Что пепел обещает наташе
В чём трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»). (ЕГЭ по литературе)
Пьеса М. Горького «На дне» раскрывает перед нами драматические судьбы людей, лишённых работы, пристанища. автор показывает несправедливое устройство общества, когда люди оказываются лишними, ненужными. В тёмном подвале, похожем на пещеру, обитают ночлежники. Они ожесточены, раздражены, нет между ними взаимопонимания.
Парадокс заключается в том, что Наташа – родная сестра хозяйки ночлежки Василисы, но вынуждена жить в этом мрачной ночлежке. Этот факт подчёркивает, что хозяева недалеко ушли в общественном плане от жителей ночлежки.
Трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи в том, что они оба бесправны, находятся в стеснённых социальных условиях. Есть ли выход из этой ситуации? Могут ли герои изменить свою судьбу и начать новую жизнь? Можно ли избежать трагической развязки любовного конфликта?
Драматические события любовной коллизии разворачиваются за сценой. Костылёв, распахивая дверь, призывает на помощь дядю жены полицейского Медведева: «Абрам! Иди… Василиса Наташку … убивает… иди!» Жизнь девушки рядом с жестокой сестрой невыносима, ей постоянно приходится терпеть издевательства и побои злобной Василисы. Да и Костылёв издевается над бедной девушкой, называет её нищей.
Лука советует Василию ехать в Сибирь, расхваливает «золотую сторону»: «Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике». Он убеждён, что смелый, энергичный и предприимчивый пепел сможет в этом суровом климате прижиться и обустроить свой быт. Поначалу Василий не верит Луке: «Старик! Зачем ты всё врёшь?» Хитрый и проницательный старичок возражает: «Она, правда-то, может, обух для тебя…» Понятие правды у Луки соединяется с понятием веры: «Во что веришь, то и есть». Он видит в людях доброе начало, которое искажено дурными обстоятельствами жизни. Странник убеждён, что человеческое должно непременно восторжествовать, нужно только поддерживать то хорошее, что есть в людях.
В конце концов Пепел загорается мыслью о честной трудовой жизни. Он прямо говорит о Василисе, что не любит её, потому что нет в ней души. Коварная Василиса пытается совершить с бывшим любовником сделку. Василий освобождает её от мужа, а она женит его на своей сестре. Но Пепел не настолько глуп, чтобы поверить хозяйке: «Это – ты ловко придумала…мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу…»
В первый раз Лука спасает Пепла от греха убийства. Он оказывается вовремя на печке во время скандала и своей нарочито громкой вознёй и воющим позёвыванием заставляет пепла выпустить Костылева из рук. Он советует Пеплу поскорее уйти из этого места вместе с Наташей.
Наташа мечтает изменить свою жизнь. Она часто представляет, как приедет кто-то особенный и увезёт её с собой. Пепел уговаривает девушку идти с ним, ехать в Сибирь по своей воле, обещает работать, жить честно. Он уверен: «Лучше надо жить!» Лука убеждает Наташу, что Пепел – «парень хороший», просит, чтобы она верила ему и почаще говорила, что он хороший. Наташа долго не решается верить Василию. Трагичность её положения заключается в том, что ей идти некуда. Девушка долго колеблется, но в конце концов принимает решение поверить Пеплу.
Но счастье героев не сбывается. Ревнивая Василиса провоцирует скандал, и в драке Пепел случайно убивает Костылёва. В выигрыше остаётся одна Василиса. Она избавляется от нелюбимого мужа, отправляет любовника на каторгу, калечит из мести родную сестру, опрокидывая на неё кипящий самовар.
Трагизм взаимоотношений Наташи и Пепла в том, что им не хватает веры в свои силы. В порыве отчаяния и беспамятства Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре. Она окончательно утрачивает веру в Василия.
Судьбы героев развиваются драматически, а заканчиваются трагедией. «На дне» звучит как обвинение несправедливому общественному строю, калечащему судьбы людей.
Васька Пепел в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Васька Пепел является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» Горького.
В этой статье представлена цитатная характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
Васька Пепел в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
Васька Пепел является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит семья Костылевых.
«Н‑ну, нет! Нас, ярославских, голыми руками не сразу возьмешь…»
«Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…»
«Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор. Ты пойми: я, может быть, со зла вор‑то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…»
«Пепел. А поймаешь, – на горе всему вашему гнезду. Ты думаешь – я молчать буду перед следователем? Жди от волка толка! Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!
Пепел. Поверят, потому – правда! И тебя еще запутаю… ха! Погублю всех вас, черти, – увидишь!»
