Что первично материя или сознание идеалисты

Материализм и идеализм в философии

Что первично материя или сознание идеалисты

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

На диаметрально противоположном конце спектра «бытие – сознание» находится материализм. Давайте разберем этот философский принцип освоения реальности.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Насколько вам легко ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы нелишним лучше разобраться в том, что такое научное мышление, а еще лучше развить свое собственное. Обращаем ваше внимание на нашу онлайн-программу «Когнитивистика», призванную обучить эффективным техникам мышления, которые позволяют успешнее рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Источник

Что первично материя или сознание идеалисты

Споры, возникавшие между философами по поводу этого вопроса, породили такие понятия, как материализм и идеализм. Много веков сторонники обеих теорий устраивали словесные «баталии», пытаясь доказать свою правоту, пока не была озвучена третья возможная концепция: существует два вида реальности, материальная и духовная, и они взаимосвязаны.

Понятие материи

В переводе с латинского языка materialis означает «вещественный», и именно это понятие стали применять по отношению к объективной реальности в философском мировоззрении. Материя в понимании философов – это окружающий мир, который существует сам по себе, вне зависимости от сознания субъектов, его населявших. Так считали ученые умы древности, ничего в этом определении не изменилось и сегодня. Мир действительно существует вне человека и его попыток познать реальность. Еще одно понятие объективной реальности – это «бытие», которым философы Древней Греции называли некую субстанцию, образующую все сущее, то есть материю.

Если внимательно изучить трактаты древних ученых, то можно заметить в них общую тенденцию: не важно, это труды восточной философии или античной, все они сходны в том, что материя существует независимо от сознания человека. Это понимание привело к возникновению такого термина, как «материализм».

Что первично материя или сознание идеалисты

Несмотря на то что ученые, жившие в те времена (VII–VI века до н. э.), не обладали современными технологиями, чтобы заглянуть внутрь материи или за ее пределы, они понимали, что существовало некое первовещество, которое и легло в основу всего сущего. Именно тогда впервые и зародился основной вопрос философии о первичности материи или сознания.

Первовещество в понимании античных философов

Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.

Понятие и виды сознания

Так как философов древности больше интересовал окружающий их материальный мир и его явления, большинство из которых они не могли объяснить (как и то, откуда все появилось), то вопросу сознания они вначале уделяли меньше времени. По-настоящему к изучению соотношения материи и сознания они приступили тогда, когда возник первый философский вопрос: можно ли изучить и познать объективную реальность.

Если с материей все понятно, так как ее можно увидеть, потрогать, а в некоторых случаях разобрать и собрать, то с понятием «сознание» все сложнее. Его стали использовать в разных концепциях, например:

Что первично материя или сознание идеалисты

Таким образом, сознание формирует для человека картину мира, неотъемлемой частью которого он является.

Рассмотрим теперь, как по мере развития философской науки менялись представления о том, что первично, материя или сознание.

Софисты Древней Греции

Благодаря античным софистам философия как наука стала на совершенно новый уровень развития. В зависимости от того, какого мнения придерживались ученые умы о сотворении мира, они организовывали свои философские школы, в которых объединенными усилиями пытались либо доказать свою версию, либо опровергнуть чужую. Первой из них была Милетская школа, основателем которой считается Фалес.

Отталкиваясь от воды, как первоосновы всего бытия, он, путем обобщения своих наблюдений, во всем многообразии материи обнаружил некую предельную абстракцию, которая совершила логический скачок от невероятного множества вещей и понятий к единичности. Так как в его понимании «вода» имела строение (состояла из ядра стойхейрона и праматерии архэ), то она относилась к категории материи, которая содержала в себе потенциал и находилась в постоянном развитии. Таким образом, он один из первых указал на первичность материи над сознанием. Признавали это и представители других философских школ VI–V веков до н. э.

АРХЭ / стойхейон (праматерия/логический элемент).

Школа в ионийских греческих колониях (Эфес, Клазоменах)

Ионическая школа во главе с Гераклитом настаивала на том, что всему первопричиной является огонь, который имеет такое же строение, как и «вода» Фалеса. В отличие от Анаксимандра, который придерживался мнения, что первоначалом сущего является бесконечность (апейрон), которая всегда остается цельной и постоянной при многообразии и изменчивости его частей, Гераклит считал, что материальный мир не был создан ни богами, ни людьми, и существовал всегда в виде огня.

АРХЭ /стойхейон (праматерия/логический элемент).

Это интересно знать: понятие «безграничное начало», как основного элемента бытия ввел в обиход именно Анаксимандр, и его теория сотворения мира по тому времени была передовой.

Платон и его видение мира

Академия Платона, пожалуй, первое в своем роде настоящее учебное заведение, так как имела обучающую программу для юношей. Сам Платон много внимания уделял изучению сознания и считал, что ум – это высший дар человека. Он полагал, что идеи – это объекты не материального мира, но тесно связаны с ним.

Что первично материя или сознание идеалисты

Это далеко не все представители античной софистики и их школы, но именно они пришли к выводу, который лег в основу дальнейшего развития философии как науки: сознание – противоположность материи, но они неразрывны, как стороны одной медали.

Христианская философия о бытие и сознании

Во времена средневековья вся философская мысль сводилась к понятию триединства:

БОГ-отец /БОГ-сын /БОГ-дух святой.

То есть ученые того времени не далеко ушли в своих познаниях мира от античных мудрецов, только поменяли терминологию. Основа творения всего сущего осталась прежней: есть неизменное нечто (в христианской философии – это Бог), которое создает материю (Бог-сын) через идею (Бог-дух святой).

Что первично материя или сознание идеалисты

Если философы древности спорили о том, что первично, материя или сознание, то 700 лет назад ученых волновал вопрос о реальности всего сущего, которому в свое время Аристотель дал название «действительное бытие». Именно он первым указал на единство материи и формы в реальности, тем самым объединив материю и сознание.

Действительное бытие: материя/форма

Долгое время философы Средневековья опирались на аристотелевскую концепцию мира, что соответствовало христианскому догмату о триединстве всего сущего.

Идеалисты и их концепция мира

На протяжении почти 30 столетий ученые спорили о том, что первично, материя или сознание. Философия как наука была в авангарде всех научных диспутов. Ее представители разделились на 2 лагеря: идеалистов и материалистов.

Представители первого считали, что во главе всего сущего находится духовное начало, которое имело разные названия (Бог, Высший разум, душа, идея), но было, по сути, единым понятием. По их мнению, материя является вторичной, так сказать «продуктом» духовного мира.

Что первично материя или сознание идеалисты

Родоначальником идеализма считается Платон, хотя само разделение и понятие материализма и идеализма ввел в XVIII веке Г. Лейбниц.

У этой философии две превалирующие формы:

Материалисты

Представители этого философского направления во главе всего сущего ставили материю, под которой подразумевали вечную, неуничтожимую, находящуюся в постоянном движении и развитии субстанцию, из которой появилась природа, Вселенная и все, что наполняет окружающее пространство. Для них материя первична, существует по своим законам, всегда была, и всегда будет и составляет единую реальность, в то время как сознание (идея) лишь является ее отражением.

Среди достоинств этой теории находится наука, но даже она не может объяснить наличие сознания и сущности идей, которые в нем зарождаются (это ее минус).

Материализм делится на:

Это далеко не все разновидности материализма и идеализма, так как философия – это не статичная наука и находится в постоянном развитии, как и реальность, которую она пытается объяснить.

Философские парадоксы

Попытки определить, что такое материя и сознание, время от времени создавали курьезные ситуации и приводили к образованию парадоксов. Если с первым понятием все более менее понятно, то при изучении сущности сознания ученые порой сами загоняли себя в тупик, например:

Что первично материя или сознание идеалисты

По сути, если нет сознания, то и объективного мира (реальности) не существует, так что споры о первичности и вторичности этих категорий теряют всякий смысл.

Заключение

В наше время, после того как было объявлено и доказано, что мысль (продукт сознания) материальна, споры о первичности материи или духовного начала поутихли. Сознание до сих пор не изучено, тогда как в материю люди проникли до самых ее атомов. Так что все самое интересное в науке философии еще впереди.

Источник

Основной вопрос философии и две его стороны

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Что первично материя или сознание идеалисты

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

Что первично материя или сознание идеалисты

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *