Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Презентация по литературе «Начало ХХ века» 11 класс

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

НАЧАЛО ХХ ВЕКА: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры …С какими чувствами провожали 19 век и встречали наступавший 20….?

АЛЕКСАНДР БЛОК (1880 – 1921) 1899 – 19 лет. В предчувствии особой романтической судьбы… И ты, мой юный, мой печальный, уходишь прочь! Привет тебе, привет прощальный шлю в эту ночь. А я все тот же гость усталый Земли чужой. Бреду, как путник запоздалый, за красотой.

Художник Кузьма Петров-Водкин (1878 – 1939) «Купание красного коня» 1912г.

«Электромагнитный век с летальными машинами, стальными рыбами и прекрасными, как чертово наваждение, дредноутами…» «Главным признаком новой эры наметилось движение, овладение пространством. Непоседничество, подобно древней переселенческой тяге, охватило вступивших в новый век» В картине и память об иконописном Георгии Победоносце, и отголосок блоковской «степной кобылицы» («На поле Куликовом»), и предчувствие С. Есенина – «весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»

Анна Ахматова (1889 – 1966) И всегда в духоте морозной, предвоенной, блудной и грозной, Жил какой-то будущий гул. Но тогда он был слышен глуше, Он почти не тревожил души И в сугробах невских тонул. («Поэма без героя»)

«Из размышлений о русской революции» 1923 год «Проникновение мужика – сначала в лице его авангарда, а потом во все более широких массах – во все области русской общественной, государственной, культурной жизни…есть, быть может, самый значительный и совершенно роковой стихийный процесс, который совершался неудержимо… Шаг за шагом, с неуклонностью стихийно-растительного процесса выдвигалась повсюду крестьянская Россия, надвигалась на дворянскую Россию и заставляла последнюю уступать себе место.»

Надежды на стремительное обновление В. Брюсов, 1905: «Довольство ваше – радость стада, нашедшего клочок травы. Быть сытым – больше вам не надо, есть жвачка – и блаженны вы!» («Довольным») А. Блок, 1905: «Так – негодует все, что сыто, тоскует сытость важных чрев: ведь опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев! («Сытые») М. Горький: «Буря! Скоро грянет буря… Пусть сильнее грянет буря!» «Человек выше сытости» (Сатин, «На дне»)

Грядущая революция пугала неуправляемостью, максимализмом Объясните слова Б.Л. Пастернака: «Ты – вечности заложник, у времени в плену». Что означало для культуры вторжение «низовой», мужицкой России в сферу истории, политики, языка? Почему этот «массовый пришелец» и вдохновлял, и страшил поэтов Серебряного века?

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Номер материала: ДБ-641579

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по литературе в 11 классе по теме «Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.»

Урок № 1. Тема урока: Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

Знакомство с вопросами учебного пособия и беседа по ним с использованием учебника.

2.Вспомните образные характеристики XX века как века движения, бури, грядущего Апокалипсиса. Чем они были вызваны?

Прочитайте примеры высказываний из текста учебника.

3.Что означало для культуры вторжение «низовой», мужицкой Рос сии в сферу истории, политики, языка? Почему этот «массовый пришелец» и вдохновлял, и страшил поэтов Серебряного века?

II . Характеристики переломной, переходной, зыбкой эпохи, возникшие в трепетном сознании

поэтов, художников, косвенно отражают реальные изменения и в научных взглядах времени после изобретения радио, т.е. беспроволочной связи, исследования феномена радиации, после первых полетов аэропланов (тогда говорили «летательных аппаратов»), после открытий специальной и общей теории относительности. Оказалось, что в науке в целом, не только в физике и математике, самыми плодотворными были те теории, которые вначале выглядели как безумные, радикальные, невероятные. Они несли совершенно новые точки зрения, новые уровни знания.

Изменилось качественно духовное состояние науки. Многие века, включая и XIX век, считалось, что познающая мысль ученого, пройдя через бури и сомнения поиска, через риск эксперимента, в итоге, как корабль после шторма, входит в гавань, в область законченных и абсолютных знаний, в царство вечных истин. Чувство гавани — т.е. идея неизменных и вечных законов, полной очевидности и предсказуемости — как раз и исчезло в начале XX века. Покоя не стало и здесь. Напротив, беспокойство, натиск но вых вопросов определили весь духовный климат тех лет. Ностальгия по не известному, по будущему пришла на смену чувству покоя.

Всё это перекликается с ощущениями Блока: «оставь красивые уюты», «покой нам только снится».

Во всей поэзии, прозе, как и в живописи XX века, в театре, происходит смещение акцентов с изобразительности на выразительность, с воссозда ния действительности на ее пересоздание и усложненную оценку.

Этот мужик, часто в мистифицированном виде, как скиф, язычник, новый Стенька Разин, а нередко и старообрядец, член секты хлыстов (у А. Белого в повести «Серебряный голубь»), наконец, как ненавистник города, носитель «избяной» правды у Н. Клюева, будет то грозной частью исторического фона, то активным действующим лицом. Он явится в повестях И. Бунина «Суходол» и «Деревня» и в поэзии С. Есенина. Тема народной, «низовой» России найдет свое воплощение и в живописи рязанского художника Филиппа Малявина (1869-1940), прежде всего в символических картинах «Крестьянки» (1904), «Вихрь» (1906), «Бабы» (1914), «Две девки» (1910-е гг.), с неизменными огненно-красными платками, развевающимися сарафанами.

Вторжение «низовой» России обусловило обращение к христиан ству. В 1913 году в Москве состоялась выставка икон, освобожденных от позднейших записей (т.е. наслоений, скрывающих изначальные лики святых), начались попытки установления взаимосвязей иконы и церковного зодчества с глубинными основами русской духовной жизни. Сейчас даже трудно вообразить, что почти весь XIX век не всматривался пристально в «Троицу» Рублева.

В целом же для всей литературной эпохи 1892—1917 годов, назы ваемой то предреволюционной, то Серебряным веком, была характерна весьма мучительная, драматическая раздвоенность.

— В чем заключалась эта раздвоенность, даже растерянность, незнание того, «куда несет нас рок событий» (С.А. Есенин)?

С одной стороны, революция 1905 года, а за ней еще более гранди озная, как буря вселенского масштаба, революция 1917 года вселяли великие надежды на стремительное обновление существующего феодально-буржуазного порядка, строя «сытых» и «самодовольных» мещан. Валерий Брюсов в 1905 году будет искренне радоваться страху и краху «довольных», тех, кого напугали «дети пламенного дня» (т.е. восставшие рабочие):

Нашедшего клочок травы.

Александр Блок в том же 1905 году назовет своим исконным врагом, заслужившим возмездие, — «сытых», негодующих на «чернь», на «низовую» Россию:

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Максим Горький вовсе не выполнял некий социальный заказ, когда торопил начало бури, призывал её быть грозной, устрашающей: «Буря! Скоро грянет буря. Пусть сильнее грянет буря!» («Песня о Буревестнике»). Да и слова его Сатина из пьесы «На дне» о величии человека («Человек выше сытости») определенным образом перекликаются с насмешками Брюсова и «корытом сытости» Блока. Горький лишь заострял многие грани общего умонастроения.

Задумаемся над серией предреволюционных картин замечательного рус­ского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). Они изображают чаепития в трактирах, в городских купеческих усадьбах, эпизоды гуляний на Масленицу в провинции, румяных русских женщин, царственно величавых перед самоваром, с неизменной кошечкой у плеча и красивым чайным блюдцем. Что в них: ирония, предчувствие гибели, потери этой Руси, тот смех, с которым человечество расстается со своим прошлым? Или это солнечные грезы о бессмертии жизни, о прекрасной царственности таких беспечных величавых героев и героинь?

Идеальная, а не грубо-телесная полнота этих красавиц с ничем не омра ченным взглядом, счастливой полуулыбкой, вся сказочно-узорная обста новка этих базаров, усадеб, лавок, трактиров, балаганов совершенно не по хожа на «темное царство» купеческой жизни у А.Н. Островского, скажем, в «Грозе». Но остается загадкой: иронизирует ли художник, этот русский Ру бенс, над своими простодушными дивными героями-детьми, красивыми куклами, над их беспечностью или глубоко скорбит в предчувствии утрат, гибели этой любимой им Руси?

Все было взаимосвязано в эту переходную эпоху — и живопись, и музыка Рахманинова и Скрябина, и театр, и выставка икон, и «Русские сезоны» балета в Париже. В силу иного, еще более драматичного смешения тревог и любви, боязни утраты духовного величия Руси и ощущения ее уязвимости, беззащитности, столь же сложно воспринимались все картины М.В. Нестерова (1862—1942), певца русского религиозного подвижничества, «святой Руси», «великих постригов» («Видение отроку Варфоломею» (1890), т.е. юному Сергию Радонежскому, «Святая Русь» (1906), «Великий постриг» (1897). Не так просто ответить на вопрос: воспел или отпел Нестеров свою монастырскую Русь? И все же сквозь краски скорби, боли от расстройства духовно-нравственной жизни в ликах нестеровских подвижников, пустынников и отроков, в особенности же нестеровских женщин, ищущих спасения в монастыре, угадывается великая вера в нравственные силы Родины.

Задание на дом: стр.8-14.

Дать письменный ответ на вопрос №4 (стр.14)

Что объединяло в начале XX века художников М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, композиторов С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина и лучших поэтов, прозаиков этого времени? Прав ли был О.Э. Ман дельштам, сказавший о своём и всеобщем ощущении XX века: «Мне на плечи кидается век-волкодав»?

Источник

Европа не понимает: Путина давят, а русские не сдаются

Генералы НАТО не слышат разумных аргументов от своих же

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

Европейский истеблишмент снова расколот. Агрессивно настроенные «ястребы» требуют ввести в отношении России новые санкции. При этом аналитики и эксперты констатируют: никакого политического и экономического эффекта от санкций не будет. А скорее наоборот — Евросоюз просто выстрелит сам себе в ногу.

The Washington Post: позиция евробюрократов противоречит здравому смыслу

Поводом для введения нового пакета санкций Евросоюз хочет сделать ситуацию у границ Украины. Сочинив и упорно поддерживая фейк о том, что Россия якобы собирается начать военное вторжение на территорию сопредельного государства, евробюрократы теперь же мужественно и хотят противостоять «российской агрессии».

Даже одно из наиболее влиятельных американских изданий The Washington Post отмечает, что даже среди европейских лидеров нет единства по отношению к России. Наиболее агрессивно ведут себя государства, вышедшие из Варшавского договора, такие как Польша или Литва: они оголтело критикуют любые шаги по поддержанию дипломатических контактов с российским руководством.

Более опытные лидеры Франции и Германии, чувствующие за собой ответственность за всю европейскую и глобальную безопасность, напротив, выступают «за» прямые переговоры с Россией по различным вопросам.

«Мы не должны с самого начала отказываться от диалога», — цитирует The Washington Post президент Франции Эммануэль Макрон.

Американское издание анализирует экономические сношения России и Евросоюза, которые после 2014 года по ряду направлений только укрепились. С одной стороны, это позволяет блоку вводить потенциально более серьезные санкции, чем США. Но одновременно это также означает, что санкции могут ударить по его собственной экономике Евросоюза.

Невозможно, в частности, не считаться и с существованием крупнейшего инвестпроекта десятилетия — газопровода «Северный поток-2». The Washington Post отмечает, что позиция некоторых лидеров Евросоюза, которые одновременно выступают «за» введение санкций против России и в то же время заключают с ней деловые соглашения, противоречит здравому смыслу.

France24: Евросоюз стреляет себе в ногу

«Евросоюз выстрелил бы себе в ногу, введя санкции против России, потому что такие компании, как Total, Engie, Areva, Danone, десятилетиями вкладывали значительные средства в Россию, и они пострадали бы, если бы отношения были разорваны», — цитирует издание France-24 преподавателя геополитики в Sciences Po Анастасию Шапочкину.

Французское издание, цитируя эксперта, отмечает, что годы после введения первого пакета санкций в 2014 году однозначно продемонстрировали: Россия устойчива к санкционному давлению. Тем более сейчас, когда Москва упрочила экономические контакты с Китаем.

Живущий во Франции бывший советский дипломат Владимир Федоровский говорит France-24, что евробюрократы в принципе неверно оценивают социально-экономическую ситуацию в России. «Самая большая ошибка Запада заключается в нежелании интегрировать Россию в международную систему и не учитывать цели России. Когда Запад объявил себя победителем в холодной войне, это и привело к негативизму русского народа по отношению к Западу», — отмечает Федоровский.

К сожалению, мнения таких специалистов по России, как Федоровский, европейские политики и дипломаты зачастую не слышат, отдавая предпочтения воинственному клекоту «ястребов».

Süddeutsche Zeitung: о санкциях говорят безо всякой конкретики

Немецкая пресса также практически единодушна в отношении России. Лишь небольшая часть изданий, идеологически близких к свободным и христианским демократам, поддерживает жесткость позиции по отношению к России. Независимые аналитики указывают, что санкции станут губительными.

Общественное телевидение Германии MDR взяло интервью у политолога Алексея Макаркина, который уверен: европейские и российские дипломаты должны искать компромисс. Макаркин напоминает, что Евросоюз сам во многом подтолкнул Кремль к неприятию внутри России.

«Путин считает, что Запад несколько раз обманывал его страну. Последний раз в 2014 году, когда министры иностранных дел Германии, Франции и Польши договорились о компромиссе между тогдашним пророссийским президентом Виктором Януковичем и прозападной украинской оппозицией. Тем не менее, Европа не смогла остановить переворот в Киеве», — рассказывает Макаркин немецкому телевидению. Впрочем, европейцы не готовы признавать свою неправоту, перекладывая вину на Россию.

Крупнейшая немецкая газета Süddeutsche Zeitung в репортаже с полей саммита Евросоюза отмечает, что никакой конкретики по санкциям так и не прозвучало. Рассматриваются лишь рестрикции в отношении нескольких госкомпаний и провластных олигархов, и даже тема отключения России от международной платежной системы SWIFT не была доминирующей.

Зато, отмечает Süddeutsche Zeitung, несмотря на демонстративное похолодание отношений, в конце саммита президент Франции Эммануэль Макрон пригласил Владимира Путина продолжить диалог по Украине в привычном формате «Норманнской четверки».

Прочитав статью, так и хочется воскликнуть: ну и какая же это изоляция?!

Источник

Переворот в Триполи оказался фейком

Но постепенно ситуация начала проясняться, и уже днем 16 декабря стало понятно, что переворота нет, и выборы, вероятно, все же состоятся.

Что же случилось в Триполи?

ПНЕ в силу каких-то своих соображений решило сейчас, за считанные дни до выборов, отстранить генерала Марвана, который опирался на силы Таджури и Гнейвы, а начальнику Генштаба Ливии Мухаммаду аль-Хаддаду, и не очень стремился выполнять приказы президентского совета. На место Марвана власти назначили 15 декабря дивизионного генерала Абдула Кадира Мансура Саада Халифу. Таджури и Гнейва расценили это как попытку их ослабить, при том что подчиняющиеся им бригады в городской черте Триполи имеют самую большую численность.

Какие последствия может иметь выступление Таджури и Гнейвы для президентских выборов и Ливии в целом, «РГ» попросила рассказать арабиста, эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилла Семенова:

«Несмотря на сообщения о блокировании государственных учреждений, не надо это воспринимать как полную блокаду. Таджури и Гнейва просто расставили свою технику вокруг зданий, но вход и выход из них свободный. Говорить о перевороте или начале новой гражданской войны не стоит, хотя остается вопрос, ответит ли ПНЕ на выступление своими силами, задействовав свои силы. Если да, то это может создать определенную напряженность в столице.

Надо подчеркнуть, что происходящее в Триполи сейчас не имеет прямой связи с выборами. Другое дело, что правительство в Триполи во главе с премьер-министром Абделем Хамидом Дбейбой и членом президентского совета Мухаммедом аль-Манафи, отстранив Марвана, показывает, что они верят в свое будущее, создают подконтрольные себе структуры на западе страны, и не намерены покидать посты вне зависимости от того, как пройдут выборы. Судя по последним опросам, на предстоящих выборах лидирует нынешний премьер ПНЕ Дбейба. Следом за ним идут фельдмаршал Халифа Хафтар и Фатхи Башага, бывший глава МВД в правительстве Сарраджа, которое работало до февраля 2021 года. У Хафтара и Башаги примерно одинаковые шансы на победу (по 9 процентов), так говорят опросы среди ливийцев. Сеиф аль-Ислам, сын Муамарра Каддафи, имеет шансы на победу на выборах, если снимет свою кандидатуру премьер Дбейба.

При этом надо отметить, что если выборы и пройдут успешно, об объединении ливийских регионов в единое государство пока говорить не приходится, на данный момент такое невозможно. Для объединения нужен консенсус между сторонами, а его нет. Зачем, скажем, Хафтару объединяться с Башагой или Дбейбой. А итоги предстоящих выборов всегда можно будет оспорить, сославшись хотя бы на то, что закон о выборах не был вынесен на голосование. Пока же ливийские регионы Киренаика и Фиццан считают пока что происходящее «разборками в столице», которые не имеют прямого отношения к ним. Но и перспектив новой гражданской войны тоже не просматривается, потому что в случае ее начала выгоды не получит никто».

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

Дмитрий Литовкин: ПТРК «Корнет» может справиться с любой броней

Если верить российским официальным лицам, ПТРК «Корнет» способен уничтожить практически любую наземную бронированную цель, в том числе оснащенную реактивной динамической защитой.

Противотанковый ракетный комплекс 9М133 «Корнет» (по классификации НАТО: AT-14 Spriggan) впервые поступил на вооружение российской армии в 1998 году. Эта современная возимо-переносная противотанковая управляемая ракета (ПТУР) предназначена для борьбы с основными боевыми танками (ОБТ) и другой бронетехникой. И если верить российским официальным лицам, она способна уничтожить практически любую наземную бронированную цель, в том числе оснащенную реактивной динамической защитой. Ее также можно использовать против укреплений, боевых средств и объектов технического обслуживания.

Контекст

Что означало для культуры вторжение низовой мужицкой

М1 «Абрамс» против ПТРК «Корнет»

Плохие новости: первая российская БМПТ «Терминатор» поступает на вооружение (TNI)

Stern: Россия разработала «бронемашину на стероидах»

Этот ПТУР третьего поколения был разработан на замену ракетным комплексам «Фагот» и «Конкурс». Однако он никогда полностью не заменял предыдущие системы из-за своей высокой стоимости.

На этой неделе главный редактор российского журнала «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин дополнительно подчеркнул, что ПТУР «Корнет» может пробить любую интеллектуальную систему активной защиты бронетехники при парном пуске ракет.

«Следует отметить, что самоходные противотанковые ракетные комплексы „Корнет» могут вести огонь в тандемном режиме, в частности, две ракеты могут быть запущены одна за другой в рамках единого командно-диспетчерского поля, чтобы преодолеть систему активной защиты брони противника», — сообщил Литовкин информационному агентству ТАСС 15 декабря. Обе запущенные таким образом ракеты следуют друг за другом в одном лазерном луче с коротким интервалом, что помогает обмануть интеллектуальные системы защиты брони, такие как израильский «Железный кулак» (Iron Fist), разработанные компанией IMI (IMI — Israel Military Industries — израильская военная государственная корпорация, производящая системы вооружения, боеприпасы, а также ракетную и бронетехнику. Основной поставщик вооружений для Армии обороны Израиля — Прим. ИноСМИ).

Интеллектуальные системы защиты, производимые IMI, работают, стреляя пучками поражающих элементов в направлении приближающейся ракеты, обнаруженной ее радиолокационными датчиками. Это помогает успешно уничтожить атакующее цель боевые средства противника, но эта защита может не сработать против «Корнета» при запуске второй ракеты.

Платформа 9М133 может преодолевать и другие способы защиты бронетехники, включая распространение аэрозолей и дыма.

«Эти меры не сильно снижают эффективность умной ракеты „Корнет», — добавил Литовкин. — Даже если дымовая завеса появляется внезапно, когда ракета приближается к цели, она не теряет захваченного прицельной системой объекта и продолжает двигаться по заданной спиралевидной траектории полета. Учитывая достаточно высокую скорость ракеты (250 м/с), цель, скорее всего, не успеет изменить своего положения, и будет уничтожена, несмотря на дымовую завесу».

Другим преимуществом ракеты «Корнет», помимо парного пуска, являются тандемные боеголовки, которые могут поражать взрывную реактивную броню и пробивать различные дополнительные броневые пластины, все чаще использующиеся для защиты от таких боеприпасов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *