Что первично материя или бытие

Философия: Конспект лекций

Что первично материя или бытие

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основной вопрос философии: бытие и сознание

Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие»-«природа»-«материя» и «дух»-«мышление»-«сознание» в данном случае употребляются как синонимы.

В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).

Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же.

Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Ф. Шеллинг говорил о соотношении объективного, действительного, мира, который находится «по ту сторону сознания», и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания».

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

1. Материализм (основатель Демокрит) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).

Особое направление материализма — вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

2. Идеализм — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.

3. Дуализм (Декарт) — течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия — материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи — от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.

4. Деизм (французские просветители XVIII века) — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) — направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

2. Рационализм (основатель Р. Декарт) — течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) — особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

4. Гностицизм (как правило, материалисты) — философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.

5. Агностицизм (Э. Кант и др.) — направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует». Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

Источник

Что первично материя или бытие

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Источник

Постюбилейное. Книга 1. Философские заметки

Что первично материя или бытие

В книге доступным языком изложены некоторые вопросы философии, науки, религии. Показано, что строгое соблюдение законов логики и диалектики приводит к совсем иным выводам, непривычным для ортодоксального материализма. Сделана попытка нетрадиционного научного подхода к казалось бы ненаучным вопросам и явлениям окружающей действительности, в том числе затронуты аспекты нравственности и здоровья человека.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Постюбилейное. Книга 1. Философские заметки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основной Вопрос Философии

К вопросу об Основном Вопросе Философии

Рассмотрим несколько положений Диалектического Материализма (Диамата), из которого мы все вышли, получая высшее образование. Рассмотрим их диалектически и логически, т.е. соблюдая законы Диалектики и Логики, которые являются неотъемлемыми частями Диалектического Материализма.

Решая Основной Вопрос Философии (о соотношении Материи и Духа), Диамат должен, в соответствие с Первым законом Логики (Предмет обсуждения должен быть однозначно определен и не меняться до конца обсуждения), определиться с Первичными понятиями — Материя и Дух. Однако, Диамат дает определение лишь понятию Материя и не дает определение понятию Дух. Посмотрите учебники по Философии (разные) — найдёте? Я не нашел.

Таким образом, уже на стадии постановки Основного Вопроса Философии, диалектический материализм нарушает Первый закон Логики, которая является составной частью этого материализма.

Мне удалось найти определение понятия Дух лишь в Большом Энциклопедическом Словаре (БЭС).

Итак два ключевых понятия Философии:

Материя — объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания, данная нам в ощущениях.

Дух — невещественное начало, в отличие от материального начала. То есть: Дух — противоположность материи.

Основной Вопрос Философии — что Первично (материя или дух)?

Материализм: Материя — первична, дух (сознание) — вторичны.

Идеализм: Дух (Сознание) — первичны, материя — вторична.

Дуализм: равноправие двух начал — духа и материи.

Однако, в соответствие с Первым Законом Диалектики (Единство и Борьба Противоположностей), эти две противоположности, материя и дух (сознание), должны существовать единовременно, пусть в борьбе, но именно единовременно. То есть не может одно — материя или дух (сознание) быть первичным, а другое — вторичным. Не могут они существовать один без другого. Они существуют одновременно. Так что, прав Дуализм, ошибаются и Материализм и Идеализм. Их утверждения о первичности материи или духа и вторичности другого противоречат Первому закону диалектики, следовательно ложны.

И вообще, чтобы противоположности боролись друг с другом, они должны существовать одновременно. Как бороться с ней (противоположностью), если её нет рядом? За грудки не схватишь, подножку не сделаешь. Её (или его — противника) нет рядом. А когда она (он) рядом (пространственно и временно) — тогда можно бороться. Поэтому Материя и Дух должны существовать вместе пространственно и временно, чтобы бороться.

Так и в человеческой жизни. Например, мужчина борется со своей противоположностью (зловредной женой). Борется, борется, пока они в единстве, т.е. пока живут вместе. А как разведутся, он и перестает с ней бороться. Он бы, может, и рад был побороться, да не с кем, нет её рядом. И он успокаивается. А потом идет искать другую противоположность — новую жену. Чтобы с ней бороться. Как сказал великий А. Блок: «И вечный бой, покой нам только снится…».

Материализм: сознание возникло на определенной стадии развития материи, т.е. опять: сознание — вторично.

Однако, по Второму Закону Диалектики, любое явление, объект развивается только при наличии в нем, хоть в зачаточном состоянии, его противоположности. Это развитие идет вследствие борьбы этих противоположностей. Поэтому, для развития материи, она должна изначально содержать в себе свою противоположность, т. е. Сознание (Дух). Если бы его не было, материя не могла бы развиваться.

Так что, и Материализм, и Идеализм не правы: ни Материя — не первична, ни Сознание (Дух) не первичны. Они изначально существуют одновременно. Тогда выполняется и Первый и Второй законы Диалектики.

Поэтому, Материя в целом должна обладать Сознанием (Духом) в целом, и каждая частица материи должна обладать своим сознанием (духом). В Атоме, например, носителем его сознания является его электронно-магнитная оболочка (см. 7-е Послание).

Таким образом, будучи последовательными диалектиками, соблюдая законы Диалектики и законы Логики в своих рассуждениях, приходим к выводу, что материализм глубоко ошибается в утверждении, что Материя — первична, а Сознание (Дух) — вторичны.

Материя и Сознание существовали одновременно всегда (или с начала появления — при Большом Взрыве?). И все микроскопические и макроскопические объекты (в том числе Человек, планета Земля) обладают своим Сознанием (Духом).

Стало быть, прав Дуализм!

А в Советское время, материализм, находясь под идеологическим игом правящей коммунистической партии, говорил нам НЕ ПРАВДУ, а ЛОЖЬ!!

Основной Вопрос Философии (ещё раз)

Решить этот Вопрос невозможно, не зная законов Диалектики и законов Логики

З А К О Н Ы Д И А Л Е К Т И К И (Интернет)

Принцип всеобщей взаимосвязи — Все связано со всем, но ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи.

Принцип причинности развития) — Источник развития (бытия, материи, познания) — становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающегося объекта. Противоречие — это отношение противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей — Взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга, переход вещей в процессе своего развития в свою противоположность.

Закон перехода количественных изменений в качественные — Накопление развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующий скачкообразный переход последних в качественные изменения.

Закон отрицания отрицания — Всякое развитие в живой и неживой природе циклично — носит поступательно-повторяемый характер, осуществляется по спирали, с возвратом в прежнее качество на новом уровне (колос отрицает зерно, новое зерно отрицает колос).

— взаимоисключающие тенденции, стороны, качества, состояния объекта /БЭС/

— совершенно не сходные по признакам явления, предметы /МТС/

— отношение несовместимых понятий (объектов, явлений) /КСЛ/

Предмет обсуждения должен быть однозначно определен и не меняться до конца обсуждения.

Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинны: по крайней мере одно из них ложно.

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО.

Истинно либо суждение, либо его отрицание («третьего не дано»).

ЗАКОН ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ.

Истинность суждения должна быть достаточно обоснована, исходя из суждений, истинность которых уже доказана.

/Проверка истинности — подтверждение фактами или соответствие (непротиворечие) известным законам/.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЛОЖНОСТИ ОСНОВНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА

Это утверждение: Материя — первична, Дух (Сознание) — вторичны. Сознание появляется на определенной стадии развития материи.

Давайте подробно, по пунктам разберем доказательство ложности основного утверждения материализма. Я даю предложение — утверждение, вы его оцениваете — правильно или нет.

Вот десять пунктов.

1. Основной Вопрос Философии — Вопрос о соотношении Духа и Материи.

2. Необходимо дать определение этим двум понятиям (по 1-му Закону Логики).

3. Даём (из БЭС): Дух — невещественное начало, в отличие от материального;

Материя — объективная реальность, данная нам в ощущениях.

4. Из этих определений и из определения понятия «противоположности» (см. с.7 статьи ОВФ) следует:

Дух и Материя — противоположности.

5. Уточним это наглядным изображением как бы частиц этих объектов (см. с. 10 статьи ОВФ).

Их свойства-характеристики: М. — маленькая, черная (непрозрачная), четкие границы;

Д. — большая, белая (прозрачная), размытые границы;

То есть Д. и М. — полные противоположности.

6. По 1-му Закону Диалектики (Единство и Борьба Противоположностей): эти две противоположности должны существовать единовременно, чтобы бороться и переходить одна в другую и обратно.

7. Утверждение материализма, что Материя — первична, т.е. может существовать без Духа, — противоречит Закону ЕБП.

Следовательно это утверждение о первичности Материи по 4-му Закону Логики (см. с.8 статьи ОВФ) — ложно, не истинно.

8. По Принципу Причинности Развития (у Гегеля — это тоже Закон) (см. с.7 статьи ОВФ): развитие любого объекта невозможно без наличия в нём его противоположности (хоть в зачатке).

9. Утверждение материализма о первичности Материи, т.е. существовании и развитии её без Духа, — противоречит этому Принципу (Закону) Причинности Развития.

Следовательно это утверждение о первичности Материи по 4-му закону Логики (см. с.8 послания ОВФ) — ложно, не истинно.

10. Таким образом, Утверждение материализма о первичности Материи и вторичности Духа (Сознаия) — противоречит двум Законам Диалектики (ЕБП и Причинности Развития), поэтому по 4-му Закону Логики, — оно не истинно, т.е. ложно.

Вот доказательство (10 пунктов-утверждений).

Опровергните его так же по пунктам. Есть ли в них и в доказательстве в целом ошибки?

Если нет, то Доказано!

Основной Вопрос Философии (в третий раз)

О соотношении Духа и Материи

Дух — невещественное начало, в отличие от материального,

природного начала (БЭС)

Материя — объективная реальность, данная нам в ощущении (БЭС)

Что первично материя или бытие

Идеализм: Мир возник из Духа.

Материализм: Сознание — продукт Человека.

Д и М — Противоположности (Логика, БЭС)

Идеализм: Д — > М; Материализм: М — > Д

Дух (Сознание) — Вторичны

— зак Един Бор Прот (не мог быть одна без друг)

— принц Прич Разв (не мог развив одна без друг)

1) Утверждение Мат-ма — Ложно (не Истинно, Ошибочно)

/Против двум законам Диал-ки/;

2) Утверждение Идеа-ма — Ложно (не Истинно, Ошибочно)

/Против двум законам Диал-ки/;

3) Утверждение Дуализма — Истинно

/не Против двум законам Диал-ки/.

Дуализм: Равноправие двух Начал — Духа и Материи.

Материя и Дух (Сознание) сосуществуют всегда!

Каждая частица Материи обладает Сознанием (Духом)

Без наличия сознания (духа) материя не могла бы развиваться.

Сознание — высшая ступень всеобщего свойства материи — «Отражения» (по учебнику Философии).

Отражение — способность объекта изменять свою структуру в соответствии со структурой отражаемого объекта.

Что первично материя или бытие

В этом древнем знаке (Инь-Ян) наглядно отражены известные законы диалектики:

1. Закон Единства и Борьбы Противоположностей: белое превращается в чёрное, чёрное превращается в белое. Дух (белое) нисходит в материю (чёрное) и материя восходит к Духу. Здесь же отражена восточная идея реинкарнации — циклического процесса эволюции, воплощения духовной единицы (Монады) и обратного восхождения её в духовные сферы, развития её путем многократного воплощения.

2. Закон Причинности Развития (эволюции) — наличие в объекте, явлении его противоположности в зачаточном состоянии (черная точка в белом духовном поле и белая точка в чёрном материальном поле).

3. Закон Отрицания Отрицания и цикличности эволюции Вселенной и всего живого.

Что первично материя или бытие

Дух (Сознание) — вторичны —

Противоречит двум законам Диалектики:

Единства и Борьбы Противоположности и

Дух (Сознание) и Материя со-существуют всегда. В единстве и борьбе — развиваются.

Не противоречит 2-м законам Диалектики.

Каждая частица материи должна обладать своим сознанием (духом).

Не пора ли менять привычную «Кочку Зрения»?

И давайте жить дружно.

МИХМ и ШУКС — история.

Ребята! Одна молодая женщина, почитав мои философские статейки, которые вы, кажется, не хотите читать, прислала мне вопрос: « Как давно вы осознали то, о чем пишете?». Я ей ответил следующим письмом. Думаю, она не обидится, что я и вам его направляю. Всё-таки — информация к размышлению, как говорил Штирлиц.

Твои вопросы от вчера

И вспомнил, как я не молчал

Мой философский реферат

Руководитель взял себе,

А на защиту — плагиат

Велел списать прилежно мне.

В 1980 г., когда Ты была еще маленькая, но уже красивенькая, я, обучаясь в заочной аспирантуре МИХМа, подготовил, как положено, реферат по философии, который надо было защитить перед комиссией. Содержание реферата было примерно таким же, как посланная вам статейка — логическое доказательство ложности основного постулата материализма о первичности материи и вторичности духа (сознания). Руководитель, д.ф.н., прочитав сказал: «Работа хорошая, интересная, но мы её на защиту выносить не будем, нас комиссия не поймёт. Вот возьмите прошлогодний реферат (по книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»), перепишите его, и пустим на защиту. А ваш реферат я себе заберу.

И я — переписал и защитил, а он — забрал.

Do you understand me.

А спустя четверть века (25 лет) история как бы повторилась.

В 2005 году, служа в Школе Усовершенствования Командного Состава Военизированной Охраны Министерства Путей Сообщения (ШУКС ВО МПС), я делал сообщение на научно-техническо-педагогическом совете на тему: «Логические доказательства ложности утверждения философского материализма о первичности материи и вторичности сознания».

Слушатели (их было 7, что ли?…) были все махровые материалисты, с техническим и математическим высшим образованием, преподаватели (двое с педагогическим). Были ли они атеисты — тогда постеснялся спрашивать, хотя это был уже 5-й год 3-го тысячелетия (давно сидим…). Опять цифры?…

Так вот, после сообщения и обсуждения, общий вывод — они все не приняли!

Потом, во время завершающего тех-пед-совет возлияния, один дядя, электронщик и компьютерщик, бывший офицер ПВО, сказал: «Странно, все-таки, устроен человек. Нам, математикам, доказали логически, практически математически, доказали, а мы — не принимаем. Ошибок в доказательстве не находим, а все равно — не принимаем! Потому что трудно отказаться от привычной „кочки зрения“. Надо что-то в себе изменять, перестраивать. А это уже не очень охота. Мы уже не очень молодые, некоторым скоро на пенсию. Самоизменение — это самое трудное. Давай, лучше, еще по одной махнем и пойдем по домам».

И мы махнули и пошли.

А потом на другом семинаре я докладывал о возможных структурных изменениях в био-клетках на микро-уровне при эгоистических желаниях и мыслях (см. ст. «Эгоизм и Альтруизм»). И этот же дядя, (офицер ПВО) сказал: «Да! Вот теперь мне понятно, почему не надо быть эгоистом — возможно зарождение внутри болезни, понятен механизм, логично, химично. А так было непонятно, все твердят: эгоизм — это плохо, вспомни библию, так бог велел. А я не верующий, материалист. Что в этом плохого, в эгоизме? Не понятно. А теперь — точно понятно, материалистически понятно. Самому хуже будет. Понятно. Но переделаюсь ли я, самоизменюсь ли — вот это опять не понятно…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *