Что означают цифры на предохранителях
Обозначения на схемах предохранителей на японских автомобилях
Обозначения на схемах предохранителей на японских автомобилях
Обозначения на схемах предохранителей на японских автомобилях.
Приведенные ниже сокращения и обозначения часто можно встретить на схемах предохранителей японских автомобилей:
A/C кондиционер
ABS АБС
ALT генератор
ALT-S генератор
AM переключатель двигателя
DEF обогреватель окон
DOME освещение салона
DOOR дверь
ECU контрольный (управляющий ) модуль двигателя
EDU контроль впрыска
EFI система электронного контроля впрыска в а/м TOYOTA
ENG MAIN главный двигателя
FAN вентилятор
FOG противотуманка
Fr передний
F-TAIL задние фонари
GAUGE приборная доска, спидометр
HAZARD аварийные сигналы
HAZ-TRN аварийка-повороты
HEAD передние фары
HEAD LH передние фары левые
HEAD RH передние фары правые
HORN звуковой сигнал
HTR обогреватель
I/UP холостой ход
IG зажигание
IGN зажигание
MAIN главный
P/W стеклоподъемник
POWER питание
PWR питание
RAD радио
Rr задний
SIG прикуриватель
SPARE запасной
ST стартер
STOP стоп-сигнал
TAIL задние фонари
TURN поворотники
WASH стеклоомыватель
WIP стеклоочиститель
WIPER стеклоочиститель
1 — TURN (7.5A) — указатели поворотов и аварийная сигнализация
2 — резерв
3 — GAUGE (10A) — освещение, габариты, система кондиционирования, фонари заднего хода, система управления люком, стеклоподъемники, обогреватель заднего стекла
4 — WIP (20A) — (wiper) стеклоочиститель и омыватель лобового стекла, и стекла задней двери
5 — I-UP/M-HTR (10A) — система повышения частоты холостого хода / обогрев боковых зеркал
6 — ECU-IG (10A) — система впрыска топлива
7 — IGN (7.5A) — система зарядки аккумулятора, система впрыска топлива, система подушек безопасности (SRS)
8 — STOP (15A) — стоп-сигналы, дополнительный стоп-сигнал
9 — TAIL (15A) — задние габариты, измерительные приборы и датчики, часы, прикуриватель, аудиосистема, обогреватель заднего стекла, подсветка номерного знака, системы впрыска топлива, система кондиционирования, аварийная сигнализация, центральный замок
10,11 — резерв
12 — OBD (7.5A) — система диагностики OBD-2
13 — ECU-B (7.5A) — система подушек безопасности, задние противотуманки
14 — ST (5A) — система запуска
15 — D/L (30A) — центральный замок
16 — FOG (15A) — противотуманные фары
17 — S-HTR (15A) — (Seat Heater) подогрев сидений
18 — резерв
19 — CIG (15A) — аудиосистема, часы, прикуриватель, электропривод боковых зеркал
20 — DEF (40А) (серый) — обогреватель заднего стекла, предохранитель: DEF I-UP/M-HTR
21 — Power (30А) (розовый) — электропривод стеклоподъемников, электропривод люка
Типы и расшифровка маркировки плавких предохранителей
Плавкий предохранитель — компонент силовой электроники одноразового действия, выполняющий защитную функцию. Плавкий предохранитель является самым слабым участком защищаемой электрической цепи, срабатывающим в аварийном режиме, тем самым разрывая цепь и предотвращая последующее разрушение более ценных элементов электрической цепи высокой температурой, вызванной чрезмерными значениями силы тока.
В электрической цепи плавкий предохранитель является слабым участком электрической цепи, сгорающий в аварийном режиме, тем самым разрывая цепь и предотвращая последующее разрушение высокой температурой.
