Что павел петрович говорит об аристократии

Что павел петрович говорит об аристократии

Краткое описание конфликта

В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:

ТематикаПавел КирсановЕвгений Базаров
Отношение к аристократииСчитает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развитияОсуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны
Отношение к нигилизмуСчитает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам.Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества.
Отношение к российскому народуПорицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми.Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах.
Отношение к искусствуСчитает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу.Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов.

В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи. Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта. В этом разговоре можно наблюдать противостояние 2 разных поколений, отличающихся по мировоззрению и интересам.

Что павел петрович говорит об аристократии

В ходе дискуссии Павел Петрович вышел из себя и начал оскорблять противника. Базаров старался не отвечать на провокации Кирсанова и кратко аргументировал свою точку зрения. Подробный анализ 10 главы романа «Отцы и дети» показал, что Евгений одержал победу над Павлом в этом споре. Но в конце произведения Базарову пришлось пересмотреть свою точку зрения на многие вопросы. Герой был заражен брюшным тифом и скоропостижно скончался. В момент скоропостижной смерти персонажа автор романа смог в полной мере раскрыть его личность.

Мнение об аристократии

Одной из главных тем спора в 10 главе «Отцы и дети» является роль аристократии. Павел Петрович считает, что представители аристократического общества являются двигателями прогресса в современной России. Он уверен, что интеллигенция сможет построить в стране конституционную монархию и провести либеральные реформы.

Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

Отношение к нигилизму

Что павел петрович говорит об аристократии

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.

Взгляды на положение простого народа

В романе «Отцы и дети» присутствует множество эпизодов, демонстрирующих конфликт между простым народом и представителями высших сословий. Поэтому Тургенев уделил этой теме особое внимание во время спора между Евгением и Павлом. Евгений понимает, каково живется простым людям в России. Он был близок к крестьянам по менталитету, что обусловлено его низким социальным положением.

Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.

Что павел петрович говорит об аристократии

Восприятие искусства и природы

Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса. Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Источник

Спор об аристократии отцы и дети. Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев показал по большей части не конфликт поколений, а противодействие либералов и демократов. Каждое из этих течений стремилось улучшить общество. которых проходит через весь роман, олицетворяют собой эти два направления. Автор очень наглядно отображает противостояние представителей двух разных культур.

Автор о романе «Отцы и дети»

Сам Тургенев о романе «Отцы и дети» говорит, что он направлен против представителей дворянства, аристократии.

использованные автором

Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга. Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.

Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист». Жесты Кирсанова полны благородства, и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.

Одним и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.

Что павел петрович говорит об аристократии

Отношение героев к аристократии

Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.

Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.

Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.

Споры героев о нигилизме

Споры о простом народе

Базаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе.

Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа.

Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Что павел петрович говорит об аристократии

Споры об искусстве и природе

Происхождение споров Базарова и Кирсанова

Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.

Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.

Что павел петрович говорит об аристократии

Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?
Домашнее задание

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

Урок 51. Базаров и Одинцова (гл. 13-19, 25-27)

Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.

«Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию».

И. С. Тургенев «Отцы и дети», гл. 26.
Ход урока

Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. Какова цель этого разговора? Раскрыть в столкновении Базарова с холодной барыней Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние различия, которые и привели к несчастной развязке. Нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему. Как выдержал Базаров «испытание любовью»? В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл. 7).

(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)
II. Беседа. Комментирование

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

Остается ли Базаров в Никольском таким же, как до приезда туда?

1. Рассказать об А. Одинцовой (гл. 14-15).

2. Рассказать историю любви Базарова к Одинцовой.

Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось. чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал. о нежности!

Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.

Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.

В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».

Почему Одинцова решила «не шутить этим»?

Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
III. Итог урока

Как же Базаров изменился за это время?

(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Домашнее задание

Вариант урока 51. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой» 1

Цели урока: проанализировать изменения, произошедшие с главным героем; раскрыть суть отношений героев; понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом.
Ход урока

I. Вступительная беседа

Какова причина приезда Базарова и Аркадия в имение Одинцовой?

15 «однообразных» дней провели герои в этом имении. Каковы их занятия, времяпрепровождения?
II. Работа по тексту романа

Обратим внимание на момент статьи Д. Писарева о роковой встрече Евгения с А. Одинцовой: «Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нем происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломленный внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает ее к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он ее не так понял, что он ошибся».

Так ли уже потом все спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Может были какие-то глубокие душевные процессы, которые привели к гибели Базарова?

Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?

(Он нарушил этот принцип: знал, что толку от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности. вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит. ).

Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи?

(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)

Но почему после какой-то фразы Базарова, сказанной им на следующий день после его приезда, лицо Одинцовой «. попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?

(Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия. Она испугалась того, что он раскрыл ее хитрость, и ей стало стыдно, вот почему ее лицо попеременно краснело и бледнело.)

Базаров тоже начинает смеяться, над кем как вы думаете?

Как было нужно Одинцовой, чтобы Базаров остался! Даже после очередного его «нет!» и «нет!» она все равно настаивает: «Я убеждена, что мы не в последний раз видимся».

Но если речь зашла о хитрости, то обнаружил ли Базаров эту черту в Одинцовой?

Да разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причиненные неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность?

Зачитайте сцену третьей встречи героев.

Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание или жест жалости? Но и не любовь.

Такова «дуэль» героев романа на равных до последней минуты. Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Базарова в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.

Как же прошел Базаров испытание любовью?

Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству?

Урок 52. Базаров и его родители

Цель урока: понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему.
Ход урока

I. Записываем эпиграф к уроку
Таких людей, как они,

в нашем большом свете днем с огнем не сыскать.

«Отцы и дети». Базаров о родителях.
II. Работа по теме урока. Аналитическая беседа

Рассмотрим главы, в которых изображен приезд Базарова с Аркадием к родителям Базарова, в их деревушку, неподалеку от Никольского.

Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

(Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, слезы и т. д. Итак, мы видим к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние. Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожавших рук отца.)

Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.

Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?

б) Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22;

г) Василий Иванович любит говорить, что обличает Базаров: «Много уж очень болтает». Он почти один разговаривает с гостями, те не особенно поддерживают разговор;

д) Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языках.)

Когда Павел Петрович Кирсанов говорит по-французски, хотя бы одно слово, Тургенев пишет его по-французски, а тут, когда говорит Василий Иванович французские слова, они написаны русскими буквами. Почему автор так поступает?

(Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева, у которого нет случайных слов, этого русско-французского речения).

Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?

В чем отличия речи отца и сына?

(Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына.)

Что за человек, отец Базарова?

(Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: сад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом.)

Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном?

(В области науки он стремится не отстать от века. Легче всего, казалось бы, ему установить контакт с сыном в области медицины. Оба они врачи. Но все то, о чем говорит Василий Иванович, далеко от современной Базарову науки. Он гордится, например, тем, что понимает во френологии, а это ложная наука и в то время была бесконечно устаревшей. Знание наук у Василия Ивановича сочетается с религиозностью. Он искренне набожен и даже приглашает священника отслужить молебен в честь приезда сына. Хотя и ссылается на то, что кажется прогрессивным по сравнению с деятельностью других, например, отдача земли «исполу» (за пользование землей крестьяне должны отдать половину урожая), есть нечто иное, как половинчатая мера. Добрый Василий Иванович может высечь мужика за то, что он вор. А Базаров стремился не к половинчатым мерам, а к коренным революционным изменениям. Василий Иванович далек от отрицания «всего». Это его ужасает не менее чем Павла Петровича.

Таким образом, при всей гуманности, Василий Иванович стремится к прогрессу, и положительные личные качества показывают, что это тоже человек «отставной», как говорил Базаров о Николае Петровиче. Но Тургенев рисует Василия Ивановича с симпатией, хотя и некоторой иронией.)

Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна. (Конец гл. 20).

(Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась; знала, что есть «господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить». Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голоса; больше всего на свете любит сына.

Какую роль играли родители в воспитании сына? Анализируем разговор Аркадия с Василием Ивановичем (гл. 21).

(Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз.)

Как же Евгений Базаров относится к своим родителям? Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (гл. 20).

Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает ли он Базарова? (ответ в статье Писарева «Базаров»).

(«. Взглянув на Базарова со стороны, взглянув так, как может смотреть только человек «отставной», не причастный к современному движению идей, рассмотрев его тем холодным, испытывающим взглядом, который дается только долгим опытом жизни, Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким. Против этого типа Тургенев не нашел ни одного существенного обвинения. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал перевес его над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения»).
Домашнее задание

1. Найти определения понятия «нигилизм» в различных источниках.

2. Составить таблицу вида:

Цели уроков: познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:

— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

— «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин. приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков )
2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.
3. Вывод и ответ на вопрос:

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)
II. Работа по тексту романа

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

Как изменяется разговор с появлением Базарова?

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви. с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях. придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички. все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах. Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

Какова роль третьей сцены?

IV. Аналитическая беседа

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

В чем выражается духовный кризис Базарова?

Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)

Какой выход для человека предлагает Тургенев?

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)
V. Итог урока

Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?

Урок 55. Е. В. Базаров перед лицом смерти

Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Ход урока

I. Вступительная беседа

Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)

Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).

Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)

(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).

Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)

(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым. » Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)

Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)

(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною. либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)
Задание.

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»

II. Анализ сцены смерти Базарова

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте. ведь я вас не поцеловал тогда. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. » Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы

Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:

Е. Базаров и П. П. Кирсанов;

— «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);

— «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);

Почему Базаровы нужны России?

Базаров и русский народ;

— «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);

Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;

Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;

Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?

Что делает Базарова героем своего времени?
Домашнее задание

1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.

2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.
Дополнительный материал для учителя

Писатель, начав работу над романом, даже начал писать дневник от лица Базарова, чтобы вникнуть в сущность героя, понять его.

Базаров «герой времени, когда общественные силы гибели и возрождения, старого и нового» противостоят друг другу, действуют одновременно. Такие эпохи и порождают непредсказуемые, построенные на внутреннем конфликте личности. Поэтому невозможно однозначно определить отношение Тургенева к его «любимому детищу», к герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову.

Момент социальных переустройств обязательно предполагает действия людей-разрушителей. Но каково на самом деле взаимодействие таких героев с эпохой? Что приносит их нигилизм обществу и что дает он самим нигилистам? На эти вопросы и стремился найти ответ Тургенев.

Что отвращает Тургенева от нигилизма? Почему автор ни на секунду не выступил как идейный сторонник Базарова? С его точки зрения, нигилизм обречен, ибо не имеет конечной позитивной цели. Вот оно, первое обвинение Тургенева. Автор не держится за обветшалые «принсипы», ставшие броней Павла Петровича. Он ищет новое в наступающих временах. Но что новое несет Базаров? Его идеи, в сущности, стары как мир: разрушение, уничтожение. Что в этом нового и небывалого? Уже разрушали римляне культуру Древней Эллады; уже уничтожал Петр I патриархальную Русь. И потом на выжженных пепелищах долго, тяжело прорастали семена былой культуры. Но сколько при этом утрачивалось! Истинный гуманизм состоит в неприятии такого безоглядного сокрушения ради неясных утопий светлого будущего. Поэтому не мог Тургенев сочувствовать идеям русского нигилизма.

Сам того не осознавая, Базаров живет по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы, от чего-то придется отказаться.

Тургеневский Базаров сам это ощущает: умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Смерть Базарова делает его образ воистину трагическим. Трагизм увеличивается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей. Аркадий стал помещиком; с двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислород от азота, но исполненными отрицания. толчется в Петербурге Ситников и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова.

Тургенев не верил, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но он принимал их нравственную силу и большое общественное значение.

Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся.
В качестве проверки знаний учащихся предлагаются тесты по биографии и творчеству И. С. Тургенева (см. в конце книги).
Приложение к уроку. Практикум по роману «Отцы и дети»
Карточка 1

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н. Н. Страхов )

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора. ». (М. Н. Катков )
«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». (Ф. М. Достоевский )
— Какое из суждений критиков о тургеневском герое ближе вашему пониманию после прочтения романа «Отцы и дети»?

С кем из критиков вы согласны? Почему? Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

В чем проявляется нигилизм Базарова?

Сформулируйте свое суждение о Базарове.

В чем заключалась новая духовная ситуация, в которой оказались «дети» по сравнению с «отцами»?

— Каким образом представлено «новое» в романе?

Как вы считаете, отразилось ли в образе Базарова общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?

В каких произведениях вы встречались с проявлением «нового», до этого не описанного в литературе того времени?

С какими, доселе не виданными проблемами сталкиваются окружающие Базарова люди в связи с его появлением?

Как вы понимаете выражение »стратегия либерализма», применительно к роману?

«Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения, определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности». (Г. Б. Курляндская )
— Приведите примеры четкого и ясного изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.

Какие еще способы передачи конфликта, кроме диалога использует автор?

«. Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направления и т. д., сколько на общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к женщине. Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д. И. Овсянико-Куликовский )

— Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более убедительной в споре?

В чем своеобразие языка участников спора? Какова роль Х главы в романе?

Чье суждение об отношении Базарова к народу представляется вам убедительней?

Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова и народа?

— Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?

Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманием его силы воздействия на человека?

В чем смысл испытания Базарова любовью?

Какие художественные детали, которые использовал автор в сцене первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнувшие всю силу и глубину его чувства?

Сопоставьте историю любви Павла Петровича и историю любви Базарова.

«. Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди. » (Д. И. Писарев )

«. Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их. На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается решение покинуть их и вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу своему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без сомнения, не простил бы никому другому,- черта, настолько удивительная в Базарове, что кажется едва ли не художествен ной ошибкой Тургенева». (Г. Бялый )
— Как повлияли на создание образа Базарова сцены в родительском доме?

Каковы основные моменты расхождений во взглядах отца и сына?

Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

«Умереть так как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг. Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье». (Д. И. Писарев.)

Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от «исповедуемых идеалов»?

Какова судьба взглядов Базарова в будущем?

Тема: Идейные и нравственные позиции и Е. Базарова.

Анализ эпизодов «Спор Базарова и » и «Дуэль Базарова и ».

Цели: выяснить идейные и нравственные позиции и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;

развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;

пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».

Оборудование урока: презентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение).

I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

II Анализ эпизода « Базарова и за вечерним чаем». (У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)

1.Когда происходит спор между Е. Базаровым и?

2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?

3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?

4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?

5.Как чувствовал себя в это же время?

6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)

7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?

8.Прав ли, упрекая молодёжь в беспринципности?

9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?

10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?

11.Что герои подразумевают под словом «всё»?

13.На кого опираются нигилисты в своей борьбе? Каково отношение героев к народу? В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? (В, так как Базаров был для крестьян «чем-то вроде шута горохового».) Как доказать это текстом?

14.Убеждают ли спорящие друг друга?

16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?

17., не споря, считает, что песенка отцов «спета»?

18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?

III Выводы. Базаров, немотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры герое, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.

IV Анализ эпизода « и Евгения Базарова».

1. Что предшествует дуэли?

2. взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)

3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)

4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?

5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)

6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?

7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)

8.Чувивует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)

9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)

10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)

11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)

12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «Заделом, а мы?»)

13. поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)

14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него: «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб.

15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)

16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)

17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию : «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)

18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)

IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».

V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?

Домашнее задание. 1.Письменный анализ одного из эпизодов.

2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).

1. Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.

2. Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

1. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

2. Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).

3. Характеристика персонажей, их поведения и пе­реживаний в момент кульминации и развязки.

4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

5. «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.

III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

(Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

(Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

(Основные линии спора:

— об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

— о принципе деятельности нигилистов;

— об отношении к народу;

— о взглядах на искусство и природу.)

Первая линия спора.

Каков итог этого спора?

Вторая линия спора.

Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

(Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

Что мы знаем об этих героях?

Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

(Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз. ; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

Четвертая линия спора.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

(И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

(Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

Как же смотрит Базаров на природу?

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

Как решается эта линия спора?

(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

(И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

(Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

Как же смотрит Базаров на природу?

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

Как решается эта линия спора?

(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *