Что означают сложенные камни в карелии
Какими свойствами наделяют пирамиды из камней, которые встречаются в Карелии
В разных уголках Карелии можно встретить странные пирамиды из сложенных друг на друга камней. Изваяния не только окружены легендами местных жителей, но и богаты различными поверьями.
Что за пирамиды встречаются в Карелии
Карелия считается не только регионом с суровым климатом и живописными местами. В разных ее уголках можно встретить много странных и загадочных сооружений. Одними из них являются пирамиды, выложенные из камней. Странные «архитектурные сооружения» бывают разных размеров и форм.
Этнографы и археологи предполагают, что к возведению пирамид из камней причастны саамы – древний северный народ. Он отличался языческими обрядами, многие из которых были направлены на усмирение грозных и могучих явлений природы. Об этом и рассказывается на портале rsute.ru.
У пирамид из камней есть название – сейды.
Так саамы называли сооружения из валунов и обломков горной породы. Каменные пирамиды были объектом поклонения для древнего северного народа.
Как относились к каменным пирамидам древние народы Карелии
Среди саамов ходило поверье о том, что каждый сейд – это воплощение духа шамана. После того как великий нойд – шаман – уходил в мир иной, он находил воплощение в камне. Саамы верили, что если к сейду обратиться с просьбой, то заточенный в нем дух шамана поможет.
Но было одно ограничение. Общаться с сейдами разрешалось только саамам-мужчинам. Женщинам и детям было категорически запрещено приближаться к каменным пирамидам.
Сейды для саамов были вроде святыни. С ними связано много легенд и обрядов.
Так, среди представителей древнего северного народа было распространено поверье, что дух шамана, заключенный в каменной пирамиде, сможет помогать только тогда, когда находится в хорошем настроении. В противном случае поддержки и защиты от духа нойда не ждать.
Для того чтобы задобрить шаманских духов, им преподносили разные дары.
К сейдам приносили мясо животных, рога оленей, табак, рыбу, яркие ленты и лоскуты ткани, перья птиц и прочие нужные вещи.
Саамы верили, если сейд оставить без внимания и подношений, то дух шамана обидится и покинет каменную пирамиду. Тогда племя останется без покровителя и защиты.
Как выглядят пирамиды из камней в Карелии, и где их можно найти
Древние сейды располагаются в так называемых местах силы.
Саамы строили пирамиды из камней в непосредственной близости от водоемов – ручьев, озер, рек. Но встречаются сейды и в местах геологических разломов.
Располагали каменные пирамиды по-особому. Недалеко от одного сейда можно увидеть другой. Если подойти к нему, то покажется новая пирамида из камней.
Учены полагают, что при помощи сейдов саамы выстраивали маршрут, известный только им.
Первые каменные примитивные сооружения древнего северного народа датируются IV-VI веком до нашей эры.
Как саамы могли перемещать огромные каменные глыбы, ученым пока не совсем понятно. Ведь для того, чтобы сдвинуть с места многотонный валун, а тем более поставить его сверху другого, необходимы какие-то подъемные механизмы.
Древние сейды в Карелии сгруппированы в трех местах:
Кроме древних монументальных сейдов, в Карелии можно встретить и компактные композиции из камня. Сделаны они уже в современном мире.
Среди жителей Карелии бытует поверье, если складывать друг на друга камни, то получится энергетически сильный объект. Он поможет исполнить желания, но не все. Только самые заветные и искренние мечты могут воплотиться в реальность. Для этого, кладя один камень, надо загадать желание. Если пирамидка начинает рушиться, то пора остановиться.
На каждый камень современного сейда можно загадать только одно желание.
Таинственные лабиринты и сейды Северной Карелии
Суровая и прекрасная Северная Карелия таит немало загадок, оставленных нам древним народом саамов, жившим здесь с незапамятных времён, до прихода славян. Саамы были язычниками и поклонялись окружающей природе во всех её грозных и могучих проявлениях. Сегодня от этих религиозных культов остались лишь смутные легенды и загадочные сооружения из валунов и камней, именуемые сейдами, а также выложенные из каменных обломков лабиринты.
Сейды Карелии
Что такое сейды? Этим необычным словом древние саамы называли огромные камни и простейшие каменные сооружения необычной формы, служившие для них объектами поклонения. Саамы считали, что в каждом из сейдов воплощён дух одного из великих шаманов-нойдов, и после смерти любой нойд воплощается в такой же камень. «Разговаривать» с сейдами имели право только взрослые мужчины, для детей и женщин эти святыни находились под строгим запретом.
Считалось, что к сейду можно обратиться с просьбой, и заключённый внутри дух, если будет в хорошем расположении, обязательно её выполнит. Чтобы задобрить духов, необходимо было периодически приносить им подарки — мясо животных, рыбу, оленьи рога, табак, яркие лоскуты тканей, ленты и др. Если какой-то из сейдов долгое время оставался без знаков почитания, дух мог покинуть его навсегда, а саамский род — лишиться одного из защитников.
Как выглядят сейды?
Сейды встречаются на всей территории Карелии, но больше всего их сегодня осталось на архипелаге Кузова, а также на горах Кивакка и Воттоваара. Это примитивные сооружения из камней, которые внешне кажутся неустойчивыми, но на самом деле стоят в таком положении многие столетия.
Чаще всего встречаются сейды в виде:
Как правило, сейды располагаются в точках геологических разломов и всегда близко к водоёму — озеру, реке или ручью. В некоторых местах они размещены в особом порядке: подойдя к одному сейду, можно увидеть следующий, и так, переходя от одного камня к другому, пройти по определённому маршруту.
Археологи считают, что большинство сейдов были созданы примерно за 4-6 тысяч лет до нашей эры. Их искусственное происхождение не вызывает сомнений, при этом совершенно неясно, как примитивный народ, не знакомый даже с простейшими механизмами, мог поднимать валуны весом в несколько тонн, чтобы утвердить их на каменных подставках. Особенно поразительным является полное сходство карельских сейдов с памятниками древнеиндейской культуры — инаксуитами, которые были обнаружены учёными на северо-востоке США и Канады.
Каменные лабиринты
Не меньший, а порой ещё более жгучий интерес вызывают другие древние сооружения, в изобилии встречающиеся на территории Карелии — каменные или каменно-дерновые лабиринты. Так называют выложенные на грунте фигуры из небольших каменных обломков, которые представляют собой спиралеобразные дорожки, проложенные на округлой или подковообразной площадке и сходящиеся в её центре. На территории Карелии сегодня найдено около сорока лабиринтов, причём большинство из них находятся на Соловецких островах, архипелаге Кузова и близ устья реки Кереть.
До сих пор точно неизвестно, для чего древние люди выкладывали лабиринты. Учёные высказывают множество версий, от проведения погребальных обрядов до изготовления ловушек для рыбы. Кстати, большинство лабиринтов находятся неподалёку от водоёмов и своими входами указывают на места, наиболее удобные для рыболовецкого промысла. По мнению некоторых исследователей, уровень моря в древности был выше, и во время приливов лабиринты оказывались под водой. Когда же вода отступала, в дорожках лабиринта задерживались хотя бы несколько рыбин.
Существует и более мистическая версия, согласно которой лабиринт служил местом связи нашего мира с неким потусторонним миром духов или иных существ. У карелов существует легенда о «дивьих людях» — существах небольшого роста, живущих в пещерах и скальных расселинах. Эти существа обладают огромной мудростью, способны давать верные советы и предсказывать будущее. Попасть в их царство можно, если пройти через такой каменный лабиринт.
Возможно, мы никогда не узнаем, для чего на самом деле нужны были лабиринты древним жителям Карелии. Но сегодня любознательному путешественнику совсем не сложно добраться, к примеру, до Большого Соловецкого острова, чтобы полюбоваться удивительным творением древних мастеров и попытаться разгадать его загадку.
Что означают сложенные камни в карелии
Изучая культурное наследие прошлого, можно встретить упоминания о небольших пирамидах из камня. В зависимости от вкладываемого смысла и географического расположения их называют по разному. У коренных северо-европейских народов это называется сейд (северосаамский яз.: sieidi). Посещая места силы на многих континентах, можно нередко заметить на их территории сейд – скромные грудки различных камней, наложенных друг на друга. По аналогу с традицией развешивать ленточки на деревьях и столбах, создание таких «памятников» таит в себе глубокий сакральный смысл, который во многом зависит от характера каменных горок. В зависимости от значения и местонахождения на карте, обычаи многих стран используют свое определение сейда.
Сейд в разных культурах
На самой высочайшей точке земли, в горах Гималая, возводят Латза. Этот вид представляет огромные пирамидальные нагромождения камней. Возводятся такие пирамидки из крупных каменных глыб, обычно на перевалах и вершинах гор, а также в местах силы. Сооружение их посвящается тем божествам, которые охраняют эту местность. По назначению являются скорее жестом уважения, в своем обращении к высшей силе.
Пирамиды из крупных камней широко распространены не только среди местных жителей Гималайских гор, но и паломников, посещающих эти места.
Немало такого рода каменных сейдов можно повстречать на горных треках по Непалу. Считается, что такое нагромождение камней обладает в особенности мощной энергетикой. Паломники и туристы могут добавлять в общую композицию свой камушек, загадав при этом желание и обратившись с просьбой к определённому божеству. Глубоко верующие люди закладывают записки с желаниями под каждый камушек. Тем самым настойчиво выделяя список своих желаний и просьб.
Дальше на восток
На территории тюрко-монгольских народов распространены обаа (сокр.: обо). У таких композиций нет строгих форм и предназначений. Их может установить любой путник в месте, которое ему пришлось по душе, где он останавливался и выбрал место для медитации. Сооружать такие пирамидки из камней можно как вблизи святых мест, так и без привязки к ним. Такие каменные пирамидки очень популярны в индийской культуре. Аналог их существует и среди инуитов, которые составляют такие сооружения на месте захоронения своих близких – как символ замещения души, ушедшей на небеса.
В горах Тибета можно встретить Доче. Так называют пирамидки, сложенные из груды камней, которые паломники принесли с собой в святое место. Выстраиваемые композиции можно встретить на всем протяжении Тибетской гряды. Ведь практически каждое место на этой территории обладает колоссальной силой и энергетикой. Сопоставимые по произношению Чедо, так же распространены на Тибете, но имеют несколько другой посыл. Такие композиции создаются исключительно из плоских камушков, поставленных на ребро. Они не несут никакого сакрального смысла и могут быть возведены, где угодно. Основное их значение заключается в отметке места путником. Это своего рода экологическая запись со смыслом «Здесь был я». Такой сейд для путешественников, проходящих похожий путь, может значить, что он не одинок на своей дороге. Подобные символы очень помогают в тяжелые моменты и дают сил.
Иные значения пирамид из камней
Значение композиций из наложенных друг на друга камней могут быть различными в зависимости от страны. Больший смысл и посыл добавляют мифы и легенды, которые в ней существуют. К примеру, в скандинавских странах и Исландии каменные пирамидки возводят при путешествии по горам, чтобы оградить себя от злых чар троллей. Также здесь считают, что насыпь из сколов камушков – своеобразная примета на удачу в пути.
На побережье Канады издавна столбики из камней возводились как аналог прибрежного маяка для рыбацких лодок.
В древней культуре Японии были распространены несколько другие сейды. Сооружения из плоских камней на неровной поверхности возводили самураи как свидетельство неукротимого духа и выносливости. Такое занятие способствовало обострению чувства балансировки и при этом служило подобием медитации. Воин выделял для себя высшую цель и настраивал свою энергетику в соответствии с поставленной задачей.
Сейд современного человека
Сегодня свой сейд может возвести любой ведающий человек. Некоторые композиции возводятся в самых различных местах. В качестве проводника спича, в построении используются любые камушки, найденные в окрестностях. Между камней закладывается записка с позывом. Своеобразная форма общения в некоторых случаях приобретает комичный характер.
Многие настолько глубоко верят в свой сейд, что вкладывают записочки под каждый камушек в груде. Чтобы уж наверняка, а то мало ли перебой со связью. «Ошибка отправки», «Повторите свой запрос позже» — все мы знаем, как это происходит. Похожий смысл можно наблюдать в ранее упомянутом монументе — Латза. Но в отличии от последней, персональный сейд на желание не обязательно возводить исполинского размера. Для изъявления своей воли или просьбы достаточно собственного смысла и ближайших камней.
Существует похожая традиция создания пирамидок из камней и среди альпинистов, хотя в этом случае у неё более практический, чем эзотерический смысл. Сооружения такие в альпинизме именуются турами. Ими обозначают важные (нередко – наиболее сложные) точки на маршруте, чтобы помочь сориентироваться коллегам или же спасателям. Нередко внутри таких пирамидок из камней заложена записка с информацией о том, кто, когда и при какой погоде проходил по маршруту.
Создавайте свой сейд и берегитесь чар злых троллей!
Тайна карельских следовиков
На территории Европы встречается достаточно много так называемых следовиков – камней с отпечатками рук или ног. Эти следы на камне молва приписывает святым или божествам. Они различны и по размерам, и по связанным с ними этнографическим свидетельствам, и даже по характеру самих изображений.
Камни российского Севера
– Алексей, почему для своих исследований вы выбрали именно Карелию?
– Дело в том, что Карелию, которая расположена на северо-западе России, можно назвать полноценным мегалитическим регионом, поскольку культ камней на этих территориях в глубокой древности не только имел свои специфические черты, но и всегда являлся важной частью культурного ландшафта в целом. Он нес отпечатки живой традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины тысячелетий.
– Официальная наука подтверждает необычные свойства этих валунов?
– Современное отношение официальной науки к священным камням звучит как приговор: «При современном состоянии источников научной базы значительная часть так называемых «священных” валунов должна быть изъята из научного оборота в силу непроверяемости сведений о них и неосуществимости комплексного изучения объектов».
Много священных камней уже погибло: их разбили, зарыли, утопили. Гибнут они и сегодня. Энтузиасты спасают их, как живых существ, создавая сады и музеи камней. Но вырванный со своего места священный камень теряет свою «святость», свое окружение, свои легенды…
Учение древних народов
– Откуда пошел культ камней?
– Во II веке нашей эры древнеримский философ-энциклопедист Цельс писал: «Существует исконное древнее учение, которым занимались древнейшие народы, государства и мудрые люди – египтяне, ассирийцы, гиперборейцы, кельтские друиды и геты…» Очень немногое из этого «исконного учения» сохранилось до наших дней. Одна из самых больших загадок такого рода реликтов – мегалитические сооружения, выполнявшие некогда религиозные, астрономические и магические функции и служившие, как показывают современные исследования, для работы с могучими и совершенно реальными скрытыми силами природы.
– О каких мегалитах идет речь?
– Наибольшее распространение имеют, несомненно, почитаемые камни с изображениями, получившие в России название «следовики». Изображения варьируются в широком диапазоне: от явно рукотворных, с четкой проработкой контуров, до маловыразительных, практически наверняка являющихся игрой природы. Но их общей чертой всегда остается то, что в народном восприятии данные изображения являются именно следами – «божьими», «бесовыми», «чертовыми», следами Богородицы, различных святых и т.д. – даже в тех случаях, когда само изображение лишь отдаленно напоминает по форме след.
Индоевропейский след
– С кем же чаще всего у людей ассоциируется камень-следовик: с бесами или святыми?
– Камни-следовики очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от обычных до огромных), и их природа (известны, помимо человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на одном камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется и предположительно определяемый возраст следов. Тогда как существует немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции высекания следов на камне, само появление этой традиции следует, вероятно, отнести к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к такой датировке приводит исследователей известная связь камней-следовиков с археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы.
Сегодня никто не может точно сказать, какое назначение имели подобные камни, тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не было. Хотя целый ряд серьезных исследователей связывает их появление с древнейшими арийскими верованиями, в частности, с легендой о трех шагах Вишну, символизирующих движение Солнца от восхода до заката через точку в зените. Камни-следовики – немые свидетели древнейшего продвижения с севера на юг архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и культов.
Свидетели древних знаний
– В чем суть этих культов?
– На протяжении веков многим из этих памятников сопутствовали предания, повествующие о происхождении камней или знаков на них, а также обрядовая практика – молебны; культовым камням приписывались чудодейственные целебные свойства. Большинство таких камней-следовиков лежат около троп или дорог. В стародавние времена, когда на земле жили великие маги и чародеи, люди не только понимали язык зверей и растений, но и при помощи магии могли изменять структуру камня, делая его мягким, словно сырая глина. Такова легенда, до сих пор бытующая в Карелии. Местное население бережно хранит легендарные страницы прошлых эпох. К науке, конечно, это не имеет отношения, но, как говорят старики, имеет отношение к жизни. Существует много свидетельств и целебных свойств следовиков. По словам местных жителей, жидкость, скапливающаяся в углублениях, многих вылечила от различных кожных заболеваний. Сельское население Карелии свято верит в волшебную силу загадочных камней.
Тени прошлого на скалах Белого моря
– Какие следовики в Карелии наиболее известны?
– У нас только официально «зарегистрированных» камней-следовиков достаточно много, но самыми известными могут, пожалуй, считаться знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около трех сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III – началом II тысячелетия до нашей эры. Это так называемые «Бесовы следки». По большей части это рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи, рыбы). На фоне этого разнообразия особенно интересна цепочка следов, ведущая к изображению крупной человекоподобной фигуры, предположительно являющейся символом некоего божества.
На рисунке изображен человек, стоящий на одной ноге, с поднятой левой рукой и одним закрытым глазом. Эта специфическая поза, несмотря на то, что она хорошо известна в истории европейского шаманизма, среди советских и российских исследователей не получила серьезного осмысления. Так, например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой Луга» или «позой Кухулина». Символическая «одноногость» человека (шамана, мага), стоящего в этой позе, прямо связана с архаическими культами богов смерти и магии (сравните одноглазого Одина в скандинавской традиции, одноногую Бабу-ягу – в славянской, одноногих стражей иного мира в валлийском эпосе и т.д.).
В древности считалось, что маг, принимающий «позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом и ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а закрытым – иной мир (мир духов).
Таким образом, данное изображение, на мой взгляд, является именно изображением шамана (мага) в сакральной позе и прямо связано с традиционным северорусским шаманизмом.
Образ является ключом к сакральным тайнам Белого моря, к далекому гиперборейскому прошлому современного российского Северо-Запада. Поэтому и выбитая на скалах цепочка следов, с заложенным в них глубоким магическим смыслом, выполняет свою вполне конкретную роль, не понятую учеными, но прекрасно осознаваемую коренными жителями этих мест: дольмены, сейды, каменные лабиринты, камни-следовики – все это «входы» в невидимый мир таинственных сил, которым поклонялись древние…
Мистическая Карелия. Карельские сейды и лабиринты
Северная Карелия – край с первозданной природой и богатой историей, окутанной множеством легенд. Круглый год сюда стремятся туристы, которые ценят красивейшие места, неизбитые маршруты и отдых, захватывающий дух от впечатлений и незабываемых эмоций. Одно из самых загадочных явлений, которые можно увидеть в Карелии, – это сейды и каменные лабиринты.
Ученые до сих пор спорят об их истинном происхождении и предназначении, но от этого каменные конструкции не становятся менее привлекательными для любителей древней истории и необычных тайн (часто граничащих с мистикой).
Карельские сейды
У слова «сейд» есть два значения: во-первых, так называется священное место у некоторых северо-европейских народностей, а во-вторых, это уникальное сооружение из камней, сложенных особым образом друг на друга. Нередко такие конструкции располагаются определенным образом, например, по кругу или так, что каждый последующий сейд можно заметить только после подхода к предыдущему.
В Карелии древние сейды сохранились в Кемском районе на островах архипелага Кузова, в Лоухском районе на горе Кивакка, которая находится на территории национального парка «Паанаярви», а также в Муезерском районе на горе Воттоваара. По одной из версий об их происхождении, считается, что саамы, проживающие в Карелии до прихода славян, пользовались этими каменными конструкциями для поклонения духам. Язычники верили, что каждый сейд – это посмертное материальное воплощение шаманов-ньодов. Общаться с духами просветленных предков и приносить им жертвы в виде убитых животных, целебных трав и табака, пестрых лент и лоскутов ткани имели право только мужчины. В случае, когда сейд долгое время оставался без внимания, в саамском племени обязательно случалось горе. Другая легенда о предназначении сейдов гласит, что они использовались саамами для проведения языческих ритуалов.
Ученые установили, что сооружения из камней в виде башен и пирамид были созданы 4-6 тыс. лет до н.э. Все они расположены в местах геологических разломов возле водоемов. Их искусственное происхождение не вызывает сомнений, но до сих пор остается загадкой, каким именно образом древним людям удалось без специальных знаний и приспособлений сложить друг на друга огромные валуны. Еще больше вопросов возникает, если учесть, что карельские сейды идентичны с инаксуитами – древними памятниками культуры индейских этносов, проживающих на северо-востоке Северной Америки.
Многовековые каменные сооружения карельских саамов могут иметь следующие формы:
Каменные лабиринты
Выложенные в форме лабиринта камни вызывают у туристов не менее живой интерес, чем сейды. Эти каменные сооружения можно встретить на Соловецких островах, на архипелаге Кузова и на территории устья р. Кереть. Всего в Карелиии насчитывается более сорока таких спиралеобразных дорожек.
О происхождении и предназначении каменных и каменно-дерновых лабиринтов так же, как и о сейдах, ходит немало легенд. В одной из них утверждается, что сферическая каменная дорожка – это портал в мир «дивьих людей», живущих под землей карельских островов и охраняющих эти края от чужаков. В другой говорится, что лабиринты служили язычникам ритуальным местом. Третья, наиболее прагматичная, гласит, что подобные конструкции сооружались древними людьми для ловли рыбы: во время приливов рыба заплывала на территорию лабиринта, а при отливе оставалась между каменных «стен».
Приехав в Карелию, стоит обязательно выделить время, чтобы увидеть сейды, лабиринты и попытаться разгадать все их тайны. Туристы, которые уже побывали в этих загадочных местах, отмечают, что посещение данных артефактов вызывает живой интерес к местным мифам, преданиям и фольклору, а также доставляет массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии