Что означало понятие кормление на руси в xiv xv вв
КОРМЛЕНИЕ
Существовало три объекта кормления.
Вторым объектом являлись должности: управленческие в собственных владениях великих и удельных князей (с конца XV века именовались дворцовыми); приказного типа; прямых княжеских представителей. Из управительских кормлений более частыми были: предоставления кормления «на ключ» (т. е. назначение великокняжеским приказчиком в ряд городов с сельской округой, где находились великокняжеские владения); назначение великокняжеским дворским (во Владимире); на те или др. должности в великокняжеских или княжеских путях в ряде уездов; на должность великокняжеского (княжеского) тиуна в отдельных городах и т. п.
Третьим объектом кормления было право на взимание (главным образом в городах, но также и в сельских местностях) отдельных фискальных сборов, торговых и иных пошлин, в т. ч. торгово-проезжих, собиравшихся самими кормленщиками или же получаемых ими от административных лиц и представителей населения («поворотное», «полавочное», «мех», «писчее»).
Кормленщика при «наезде на кормление» сопровождал штат помощников из числа его холопов. Кормленщик и его люди имели право на один ненормированный «корм» при «наезде на кормление» («кто что принесёт») и три нормированных (на Рождество Христово, Пасху и Петров день). В указных грамотах предусматривалась возможность замены натуральных поборов денежными по воле кормленщика, причём нормы денежных эквивалентов различались в зависимости от категории населения (у черносошных крестьян были выше более чем на 20%). Сумма доходов от кормления сильно варьировалась в зависимости от численности податного населения (от 6-7 до 40-50 руб. и более за весь срок Кормления) и резко возрастала при пожаловании кормленщику права держать корчму и права на взимание ряда пошлин. Первоначально сбор кормов или денег осуществляли люди кормленщика, позднее эту операцию производили представители местного населения. К середине XVI века некоторые кормления уже отдавались на откуп.
На практике функционирование системы кормления заметно отличалось от зафиксированных в грамотах правил и норм. Распространённым был четвёртый регулярный «корм» осенью (на праздник Покрова Богородицы); кормленщика обычно сопровождала семья (члены которой, как правило, получали подношения), а иногда и собственной дворецкий, которому также шли «корма». В пользу кормленщика с приходских или общинных пиров-братчин в дни престольных и иных празднеств нередко взималась «явка» в натуральной форме (пиво, мёд, брага) или собирались деньги. Отдельно оплачивались поездки кормленщика по управляемой им территории. Население также обязывалось возводить, ремонтировать и обслуживать двор кормленщика. Известны случаи отработок населения на кормленщиков. Пошлины от судебных процессов нередко превосходили доходы собственно от кормления. Злоупотребления кормленщиков именно в сфере суда были наиболее болезненными для всех групп местного населения, они вызывали в первой половине XVI века многочисленные челобитья в адрес великого князя.
Не позднее второй четверти XVI века обозначился кризис системы кормления. Количество кормлений заметно отставало от роста численности привилегированных групп с традиционным правом на получение кормление, а дробление кормлений или перевод их на откуп привели к тому, что кормления перестали в достаточной мере обеспечивать содержание кормленщиков. Широкое распространение церковного, а также светского вотчинного и условного землевладения с судебным иммунитетом сокращало источники доходов кормленщиков от суда и порождало конфликты между кормленщиками и землевладельцами. Это нередко требовало согласованного вмешательства ряда центральных органов власти, а в результате управление системой кормления усложнялось, становилось громоздким и обременительным. Ослабляло влияние кормленщиков и привлечение великокняжеской властью ещё с конца XV века представителей податного населения (прежде всего горожан, черносошных и дворцовых крестьян) к соучастию в суде кормленщиков в качестве «судных мужей» (при разбирательстве дела в более высокой инстанции подтверждали соответствие выданной по итогам суда кормленщика «правой грамоты» ходу судебного процесса), к организации и сбору разл. платежей (в т. ч. поступавших самим кормленщикам).
С развитием поместной системы ускорилось формирование уездных (городовых) корпораций детей боярских с общими материальными и служилыми интересами. Их представители назначались городовыми приказчиками, избирались губными старостами (см. Губная реформа 1530-1550-х годов; Губные учреждения), что ограничило сферу управления кормленщиков.
В большинстве районов государства система кормления прекратила существование в ходе проведения земской реформы 1555-1556 годов. Кормление как форма управления сохранялось во второй половине XVI века в приграничных регионах на западе и юге страны (к югу от среднего и нижнего течения Оки), в зонах воен. действий и на завоёванных или присоединяемых территориях.
Кормление
Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.
Связанные понятия
Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Уде́льные кня́жества (уде́лы) (от делить) — территории (земли) на Руси, в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей.
Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.
Определение понятия
С XI по XVI век в Древней Руси князь назначал суверенов во все округи. Они занимали разные должности — наместник, ключник, тиун, волостель, и обязаны были представлять правителя. Пока они исполняли свои задачи, крестьяне собирали им натуральные поборы. Эти пошлины и повинности были необходимы для того, чтобы содержать должностных лиц.
В Средневековой Руси эта система появилась из-за неравенства между социальными классами. Самым главным в государстве считался князь. Ему подчиняются военные, бояре и все, кто проживал при дворе. Они принимали участие в судах, собраниях, правитель наделял их властью определённой силы. Некоторых он отправлял в качестве наместников в отдаленные территории своей страны.
Кормление (кормильство, кормля) в те времена служило материальной базой для обеспечения таких людей. Подати крестьян позволяли им приобретать себе землю, содержать лошадей и домашнюю скотину, оплачивать потребности своей семьи.
История развития
Сам термин «кормление» генетически связан с княжеским полюдьем. Последние годы XI столетия на Руси правители часто сами объезжали города. При этом они осуществляли свои функции — использовали все прерогативы своей власти. Затем во времена правления Ярослава Мудрого местное население собирало деньги и продукты, чтобы передать в казну.
Этот порядок князь смог ввести в первый свод законов — Русскую правду. В следующем столетии сформировалось административное деление территорий княжеств на волости и города. В первых управляющие должности занимали волостели, а во вторых — наместники. Наблюдалась также эволюция местных форм самоуправлений. Сначала проблемы крестьян решали в проездных судах. Позже в каждой территориальной единице проявились стационарные резиденции. Они были известны и в личных владениях князя и на разных видах путей:
Максимального развития это система достигла в первой половине XIV века. А ее расцвет пришелся на середину XVI столетия.
Объекты кормления
Система постоянно развивалась, в ней сформировалась две стороны — крестьяне, которые выплачивали дань, и наместники, жившие за их счет. При этом выделяли три объекта кормления:
В XVI веке за счёт кормления жили примерно 110 городов. А 30 из них делились пополам, около 20 территориями управляли представители высшей знати или члены боярских родов. Сельские местности подчинялись наместникам, административно-судебная подведомственность зависела от их удаленности от центра. На этот показатель влияли также происхождение и статус наместников, характер совершаемых правонарушений. Большая часть городов была представлена отдельными кормлениями, а небольшие волости соединялись в одну.
Второй объект — это сами должности, которые назначали князья. Подати собирались для лиц, которые управляли в собственных владениях или были представителями государя. А еще князь мог назначать приказчиков в города с сельскими округами, они также существовали за счёт крестьян.
Еще одним объектом системы было право на взимание. Его использовали как в городах, так и в сельских местностях. За населением закрепляли фискальные сборы, торговые и проезжие пошлины. Подати собирали сами кормленщики или их заместители. А также для этого дела выбирались представители из местного населения.
Введение изменений
Примерно со второй половины XVI века раздробленное государство стало единой территорией. Постепенно в нём формировались институты власти, которые были необходимы узкому кругу лиц. Расчет пошлин вели все члены княжеского двора, бояре, а также военная.
Процедура оформления была несложной. Служаке достаточно было подать лично князю или его дьяку челобитную о пожаловании кормления. Существовало несколько типов таких грамот. Они отличались правовым объёмом.
В отдельных документах могли быть дополнительные пожелания. Должностное лицо имело право самостоятельно вершить суды или держать собственную корчму, взимать дополнительные пошлины.
А также выдавались особые грамоты, где фиксировались размеры и сроки внесения подати. Если это было необходимо, наместник мог получить еще один документ, который временно отменял судебный иммунитет служителей церкви и местной светской власти. Уставы и грамоты могли регулировать отношения, в которые вступали кормилец и представитель князя. Но их выдавали только по требованиям местного населения.
Согласно документам, кормление оформлялось на срок от 1 до 5 лет. Только в исключительных случаях оно могло быть продлено: за дипломатические или военные заслуги. Согласно грамоте на кормление, территории должны были объединяться. То есть должностное лицо проживало в том городе или сельской местности, где собирали пошлины. Князь выстраивал целые очереди желающих получить такие документы. Если один из кандидатов в период ожидания умирал, то его место могли занять сыновья или братья. С конца XV века за учет должностных лиц, выдачу и фиксацию грамот отвечали специально созданные комиссии дьяков.
Когда кормленщик отправлялся на порученную ему территорию, его сопровождали помощники. При этом они имели право на сбор пошлины сразу по приезде, а также по большим праздникам:
У назначенного лица было право заменить натуральные налоги денежными, но последние зависели от категории населения. Сумма доходов изменялась: за весь срок кормления она варьировалась в пределах 6−50 рублей. Если наместник держал собственную корчму, то пошлины резко возрастали. Сначала сбором дани занимались люди кормленщика, а позже выбирали ответственного из местного населения.
Функционирование системы
На самом деле функционирование системы сильно отличалось от информации, которая была зафиксирована в документах. Должностные лица назначали дополнительный корм на праздник Покрова Богородицы. Пошлины получал не только наместник князя, но и вся его семья. В некоторых случаях даже его услуги могли претендовать на какую-то часть дани.
Во время пиров кормленщик получал подать в натуральном виде — вино, мёд, пиво, а иногда ему платили деньгами. Отдельно крестьяне оплачивали и его поездки по территории местности. Население также строило, ремонтировало и обслуживало дом и двор должностного лица. А пошлины от судебных процессов были гораздо больше, чем сами доходы кормления.
Именно в юридической сфере нарушения наблюдались чаще всего. Наместники князя злоупотребляли своими правами. Из-за этого местное население отправляло в адрес правителя многочисленные челобитные на его служащих.
Начало кризиса
Во второй четверти XVI столетия начался кризис всей системы. Количество привилегированных групп слишком быстро росло. А число кормлений заметно отставало, к тому же они постоянно дробились. Население понимало всю абсурдность системы, которой они столько лет подчинялись. Подвластные территории уже просто не могли содержать наместников.
Широкое распространение получило условное, церковное и светское землевладение. У них появился судебный иммунитет, что существенно сократило доходы кормленщиков. А между ними и землевладельцами часто возникали конфликты. В них вмешивались центральные органы власти, что усложнило управление системой.
Влияние должностного лица на население постепенно ослабевало. А в конце XVI века горожане и дворцовые крестьяне даже начали участвовать в судах во время разбирательств дел, касающихся их кормленщиков. Некоторые из них имели причастность к сбору и организации разных платежей.
Ускоренно развивалась поместная система, ведь тогда формировалась уездная корпорация боярских детей. У них были общие военные и материальные интересы. Согласно Губной реформе, дата оформления которой — 1530−1550-е годы, избирались староста и городовые приказчики. Это ограничивало сферу управления кормленщиков.
Причины отмены
В период правления великого князя Ивана Третьего началось ограничение дохода его наместников. Он лично выдавал грамоты на кормление и уставные. Но в 1556 году официально была объявлена отмена кормлений, а власть перешла к губным и земским старостам. Первых население выбирало из местных дворян. А второй был представителем черносошных крестьян.
Князю Ивану Четвертому пришлось отменить систему, так как ее участники слишком часто начали злоупотреблять своими правами. После 1556 года доходы кормленщиков превратились в единый государственный налог, который называли окупом.
В начале 16 века натуральные пошлины заменились денежными. А Иван Четвертый полностью отменил систему кормлений, заменил её Земской реформой. Хотя подобные налоги не исчезли сразу же. В некоторых городах и территориальных единицах наместники продолжали собирать пошлину с крестьян. Об этом говорится в исторических источниках, которые относятся ко второй половине XVI века.
Чтобы понимать систему управления Древней Руси периода XII-XVI столетий, нужно знать, что такое кормление. Это особый вид содержания власти, который использовали во время феодальной раздробленности государства. Но когда страна стала централизованной и более сильной, эту систему отменили.
Что касается современной России, то сегодня деньги на содержание чиновников выделяются из государственной казны. А пополняется она из налогов, которые платят граждане государства. То есть система значительно изменилась, но её основа осталась прежней. Подобное явление встречается практически во всех странах мира.
Значение слова «кормление»
1. Действие по глаг. кормить (в 1 знач.), Кормление лошадей. Кормление ребенка. □ После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками. И. Гончаров, Обломов.
2. Ист. На Руси в 13—16 вв. система вознаграждения бояр, осуществлявших судебно-административные функции, путем предоставления им права облагать в свою пользу население управляемой ими местности.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.
КОРМЛЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. кормить в 1 и 3 знач. К. зверей бывает в 6 часов. К. грудных детей. 2. В древней Руси — система вознаграждения бояр-администраторов путем предоставления им права облагать в свою пользу население управляемой ими местности (истор.). Послать воеводу на к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кормле́ние
1. действие по значению гл. кормить ◆ — Кормление птиц и кабанов было под неограниченным распоряжением маменьки, и они были к этому делу весьма склонны и искусны в нём, знали все части по этой отрасли и не позволяли ничего переменять. Г. Ф. Квитка-Основьяненко, «Пан Халявский», 1839 г.
2. истор. система содержания должностных лиц, осуществлявших судебно-административные функции, за счёт пошлин, взимаемых с подведомственного им местного населения (на Руси XIV–XVI вв.) ◆ Александр Фёдорович Воейков происходил от старинной и почтенной фамилии; пращур его, Воейко Войтягов сын, владетель Терговский, прибыл в 1384 году из Пруссии с полутораста человеками к князю Димитрию Иоанновичу Донскому: принял православие, получил в кормление город Дмитров и был пожалован боярином. Н. И. Греч, «Записки о моей жизни», 1849–1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В этой мысли есть своя справедливая сторона: если существует кормление законное, то никакая власть не в силах будет искоренить кормления незаконного, опирающегося на те же самые основания. М. Е. Салтыков-Щедрин, Статьи 1856–1860 гг., 1856–1860 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Со времён Гедимина новгородцы нередко призывали к себе князей из Литвы и давали им города «в кормление» (т. е. доходы от суда и управления). 〈…〉 Кроме того, из Золотой Орды в XIV и XV веках нередко выходили знатные мурзы и царевичи; они со своими дружинами поступали на службу к русским князьям, от которых получали большие поместья и целые города на своё содержание (или «кормление») с обязанностью защищать пределы и по первому призыву являться на помощь. Д. И. Иловайский, Краткие очерки русской истории, 1860 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неприсутственный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?