Что означают волшебные слова
Волшебные слова: как и зачем их нужно произносить
Магия окружает нас повсюду. Ею наполнена природа, искусство, предметы быта. Все это дарит хорошее настроение, удачу и порой даже лечит. Но больше всего магии и волшебства в словах, которые мы ежедневно произносим по несколько раз. Как бы это удивительно не звучало, но своими словами мы можем делать невероятные вещи. Слово может ранить, а может и дать силы. Этой вербальной магией обладает каждый из нас. И магические слова, которые способны творить добро, известны абсолютно всем. Что же это за слова, и как их правильно произносить, чтобы они действительно работали на благо нам и окружающим?
Слову «здравствуйте» нас научили еще в детстве. Здороваться нужно обязательно. Но мы даже не задумываемся о том, какую силу несет это слово. Для многих из нас – это просто проявление вежливости к человеку. На самом деле, слово «здравствуйте» обладает настоящим магическим смыслом. Здороваясь с человеком, мы желаем ему всех благ и крепкого здоровья.
Многие люди предпочитают этому слову просто «привет», «добрый день» или «доброе утро». В этих словах тоже заложена магия, только не такая сильная, как в слове «здравствуйте». Когда мы говорим, к примеру друзьям «привет», мы подчеркиваем свою принадлежность к общему кругу. А когда говорим «доброе утро», то настраиваем человека на позитив и хороший день.
«Спасибо» – слово, обладающее мощной силой. Его этимология исходит от старославянского и означает «спаси Бог». То есть когда мы кого-то благодарим, то желаем этому человеку божественной милости и спасения. Это слово-оберег, который защищает человека на энергетическом уровне.
Иногда мы говорим «благодарю». Это слово имеет такую же силу как и «спасибо». Произнося его, мы «благо дарим», то есть дарим добро.
Благодарить и говорить «спасибо» нужно как можно чаще. Интересно то, что словесная благодарность может решить множество проблем, а также настроить человека на позитив и дать ему сил для новых свершений. Приведем пример. Сын приезжает к своей старой матери, наводит в ее доме порядок, покупает продукты, угождает во всем. Та, в свою очередь, воспринимает это как должное. Мать считает, что это его долг – помочь больной и старой женщине, которая его когда-то вырастила и воспитала. И, конечно, она не говорит ему спасибо. В результате сын просто перестает вкладывать душу в то, что он для нее делает. Его помощь становится тяжким трудом, бременем. Итог этой истории может быть очень печальным: сын не чувствует эмоциональной отдачи от матери, соответственно сводит общение с ней к минимуму. А та обижается и не понимает, в чем дело. Все было бы гораздо проще, если бы мать просто благодарила сына за помощь.
Кстати, давно уже замечено, что в семьях, в которых принято благодарить друг друга даже за сущие мелочи, отношения намного теплее. Сама энергетика в доме такого семейства более благоприятная, чем там, где редко слышится слово «спасибо».
Слово «пожалуйста» мы произносим, когда просим что-то у человека и хотим от него получить желаемый результат. Магия этого слова в том, что это завуалированный приказ. В переводе со славянского оно звучит примерно так: «немедленно это сделай». Тем самым, прибавляя к просьбе «пожалуйста», мы во много раз увеличиваем вероятность того, что просьба будет услышана.
Как же работают эти волшебные слова? Ведь многие из нас произносят их каждый день по несколько раз и не видят никаких чудес! Во-первых, эти слова должны идти от души. «Спасибо», сказанное только потому, что так принято, не будет иметь никакой магической силы. Произнося волшебное слово, мы должны вкладывать в него свои чувства и душевное тепло, тогда оно действительно станет магическим.
Слово – это сильный магический инструмент. Для того, чтобы оно работало, необходимо знать, как им правильно управлять. Не стоит забывать, что любое слово, сказанное с душой, может оказать сильное магическое влияние на человека. Так что, почаще говорите друг другу добрые и теплые слова, тогда судьба станет к вам благосклоннее.
СИЛА ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ.
Магия «волшебных» слов хранит тайны делового и личного успеха, создает добрые отношения с окружающими. Благодаря таким словам легче расположить к себе собеседника, повысить шансы на благополучный исход дела или прослыть человеком, «приятным во всех отношениях».
Правилу произносить добрые, “волшебные” слова нас учат с детства. “Спасибо”, “будьте добры”, “извините, пожалуйста”, “до свидания”. но лишь со временем мы понимаем, что если бы из нашей речи вдруг улетучились все вежливые слова и выражения, то безобидный вопрос стал бы похож на приказ, а хороший поступок останется без благодарности.
“Хорошее начало — половина дела”. Слова приветствия — одни из самых важных волшебных слов, задействованные в процессе приветствия и знакомства. В деловой обстановке, а также в особо важные моменты, например, в день знакомства с семьей жениха, не стоит пренебрегать знакомыми правилами: поздоровайтесь и назовите имя собеседника, это будет ему особенно приятно. Обращаясь к уважаемому или титулованному лицу, не забудьте упомянуть и его звание, например: “Добрый день, господин профессор”.
Здороваясь, следует использовать форму вежливости, соответствующую возрасту и статусу собеседнику. К оппоненту старшему по чину или возрасту следует обратиться: “Добрый день”, но не “Привет”.
Согласно общих правил:
∙ Опоздавший здоровается первым с уже с присутствующими.
∙ Первым приветствуют:
— мужчина — женщину;
— молодой человек — пожилого;
— подчиненый — руководителя.
∙ Замените привычное “Алло” при снятии телефонной трубки на “Здравствуйте” или “Доброе день”. Вы увидите, как приятно окажется удивлен ваш оппонент.
∙ Контакт глазами несомненно увеличивает силу произнесенных слов. Чтобы слова вежливости по-настоящему тронули собеседника, считается неприличным отводить взгляд в сторону, рассматривая помещение или других людей.
∙ Тон желательно выдержать дружелюбным и спокойным. Ирония, раздражение, повышенные тона испортят впечатление.
Умение просить, так чтобы вам не могли отказать, кроется не только в сложившейся ситуации или таланте “строить глазки”. Слова “пожалуйста”, “прошу вас”, “будьте добры”, “будьте любезны” оградят вас от отказа.
Перед тем как высказать просьбу, извинитесь, что вынуждены отвлечь оппонента от других дел или хотите обратиться. В письменной просьбе добавьте выражение надежды на понимание или благодарность: “Заранее спасибо”, “Буду очень признателен”.
Просьба по смс или электронной почте даже о небольшой услуге также предполагает вежливое обращение. Использование волшебных слов в момент просьбы сочетается с вежливым, уважительным обращением и тоном.
“Спасибо” и его сердечные разновидности (большое, сердечное, огромное спасибо) самые используемые формы речевого этикета. Благодарность за помощь, оказанную услугу, уделенное внимание, совет, подарок или приглашение — наиболее популярная форма вежливости.
Важно выразить благодарность во время. Особенно важно не забывать о сроках в деловой жизни. Получив открытку к празднику или приглашение на мероприятие, следует отправить благодарственное письмо или подтверждение вашего участия в течение двух дней.
Поблагодарив за подарок и оказанную помощь повторно, спустя некоторое время, например, упомянув в разговоре, как вам помог дельный совет, вы сможете рассчитывать на повторную любезность.
Благодарность, произнесенная в присутствии других людей принимает особое значение. Это всегда приятно.
Если вы считаете, что оказанная вам любезность достойна большей благодарности, чем привычное спасибо — будет уместно преподнести небольшой презент. Делового партнера можно пригласить в ресторан, вручить ему билеты в театр, книгу или картину. Однако, не старайтесь поразить никого сказочной щедростью в знак благодарности за небольшую услугу. Раздутая благодарность вызывает чувство дискомфорта, дорогой подарок может поставить человека в неловкое и зависимое положение, тогда как искренне “спасибо” — отразит силу вашей признательности.
Умелое использование благодарности и извинений поможет найти выход из затруднительных положений. В ответ на указание вам на ошибки со стороны руководства, не торопитесь признаваться в собственной некомпетентности, попробуйте поблагодарить руководителя за объективную критику: “Спасибо, я обязательно учту замечания и устраню недоработки“. Вы будете выглядеть более профессионально и привлекательно.
Вежливое “спасибо” поможет отказаться от неинтересного предложения и сказать “Нет”. “Спасибо за приглашение, но я буду занят”. Не стесняйтесь употреблять волшебные слова во время спора, на “спасибо” редко кто сможет ответить грубостью.
Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.
В процессе извинения волшебные слова незаменимы. Только с помощью волшебных слов вы сможете быстро наладить отношения, разобраться в сложной ситуации и загладить вину.
Слова извинения должны быть искренними и достаточными.
Забыв поздравить юбиляра или не выполнив просьбу, чем быстрее будет исправлена ошибка, тем лучше. Не тактично сделать вид, что ничего не произошло, лучше извиниться и исправить оплошность. Не заметив человека или забыв поздороваться, достаточно сказать лишь “Извини, не заметил” и случайная ошибка будет не замечена. Однако в сложной ситуации необходимо объяснить причину своего поступка.
Извиняясь за серьезную ошибку, не отшучивайтесь, этим вы еще больше обидите собеседника.
Не следует отправлять серьезные извинения по электронной почте, лучше позвоните или сделайте это при личной встрече.
Если после извинения вы прощены — не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.
Вежливое прощание с собеседником — еще один шанс оставить о себе хорошее впечатление. Не уходите по-английски, именно слова прощания (всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, доброго пути, до скорой встречи) — останутся в душе вашего оппонента.
Психологи рекомендуют сочетать слова прощания с улыбкой. Особое впечатление оставит прощальный комплимент и благодарность за гостеприимство, оказанное внимание, интересное блюдо, уделенное время.
Прощаясь, в случае необходимости, не забудьте назначить следующую встречу. В ответ на гостеприимство и приглашение не обязательно оговаривать дату ответного визита, однако следует сделать ответное приглашение.
Прощаясь, не задерживайтесь, не стойте долго возле двери, лучше распрощаться кратко и по-дружески.
Особое внимание стоит уделять волшебным словам в деловой обстановке. Оставаясь воспитанным и радушным, не стоит забывать, что вы обращаетесь к деловому партнеру в рабочее время и по конкретному поводу. На рабочем месте стоит избегать длинных напыщенных фраз, типа: “Простите великодушно, не сделаете ли вы одолжение”.
Не стоит также переусердствовать в вежливости, обращаясь к людям при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Не озадачивайте продавца витиеватой просьбой: “. извините, будьте так любезны, не сможете ли вы мне взвесить…”
Прежде чем рассыпаться в извинениях, подумайте, есть ли на это причина и не отвлекаете ли вы коллегу от рабочего процесса. Еще более неудобным будет прервать важный разговор сотрудника по телефону или с клиентом, чтобы извинившись по всем правилам попросить у него карандаш.
Женщинам, принимая ухаживание мужчины, не стоит благодарить за каждый оказанный знак внимания. Уместно поблагодарить и восхититься преподнесенным букетом или подарком, но вторить “спасибо” за открытую дверь и поданную руку не обязательно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Воспитываем вежливость: кое-что про волшебные слова
Имея навыки вежливого общения, легко решить спорный вопрос, найти компромисс, наладить хорошие отношения с другими людьми. Чем раньше начать воспитание вежливости у ребенка, тем лучше.
Но одни дети легко усваивают эти нормы, а другим это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком, поможет разобраться детский психолог Екатерина Георгиевна Федюкина.
Что такое вежливость и почему она так важна? Просто ли это правила, соблюдения которых постоянно требуют от детей взрослые?
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток» – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех культурах.
Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то так, чтобы человеку нетрудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы быть воспитанными.
Вежливость – это не только употребление слов «извините», «пожалуйста», «спасибо». Хотя эти слова и важны, вежливость означает гораздо больше. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека.
Поступки человека ясно говорят о том, вежлив он или груб. Вежливость показывает наше уважение к другим людям вне зависимости от того, нравятся они нам или нет. Каждый человек достоин вежливого к нему отношения. Когда вы грубите или в какой-то другой форме проявляете свою невежливость, то тем самым демонстрируете свое неуважение. И тогда нечего удивляться, если человек обижается!
Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Как же научить ребенка вежливости?
Для этого необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.
Например, ребенок должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору, а не бегать, не кричать и не ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.
Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если вы не хотите, чтобы ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым, – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.
Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка.
Следите за своим поведением. Если ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги, – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок наблюдает ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально.
Можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.
Не стоит приберегать хорошие манеры на момент встречи гостей или на особые случаи. Ваше чадо должно понять, что нужно быть всегда вежливым, даже если он наедине с мамой.
Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.
Вот некоторые напоминания для родителей,
которые помогут научить ребенка вежливости:
Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек иногда бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой.
Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем не обязательно, что человек, перед которым ваш ребенок извиняется, потом будет относиться к нему хуже.
Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости.
Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить!
Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.
Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать многое. Например, что он не умеет слушать или проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил, а может быть, хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной, или наоборот, недополучает родительского внимания.
Проявление крайней степени нетерпеливости характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры, – это может быть одним из симптомов гиперактивности.
Частенько дети требуют от родителей немедленного внимания. В таком случае нужно учить их терпению и вырабатывать умение ждать.
Можно посоветовать следующие правила,
чтобы научить ребенка не перебивать взрослых:
Что следует учесть, объясняя
маленькому ребенку правила вежливости?
Во-первых, делайте это не в виде нотаций, а тогда, когда есть повод.
Во-вторых, говорите на языке, понятном малышу, не забывайте аргументировать. Ребенок хочет знать, почему нужно вести себя именно так.
В‑третьих, каждый запрет сопровождайте разрешением.
Преподнести ребенку правила поведения в обществе проще всего в доступной и интересной для него форме – игровой манере. Стихи и рассказы о вежливости для детей станут незаменимым подспорьем в воспитании хороших привычек.
Книги о вежливости для детей должны быть красочными, яркими, запоминающимися и связанными с конкретными образами.
Отличный пример тому – стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где на примере медвежонка объясняются основные правила поведения. Ребенок не мыслит абстрактно, поэтому, чтобы донести до него информацию, нужно конкретизировать ситуацию.
Слушая текст, он должен «нарисовать» все в нем происходящее в своей голове.
Необходимо не только совместное чтение стихов, заучивание их наизусть, но и беседы. Даже с самым маленьким ребенком нужно обсуждать прочитанное. Только так родители смогут понять, что малыш уловил смысл правильно.
В конце беседы у ребенка должна выстроиться и полная картина происходящего, и собственное мнение о ситуации. Отличным выбором станут стихи о вежливости для детей С. Маршака, А. Барто и А. Кондратьева.
Игра для ребенка – один из эффективных способов показать ему хорошие стороны общения и разрешения маленьких, детских, но уже не совсем простых проблем.
Чтобы поиграть с ребенком в вежливость, понадобятся различные игрушки, какие только есть у вас дома. Сюжетов для игры может быть множество, ведь нужно быть по-разному вежливым в различных ситуациях.
Научить своих детей быть вежливыми – задача родителей. И начинать этот процесс надо как можно раньше. Причем очень важно не просто учить ребенка говорить правильные слова и выполнять правильные действия, но и по сути быть вежливым.
Е. Г.Федюкина
Журнал для родителей «Виноград», №5 (61), 2014 г.
Какие существуют волшебные слова
«Черная магия» слов
Удивляться тут совершенно нечему: подросший человек всего-навсего послушно выполняет мамино указание – умереть/скиснуть/провалиться, и его «дерут» те самые «черти». Конечно, об этих бездумно брошенных словах уже никто не помнит и не придает им значения, но программа, запущенная в детстве, работает. В психологии этот процесс так и называется – негативная программа или негативный сценарий. Маги это явление называют проклятием, а алкоголизм, наркоманию и психические расстройства объясняют влиянием «демонов».
Чаще всего люди обладают так называемым внешним локусом контроля, т.е. склонны искать причины всех бед во внешних обстоятельствах, таких как действия других людей, «демонов», погоды, правительства или чего угодно еще. Поэтому миллионы грустных историй повествуют о том, как безутешные матери/жены годами безуспешно борются с проблемой близкого человека: льют слезы, скандалят, кодируют, ходят к «бабкам», ставят свечки перед иконами и т.д., и т.п. А вместо этого часто лучшим лекарством от недуга могло бы стать волшебное слово «прости», сказанное человеком, «наславшим проклятие». А если он присовокупит к извинениям искреннее пожелание добра, «магический эффект» может оказаться гораздо больше.
Но, разумеется, не все так просто, как хотелось бы. Никакой магии в словах, сказанных формально, не будет. В данном случае, чтобы слова обрели волшебную силу исцеления, необходимо осознание источника проблемы самим страждущим и искреннее признание вины и раскаяние со стороны поставившего негативную программу. И если для осознания зависимым первопричины проблемы необходима длительная работа с психологом, то для признания вины его родственниками им необходимо проделать титаническую работу над собой по преодолению собственных защитных механизмов, которые наперебой кричат: «Этого не было!», «Я никогда не желала зла своему ребенку!», «Я хорошая мать!», «Это ерунда, этого не может быть!», «Ты все не так понял!» и так далее.
Интересно, что слово «брань» происходит от церковнославянского «боронь», что означает «борьба», а «ругань» на древнеславянском означало «насмешка».
Не стоит думать, что только непосредственное пожелание зла может привести к негативным последствиям. Когда один человек называет другого каким-либо определением в форме «Ты плохой/глупый/неряха/бестолочь», такая формула не просто побуждает к поведению в заданном ключе, но становится как бы именем собственным для человека, «нареченного» таким образом, а от собственного имени избавиться почти невозможно. К счастью, здесь есть и обратная сторона: если именем становится «красавица», «умница», «искусница» и т.д., это создаст позитивную программу, но все-таки внешнюю, искусственную программу, а это уже ограничение личности заданными рамками. Считать ли такие программы волшебством? Безусловно. Другой вопрос – доброе ли это волшебство?
Доброе волшебство
Ну а все слова во всех языках, имеющие в составе слово «Бог», обладают исключительно позитивным смыслом. Здесь и русские «богатый», «богатырь», «убогий», и польское zboże (означающее «хлеб в зерне»), и чешское zboźi («состояние»), и древнеиндийское bhagas («достояние», «счастье»), и даже авестийское baγa («господин») и множество других примеров.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Волшебные слова в нашей жизни
Волшебные слова
Нас во всем окружает волшебство. Оно в дыхании природы, в музыке и живописи, в любящих глазах и прикосновениях. Все это лечит, дарит удачу или просто поднимает настроение. Однако больше всего магии в словах, которые мы произносим каждый день. Словом можно ранить, а можно вознести. А мы порой даже не задумываемся, насколько мощной вербальной магией обладаем. Вот о том, что такое «волшебные слова», мы сегодня и поговорим.
«Здравствуйте»
Здороваться с окружающими надо обязательно, нас этому научили в раннем детстве, и мы, как правило, стараемся об этом помнить. Вот только кто-то предпочитает «добрый день» (вечер, утро), а кто-то ограничивается кратким «привет». Это все допустимо, это не выходит за рамки вежливости, однако эти приветствия не являются волшебными словами.
Особая магия таится только в слове «здравствуйте». И дело тут в этимологии. Здороваясь таким образом, мы желаем человеку здоровья, желаем ему здравствовать, то есть быть во всем благополучным. Более того, таким приветствием мы чествуем человека, ведь «здравствуйте» созвучно с французским «виват» – «да здравствует». И человек ощущает свою значимость. Тогда как «добрый день» звучит совершенно нейтрально, а «привет» и вовсе пренебрежительно.
Правда, тут есть тонкость – сказанное родным людям ласковое «доброе утро» настраивает на хороший день. А «привет» по отношению к близким друзьям показывает, что вы с ними принадлежите к одному сообществу, что вы «одной крови».
А вот с незнакомыми и малознакомыми людьми предпочтительнее здороваться именно посредством «здравствуйте» или «здравствуй».
«Спасибо» и «благодарю»
Эти два слова обладают магией в равной степени. Этимология слова «спасибо» восходит к древнецерковному, старославянскому «спаси Бог», то есть «пусть Бог тебя спасет, убережет за оказанную мне милость». Слово «спасибо» это еще и словесный оберег, а не просто проявление вежливости.
Со словом «благодарю» все еще проще. Оно всего лишь слитые в одно слова «благо» и «дарю», то есть «я дарю тебе благо (добро, пользу, счастье) за то, что ты для меня сделал».
Самое интересное, что своевременная благодарность избавляет от очень многих проблем. А самое главное – от обид. Приведем такой пример: дочь приезжает к сильно престарелой матери, привозит ей продукты, убирается, готовит, старается во всем угодить. А та принимает все как должное, типа: ты мне и так обязана помогать, так зачем я буду тебя благодарить за то, что ты просто выполняешь свой дочерний долг. Результат: дочь перестает вкладывать душу в то, что она делает. Ее забота о матери превращается в нудную и тяжкую повинность. И вместо того, чтобы бывать у матери чаще, поддерживать ее в старости, дочь сводит контакты к минимуму. В ней живет глубокая обида, ведь ей тоже уже немало лет, и поездки на другой конец города даются ей нелегко. А ведь все было бы гораздо проще, если бы мать искренне благодарила ее за усилия.
Замечено, что в семьях, в которых принято благодарить за любое доброе дело – за еду, помощь, доброе слово – отношения гораздо теплее, чем в тех, где это не принято. Да и энергетика в таких домах чище, положительнее. Так что эти волшебные слова приносят реальную пользу, а не только являются показателем хорошего воспитания.
«Пожалуйста» и «будьте любезны»
Обойти вниманием волшебное слово «пожалуйста» было бы неправильно, мы привыкли к нему как к усилению своей просьбы, как к проявлению вежливости. Детей учат, что «пожалуйста» это действительно «волшебное слово», после которого желания исполняются как по мановению волшебной палочки.
Хотя на самом деле в своей основе это слово как раз волшебным и не является. Это не вежливая просьба, а хорошо завуалированный приказ, который в переводе с древнеславянского языка звучит как: сделай это немедленно. Кстати, в древних текстах слово «пожалуйста» не встречается, так как это была чисто разговорная словесная конструкция, состоящая из двух частей – «пожалуй» и «ста», где «ста» служило усилением приказа, побуждением к быстрому исполнению.
Впрочем, это не повод для того, чтобы отказываться от употребления слова «пожалуйста». Оно слишком давно вошло не только в устную, но и в письменную речь, и в наше время является усилением просьбы.
А вот словесную конструкцию «будьте любезны» действительно можно отнести к волшебным словам. В основе слова «любезны» лежит слово «любовь», то есть вы просите человека быть приятным, любым вам, сделать нечто такое, что принесет этому человеку вашу признательность, вашу любовь или симпатию. А так как мы все, как правило, жаждем, чтобы нас любили, считали добрыми и хорошими, то просьба, подкрепленная словами «будьте любезны», на подсознательном уровне вызывает в нас желание немедленно сделать для просящего все, что в наших силах.
В употреблении слов «пожалуйста» и «будьте любезны» тоже есть свои нюансы. В деловой переписке уместнее все-таки употреблять «пожалуйста», так как без интонационного усиления конструкция «будьте любезны» иногда звучит иронически, и может спровоцировать недовольство адресата. Да и профессию того, к кому вы обращаетесь, тоже надо учитывать. Например, если человек связан литературой, с языком, он поймет ваше «будьте любезны» вполне адекватно, а вот финансист или программист – вряд ли.
«Сударыня» и «сударь»
Скажите, вас не коробит, когда к вам на улице, в транспорте или в магазине обращаются: женщина (мужчина)? А ведь большинство людей так и разговаривает, добавляя при этом «эй». Однако наши предки, те, которые воспитывались до уравнивающих всех в своем безличии «гражданин», «гражданка», «товарищ», обращались друг к другу мило и трепетно: «сударыня», «сударь», «милостивый государь», «барышня».
Конечно, в наше время «милостивый государь» звучит как-то нелепо. Зато попробуйте обратиться к незнакомой особе «сударыня», и вы увидите, как расцветет дама, как заблестят ее глаза. И она сделает для вас все, что может. И, что особенно важно, никогда не обхамит. Это, знаете ли, память крови – ну не может сударыня вести себя как торговка на базаре.
Сладкая музыка – имя
Еще одна волшебная словесная конструкция – имя или имя-отчество вашего собеседника. Обращаясь по имени, мы ласкаем слух того, к кому обращены наши слова. Мы показываем, что идентифицировали человека как уникальную личность, что нам нравится, как этого человека зовут. Правда, тут тоже есть один нюанс: всегда стоит уточнять, какое имя предпочтительнее. То есть, общаясь с друзьями, приятелями, соседями, не сокращайте имя до обращения, которое нравится именно вам, спросите, по сердцу ли вашему собеседнику, если вы называете его, например, не Кирилл, а Кеша. Или не Катерина, а Катруся. Иначе эффект получится обратным.
Вот с незнакомыми людьми все проще. Имя-отчество – безотказный вариант того, что вас будут слушать. И слушать внимательно, дружелюбно. Еще один пример: вы входите в кабинет врача, чиновника, нового начальника и т.п. Одного «здравствуйте» тут не достаточно, так как в этом случае вы так и останетесь «одним из толпы». Вас не запомнят и вряд ли захотят вам помогать по полной программе. Другое дело, если вы говорите: здравствуйте, Иван Сергеевич. И человек подсознательно настраивается на вашу волну, он понимает, что вы не поленились выяснить, как его зовут. И диалог окажется более конструктивным.
«Счастья тебе» и «мир твоему дому»
А если, приходя в дом родственников или друзей, говорить: «мир твоему дому», то отношения станут крепче и доверительнее. Ведь недаром в древние времена путник, произнося эту магическую формулу, показывал, что он не причинит зла приютившим его людям, что он пришел с миром. Более того, и сами хозяева уже не помышляли о том, чтобы обидеть путника. Эти слова были аналогом преломления хлеба за одним столом.
Волшебные слова, сказанные с чистой душой, не только делают добрее тех, к кому они обращены. Мы сами становимся лучше, терпимее, мудрее. Так давайте вкладывать в привычные словесные конструкции особый смысл, и тогда жизнь станет чуточку светлее.