«Пепел. Ну, ты гляди! Вчера, при свидетелях, я тебе продал часы за десять рублей… три – получил, семь – подай! Чего глазами хлопаешь? Шляется тут, беспокоит людей… а дела своего не знает…
Костылев. Ш‑ш! Не сердись, Вася… Часы – они…
Сатин. Краденые…» (о краденых часах, которые забирает себе Костылев)
«Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася… Ты два раза из‑за мужа моего в тюрьме сидел… из‑за его жадности…» (Василиса о делах Пепла и ее мужа)
«. души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила. «
«Василиса. Погоди! Не горячись! Можно всё сделать тихо, по‑хорошему… Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам… целковых… триста! Больше соберу – больше дам…
Василиса. Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…
Пепел (тихо свистит). Вон что‑о! Ого‑го! Это – ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама…
Василиса. Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам – кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда‑нибудь… меня навек освободишь…»
«Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова.»
«Не хуже! Живут без чести, без совести…» (Клещ о Ваське)
«А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести…» (Васька о себе и приятелях)
«Я – не каюсь… в совесть я не верю…» (Васька о совести)
«А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь‑совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»
«Вот и я то же говорю: честь‑совесть богатым нужна, да!»
«Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут… только это мне не помогает! Это… не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»
«Пепел (угрюмо). Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит…»
«Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на всё пошел. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может…»
«Не люблю его… больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я – рабочий человек». И – все его ниже будто… Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!»
По словам Васьки, он уже год присматривается к Наташе, сестре своей бывшей возлюбленной Василисы, и якобы любит ее. Пепел жалеет девушку за то, что та терпит много обид со стороны сестры:
«Он про нее говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить ее хочет… а Наташу взять себе…»
«Сестра… тебе нравится, я знаю….» (Василиса о Наташе)
«Славная девка! Чего она со мной… так? Отвергает… Всё равно ведь – пропадет здесь… Я ее – жалею… Я очень… жалею ее… Плохо ей тут жить… я вижу…» (Васька о Наташе)
«Я сказал – брошу воровство! Ей‑богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь‑то по своей воле надо идти… Едем туда, ну. «
«Наташа (прижимаясь к нему). Ну… одно я тебе скажу, Василий… вот как перед богом говорю! – как только ты меня первый раз ударишь… или иначе обидишь… я – себя не пожалею… или сама удавлюсь, или…
Пепел. Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону. «
«Костылев (скрываясь за углом). Абрам! Хватай Ваську… Братцы – помогите Ваську взять! Вора… грабителя…
Пепел. А, ты… блудня старая! (Сильно размахнувшись, бьет старика. Костылев падает так, что из‑за угла видна только верхняя половина его тела. Пепел бросается к Наташе.)»
«Батюшки! Глядите‑ка… смотрите‑ка… помер! Убили…» (Василиса)
«Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.»
«Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…» (Сатин о своем участии в драке)
«Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала. » (Пепел о Василисе)
«Настя. Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську – в каторгу пошлют…
«Бубнов. Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…
Медведев (гордо). Врешь! Она – не помирает: она у меня без вести пропала!» (О Василисе и Наташе)
«Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите… Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня. » (Наташа о Пепле и Василисе)
Такова цитатная характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.
В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
| |||
Тип: Характеристика героев |
Драматургия Горького очень интересна и неоднозначна. Для того, чтобы всесторонне раскрыть тему произведения, автор должен выбрать подходящую ситуацию и подходящий конфликт. В пьесах у писателя нет возможности прямо выражать свою позицию. Для этого он должен умело использовать ремарки, высказывания своих героев.
Любовная тема в пьесе представлена образами Наташи и Васьки Пепла.
Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он стал им? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». На человека навесили ярлык, и он уже вынужден быть таким, каким его видят окружающие.
Пепел уже долгое время является любовником Василисы, жены хозяина ночлежки и старшей сестры Наташи. С самого начала их отношений Васька не любит эту женщину. Со временем он все больше понимает, что она за человек: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…». Пользуясь своим положением, Василиса не просто завязала с Пеплом интимные отношения, но и толкнула его на воровство. Это страшная и расчетливая женщина. Выйдя замуж за старика, она приобрела определенный социальный статус. Она мучает, морально и физически забивает свою младшую сестру. Изначально понятно, что отношения Васьки Пепла и Наташи обречены.
Что же не устраивало Пепла в Василисе? Это мы узнаем из их разговора, когда Васька впервые раскрывает ей все свои карты: «Я давно… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила. » Как уже говорилось ранее, мы знаем, к чему Василиса приучила Ваську: она толкнула его на воровской путь. Возможно, это самый страшный персонаж во всей пьесе. И ни у одного из героев произведения нет достаточных сил, чтобы справиться с этой дьявольской женщиной.
Наташа же, антипод Василисы, пробудила в Пепле лучшие качества. Именно благодаря ей Васька хочет начать праведную жизнь. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…». Василию очень нужен человек, который бы поверил в него. Но не думаю, что это должна была быть Наташа. Она не любила Пепла, в чем сама ему и призналась: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не очень я люблю… Иной раз – нравишься ты мне… а когда – глядеть на тебя тошно… Видно – не люблю я тебя… когда любят – плохого в любимом не видят… а я – вижу…». Но Наташа является стимулом для Васьки, чтобы наконец-то бросить свой пагубный образ жизни. Ради любви этой девушки Пепел хочет измениться, стать лучше: «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю!… Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить!». Именно Наташа подвигла этого героя на подобные размышления.
Возможно, главный трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи заключается в Василисе. Это очень сильная и страшная женщина. Может быть, Ваське удалось бы уговорить Наташу изменить свою жизнь и уехать с ним. Не исключено, что ради своей любимой женщины он начал бы новую, правильную жизнь, бросил бы воровство. Кто знает, может быть, Наташа смогла бы разглядеть в Пепле его лучшие качества и полюбить его. Они могли бы жить если не счастливо, то хотя бы спокойно… Но Василиса опять все разрушает. Она понимает, какие чувства испытывает Васька к ее сестре. В приступе гнева она запирается с Наташей дома и избивает ее. Естественно, Васька не может спокойно это видеть и вмешивается в драку. В пылу борьбы он убивает старика Костылева. Теперь Пепел точно попадет в Сибирь, только уже как каторжник. У Наташи после всего случившегося происходит нервный срыв, ее забирают в клинику. После она пропадает. А Василиса. Ее забирают в участок вместе с Васькой, но не трудно понять, что она выкрутится, выйдет невредимой и из этой ситуации.
Я думаю, что трагизм отношений Пепла и Наташи заключался не только в Василисе, которая всегда готова пойти по головам в достижении своей цели. Виновата еще и слабость и нерешительность обоих героев. Наташа не смела противоречить своей старшей сестре, а Васька слишком долго подчинялся Василисе, позволив ей властвовать над его собственной жизнью.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Смотрите также по произведению «На дне»:
Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
Пьеса Максима Горького «На дне» вскрывает философские и социальные проблемы общества на рубеже 19 и 20 веков.
Произведение «На дне» обращает внимание читателя на беспощадный мир отверженных обществом людей, которые скатились на самое его дно.
Главными героями произведения становятся жители ночлежки. Все эти люди несчастны по-своему, и у каждого из них своя жизненная история. Кто-то с рождения принадлежал этому миру, а кто-то начинал свою жизнь иначе, но по какой-то причине опустился на дно.
Этим грязным миром нищеты правит лишь стремление выжить. Кажется, что здесь нет места светлым, возвышенным чувствам. Поэтому обнаружить любовный конфликт в данной пьесе, по меньшей мере, неожиданно.
Конфликт разворачивается вокруг любовного треугольника: Василий Пепел, Василиса и Наташа. Все начинается с появления на страницах пьесы мужа Василисы, Костылева, который ищет свою молодую жену, которую он подозревает в измене ему с Васькой Пеплом. Все выглядит довольно банально до появления младшей сестры Василисы, Наташи.
МЕЖДУ ВАСИЛИЕМ ПЕПЛОМ И НАТАШЕЙ ЗАРОЖДАЕТСЯ НАСТОЯЩАЯ, ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, КОТОРУЮ НИКАК НЕ ОЖИДАЕШЬ ВСТРЕТИТЬ В ПЬЕСЕ «НА ДНЕ».
Сердце Васьки внезапно забилось новым, светлым и бескорыстным чувством, которое разительно отличалось от той пошлой страсти, которую он испытывал к Василисе.
Иллюзия светлого будущего
Но мир отверженных не дает шанса влюбленным на светлое будущее. Василиса, из ревности к бывшему любовнику, мстит родной сестре. В то же время, она мечтает избавиться от мужа-тирана.
Ее мечта сбывается: Василий Пепел убивает Костылева в драке. Пепел попадает за решетку. В этот же момент и Наташа исчезает со страниц пьесы. Мечта молодых людей о светлой жизни, которая была так близко, рушится.
