Что означают цифры на гребном винте
Расшифровка маркировки гребного винта.
В последние годы все большая часть россиян выбирает активные способы проведения отдыха. Традиционными формами активного отдыха в России традиционно считаются охота и рыбалка. Существуют еще и экстремальные способы отдохнуть на природе такие, как сплав по рекам, а также альпинизм.
Но большинство городских жителей все-таки тяготеют к рыбалке. Маститые и опытные рыбаки никогда даже в мыслях не пытаются сравнивать рыбалку и с берега и рыбалку с помощью лодки. Стабильное увеличение доходов значительной части россиян в последнее время привело к тому, что стали, стремительно расти продажи малых плавсредств, моторных лодок и малоразмерных яхт.
Открытие и внедрение в массовое производство новых композитных материалов в 60-70 годах прошлого столетия привело к тому, что стоимость яхт снизилась в 2,5-3 раза. За последние 30-40 лет такие малые суда стали по карману значительному количеству европейцев и россиян с доходами выше среднего.
Сегодня даже застройщики при проектировании загородных коттеджных поселков, расположенных вблизи рек или озер, стремятся в инфраструктуру включить постройку лодочных причалов и стоянок.
Стоимость моторов Хонды в среднем на 10-15% меньше стоимости своих основных конкурентов на российском рынке за исключением китайских лодочных моторов. Оборудование марки Хонда с момента основания компании отличали высокие показатели КПД и недорогое техническое обслуживание.
Чаще всего в подвесных моторах для лодок и яхт выходит из строя гребной винт. Основной причиной для этого являются повреждения механического характера его лопастей. Это могут, главным образом, камни и крупные бревна.
Ремонтировать гребной винт бессмысленно, так как даже восстановленный винт значительно снизит динамические показатели мотора.
Если у вас обыкновенная надувная лодка, то для эксплуатации на речной или озерной рыбалке достаточно будет двигателя мощностью от 2 до 5 лошадок. Компания Хонда маркирует в технической документации такие агрегаты BF2 и BF5, где цифры, стоящие после латинских букв обозначают мощность мотора.
Если гребной винт такого двигателя пришел в негодность, то покупая новый технологический узел для мотора следует знать, что гребные винты для таких силовых агрегатов маркируются обычно следующим образом: 9 1/4х8 (3-х ал. R).
В этой записи, больше напоминающей алгебраическую формулу, зашифрованы основные технические и конструкционные характеристики гребного винта.
Цифра 9 ¼ означает величину диаметра винта, измеряемую в дюймах, английской меры длины, равной 2,5 см в дюйме.
Цифра 8 обозначает длину шага, расстояния между лопастями. Опять же в дюймах.
Далее по строке аббревиатура «3-х» указывает на количество лопастей в конструкции винта. Основные модификации гребных винтов в своей конструкции имеют 3 или 4 лопасти. 4 лопастной винт мощнее, и как следствие, на 20% в среднем дороже 3 лопастного гребного винта.
Далее в маркировке гребных винтов для моторов покупателю следует обратить внимание на сокращение «ал», означающего, что лопасти винта изготовлены из алюминия. Такой винт в среднем на 10% легче своего стального собрата.
Если лопасти изготовлены из стали, то производитель в маркировке указывает сокращенной надписью «ст». На изготовление лопастей идет нержавеющая сталь.
Латинские буквы R или L расскажут потенциальному покупателю о направлении вращения лопастей. R-правое вращение, L-левое.
Точно такой же алгоритм расшифровки маркирования гребного винта применяют и для винтов, которыми комплектуются двигатели большей мощности, 8 и 10 л.с.
Иногда маркировка винта представляется в таком виде: 3х13.25х17R.
Расшифровывается все по аналогии: 3 лопасти, 13.25 дюйма диаметр, 17 дюймов шаг, правое вращение.
То есть в маркировке главное выделить две основные цифры: диаметр и шаг винта. Затем найти число лопастей, направление вращения и материал винта.
Вот еще один пример маркировки винта Power-Tech
OFX4R17P-CLY200, где
Выбор гребного винта
Мы постараемся получить сегодня исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы:
Для чего нужно подбирать гребной винт?
Разновидности гребных винтов
Маркировка винтов
Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.
Обычно выглядит следующим образом:
11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.
Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.
Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:
Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:
Расчет гребного винта
Для точного расчета необходимо знать:
Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.
Для этого нам понадобятся следующие данные:
Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:
H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.
В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.
Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.
Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.
Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.
Выбор оптимального винта
Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.
Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.
В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.
Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.
—Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?
-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.
—Сколько лопастей лучше – 3 или 4?
-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.
Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.
—Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?
-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.
Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.
Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1″ меньше, чем алюминиевый.
—При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.
-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.
-Как продлить срок службы винта?
-Обязательно ли использовать оригинальный винт?
-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.
К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.
Как подобрать гребной винт для лодочного мотора
Выбор гребного винта – это актуальный вопрос для всех людей, использующих моторные плавательные средства. Без него невозможна полноценная и максимальная реализация возможностей двигателя, поскольку на лодках он не имеет возможности переключения передач.
Использование правильно подобранного устройства позволяет получить следующие преимущества:
Разновидности
Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:
Маркировка
На каждом гребном винте обязательно присутствует специальная маркировка, которая может быть нанесена на его лопасти или непосредственно на ступицы; все размеры указываются в дюймах.
Маркирование устройств на сегодняшний день осуществляется разными способами, наиболее распространенные примеры приведены ниже:
Делаем расчеты
На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.
Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.
Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:
Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:
(750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.
Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:
Правила выбора
Критерии выбора
Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:
Как определить подходит ли винт
Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.
Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:
Защита для гребного винта
Правила эксплуатации
Даже самые прочные и надежные гребные винты отличаются повышенной уязвимостью, это наиболее хрупкая часть лодки. Ниже приведен список правил, соблюдение которые повышает безопасность и положительно сказывается на эксплуатационном сроке устройства:
Блиц-советы
Подводя итоги, можно привести следующие советы, касающиеся гребных винтов и их использования:
Подобрать винт к лодочному мотору
Существует множество программ, формул, диаграмм для расчета параметров гребного винта. Но нужно ли, вам, знать все это? Конечно, если вы будете участвовать в гонках, или вам принципиально нужно обогнать (сделать) соседа, или вы браконьер и нужно быстро уходить от погони, то ДА.
Но мы постараемся объяснить простым, понятным языком, как это сделать проще.
Начнем с главного — работа лодочного мотора (подвесного или стационарного) во многом зависит от правильного подбора гребного винта. От этого зависит экономичность (расход топлива), скорость, быстрый выход на глиссирование, перевозка тяжелых грузов и многое другое.
Для каждой лодки или катера есть свой оптимальный винт. Но в случае использования ее или его для рыбалки, для прогулок, для буксировки воднолыжников — вам потребуется несколько винтов.
Совет от «Море лодок» — всегда имейте при себе запасной винт с комплектом крепежа к нему, т. к. на воде может случиться всякое (ни в коем разе мы вам не желаем этого), а имея запас, вы всегда можете оперативно заменить винт.
Теперь все по порядку — производители (оригинальные и неоригинальные), виды (разновидности) и материал винтов, маркировка и самое главное — подбор.
Производители (оригинальные и неоригинальные винты)
Тут формула проста «оригинальный винт = цена», т. е. цены на оригинал дороже.
Производством гребных винтов занимаются все производители моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты.
На российском рынке много производителей винтов, но самые распространенные это Solas и Michigan.
Виды (разновидности) и материал винтов
Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они (разновидности) различны:
Маркировка
Обычно наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры. Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 4232-100-18, то расшифровка пишется на упаковке. Не на все моторы винты идут в базовой комплектации. У Suzuki — на все, кроме самых мощных. У Tohatsu — на все. У Yamaha — на все, кроме самых мощных. У Mercury и Honda — до 40–50 сил на все, потом в комплектацию не входят.
11¼×15-G — такую маркировку наносит на свой винт Yamaha. Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число — шаг винта. Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например: 13×19 3RH, или 3×10–3/8×11 R, где цифра «3» — количество лопастей, RH или R — правое вращение.
Подбор
Мы постараемся объяснить это все по-простому, чтобы вы поняли.
Первый и самый простой способ подбора винта — это сравнение двух-трех-четырех винтов с разными шагами и диаметром. Поочередно устанавливая их на один и тот же двигатель (при этом мотор должен работать примерно на 5000 оборотах в минуту при полностью открытой дроссельной заслонке), определяя, какой винт будет эффективнее при большой загрузке судна, а какой обеспечит высокую скорость. Этот способ отличный, но есть одно НО, где взять столько винтов для пробы. Продавцы винтов не дадут их просто так.
Для второго способа нужно: катер (лодка), лодочный мотор с винтом, и тахометр.
