Что означают буквы в аккордах
Как читать цифровки и аккорды
Существует два вида обозначения гармонического движения: буквенно-цифровое и римская система счисления.
В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе.
Это система обозначения аккордов, привязанных к конкретной тональности. Для обозначения используются буквы латинского алфавита начиная от ноты ля.
Итак, двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля — мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы, то есть B — си, С — до и т. д.
Если выписать ноты от до, то получиться CDEFGAB.
Сразу обратите внимание, что нота B — это си, а встречающееся обозначение ноты си как H используется в русской и немецкой системе. Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль, поскольку мажорно-минорной системы не существовало, а от ноты ля строился фригийский лад. Затем для обозначения ноты си выбрали следующую букву алфавита, то есть H.
Итак, обозначения нот у нас есть. Как обозначить с помощью них аккорды? Я пользуюсь следующей системой.
Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие. То есть при написании любой ноты, например, F — говорим: «аккорд F мажор». Однако технически большая буква обозначает не мажорное трезвучие, а наличие в аккорде большой терции и чистой квинты.
Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т. д. Опять же уточню, что технически m указывает только на терцию от примы аккорда.
Например, Cm-5 или Сm♭5
Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.
Двигаемся дальше. Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.
Для их обозначения используются сокращения «add» — добавленая или «sus» — задержанная. Я предпочитаю следующий вариант обозначения: add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней. То есть, например, обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD. Если же используется трезвучие СDG, тогда используем sus2, поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.
Для обозначения аккорда СFG используется просто sus, поскольку задержание 4 ступени является образцовым. Однако иногда можно указывать и sus4. Если же используется трезвучие с 11 ступенью, то она указывается как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том, что 11 ступень чаще всего используется натуральная, то есть повышенная относительно мажорной гаммы. Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания (то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд:
обозначается как С add♯11
Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов:
Далее идут септаккорды. Для обозначения большого мажорного септаккорда используется maj7. Например, Сmaj7. Следовательно, все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7♯5 и т.д.
Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения, maj7 указывает на мажорную септиму, а не на терцию.
Минорные септаккорды обозначаются как m7
Малый мажорный септаккорд просто 7
Уменьшенный dim или o — например, С♯0
Также к септаккордам и нонаккордам может быть добавлено обозначение sus, которое в таком случае всегда трактуется как 4 задержанная.
Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым, то и обозначение надстройки 9 относится к септаккорду. То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13. Следовательно, минорные нонаккорды обозначаются как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.
Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами (не путать с обращениями трезвучий). Например, С6 или Am6 — причем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту, то есть:
Также существуют секстнонаккорды, которые обозначаются 69 или 6/9
Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях, например, G7♭5♯9.
Очень часто в джазовой литературе для сложных доминантсептаккордов используют обозначение alt, что значит альтерированный, и подразумевает любую сложную альтерацию 5х и 9 ступеней.
Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы. Это следует из предыдущих обозначений. То есть аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.
При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения. Например, если нужно указать на наличие в аккорде сексты, не терцдецимы, пишут С7/6 — это аккорд СEGABb, и обозначение говорит о наличии малой секунды.
Последнее обозначение — это многоэтажные аккорды. Дроби используются для обозначения обращений — например С7/B♭ и политональных аккордов — A/B.
Иногда сложные аккорды обозначаются как более простые с другим басом (что может быть в некоторых случаях более удобно), например, Cmaj7♯5 можно обозначить как E/C, что проще для чтения.
Итак, это базовые принципы, которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей. Минус данного метода состоит в том, что он не позволяет показать схему последовательности, и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т. д.
Для более глубокого изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье
Детальное описании буквенно-цифровой системы аккордов вы можете найти в курсе Гармония 100: как читать аккорды
Гармония 100 — Буквенно-цифровое обозначение аккордов
В данном курсе 12 уроков, которые проведут Вас от основ и базовых правил до редких вариантов обозначения, с которыми Вы можете встретиться в своей практике.
Урок 2 — Большие буквы
В этом уроке рассматривается строение мажорных трезвучий и правила использования больших букв для обозначения аккордов.
Как читать обозначения аккордов?
Большинство людей на земле пробуют играть на различных музыкальных инструментах, это классно испытывать трепетное чувства от чего-то нового. Так как гитара один из популярных инструментов на земле, эта участь постигла и ее. Многие люди берут инструмент у друзей, которые безрезультатно пробовали свои силы в самостоятельном освоении этого инструмента. Листают бесконечное количество страниц в интернете в надежде найти ответ: как быстро научится играть на гитаре. Видят песни, в которых над каждой строчкой какие-то буквы и еще в придачу рисунки с таблицами и точечками.
Сразу наступает следующий вопрос:
Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Так исторически сложилось что вариантов записать музыку на бумаге было немалое количество. История отсеяла все непригодное и оставила самые удобные решения. Одно из них это буквенно-цифровое обозначение аккордов.
Есть две системы названия звуков. Первая система это – слоговая. Вероятно, многие знают известный звукоряд: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си.
Вторая система – это буквенная, это как раз то, что вы видите над строчками в песнях.
Буквенная система основана на буквах латинского алфавита:
A | B | C | D | E | F | G |
ля | си | до | ре | ми | фа | соль |
Только вот сложилось так, что начинается она не со звука (До), а как мы уже видим со звука (Ля). Очень рекомендую запомнить эту таблицу.
В музыке при строении аккорда отталкивают от первого звука (основной тон) и от него уже выстраивается вверх вертикаль звуков что и образует различные аккорды. Этот нижний звук аккорда называется прима, которая и задает начальное название аккорда, идентифицирующая его.
Типы аккордов.
С заглавной буквой разобрались, а что делать с маленькой приставками к букве – m, 7, m7b5, sus2,sus4. Чтобы не залазить в глубокую теорию, в этой статье мы ознакомимся как читаются простые аккорды, мажорные, минорные и доминант септ аккорд.
Итак, в музыке есть два относительных эмоциональных оттенков.
Мажор – веселый, праздничный, радостный оттенок.
Минор – лирический, поморий, грустный оттенок.
Аккорд с заглавной буквы
Аккорды с заглавной буквы (A / B / C / D / E / F / G ), без приставок, они всегда читаются как мажорные.
— Как их читать (понять)?
Мы должны вспомнить, какая буква означает какой звук и добавляем к названию звука тип аккорда.
Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?
Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).
Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.
Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.
Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:
Большая латинская буква – основной звук
Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.
По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:
Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)
И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.
Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль
Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:
Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.
Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).
Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):
Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?
Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.
Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.
А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).
Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.
Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.
aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).
dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).
sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).
Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона
-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона
«7» – септаккорды:
7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).
m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.
maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)
Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.
m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7
dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)
m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7
«6» – секстаккорды:
6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)
m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6
«9» – нонаккорды:
9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.
9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.
maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).
m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень
#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.
b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.
«11» – ундецимаккорды:
Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)
При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).
11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11
maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)
m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)
#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)
«13» –терцдецимаккорды:
Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).
13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени
maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)
b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).
Что такое «add» в названии аккорда
add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.
Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).
А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).
В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).
Примеры обозначений – читаем названия аккордов
Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:
Amaj9:
И ещё несколько примеров посложней:
E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.
A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.
Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).
Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.
Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.
Какие есть способы записи аккордов
Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.
Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).
Аккордовая сетка
Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).
Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):
Изображение грифа в вертикальном положении:
В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.
Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.
Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.
Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.
И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.
Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).
Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.
Цифрами в ряд
Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.
Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:
В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.
Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:
Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).
Если «0» – открытая струна, не прижимается.
А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.
Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:
Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.
Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.
Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).
В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).
Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.
Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.
Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.
Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.
В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.
Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).
Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.
Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.
Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.
Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!
Как читать аппликатуры аккордов: в помощь начинающим
Аппликатура аккорда – это порядок расположения пальцев. Другими словами говоря, какие струны прижимать, на каких ладах и какими пальцами, чтобы взять аккорд. Аппликатура указывается в нотной записи (нотах), а также изображается при помощи специальных схем – в виде аккордовых сеток.
Если «сетки» для вас – это пока «китайская грамота», прочтите эту статью. Из неё вы узнаете, как читать аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары (схематическое отображение грифа, различные обозначения, виды сеток).
