Что означал пурпурный цвет в древнем египте
Почему пурпурный / фиолетовый считается королевским цветом
Для начала разберемся, фиолетовый или пурпурный? Многие думают, что это одно и то же, но это не так. Разница между цветами заключается в том, что фиолетовый — часть видимого спектра (радуга). Он считается последним цветом в холодном секторе цветового круга. А пурпурный — первым в теплом секторе.
Примечательно. Фиолетовый на английском звучит как purple, а пурпурный — magenta.
Согласно легенде, финикийцы первыми открыли пурпур (фиолетовый цвет) — чудесную краску, похожую на пламя. Пурпур — это природный краситель, добываемый из желез, расположенных в мантийной полости моллюсков из семейства багрянок, или мурицид.
Чтобы получить всего один грамм пурпурного цвета, требовалось собрать и обработать более 9 тысяч моллюсков. Колоссальный труд! Поэтому на протяжении многих веков его могли себе позволить только очень богатые люди. Во многих культурах фиолетовый цвет ассоциировался с монархией и властью.
Первоначально фиолетовый краситель привозили из финикийского торгового города Тир, нынешний порт Ливана. Торговцы тканями получали краситель из меленьких моллюсков, которые водились в Средиземном море у берегов города.
Почему пурпурный / фиолетовый считается королевским цветом
Поскольку пурпурный цвет было достать проблематично, цена за него была немалой. Поэтому в первую очередь цвет ассоциируется с богатством. Позволить себе одежду, выкрашенную пурпуром, могли лишь правители. И в первую очередь этот цвет стал ассоциироваться с императорским классом в Риме, Египте и Персии.
Были найдены тексты, датированные 1600 годом до н. э., где впервые упоминался пурпурный цвет.
Со временем пурпурный также стал ассоциироваться с духовностью и святостью, так как древние императоры, короли и королевы, носившие этот цвет, очень часто рассматривались как боги или же их потомки.
Но бывало и так, что пурпурный цвет оказывался слишком дорогим даже для королевских семей. В третьем веке римский император Аурелиан не позволил своей жене купить пурпурный шелковый платок из Тира, поскольку по цене он был в буквальном смысле на вес золота.
Пурпурный цвет и Средневековье
Пурпурный цвет веками отождествлялся с королевской властью и богатством. Королева Англии Елизавета I (годы правления 1558 — 1603) даже запретила всем, кроме, близких членов королевской семьи носить пурпур. Элитарность этого цвета связана с тем, что раньше это был редкий и потому дорогой краситель.
В средневековой Европе, когда умирал король или кто-либо из членов королевской семьи, придворные в знак траура надевали одежду фиолетового цвета.
До наших дней
Лишь полтора столетия назад фиолетовый цвет стал более доступным. В 1856 году 18-летний английский химик Вильям Генри Перкин случайно создал синтетическую смесь пурпурного цвета, когда пытался синтезировать хинин, лекарство против малярии. Он заметил, что полученной смесью можно окрашивать ткани, и запатентовал краситель. Производя его под названием анилиновый пурпур, Перкин разбогател.
Позже, в 1859 году, цвет стал именоваться розовато-лиловым. В основу такого названия легло французское название пурпурной мальвы. Вот так, благодаря счастливой случайности и неудачному опыту молодого химика, элитный цвет стал распространенным.
В некоторых западных землях пурпурный цвет ассоциируется с верой и духом, в силу этого священнослужители носят форму пурпурных тонов. В Китае пурпурный считается цветом, приносящим наслаждение и удачу.
Что означал пурпурный цвет в древнем египте
Сегодня пурпурный цвет ткани стал довольно привычным и даже обыденным, однако в древности пурпурные одежды считались «царскими», и были весьма дорогим и редким.
Финикия (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») — древняя страна, находившаяся на восточном побережье Средиземного моря, на территории современных государств Ливана, Сирии и Израиля.
Финикия располагалась на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами, мало было места для полей и пастбищ.
До начала I тысячелетия нашей эры финикийцы говорили на финикийском языке, затем перешли на арамейский язык. Геродот в своей «Истории» сообщает, что финикийцы пришли в Финикию из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря.
В первой части еврейской Библии — Торе («учение, закон») в иудаизме «Пятикнижие Моисеево» есть строки, подсказанные иудеям самим Богом, как украсить пурпурной тканью шатёр, где хранился Ковчег Завета.