Необходимо определить основные параметры винта для лодочного мотора. Ими являются диаметр самого винта и его шаг. От этих параметров, учитывая мощность двигателя, зависит максимальная скорость лодки. Расстояние в дюймах, преодолеваемое винтом за один оборот, есть шаг винта лодочного мотора, он и будет главным. После того, как вы пройдете обкатку, нужно дать полный газ и посмотреть показания тахометра. Посмотрите в инструкции к лодочному мотору (они там указаны точно), какие максимальные обороты он может развить на «полном газу», при открытой заслонке дросселя.
Обороты для ПЛМ Suzuki — max 6000–6300.
Для Tohatsu, Mercury, Yamaha, Honda — max 5000–5500.
А теперь смотрим, не докручивает или перекручивает ваш мотор.
Дальше методом подбора шага или диаметра подбираем подходящий винт.
Не докручивает — убавляем шаг винта.
Перекручивает — прибавляем шаг винта.
Шаг винта — 200 оборотов.
Диаметр 1 дюйм — 500 оборотов.
Диаметр 0,5 дюймов — 250 оборотов.
Помните: при выборе винта к ПЛМ придерживайтесь определенного правила. Винты с большим шагом используйте для быстроходных легких лодок, а с меньшим шагом — для тихоходных и тяжелых. Изменение шага винта лодочного мотора является единственным способом согласовать винт с двигателем и с лодкой.
Алюминиевые винты идеальны для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.
Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости.
Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно.
Не допускайте продолжительной работы вашего мотора на оборотах, которые превышают рекомендуемые. Это может привести к поломке лодочного мотора.
Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»
Что такое шаг винта лодочного мотора?
Важно! Если вам нужен новый гребной винт, вы можете приобрести его в нашем интернет-магазине Лодки Деда Мазая, с быстрой доставкой и консультацией по всем вопросам.
Шаг винта — что это?
Разберемся, что собой представляет такой показатель, как шаг винта. Под шагом винта стоит понимать определенное расстояние, которое способен пройти винт, совершая полноценный оборот. Измеряется этот показатель в дюймах. Винт, который имеет большой шаг, способен развивать значительную скорость, а лодки с внушительной грузоподъемностью имеет меньший шаг.
К примеру, если коленвал двигателя совершит одинаковое количество оборотов, винт лодки может пройти меньшее расстояние. Если сравнивать с автомобилем, это все равно что проехать путь на низкой передаче – скорость авто будет меньше, а тяга при этом станет выше. Среди характеристик, более важная отведена именно скорости винта. Важно, чтобы лодка удачно выходила на глиссирование, тогда мотор сможет достичь максимально возможных оборотов. То есть, в этом случае скорость лодки достигнет своего максимума.
Как определить шаг винта лодочного мотора
Внимательно посмотрите на грань лопасти, и вы заметите, что это не прямая плоскость, а выгнутая по определенному алгоритму. К примеру, если подвижно закрепить горизонтально расположенную деревянную планку на вертикальном упоре, раскрутить ее при этом поднимая с не изменяющейся скоростью вверх, то любая точка планки будет двигаться по винтовой траектории, а их множество образует винтовую поверхность. Конец планки будет двигаться при этом по поверхность цилиндра с радиусом, равным длине планки, образуя направляющую винтовой поверхности. Подобную форму и имеет каждая лопасть гребного винта.
Если сделать развертку цилиндра на бумаге, то направляющая будет выглядеть, как наклонная прямая. Таким образом, расстояние от точки А до точки В (см рис) и называется шагом винта. А угол V называется шаговым углом.
Вернемся к эксперименту с планкой. Не подлежит сомнению, что, если вращать и поднимать ее с одной и той же скоростью, то каждая точка планки будет подниматься на одну и ту же величину. Но при этом шаговый угол для двух разных точек будет разным. Чем дальше от оси вращения, тем меньше будет угол.
Чтобы замерить шаг винта самостоятельно, можно также воспользоваться цилиндриком с иголкой, листом бумаги и угольником. Установив острие на листе, нужно циркулем прочертить часть окружности с радиусом, равным 0,6 R, где R — наибольший радиус винта. Теперь необходимо в центр прочерченной дуги установить иглу цилиндрика, с каждой стороны лопасти приставляют угольники так, чтобы они пересекали начерченную дугу. Точки пересечения отмечают карандашом, одновременно замеряют, на какой высоте от поверхности листа находятся соответствующие точки на лопасти. Теперь можно убрать винт, он больше не понадобится.
Как измерить шаг винта лодочного мотора
Диаметр винта.
Вот первое определение: диаметр гребного винта — это диаметр окружности, которую проходит точка на лопасти, максимально удаленная от оси.
Чтобы узнать этот размер, нужно установить деревянный цилиндрик с диаметром, подходящим под посадочное место вала, найти центр цилиндра и установить острый наконечник (иголка от циркуля, обломок гвоздя и т. д.). Далее следует перенести винт на плотную бумагу, воткнуть в нее острие цилиндра.
После необходимо вооружиться металлическим или обычным чертежным угольником. Уперев в лист прямой угол, перенесите проекцию нескольких точек лопасти, наиболее отставленных от оси, на лист. Теперь снимите винт с бумаги и определите, какая из точек находится на самом удаленном от оси расстоянии. Для этого удобно использовать циркуль. Раствор циркуля показывает радиус винта, соответственно, чтобы найти диаметр, необходимо удвоить его значение.
Если вам необходимо замерить диаметр побывавшего в употреблении, то описанную операцию стоит провести для каждой лопасти, потому что возможен неравномерный износ или сколы по краям элементов.
Подбор гребного винта для лодочного мотора.
Для переключения передач недостаточно использовать только редуктор подвесного мотора. Если вы хотите использовать на полную мощность мотор лодки, необходимо внимательно подойти к выбору гребного винта, который позволит достигнуть:
• оптимального выхода на глиссирование;
• максимальных оборотов, которые возможны для данного типа мотора;
• максимально возможной скорости или грузоподъемности (зависит от конкретной цели).
Правильно подобранный винт, позволяет сэкономить топливо, снизить шум, создаваемый мотором, а также способствует увеличению его ресурса.
Как правильно подобрать винт.
Прежде всего, стоит определить, какая перед вами стоит задача – хотите ли вы увеличить скорость и улучшить выход в глиссер, или же вас интересует возможность большей грузоподъемности для лодки. Одновременно максимально увеличить все эти показатели за счет одного лишь винта не представляется возможным, однако вы можете выбрать такой винт, который позволит удачно сбалансировать все важные показатели. Можно подобрать один винт с оптимальными показателями или же купить несколько винтов и возить их с собой. Однако, как показывает практика, менять винты в процессе не всегда удобно. Существуют также винты, которые способны изменять свой шаг, в зависимости от требований. Но сегодня мы разберем другие варианты винтов, которые отличаются по своим показателям.
Итак, какой винт лучше приобрести – из стали или из алюминия? Давайте разбираться.
Преимущества винтов из стали.
Стальные детали отличаются лучшим КПД, если сравнивать с алюминиевыми – это связано с тем, что стальные лопасти имеют меньшую толщину, а крыльчатка имеет более сложное строение. Винты из стали менее подвержены кавитации, что непосредственным образом сказывается на их скорости – в сравнении с алюминиевыми агрегатами, они развивают большую скорость (примерно на 5-7%).
Стальной винт имеет высокий уровень прочности, поэтому он не стирается и не повреждается при контакте с песчаным дном. Винт не деформируется даже при ударе об дно, он не подвергается коррозийным процессам из-за длительного нахождения в воде.
Недостатки винтов из стали.
Основной минус – высокая стоимость. Винты из стали обойдутся вам несколько дороже, чем их алюминиевые аналоги. Также важный недостаток – при сильном ударе возможно повреждение и деформация редуктора, несмотря на то, что сам винт может остаться без повреждений.
Преимущества алюминиевых винтов.
Недостатки винтов из алюминия.
По сравнению со сталью, алюминий – более мягкий материал, который при ударе о песчаное дно деформируется, на поверхности винта появляются выщерблены, что мешает набирать скорость и существенно уменьшает КПД. В результате столкновения с небольшими препятствиями лопасти винта могут погнуться.
Принципы подбора винтов для лодок.
Шаг винта – одна из важнейших технических показателей, которая оказывает влияние на развитие скорости лодки. Шаг винта показывает расстояние, которое способен пройти винт, совершая один полный оборот, измеряется этот показатель в дюймах.
Чем большим будет шаг, тем большим будет упор, создаваемый вращающимися лопастями, а он, в свою очередь, перейдет в энергию движения лодки. Такой показатель, как шаг винта, имеет непосредственное влияние на обороты лодочного мотора. Если шаг мотора меньше, то максимальные обороты будут больше.
Очень важно подобрать винт, чтобы обеспечить максимальные обороты, хорошую скорость и удачный выход на глиссирование. При этом важно, чтобы показатели находились в том диапазоне, который предусмотрен производителем мотора. Таким образом, можно обеспечить оптимальную производительность и избежать преждевременного износа двигателя.