретное, — это реальный чувственно воспринимаемый предмет в единстве всех его многочисленных свойств, сторон и связей. Отдельная сторона, от-
ношение, свойство представляют собой объективно-абстрактное. В противоположность конкретному оно выступает как относительно самостоятельный фрагмент, сторона конкретного, но в иной, нематериальной форме. Но бывают конкретные объекты познания, не существующие как материальные объекты: боги, мифы, фантазии и т.п. В таком случае сам конкретный объект познания по содержанию является абстрактным.
В традиционном объяснении процесс познания был представлен «восхождением» от воспринимаемого органами чувств объективно-конкретного к образованию абстракций. Это эмпирическое восхождение, получившее свое обоснование, например, в учении Дж. Локка, является необходимым этапом процесса познания: любая абстракция возникает на основе эмпирического конкретного, путем исследования свойств и связей реального объекта. Но при таком понимании конкретное можно рассматривать как отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, а ее признаки — как объективно-конкретное. Абстрактное выступает результатом абстрагирования, существующим только в мышлении. Образование абстракций без их синтезирования не позволяет сформировать целостное знание об объекте.
Г. Гегель предложил иное объяснение восхождения от объектов познания и их образов в мышлении. Он связал эти категории с движением теоретического мышления. Конкретное он не отождествлял с чувственно-данными, отдельными явлениями. Конкретное, по Гегелю, это целостность, «тотальность», «многообразное сочетание определений и их отношений», конкретное в мышлении. Абстрактное — неразвитое, ограниченное, одностороннее, к которому он причисляет и чувственно-конкретное. В статье «Кто мыслит абстрактно?» Гегель приводит пример с убийцей, которого ведут на казнь. Для толпы он убийца — и только. Это и называется, отмечает он, «мыслить абстрактно» — видеть в убийце только одно качество как абстрактное — что он убийца. Но специальным выделением такого качества не учитываются все другие качества убийцы, которые определяют человеческое существо. Поэтому такое абстрагирование является односторонним. Оно не позволяет изучить человека в многообразии его качеств.
Сегодня в гносеологии абстрактное имеет ряд значений. Одно из них означает неполное, одностороннее знание об объекте, выраженное в категориях, тогда как конкретное — знание всестороннее и полное, отражающее объект во всей совокупности его сторон и связей. Теоретическое мышление, переходя от одной абстракции к другой, синтезирует их, тем самым осуществляет процесс восхождения к конкретному — формированию всестороннего знания об объекте познания. При этом природа объекта познания также учитывается, независимо от того есть он как материальное явление, или его нет, или он по природе идеален.
Восхождение имеет определенную структуру, основными элементами которой являются исходный пункт (начало восхождения), процесс восхождения и его результат. Началом восхождения избирается наиболее абстрактная категория, содержащая в себе в неявном виде другие категории. Процесс восхождения представляет собой развертывание категорий, последовательность которого образует ступени восхождения к его результату. Если за начало восхождения принять категорию права, то процесс восхождения образуют, например, такие ступени: общегражданское и военное право, а затем — административное, трудовое, процессуальное, уголовное и другие разновидности права. В итоге конкретным будет достаточно подробная характеристика содержания права.
Восхождение от абстрактного к конкретному возможно лишь на теоретическом уровне познания, когда сложились основные понятия, опираясь на которые можно осуществлять восхождение. Однако процесс познания в целом включает в себя обе разновидности восхождения — от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
С исследования реального объекта (объективно-конкретного) начинается познание. Это исходный пункт познавательной деятельности — движения от чувственно-конкретного к образованию абстракций. Только на основе выявленных абстракций возможно дальнейшее познание объекта — второе восхождение: от абстрактного к конкретному, к воспроизведению конкретного посредством мышления через синтез абстракций в многоплановое знание.