Финикийцы одевались в длинную пурпурную тунику, подпоясанною красивым поясом, все носили сандалии. Женщины носили на голове платок, серьги и ожерелья. Среди украшений особое место занимал лунный серп — символ Астарты. Финикийцы отдавали предпочтение льняной одежде красного (пурпурного) и жёлтого цвета. Головным убором простых людей служил чепец, тогда как у вельмож он имел цилиндрическую форму с золотыми полосами. Именно финикиянки первыми начали носить красные платья (багряница).
Иисус Христос! Сын Божий! Помилуй нас! — художник Васнецов, изобразил традиционную пурпурную одежду Спасителя, и синий пеплос.
Багряниица (др.-греч. κόκκινον) или Пурпур (лат. purpura) или Порфира (др.-греч. πορφύρα) — торжественная верхняя одежда или мантия монархов или царей пурпурного или червлёного цвет, являющаяся знаком верховной власти — «порфироносный царь«. Слово багряница в старославянском языке, согласно «Словарю Академии Российской», изданному в 1806 году, имело значение «пряжа, окрашенная багряной краской».
В Библии слово багряница подразумевает не столько краситель, сколько окрашенные им ткани — червлёная шерсть, лён, шёлк. Пурпурное одеяние царя, надетое на Иисуса с целью Его осмеяния, в Евангелии от Матфея названо багряницей, а в Евангелии от Марка — порфирой. В Синодальном переводе везде употребляется одно слово — «багряница».
Надели на Него багряницу и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели на распятие.
— Мф. 27:28—31
Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок они выдавливали душистое оливковое масло. Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу.
Основные занятия финикийцев — активная морская и сухопутная торговля, мореплавание, кораблестроение. Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые бревна из кедра ливанского отправляли в Египет и в другие страны. Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы.
Много было у финикийцев искусных ремесленников — ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости.
В Финикии было изобретено прозрачное стекло. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь, как медную руду.
Удобным было и само положение Финикии — на восточное побережье Средиземного моря выходили торговые пути из Междуречья (Месопотамия) — Тигра и Евфрата. На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в портовые города финикийцев Библ, Сидон и Тир, а из них товары отправлялись дальше — и в Египет, и в Грецию, и в самые далекие страны Магриба (север Африки).
Из страны в страну путешествовали отважные финикийские мореходы, получая немалую прибыль. Купцы могли привезти льняное полотно из Египта, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды из Финикии или «живой товар»—рабов.
Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный цвет, не выгорающий на солнце, и при стирке не теряющий яркий пурпурный цвет.
Промышленный способ получения пурпура, изобретённый в Финикии, был довольно сложен. Его описание можно найти в «Естественной истории» Плиния Старшего. Пурпур — это ярко красный краситель, добываемый из трёх видов морских улиток (рапана). Сперва требовалось с помощью снастей наловить на мясную приманку достаточное количество улиток рапана. Из желез улиток выдавливали особый секрет, который вываривали на медленном огне в чане, и в течение двух недель из него готовили краситель. Наконец, краситель был готов; он выглядел желтоватым, но ткани, окрашенные им, после сушки на солнце приобретали характерную пурпурную окраску. Цвет менялся под воздействием солнечных лучей.
Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали самые разные оттенки.
Цвет пурпура, по словам римского архитектора и инженера Витрувия, зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина. У берегов Галлии пурпур — тёмный, в северо-западной части Средиземного моря — синеватый, на востоке и западе — фиолетовый, на юге — красный.
В Финикии производство пурпура процветало. Особой популярностью во всем Средиземноморье пользовались ткани из Тира.
По некоторым находкам мы можем судить о размахе древнего производства пурпурных тканей. В окрестностях Сайды (Сидона) в 1864 году была обнаружена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров; её высота достигала восьми метров! По оценкам исследователей, здесь содержится свыше 200 тысяч кубических метров раковин.
Железы средиземноморской рапаны выделяли ценный цветной секрет. Для производства всего полутора граммов тирского пурпурного красителя нужно было уничтожить примерно 12 тысяч моллюсков.
Античный историк Плиний Старший описал рецепт получения тирского пурпура. На каждые 33 кг моллюсков добавляли около 600 грамм обычной соли.
Все это перемешивали и оставляли под солнцем на 3-5 дней. Далее субстанцию непрерывно кипятили в свинцовых или оловянных чанах от 10 до 15 дней – до той поры, пока смесь не станет тёмно-пурпурной. В зависимости от оттенка полученного красителя варьировалась и его цена. Самым дорогим был насыщенный пурпурный цвет ткани, различные оттенки красного и фиолетового цветов стоили немного дешевле.
Популярность финикийского пурпура объяснялась также его высоким качеством. Одежды, окрашенные в пурпур, можно было стирать и подолгу носить — краска не линяла и не выгорала на солнце. Особым спросом пользовались тонкие шерстяные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.
Римляне восприняли от этрусков и ношение пурпурных одежд царскими особами и все придворные этрусские церемонии, принятые при этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.), правившим в Риме.
Культура этрусков оказала значительное влияние на развитие культуры Рима. Римляне восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими. Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религию и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.
Женщины этрусков занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. В Минойской культуре острова Крит, как и в Этрурии, женщины присутствовали на пиру рядом с мужьями, возлежат рядом с хозяином дома за пиршественным столом, предаваясь веселью, присутствовали на спектаклях, спортивных играх и театральных представлениях с музыкой, песнями и игрой на двойной флейте.
В период Римской республики (510-27 гг. до н. э.) свободнорожденные юноши носили тоги, на которых обязательно было наличие пурпурной ленты. Отдельные высшие чиновники, а также полководцы-победители владели особым правом надевать пурпурные тоги. В последующую имперскую эпоху Рима пурпур стал ассоциироваться исключительно с цветом одежды императоров.
Всем, кроме правителей Священной Римской империи под страхом смерти было запрещено носить пурпурные одежды. В Византии же за багрянцем прочно закрепился статус императорского «багрянородного» цвета. Дети правителя Византии Базилевса, имевшие даже пелёнки пурпурного цвета, именовались не иначе как «порфирородными».
По преданию, Александр Македонский нашёл в Сузах, во дворце персидского царя, десять тонн пурпурных тканей, вытканных почти два столетия назад и ничуть не вылинявших с тех пор. Ткани эти были куплены за 130 талантов. Один талант равнялся тогда примерно 34 килограммам золота.
Такая цена на пурпурную ткань объяснялась дефицитом красителя. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Вот почему эти ткани всегда оставались предметами роскоши. Одежда из пурпура была привилегией царей и императоров, жрецов и сановников.
В финикийском городе Библ древние греки покупали египетский материал для письма — папирус (по-гречески библос). От греческого слова «библос» произошло название священной книги христиан Библия, означающее «книга», а также слово «библиотека».
Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие торговые корабли.
Людей, застигнутых врасплох на торговых кораблях в Средиземном море, похищали и продавали в рабство.
Нехватка земли в Финикии привела к поиску финикийцами свободных территорий, и колонизации чужих земель в 10—6 веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря. Постепенно финикийцы захватили многие острова Средиземного моря и прибрежные территории Северной Африки, где они основали финикийские поселения — колонии.
Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из финикийского города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.
Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки.
Из Северной Европы отважные финикийские мореплаватели привозили олово и янтарь.
Символика цвета в искусстве Древнего Египта
«Несмотря на довольно большое количество оттенков, каноническая палитра художника состояла из шести базовых цветов, на которых следует остановиться подробнее.
Зеленый, уадж, приготовляли из растертого малахита или меди. Символ растительности и самой жизни, воплощение всего самого благого, противоположность красного. На протяжении всей истории древнеегипетского искусства неизменно связывался с возрождением, победой над смертью. В Текстах пирамид загробный мир даже называется в знак этого малахитовыми полями; а царь возродившийся в присутствии Хатхор, владычицы зеленых минералов, именуется «зеленым»: «О ты, шагающая широко…, рассыпающая малахит и бирюзу небесную, если ты зелена, то и царь – зеленый, как живой зеленый тростник». Подобным образом в 77-й главе Книги мертвых покойный хочет стать соколом «чьи крылья из зеленого камня». С кожей зеленого цвета часто изображается Осирис; зеленым цветом в древнейшие времена окрашивал глаза царь в ритуале, символизировавшем восстановление целостности Ока Хора уджат, а, следовательно, обретение новой жизни.
Черный, кем, который изготовляли из угля и сажи, был цветом ночи и смерти, загробного мира и, одновременно, цветом возрождения, плодородия щедрой египетской почвы и драгоценного нильского ила, приносившего Египту ежегодное процветание. Как и зеленый, черный был цветом кожи Осириса и обожествленных после смерти мудрых правителей – Аменхотепа I и его матери Яхмес-Нефертари. Как цвет земли долины Нила, с древнейших времен черный символизировал собой Кемет – священную землю Египта.
Все во вселенной имело в египетском мировоззрении свой основной цвет и его символический заменитель. Небо, дневное или ночное могло быть синим или, соответственно, черным. Синий был также цветом вселенского пространства, наполненного водами Нуна. Одновременно, хоть и крайне редко, небеса могли быть желто-золотыми, принимая божественный цвет светил, в них плывущих.
Земля представлялась черной в значении плодородия и зеленой в значении прибежища жизни; однако эти цвета, сходные в символическом контексте, могли и противостоять друг другу в лице противоборствующих стихий – черной земли и коварного моря, Великой зелени. Сцены, изображающие загробный мир были выдержаны в гамме черного и голубого цветов, говорящих о том, что действие происходит на небе, либо, в царских гробницах, выписывались в желто-золотых тонах, символически показывающих нетленность нового состояния сущности царя, покоящегося в «Золотом зале» своей гробницы. Мог быть здесь, как мы уже видели, быть использован и зеленый – цвет шумящих тростников Полей Иалу, дающий царю вечную жизнь посредством Текстов пирамид, иероглифы которых, покрывающие стены погребальных камер пирамид, были также покрыты зеленой краской.
Символический подтекст использования того или иного цвета был для египтян столь важной характеристикой объекта, что, например, иногда говорилось, что «цвет» богов, то есть их истинную сущность, человеку познать невозможно. Так или иначе, некоторые цвета были особенно тесно связаны с конкретными божествами. Космический сине-голубой ассоциировался с Хехом, богом вечности, Куком, воплощением мрака и Амоном, символизировавшим сокровенное. Голубой также был связан с бараноголовым Хнумом, небесным соколом Хором, Птахом, мемфисским богом-демиургом, и, наконец, лунным Тотом. Зеленый воплощал в себе силу вечной жизни Осириса, а желтому покровительствовала Хатхор.
Народы иноземных стран также имели в представлении египтян свои отличительные сильно стилизованные цвета. Нубийцы и вообще люди, живущие южнее Египта – черные, сами египтяне – красно-коричневые, ливийцы и бедуины западной пустыни – желтые и, наконец, сирийцы и вообще народы севера – белые. Дальнейшая детализация образа представителя того или иного народа достигалась посредством точной фиксации деталей его костюма, прически, татуировок на теле или растительности на лице.
Несмотря на то, что мы довольно много знаем о символике цвета в древнеегипетском искусстве, что в значительной степени облегчает наше понимание конкретных памятников материальной культуры, в этом вопросе все еще остаются большие лакуны, особенно ощутимые при соприкосновении с символической амбивалентностью цветовой гаммы или ее взаимозаменяемостью».
Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001, сноски опущены.
Илл: специалисты из института Гетти реставрируют гробницу царицы Нефертари. 13 в. до н.э.
Египетская палитра цветов: пигменты, используемые художниками в Древнем Египте 705 слов читать
5 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Живопись в Древнем Египте использовалась для украшения гробниц, храмов, общественных зданий и керамической посуды. Роспись не только украшала стены гробниц Нового Царства, но и наделила дома и дворцы живых людей необычайной красотой. Замечательные фрески с изображением камыша, воды, птиц и животных украшали стены, потолки и полы дворцов Амарны и других мест. К сожалению, после 19-й династии (1295–1186 гг. до н.э.) при фараонах, таких как Рамсес I, Сети I, Меренптах, Аменмес и других, качество таких произведений искусства неуклонно снижалось. Были и другие формы живописи, хотя и в меньшем масштабе, такие как рисование на папирусе, мебели и деревянных гробах, которые сохранились до последних периодов египетской истории.
Цвета, используемые египетскими художниками
Как и все аспекты искусства Древнего Египта, использование цвета в египетских картинах было в высшей степени символичным и строго регламентированным. Египетские художники использовали в своей палитре шесть цветов: красный, зеленый, синий, желтый, белый и черный.
— Красный, цвет силы, обозначал жизнь и победу, а также гнев и огонь.
— Зеленый символизировал новую жизнь, рост и плодородие,
— синий – творение и возрождение,
— а желтый – что-то вечное, такое как солнце и золото. Желтый был цветом Ра и всех фараонов, поэтому их саркофаги были построены из золота, чтобы символизировать неуязвимого и бессмертного фараона, который теперь был богом.
— Белые оттенки олицетворяли чистоту, символизировали все священное и обычно преобладали в религиозных предметах, используемых священниками.
— Черный был цветом смерти и символизировал подземный мир и ночь.
Подробнее о других типах древнего искусства в Египте см.: Египетская архитектура (около 3000 лет до н.э. – 160 г. н.э.).
Спрос на новые пигменты
И богатый королевский двор, и священническая иерархия требовали все более сложных произведений искусства по религиозным, символическим и декоративным причинам. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на краски-пигменты – не забывайте, даже египетские пирамиды были цветными! Для получения необходимого количества пигмента были разработаны два метода поиска источников: во-первых, система добычи и переработки руды в промышленных масштабах; во-вторых, обширные торговые соглашения с зарубежными поставщиками красок и пигментов. Эти усилия расширили ассортимент материалов и палитру тонов, доступных египетским художникам, работающим с фресками, темперой и энкаустикой.
Пигменты, используемые египетскими художниками
Как упоминалось выше, шесть основных цветов в цветовой палитре большинства египетских художников были: красный, зеленый, синий, желтый, белый и черный. Большинство цветных пигментов были естественного происхождения, за исключением египетской голубой фритты, которая, вероятно, была первым синтетическим красителем, произведенным людьми, создавшими краситель. Насколько нам известно, палитра египетского художника была основана на следующих пигментах:
Красные цвета
Единственными красными оттенками, известными древней цивилизации, были природные минералы земли, такие как красный оксид железа и киноварь. Марена и индиго были известны в основном как текстильные красители, но, возможно, также использовались в чернилах в качестве пигментов художниками. Для красно-оранжевых цветов египтяне полагались на реальгар. Минеральная руда реальгар, химически родственная желтому пигменту, широко использовалась на Ближнем Востоке до XIX века.
Зеленые цвета
Основной египетский зеленый цвет произошел из малахита, природной зеленой медной руды, добываемой вместе с его синим вариантом, называемым азуритом.
Синие цвета
Добывались из азурита, также как пигмент красивого темно-синего оттенка, называемого «египетский синий», синтетически готовились из молотого синего стекла (силикат кальция и меди). Этот темно-синий пигмент, также известный как египетская синяя фритта, использовался для окрашивания различных материалов, таких как камень, дерево, гипс, папирус и холст.
Желтые цвета
Египетские художники полагались на насыщенный лимонно-желтый пигмент под названием опермент (аурипигмент). Впервые использованный на Ближнем Востоке и в Азии до Первой египетской династии (2920-2770 гг. до н.э.), он был – несмотря на свою высокую токсичность и непостоянство – единственным известным ярко-желтым красителем.
Белые цвета
Их получали из минерального гипса, который и добывался для получения белого красителя. Также использовался мел.
Черные цвета
Единственными черными пигментами, которые, как известно, использовались в Древнем Египте, были ламповая сажа (краситель на основе углерода, получаемый из жира, масла и смолы) и различные формы сажи, получаемые из древесного угля.
Египетское искусство и дизайн
Подробнее о изобразительном искусстве Древнего Египта см.:
ИСТОРИЯ ЦВЕТНЫХ ПИГМЕНТОВ
Для получения подробной информации о пигментах, красителях и цветах, связанных с различными эпохами в истории искусства, см.:
Оттенки доисторической цветовой палитры, используемые художниками каменного века.
Классическая цветовая палитра – о пигментах, используемых художниками Древней Греции и Рима.
Цветовая палитра эпохи Возрождения, – какие цвета предпочитали живописцы во Флоренции, Риме и Венеции.
Цветовая палитра восемнадцатого века. Оттенки, используемые мастерами эпохи рококо и другими художниками того времени.
Цветовая палитра XIX века. Пигменты, используемые романтиками, импрессионистами и другими художниками XIX века.
ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
Руководство по использованию пигмента художниками, влиянию химии и технологий производства красок, известным колористам эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма, фовизма и современности см. в разделе «Цвет в живописи». Для получения информации о концепциях и идеях, связанных с цветом, см.: Теория цвета в живописи. Советы по сочетанию оттенков см.: Советы по смешиванию цветов.
ЦВЕТНЫЕ ПИГМЕНТЫ
Список важных художественных пигментов, от античности до средневековья, эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма и современного искусства, см. в статье «Цветовые пигменты: типы, история». Определение и значение терминологии цвета в живописи есть в Словаре цветов для художников.