Что означают буквы suv на шине
В чем разница между шинами с маркировкой SUV и обычной резиной
Чтобы понять разницу между шиной для легкового автомобиля и шиной для внедорожника (резина с маркировкой SUV), необходимо знать об обоих типах транспортных средств. Во-первых, разница в дизайне, который показывает внедорожники более громоздкими и тяжелыми, однако общая конструкция такая же, как и у легковых автомобилей. Легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров по гладким и мощеным дорогам, в отличие от внедорожников, которые специально созданы для передвижения по разным ландшафтам, включая пересеченную и каменистую местность.
Что означает аббревиатура SUV?
Дословно — Sport Utility Vehicle (спортивное утилитарное транспортное средство), то есть обозначает внедорожный автомобиль, способный выдерживать максимальные эксплуатационные нагрузки на бездорожье, оставаясь в то же время пассажирским авто. Важно понимать, что конкретного определения или требования нигде нет. Грубо говоря, SUV = внедорожник 4х4 с увеличенным дорожным просветом. При этом никаких строгих правил причисления авто к данному классу нет. В большей степени это маркетинговый термин.
Из всех различий продукции на шинном рынке наиболее заметны типовые отличия касающиеся видов транспортных средств, и вы, вероятно, задаетесь вопросом «а какая разница?». Почти каждый автомобиль имеет заметную разницу в автошинах, поэтому нужно быть особенно осторожным при покупке колес.
Разница между внедорожными и легковыми автошинами
1. Внешние отличия
Как и сам автомобиль, автошина для внедорожника больше и громоздче по сравнению с той, которая устанавливается на легковой автомобиль. данные шины имеют зубчатый рисунок (но не во всех случаях) протектора, который подходит для периодической эксплуатации по бездорожью.
Легковые автошины, напротив, спроектированы так, чтобы обеспечивать более плавную езду по асфальтированной поверхности, тогда как рисунок протектора спроектирован так, чтобы отводить воду, что предотвращает аквапланирование, поскольку весь резиновый элемент находится в контакте с дорогой.
2. Резиновая смесь.
Назовите это правилом в автомобильной промышленности: по мере увеличения веса автомобиля требуется более твердая резиновая смесь, чтобы выдерживать постепенное увеличение фрикционного износа. Возьмем, к примеру, гоночный автомобиль весом 900 кг, в котором используется резина с высокой адгезией, которая обеспечивает превосходное сцепление или плотное пролегание к дороге для плавного прохождения поворотов.
Кроме того, существуют тракторные шина, резина которых тверда, как бетон, для долговечности, тогда как поезда имеют металлические колеса с электромагнитной силой, которые удерживают транспорт на ходу. Использование автошин с твердой резиновой смесью дает определенный компромисс! Поскольку мягкая резина обеспечивает исключительное сцепление с дорогой, более твердый состав SUV-шин затрудняет управление автомобилем на поворотах.
3. Конструкция боковины.
Внедорожники обычно имеют более высокие боковины, которые представляют собой вертикальную часть протектора шины, соединяющую протектор с ободом. При прочих равных он может сильно прогибаться в поворотах. Чтобы предотвратить растяжение или сгибание боковины под большим весом автомобиля, инженеры автошин для внедорожников используют более толстую резиновую смесь. Учтите, что все это сказывается на плавности езды!
4. Рисунок протектора
Шины для легковых автомобилей имеют ребра протектора, которые намного более монолитные по сравнению с аналогичными элементами SUV резины. Это позволяет большему количеству резины контактировать с дорогой в любой заданной точке, что увеличивает сцепление с дорогой на сухой дороге.
В SUV шинах больше прямоугольных блоков протектора, что увеличивает силу в фунтах на квадратный дюйм в точке контакта шины с землей. Эти особенности являются причиной того, что шины для внедорожников должны глубже врезаться в неровности для надежного сцепления.
5. Индекс скорости
Шины для внедорожников обычно имеют более низкие скоростные характеристики по сравнению с аналогами для легковых автомобилей в основном из-за более узловатых протекторов, которые менее способны рассеивать устойчивое тепло, накопленное при движении на высоких скоростях.
А если шины с маркировкой SUV выглядят аналогично легковым?
В последнее время такое явления часто встречается среди ассортимента многих шинных брендов. Для примера возьмем популярнейшую модель Toyo Proxes CF2 в размере 205/60 R16. Мы видим, что в одном и том же размере, с одним и тем же рисунком протектора существует две вариации: Toyo Proxes CF2 и Toyo Proxes CF2 SUV. Внешне — автошины неотличимы друг от друга, даже индекс нагрузки одинаков.
Однако чтобы заметить разницу нужно лишь немного рассмотреть резину подробнее. Во-первых, SUV-версия, как правило, тяжелее. Во-вторых, имеет индекс скорости меньше, чем у легкового аналога. Ну и в-третьих, имеет внутренние конструкционные отличия. При этом важно понимать, что никто данные различия не регламентирует, так как нет строгого определения маркировки SUV на автошинах. Некоторые производители объясняют данную маркировку дополнительными усиливающими элементами в корде, некоторые просто делают упор на увеличение грузоподъемности в SUV-вариации.
Что означает SUV в маркировке шин
Время на чтение: 6 минут
Авто класса SUV в настоящее время востребованы на отечественных дорогах. Они приспособлены к непростым климатическим условиям и резкой смене качества дорожного покрытия. SUV класс — это не только удобно и престижно, но и более безопасно из-за высокого расположения пассажирских мест в салоне. SUV: расшифровка для шин укажет на ту продукцию, которая подойдет для данного транспортного средства.
SUV-маркировка шин
Сегодня на авторынке представлено огромное количество шинной продукции, которая существенно отличается друг от друга по своим характеристикам. Производители шин изготавливают их на все модели автотранспорта, маркируя по сезонности и другим важным признакам.
Зимние и летние модели продукции SUV изготавливаются отдельно. Для разных условий езды: движения на большой скорости или по серьезному бездорожью, для городских кроссоверов или мощных внедорожников выбирается специальный вид автопокрышек. Маркировка на боковине изделия указывает все его общие характеристики и отдельные обозначения для каждой модели. Зная, как расшифровать маркировку шин, можно побрать наиболее подходящую продукцию для своего транспортного средства.
Что означает SUV в маркировке шин? Этот условный знак на автопокрышках указывает, что изделия рассчитаны на крупный легковой транспорт — джипы.
Современные джипы имеют различные модификации, повышенный комфорт и развивают большую скорость. Они отличаются от других транспортных средств колесной формулой, усиленной рамой, большим весом и мощным двигателем. Существуют еще модели, которые служат именно для езды по бездорожью.
Несмотря на то, что специальная резина предназначена для определенного типа транспорта, она также имеет свою классификацию, так как используется в различных погодных условиях.
Шины SUV: в чем отличие от обычной резины? Они рассчитаны на значительный вес, эксплуатацию в условиях бездорожья и большую скорость. Индекс нагрузки у них выше, чем у обычных шин, поэтому резина, из которой они производятся, усиливается дополнительным металлическим или армированным кордом. Именно это отличает их от обычных.
Классификация автопокрышек SUV
Шинная продукция SUV-класса бывает летняя, зимняя, всесезонная.
Летние автопокрышки предназначены для использования в теплое время. Их изготавливают их специального твёрдого состава резиновой смеси, которая отлично выдерживает большие скорости и температурные нагрузки. Но при низких температурах (ниже +7 °С) автопокрышки не обеспечивают дорожного сцепления.
Для современных внедорожников предлагаются шипованные или нешипованные зимние шины. На льду или укатанном снегу шипы обеспечивают лучший зацеп, но на шоссейной дороге их характеристики снижаются.
Всесезонные — представляются как универсальные и могут эксплуатироваться во все сезоны, даже зимой. Специальный рисунок протектора обеспечивает хорошее сцепление с дорогой как в летних, так и в зимних условиях.
На бездорожье подходят модели с агрессивным мощным рисунком протектора, увеличенной высотой профиля, с дополнительными грунтозацепами, усиленным кордом. Такие модели маркируют MT (mud terrain), что говорит об их внедорожной направленности. Используется резина в основном для езды по бездорожью и по грунтовой дороге. На асфальте она очень шумная, плохо тормозит, обладает низкими скоростными индексами.
Основные качества MT моделей:
По легкому бездорожью могут подойти универсальные шины AT (all terrain) для всех типов дорог. Эта маркировка означает, что авторезину можно использовать на асфальте, грунтовых дорогах и в условиях легкого бездорожья. На активную езду по асфальту такие шины не рассчитаны.
На шинах для внедорожников встречается знак EL. Значение этой маркировки говорит об усиленной конструкции шины и дополнительных слоях корда, что увеличивает индекс грузоподъемности на три единицы.
Зимняя резина SUV — рейтинг
В зимних условиях качество и безопасность шин имеет главное значение. Среди популярных зимних покрышек для SUV-класса значатся известные бренды шинной продукции, что зарекомендовала себя наилучшим образом.
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV — зимняя модель, разработанная финским брендом Nokian для эксплуатации на мощных внедорожниках и кроссоверах. Автошины отлично держат дорогу в любых погодных условиях, обеспечивают комфортное безопасное передвижение и существенную экономию топлива.
Goodyear UltraGrip Performance Gen-1З — нешипованная шина подойдет для моделей легковых авто премиум-класса. Данная модель обеспечивает отличные показатели управляемости и комфорта на заснеженной и обледенелой поверхности.
Зимняя резина Nexen Winguard Ice SUV, созданная южнокорейским брендом, демонстрирует повышенные показатели тягово-сцепных свойств, устойчивости и адаптации к сложным дорожным условиям.
OBSERVE G3-ICE — новая шипованная модель Toyo подходит как для легкового транспорта, так и для внедорожников, разработана для оптимального сцепления и торможения на льду и на снегу, идеальна для использования в экстремальных зимних условиях. Помимо надежного сцепления на снегу и льду, шина OBSERVE G3-ICE также обеспечивает высокий уровень комфорта.
Зимняя шина для кроссоверов и внедорожников Tigar SUV Ice компании Michelin — отличается V-образным рисунком протектора с несколькими оригинальными решениями. Расположение продольных увеличенных блоков в центральной части обеспечивает курсовую устойчивость транспорта на высокой скорости. Расположение продольных кромок под острым углом препятствует боковым скольжениям.
Полезные рекомендации по выбору резины SUV
При покупке шин необходимо подобрать их подходящий размер. Размер должен быть таким, каким он предусматривается в технической документации к авто. На боковине каждого изделия расположен буквенно-цифровой код, который должен обозначать информацию о размере и характеристиках продукции.
Буквенно-цифровой код
Чем выше профиль резины зимой, а ширина колеса минимальная — тем лучше. Это сказывается на положительном поведении автомашины на скользкой дороге.
Слои корда выполняют двойную функцию, придают шине устойчивость и делают протектор более плоским:
По рисунку протектора зимнюю резину делят на европейский и скандинавский типы. Скандинавский тип предназначен для более суровых зим.
Шины для легковых и легкогрузовых авто имеют разницу между собой. Владельцы SUV-транспорта выбирают для своих автомобилей легковые шины — они стоят дешевле и обладают высоким уровнем комфорта. Если машина будет перевозить тяжелые грузы или использоваться трейлер, лучше выбрать для неё легкогрузовые шины.
Нет таких шин, которые со своими характеристиками проявляли бы себя везде хорошо. Выбирают шины в первую очередь по первостепенными требованиям, учитывая условия использования транспортного средства. Правильно подобранные шины смогут раскрыть весь потенциал авто при движении в условиях бездорожья или предоставить максимальный комфорт на асфальте, позволят сократить тормозной путь и улучшить сцепление с дорогой.
Чем шины для SUV отличаются от шин для легковых автомобилей
Разбираемся, какая конструктивная разница между шинами для легковых автомобилей и для SUV, где в шинах кевлар, что влияет на расход топлива и сцепление с дорогой и, главное, какие инновационные решения легли в основу новых шин MICHELIN Pilot Sport 4 SUV для заряженных паркетников и спортивных вседорожников.
Вокруг зимних шин в интернете ведутся бесконечные баталии, а вот выбор летних шин для любых авто, в том числе для вседорожников и паркетников, почему-то не вызывает такого же горячего обсуждения. Мотивация владельцев проста: «Если у меня SUV, то не так важно, какие на нём шины — база и полный привод компенсируют все недостатки». На самом деле шины для вседорожников отличаются от шин для легковых автомобилей гораздо бо́льшим, чем только размерностью.
Как сделать вседорожную шину
Разъяснять нюансы мы будем на примере новой шины MICHELIN Pilot Sport 4 SUV — а на чём ещё, если не на собственном продукте? К тому же в ней применено большое количество новшеств, которых не было в прошлых шинах MICHELIN.
Отметим сразу: Pilot Sport 4 SUV предназначены для движения по твердым покрытиям (а не для преодоления снежных торосов и весенней таёжной грязи), и значит, спроектированы так, чтобы в первую очередь эффективно отводить воду во время движения для предотвращения аквапланирования и помогать снижению расхода топлива при поездках на большие расстояния. Ведь, будем честны, за редким исключением кроссоверы и настоящие вседорожники чаще используются на обычных дорогах, а не на танковых полигонах.
Итак, первая составляющая успеха — состав резиновой смеси. Он влияет и на износостойкость, и на сцепление с дорогой, и даже на топливную эффективность! Точный состав резиновой смеси для шин — это строжайшая коммерческая тайна каждого производителя. Вернее, входящие в смесь компоненты в основном широко известны, а вот их пропорции засекречены. Традиционно в шинную рецептуру входит каучук (смесь натурального и искусственного), технический углерод, диоксид кремния, сера, вулканизационные активаторы и различные пластификаторы в виде масел и смол. Любые изменения в коктейле значительно влияют на свойства шины — на качество сцепления, мягкость, долговечность, экологичность.
Так, технический углерод придаёт шине прочность и износостойкость. А диоксид кремния, к примеру, улучшает сцепление с мокрой дорогой и в целом более экологичен, нежели технический углерод, который оставляет на дороге те самые черные следы торможения и мелкодисперсную черную пыль, которая в автомобилизированных городах оседает по краям дорог, на домах, окнах, лавочках и любых других поверхностях. Плюс к этому — диоксид кремния немного снижает сопротивление качению.
В Pilot Sport 4 SUV мы нашли такое соотношение технического углерода, диоксида кремния и прочих ингредиентов, что получилось и улучшить свойства шины, и повысить её долговечность, и немного снизить силу сопротивление качению. Новый состав, впервые появившийся в Pilot Sport 4 — наша гордость, но рассказать более подробно о его нюансах мы не можем.
Следующая деталь, которая заметно влияет на управляемость авто и проходимость шины — рисунок протектора. Очевидно, что чем грубее и агрессивней выступы, тем лучше шина преодолевает мягкий грунт, глубоко вгрызаясь в почву и отводя излишки слишком мягкой глины из-под пятна контакта. Если чуть углубиться в физику, то мы узнаем, что качество сцепления с дорогой зависит отнюдь не от площади пятна контакта шины с поверхностью (чаще наоборот), а от удельного давления, оказываемого всей машиной на единицу площади поверхности дороги. Чем выше давление, тем лучше контакт, тем выше трение покоя и тем лучше машина держит дорогу.
Простой рисунок с минимумом канавок создан исключительно для твердых покрытий, на бездорожье ему делать нечего. Асфальт имеет настолько хорошие фрикционные свойства, что шина превосходно цепляется за него даже при низкой доле негативного профиля, как, например, в спортивных сликах. Но стоит выехать по весне в поля, как под колесами окажется грунт, и шина с высокой долей позитивного профиля станет беспомощно буксовать из-за невозможности отведения грязи из пятна контакта. Крупный протектор позволяет уменьшить пятно контакта и при той же массе автомобиля и размерности шины увеличить удельное давление. Канавки помогут отвести воду в стороны, а протектор продавит слишком мягкую размокшую землю и доберется до более твердой поверхности, чтобы уцепится за неё и вытащить машину.
Впрочем, бо́льшую часть времени автомобили повышенной проходимости эксплуатируются в городе, на асфальтовых или твёрдых грунтовых дорогах, где нет никакой надобности во внедорожном протекторе. А если выехать на шоссе на шинах с грубым протектором, мы получим повышенный расход топлива и шумность, потому что из-за грубого протектора вырастет сопротивление качению.
Вернемся к MICHELIN Pilot Sport 4 SUV. Центральная часть протектора шины специально спроектирована для уменьшения сопротивления качению — чтобы снизить характерное для вседорожников высокое потребление топлива. Сами блоки протектора спроектированы так, чтобы управляемость вседорожника на MICHELIN Pilot Sport 4 SUV была практически как у легковых автомобилей, без вальяжных раскачиваний по вине шин.
Следующий необходимый элемент надежной шины для вседорожника — прочность. Мы усилили Pilot Sport 4 SUV арамидно-нейлоновым слоем. Арамид, также известный как ароматический полиамид, есть ни что иное как знаменитый кевлар (это его коммерческое название), применяемый в частности в бронежилетах и военных касках.
Арамидно-нейлоновый слой не только улучшает прочность шины и ее стойкость к порезам и пробитию, но и повышает стабильность на высоких скоростях: «броня» немного компенсирует действие центростремительной силы на высоких скоростях, под действием которой уменьшается пятно контакта с дорогой.
И наконец, о самом интересном свойстве шины MICHELIN Pilot Sport 4 SUV. Общеизвестно, что характеристики шины меняются по мере износа: в норме фрикционные свойства абсолютно новой шины чуть уступают таковым у шины, прошедшей пару тысяч километров; притом шина с минимально допустимым остатком протектора теряет часть своих эксплуатационных характеристик или свойств. В новых вседорожных шинах MICHELIN сочетание двойного каркаса и улучшенного состава резиновой смеси дало замечательный результат: согласно тестам, как внутренним, так и независимым, Pilot Sport 4 SUV более долговечны.
Европейская компания по инспекции транспортных средств Dekra провела тестирование шины Pilot Sport 4 SUV 235/60 R18 на автомобиле Hyundai Santa Fe CRDI. По результатам теста шины Pilot Sport 4 SUV показали меньший тормозной путь, особенно к концу службы протектора, и значительно лучшую износостойкость — потенциальный пробег до достижения высоты протектора 1,6 мм оказался на 8–12 тыс. км больше, чем у шин-конкурентов.
Другая экспертная организация, TÜV SÜD, оценила эффективность торможения новых и слегка изношенных Pilot Sport 4 SUV. Новая шина MICHELIN в сравнении с конкурентами имела тормозной путь меньше на 3,15 м, а после обкатки — меньше на 5,20 м! Это — результат применения не только нового состава резиновой смеси, но и более глубоких и расширенных канавок для отвода воды, которые обеспечили отличное торможение на мокром асфальте.
Кстати, больший срок службы шины — это не только экономия и безопасность владельца, но и меньший ущерб окружающей среде: в 2019 году в России была переработана лишь малая доля всех пришедших в негодность шин (около 70 000 тонн; всего в год в России приходит в негодность более 800 000 тонн), а остальные оказались на свалках, в лесах и водоёмах. Так что повышение износостойкости — вопрос весьма актуальный.
Как тестируют автошины
Раз мы упомянули впечатляющие результаты тестирования шин MICHELIN Pilot Sport 4 SUV, то расскажем, как вообще проводятся тесты — не автожурнальные, а экспертные, со строжайшей методикой и точно рассчитанными результатами — на примере наших собственных процедур и регламентов. В компании «Мишлен» ещё на стадии проектирования шины, то есть перед запуском готового изделия в производство, через испытания могут пройти сотни, если не тысячи экземпляров (серийные образцы тестируются тоже).
Внутренние тесты «Мишлен» разделяются на лабораторные и трековые. В первом случае шина под прицелом измерительного оборудования испытывает на себе физические и температурные воздействия, а специалисты снимают показатели, чтобы составить картину о качестве резиновой смеси и эффективности протектора. У «Мишлен» есть протокол тестирования, включающий в себя до тридцати различных процедур.
Сперва проводятся геометрические симуляции: определение формы и радиуса колеса при разной скорости вращения, вычисляются точные габариты и масса протектора и каркаса шины. Затем наступают статические тесты, в ходе которых создается кривая деформации при продольных и поперечных нагрузках на шину. Поведенческие испытания демонстрируют силу самовыпрямления вращающейся шины и уровень силы, необходимый, чтобы шина потеряла сцепление с поверхностью. На тестах комфортности оценивается шумность и мягкость езды. Проверка однородности показывается возможную неравномерность формы шины, которая может привести к вибрациям. Помимо этого, проводится еще множество самых разных испытаний для изучения сил, температур, вибраций и шумов.
В рамках лабораторного изучения мы используем специальное оборудование, созданное как раз для тестирования шин. Например, MTS Flat-Trac III на видео ниже симулирует очень агрессивную езду на высокой скорости, создавая разнонаправленные нагрузки, приводящие к перегрузке и перегреву.
Другая установка помогает следить за возможными вибрациями на разных скоростях. Третья контролирует нагрев шины от трения в зависимости от темпа езды. Четвертая измеряет характеристики шины при перегреве и охлаждении до экстремальных температур. И прочая, и прочая. Например, используя акустическую комнату для анализа шумности, — а это тоже очень важный параметр, требующий поиска золотой середины, — мы могли бы сделать очень тихие шины, но в них неизбежно бы пострадала управляемость и особенно их ресурс.
После того, как новая шина получит добро от лаборатории, настает черед трековых испытаний. «Мишлен» использует пять собственных тестовых полигонов во Франции, Испании, США и Финляндии. На каждом полигоне построено несколько трасс для разных сценариев эксплуатации — длинные прямые для проверки торможений, овальные треки, извилистые дороги. Чтобы данные, полученные в ходе испытаний в разные годы, можно было корректно сравнивать, за состоянием треков строго следят. Автомобили, участвующие в тестировании, буквально напичканы параметрическим оборудованием, от таймеров до гироскопов. Шины испытывают на самых разных автомобилях, от недорогих массовых легковушек до мощных, практически спортивных моделей.
Для создания эффекта езды под дождём вдоль всей трассы установлена сеть форсунок, щедро поливающая асфальт водой, — постоянный долив больших объёмов воды помогает проверить протектор на сопротивляемость аквапланированию. На дороге есть углубление для симуляции наезда на лужу. По методике одна половина автомобиля едет по сухому асфальту, вторая попадает на мокрый асфальт. Также мы следим за разлетом брызг из-под колес, ведь никто не любит, когда встречный авто в дождь заливает ваше лобовое стекло своими брызгами.
На треке даже есть специальное окно, под которым установлена камера и инфракрасный термометр для создания снимка пятна контакта шины во время движения автомобиля. Это один из важнейших тестов, потому что снимок пятна позволяет понять, как надёжно ваш автомобиль будет держаться на дороге на разных скоростях.
А как понять, насколько экономичной будет шина, не вызовет ли её использование повышенный расход топлива, ведь на борьбу с трением качения уходит до 20% мощности авто? У «Мишлен» есть методика и для таких испытаний: на прямой дороге автомобиль набирает строго заданную скорость в 31 км/ч, после чего тест-пилот переключает коробку передач на нейтраль. По ходу испытания измеряется путь, который накатом пройдет машина — так мы получаем очень наглядный результат экономичности шин.
На летнем полигоне компании шины обкатываются на десяти трассах общей протяженностью 41 км, все параметры снимаются электроникой, а инженеры делают выводы и при необходимости вносят изменения в конструкцию шины. Каждое из испытаний шина проходит не один, а сотни раз — важно отследить закономерности, динамику и собрать наиболее точные данные.
Наконец, комплект шин передают тест-пилоту, который изучает их поведение на гоночном треке — компьютеры и регламенты важны, но без реального испытания человеком никогда не обходится. Пилот проверяет качества шин при спокойной и агрессивной езде, моделирует экстремальные ситуации и выносит свой вердикт.
Нельзя просто взять, нарисовать рисунок протектора и отлить шины без расчетов и тестов — может, получится красиво и дешево, но на дорогу на таких шинах лучше не выезжать. Пробуксовки, плохая управляемость, аквапланирование и заносы могут являться следствием ошибок в проектировании шины, не выявленных в ходе испытаний. В «Мишлен» и других крупных и ответственных компаниях с большой историей за созданием, тестированием и производством шин стоят тысячи людей, десятки машин и сотни тестов.
С тестами продукт получается дороже, чем без тестов. Зато надежнее и безопаснее. Хотите узнать об этом больше? Задавайте вопросы в комментариях к этому посту.