Что первично материя или мышление

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении бытия и мышления. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир.

Что первично материя или мышление

Суть основного вопроса философии

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Нужна помощь в написании работы?

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

АвторПостановка основного вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать безмятежным и счастливым?
КантЧто такое человек?
Ф.ЭнгельсЧто первично: материя или мышление?
М.ХайдеггерВ чем смысл бытия?
Р.РотриКто мы?
А.КамюСтоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Что первично материя или мышление

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Что первично материя или мышление

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Что первично материя или мышление

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.

Что первично материя или мышление

Материализм как решение основного вопроса философии

Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.

Субъективный идеализм

Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

Что первично материя или мышление

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Источник

Что первично материя или мышление

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Источник

Основной вопрос философии и две его стороны

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Что первично материя или мышление

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

Что первично материя или мышление

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Источник

Основной вопрос философии

Что первично материя или мышление

Основной вопрос философии (ОВФ) — метафилософский и во вторую очередь историко-философский фундаментальный вопрос о принципиальной возможности философского познания, и, таким образом, о возможности существования философии вообще.

Данное название ОВФ получил в XIX веке в философии марксизма. В зависимости от исторической эпохи вопрос этот ставился в явной или неявной форме и формулировки его постоянно видоизменялись в зависимости от господствующего философского направления или учения.

Что первично материя или мышление

Содержание

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ В ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ [ ]

Философ, выяснив сущность первоосновы, может путём дальнейших рассуждений реконструировать весь остальной путь развития реальности и, следовательно, построить логическую философскую модель реальности.

«. Диалектическое движение субстанции через причинность и взаимодействие есть, поэтому непосредственный генезис понятия, который изображает его становление.»
Г.В.Ф.Гегель, «Наука логики», т.3, «Учении о понятии», О понятии вообще.

Ответ на ОВФ является не результатом логического вывода по правилам традиционной логики, а результатом мировоззренческого выбора философа и не может быть научно обоснован, то есть ответ на ОВФ суть часть системы аксиом (постулатов, принципов), лежащих (явно или не явно) в основании строящейся философии, ядро любой философской системы, которое фундирует (определяет, букв. «закладывает фундамент») всё её дальнейшее развитие. Если конкретная философская теория не фундируется базисными принципами, определяющими её сущность, то это не теория, а бесплодная риторика.

Проблематика ОВФ ясно эксплицирует основной клубок философских проблем и, прежде всего, с одной стороны, кантовский перманентный «Скандал в философии» (см.ниже), предвосхитивший современную ситуацию постмодернизма в философии, а, с другой стороны, проблему политической ангажированности философии, сформулированную Паулем Карлом Фейерабендом: «Знание всегда идеологически нагружено!», «Государство! Руки прочь от науки!» и т.д.

Пройдём кратко путь становления ОВФ:

1. Если реальность не познаваема, то все остальные вопросы отпадают сами собой и о природе первоосновы нечего и говорить, так как это ни при каких обстоятельствах выяснить не удастся. Вывод: реальность сотворена высшей силой и либо статична (уже понятно, что это не так), либо развивается по непознаваемым высшим законам (что также сомнительно, так как познание непрерывно углубляется). Такого рода философские системы получили название агностицизм.

2. Если реальность познаваема, то встаёт вопрос о природе, сущности первоосновы всего сущего, первоосновы реальности и механизмах её развития:

3. Однако и монизм и дуализм в чистом виде не позволяет разрешить дилемму между материей и духом (идеей, сознанием). Любые умозрительные метафизические (т.е. исключающие развитие) рассуждения при отсутствии фактического материала либо приводят к необходимости привлечения высшей силы для объяснения факта рождения Вселенной, либо не объясняют ничего.

Напротив вся историческая практика подсказывает, что реальность, скорее всего, одновременно и материальна и идеальна, точнее состоит и из того и из другого, как электрон, который одновременно и частица и волна.

ПЕРВООСНОВА / \ МАТЕРИЯ ИДЕЯ

4. В ходе попыток ответить на ОВФ вырабатывался собственно проблемно-ориентированный язык философии, его категориальный аппарат. Именно по этой причине в разные эпохи ОВФ звучал не одинаково: состав противопоставляемых категориальных пар многократно менялся: материя и идея, дух и материя, мышление и протяжение, бытие и мышление, материя и сознание и т.п.

«. Вся история философии вращается вокруг вопроса. об отношении духовного к материальному»
Л.Фейербах.

«Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали что дух существовал прежде природы. — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма»
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283.

ОВФ в античности [ ]

Исторически впервые в рафинированном виде ОВФ был поставлен в VI-V вв. до н.э. софистами в Древней Греции и в зависимости от философской школы решался по разному. Так собственно и родились все известные сегодня философские методы познания и, в том числе, философское умозрение (спекуляция).

Фалес (

Не содержание (оно безоговорочно материалистическое), но способ и метод постановки и решения проблем Фалесом высоко оценивает в своей «Истории философия» Г.В.Ф.Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли. « и от множества наблюдаемых единичностей перейти к всеобщему.

Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышления. Возникновение философии связано с определенным уровнем, которого достигло абстрактное (рациональное) мышление, способное уже отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или (мифологической) персонификации.

Для обозначения первоосновы (гипостазис), первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон (стойхейрон), означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

ВОДА (первооснова) / \ АРХЭ стойхейон (праматерия) (логический элемент)

В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.

Кстати, Фалес был тем самым человеком, кто совершил первую опционную сделку на нашей планете. В ответ на вопрос-подначку: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Фалес, поразмыслив, понял, что ожидается большой урожай оливок: за небольшую плату он выкупил у хозяев маслодавилен ПРАВО единолично пользоваться их средствами производства в этом году. Половина округа выстроилась в очередь к дому Фалеса, когда поспел урожай для выкупа ПРАВ. Что первично материя или мышление

Анаксимандр (611-546 до н.э.): [ ]

Анаксимандр утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным». Апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное. Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало».

«Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения».

Мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе».

По Гераклиту «огонь», с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным логическим элементом (стойхейон).

ОГОНЬ (первооснова) / \ АРХЭ стойхейон (праматерия) (логический элемент)

«Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере».

Элейская школа [ ]

Платон [ ]

Платон позаимствовал у Парменида концепцию вечного и неизменного бытия, а у Демокрита концепцию плюралистичности бытия, представляющего собой совокупность «бытий» отдельных неделимых частиц (а-томов), из которых состоит всё сущее.

Реально существующим и имеющим вечное, неизменное и бессмертное бытие Платон считал плюралистичный «мир вечных идей», а мир чувственно постигаемых вещей, бренный и эфемерный, суть лишь грубая и очень приблизительная эманация (истечение, воплощение) «мира вечных идей». Мир чувственно постигаемых вещей находится в непрерывном становлении: возникновении и прехождении (уничтожении).

Только исключительно философ способен своим разумом прозревать, «схватывать» отдельные идеи из «мира вечных идей». Таким образом роды и виды отдельных конкретных вещей (идеи общих понятий) по Платону реально существуют в «мире вечных идей», а их чувственно постигаемые единичные конкретные воплощения в вещах существуют в эфемерном, бренном «мире теней».

Аристотель [ ]

Аристотель, пытаясь найти нечто инвариантное и неизменное, необходимое в научном познании, в постоянно изменяющемся, становящемся мире конкретных индивидуальных вещей, отверг концепцию своего учителя Платона о существовании «мира вечных идей». В противном случае было бы невозможным устанавливать природные закономерности, обобщая данные чувственного опыта. В противовес Платону Аристотель считал реально существующими единичные конкретные вещи, а их роды и виды лишь сущностями второго порядка.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Больше внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю (архе). Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Действительное бытие / \ материя форма

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Характеризует ее как «то, в чем сказывается все остальное, в то время как сам он уже не сказывается в другом».

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма.

В своих сочинениях он не оставил указания, в каком смысле понимать существование общих понятий (родов и видов конкретных индивидуальных вещей), чем на несколько столетий породил дискуссии среди своих последователей, вылившиеся затем в трёхсотлетний схоластический Спор об универсалиях.

Христианство [ ]

БОГ-отец / \ БОГ-сын БОГ-дух святой Лично для меня является очень убедительной гипотеза о происхождении этих взглядов (логики мышления) из единого источника! И это было бы только гипотезой, если бы Гегель не взял это на вооружение!

700-600 лет назад: Онтологический статус УНИВЕРСАЛИЙ / \ РЕАЛИЗМ НОМИНАЛИЗМ (после вещей) / \ / \ Платонизм Аристотелизм Концептуализм Оккамизм (терминизм) (до вещей) (в вещах) (Абеляр) (Уильям Оккам) <реально <логические <только слова> существуют конструкты в МИРЕ в процессе Вечных ИДЕЙ> мышления>

Так всё-таки – РЕАЛИЗМ или НОМИНАЛИЗМ? В каком смысле СУЩЕСТВУЮТ универсалии (общие понятия)? Существуют ли универсалии как логические конструкты в процессе мышления (как алгоритмы функционирования и развития) или просто как “слова”, которым в соответствие нельзя поставить ничего реально существующего? Что означает фраза: “реально существовать”? Марксизм реально существовал и существует? Или марксизм, также как и христианство, существует в субъективном смысле, но воздействует на Объективную РЕАЛЬНОСТЬ?

Не предвзятому наблюдателю даже приглядываться не надо, чтобы увидеть в Споре об универсалиях всё туже вечную дискуссию о первичности в оппозиции между материей и идеей, бытием и мышлением, духом и материей. Только дискуссия эта уже детализирована, в ней появились оттенки, нюансы.

Новое время Декарт и Гассенди [ ]

ОВФ, Кант и «Скандал в философии» [ ]

У Канта ответом на ОВФ является триада:

Кант, имея в виду идеализм епископа Дж.Беркли, назвал «Скандалом в философии» то, что существует надобность (пусть даже и в чисто умозрительном философском контексте) в доказательстве реальности существования вещей.

С этого времени «Скандал в философии» понимается как то обстоятельство, что философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких аксиом классической традиционной логики, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных или общезначимо истинных. В результате Карл Ясперс был вынужден в середине ХХ века констатировать тот факт, что:

ОВФ в объективном идеализме [ ]

Первой классической формулировкой ОВФ можно считать гегелевскую, согласно которой философия «. распадается на две основные формы разрешения этой противоположности (между мышлением и бытием) – реалистическую и идеалистическую философию. » (Гегель, Соч., т. 11, М.–Л., 1935, с. 208).

Такой принцип получил наименование диалектико-идеалистического монизма.

Абсолютная ИДЕЯ / \ Субъективная ИДЕЯ Объективная ИДЕЯ

ОВФ в диалектическом материализме (марксизме) [ ]

Справедливости ради, следует однако отметить, чисто гипотетически, что в принципе можно представить себе настолько развитую суперцивилизацию, которая начинает сама за счёт достижений своей технологии создавать собственные миры. Однако, следуя “бритве Оккама”, этот вариант можно считать несколько экзотическим и в нашем случае не имеющим места. С другой стороны, как возникла сама эта суперцивилизация? И мы опять возвращаемся к исходной точке мировоззренческой дискуссии. Таким образом, природа первоосновы суть результат мировоззренческого выбора философа, который не может быть получен путём формально-логического умозаключения.

«Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия»
Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55—56.

Таким образом ОВФ в диалектико-материалистической традиции представляет собой два вопроса: 1. «Познаваема ли реальность?» 2. “Что первично – материя или сознание?”

ОВФ в позитивизме [ ]

ОВФ как и любые суждения, построенные на основе высших абстракций (категорий), были в позитивизме объявлены «псевдопроблемами». Логика представителей Венского кружка логических позитивистов была при этом следующей: реальность “за окном черепной коробки” представлена лишь как совокупность (вербализованных) научных фактов, а всё, что находится за границами этого множества, объявляется “вне закона”. Как следствие во всех ветвях позитивизма “вне закона” были объявлены все философские категории и суждения, построенные с их помощью (в том числе этические и эстетические), так как, по мнению позитивистов, они находятся “за пределами опыта”. Свою программу выведения философских категорий из рамок рассмотрения Р.Карнап, Х.Хан и О.Нейрат назвали «Научное миропонимание». При этом сформулирована она была с использованием философских категорий: это почему-то не смутило и даже не насторожило логических позитивистов.

Уже к середине XX века, претерпев многократные метаморфозы, позитивизм пришёл к своему окончательному фиаско и был вынужден констатировать полную безнадёжность попытки построения философии на научном основании, философии как науки. Сегодня уже можно окончательно заключить, что позитивизм в целом был особой разновидностью идеализма.

Возникшая в философии ситуация постмодернизма была логичным завершением позитивистского этапа её развития. Одновременно мировое философское познание начало возвращать в свой арсенал философские находки и достижения прошлого развития философии.

ОВФ в экзистенциализме [ ]

У Альбера Камю это неявная ДИЛЕММА:

ОВФ в постмодернизме [ ]

Начиная с 70-х гг. ХХ века в процессе перехода от постпозитивизма и постструктурализма в ситуацию постмодернизма в философии с её гипертрофированным «фундаментальным сомнением в возможности единства взглядов», одновременно происходила реабилитация достижений классической философии. В противном случае кто бы стал вспоминать кантовский перманентный «Скандал в философии» и схоластические схватки в процессе «спора об универсалиях», если бы они совершенно предметно не иллюстрировали, что ситуация постмодернизма в философии суть продолжение тех же дискуссий в эпоху, когда информация практически мгновенно становится достоянием всех, кто стремится познавать.

Ситуация постмодернизма в философии выгодна, прежде всего, власти, потому что «дискурс власти», мистифицирующий и мифологизирующий общественное сознание, доводит до логического завершения и «смерть автора» и «смерть читателя» в условиях, когда смысл любого текста утратил присущую ему функцию коммуникации между людьми. Это состояние «семантического безумия» всего лишь «детская болезнь левизны», “временная растерянность”, связанная с “болезнью роста”.

Тот факт, что сегодня за окном ситуация постмодернизма с её гипертрофированным скептицизмом и даже агностицизмом ничего особенно нового в историю философии не принесло: всё это уже было раньше.

Сегодняшнее состояние after-постмодернизма в развитых странах мира демонстрирует не окончательное разложение философского познания, а напротив выход его на качественно новый уровень, обогащённый всеми историческими завоеваниями философского познания, которое уже не занимается вульгарной элиминацией прошлых результатов, а впитывает в себя всё непреходящее и ценное как необходимые ступеньки к становящемуся зданию философии. В противном случае вряд ли сериал «Доктор Хаус» получил бы такую популярность у зрителей и бесчисленное количество самых разнообразных наград! Какая связь? Сериал до верху насыщен знаменитыми философскими парадоксами и скрытыми от непосвящённого зрителя бывшими в истории философии дискуссиями.

Современное состояние ОВФ в России [ ]

Разложение философии марксизма-ленинизма, превратившегося ещё в середине 30-х гг. ХХ века из философской теории в квазирелигиозную догму, началось ещё в последнее десятилетие существование СССР. С распадом СССР чиновники от философии, в угоду политической конъюнктуре, практически элиминировали марксизм из университетских курсов, а практикующие философы шарахнулись от марксизма-ленинизма в предельно противоположную сторону к постпозитивизму и постмодернизму, от которых уже отказалось большинство западных философов.

В результате сущность ОВФ в российской институтизированной философии оказалась выхолощенной, а неофитам ОВФ с лёгкой руки последователей логического позитивизма Венской школы начал преподноситься как некий историко-философский кунштюк.

«Разброд и шатания» российских философов и специалистов в истории философии объяснимы и понятны, но только зачем было «выплёскивать из купели грязную воду вместе с ребёнком»?

ОВФ сконцентрировал в себе не только всю историю философии (а только зная её, можно с необходимой глубиной понять смысл ОВФ), но и весь клубок современных философских проблем, которые совсем не являются изобретением ХХ века, а своими корнями уходят в метафилософские и металогические дискуссии, продолжающиеся уже 2500 лет.

См. также [ ]

Ссылки [ ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *