Что первично материя или сознание материалисты
Основной вопрос философии.
Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:
Эта проблема существует в различных формулировках:
· как отношение духа к природе
· отношения души и тела
· создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии –онтологическая и гносеологическая.
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Представим это в виде схемы 12.
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:
Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:
При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:
Материализм(в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
В соответствии с взглядами материалистов:
· материя реально существует
· она существует независимо от сознания
· материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя
· материя существует и развивается по своим внутренним законам
· сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю)
· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей
· сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.
Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.
Идеализм(в литературе часто – линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяют два самостоятельных направления:
· объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
· субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон.
Согласно взглядам представителей объективного идеализма:
· реально существует только идея
· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»
· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле)
· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);
· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец
· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:
· всё существует только в сознании познающего человека (субъекта)
· идеи существуют в разуме человека
· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения
· вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.
И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм.Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.
Дуализм –основан Декартом, суть его заключается в том, что:
· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Плюрализм(субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).
Деизм –направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).
Эклектизм –направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.
Структура философии
Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика.Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.
По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины:логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия(наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории.В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)
1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.
3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс)
Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный— не зависящий от человеческого сознания.
Споры, возникавшие между философами по поводу этого вопроса, породили такие понятия, как материализм и идеализм. Много веков сторонники обеих теорий устраивали словесные «баталии», пытаясь доказать свою правоту, пока не была озвучена третья возможная концепция: существует два вида реальности, материальная и духовная, и они взаимосвязаны.
Понятие материи
В переводе с латинского языка materialis означает «вещественный», и именно это понятие стали применять по отношению к объективной реальности в философском мировоззрении. Материя в понимании философов – это окружающий мир, который существует сам по себе, вне зависимости от сознания субъектов, его населявших. Так считали ученые умы древности, ничего в этом определении не изменилось и сегодня. Мир действительно существует вне человека и его попыток познать реальность. Еще одно понятие объективной реальности – это «бытие», которым философы Древней Греции называли некую субстанцию, образующую все сущее, то есть материю.
Если внимательно изучить трактаты древних ученых, то можно заметить в них общую тенденцию: не важно, это труды восточной философии или античной, все они сходны в том, что материя существует независимо от сознания человека. Это понимание привело к возникновению такого термина, как «материализм».
Несмотря на то что ученые, жившие в те времена (VII–VI века до н. э.), не обладали современными технологиями, чтобы заглянуть внутрь материи или за ее пределы, они понимали, что существовало некое первовещество, которое и легло в основу всего сущего. Именно тогда впервые и зародился основной вопрос философии о первичности материи или сознания.
Первовещество в понимании античных философов
Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.
Понятие и виды сознания
Так как философов древности больше интересовал окружающий их материальный мир и его явления, большинство из которых они не могли объяснить (как и то, откуда все появилось), то вопросу сознания они вначале уделяли меньше времени. По-настоящему к изучению соотношения материи и сознания они приступили тогда, когда возник первый философский вопрос: можно ли изучить и познать объективную реальность.
Если с материей все понятно, так как ее можно увидеть, потрогать, а в некоторых случаях разобрать и собрать, то с понятием «сознание» все сложнее. Его стали использовать в разных концепциях, например:
Таким образом, сознание формирует для человека картину мира, неотъемлемой частью которого он является.
Рассмотрим теперь, как по мере развития философской науки менялись представления о том, что первично, материя или сознание.
Софисты Древней Греции
Благодаря античным софистам философия как наука стала на совершенно новый уровень развития. В зависимости от того, какого мнения придерживались ученые умы о сотворении мира, они организовывали свои философские школы, в которых объединенными усилиями пытались либо доказать свою версию, либо опровергнуть чужую. Первой из них была Милетская школа, основателем которой считается Фалес.
Отталкиваясь от воды, как первоосновы всего бытия, он, путем обобщения своих наблюдений, во всем многообразии материи обнаружил некую предельную абстракцию, которая совершила логический скачок от невероятного множества вещей и понятий к единичности. Так как в его понимании «вода» имела строение (состояла из ядра стойхейрона и праматерии архэ), то она относилась к категории материи, которая содержала в себе потенциал и находилась в постоянном развитии. Таким образом, он один из первых указал на первичность материи над сознанием. Признавали это и представители других философских школ VI–V веков до н. э.
АРХЭ / стойхейон (праматерия/логический элемент).
Школа в ионийских греческих колониях (Эфес, Клазоменах)
Ионическая школа во главе с Гераклитом настаивала на том, что всему первопричиной является огонь, который имеет такое же строение, как и «вода» Фалеса. В отличие от Анаксимандра, который придерживался мнения, что первоначалом сущего является бесконечность (апейрон), которая всегда остается цельной и постоянной при многообразии и изменчивости его частей, Гераклит считал, что материальный мир не был создан ни богами, ни людьми, и существовал всегда в виде огня.
АРХЭ /стойхейон (праматерия/логический элемент).
Это интересно знать: понятие «безграничное начало», как основного элемента бытия ввел в обиход именно Анаксимандр, и его теория сотворения мира по тому времени была передовой.
Платон и его видение мира
Академия Платона, пожалуй, первое в своем роде настоящее учебное заведение, так как имела обучающую программу для юношей. Сам Платон много внимания уделял изучению сознания и считал, что ум – это высший дар человека. Он полагал, что идеи – это объекты не материального мира, но тесно связаны с ним.
Это далеко не все представители античной софистики и их школы, но именно они пришли к выводу, который лег в основу дальнейшего развития философии как науки: сознание – противоположность материи, но они неразрывны, как стороны одной медали.
Христианская философия о бытие и сознании
Во времена средневековья вся философская мысль сводилась к понятию триединства:
БОГ-отец /БОГ-сын /БОГ-дух святой.
То есть ученые того времени не далеко ушли в своих познаниях мира от античных мудрецов, только поменяли терминологию. Основа творения всего сущего осталась прежней: есть неизменное нечто (в христианской философии – это Бог), которое создает материю (Бог-сын) через идею (Бог-дух святой).
Если философы древности спорили о том, что первично, материя или сознание, то 700 лет назад ученых волновал вопрос о реальности всего сущего, которому в свое время Аристотель дал название «действительное бытие». Именно он первым указал на единство материи и формы в реальности, тем самым объединив материю и сознание.
Действительное бытие: материя/форма
Долгое время философы Средневековья опирались на аристотелевскую концепцию мира, что соответствовало христианскому догмату о триединстве всего сущего.
Идеалисты и их концепция мира
На протяжении почти 30 столетий ученые спорили о том, что первично, материя или сознание. Философия как наука была в авангарде всех научных диспутов. Ее представители разделились на 2 лагеря: идеалистов и материалистов.
Представители первого считали, что во главе всего сущего находится духовное начало, которое имело разные названия (Бог, Высший разум, душа, идея), но было, по сути, единым понятием. По их мнению, материя является вторичной, так сказать «продуктом» духовного мира.
Родоначальником идеализма считается Платон, хотя само разделение и понятие материализма и идеализма ввел в XVIII веке Г. Лейбниц.
У этой философии две превалирующие формы:
Материалисты
Представители этого философского направления во главе всего сущего ставили материю, под которой подразумевали вечную, неуничтожимую, находящуюся в постоянном движении и развитии субстанцию, из которой появилась природа, Вселенная и все, что наполняет окружающее пространство. Для них материя первична, существует по своим законам, всегда была, и всегда будет и составляет единую реальность, в то время как сознание (идея) лишь является ее отражением.
Среди достоинств этой теории находится наука, но даже она не может объяснить наличие сознания и сущности идей, которые в нем зарождаются (это ее минус).
Материализм делится на:
Это далеко не все разновидности материализма и идеализма, так как философия – это не статичная наука и находится в постоянном развитии, как и реальность, которую она пытается объяснить.
Философские парадоксы
Попытки определить, что такое материя и сознание, время от времени создавали курьезные ситуации и приводили к образованию парадоксов. Если с первым понятием все более менее понятно, то при изучении сущности сознания ученые порой сами загоняли себя в тупик, например:
По сути, если нет сознания, то и объективного мира (реальности) не существует, так что споры о первичности и вторичности этих категорий теряют всякий смысл.
Заключение
В наше время, после того как было объявлено и доказано, что мысль (продукт сознания) материальна, споры о первичности материи или духовного начала поутихли. Сознание до сих пор не изучено, тогда как в материю люди проникли до самых ее атомов. Так что все самое интересное в науке философии еще впереди.
О первичности материи и вторичности сознания
Философский тезис о первичности материи и вторичности сознания считается главным вопросом философии. Именно он определяет партийность этой науки и изначально разделяет всех людей, стремящихся думать (или не думать) самостоятельно, на две противоположные мировоззренческие позиции – партии: материалистов и идеалистов. Каждая из них своими средствами стремится сформировать в сознании множества пытливых умов целостную картину мира, принципиально отвергая одна другую в абсолютно-бескомпромиссном выборе основополагающей мировоззренческой концепции.
Этот первоначальный выбор вряд ли можно считать обусловленным исключительно научной истиной. Он зависит от множества закономерно-случайных как внутренних, так и внешних условий жизни постигающего окружающий мир человека. К примеру, почти никогда не принимаются во внимание особенности психической деятельности отдельных представителей человеческого рода, формирующих свою жизненную позицию. Между тем мне, врачу – психиатру, очень часто в быту и профессиональной деятельности приходится встречаться со значительными отклонениями в психической жизни людей.
Нарушения интеллекта и бредовые расстройства личности встречаются едва ли не на каждом шагу. На сайте ПРОЗА.РУ некоторыми авторами то и дело публикуется религиозно-мистический бред. Он может быть систематизированным и похожим даже на логически связанные рассуждения. Бред никогда не поддаётся аргументированному переубеждению, в чём и состоит его особенность. Научные доказательства в таких случаях теряют свою убеждающую силу и не имеют никакого смысла. Надо всегда помнить об этом, принимая участие в серьёзной (научной) философской дискуссии. Психические страдания могут быть у всех людей вне зависимости от их партийной принадлежности.
Как бы то ни было, но обстоятельства жизни сделали меня материалистом и я об этом ничуть не жалею. Мне удалось, конечно, не без труда, создать в своём сознании простую, стройную, ясную и привлекательную систему научных взглядов на мир, человека и общество. Она сделала меня устойчивым, настойчивым, активным, здоровым и счастливым человеком.
Итак, материя первична, а сознание вторично. Эта истина, сформулированная философами-материалистами и решительно поддержанная классиками марксизма-ленинизма, утвердилась в научной философии навсегда: окончательно и бесповоротно. Все те, кто пытались опровергнуть её, лишь обнаруживали своё скудоумие. Совсем зря волновался после моего выступления доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Пермского государственного научно-исследовательского университета Владимир Вячеславович Орлов, не до конца уловивший мою мысль и сходу окрестивший меня неогегельянцем.
Он попросил проводить его до кафедры, но «сверить часы», уточнив позиции нам, к сожалению, не было суждено. В лабиринте университетских переходов я не знал дороги к его кабинету, а он, в силу своего почтенного возраста, её забыл. Читатель понимает, наверное, что я говорю об этом с долей грустного юмора. Впрочем, я уверенно разделяю его материалистические взгляды. Суть моего краткого выступления сводилась к тому, что в современной философии на значение главного вопроса претендуют иные проблемы и противоречия общественной жизни, которые перемещают главный вопрос философии в другую плоскость.
Некоторые «писатели» из числа так называемых политологов и обществоведов, называя философию «не наукой», своим нигилизмом и скептицизмом внедряют сомнение в общественное сознание, разрушая, тем самым, фундамент современного философского знания. Они отказывают философии в праве постижения объективного знания на том основании, что в действительности всякая общественная научная дисциплина субъективна. Новые критики Гегеля утверждают, что научное знание не может быть умозрительно-спекулятивным. Они считают философскую категорию истины абстрактным порождением рефлексии, которая, естественно, субъективна. Главный вопрос философии, по моему убеждению, в настоящее время заключается в доказательстве возможности возникновения достоверного объективного знания в отвлечённых категориях субъективного сознания.
В истории человеческой цивилизации различные науки появились совсем недавно – в последние тысячелетия. Научный этап постижения мира, между прочим, начался со знания обо всём – с философии. Совсем не случайно, поэтому, первые в истории человечества замечательные философы обладали обширными знаниями и практическими навыками. Среди них, к примеру, было много врачей. Гиппократ и Авиценна считаются основоположниками медицины, которую великий философ Г. Гегель считал не наукой, а искусством. О таких людях говорили: «Врач – философ богу подобен».
В итоге, все науки, так или иначе, каждая в своё время, отпочковались от философии и, даже, потеряли с ней связь. В таких науках отвлечение от «всеобщего», то есть от философии, само стало всеобщей тенденцией. Следовательно науки становились менее конкретными и более абстрактными. В пример можно привести самую абстрактную и получившую очень большое развитие науку – математику. Однако может ли она сделать счастливым, любимым, здоровым, социально защищённым конкретного человека? – конечно, нет. Г. Гегель считал философию единственной конкретной наукой.
Можно сказать, что философия окончательно оформилась как наука, более того, стала единственной конкретной наукой, благодаря Гегелю и классикам марксизма-ленинизма. Главное условие и признак объективной научности – научный метод. В марксистко-ленинской философии этот метод диалектический. Гегель говорил: «Метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Из этого следует, что главный признак научности связан с сознанием и, по-существу, субъективен. Разумеется, что субъекту дан объект в научной и предметно-практической деятельности. Было бы очень странным, если бы всё было как-нибудь наоборот. Это само собой разумеющееся обстоятельство дезориентировало многих обществоведов, не владеющих диалектикой и имеющих расплывчатое представление о соотношении «объективного» и «субъективного» в (субъективном) сознании.
Г. Гегель утверждал, что истина всегда одна и конкретна. Абстрактную истину он считал бессмыслицей. В.И. Ленин говорил о том, что главным критерием истины (научной теории) является практика, которая прочно связывает «субъективное» с «объективным». Я всегда повторяю: «С классиками не поспоришь». Однако же надо ещё, иметь талант и смекалку, чтобы умело применить теорию к практике. Говоря об истине, которая всегда конкретна и, потому, объективна, было бы хорошо помнить о том, что всякая философская категория, в том числе истина, по форме своей абстрактна.
Казалось бы это разъяснение противоречит тезису Гегеля о бессмысленности абстрактной истины, но, на самом деле, ещё раз подтверждает его правоту. Дело в том, что здесь Гегель имеет в виду формальную абстрактно-логическую позицию, то есть абстракцию (отвлечение) с отторжением всего конкретного, в то время как абстрагирование диалектическое объединяется неразрывной существенной связью с конкретной действительностью. В таком случае мы имеем дело уже с конкретной абстрактной истиной. С точки зрения диалектической логики имеется неразрывная связь абстрактного с конкретным и всеобщего с единичным.
На этом этапе рассуждений есть резон сформулировать тезис, противоположный тезису Гегеля, хотя и, в итоге, не противоречащий ему, об объективности и конкретности абстрактно-диалектической истины. Следовательно, абстрактная диалектическая истина объективна и конкретна, хотя, иногда, и умозрительно-спекулятивна, поскольку содержит в себе должествование практической деятельности, императивно побуждая субъекта к ней. Таким образом категория «объективного» в социальной материи (в общественных науках, в научной теории, в высокоорганизованном сознании) включает в себя хорошо осознанное «всеобщее» (абстрактное) в диалектическом единстве с «конкретным» (единичным).
Философия – наука о всеобщих законах в природе, обществе и мышлении. Её научный метод – диалектический. Истина конкретна, объективна и всегда одна. Истина – материальный феномен, она субъективно-объективна и абстрактно-конкретна. Истина постигается талантом и умением видеть умом – умозрением. Истина, рождающаяся в головах гениальных людей может быть умозрительно-спекулятивной, будучи, при этом, конкретной и объективной.
О первичности материи и вторичности сознания.
Мы используем этот тезис как аксиому – истину, которая не требует доказательств. Между тем, практическое использование его требует дополнительных размышлений и разъяснений. Во-первых, надо иметь в виду, что материя и сознание – противоположные философские категории, которые находятся в неразрывном диалектическом единстве. Во-вторых, сознание, хотя и не материя, но всё же материальный феномен. В-третьих, имеют значение и временные рамки бытия материи и сознания. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве, она – вещество. Её атрибутом – неотъемлемым свойством – является движение, которое изменяет и развивает материю.
Сознание – высшая форма движения материи. Простое движение и сложное движение – сознательная жизнь – соотносятся как начало и результат. В этом смысле простые формы движения всегда предшествую сложным формам движения. Начало – неразвитый результат, а результат – развёрнутое (во времени) движение (начало). В этом смысле сознание возникает всегда позже, чем простое движение материи. Сознание – результат её развития. Понятно же, что материя первична, а сознание вторично. В наше время эта «истина навсегда» стала относительной и утратила значение главного вопроса философии. Осознание её можно считать важным только в учебном процессе.
Дело в том, что, отделяя материализм от идеализма и эмпириокритицизма приходится проявлять принципиальность и последовательность, понимая под объективностью ту абсолютную истину, которая есть до,- вне,- и после сознания. Это сделать необходимо, чтобы не смутить и не запутать читателя окончательно.
Другая правда состоит в том, социальная материя как высшая её форма – это, по определению, по природе своей – сознательная материя, живущая со знанием об объективном мире. Человек способен отражать реальную действительность и изменять её в качестве субъекта познания, сознания и воли. Субъекту дан объект в предметно-практической деятельности, и никак не наоборот. По этой причине понятие объективности должно быть расширено включением в него момента субъективного.
Только при этом условии, идея, овладевшая умами масс, становится материальной силой. Объективное, в итоге, оказывается тем, что есть вне сознания и в сознании одновременно. Истинное понятие категории «объективного» можно определить так: объективное – хорошо осознанное всеобщее (абстрактное) в диалектической связи с единичным (особенным и конкретным). Мы понимаем, поэтому, что возрастает роль субъективного фактора в развитии человеческой цивилизации. Ленин сам предостерегает от абсолютного противопоставления материи и сознания, чтобы избежать логической ловушки крайних позиций – объективизма и субъективизма.
Вот как Ленин выражает свою позицию: «Конечно, и противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области; в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна».
Вопрос о том, что первично или вторично – материя или её движение – вообще не имеет никакого смысла, поскольку они есть одновременно как моменты единого целого и не существуют по отдельности. В процессе развития материального мира материя и движение тождественны по своему значению. Нет развития без материи – не чему развиваться. Нет, тем более, развития без движения – не чему развивать. Сознание как движение и человеческое общество как социальная материя, так же тождественны по своему значению. Материя в движении – есть содержание общественного бытия, а движение социальной материи – сознание – одна из форм движения её, или просто форма её бытия («Я мыслю, следовательно я существую»).
Форма является моментом содержания, но в определённых пределах своевольным и независимым от содержания, хотя и, всецело зависит от него. Форма очень важный момент социального бытия, поскольку, говорит проф. М.В. Попов, в «форме всё содержание сидит». По этой причине, в динамично развивающемся обществе всё более возрастает роль субъективного фактора. Прогрессивная идея, овладевшая умами масс, становится мощной развивающей материальной силой. Однако и гнилая идея, завладевшая теми же умами, становится страшной разрушительной силой. Так что, уважаемый читатель, в нормально развивающемся обществе сознание первично, а материя вторична. Содержание развивается (или деградирует) благодаря своей форме. 30 лет тому назад в нашей стране гнилая идея заразила сознание масс, в результате чего к власти пришли варвары и разрушили великую страну.
Высшая Теория Общественного Развития – марксизм–ленинизм – научная, конкретная теория развития человечества, объективно отражающая законы общественного бытия в истинных философских категориях. В марксистско-ленинской философии используются диалектические методы Гегеля и Маркса. Учение Маркса, Энгельса, Ленина не догматичное, а развивающееся, находящееся в поиске конкретных, объективных общечеловеческих истин и ценностей.