Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Разделения властей в современном понимании не было.
Содержание
Народное собрание
Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника.
Совет пятисот
В перерывах между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот». Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года.
Гелиэя
Судебные дела рассматривались в «суде присяжных» — гелиэе. Гелиэя состояла из 6 000 человек, которые выбирались по жребию. Эти 6 000 человек были разделены на 10 дикастериев, примерно по 500 человек в каждом (100 из них считались запасными). При рассмотрении дела оно рассматривалось определенным декастерием, причем из-за многочисленности судей подкуп был практически исключен.
Продолжал существовать ареопаг, однако его реальная власть в условиях демократии была очень сильно ограничена.
Должности
Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега.
Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал различные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.
Как рабство, ксенофобия и элитарность создали демократию в Древней Греции, и в чем сходство с современностью..
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хотела бы поговорить о древнегреческой демократии, и немного о современной. За основу для статьи взята моя работа по истории Древней Греции в рамках курса исторической антропологии, которая являлась допуском к экзаменам и была высоко оценена преподавателями. А значит, ее можно представить на ваш суд, как читателей. Приятного прочтения!
Гражданская община являлась суверенным государством. Республиканский строй отвечал коллективистскому принципу построения полисной организации, и это нашло своё отражение в идеологической сфере.
Идеологию гражданства определяли следующие понятия и идеи:
— Понятие «полисного патриотизма», в основе которого лежало сознание принадлежности своему этнополитическому единству, к данной общине. Понятие «полисного патриотизма», превалировало над общегреческим (впоследствии приведшем к кризису полисной системы). Только принадлежность к полисной общине делало, в глазах греков, человека правоспособным, активным членом общества.
Статус и жизнь гражданина в политическом и экономическом отношении определялись его принадлежностью к полису, его тождественностью с ним, осознание себя единым целым с полисом, невозможность представления себя вне полиса.
В Афинах официальное признание гражданином происходило в 18 лет. Граждане были чётко отделены от остальных жителей. Главную роль играли демы: в число граждан принимали сыновей демотов, принцип наследования статуса гражданина исходил из гражданства обоих родителей. «И всякому желающему из граждан предоставлена свобода слова » (Псевдоксенофонт).
«Распущенность рабов и метэков в Афинах достигает высшей степени. Здесь нельзя побить раба и он не уступит вам» (Псевдоксенофонт).
В Спарте, исторически сложилось, что доризация (завоевание коренного населения пришлыми племенами дорийцев) области привела к тому, что возникло подавление местного населения, а впоследствии и противопоставление спартиатов остальному населению Спарты. Появились граждане – спартиаты, неграждане – периэки и илоты – рабы.
В Афинах для граждан существовала свобода рыночной торговли, они могли вкладывать средства в морскую торговлю, используя при этом труд рабов.
Малоимущие граждане не принимали участия в принятии решений и становились гипомейонами – «гражданами второго сорта». Периэки несмотря на «негражданство» всё же несли военную службу в Спа рте и были готовы сменить статус наемников на статус гражданина.
В Афинах, при объявленной демократии, фактически в управлении полисом участвовало не более 20% населения, в которое также входили женщины и несовершеннолетние, юридически не имевшие политических прав. То есть, по факту, в управлении участвовало не более 10% населения полиса. Остальная, бесправная часть населения делилась между 40% метэков и 40% рабов. « Но афиняне рассуждают совершенно правильно, предоставляя говорить в собрании и простым людям» (Ксенофонт) «Пританы производят в Народном собрании выборы стратегов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне» (Аристотель) «Народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств» (Аристотель).
Существовал в Афинах порядок замещения должностей, позволявший привлекать к государственной деятельности почти всех граждан мужского пола.
Но некоторые философы были недовольны таким положением дел в полисах, так как видели, что подобные элементы приводили к появлению фактора, предшествующего разложению гражданского института, при котором индивидуальное благо, приносимое занятием соответствующей должности, становится приоритетнее блага общегосударственного и лишает смысла существование не только гражданского института, но самого демократического устройства полиса. Напоминает современную ситуацию, не так ли?
«Об избрании всегда хлопочут не столько порядочные люди, сколько случайные» (Аристотель).
«Народ стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход» (Ксенофонт).
В Спарте спартиаты участвовали в управлении государством и обязаны были вести контроль над илотами : сильных илотов нужно было у.бивать ( криптии ). Саму Спарту населяли только привилегированные граждане высшего сословия, остальные жили в окрестностях полиса. Дипломатические миссии осуществляли только спартиаты, и это было их наследственное право.
«Апеллой обозначено народное собрание … когда большинство в народном собрании стало изменять мнения геронтов… тогда цари вписали следующие слова: «А если народ изберет кривой путь, то пусть старейшины и архагеты противятся этому и не утверждают народного мнения, а вообще отстраняют и распускают народ ». Они внушили всему полису, что так велит сам бог» (Плутарх)
Власть народному собранию в Спарте принадлежала только формально, на практике, полисом единолично управляли геронты и эфоры.
Наверное, в этом, по-своему, проявляется теория циклизма, постоянного повторения событий в разные периоды и временные отрезки истории, ввиду того, что «история учит человека тому, что человек ничему не учится из истории» (Парадокс Гегеля ). «Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь» (Джордж Сантаяма).
Состоять в народном ополчении для афинянина было почётной обязанностью и правом, доказать, что он достоин называться гражданином Афин (афинские метэки в виде привилегии получали право несения военной службы). Греческие ополченцы чувствовали себя составной частью полиса. «Помните, что там, где величайшие опасности, там и величайшие почести для города и для отдельного гражданина» (Фукидид).
Равенство не только не было «всенародным»: оно и для граждан существовало с оговорками, хотя юридически свобода гражданина находилась под защитой полиса. Политико-правовые учения более раннего периода, оформились в период классической Греции в идею о свободе, но не всеобщей, а для избранных, для граждан. Политика и закон также являются делом граждан – полноправных людей коллектива полиса, на законе держится государство, соответственно все граждане обязаны ради сохранения полиса, как неотъемлемой части самих граждан, стремиться к благу полиса и все решения принимать исходя из общегосударственной пользы, а не из личных интересов отдельных граждан. Труд же являлся уделом рабов, по мнению граждан, не способных и не имеющих прав на участие в государственной жизни полиса.
« В Лакедемоне (в Спарте) каждый участник сисситий (совместные обеды) обязан был вносить свои деньги… Сисситии оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям бедным нелегко, между тем, по традиции, участие в них служит показателем принадлежности к сословию граждан, так как, тот, кто не в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами граждан» (Аристотель).
Равенство в полисе представляло собой корпоративное равенство для «своих», оно не могло быть «всенародным», тогда бы стерлась грань между чужими и своими, а это было бы крахом гражданской идентичности периода классической Греции, поэтому граждане стояли на позициях защиты незыблемости и неизменности существующих порядков, определяющих права на гражданство.
Лишение гражданских прав, полное или частичное, было для античных греков серьёзнейшим наказанием. С другой стороны, дарование гражданских прав негражданам было одной из самых высоких наград, которых удостаивались люди, оказавшие особые услуги полису.
Неразрывность полиса и гражданина ( понятия общегреческого гражданства не существовало) проявлялось даже в языке: в разговоре были формулировки «не Афины воюют со Спартой», а « афиняне борются со спартиатами».
«Афиняне не обязаны давать своим союзникам отчёт в израсходовании ими денег, так как афиняне сражаются за них и отражают нападения врагов» (Плутарх).
Гражданин осознавал себя частью коллектива граждан, общественное благо имело приоритет над личным, частным. Формирование коллективного духа происходило не через индивидуальное членство, а посредством коллективной практики самоопределения, вложения личных качеств и усилий в поддержание коллективного единства и согласия. Уверенность граждан в том, что самореализация возможна только посредством коллектива была важной составляющей в сознании граждан полисов. Феномен полиса состоял во взаимоотношениях свободных людей, осознанно направленных на обеспечение интересов полиса, а значит и его всех его членов, каковыми себя считали граждане.
В Афинах, Перикл, не смотря на рознь между афинянами, сумел объединить их и убедить в своей правоте, что демократия необходима им. Современники обвиняли Перикла, что он пытается угодить народу. А он организовывал коллективные мероприятия, которые стимулировали народ и повышали производительность его граждан, которая укрепляла экономику государства. И это способствовало возвышению Афин на международной арене. «Конечно не такие порядки нужны для того, чтобы государство могло сделаться наилучшим, но зато демократия, скорее всего, сможет сохраниться при таких условиях» (Ксенофонт).
Так была ли демократия в Древней Греции? И в чем сходство древнегреческой демократии с демократией сегодняшней?
И тут возникает крамольная мысль: а может древнегреческая «демократия» до сих пор существует в скрытом виде? Может греки были просто более честны по отношению к населению и не внушали ложных иллюзий о «демократии для всех»?
Для этой статьи были использованы:
Источники:
Аристотель. Афинская полития.
Платон. Государство. Законы. Послезаконие.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания.
Псевдоксенофонт. Афинская полития.
Литература:
Зайков А.В. Общество древней Спарты.
Кахилл Т. Греческое наследство. Чем цивилизация Запада обязана эллинам.
Печатнова Л. Г. Спарта. Миф и реальность.
Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции.
Маринович. Античная демократия.
Суриков И.Е. Античная Греция.
Суриков И.Е. Солнце Эллады.
Суриков И.Е. Аристократия и демос.
Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Чтобы описать, откуда происходит слово демократия и что этимологически означает, необходимо вернуться в древнюю Грецию, когда появилась эта форма правления.
Некоторые историки согласны, что происходит от термина demokratia, происходит от двух греческих слов: пошли, что означает «обычные люди» и Кратос что означает «сила» Тогда демократия будет означать «власть простых людей».
Однако понять это слово этимологически оказывается немного сложнее, и необходимо вернуться к истории Афин в 508 году до нашей эры..
Когда этот город в поисках свободы от репрессивного правительства был реорганизован, и таким образом начались основы демократии, которые в настоящее время известны.
Происхождение слова демократрACIA
Аттика была разделена на важные районы, являясь одним из них городом Афинами и его окрестностями. Он был разделен на несколько зон или районов; они изначально назывались пошли.
Каждый мужчина из Аттики был признан гражданином пошли, и будучи старше 18 лет участвовал в политических решениях. Женщины, рабы или иностранцы были запрещены.
Таким образом, в действительности, в соответствии с тем, что известно сегодня о демократии, в Афинах оно не применялось как таковое, но его можно понимать как правительство, которое представляло районы или районы Афин..
Плутарху удалось определить демократию с другой точки зрения, ссылаясь на тот факт, что слово произошло от сочетания слов демиургов (ремесленники Аттики) и геоморфы (крестьяне Аттики), социальные классы, которые составляли демос.
Тогда определение, которое Плутарко дал демократии, было: «правительство ремесленников и крестьян».
По поводу слова Кратос, толкование «власти» часто ставится под сомнение некоторыми историками, утверждая, что делается ссылка на «осуществленную силу», а не на представительную власть, которая призвана дать.
Если этимологически это означает силу, оказываемую демосами (гражданами), она может иметь коннотацию, более похожую на навязывание полномочий и законов, чем та, которая дана в настоящее время в учебниках..
Характеристика демократии в Древней Греции
Значение, данное Кратос (сила, сила), предлагает диатрибу некоторых историков, поэтому предлагают изучить особенности демократии, осуществляемой греками в Афинах.
Эти характеристики перечислены ниже:
Эти характеристики дали политическому режиму в Афинах качества, отделенные от значения навязывания власти силой, ориентированные в большей степени на понимание Кратос как способность действовать.
demokratia, тогда это не просто «сила демос»; скорее это означает, в более широком смысле, «уполномоченные демки». Это режим, при котором демоверсии обретают коллективную способность осуществлять изменения в публичной сфере..
В греческая демократия это был тип правления, появившийся примерно в 6 веке до нашей эры. C. в афинском полисе, поэтому многие историки называют это афинской демократией. Персонажи, которые больше всего способствовали принятию этого типа политической системы, были Солон, Клисфен и, прежде всего, Перикл.
Демократия в Древней Греции сильно отличалась от сегодняшней. Начнем с того, что не все жители имели политические права, поскольку женщины, не рожденные в полисе и рабы были исключены.
Происхождение греческой демократии
Греция, а точнее Афинский полис, была колыбелью демократии. Со временем другие полисы приняли такой же режим правления, хотя многие другие этого не сделали.
Благодаря их системам документации механизмы, которые они создали для реализации этой политической системы, известны сегодня.
Задний план
Между 800 и 500 годами н. Э. C. города эллинской культуры становились все сложнее и размерами. Обычно в каждом из этих полисов существовала монархическая система правления, хотя позже они стали управляться местной аристократией.
Расширение морской торговли и обработки земли были двумя факторами, которые привели к появлению экономических элит. Со временем эти элиты захватили власть в так называемых «тиранических режимах». Эта система возникла между VI и V веками до нашей эры. С.
Рост населения усилил давление на этих тиранов. Его ответ заключался в предоставлении людям некоторых прав. Точно так же была реорганизована военная структура, и многие бывшие фермеры стали играть важную роль в защите полиса.
С другой стороны, греческий полис развил экономическую систему, в которой рабы играли основную роль. Одним из последствий была четкая социальная иерархия, поскольку различия в правах между так называемыми гражданами и негражданами усиливались.
Вдобавок к этому в этом контексте начали писаться то, что эксперты считают примитивными конституциями.
Тимократия
Одна из основных вех в процессе, приведшем к созданию демократии в Афинах, произошла во время правления Солона в 594 году до нашей эры. С.
Солон считал, что власть должна осуществляться наиболее подготовленными, которых в то время отождествляли с философами. Только они, благодаря своим знаниям, могли правильно управлять всеми делами города. Эта система правления называется тимократией.
В 594 г. К., Солон одобрил Конституцию, чтобы внедрить эту систему правления. Кроме того, вождю удалось списать долги эксплуатируемых афинян и запретить превращать тех, кто был в долгу, в рабов.
Клисфен, Перикл и Эфиальт
Позже, в конце 6 века до н. Э. К., новый правитель, Клистен, положил конец правлению элит и навязал демократию.
Двумя другими великими именами в истории греческой демократии были Эфиальт и Перикл. Оба жили в V веке, когда Афины сопротивлялись попыткам вторжения империи Ахеменидов. После этой победы менее привилегированные группы населения потребовали увеличения своих политических прав.
Реформы Эфиальта и Перикла позволили этим группам иметь гораздо большее участие в политической жизни. Вдобавок второй из них создал различные институты, которые развивались в этой системе правления.
Особенности и работа
Афины были первым полисом, принявшим демократию, систему правления, при которой граждане участвовали в принятии политических решений. Из этого города демократия распространилась на другие полисы.
Этимология
Слово демократия появилось в V веке до нашей эры. C., в полисе Афин. Он состоит из двух слов: демос (люди) и кратос (власть или правительство).
Некоторые авторы утверждают, что эта этимология могла быть более сложной. Таким образом, «демос» может возникнуть в результате слияния «демиурги» и «геоморос». Плутарх, греческий историк, утверждал, что демиурги, геоморы и эвпатриды были тремя социальными классами свободных граждан, которые составляли аттическое общество.
Гражданство
Греческая демократия имела много отличий от того, что понимается как таковая сегодня. Начнем с того, что понятие гражданина было очень маленьким: так считались только мужчины старше 20 лет, прошедшие военную подготовку.
Женщины, иностранцы и рабы не имели этого права и, следовательно, не могли участвовать в политической жизни.
Государственные органы
В Афинах, где зародилась греческая демократия, было три руководящих органа. Первой из них была Экклесия, или Ассамблея, она выполняла функции руководящего органа полиса. В некотором смысле его функции аналогичны функциям парламентов.
Вторым руководящим органом был Бул, также известный как Совет пятисот. Как видно из названия, он состоял из пятисот человек, выбранных по жребию и занимавших эту должность в течение года. Этот орган позаботился о практичности и встречался каждый день.
Последним органом была Дикастерия, народный суд. Это была судебная ветвь полиса. Как и предыдущий, он состоял из 500 человек, также выбранных по лотерее.
Государственные сборы
Государственные должности в этой системе правления избирались двумя разными способами. Первый, как уже отмечалось, проводился по лотерее. Это был самый распространенный метод, поскольку считался самым демократичным.
С другой стороны, были также некоторые должности, которые избирались голосованием. Так приходили к власти примерно сто из тысячи чиновников. Это были, например, казначеи и стратеги, генералы армии.
Функционирование
Участие горожан, за исключением идиотов, было обязательным. У этой группы были равные политические права, помимо свободы слова.
Чтобы предложить закон, гражданин должен был написать свое предложение на планшете и положить его на агору. Позже это предложение обсуждалось в Совете пятисот. В случае, если это сочтено удобным, Совет разработал законопроект для представления его Ассамблее.
После принесения в жертву поросенка, граждане, присутствовавшие на собрании Ассамблеи, обсуждали утверждение проекта на сессиях, которые могли длиться до 6 часов. В конце концов, они проголосовали поднятием руки.
Конец греческой демократии
Афины пережили свой золотой век в период демократии, хотя им пришлось пережить войну против Спарты. Эпидемия чумы, возникшая во время осады города, унесла множество жизней, в том числе Перикла.
Хотя Афины проиграли эту войну, демократия оставалась в полисе до 322 г. до н. Э. Затем началось господство Македонии в Греции и конец демократической системы.
Аргументы за и против
Греческая демократия считается одним из величайших достижений в истории западной цивилизации. Даже сегодня либеральные демократии утверждают, что они произошли от той, которая была создана в тот период.
Однако, помимо его неуниверсального характера, исключающего женщин и другие социальные группы, уже в свое время он нашел немало критиков.
критики
Двумя наиболее известными критиками демократии, внедренной в Афины, были Платон и Аристотель. Эти великие философы объяснили недостатки, обнаруженные ими в этой системе правления.
Аристотель утверждал, что это извращенная система правления. Платон, со своей стороны, писал в своей «Республике», что типичная для греческой демократии лотерея позволяла занимать многие должности людям без подготовки или способностей.
Платон также пошел дальше в своей критике. Для философа демократическому человеку недоставало дисциплины и стыда. По его словам, эти люди хотели только свободы делать то, что они хотели, и, следовательно, удовлетворять свои телесные желания.
С другой стороны, демократическая система, установленная в Афинах, исключила большую часть населения. Только граждане, свободные люди, имели политические права. Некоторые расчеты подтверждают, что на 430 а. C., только 10% из 300 000 жителей города могли участвовать в политической жизни.
Аргументы в пользу
Лучше всего преимущества греческой демократии объяснил Перикл. В своей похоронной речи он определил эту систему следующим образом:
Таким образом, хотя и в некоторой степени, демократия позволила людям впервые высказывать свое мнение и голосовать. Более того, злоупотребления со стороны правителей были значительно ограничены.
Выдающиеся фигуры
Перикл
Перикл пришел в мир в 495 году до нашей эры. C., в полисе Афин. Его отцом был Джантипо, военный, командовавший армией в его победе против персов при Микале в 479 году до нашей эры. С.
Как член привилегированного класса, Перикл имел очень престижных учителей, таких как философ Анаксагор или софист Деймон.
Кроме того, он окружил себя группой выдающихся интеллектуалов того времени: Геродот, историк, Софокл, драматург, или Фидий, скульптор. Даже его возлюбленная Аспасия де Милето была известна своей великой культурой.
Перикл, лидер фракции, защищающей демократию, пытался убедить всех граждан участвовать в правительстве. Точно так же он ввел оплату в обмен на услуги, оказанные государству, и был создателем системы лотереи для избрания государственных чиновников.
Нападение персов, которое привело к созданию Делосского союза, сделало Перикла лидером Афин на пятнадцать лет. В этот период он способствовал восстановлению храмов, разрушенных во время войны, а также построил несколько новых зданий, в том числе Парфенон.
Солон
В то время, когда Афины страдали от серьезных внутренних конфликтов из-за концентрации земель в руках аристократов, Солон был выбран в качестве арбитра, чтобы положить конец происходящим боевым действиям.
Этот законодатель намеревался полностью изменить политическую и социальную систему города. Его намерением было способствовать постоянному социальному миру и тому, чтобы не возникало никаких новых проблем. Для этого он искал формулу, которая могла бы привести к соглашению привилегированные и угнетенные группы.
В области сельского хозяйства Солон предложил отменить сборы. Его предложение включало изменение валютной схемы, тем самым уменьшив долг на 30%. Кроме того, заявлено об истечении срока ипотеки.
С другой стороны, Солон был ярым защитником свободы гражданина, так как считал, что без нее страдания не перестанут расти. Таким образом, он составил новый свод законов, который расширил личные свободы.
Хотя в строгом смысле система, сформулированная Солоном, не была демократией, она рассматривается как ее предшественник.
Клисфен
Клистен был афинским политическим деятелем, родившимся в 570 г. Его главным вкладом было внедрение демократии в его город-государство.
Его намерение внедрить демократию было отвергнуто афинской олигархией. Чтобы победить его, Клистен вступил в союз с демократической фракцией во главе с Исагорасом. Оба в конечном итоге столкнутся друг с другом за власть, битва, которая закончилась победой Клисфена.
Придя к власти, Клистен приступил к разработке необходимых реформ для демократизации правительства. При поддержке афинского народа он создал основы системы, основанной на равенстве граждан перед законом.
Ссылки
10 изображений и примеров для понимания концепции уважения
Цитотрофобласт: характеристика, развитие и функции