Что означают флаги на кораблях
Войдите в ОК
К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку
В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. «Морской словарь», в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота» из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.
Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.
Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1».
Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы
Подъем и спуск флагов расцвечивания.
При расцвечивании не употребляются:
— Государственный флаг
— флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
— гюйс;
— флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
— иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц ;
— флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.
#ИсторияФлота #МорскойУголок
Виды и значения флагов на кораблях
Первые варианты системы флажных сигналов появились в XVII в. Международный свод был принят в 1857 г. С тех пор его различные модификации используют для передачи сообщений между морскими судами.
В 1887 г. система кодовых сигналов получила свое отражение в «Международном своде сигналов» (INTERCO). Этот документ приняли все морские державы. Он вступил в силу 01.01.1901 года.
В 1931 г. международная комиссия, в состав которой входило 8 стран, усовершенствовала систему сигналов. Последняя ревизия свода датирована 01.04.1969 года. Сигналы также получили расшифровку на кириллице.
Система включает в себя несколько разделов:
Флаги вывешивают на фале до появления ответа. Люди, которые увидели сигнал, поднимают вымпел до половины. Когда сигнал понят, полотнище поднимают вверх до необходимого уровня.
По завершении послания передающей стороной поднимается ответный вымпел – знак того, что передан финальный сигнал. Если принимающие не могут разобрать сообщение, они посылают один из следующих сигналов:
Если послание адресовано конкретному судну, на отдельной конструкции поднимают его флажный позывной. В противном случае считается, что сигнал предназначен для всех.
В XXI в. «Международный свод сигналов» включает в себя 40 флагов:
Сигналы из одного флага
В этой статье приведены значения сигналов. Также даны названия флагов. Указано соответствие между буквами кириллицы и латинского алфавита.
А, А, Alfa, «Альфа»
«Для выполнения задания спущен водолаз. Соблюдайте дистанцию и проходите на минимальной скорости».
Этот флаг на малых судах выполняют в виде жесткого щита. Его высота составляет не менее 1 м. Необходимо обеспечить круговую видимость данного флага.
B, Б, Bravo, «Браво»
«Идет загрузка, разгрузка или доставляется опасный груз».
C, Ц, Charlie, «Чарли»
D, Д, Delta, «Дэлта»
«Соблюдайте дистанцию: маневрируем с большими трудностями».
E, Е, Echo, «Эко»
«Я собираюсь повернуть вправо».
F, Ф, Foxtrot, «Фокстрот»
«Мы потеряли управление и связь».
G, Г, Golf, «Гольф»
«Мне необходимы услуги лоцмана». При рыбной ловле в море этот флаг имеет другое значение: «Я выбираю сети».
H, Х, Hotel, «Хотэл»
«На нашем борту присутствует лоцман».
I, И, India, «Индия»
«Сообщаю об изменении курса. Поворачиваю налево».
J, Й, Juliett, «Джулиэт»
«Возник пожар, на борту перевозится опасный груз. Рекомендуем держаться в стороне».
K, К, Kilo, «Кило»
«Хочу с вами связаться».
Цифра после сигнала говорит о типе связи:
L, Л, Lima, «Лима»
«Судно под карантином» (в порту), «Немедленно остановитесь» (в море).
С помощью этого флага пограничные корабли останавливают суда во внутренних и территориальных водах.
M, М, Mike, «Майк»
N, Н, November, «Новэмбэр»
O, О, Oscar, «Оска»
P, П, Papa, «Папа»
«Судно планирует выйти в море, доложите всем о прибытии» (в порту). «Мне нужен лоцман» (в море). «Мои сети где-то зацепились» (для рыболовных судов).
Также известно давнее название этого флага – «Синий Питер». 300 лет назад его использовали, когда было необходимо отправить просьбу повторить плохо понятое сообщение.
Q, Щ, Quebec, «Кэбэк»
«На нашем судне все здоровы. Освободите нас от карантина».
R, Р, Romeo, «Роумио»
Этот флаг не имеет конкретного значения. Иногда его используют в качестве сигнала «Принято».
S, С, Sierra, «Сиэрра»
«За кормой нашего судна сейчас должны заработать винты». Это сообщение говорит о том, что судно планирует дать задний ход. С помощью цифровых сигналов можно обозначить скорость в узлах.
T, Т, Tango, «Тангоу»
«Держитесь дальше от нашего судна: несем трал». Здесь подразумевается парное патрулирование.
U, У, Uniform, «Юниформ»
«Вы следуете прямо в опасную зону».
V, Ж, Victor, «Викта»
W, В, Whiskey, «Уиски»
«Нам срочно требуется медпомощь».
X, Ь, X-ray, «Эксрей»
«Прекратите делать то, что вы делаете. Ведите наблюдение за моими сигналами».
Y, Ы, Yankee, «Янки»
«Объявляю о поднятии якоря».
Z, З, Zulu, «Зулу»
«Мне необходим буксир».
Обозначение цифр
Для обозначения цифр используют специальные вымпелы.
Также существует обозначение нуля – 0 (Nadazero, «Надазэро»). Представленный желтый вымпел снабжен красной вертикальной полосой.
Также существуют 3 заменяющих вымпела:
1) 1st substitute – желтого цвета с синей каймой;
2) 2nd substitute – в синих и белых тонах;
3) 3rd substitute – белый флаг с черной полосой в средней части.
В дополнение к этим трем флагам корабли НАТО используют четвертый – красного цвета, снабженный желтым квадратом.
Вымпел свода используют в качестве ответного. Он представляет собой красное полотнище, снабженное двумя белыми вертикальными полосами. При передаче цифр этот вымпел обозначает десятичную точку.
Морские флаги и их значения
Самое важное о Международном своде сигналов.
Находясь в порту или яхтенной марине, вы наверняка могли заметить внушительное количество флагов на различных лодках. Они предназначены вовсе не для украшения, а представляют собой Международный кодекс сигналов, основная цель которого заключается в том, чтобы обеспечить различные способы связи в различных ситуациях на воде.
Первый Международный свод сигналов был создан в 1855 году и опубликован в 1857 году. За него отвечал Британский совет по торговле, в нем насчитывалось 70 тысяч сигналов, 18 флагов и использовались общепринятые и международные сигналы. Последующие изменения были внесены во время Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 г. Было добавлено еще шесть флагов для разных языков, включая французский, итальянский, немецкий, японский, норвежский и испанский. В 1969 году были добавлены дополнительные флаги для греческого и русского языков. Каждому буквенно-цифровому сигнальному флагу было присвоено значение в соответствии с Международным кодом.
То, что начиналось как ограниченная система связи, на протяжении веков превратилось во всеобъемлющую, международную сигнальную систему, функционирующую в военных и мирных целях. Сегодня морскими флагами пользуются и прогулочные суда, и чартерные яхты. Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. Все, кто находится на борту, обязаны подчиняться законам той страны, под флагом которой зарегистрирована лодка. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны и не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт.
Флаги сигнализируют о вашем статусе, предупреждении или необходимости судна. Каждый флаг в группе разноцветных и фигурных флагов имеет свое собственное значение. Морские флаги могут использоваться в сочетании с другим флагом или в одиночку. В случае опасности или сбоев в системах связи, флаги и знание их значений могут быть весьма полезными и ценными.
Alfa
У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.
Bravo
Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.
Charlie
Утвердительный ДА или «Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме».
Парусная регата: смена курса.
Delta
Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом.
Echo
Я изменяю свой курс вправо.
Foxtrot
Я не управляюсь; держите связь со мной.
Авианосцы: выполняются полеты.
Golf
Рыболовные суда: я выбираю сети.
Hotel
У меня есть на борту лоцман.
India
Международный код: я изменяю свой курс влево.
Код военно-морского флота: иду рядом.
Парусная регата: заканчиваем стартовое правило.
Juliett
У меня пожар и я имею на борту опасный груз; держитесь в стороне от меня.
Kilo
Я хочу связаться с вами.
Lima
Международный код: немедленно остановите ваше судно.
Парусная регата: проходи на расстоянии слышимости голоса или следуй за мной.
Mike
Международный код: моё судно остановлено и не имеет хода относительно воды.
Парусная регата: отметка отсутствует.
November
Международный код: отрицательный НЕТ или «Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме».
Парусная регата: оставить и отплыть.
Oscar
Papa
В гавани: Судно собирается в море: всем доложить о прибытии.
В море: Может быть использован рыболовными судами в значении «Мои сети зацепились за препятствие».
Quebec
Международный код: судно соответствует санитарным нормам; запросить разрешение в порт.
Код военно-морского флота: отзыв лодки; все лодки возвращаются на корабль.
Romeo
Международный код: нет.
Код военно-морского флота: подготовка к пополнению (в море).
Готовый дежурный корабль (в порту).
Sierra
Международный код: мои движители работают на задний ход.
Парусная регата: сократить курс.
Tango
Международный код: держитесь в стороне от меня; я произвожу парное траление.
Код военно-морского флота: не проходи впереди меня.
Uniform
Вы идёте к опасности.
Victor
Мне необходима помощь.
Whiskey
Мне необходима медицинская помощь.
X-ray
Международный код: приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами.
Парусная регата: индивидуальный отзыв.
Yankee
Международный код: меня дрейфует на якоре / я поднимаю якорь.
Код военно-морского флота: судно имеет визуальную связь.
Парусная регата: надеть спасательные жилеты.
Zulu
Рыболовные суда: я вымётываю сети.
Парусная регата: 20% штрафных очков.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это – набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту. К началу 19-го века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году. После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе, российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов. Поднятые сигнальные флаги – вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флажное сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
Чтение сигнальных флагов – это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов. Заменяющий флаг №1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг №2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг №3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале – это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге. Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает «У меня на борту лоцман». Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.)
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению, если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов – это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 – 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
England expects that every man will do his duty (Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина? Дело в том, что в 1805 году на британском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите (4, 21, 19, 24)
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у него на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.