Что означают знаки приоритета дорожного движения
Знаки приоритета (Приложение 1. Дорожные знаки)
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. К каждому дорожному знаку приоритета дан комментарий, поясняющий действие знака дорожного движения в той или иной ситуации.
2.1
2.1 «Главная дорога».
Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.
Устанавливается непосредственно перед перекрестком.
2.2
2.2 «Конец главной дороги».
Действие знака 2.1 «Главная дорога» кончилось. Конец преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.
2.3.1
2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой».
Предоставляет право преимущественного проезда нерегулируемого перекрестка транспортным средствам, находящимся на главной дороге.
Устанавливается непосредственно перед перекрестком.
На данных перекрестках разрешается обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой.
2.3.2
2.3.4
2.3.6
2.3.2, 2.3.4, 2.3.6 «Примыкание второстепенной дороги».
Предупреждает о близости примыкания второстепенной дороги справа.
Устанавливается непосредственно перед перекрестком.
На перекрестках, обозначенных знаками 2.3.2-2.3.7 разрешается обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой.
2.3.3
2.3.5
2.3.7
2.3.3, 2.3.5, 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги».
Предупреждает о близости примыкания второстепенной дороги слева.
Устанавливается непосредственно перед перекрестком.
На перекрестках, обозначенных знаками 2.3.2-2.3.7 разрешается обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой.
2.4
2.4 «Уступите дорогу».
Устанавливается непосредственно перед перекрестком (или у пересечения проезжих частей).
Знак определяет очередность проезда конкретного пересечения.
Где остановиться (если потребуется), чтобы уступить дорогу?
Вы не должны возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если действие Вашего автомобиля вынудит других участников движения изменить направление движения или скорость. Поэтому, в случае необходимости, место остановки выбирайте сами, руководствуясь вышеназванным правилом.
2.5
2.5 «Движение без остановки запрещено».
Устанавливается у пересечения проезжих частей или у ж/д переезда и т. д.
В случае работы светофора данным знаком не руководствуются.
2.6
2.6 (временный)
2.6 «Преимущество встречного движения».
Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему.
Если на знаке желтый фон, то знак является временным.
В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
2.7
2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Узкий участок дороги, при движении по которому водитель пользуется преимуществом по отношению к встречным транспортным средствам.
Эти два знака (2.6 и 2.7) существовать друг без друга не могут. Если с одной стороны узкого участка стоит знак 2.6, то с другой стороны обязательно стоит знак 2.7.
Знаки приоритета: главная дорога, уступите дорогу, движение без остановки запрещено
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующих статьях серии «Знаки дорожного движения» были рассмотрены предупреждающие дорожные знаки, а также особенности их применения в различных ситуациях.
Ниже рассмотрены следующие знаки:
Главная дорога
Знак «Главная дорога» обозначает дорогу, на которой автомобилям дается право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. Т.е. автомобили, находящиеся на главной дороге, имеют преимущество перед автомобилями на второстепенной.
Если дорожный знак «Главная дорога» установлен перед перекрестком без дополнительной таблички, то это свидетельствует о том, что главная дорога проходит через перекресток в прямом направлении.
Примечание. Вне населенных пунктов на дорогах, обозначенных знаком главная дорога, запрещена стоянка на проезжей части.
Конец главной дороги
Дорожный знак конец главной дороги используется для того, чтобы указать водителю на окончание дороги, на которой он имеет право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков:
Внимание! Этот знак не делает дорогу второстепенной автоматически. То есть если перед перекрестком установлен только знак «конец главной дороги», то перекресток является равнозначным.
Пересечение со второстепенной дорогой
Знак пересечение со второстепенной дорогой показывает, что на следующем перекрестке «Ваша» дорога будет пересекать второстепенную:
Вы имеете преимущество при проезде нерегулируемого перекрестка.
Примыкание второстепенной дороги
Знак примыкание второстепенной дороги по своему значению аналогичен предшествующему знаку. Единственное различие состоит в том, что второстепенная дорога примыкает лишь с одного направления, т.е. перекресток является Т-образным:
Этот знак дает водителю преимущество при проезде перекрестка.
Уступите дорогу
Напомню, что согласно ПДД термин уступить дорогу обозначает, что водитель автомобиля не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, если это вынудит участников движения, имеющих преимущество, изменить скорость или направление движения.
При этом знак уступи дорогу не требует обязательной остановки перед перекрестком.
Движение без остановки запрещено
Знак движение без остановки запрещено является «усиленной» версией знака уступите дорогу:
От предыдущего знака он отличается тем, что водитель должен обязательно остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части.
