Что означают слова сократа я знаю что ничего не знаю прокомментируйте
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
— Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Представим человеческое знание островком в необъятном океане Знания. Чем больше человек знает, тем больше его островок. Чем больше его островок, тем он прочнее, соответственно и человек, владеющий им, чувствует себя более уверенно в жизни. Как мы можем представить сферу незнания? В этой иллюстрации — это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И по мере увеличения суши увеличивается и длина этой береговой линии. Новые знания рождают новые вопросы. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания.
Фраза, сказанная Сократом, имеет ещё и тот смысл, что знание не бывает совершенным. Чем больше знаний мы получаем, чем дальше развивается наука, тем чаще нам приходится пересматривать свои прежние взгляды
Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
— Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.
Слово «не знаю» пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.
Однажды ученик спросил Сократа:
— Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
Кстати, как правильно пишется, слово «не знаю»
Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием: Я не знаю, что предпринять в этой ситуации. Я (что делаю?) не знаю.
Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».
Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
1 лицо я знаю — мы знаем
2 лицо ты знаешь — вы знаете
3 лицо он знает — они знают.
Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением: Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи. Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя. И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?
«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания: Я не знаю, в чем суть этой проблемы. Я не решил задачу. Мы не пойдем на стадион.
Правописание слова «не знаю»
Brain opening concept.Creative brain abstract vector logo design template. Corporate business industrial creative logotype symbol.Vector illustration
Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.
В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:
С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно.
Понаблюдаем:
— не открою тайну;
— не желаем смириться;
— не хочу уезжать;
— не спешу никуда.
Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».
Примеры
— Не знаю, кто побывал здесь с утра.
— Не знаю, как можно выручить вас.
— Я не знаю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.
Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.
1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.
Перечислим их: невзлюбить соседа; нездоровиться с утра; негодовать; неистовствовать от восторга; ненавидеть ложь; искренне недоумевать; ему неймется и пр.
Я знаю, что ничего не знаю
Смысл
Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своём незнании, я знаю больше, чем все остальные, утверждал онСветлана Пешкова. Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.
Аналогичные идеи можно проследить в трудах других мыслителей.
« Пребывать в неведении относительно собственной невежественности — такова болезнь невежд
Олкотт »
« Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев
Джордано Бруно »
« Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения
физик Р. Милликен »
« Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идёт в гору, перед ним всё раздвигается горизонт, но и всё протяжённей становятся земли, лежащие за горизонтом
Д. Данин »
« Ничего не найдено, — опять говорил себе Пьер, — ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости
Л. Толстой («Война и мир») »
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Принцип познавательной скромности
«Я знаю, что я ничего не знаю».
Говорят, эти слова сказал Сократ, а записал Платон, его ученик. Сократ же ничего не записывал – он только изрекал. Хорошо, что Платон сподобился записать. Теперь мы знаем многие умные вещи, изречённые Сократом, в том числе и о том, что мы «ничего не знаем».
Некоторые исследователи приписывают это утверждение Демокриту. Не будем углубляться в существующие разночтения, а исследуем само изречение. Неважно, кто сказал, а молодец тот, кто записал.
Нашлись источники, где оно цитируется в немного изменённой форме: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Или: «Тот, кто знает, что он ничего не знает, знает больше того, кто не знает, что он ничего не знает». Здесь уже звучит попытка составить математическое, переходящее в социальное, неравенство, а также прeтензия на Nobel prix.
Есть ещё один деликатный вариант изречения: «Наше скромное знание о нашем незнании несколько лучше вашего гордого знания о вашем всезнании». Такой фразой можно ответить на нескромное заявление: «Я всё знаю».
На это: «Я всё знаю» лучше всего подойдёт мудрое: «Всё знает только Бог», но некоторые обижаются, когда им напоминают о том, что они не умнее Бога. Утверждать обратное они не могут, но почему-то их оскорбляет сравнение их способностей с Божьей мудростью.
На первый взгляд в утверждении: «Я знаю, что я ничего не знаю» присутствует логическое противоречие: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он ничего не знает. Фактически же здесь имеется попытка сформулировать «принцип познавательной скромности».
С точки зрения математической логики этот принцип можно наглядно представить следующим образом: всё наше познание это внутренний объём шара, а незнание (наше!) – внешний объём всего пространства, прилегающее к шару. Каким бы большим ни был шар, всё равно его объём остаётся неизмеримо малым по сравнению с бесконечным внешним пространством. Ну, как-то так.
Есть повод задуматься тем, кто надувается от важности подобно шару, переполненный всезнанием. Информация к размышлению.
Ещё пример: Божье Знание – это океан, а наше знание – капля в океане. Даже если некий разумник положит всю жизнь на приобретение знаний и наберётся у него в голове ведро океанской воды, то гордиться он сможет только перед среднестатистическим человеком, у которого в голове капля воды. А что такое ведро воды в сравнении с океаном?
На сегодняшний день эмпирическим (опытным-АдФ) путём выведен следующий принцип, называемый по-научному «эффектом Даннинга-Крюгера», где объясняется, почему «глубокая осведомлённость в предмете уменьшает уверенность компетентных лиц в своих силах (или-в своей компетентности-АдФ)».
Если исследуемый нами «принцип познавательной скромности» изложить на общедоступном русском языке, то получим несколько мудрых изречений из народного фольклора, что свидетельствует о хорошем знании древнегреческой философии в народной среде:
а) Меньше знаешь – крепче спишь.
б) Не забивай себе голову всякой ерундой.
в) Во многом познании много печали (библ.).
г) Не делай умный вид – тебе это не идёт.
д) Не лезь туда, куда тебя не просят.
е) Болтун – находка для шпиона! (совет.).
ж) Не болтай! (совет.).
з) Фильтруй базар! (соврем.).
и) Незнание закона не освобождает от наказания за нарушение закона (юридич.).
к) Незнание признаков какой-то болезни не спасает от заболевания этой болезнью (медиц.).
А если вспомнить ещё короткое и зловещее: «Он слишком много знал» о тех, кто загадочно ушёл из жизни или пропал без вести, то «принцип познавательной скромности» становится для нас просто жизненной необходимостью.
Кто знает, тот понимает. Кто не знает, тот молчит.
Эссе: Каков смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя»?
Тема: Каков смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя»?
Тип: Эссе | Размер: 5.50K | Скачано: 133 | Добавлен 06.10.16 в 14:17 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе
Вуз: Уральский федеральный университет
Год и город: Екатеринбург 2016
Для того чтобы понять смысл изречений Сократа «Я знаю, что ничего знаю» и «Познай самого себя», необходимо определить, что такое знание. Когда мы познаём предмет, объект или явление, первое, что нужно сделать – это дать ему определение, т.е. ответить на вопрос «Что это такое?». Таким образом, мы получаем понятие, т.е. первое знание о предмете. Сократ первым возвёл знание на уровень понятия. Без понятия не будет и знания.
В беседах с Сократом, люди обычно не могли дать определения основных понятий, о которых они говорили: благо, любовь, честь, знание, истина, справедливость и т.п. Поэтому Сократ говорил, что многие люди полагают, будто они что-то знают, но оказывается, что они не знают ничего, потому что оперируют мнениями, будучи уверенными в том, что это знания. Но их знания – это лишь множество разрозненных мнений, которые не ведут к полному пониманию.
На самом деле Сократ, согласно платоновской Апологии, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, чтобы вызвать сомнение в истинности их мнений. Для того чтобы постичь подлинное знание, нужно не просто описать и констатировать факты, необходимо обосновать «мнение», т.е. выяснить его смысл и значение. Для этого Сократ использовал иронию и индуктивный метод, при помощи которого от понятий можно прийти к общему и единому знанию.
Сократ считал, что знание и добро не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Так как знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Дельфийскую надпись «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к познанию вообще, а также к моральному самосовершенствованию.
Задача самопознания состоит в том, чтобы преодолеть субъективный уровень сознания, который основан на чувствах и дает нам часто поверхностные мнения, и прийти к объективному уровню, который содержит истину, общезначимые знания и позволяет человеку быть нравственным существом. Нравственный поступок совершается только тогда, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению.
Таким образом, человек, по мнению Сократа, должен быть в постоянном поиске истины, стремиться познать себя и мир, а также совершенствовать свою душу и воспитать в себе добродетельного человека и гражданина.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
«Я знаю только то, что я ничего не знаю»
Изречение, приписываемое древнегреческому философу Сократу (469—399 до н.э.). В некоторых цитатах встречается в чуть изменённой форме — «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» или «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Некоторые источники, ссылаясь на неверную цитату в сборнике Дильса, ошибочно приписывают фразу Демокриту (ок. 460 — 370 гг. до н.э.).
О чем говорил Сократ
Традиционно считается что данные слова Сократа приведены в труде Платона (427—347 до н.э.) «Апология Сократа», однако, платоновский Сократ произносит похожие слова но довольно сильно отличающиеся по смыслу.
В «Апологии Сократа», когда оракул храма Аполлона в Дельфах назвал Сократа мудрейшим из эллинов (греков), тот удивился, т. к. считал, что ничего не знает. Но затем, начав беседовать с людьми, уверявшими, что они знают многое, и задавать им самые важные и, на первый взгляд, простые вопросы (что такое добродетель, красота), он понял, что, в отличие от других, если не знает, то и не думает что знает:
В другом фрагменте:
Впервые слова «знаю что ничего не знаю» вкладывает в уста Сократа и Цицерон. В его «Учение академиков» похожие взгляды разделяют многие философы, но первоисточником фразы назван именно Сократ:
Приписывается Демокриту
Источники утверждающие, что фразу «знаю что ничего не знаю» произнес Демокрит ссылаются на «Фрагменты досократиков» немецкого филолога Германа Дильса (фрагмент 304), в которых указанно авторство Демокрита со ссылкой на «Греко Ватиканский кодекс», в свою очередь ссылающийся на авторство Сократа в том же «Учении академиков».
Наиболее близкая фраза Демокрита упомянутая в «Академике»:
Фрагмент 304 Дильса
Сборник «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») был опубликован в 1903 году и включал более 400 древних философов вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний. Основным источником стали работы Псевдо-Плутарха. Тексты распределялись по литерам A — свидетельства о жизни философа и его доктрине, B — точные слова цитируемого, C — работы, которые используют данного автора как модель для подражания. При жизни Дильса вышло 4 издания, а после его смерти, начиная с 5—го издания, вышедшего в 1934—1937 гг. редактирование «Фрагментов» взял на себя его ученик Вальтер Кранц.
Фрагмент B 304 присутствует во втором томе сборника Дильса «Die Fragmente Der Vorsokratiker: Band 2». Дильс ссылается на «Греко Ватиканский кодекс» с указанием авторства Демокрита:
При этом «Gnomologium Vaticanum e Codice Vaticano Graeco 743» в свою очередь ссылается на «Cod. Vat. Gr» 1144 f. 217 (пункт 267 стр. 232), где указано авторство Сократа со ссылкой на «Учение академиков» Цицерона. Книга II. Лукул (CICERO, Academica. prior II, глава XXXIX—123, глава XII—44):
«Учение академиков». Книга II. Лукул. XXXIX, 123: