Что означают уровни кинокритиков
Как стать кинокритиком? Неужели для этого не нужно иметь образование?
Многие люди любят кино. Они его не только смотрят, но и обсуждают. Изучают, пытаются понять скрытые смыслы и контекст. В котором происходят события на экране. Немало людей пишут рецензии в интернете — чаще всего очень плохие и поверхностные. Поэтому и делают это бесплатно. Если же вы действительно разбираетесь в кинематографе, то у вас есть шанс даже зарабатывать на своём хобби. Домовик поговорил с кинокритиком, который рассказал о своем пути и дал советы начинающим специалистам.
Как хорошо вы знаете кинематограф?
Для начала вам нужно убедиться в том, что вы хорошо знаете историю кино. И дело не в том, что вам необходимо пересмотреть все фильмы братьев Люмьер (будем надеяться, что вы уже сделали это).
Например, вы должны знать, что и как снимал Эйзенштейн. Не смотрели его фильмы — проблема, но исправить её легко. Немецкий экспрессионизм — берёте и смотрите примеры.
Ваша задача — понять общий каркас, на котором держится кинематограф. Это и имена отдельных режиссеров, и имена сценаристов. Операторов, отдельные направления и жанры.
Я не хочу сказать, что вы должны идеально знать все. Но лучшие примеры вы посмотреть обязаны.
Сейчас в мейнстриме есть мнение, что пора выкинуть Бергмана и Тарковского на свалку. Так как критики в последнее время, обсуждают только кинокомиксы.
Лично я с этим категорически не согласен. Поэтому если вы хотите писать о гениальности очередного «Бэтмена», то дальше можете не читать.
Как определить список важных фильмов для просмотра?
Не бойтесь опираться на чужие рейтинги. Например, рейтинги Кинопоиска и IMDB позволят посмотреть все те фильмы, которые в народе считаются классическими.
Далее вы можете посмотреть на кинопремии, тот же Оскар. Банально смотрите победителей с 30-х по 80-е годы. То же самое с Каннами, Берлинским кинофестивалем.
Можете посмотреть победителей Санденса. После этого подумайте, какой кинофестиваль вам ближе — не сомневайтесь, что у вас появится фаворит. Погрузитесь в него и начните смотреть победителей отдельных номинаций.
Другой подход — географический. Немецкое, французское и итальянское кино имеют очень мало общих черт, попробуйте посмотреть главных режиссёров этих стран. Английское и американское кино вы уже итак неплохо знаете — маркетинг сделал своё дело, однако всё равно погрузитесь в их классику.
Вы удивитесь, когда узнаете, что некоторые американские фильмы, о которых вы никогда не слышали. Для самих американцев являются максимально культовыми. Постепенно вы можете погружаться в кинематограф других стран, от восточной Европы и Канады до Азии и Ближнего Востока. Постепенно ваша насмотренность будет помогать вам смотреть кино — но об этом дальше.
Что такое насмотренность?
Как можно больше читайте про фильмы, которые смотрите. Никогда не читайте отзывы на Кинопоиске и прочих подобных сайтах — люди воспроизводят рекламные слоганы, а не пишут рецензию.
Вам это не нужно, равняйтесь на настоящих критиков. С их помощью вы не только будете лучше понимать особенности фильмов. Но и сможете понять логику, которой руководствуются другие люди при просмотре.
Если вам кажется, что ваше мнение по какому-либо вопросу совпало с критиком, то найдите другие его статьи. Если совпадение не ушло, то вам повезло — вы нашли своего критика.
Ищите материалы, в которых он советует кино. Ведь вам, вероятно, эти фильмы тоже понравятся. Возможно, его советы вас направят в какую-нибудь сферу. О которой вы пока что знаете очень мало.
Как писать рецензию на фильм?
Попытайтесь написать рецензию на фильм, который хорошо знаете. Не опирайтесь на чужие статьи, пробуйте выстраивать структуру сами. Ориентируйтесь при написании примерно на 6 тысяч знаков, как минимум.
Перечитайте на следующий день, подумайте, что вы упустили и что нужно добавить. После этого прочитайте другие рецензии и сравните.
Если у вас написано по-другому. То это не значит, что вы справились с работой плохо. Просто обратите внимание на детали, которые отличаются. Возможно, вы что-то просто забыли. Поэтому чуть позже, вы сможете дополнить свою рецензию.
В свободное время вы можете писать рецензии на фильмы, которые смотрите. Так вы будете привыкать к работе с текстом. Всё-таки это очень специфическая работа, которая требует особых навыков.
Читайте побольше и обращайте внимание на детали, в первую очередь на структуру текста. С чего начать, чем продолжить, как закончить — все это очень важные детали.
Как найти работу кинокритиком?
Когда вы будете уверены в своих силах, вы сможете предлагать свои услуги различным сайтам и СМИ. Без опыта публикаций вам будет тяжело, но бояться не нужно.
Выберите три лучшие рецензии (на ваш вкус), которые вы написали. Выгрузите их в Гугл Документы и прикрепляйте к своему резюме, которое отсылаете по сайтам. Не говорите про деньги. Говорите, что готовы писать статьи на регулярной основе. А остальное обсудите потом.
В первую очередь отсылайте резюме на сайты, которые посвящены кино или культуре как таковой. Да, там высокая конкуренция. Но это не значит, что вы окажетесь ненужным. Кто-то может и заинтересоваться перспективным работником.
Другой вариант — непрофильные СМИ. Скажем, СМИ пишет обо всём по чуть-чуть. Это не значит, что их не интересует кино — скорее всего, у них просто нет сотрудника. Который может о нём писать. И эту вакансию можете занять вы.
Рассылайте резюме вообще всем. У меня была знакомая, которая писала отличные статьи о литературе для сайта, который предназначался для бизнес-новостей.
Хорошие материалы о культуре нужны всем. Проблема в том, что толковых авторов действительно мало.
Как научиться писать рецензии на сериалы?
Популярность сериалов продолжает расти, поэтому велика вероятность. Что какое-нибудь СМИ предложит вам писать именно про них, а не кино.
Вряд ли для вас это плохо, однако нужно изучить мир сериалов. Хотя после кино, вам будет легче это сделать.
Сценарии, конечно, строятся иначе. Но вы сможете подстроиться, если будет такое желание. При этом о сериалах намного легче писать (говорю это на личном опыте), поэтому попробуйте поработать и с ними.
Что такое “клише”?
Когда вы прочитаете множество рецензий, то возникнет риск привыкания к определенным клише.
Люди воспроизводят одни и те же формулировки и идеи, зачастую даже не зная о том, что просто повторяют за другими. В этом вы можете убедиться на странице любого фильма на сайте Кинопоиска.
Люди пишут абсолютно бредовые рецензии таким же языком, как и критики. Но при малейшем рассмотрении становится ясно, что язык не совсем такой же — скорее это копия копии.
Вам расскажут и про актера, который прожил героя и вошёл в образ. И про невероятную режиссерскую работу, причём её великолепие никто не объяснит.
Также вам расскажут про актуальность фильма (навсегда забудьте эту идиотскую формулировку, кинематографу чуть больше ста лет. И все поднятые им темы априори актуальны в силу времени).
Плохие критики любят говорить про невероятное влияние, оказанное тем или иным фильмом или режиссёром. Зачастую эти вещи говорят даже без особой проверки сказанного.
Если вы не хотите быть таким же плохим критиком. То внимательно изучайте чужие ошибки, чтобы самому их не повторять.
Как развить в себе индивидуальность?
Если вы всё же решили стать настоящим кинокритиком, то вы обязаны стать снобом. В ином случае вы потеряете нервы и возненавидите людей.
Если вы находитесь в большой компании, и кто-то обсуждает кино. Причём делает это с дилетантских позиций, то не вступайте в дискуссии. Просто примите как данность то, что вы разбираетесь в вопросе на другом уровне.
Это как инженер, который встречает двух студентов, рассказывающих про фундамент в здании. Ему нет смысла общаться с этими людьми, и пытаться их переубедить. Ведь его знания находятся на совершенно ином уровне.
Если вы пришли работать в СМИ и у вас заказывают пару материалов в месяц, то боритесь с редакторами за каждую фразу. Отлично, если ваш текст чистят от лишних слов и меняют неудачные формулировки. Но не давайте им менять саму суть текста. Ведь ваши первые публикации — то, чем вы будете махать перед лицом будущих работодателей.
В случае, если кто-то из редакции тоже хочет писать о кино, то не бойтесь поставить человека на место. У меня был период, когда я писал рецензии для маленького регионального СМИ. Я тогда только начинал свой путь, поэтому ко мне относились не лучшим образом. Например, мне постоянно обещали оплатить затраты на билеты, но никогда этого не делали. Редактор со скрипом согласовывал темы, а остальные работники не понимали, кто я и зачем нужен.
А потом я увидел статью на сайте СМИ, где одна из журналисток издания (худшая, на мой взгляд), написала рецензию на фильм «Ирония судьбы…». Я напрягся и стал читать. Вероятно, это был худший текст о кино, который я читал в своей жизни. За 3 тысячи знаков девушка применила все самые идиотские клише, и читать всё это было просто невозможно.
Тогда я понял, что, придя в это СМИ, я дал идею другим журналистам. Они сами не понимали, что о кино можно писать, как ни странно. По этой причине меня стали выжимать, ведь я не давал им писать простые статьи за нормальные деньги.
Со временем я ушёл из этой газеты, однако навсегда запомнил простое правило — большинство людей считают, что писать про кино может кто угодно. Поэтому нужно доказывать свою состоятельность не только качеством статей, но и спором.
Ты просто должен написать редактору и сказать, что текст. Который написала про кино какая-то из его подчинённых, плохой и тупой. В ином случае у вас заберут этот источник заработка.
Какие плюсы от работы кинокритиком
Помимо того, что вы можете зарабатывать деньги благодаря просмотру фильмов, у вас открываются и другие бонусы. Например, при работе в большом СМИ. Вы также сможете общаться с людьми из стриминговых сервисов.
Они будут присылать вам фильмы и сериалы до даты официального релиза. Например, сериалы, которые выходят на HBO. Я иногда смотрю за 2 недели до их выхода. Однажды мне прислали сериал, у которого ещё даже не была утверждена стартовая заставка.
Также вы будете общаться с прокатчиками. Они будут звать вас на премьеры фильмов, причем вы сможете ходить на них бесплатно. Также, как и на различные мероприятия, которые организовывают они же.
Если ваша карьера пойдет в гору, то вы сможете выступать на премьерах. Стоит отметить, что этот бонус доступен только в том случае. Если вы живёте в Москве или Санкт-Петербурге, в других городах с такими практиками всё устроено намного хуже.
Конечно, можно попытаться собрать свой киноклуб. Но это очень сложное и энергозатратное дело, которое не каждый сможет вынести.
Какие минусы от работы кинокритиком
Пожалуй, самое сложное в работе кинокритика в России — поиск заказчика. Вас постоянно будут просить что-то хвалить из-за того, что у СМИ есть договорённости с прокатчиком.
Если соглашаться на всё, что предлагают. То жизнь будет намного более простой, вот только так вы постепенно превратитесь в рекламщика. Если вам это не нужно, то придётся отказываться, но тогда ваша ценность будет снижаться в глазах работодателя.
Можно сказать, что критик находится в постоянной борьбе за то, чтобы быть настоящим критиком. При всей любви к своему делу, ему приходиться тратить много времени буквально на защиту своей территории от пиарщиков разных мастей. Само же написание статей как будто отходит на второй план — а это бьет по качеству материалов.
Постоянный поиск баланса неизбежен. Поэтому никогда не забывайте о том, для чего вы пришли в эту профессию.
Сколько можно зарабатывать кинокритиком?
Если вы хорошо пишете, но ваше имя ничего не говорит простому читателю. То за 10-12 материалов в месяц вы сможете получать 50 тысяч рублей.
В некоторых случаях меньше, иногда больше. Все зависит от того, для кого вы пишете эти статьи.
Бывает, что маленькое региональное СМИ, платит кинокритикам намного больше. Чем высоколобые журналы о культуре.
Всегда ищите новых заказчиков. Причем обращайте внимание не только на гонорары, но и редактуру.
В одном случае вам будут платить две тысячи за статью. А в другом, скажем, пять тысяч. Но в первом СМИ редактура не будет занимать много времени, и вы сможете делать два материала в неделю. А второе, будет выносить вам мозг по две недели.
В итоге вы не только будете меньше зарабатывать в сумме, но и тратить много времени и нервов. Ведь чем больше у вас работодателей, тем легче послать подальше того. Кто вам перестал нравиться (или соответствовать вашим принципам).
Зачем нужно заниматься саморазвитием?
Когда у вас появится два-три постоянных заказчика, которые вам нравятся и даже хорошо платят. Не переставайте и дальше развиваться.
Смотрите еще больше кино, чем раньше. В конце концов, ваше любимое дело не должно превращаться в бизнес. Получайте от него удовольствие. Ведь вместе с наслаждением от искусства вы станете лучше. Как профессионал и специалист, а это всегда хорошо.
Если вы молоды, то вас всё равно некоторое время не будут воспринимать всерьез — воспользуйтесь этим временем. Чтобы уже к 35-40 годам, сместить забронзовевшие фигуры. И самому стать тем человеком, которого аудитория готова слушать.
Не бойтесь провокационных фраз и резких формулировок — будьте собой. Не копируйте других критиков, в ином случае вы окажетесь ненужным (зачем людям читать копию, если у них есть оригинал?).
И, конечно, экспериментируйте с форматом. Возможно, в видео или аудио формате. У вас получится сделать более интересный контент.
Читайте книги киноведов и пытайтесь научиться у них новым подходам к изучению кино. Для того, чтобы работать в российских СМИ, достаточно всё знать поверхностно. И именно поэтому многие критики перестают развиваться.
Это большая проблема для всей индустрии, но одновременно и шанс для вас. Ведь умный и начитанный, действительно настроенный критик. Всегда найдет свою аудиторию, особенно с современными социальными сетями.
Как написать свою первую книгу?
Не забывайте, что если вы умеете хорошо писать, то когда-нибудь вы сможете даже написать книгу о кино.
Если у вас будет много знакомств (а они сами по себе складываются в этой индустрии), то вы без проблем найдете издателя. Которого заинтересует ваша работа.
Ведь в последние годы, такие работы становятся всё более популярными. Вопреки мнению о том, что молодежь глупая. Так как именно люди чуть старше 20 лет, и готовы покупать такие книги.
Хотя это не значит, что молодёжь должна быть вашей целевой аудиторией. Просто не пытайтесь с ней заигрывать через какие-то комиксы и ситкомы — они ждут качественных и серьезных фильмов. А не скучных развлечений. И когда с ними заговорят серьёзно, они будут готовы слушать.
Кинокритика — это не удел скучных и слишком взрослых людей. Это живая сфера, в которой может оказаться кто угодно. Главное — любить своё дело и быть готовым погрузиться в неё с головой.
Почтите короткий страшный комикс с названием «Дерево вампира», перейдя по ссылке здесь