Как правило, знак «движение без остановки запрещено» устанавливается перед перекрестками с ограниченной видимостью, на которых происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, поэтому игнорировать его нельзя ни в коем случае.
Преимущество встречного движения
В отличие от рассмотренных выше знаков, которые чаще всего устанавливаются перед перекрестками, знак преимущество встречного движения устанавливается на узких участках дорог, где затруднен встречный разъезд:
Знак «преимущество встречного движения» указывает водителю, что он должен уступить дорогу встречным транспортным средствам на узком участке дороги. Этот знак обычно устанавливается в местах проведения дорожных работ и на узких мостах.
Преимущество перед встречным движением
Знак преимущество перед встречным движением является полной противоположностью предыдущего:
Т.е. он дает водителю право преимущественного проезда узкого участка дороги. При этом если на узком участке дороги уже находятся встречные автомобили, то сначала следует пропустить их, а лишь затем пользоваться своим преимущественным правом.
Штрафы за нарушение предупреждающих знаков
Рассмотрим штрафы, которые может получить водитель за нарушение требований предупреждающих знаков:
Место нарушения | Статья КоАП | Штраф |
На перекрестке | 12.13 часть 2 | 1 000 рублей |
В других случаях | 12.16 часть 1 | Предупреждение или 500 рублей |
В заключение предлагаю Вам изучить раздел правил дорожного движения, относящийся к знакам приоритета:
Что касается следующей статьи серии, то в ней рассмотрены запрещающие знаки.
Здравствуйте, Максим! Хочу обратить внимание на досадную опечатку в тексте: у вас «примыкание главной дороги», а нужно было «примыкание второстепенной дороги».
Спасибо за замечание, в статью внесены изменения. Если заметите что-то подобное, обязательно пишите.
Олег, сами по себе знаки 2.4 и 2.5 не определяют очередность проезда перекрестка.
В данном случае водители должны руководствоваться пунктами 13.10 и 13.11 ПДД:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Если главная дорога меняет направление, то последними по второстепенной дороге перекресток проезжают автомобили, относительно которых второй участок второстепенной дороги находится справа.
Если главная дорога не меняет направление, то автомобили, подъезжающие к перекрестку по второстепенным, имеют «одинаковый приоритет».
«Хочу обратить внимание, что этот знак (конец главной дороги) не делает дорогу второстепенной автоматически. Т.е. если перед перекрестком установлен только знак «конец главной дороги», то перекресток является равнозначным.»
Хотелось бы иметь подтверждение вашим словам. Получается, если при слиянии дорог, на одной дороге стоит знак «Главная дорога», а на другой «Конец главной дороги», то перекрёсток считается равнозначным? Как же нам ездить?
Юрий, если речь идет о каком-то конкретном перекрестке, то имеет место ошибка дорожников. Либо один из знаков уничтожен (ветром, вандалами и т.п.).
Рекомендую написать письменную жалобу в ГИБДД по поводу некорректности установки дорожных знаков. После этого ситуацию исправят.
Здравствуйте. Какими законодательными нормами регулируется ситуация, при которой участник ДД, имеющий преимущество, сознательно не предпринимает действий по избеганию ДТП? Например, водитель, имеющий преимущество при проезде перекрестка, сознательно не тормозит перед автомобилем, водитель которого (или, не дай бог, пешеход) ненамеренно оказался на его пути. Какие статьи КоАП он при этом нарушает?
Михаил-140, нарушаются Правила ДД, а КоАП предусматривает за это наказание.
ПДД п.10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
А вот что пишут про этот пункт и наказание:
«Этот пункт говорит о:
— Необходимости соблюдения скоростного режима.
— Необходимости контроля водителем движения автотранспорта.
Законодательство Российской Федерации и, в частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ, не содержат наказания за нарушение п. 10.1 ПДД.
Но это отнюдь не означает, что ответственность за его нарушение исключена полностью.
При рассмотрении всех обстоятельств ДТП п. 10.1 ПДД должен учитываться инспекторами и судом. И, если будет установлена причинно-следственная связь между совершенных правонарушением и нарушением водителем п.10.1 ПДД, то это послужит и доказательством вины водителя, и отттягчающим обстоятельством.»
Возможно, что подойдёт и вот эта статья:
водитель, имеющий преимущество при проезде перекрестка, сознательно не тормозит перед автомобилем, водитель которого (или, не дай бог, пешеход) ненамеренно оказался на его пути.
Спасибо, кто откликнулся. За нарушение п.10.1 КоАП не предусматривает наказания. Я имел ввиду, что водитель сознательно не тормозит перед препятствием. Эта ситуация регулируется какой-то другой статьей, а может и кодексом
Здравствуйте. Вопрос по знаку главная дорога. Перед перекрестком стоит этот знак. Продолжая ехать далее по главной, встречаем следующий перекресток, но вообще без знаков. По идее если помеха справа, хоть и считаем что едем по главной, пропускаем. Но, допустим, столкнулись эти 2 автомобиля, как определить степень виновности? Т.е интересует зона действия знака главная дорога.
Владимир, налицо недостатки в организации движения.
Итак зона действия: до знака конец главной дороги? но посматривай стоят ли знаки
Владимир, здравствуйте.
В данном случае имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой установить дополнительные знаки (либо конец главной дороги, либо главная дорога и уступите дорогу). Это поможет решить проблему в целом.
2. Знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.
На регулируемых перекрестках если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожного знака 2.1, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Конец главной дороги
Конец дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
На регулируемых перекрестках если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожного знака 2.2, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Пересечение со второстепенной дорогой
На нерегулируемых перекрестках, обозначенных этим знаком разрешается обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой.
На регулируемых перекрестках если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожного знака 2.3.1, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
2.3.2
2.3.4 2.3.6
Примыкание второстепенной дороги
Предупреждает о примыкании второстепенной дороги справа.
На нерегулируемых перекрестках, обозначенных этими знаками разрешается обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой.
2.3.3
2.3.5
2.3.7
Примыкание второстепенной дороги
Предупреждает о примыкании второстепенной дороги слева.
На нерегулируемых перекрестках, обозначенных этими знаками разрешается обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой.
На нерегулируемых перекрестках водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной.
На регулируемых перекрестках если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожного знака 2.4, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Движение без остановки запрещено
На регулируемых перекрестках требования знака 2.5 не действуют (за исключением желтого мигающего сигнала светофора), то есть проезжать перекресток можно без остановки.
Преимущество встречного движения
Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему.
Желтый фон на знаке 2.6 установленном в местах производства дорожных работ, означает, что этот знак является временным. В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
Преимущество перед встречным движением
Узкий участок дороги, при движении по которому водитель пользуется преимуществом по отношению к встречным транспортным средствам.
Знаки приоритета с изображениями и пояснениями
Дорожные знаки в целом и знаки приоритета, в частности, являются ключевым элементом организации дорожного движения (далее по тексту ДД). Функциональное предназначение этой немногочисленной группы знаков дорожного движения (всего 13 штук) заключается в определении последовательности проезда участниками движения пересечений и примыканий к проезжей части, нерегулируемых перекрестков, узких участков дорог.
Данная группа дорожных знаков регулирует последовательность безопасного разъезда участников движения в ситуациях, связанных с пересечением траекторий их перемещения.
Ключевыми в данной группе следует считать два знака, обязывающие водителей пропустить оппонента. Они обладают индивидуальной формой, обеспечивающей безошибочное их распознавание с любой точки и в любых метеоусловиях. Это единственные желтые дорожные знаки постоянного действия.
«Главная дорога»
Знак 2.1, информирует водителя о том, что его автомобиль движется по главной дороге и размещается перед нерегулируемыми перекрестками (в границах населенных пунктов – перед каждым пересечением дорог).
При проезде перекрестка, на котором главная магистраль меняет свое направление (о чем свидетельствует информационная табличка под знаком), может возникнуть ситуация, требующая дополнительных разъяснений.
Среди водителей-новичков распространена ошибочная трактовка о потере приоритета при съезде с основной магистрали. Такое мнение противоречит существующим нормативным положениям Правил дорожного движения и чревато серьезными последствиями. На изображение при подъезде к перекрестку и непосредственно на нем красный автомобиль находится на главной дороге и в полном объеме пользуется приоритетом в движении независимо от его направления. Несмотря на то, что зеленый автомобиль является помехой справа для красного именно зеленый авто должен пропустить красный.
Вне территории населенных пунктов знак «Главная дорога», размещенный в непосредственной близости от перекрестка, дублируется таким же элементом, размещенным на удалении 150-300 метров от основного.
Место окончания основной магистрали оборудуется знаком 2.2 «Окончание главной дороги».
В ситуации, когда знак 2,2 находится в непосредственной близости от перекрестка, возникает закономерный вопрос: « В какой последовательности автомобили должны проехать перекресток?». Отсутствие других знаков, обеспечивающих преимущество того или иного участника дорожного движения, позволяет считать данный перекресток пересечением равнозначных магистралей, на котором в полном объеме действует норма — «помеха справа», то есть в данном случае красная машина пропускает зеленую.
В противном случае знаки группы приоритета 2.4 или 2.5 (информация о данных элементах организации ДД представлена ниже), примененные совместно со знаком 2.2, информируют водителя о том, что пересекаемая проезжая часть обладает статусом преимущественной.
«Пересечение с второстепенной дорогой»
Дорожный знак 2.3.1 информирует водителя об имеющемся у него преимущественном праве проезда данного перекрестка.
Группа знаков «Примыкание второстепенной дороги»
Комплект включает в себя шесть знаков 2.3.2 – 2.3.7, предусматривающих все существующие типы примыканий (ответвлений) проезжей части к основной магистрали. Наличие одного из этих знаков свидетельствует о преимущественном праве проезда этого пересечения.
В населенных пунктах установка знаков этой группы (и знака 2.3.1) производится на удалении от 50 до 100 метров от развилки (ответвления), вне их, дистанция увеличивается до 150 – 300 метров. В случае невозможности соблюдения указанных расстояний применяются сочетания знаков и информационных табличек, показывающих удаленность пересечения.
«Уступи дорогу»
Знак 2.4 информирует водителя о необходимости уступить право первоочередного проезда транспортным средствам, двигающимся по пересекаемой им проезжей части. На изображение зеленый автомобиль обязан пропустить оба красных.
Наличие информационной таблички, определяющей направление основной магистрали, обязывает водителя уступать дорогу всем участникам движения, двигающимся по ней. А в этом случае зеленый авто пропускает только одну красную машину, которая выезжает с главной дороги и находится справа от него.
Приближаясь к перекрестку, оборудованному данным знаком, водитель обязан контролировать удаленность автомобилей, движущихся по пересекаемой им магистрали. При невозможности проезда без создания помех для участников движения, подъезжающих справа (слева), водитель должен выполнить требования знака, то есть остановиться и пропустить их.
В случае отсутствия транспорта на пересекаемой проезжей части останавливаться перед перекрестком не обязательно.
«Проезд без остановки запрещен»
Нередко, особенно в условиях города, обзорность для водителя автомобиля, приближающегося к пересечению с основной магистралью, ограничена. В таком случае применяется знак 2.5, запрещающий движение транспортного средства без полной его остановки.
Следует отметить, что ПДД однозначно указывают место, на котором должен остановиться автомобиль, подчиняясь требованиям данного знака. В первом случае ориентиром служит один из элементов дорожной разметки – стоп-линия.
Во втором случае, то есть при ее отсутствии, остановка транспортного средства должна произойти у края пересекаемой проезжей части.
Таким образом, контроль приближения транспортных средств по пересекаемой проезжей части водитель осуществляет уже после полной остановки своего автомобиля.
Элемент организации ДД, запрещающий дальнейшее движение транспортного средства без его остановки, может размещаться перед местами пересечения железнодорожных путей или санитарно-карантинными постами пунктов пограничного пропуска. В такой ситуации автомобиль должен остановиться перед стоп-линией или перед знаком 2.5.
Знаки преимущественного проезда
На отрезках дорог, имеющих значительные сужения (мосты, тоннели путепроводов и т.п.), затрудняющие разъезд транспортных средств, следующих встречными курсами, применяются знаки приоритета проезда 2.6 и 2.7. Данные знаки приоритета обозначают преимущество (или его отсутствие) перед встречным участником движения.
Следует отметить, что при проведении ремонтно-восстановительных работ возможно применение временного варианта знака 2,6, отличающегося желтым фоном. Противоречия в значениях стационарного и временного знака водитель обязан трактовать в пользу требований временного знака 2.6.
Данные знаки приоритета устанавливаются на диаметрально противоположных сторонах зауженного участка магистрали. Приведенное выше сочетание знаков свидетельствует о праве первоочередного проезда моста желтого автомобиля.
Следующая картинка иллюстрирует обратное сочетание знаков, обеспечивающее преимущества проезда узкого участка водителю грузовика.
Следует отметить нестандартную форму элемента 2,6, характерную для другой группы знаков — запрещающих. Это подчеркивает неукоснительность выполнения требований данного знака приоритета. Небезопасность ситуации усиливается красным цветом стрелки, указывающей направление движения.
При условии, что габаритные размеры транспортных средств позволяют им беспрепятственно разъехаться на опасном участке, требования знака допустимо проигнорировать.
Итак, рассмотренный выше набор дорожных знаков, иначе называемый знаками приоритета, регулирует последовательность проезда транспортных средств отрезков пути, представляющих опасность: пересечения главных, примыкания и ответвления второстепенных дорог, перекрестки, сужения, железнодорожные переезды и т.п. Разработчики данной группы знаков не придерживались принципов общепризнанного типирования, поэтому в ее создании применены разные геометрические и цветовые решения. Тем не менее, это знаки одной группы, значение которой заключается в оптимизации организации дорожного движения на участках магистралей, характеризующихся дефицитом средств регулирования.