Возможность лучшего будущего для Васьки Пепла и Наташи была лишь иллюзией, обманчивым ощущением. Мир отверженных никогда не выпускает из своих лап тех, кто оказался в них однажды.
Пьеса «На дне» изображает необычный любовный конфликт, не укладывающийся в привычное представление о любовных конфликтах. Любовная линия не является главной в произведении Горького, однако, именно она продемонстрировала читателю всю горечь и безжалостность мира людей, которые однажды оказались «на дне»
Сочинение » На дне — Горький » Особенности любовного конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
О замысле пьесы про жизнь людей «дна» Горький писал так: «Это будет страшно. У меня уже готовы планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, всё ясно. ». Неясными до последнего момента оставались только жанр и название. Автор размышлял над названием: «Без солнца», «Дно», «Ночлежка». И, наконец, оно родилось – «На дне».
Всё это диктует пьесе философское звучание. Важный момент драмы – появление в ночлежке Луки. Внешне он никак не влияет на жизнь ее обитателей (да и что в состоянии сделать нищий, бездомный старик?), но всё-таки в сознании ночлежников благодаря Луке начинается напряжённая работа.
Развитие пьесы как философской драмы начинается в тот самый момент, когда люди «дна» обнаруживают в себе способность мечтать о новой, лучшей жизни, размышлять над своими судьбами. Философская проблематика отразилась, прежде всего, в спорах героев о человеке, добре и правде.
Пьеса «На дне», рассказавшая зрителям и читателям о жизни московских босяков, отличается повышенной «идеологичностью». Парадокс философской драмы М.Горького заключается в том, что о вопросах бытия, его философских аспектах рассуждают исторгнутые из общества люди, нищие, опустившиеся. Но именно они напоминают читателям и зрителям об огромных человеческих возможностях.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
Смотрите также по произведению «На дне»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
В основе пьесы «На дне» любовная интрига, укладывающаяся в два любовных треугольника «Пепел — Василиса-Наташа», «Пепел-Василиса-Костылев». Ее развитие приводит к тому, что Пепел убивает Костылева и оказывается в тюрьме, Наташа, покалеченная Василисой, попадает в больницу, а Василиса становится полновластной хозяйкой ночлежки.
Но своеобразие пьесы в том, что не любовный является определяющим. Большинство героев не причастны к развитию любовного сюжета, да и он сам занимает как бы вторичное положение по отношению к тому, что изображает Горький.
На первое место здесь выступает социальный конфликт между хозяевами жизни, Костылевыми, и обитателями ночлежки. А еще шире между российской действительностью и судьбами людей, которые оказались выброшенными из активной жизни на дно.
Социальный конфликт произведения был воспринят современниками как призыв к революции, к кардинальному изменению жизни. Именно конфликт пьесы делал ее революционной — это столкновение между действительностью и жизнью людей ночлежки. Но самое интересное в том, что и теперь пьеса не потеряла своего современного (общечеловеческого) звучания, просто у современного зрителя и читателя сменились акценты.
Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
Пьеса Горького «На дне»(1902) – глубокое, социально-философское произведение. Сюжет драмы многослоен. В первую очередь здесь выявляется сюжет социально-психологический. В ночлежке, принадлежащей Костылёвым, на самом «дне жизни» живут босяки. Автор рисует разные их типы. У каждого из героев что-то «отнято» обществом: имя (Актёр, Барон), любовь (Наташа, Васька), честь (Васька – сын вора, потому и сам вор), жизнь (Анна, Актёр)… Эти несчастливые люди пьянствуют, затевают драки, ругаются, сплетничают и жалуются друг другу на свою нелёгкую долю. Но оказывается, они интересные и неглупые люди. Гуманизм Горького проявляется, прежде всего, в том, что, вглядываясь в ночлежников, автор как бы заставляет и читателей поверить, что не врождённые патологические качества привели их на «дно», а слабость натур, которые не могут выжить среди рабов и хозяев. В пьесе чётко просматривается и сюжет философский, связанный с размышлениями героев о вере и безверии, о Боге, о правде и праведности, терпении, о Человеке. Обитатели «дна» разуверились в правде, но им интересна эта проблема. Столкновение нескольких точек зрения на человека и правду составляет особенность развития философского сюжета в драме. Возможно выделение в произведении и нравственного сюжета, связанного с раскрытием темы сострадания, милосердия и любви. Тема любви в пьесе касается практически всех героев. Но наиболее ярко она выражается через отношения Василия Пепла, Василисы и её сестры Натальи. Все жители знают об этой запретной связи и постоянно обсуждают любовников (Бубнов: «К любовнику, видишь, пришла, а его нет»; Настя: «Он про неё говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить её хочет… А Наташу взять себе»). Василий – вор, но не столько по своей воле он встал на преступный путь, сколько из-за вора-отца. Здесь на первый снова выступает социальная проблема: судьба человека полностью зависит от социального положения родителей. До появления Луки Пепел равнодушно, спокойно отзывается о положении жителей ночлежки. Например, он возражает Клещу, «рабочему человеку», считающему, что все здесь «живут без чести, без совести»: «Никто здесь тебя не хуже… напрасно ты говоришь… А куда они – честь и совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». К успокоительным рассуждениям Луки Пепел, как и остальные жители ночлежки, сначала относится настороженно и даже цинично. Когда Лука успокаивает умирающую Анну, Василий язвит: «Врёшь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего – мало, брат, приятного на свете!» Пеплу скучно жить на свете. Вероятно, от тоски и скуки он вступил в любовную связь с замужней Василисой. Но очень скоро Василиса наскучила Пеплу, и тот на глазах у всех обитателей ночлежки стал ухаживать за её сестрой Наташей. Ни у кого из них нет чувства любви друг к другу. Есть только жалость. Так, Пепел искренне жалеет Наташу, но даже не пытается построить с ней настоящее счастье. Лука же советует Василию уйти с девушкой из ночлежки, иначе здесь они оба погибнут. В речах самой Наташи также постоянно ощущается безысходность. Она не верит в лучшую жизнь и безропотно принимает всё как есть. Пепел, не желавший сначала слышать «сказки» Луки, после его притчи о праведной земле почувствовал в себе силы исправить все ошибки и начать новую жизнь. Он понял, что надо жить лучше, честнее. Пепел, наконец, выговорил Наташе всё, что накопилось: «Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь — мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все — гнилое… все — не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была — я бы ее ради… на все пошел. Лишь бы она — вся моя была… Ну, ей другого надо… ей — денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратничать. Она — помочь мне не может… А ты — как молодая елочка — и колешься, а сдержишь…». Но исчезает Лука, а вместе с ним и надежды на счастье. Пепел убивает Клементьева и тем самым определяет свою судьбу. Но любит ли кто-нибудь здесь по-настоящему? Нет места этому святому чувству на дне жизни. Умирающая в предсмертных муках Анна находит слова поддержки и успокоения у каждого, кроме своего мужа Клеща. На протяжении всей пьесы он ни разу не подошёл к жене. О ней заботятся Лука, Наташа, жалеет Сатин. Настя живёт иллюзиями, грезит о настоящем чувстве, верит в красивую сказку. Но о пылкой любви узнаёт только из глупых бульварных романов. Бубнов не уважает Настю, называет её «мразью», часто бьёт, может приласкать и пожалеть, когда ему нужны деньги на кабак. Василиса не только не испытывает к мужу тёплых чувств, но, напротив, пытается любым способом сжить Клементьева со свету. Своего бывшего любовника Василия Пепла, после неудачной попытки вернуть, она пытается уговорить избавить её от мужа, обещая заплатить за преступление и сосватать за него Наташу. Василиса – очень жестокий, грубый человек. Пепел верно о. Но женщина, которая из ревности до полусмерти избивает родную сестру, строит заговор против мужа,– бездушный зверь. Квашня радуется свободной жизни и зарекается не выходить замуж, так как, кроме побоев, она от мужа ничего не видела. Таким образом, «на дне» чистая, искренняя любовь не имеет шансов выжить. Она топится пошлостью, развратом, нищетой, неспособностью что-то изменить. Незаконные отношения пошлы, безнравственны. Каждый — Пепел, Василиса, Наташа – ищет свою выгоду, но, в конце концов, ничего не находит, кроме ещё большего страдания.
Образная система пьесы в решении конфликта «На дне»
Обитатели ночлежки — представители два жизни, бродяги, которые выброшены обществом на дно и которые обществу не нужны.
Горький показывает, что люди оказываются на дне разными путями:
Причины, приведшие людей к такому состоянию, не утратили своей актуальности. Таким образом, причины конфликта этих людей и действительности различны.
По-разному относятся обитатели ночлежки к своему положению, к тому, что сама действительность такова, что выталкивает их на дно и держит там. Одни примирились с действительностью:
(«Человек — вещь, ты везде лишняя… да и все люди лишние…»),
Другие тяжело переживают свое состояние, надеются или мечтают изменить ее (Наташа, Пепел, Актер).