Плавкие предохранители делятся на следующие типы:
1. слаботочные вставки (для защиты небольших электроприборов до 6 ампер)
2. вилочные (для защиты электрических цепей автомобилей)
3. пробковые (встречаются в жилом секторе, до 63 ампер)
4. ножевые (до 1250 ампер)
Так же плавкие предохранители различаются по характеристике срабатывания относительно номинального тока. Из-за инертности срабатывания плавких предохранителей, в профессиональной среде электриков они довольно часто используются в качестве селективной защиты в паре с автоматическими выключателями. Селективности между самими плавкими вставками добиваются соотношением 1:1,6 [там же], время-токовая характеристика плавких предохранителей устанавливается зависимостью соответственно I²t ; ПУЭ регулирует защиту воздушных проводящих линий таким образом, чтобы предохранитель срабатывал за 15 секунд (ток короткого замыкания в конце линии должен быть равен трём номинальным токам предохранителя). Существенной величиной является время, за которое происходит разрушение проводника при превышении установленного тока. С целью уменьшения этого времени некоторые плавкие предохранители содержат пружину предварительного натяжения. Эта пружина также разводит концы разрушенного проводника, предотвращая возникновение дуги.
Конструкция плавкого предохранителя
40-амперные предохранители с характеристикой срабатывания «gG», равносильные советской характеристике «ППН»
Корпуса плавких предохранителей обычно изготавливаются из высокопрочных сортов специальной керамики (фарфор, стеатит или корундо-муллитовая керамика). Для корпусов предохранителей с малыми номинальными токами используются специальные стекла. Корпус плавкой вставки обычно выполняет роль базовой детали, на которой укреплен плавкий элемент с контактами плавкой вставки, указатель срабатывания, свободные контакты, устройства для оперирования плавкой вставкой и табличка с номинальными данными. Одновременно корпус выполняет функции камеры гашения электрической дуги.
Маркировка плавких предохранителей
Первая буква означает диапазон защиты:
Вторая буква означает тип защищаемого оборудования:
Как выбирать автомобильные предохранители?
Предохранитель представляет собой эффективное средство защиты автомобиля от короткого замыкания. К выбору автомобильных предохранителей нужно относиться очень серьезно, так как в случае покупки некачественного товара могут возникнуть не только мелкие неисправности, но и серьезные проблемы, вплоть до возгорания автомобиля.
Большинство автолюбителей согласятся с тем, что на выбор дорогих деталей к своим машинам мы тратим уйму времени, консультируясь со специалистами, спрашивая советов у знакомых, читая информацию в интернете. А вот на такие мелочи, как автомобильные предохранители, многие вообще не обращают внимания, приобретая первый попавший кусок пластмассы. Однако подобный подход абсолютно не верен, так как выбор некачественного предохранителя может повлечь за собой серьезные проблемы. Как же найти хороший автомобильный предохранитель и на что обращать внимание при покупке? Попробуем разобраться.
Определение предохранителя
Предохранитель 5-30А плоский 106шт. в боксе JTC
Предохранитель 5-30A флажковый комплект 10шт. AVS
Предохранитель 5-30A флажковый со светодиодом комплект 10шт. AVS
Предохранитель 5-30A флажковый MINI комплект 10шт. AVS
Предохранитель 5-25A цилиндрический набор AIRLINE
Предохранитель 5-30А флажковый MICRO 2 комплект 10шт. AVS
Предохранитель 10А флажковый BOSCH
Предохранитель автоматический 30А
Предохранитель 5-30А флажковый (замена для 1987529009) комплект BOSCH
Предохранитель MINI комплект BOSCH
Предохранитель представляет собой электрический аппарат, который выполняет важную защитную функцию. Автомобильный предохранитель играет роль защитника электрической цепи и ее элементов, которые могут перегреться или даже загореться в результате протекания тока большой силы, что может произойти при коротком замыкании. Чаще всего возгорание автомобиля происходит именно из-за замыкания электрической проводки. Если бы все владельцы автомобилей относились к выбору предохранителей серьезно и ответственно, то количество сгоревших машин резко бы уменьшилось.
О чем говорят цифры на предохранителях?
На каждом предохранителе нанесены определенные цифры. Эти цифры означают силу тока, измеряемую в амперах (А), при превышении которой предохранители перегорают.
Где находятся предохранители в автомобиле?
Практически в каждом современном автомобиле имеется два блока предохранителей. Как правило, первый из них находится возле левого стакана под капотом. Второй блок располагается в салоне машины прямо под панелью возле педалей. Чтобы открыть доступ к автомобильным предохранителям, нужно просто поднять крышку блока. Сделать это можно даже без использования специальных инструментов. Достаточно просто одной рукой нажать на защелку, после чего другой рукой необходимо открыть крышку.
