Что означают слова штурмана в ралли
DiRT Rally. Легенда штурмана. Объяснение
Мы собрали информацию, использую системы, общепринятые в реальном мире. 9-1 или 6-1, где, чем выше номер, тем резче поворот, но мы поняли, что игрокам Colin McRae Rally и DiRT нужно приспосабливаться заново.
Соединение поворотов словами «Into» (в), и «And» (и) означает, что между этими поворотами мало места и один переходит в другой. Еще мы используем числа типа 100 метров и добавочные числа, когда мы проходим отметку в 100 метров.
Помимо аудио озвучивания мы еще внедрили систему иконок, которые как раз таки позволяют визуально представить повороты. Иконки дают не так много информации, как аудио озвучивание, но они дают представление о стиле поворота, изгибы и провалы впереди идущей дороги.
Часто люди думают, что система 1-6 говорит о номере передачи, на которой тот или иной поворот проходится, но это не совсем так. Иногда нужно будет пройти по узкому Правый Один в быстрый Левый Шесть. После медленного поворота вы не сможете сразу оказаться на 6 передаче, и даже если сделаете это, это ведь будет неэффективно. Ведь так?
По ссылке на источник можно дочитать статью.
Задание штурмана, как участника ралли
Штурман – это ответственное звено экипажа, в обязанности которого входит следить за курсом передвижения, производить анализ и запись стенограмм, следить за работой навигационных устройств. В случае необходимости штурман может выполнить обязанности пилота.
Главная задача штурмана — следовать дорожной книги проведения гонки, записывать стенограммы и максимально быстро и безопасно провести пилота по незнакомой местности к финишу. Стенограмма – это вид шифрованных, условных обозначений супер — специальных участков трассы (детальное описание скоростных участков, и факторов влияющих на скорость автомобиля).
Супер – специальный участок трассы, отрезок трассы, цель которой максимальное привлечение внимания зрителей.
Дорожная книга – это детальное описание трассы гонки, которое включает в себя планы сервисных парков, места старта и финиша ралли, маршрутные листы, схему карты гонки и скоростных участков.
Стенограмма штурмана, имеет вид сокращений. Так, например, трамплин – обозначается заглавной буквой «Т», левый поворот «Лв», правый «Пр», и т.д. Штурман также обязан записать степень крутизны того или иного поворота ( от 1 до 6). Но стоит отметить, что это обобщённые правила ведения стенограмм, каждый экипаж вправе разработать и использовать свою систему шифрования.
Ещё одной важной задачей штурмана является контроль за временем прохождения отрезка трассы. Если экипаж автомобиля не улаживается в отведённое время на прохождение участка, то ему назначается пеня, которая выражается либо в денежном эквиваленте, либо во временном.
Ну и, конечно же, при возникновении определённых трудностей, связанных с прохождением трассы (занос, переворот, пробитые колёса или другие технические неисправности автомобиля), штурман и пилот, как единый механизм, преодолевают их.
И самое главное, ралли – это вид спорта для отважных людей, а штурман и пилот – это одно целое, которое отвечает за итоговый результат.
Что означают слова штурмана в ралли
Вступая в мир с названием “ралли” помните, что пренебрежение отбором и подготовкой штурманов рано или поздно скажется на ваших результатах, не позволит достичь желаемого успеха и, главное, ставит вас в положение заложников у самих себя…
Несколько общих принципов
Прежде, чем начать составлять и пользоваться стенограммами примите во внимание несколько правил.
1. Прежде чем писать стенограмму надо подготовить для этого тетрадь. Лучше, если листы в ней будут формата А4, и одной тетради хватит для всех стенограмм ралли. Тетрадь должна быть сделана таким образом, чтобы вы могли быстро и безошибочно открывать нужный вам скоростной учаток (СУ).
3. В оглавлении каждого СУ пишите его номер (или номера, если СУ повторяется несколько раз), название, протяженность. Иногда стоит указать некоторые общие особенности (характер покрытия, краткое напоминание сверхсложных мест и тд). Например,
Все это желательно прочитать пилоту перед стартом. Каждый лист СУ должен быть пронумерован от старта, причем не сплошной для всей тетради нумерацией, а 1, 2, 3 и тд для каждого СУ.
Отрезок читается штурманом, как единое целое. Чтение начинается после окончания предыдущего отрезка. Повторять сообщение необходимо до команды пилота «есть» или «понял», после чего, если квалификация штурмана позволяет и если это не мешает пилоту, можно повторять части отрезка перед их прохождением.
7. При записи стенограммы старайтесь ее делать так, чтобы следующий лист начинался с отрезка с большим расстоянием. Например,
Ни в коем случае не переносите на следующий лист часть связки поворотов.
8. Не заканчивайте стенограмму финишной отметкой. Финиш фиксируется с хода и скорость в момент его пересечения может быть максимальной, поэтому пропишите и продиктуйте водителю еще 300-400 метров дороги после финиша. Иначе, следующий за финишем непрописанный поворот может стать роковым.
9. Никогда не оставляйте стенограмму без присмотра.
300 Т ПР3 вверх на мост на ЛВ4 минус, узко 200.
В любом случае при расстояниях до поворота свыше 250 надо стремиться к разбивке этого расстояния на два или даже три расстояния путем вставки ориентиров. Например,
Кроме того, расстоянием, как правило и заканчивается отрезок, что дает водителю возможность правильно рассчитать выход из поворота.
200 ЛВ2 10 ЛВ3 30 ПР4 400.
Кроме вышеперечисленного в стенограмме ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечаются следующие особенности:
— опасность, обозначается восклицательными знаками и употребляется в местах, где необходимо повышения внимания, а также вместе со сложностью поворота, когда необходимо отразить его повышенную опасность. Например, 200 Т прямо!! ПР3 200 или 300 ПР4! 100.
Кроме того в стенограммах в зависимости от привычек и особенностей экипажа отражаются
100 ЛВ2 на грунт ПР3 200
200 ПР3 подброс на выходе на асфальт 100
300 Т полет ПР3 заход слева-направо 100
100 подброс ПР4!! подброс на выходе 300
300 знак 100 Т ЛВ0 на ПР4 минус 200
200 А подброс ПР2-2 на Т на ПР3-3-3 на Т полет на ЛВ5! 100
300 Т ПР3-Т-4 на ЛВ6 с подбросом внтри, узко 200
Существует мнение, что даже при идеально прописанной и проверенной стенограмме все равно «не надо ездить максимально быстро», потому что встречаются деревья и трактора.
Ну, это к слову и в защиту штурманов, незаслуженно обижаемых прессой и другими СМИ, отчего большинство непосвященных вообще считают их чуть ли не лишним весом для машины.
Несколько правил в заключение
1. Никогда не прописывайте СУ с первого раза. Сначала проехайте его по легенде и снимите все вопросы по прохождению трассы.
3. Стенограмму диктует пилот. Штурман не должен вмешиваться в диктовку. Даже если пилот просит записать отрезок, как, скажем, «200 ЛВ4 полный атас, убьемся на хрен 300», то штурман должен все это выполнить и впоследствии прочитать, ибо для пилота это сообщение может быть самой точной информацией для техники прохождения данного поворота.
11. Никогда не пользуйтесь стенограммами с прошлых ралли, даже если СУ полностью повторяется. Вообще, использованные стенограммы и легенды лучше выбрасывать.
Что означают слова штурмана в ралли
«турбанутый отморозок!» ©украинский гаишник 🙂
Группа:
Почетные ветераны
Сообщений: 2110
Регистрация: 3.8.2009
Из: Moscow
Вне форума
Авто: LancerX 2.0 Turbo
Репутация: 53
Вступая в мир с названием ”ралли” помните, что пренебрежение отбором и подготовкой штурманов рано или поздно скажется на ваших результатах, не позволит достичь желаемого успеха и, главное, ставит вас в положение заложников у самих себя…
Несколько общих принципов
Прежде, чем начать составлять и пользоваться стенограммами примите во внимание несколько правил.
1. Прежде чем писать стенограмму надо подготовить для этого тетрадь. Лучше, если листы в ней будут формата А4, и одной тетради хватит для всех стенограмм ралли. Тетрадь должна быть сделана таким образом, чтобы вы могли быстро и безошибочно открывать нужный вам скоростной учаток (СУ).