Весь процесс второго восхождения от абстрактного к конкретному опирается на первое восхождение, так как предполагает постоянное обогащение содержания теоретической мысли эмпирическими данными. Это выражается в уточнении и обогащении абстракций, которые являются ступенями движения к конкретному, во введении новых понятий, полученных из анализа объективно-конкретного. Поэтому восхождение от абстрактного к конкретному не может рассматриваться как полный отрыв от эмпирического уровня познания. Оба процесса неразрывно связаны друг с другом, составляют единство, ведущей стороной которого в теоретическом познании является восхождение от абстрактного к конкретному, а необходимым моментом — восхождение от конкретного к абстрактному, опираясь на которое, познание движется от знаний об отдельных сторонах объекта, выраженных в абстракциях, ко все более полному и всестороннему знанию, к теории объекта.
В научном познании широко используются исторический и логический методы. Любой объект имеет свою историю и логику. История объекта — это реальный процесс его возникновения, изменения, развития, исчезновения. Логика объекта — внутренние и внешние взаимосвязи, выстроенные в строгие последовательности и фазы
его существования. В этом смысле употребляются понятия «логика событий», «логика вещей», «логика общественного развития». История и логика объекта обусловливают исторический и логический методы познания.
Исторический метод воспроизводит фактическое существование объекта познания в пространстве и времени в других возможных подробностях, изменениях, прогрессивном и регрессивном развитии. Он находит широкое применение в исторических науках, где существенное значение имеет изучение конкретных событий и фактов, особенностей развития народов, характеров и деятельности отдельных личностей. К таким наукам относится, например, история: отдельной страны, государства и права России, зарубежных стран, политических и правовых учений и др.
Логический метод воспроизводит историю объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами. История предстает в «выправленном», обобщенном виде, что позволяет выявить закономерности исторического процесса, внутреннюю взаимозависимость и взаимодействие элементов его содержания. Логический метод применяется в разных науках, а также на практике.
Вместе с тем, несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, они используются вместе, взаимодо-полняя друг друга. Исследуя историю объекта, нельзя игнорировать его логику. Это ведет к описанию фактов без их объяснения, выявлению закономерных связей вне обусловливающих их причин. Исторический метод предполагает логический анализ исторического материала. Но логическая реконструкция истории объекта должна опираться на реальный исторический процесс, на конкретные факты. В противном случае неизбежно абстрактное теоретизирование, оторванное от действительности.
Таким образом, современное познание располагает значительной совокупностью методов эмпирического и теоретического познания. Они применяются в самых разных сферах практической жизни людей, а также в науках. Методы упорядочивают процесс познания, повышают его эффективность, способствуют получению истинного знания.
Основные понятияМетод познания, система методов познания, классификация методов, всеобщие, общие и специальные методы, эмпирические и теоретические методы познания.
Наука и научное познание
Существуют многообразные способы и формы чувственной, рассудочной и разумной познавательной деятельности человека. По природе своей чувственность, рассудок и разум содержат способ-
ность и возможность универсального (целостного), а одновременно и дифференцированного (раздельного) познания окружающего мира. Универсализм человеческого познания обусловлен общими целями освоения духовных и практических основ жизни человека: определением единого практического отношения человека к миру, необходимостью типизации различных форм практики, способностью человека формировать общую единую картину мира, отражающую системность бытия. Дифференцированность познания имеет свои основания: необходимость изучения отдельных объектов бытия, их признаков и элементов содержания, многообразие практической жизни людей и проявлений их духовности.
В современном обществе сложились две основные формы познавательной деятельности: повседневно-практическое и научное познание. Повседневно-практическое познание сопровождает всю нашу жизнь, оно бывает чувственным, абстрактным, эмпирическим, теоретическим, интуитивным и т.п. Научное познание более систематизировано, осуществляется по особой методологии и методике, с использованием соответствующих методов и форм, закрепляется в понятиях и теориях.
Наука и научное познание представляют собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Наука — это особое явление и институт общества. Наука предназначена для добывания аргументированных теоретических знаний и разработки технологий, их внедрения в практику. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания. Общим объектом науки выступает система «человек — мир». В этом объекте частные науки выделяют и исследуют отдельные стороны и элементы бытия: космос, общество, человек, история и т.д. Предметом каждой науки являются те наиболее важные и существенные стороны объекта познания, его признаки и свойства, которые интересуют данную науку, а знания о которых необходимы обществу и человеку.
Научное познание имеет своеобразную природу и признаки.
1. Наука нацелена на получение объективного (достовер