Как отличить некачественный и неисправный предохранитель?
На самом деле вычислить некачественный предохранитель очень легко. Самым быстрым и эффективным методом является подключение предохранителя к аккумуляторной батарее. Далее достаточно просто понаблюдать за происходящей реакцией. В том случае, если предохранитель перегорает, остальные предохранители из набора можно использовать в своем автомобиле. Если же предохранитель расплавится, это значит, что подобные предохранители ни в коем случае нельзя использовать.
Признаком некачественных предохранителей также являются тонкие ножевые контакты, которые могут вызвать нагрев соединений и стать причиной оплавления того места, где предохранители устанавливаются в блоке.
Выявить вышедший из строя предохранитель можно даже визуально. Нужно обратить внимание на среднюю часть предохранителя, которая выгорает, если происходит скачок напряжения.
К чему может привести неисправный предохранитель?
Такой «копеечный товар», как автомобильные предохранители, на самом деле играет очень важную роль. В лучшем случае, если предохранитель перегорит не вовремя, перестанут работать стеклоочистители, без которых невозможно обойтись при проливном дожде.
Если же некачественный предохранитель не сработает тогда, когда произойдет замыкание, как минимум, Вы сможете отделаться сгоревшей проводкой. Но нередко происходят происшествия, когда из-за вышедшего из строя предохранителя автомобиль сгорает полностью.
Как найти в блоке нужный предохранитель?
Как заменить предохранитель в автомобиле?
Для начала необходимо найти в блоке предохранитель, который вышел из строя. Далее предохранитель вытаскивается из гнезда, а на его место вставляется новый с соответствующей цифрой и цветом, что очень важно.
Как правило, предохранители вставлены в розетки достаточно плотно, поэтому вытащить их пальцами не получится. Для того чтобы достать предохранитель из гнезда, в блоке, а также в упаковке, должна находиться специальная прищепка.
Покупка предохранителя в магазине
Автомобильный предохранитель можно приобрести практически в любом автомагазине. На упаковке обязательно должна быть указана точная информация о производителе. Если информации нет, то лучше воздержаться от подобных покупок.
Желательно отдавать предпочтение автомобильным предохранителям, выполненным из прозрачной пластмассы. В таком случае можно будет визуально увидеть неисправность, если перегорит плавкий элемент. Конечно, это требование некритично.
Если Вы сделаете правильный выбор, хороший предохранитель должен работать, не перегорая, в течение 100 часов, если ток будет превышать номинальный на 10 процентов.
Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.
Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
F.A.Q. Как работают предохранители.
Многие из вас, при проектировании силовой цепи в авто прибегали к помощи подобных таблиц подбора силовых проводов.
Кто-то просто брал необходимые значения, а кто-то пытался понять, что это за цифры, откуда они взялись и почему.
Как видно из таблицы выше, для каждого сечения провода регламентируется допустимый номинал предохранителя. Кроме того, минимальный калибр провода зависит от длины силового кабеля, что таблица также отражает. Так вот, почему такое ограничение? Неужели провод 150Ампер способен пропустить а 160 нет? Разумеется может!
Ток в проводнике в случае короткого замыкания и достаточности источника ограничен лишь сопротивлением этого самого проводника, которое зависит от сечения и длины (ну и от материала, но мы говорим сейчас о меди и только о ней), а также от нагрева проводника.
Таким образом, коротенький провод 2Ga сможет пропустить и 150 и 300 и 500 и 800ампер.вопрос лишь в том, как долго и с какими последствиями.
Силовая цепь аудиосистемы, состоит из источников питания, соединителей, клемм, дистрибьюторов, держателей предохранителей и собственно потребителей (усилителей и прочей аппаратуры). В штатном режиме работы основным потребителем является ваша аппаратура потому, что ее сопротивление в цепи значительно выше суммарного сопротивления кабелей и соединений. Но, если подходить буквально, то провод и каждое соединение, также обладая определенным сопротивлением, являются потребителями в данной цепи, включенными последовательно с основной нагрузкой. Потребляют они энергию преобразуя ее в банальное тепло и рассеивая его в окружающую среду. Поскольку их сопротивление весьма малО, в штатных режимах тепла выделяется не много, как и потребляется энергии.
Соответственно, увеличивая потребление нагрузки (снижая ее суммарное сопротивление, приближая тем самым его величину к сопротивлению самого провода и соединений) мы сильнее нагружаем силовую цепь. В этом случае и тепла наша силовая цепь будет выделять больше.
То есть, как только мы включили аудиосистему и нагрузили ее, силовая цепь начинает нагреваться относительно исходной температуры до определенного значения и как только баланс нагрева и рассеивания тепла уравновешивается, дальнейший нагрев прекращается и система работает. Чем сильнее мы нагрузим силовую цепь, тем сильнее она нагреется относительно исходных значений.
Все это хорошо и прекрасно работает если система спроектирована грамотно и до тех пор, пока она работает в штатном режиме. В этом случае вы даже не заметите этих процессов ибо температуры будут там детские. Но чем сильнее мы начнем грузить провод, снижая сопротивление нагрузки до сопоставимых и близких значений сопротивления цепи, тем активнее наша цепь будет превращаться в потребителя и тем сильнее будет греться. Я думаю многие из вас видели оплавившиеся колбы мистери? Оплавились они не потому, что система была мощной, а потому, что контакт в колбе был барахловым и его сопротивление стало сопоставимым с сопротивлением нагрузки, в итоге контакт стал нагрузкой активно преобразующей энергию в тепло и в итоге сгорел.
Так вот, основным, но не единственным фактором, ограничивающим допустимый длительный ток кабеля является нагрев.
Допустимым считается тот ток, при котором кабель может работать неограниченно долго, а его нагрев не вызовет повреждений самого кабеля и его изоляции, а также, не вызовет препятствий для эксплуатации кабеля в цепях назначения.
Если говорить о цифрах и взять для примера всеми любимый кабель марки КГ, то правила устройства электроустановок (ПУЭ) для сечения 35мм2 регламентируют длительный допустимый ток в 165А, при 25 градусах окружающей среды. Под воздействием тока данной величины в среде с данной температурой кабель нагреется до максимально допустимых 75 градусов.
При этом, в случае использования кабеля в условиях высоких температур в 50 градусов, правила ограничивают максимальный длительный ток до 65Ампер. (Что? Многие подкапотку в жарком июле вспомнили? ;)) И уже отсюда видна некоторая упрощенность рекомендаций таблиц выбора предохранителей для кабелей, которыми мы все пользуемся.
На практике, максимальный длительный ток будет определяться качеством и термостойкостью изоляции, назначения провода, его условий работы, длины, условий нагрузки, и еще кучи факторов. Даже банально можно увеличить пропускную способность взяв, скажем не 30 квадратов а 2 провода по 15. У двух проводов площадь рассеивания тепла будет выше и соответственно они смогут пропустить больший ток, без перегрева.
Тем не менее, таблицы весьма объективны. Они регламентируют токи, при эксплуатации проводов в авто, с учетом данных условий, вариантов монтажа и длин проводов, а также относительно режимов работы нашей нагрузки таким образом, чтобы изоляция гарантировано была в порядке, а сами жилы не перегревались, даже в бюджетных кабелях.
Определив суммарное потребление вашей аудиосистемы и воспользовавшись таблицей, вы сможете выбрать кабель, который будет полностью соответствовать вашей нагрузке и вашим условиям эксплуатации.
Теперь поговорим о предохранителях. Чем, по сути является предохранитель и для чего он устанавливается в силовую цепь?
Предохранитель-это ограничивающее устройство, обеспечивающее силовой цепи работу только в ее расчетных режимах! И это основное и единственное его назначение!
Предохранитель не служит для защиты провода от короткого замыкания (поскольку КЗ это не более, чем один из целой кучи частных случаев нештатных режимов работы кабеля). Предохранитель гарантирует кабелю расчетный режим работы, что бы не произошло с нагрузкой цепи. Вне зависимости КЗ это или перегрузка, или кривые руки.
Что произойдет, если закоротить провод без предохранителя на аккумулятор? В этом случае, нагрузки у кабеля просто не будет, другими словами ее сопротивление будет равно нулю в то время, как сопротивление кабеля хоть и мало но далеко не нулевое. Соответственно, провод сам и станет единственным потребителем энергии, потребляемый ток возрастет до того значения, которое позволит сопротивление кабеля с учетом прироста от динамического нагрева, и взлетит далеко за пределы допустимых длительных токов для данного калибра. Провод начнет интенсивно преобразовывать энергию в тепло, спалит изоляцию и в самом критическом случае расплавит сам себя.
Теперь, внесем в наш эксперимент предохранитель. Допустим, те пресловутые 300 ампер и провод 2Ga.
Как происходит защита предохранителем? Предохранитель, есть ни что иное как обычный проводник с узким участком. (который так смущает многих новичков, мол зачем толстый кабель, когда пред с волосинку? )) ).
Как мы все знаем, сопротивление проводника зависит от материала, сечения и длины. Чем тоньше и длиннее провод, тем сопротивление его выше. Проводник в предохранителе очень тонкий, но и очень короткий. Его материал, сечение и длина рассчитаны таким образом, чтобы при превышении значения силы тока, протекающего через пред выше номинального значения предохранителя, жилка в нем нагрелась настолько, что сама себя расплавила.
Разумеется, это происходит не мгновенно. У любого предохранителя есть инерция срабатывания, а также пиковые значения, при которых пред останется цел. Если скажем кратковременно через пред 300 Ампер пропустить 500А то он не сгорит. Просто не успеет. Таким образом, предохранитель обладает целым рядом параметров, помимо номинального тока.
Хозяйкам на заметку:
Ток, который указывается на предохранителе это не ток, при котором он сгорит, а максимальный ток, при котором предохранитель будет работать.
Гореть пред начнет при превышении значения силы тока на 10% от номинального значения (если не ошибаюсь).
Теперь, давайте рассмотрим работу провода и предохранителя в комплексе. В чем основная суть? Почему горит пред, а не провод? Да просто потому, что в обычных условиях сопротивление и провода и предохранителя пренебрежимо малы. Но как только мы возьмем и закоротим цепь провода и преда на аккумулятор, то они оба превратятся в потребителей, а баланс потребления будет зависеть от сопротивлений провода и преда и чем больше номинал предохранителя (чем толще будет его жилка) тем ниже будет его сопротивление и тем больше энергии пойдет на нагрев провода.
В нашем эксперименте с глухим КЗ этой цепи, ток будет так велик, что сгорит любой предохранитель, номинал которого меньше тока, который определит суммарное сопротивление преда и провода. Просто потому, что площадь излучающей тепло поверхности жилки предохранителя кратно ниже, чем у провода. Пред тупо быстрее расплавится, в то время, как провод не успеет нагреться до необратимых последствий и все будет нормально.
Давайте теперь поразмышляем, в каких случаях в реальной аудиосистеме реального авто может возникнуть такая внештатная ситуация, при которой наглухо закоротит силовой провод? Да только в случае серьезного ДТП, в результате которого металл деформировался и зажал жилы провода настолько, чтобы сопротивление данного контакта оказалось достаточно низким, чтобы пропустить ток более 300Ампер. В этом случае, безусловно, предохранитель сработает и убережет авто от пожара…
Но что произойдет в других ситуациях? Берем тот же КЗ, но не глухой вследствие ДТП, а скажем от банального перетира провода, или в случае ДТП но не с глухим зажатием. Допустим у нас провод 2Ga с допустимым нагревом до 75 градусов при токе 150а. Пятно короткого замыкания имеет сопротивление, позволяющее пропускать через цепь ток только 250-300а. Пятно это греется и горит. Вместе с ним очень быстро разогревается и провод, терпящий значительную перегрузку и умножая шансы пожара. А что делает предохранитель? Он просто работает! Ибо ему плевать нагружен ли он усилителями или горящей машиной. В этом случае, данный предохранитель никак не поможет системе в этой внештатной и достаточно распространенной ситуации.
Аналогичная история произойдет, если кабель выбран не верно и система будет потреблять порядка 250-300ампер. Ситуация будет полностью аналогична предыдущей. С теми же последствиями.
Да в случае правильного подбора предохранителя подобная ситуация также может произойти и разница будет лишь в том, что провод не будет гореть и достаточно будет ликвидировать саму причину КЗ.
Разумеется, провода марки КГ далеко не эталон, да и вообще не самый лучший выбор. На рынке существует много моделей проводов термоустойчивой изоляцией. Это несомненный плюс и запас прочности в изоляции это очень хорошо.только вот на что производитель не может повлиять, так это на нагрев меди. И медь таких проводов при прочих равных условиях, нагреется точно также, как и медь в дешевом КГ и тот факт, что в машине под полом провод греется под сотню градусов от 300Амперного тока будет тревожить куда сильнее, чем будет успокаивать заявка о термостойкости изоляции. Да, кабель может быть устойчивым, но даже не расплавившись, он будет греть все, что его окружает, а в машине и без него масса легковоспламеняющихся веществ. И проблема не только в этом.
До сих пор, мы не брали во внимание совокупность всех соединений, клемм, терминалов в силовой цепи на пути от клемм источников питания, до клемм нагрузки. Вся эта фурнитура, ежели имеет приемные терминалы для сечений 2Ga то и рассчитана обеспечивать пятно контакта сопротивлением достаточно малым чтобы без нагрева переваривать токи допустимые для данного калибра. Если перегружать кабель по току, то вместе с ним перегружаться будет и все остальное, перегреваясь ухудшая контакт, от этого еще больше перегреваясь и еще более ухудшая контакт. А если еще и допущен где-то косяк монтажа, то полыхнуть в этом месте шансы у цепи резко возрастут.
Так как же выбрать то пред на силовой провод? Многие бездумно оперируют значениями из таблиц, не вникая в то, что в таблицах указаны МАКСИМАЛЬНО допустимые значения номиналов предохранителя для данного сечения. При этом ставить максимум вовсе не обязательно. Я уже рассказывал когда-то в бортовике о том, как можно примерно прикинуть суммарное потребление тока вашей аудиосистемой. И если система, скажем питается от провода 2Ga и при этом долговременно не потребялет более 100А тока, то нет никакого смысла ставить предохранитель 150Ампер. Вполне будет достаточно 100А. Мы выше уже говорили о том, что предохранители обладают инерцией срабатывания и в случае внештатной ситуации предохранитель 100А сгорит гораздо быстрее, чем 150. И этот нюанс лишним не бывает.
Многие боятся потерь на предохранителе мотивируя бОльшим сопротивлением преда с меньшим номиналом. Да, все это верно, но если сделать расчет, а еще лучше замер этих потерь, то в грамотно спроектированной и собранной системе цифры окажутся настолько малыми, что ими вполне можно будет пренебречь. Тем более, если мы говорим о безопасности системы.
Если резюмировать вышеизложенное, то сечение провода стоит подбирать только по таблицам выбора сечений проводов относительно расчетного суммарного потребления вашей аудиосистемы, относительно этого же потребления нужно выбирать и предохранитель. И только так.
Да, кто-то скажет мол все это паранойя и если так думать, то можно насочинять кучу ситуаций. Да, все верно. Но если так думать, то тогда зачем ставить предохранители вовсе? Пристегиваться.покупать авто с подушками безопасности и т.д.
Важно понимать, что все эти цифры и прочее, взяты вовсе не с потолка а из правил, регламентов и допусков. А все эти вещи написаны кровью тех, кто забивал на это дело, изобретал свою физику и руководствовался своими соображениями, домыслами и заблуждениями.
Разумеется, каждый выбирает сам, что ему делать и как, какие ставить преды и ставить ли вообще, но лично я предпочитаю при постройке аудиосистем в вопросах безопасности строго руководствоваться правилами, допусками и рекомендациями, а также придерживаться принципа некоторой избыточности. Всегда остается человеческий фактор и лично по моему мнению, силовая цепь аудиосистемы в авто должна быть надежнее защищена, чем штатная бортсеть.
Еще на тему вопроса очень рекомендую потратить чуть свободного времени и внимательно посмотреть видео на эту тему от Школы автозвука. а мой взгляд процент полезной инфы в единицу времени этого видео просто зашкаливает! Рекомендую)
Всем отличного питания и безаварийной работы аудиосистем! )))