Зачем вообще это нужно для начинающих играть на гитаре?
Возможно, вы ещё не знаете нот, а может и не собираетесь их изучать в принципе, но желаете играть, исполнять любимые песни. И вот в песеннике наверняка вы увидите аккорды не в нотной записи, не в табах (табулатуре), а именно в сетках. Да и ваши товарищи-гитаристы уже с опытом нарисуют вам, скорей всего, аппликатуры именно в таком виде (в сетках), если вы попросите показать, как играется какая-нибудь песня. А ещё во многих гитарных учебниках, самоучителях – тоже аккордовые сетки.
Так что уже на начальном этапе обучения на гитаре желательно разобраться, как правильно читать аппликатуры.
Итак, начинаем занятие. Для освоения схем вам понадобится любая гитара – акустика или электрогитара.
Основа – линии, изображающие гриф
Основа аккордовой сетки – это схематическое изображение грифа. Как правило, в вертикальной проекции – то есть, когда гитара в вертикальном положении.
Во многих нотных редакторах, онлайн-песенниках, учебниках, обучающих статьях в аккордовых схемах гриф отображается именно вертикально. Наиболее распространённый вариант изображения. Но также есть разновидности сеток с горизонтальным положением грифа. О них подробней во второй части статьи.
Шесть вертикальных линий – это струны. По порядку слева направо: от 6-ой (самой толстой) до 1-ой (самой тонкой), как вы и видите гриф на фото.
Горизонтальные линии – это лады (или ладовые порожки, установленные на поверхности грифа). Жирная горизонтальная линия вверху – это «нулевой» лад (как точка отсчёта), или верхний порожек гитары.
При пересечении линий (вертикальных и горизонтальных) образуются прямоугольники – ладовое пространство (между ладовыми порожками – где и прижимаются струны). Почему и называют эту схему аппликатуры аккордов – «сетка».
Как отображается аккорд
Точками (или кружочками) в схеме обозначается – какую струну на каком ладу нужно прижать.
Давайте разберём эту схему для гитары – как читать её:
На примере, Dm (ре минора). Название аккорда указывается вверху в буквенно-цифровом обозначении.
Определяем следующую точку:
И последняя точка (палец) в аккорде:
Но это ещё не всё. Взгляните на аппликатуру ещё раз. Обратите внимание на значок, над линией, обозначающей 4-ую струну (над сеткой).
Это символ «o» – означает то, что струна, над которой он изображён, звучит в аккорде открытая. Не прижимается на ладах.
А символ «X» – это значит, что струна не звучит в аккорде либо приглушается.
В форме Dm, которую мы разбираем «X» над 6-ой и 5-ой струной – они в аккорде не звучат.
Теперь прочитаем всю аппликатуру для аккорда Dm:
И берём Dm на гитаре:
Так выглядит аккорд в вертикальном положении – как мы его представляем в сетке. Но вам, конечно, гитару так ставить не нужно. Фото для наглядности, чтобы понять проекцию схемы.
Ну а так уже выглядит аппликатура Dm из сетки (которую мы разобрали) в привычном для нас положении гитары (горизонтальном).
Возможно, у вас уже возник вопрос – а как понять, каким именно пальцем какую струну прижимать? Ведь могут же быть варианты – безымянным или мизинцем, средним или безымянным и т.д.
Это очень важный момент. И сейчас подробно поговорим об обозначении пальцев в сетке.
Каким именно пальцем прижимать струну
Пальцы левой руки в аппликатуре для гитары обозначаются цифрами:
И в сетке также пальцы указываются цифрами. Есть два варианта обозначения:
1. В кружочках (точках):
2. Цифры под сеткой:
Пальцы цифрами указываются под сеткой напротив струн, которые прижимаются в аккорде.
Если цифры не указаны
Есть и сетки, в которых пальцы не обозначаются. Указываются только точки. В таком случае, необходимо выбирать максимально удобный вариант постановки. Разбираете аппликатуру – и расположение звуков обычно подсказывает верное решение, каким именно пальцем лучше прижимать ту или иную струну.
Ну а в дальнейшем, изучив базовые, стандартные минорные, мажорные аккорды, септаккорды и др., для них вы уже будете применять аппликатурные шаблоны в позициях (на разных ладах) автоматически. Особо не задумываясь, какими пальцами струны прижимать. Достаточно будет лишь взглянуть на сетку.
Если один и тот же палец на 2-3 точках в сетке
Если один и тот же палец указан в аппликатуре для нескольких струн – соответственно именно этим пальцем и нужно прижать эти струны. Есть такие аппликатуры.
E5: «1» для двух струн: указательным прижимаются 5-ая и 4-ая.
Этот аккорд используется в About A Girl группы Nirvana. Подробный разбор этой песни здесь.
С: «3» на трёх струнах: безымянным прижимаются 4-ая, 3-ая и 2-ая
В сетке буква «T»
Если «T» – в аппликатуре используется большой палец. Именно так он и обозначается, не цифрой, а буквой (см. схему левой руки выше).
Например, схема F13b9 – сложный аккорд на пять пальцев. Большим (T) – прижимаем 6-ую (басовую).
Дополнительные обозначения
Звуки аккорда
В более подробном варианте схемы ещё добавляются и звуки аккорда латинскими буквами (под сеткой). На какой струне какая нота.
К примеру, для E (ми мажора):
Основной звук
Основной звук аккорда (основной тон, тоника) в сетках иногда выделяется цветом или как-то графически.
Допустим, в D (ре мажоре) – это звук ре. По аппликатуре основной тон на открытой четвёртой (символ «o») и на 2-ой струне, 3-ем ладу (точка) выделен цветом.
Какой лад
Аппликатура аккордов в других позициях, т.е. на других ладах, изображается обычно с номером лада.
Цифра указывается слева.
E7 (ми мажор септаккорд) на 5-ом ладу, или в V-ой позиции:
Как понять аппликатуры в другой позиции, если лад цифрой не указан?
В таком случае отсчёт ведётся по сетке от «нулевого» лада (порожка).
В качестве примера, рассмотрим Bm6:
Как видите, цифры слева нет. Считаем сверху вниз от порожка лады до первой точки: первый, второй и на третьем прижимается вторая струна.
Значит по аппликатуре – Bm6 на 3-ем и 4-ом ладу.
Как в сетках обозначается баррэ
Для аккордов с барре в сетке используется жирная линия, обозначающая прижатие на ладу всех струн или нескольких (в зависимости от аккорда).
Если в точках указываются пальцы цифрами, то и в линии баррэ тоже обозначается палец. В стандартных формах – это «1» (указательный).
Без цифр в точках – просто линия на ладу. Или же цифрами пальцы под сеткой. Для струн, которые прижимаются приёмом баррэ, указывается «1» (указательным).
Малое баррэ изображается аналогичным образом – сплошной линией. Струны, которые не прижимаются, не звучат, отмечаются символом «X».
Другие виды сеток
Как уже и говорилось в начале статьи, есть сетки с видом грифа в вертикальном положении, а есть и в горизонтальном. Рассмотрим второй вид: как читать аппликатуры аккордов в такой проекции.
Стоит отметить, что принципиальной разницы нет. Различия лишь как в книжной и альбомной ориентации листа. Примерно так.
1 вариант: порожек справа, вид на гриф со стороны
Отображение как вы обычно видите гриф на фото, видео. Отсчёт ладов получается справа налево.
Горизонтальные линии – это струны. Верхняя – 6-ая (самая толстая). Вертикальные линии – лады.
2 вариант: сверху вниз
Проекция – как вы видите гриф, смотрите на него, когда берёте аккорд (как в игре от 1-го лица).
Горизонтальные линии – струны. Вверху 1-ая (самая тонкая).
Отсчёт ладов слева направо. Порожек (нулевой лад) слева.
О других аппликатурных схемах для гитарных аккордов вы можете узнать здесь (вторая часть статьи).
И на этом завершаем статью. Добавляйте её в закладки и используйте как шпаргалку. Если вдруг с какой-то аккордовой сеткой вам будет сложно разобраться. Главное – запомнить принцип построения схемы и обозначения. И тогда любую аппликатуру вы будете чётко и быстро представлять на грифе. Успехов в изучении!