3. В оглавлении каждого СУ пишите его номер (или номера, если СУ повторяется несколько раз), название, протяженность. Иногда стоит указать некоторые общие особенности (характер покрытия, краткое напоминание сверхсложных мест и тд). Например,
Все это желательно прочитать пилоту перед стартом. Каждый лист СУ должен быть пронумерован от старта, причем не сплошной для всей тетради нумерацией, а 1, 2, 3 и тд для каждого СУ.
Отрезок читается штурманом, как единое целое. Чтение начинается после окончания предыдущего отрезка. Повторять сообщение необходимо до команды пилота «есть» или «понял», после чего, если квалификация штурмана позволяет и если это не мешает пилоту, можно повторять части отрезка перед их прохождением.
7. При записи стенограммы старайтесь ее делать так, чтобы следующий лист начинался с отрезка с большим расстоянием. Например,
Ни в коем случае не переносите на следующий лист часть связки поворотов.
8. Не заканчивайте стенограмму финишной отметкой. Финиш фиксируется с хода и скорость в момент его пересечения может быть максимальной, поэтому пропишите и продиктуйте водителю еще 300-400 метров дороги после финиша. Иначе, следующий за финишем непрописанный поворот может стать роковым.
9. Никогда не оставляйте стенограмму без присмотра.
300 Т ПР3 вверх на мост на ЛВ4 минус, узко 200.
В любом случае при расстояниях до поворота свыше 250 надо стремиться к разбивке этого расстояния на два или даже три расстояния путем вставки ориентиров. Например,
Кроме того, расстоянием, как правило и заканчивается отрезок, что дает водителю возможность правильно рассчитать выход из поворота.
200 ЛВ2 10 ЛВ3 30 ПР4 400.
Кроме вышеперечисленного в стенограмме ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечаются следующие особенности:
— опасность, обозначается восклицательными знаками и употребляется в местах, где необходимо повышения внимания, а также вместе со сложностью поворота, когда необходимо отразить его повышенную опасность. Например, 200 Т прямо!! ПР3 200 или 300 ПР4! 100.
Кроме того в стенограммах в зависимости от привычек и особенностей экипажа отражаются
100 ЛВ2 на грунт ПР3 200
200 ПР3 подброс на выходе на асфальт 100
300 Т полет ПР3 заход слева-направо 100
100 подброс ПР4!! подброс на выходе 300
300 знак 100 Т ЛВ0 на ПР4 минус 200
200 А подброс ПР2-2 на Т на ПР3-3-3 на Т полет на ЛВ5! 100
300 Т ПР3-Т-4 на ЛВ6 с подбросом внтри, узко 200
Существует мнение, что даже при идеально прописанной и проверенной стенограмме все равно «не надо ездить максимально быстро», потому что встречаются деревья и трактора.
Ну, это к слову и в защиту штурманов, незаслуженно обижаемых прессой и другими СМИ, отчего большинство непосвященных вообще считают их чуть ли не лишним весом для машины.
Несколько правил в заключение
1. Никогда не прописывайте СУ с первого раза. Сначала проехайте его по легенде и снимите все вопросы по прохождению трассы.
3. Стенограмму диктует пилот. Штурман не должен вмешиваться в диктовку. Даже если пилот просит записать отрезок, как, скажем, «200 ЛВ4 полный атас, убьемся на хрен 300», то штурман должен все это выполнить и впоследствии прочитать, ибо для пилота это сообщение может быть самой точной информацией для техники прохождения данного поворота.
11. Никогда не пользуйтесь стенограммами с прошлых ралли, даже если СУ полностью повторяется. Вообще, использованные стенограммы и легенды лучше выбрасывать.
Некоторые понятия в ралли.
Дорожная книга также включает в себя:
-маршрутный лист ралли с разделением на дорожные сектора, секции и круги,
-общую схему (карту) трассы ралли
-схемы и планы скоростных участков(СУ) на топографических или иных ясно читаемых картах местности
-планы мест старта и финиша ралли
-планы сервисных и закрытых парков.
Стенограмма— это подробное описание каждого скоростного участка (все повороты, горки, трамплины, ямы, большие лужи и прочие сложности, влияющие на скорость движения по СУ), выполненное с помощью условных обозначений. Перед началом гонки, в специально отведенное для этого время, экипажи проезжают по всем спецучасткам и записывают стенограмму. На СУ штурман читает стенограмму, что помогает пилоту заранее готовиться к прохождению очередного участка дороги.
Все повороты записываются с указанием крутизны (градации). Традиционно это цифры от 1 до 6, хотя стенограммы бывают разные и разрабатываются самостоятельно каждым экипажем. Прямолинейные участки дороги принято записывать в виде цифр, обозначающих расстояние между поворотами или другими препятствиями. В стенограмме могут использоваться и другие символы или даже слова, удобные для описания спецучастка экипажем.
Омологация— это свод правил, согласно которому каждый автомобиль и каждый предмет экипировки (комбинезон и т.д.)должен соответствовать определенным параметрам.
Закрытый парк(ЗП)- это зона, в которой запрещено производить любые действия с автомобилем (сервис, ремонт, заправка и т.д.). Фактически, в ЗП запрещено даже нахождение кого-либо кроме гонщиков (для постановки автомобиля в ЗП или выезда, на что дается 5 минут) и судей (режим Закрытого парка).
Контрольная карта(карнет)- это основной документ экипажа. Судьи записывают в контрольную карту время отметки на пунктах КВ и результаты показанные экипажем на спецучастках.
Регруппинг— это специальный перерыв, спланированный организатором для изменения порядка старта экипажей в соответствии с суммарным временем, показанным на спецучастках.
Работа штурмана в ралли. Часть 2. Безопасность штурмана.
Продолжаю свою работу.
Первую, вводную часть можно прочитать тут.
Эта часть тоже получается немного вводной, но в ней я расскажу несколько решающих моментов и грабель, на которые наступают все без исключения.
Ну потому что так уж нам повезло, что в критической ситуации мы с большей вероятностью в случае ошибки приедем в дерево, чем человек слева. Просто потому что есть базовые инстинкты которые трудно перебороть.
Перебарывают их обычно люди с красной точкой на лбу и бойцы спецподразделений путем долгих тренировок.
Но мы вроде бы автоспортом решили заниматься.
Итак, усаживаемся в кресло.
Конечно же на голове у нас нормальный шлем (который мы нормально застегнули, да?), шею в идеале поддерживает ХАНС.
Сейчас я уже стал умнее и не поеду с человеком, у которого правое кресло болтается потому что салазки не закреплены толком.
Вобще, будьте внимательны к тому, как пилот оборудовал ваше рабочее место.
Если оно небезопасно то, наверное, стоит отказаться от работы с ним.
Если он так относится к штурману то так же отнесется к слушанию стенограммы. Может для этих дел и соседа позвать. Всё равно штурман только судьям показывать. А мы ведь хотим быть профи?
Предположим идеальную ситуацию.
Есть кресло, есть многоточечные ремни безопасности.
Сиденье надежно установлено на салазках (для Р3К) или прикручено к переходникам всеми болтами.
Огнетушитель надежно закреплен,
Вобще, если интересен вопрос обеспечения безопасности очень хотел порекомендовать статью Максима Ахтямова, но не могу её найти xDDDDD
А теперь бы хотел обратить внимание штурманов.
Вспомните как вы седите в «боевой».
Как пристегнуты.
Куда упираются ноги, как согнуты локти, как держите тетрадь со стенограммой.
Похоже ли ваше положение на вот рисунке ниже то…
… то это неправильное положение.
Тетрадку нужно держать не на весу, а жестко фиксировать.
Необходимо выработать вот такую посадку.
Тогда тетрадь, взгляд не будет летать по всему салону, а будет четко сфокусирован на нужной строке и нужной позиции.
Обращу ваше внимание что нужно ноги не нужно прямо поджимать к сиденью.
Нужно усесться так чтоб и колени были согнуты и ступни жестко можно было упереть в пол когда машину сильно трясет.
На этом вторая часть заканчивается. Третья будет посвящена непосредственно записи стенограммы.