Что означает яблоко в библии
Загадки Библии. Какой фрукт искусил Еву в раю?
Так же думал и автор этой статьи до тех пор, пока не побывал близко от тех мест, где формировались тексты Ветхого Завета. Неоднократно посетив Египет, автор убедился в том, что в районе Восточного Средиземноморья, в Палестине, в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где находился библейский рай, яблони не произрастают. Следовательно, плод этого дерева не мог быть прообразом библейского плода от райского дерева добра и зла.
Для тех, кто еще не читал или забыл этот сюжет Ветхого Завета, кратко напомним его содержание.
Какой фрукт искусил Еву в раю?
Сценарий дальнейших событий хорошо известен. Бог определил виновным справедливое наказание и изгнал прародителей из Рая, поставив херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни (книга Бытия, гл. 3).
Еще в советские годы мне пришлось посетить Болгарию в качестве гостя министра культуры. Во время той интересной поездки меня завезли в древний Бачковский монастырь, расположенный в горах на юге страны. Показывая монастырский комплекс, экскурсовод остановился возле дерева, растущего в центре монастырского двора. Согласно монастырскому преданию, сказал гид, это дерево, точнее не оно, а его предок был вывезен крестоносцами из Святой Земли, и оно является потомком райского дерева, упомянутого в Библии. Оставим достоверность этой версии на совести экскурсовода. Возможно, она рассчитана на иностранных туристов, посещающих Бачковский монастырь. Я пытался определить породу этого дерева, но из-за отсутствия листов сделать этого не мог. В монастырском киоске с сувенирами мое внимание привлекли замороженные фрукты, напоминающие хурму. Продавец сказал, что они выросли на райском дереве, стоящем в центре монастырского двора.
Это был первый шаг к разгадке тайны райского дерева добра и зла.
Разгадка пришла позже и весьма неожиданно. Во время очередной поездки в Египет (Каир) я пошел посмотреть на экзотику восточного базара. В одном из переулочков огромного шумного рынка я обратил внимание на горку незнакомых мне фруктов, возле которых сидел пожилой египтянин. Я обратился к нему по-немецки, который знают там люди старшего поколения, как называется его товар. Почувствовав мой интерес к его фруктам, с восточным темпераментом и манерой зазывать покупателей, он завел со мной разговор. Он сказал, что его фрукты называют райские яблоки, аналогичные тем, что искусили Еву в Раю. Они были ярко красные, очень красивые, но, конечно, не яблоки. После ряда вопросов с моей стороны (араб плохо знал разговорный немецкий язык), я все же добился от него определенного ответа. Продавец сказал, что он продает редкий сорт хурмы, который произрастает в районе Восточного Средиземноморья. В заключение нашего разговора он подарил мне несколько плодов райского дерева, которые я с большим удовольствием съел в гостинице. Они оказались действительно очень вкусными.
По- видимому, загадка Библии прояснилась. Праобразом райского дерева мог быть один из местных сортов хурмы (латинское название – Diospuros). В настоящее время насчитывается до 200 сортов этого субтропического дерева. Те фрукты, которые я увидал на базаре, вполне соответствовали описанию плодов райского дерева, сохранившемуся в Библии. Они были ровно окрашены темно красным цветом, очень вкусные, по форме напоминали контуры червей на игральных картах. Отличие плодов райского дерева, которые искусили Еву от обычной хурмы, заключалось в том, что, попробовав подаренное мне, я не познал восточный вариант добра и зла. Следует отметить еще один аспект изучения загадки райского дерева. В Ветхом и Новом заветах упоминаются многочисленные названия животных и растений. Но дерево добра и зла не получил ботанического названия, Почему образ райского дерева трансформировался в бытовом сознании в яблоню?
По-видимому, такая идентификация была не случайна.
В период Средневековья европейцы не знали плоды хурмы, так как они не сохраняются при длительной транспортировке. Даже в южных районах континента она не культивировалась. Красивая, красная древесина хурмы в настоящее время применяется в мебельном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Однако известно, что в Европе с красным деревом махагона из Южной Америки мастера познакомились только в конце ХVII в.
Наиболее близким к райскому дереву в представлении средневековых европейцев могло быть только яблочное дерево.
По-видимому, в итогах этих причин произошло смещение понятий, и теперь в массовом сознании возник образ Евы, вкусившей в Раю райские яблоки, которые привели ее к грехопадению. Любимые нами яблоки в этом не повинны.
Что означает символ яблока?
Яблоко — это символ единства и земных вожделений. Оно считалось запретным плодом в Библии. Это образ первородного греха (malus — яблоня, malum — греховный). Символ яблока выражает преемственность поколений: «Яблоко от яблони недалеко падает». Это аллегория меткости, оно часто служило мишенью при стрельбе из лука.
Символ яблока в Древнем Риме
В Древнем Риме этот символ был связан с богиней Церерой. Она вызывала у людей безумное влечение к противоположному полу.
Яблоко в Древней Греции
Герой Парис вручил золотое яблоко богине Афродите. А та посулила ему самую красивую из женщин. Это стало поводом для начала Троянской войны.
Каждая культура трактует символ яблока по-своему
Яблоко на Руси
На Руси зелёное яблоко клали на могилу. Это был знак того, что память о покойнике сохраняется и жизнь продолжается. В русских сказках популярен мотив «молодильных» яблок. У правителей этот символ связывался с образом державы, его ввел Борис Годунов.
Яблоко в Древнем Китае
В Китае яблоко созвучно словам «мир» и «болезнь».
Яблоко в кельтской мифологии
В кельтской мифологии означало переходящее знание. Остров Блаженных, Аваллон, носил название от валлийского «afal» — «яблоко». Всех мореходов женщины с этого острова, угощали яблоками бессмертия. Плоды яблока у кельтов ассоциировались с плодовитостью будущей невесты.
Яблоко в скандинавской мифологии
У скандинавов яблоками бессмертия распоряжалась богиня Идунн («Обновляющая»).
Символ яблока в христианстве
На картинах, изображавших рождение Христа, яблоко означало, что Сын Бога брал на себя грехи мира.
В искусстве присутствие яблока намекает на греховность и запретность
Изображение яблока в искусстве и иконографии
В эпоху Ренессанса яблоко изображали в пасти змеи или обезьяны, ассоциируя это с первородным грехом.
В иконографии яблоко — символ спасения. Православные отмечают в честь этого праздник — Яблочный Спас.
Яблоко в алхимии
В алхимии яблоко выступало мистическим пятым элементом. Если разрезать яблоко, то оно представляло пятиконечную звезду, выражавшую определенную квинтэссенцию, т.е. идею.
Как яблоко помогло Ньютону
По легенде, яблоко помогло Исааку Ньютону открыть закон всемирного тяготения, когда упало на его голову.
Яблоко — символ Нью-Йорка
Первым деревом, посаженным основателями города, была яблоня.
Надкусанное яблоко — символ Apple
Символом компании Apple является надкусанное яблоко, которое выражает принцип познания запретного.
Образ яблока в партийной символике
Партия «Яблоко» ассоциируется с праздником Преображение Господне.
Почитать про символы можете в специальной статье.
moj_golos
Плеядеянец
Построение кристаллического тела
«Эх, яблочко! куды ты котишься?»
Яблоко как символ грехопадения
В христианской символике яблоко олицетворяет соблазн, искушение, запретный плод. На латыни яблоко — «малум», также как и зло. Согласно библейскому сюжету яблоко символизирует грехопадение Адама, когда он вкусил запретный плод от древа познания.
Скипетр и держава
Вот на Руси издревле яблоко является образом мира (название державы, атрибута верховной власти — «яблоко державное»).
Термин «держава» ввел Борис Годунов, до этого символ государственной власти монаха назывался «яблочком». В церемонию венчания вошло не только вручение скипетра, но и державы: «Сие яблоко — знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так и держи все царство, данное тебе от Бога, защищая его от врагов непоколебимо». Державу или яблоко, как правило, держали в правой руке.
Давайте посмотрим по поиску, что же значит яблочко у иверов.
http://www.tmtz.ru/fasts/rosh-a-shana/jabloki-i-med/
ЯБЛОКИ И МЁД
Все мы знакомы с еврейским обычаем окунать яблоко в мёд во время трапезы на Рош а-Шана. У всех еврейских обычаев есть исторические и традиционные истоки, хотя многие из них с течением времени стали несколько неясными.
Итак, почему яблоко? Что такого особенного в этом фрукте, что он стал одним из главных символов Рош а-Шана?
Яблоко
Яблоко — древний символ жизни, вечной молодости и бессмертия. Благодаря своей почти идеальной шарообразной форме, оно символизирует целостность, бесконечность, вечность, обратимость, цикличность, совершенство.
Целебные свойства яблока высоко ценились во многих культурах древности. Существовало поверье, что яблоки могут подарить тому, кто их ест, если не бессмертие, то, по крайней мере, крепкое здоровье. Яблоки считались пищей богов, магов и колдунов, благодаря которой они обретают свои сверхъестественные способности. Широко распространен сюжет о добыче героем волшебного яблока: Геракл похищает яблоко из сада гесперид, персонажи славянских сказок отправляются на поиски «молодильных яблок».
Если разрезать яблоко пополам, то его сердцевина будет выглядеть как пятиконечная звезда, священная пентаграмма. Возможно, и по этой причине яблоко было символом богини Афродиты, связывалось с Люцифером. Пятиконечная звезда многообразно проявляет себя в природе. Скорее всего, этот символ появился из схемы движения на небосводе звезды Венеры, повторяющей ее очертания. Пентаграмма — символ женственности, тайного знания, инициации. Такие значения принимает и яблоко.
Аппетитный соблазнительный вид яблока, его аромат стали символом любви, наслаждения, радости жизни, телесности, молодости и свежести.
В Песни песней яблоко — символ страсти, плотского желания. Однако яблоко является аллегорией всего мирского, приходящего, тщетного и подверженного увяданию и гниению. Как писал Иосиф Флавий, внешне гладкое, блестящее и сочное, яблоко Содома внутри было наполнено пеплом.
Державное яблоко
Держава, символ государственной власти, появилась в Римской империи и вела свое происхождение от золотого яблока как символ мира. В Византии к державе добавили на вершине в виде креста, и в таком виде эта регалия впоследствии распространилась по всей Европе.
В России держава появилась в эпоху правления царя Бориса Годунова. Во время венчания на царство государю преподносили скипетр и державу. Она стала олицетворением всего царства, которое, подобно золотому яблоку, правитель должен был крепко держать в руке. Скипетр было принято держать в левой руке, а «яблоко» — в правой.
Адамово яблоко
Традиционно считается, что плод Древа познания добра и зла, который Ева надкусила по научению змея, был именно яблоком. Яблоко стало символом грехопадения, приобщения к тайному знанию. Отведав запретный плод, Адам и Ева стали способны отличать добро от зла и познали чувство стыда. Первые люди вышли из состояния невинности и безмятежности, в котором они пребывали в раю. Поскольку они обрели способность судить в категориях Добра и Зла и в этом приблизились к богам, они были изгнаны из Эдема.
Вкушение Евой и ее мужем яблока символически трактуется и как их вовлечение в половые отношения, которые до этого им были неведомы. Яблоко выступает тут как символ знания, греха, плотских наслаждений. Первородный грех Адама, по мнению богословов, был искуплен крестными муками «второго Адама» — Иисуса Христа. «Адамово яблоко» — второе название мужского кадыка, который якобы появился, когда кусок яблока застрял в горле у первого человека.
Яблочный Спас
Яблочный Спас — Преображение Господне, празднуемое 6 августа по старому стилю, 19 августа по новому стилю. За сорок дней до смерти Иисус поднялся для молитвы на гору Фавор вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы лик Иисуса преобразился, одежда сделалась блистающей и белой. Иисус разговаривал с пророками Илией и Моисеем. Глас Божий раздался из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».
Произошедшее истолковывается как провозглашение божественной природы Христа, его особого предназначения. Освящение плодов в день Преображения Господня имеет символический смысл — они преображаются, очищаются от мирского, грешного. К Яблочному Спасу обычно созревали яблоки, другие фрукты и овощи, а до этого праздника их запрещалось есть.
Суд Париса
Богиня раздора Эрида была возмущена тем, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды. Чтобы отомстить за обиду, она подбросила гостям яблоко с надписью «Прекраснейшей». Вокруг яблока разгорелся спор, кому же из трех присутствующих богинь, Гере, Афине или Афродите, оно причитается. Рассудить богинь поручили Парису, сыну Приама, царя Трои. Каждая из богинь пыталась подкупить Париса, чтобы заполучить заветное яблоко. Афина сулила ему мудрость и непобедимость, Гера — почет и могущество.
Однако Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала дать ему в жены саму красивую женщину на земле. Прекрасная Елена, на которую пал выбор Париса, была женой спартанского царя Менелая. Похищение Парисом Елены стало причиной Троянской войны. Миф о ссоре богинь из-за статуса «Прекраснейшей» породил крылатое выражение «яблоко раздора» — повод для противостояния, грозящего повлечь за собой устрашающие последствия.
Запретный плод
Как известно, Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что нарушили запрет и вкусили запретный плод. При этом все мы уверены в том, что это было яблоко. И ошибаемся! История о яблоке появилась в Европе лишь в Средние века, тогда как в самом тексте Ветхого Завета нет точного названия ни самого плода, ни дерева, на котором оно росло. Ученые всего мира пытаются внести ясность в этот вопрос.
Библия — одна из главных священных книг человечества. На протяжении долгих столетий ее не только читают, но и изучают, причем как богословы, так и светские ученые. И тем не менее этот литературный памятник древности до сих пор таит в себе множество тайн и загадок. Особенно много их в части Святого Писания, именуемого Ветхим Заветом. Взять хотя бы то же дерево познания добра и зла. Что за растение это было? Какие плоды на нем росли?
Обратимся к тексту Библии: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Адам был послушен Творцу. Но в дело вмешался змей-искуситель, который уговорил Еву пойти и вкусить плод с «дерева, которое среди рая». При этом описание дерева выглядит так: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз…»
Как видите, никакой конкретики. Нам остается лишь гадать, что это было за дерево, ибо яблоней, усыпанной румяными яблочками, столь часто изображаемой на картинах художников и в трудах богословов, оно никак быть не могло. По той простой причине, что ни в Иудее, ни в других странах Ближнего Востока это фруктовое дерево не произрастало, а потому и не культивировалось.
Современные исследователи Библии сходятся во мнении, что яблоко стало трактоваться как запретный плод, после того как священный текст был переведен с иврита на латынь. Перевод в 380-е годы н. э. осуществил святой Иероним по просьбе папы Дамасия I. И сделал это блестяще, но не учел одного момента: слово «malum», существующее в латинском языке, означает как «зло», так и «яблоко» — все зависит от произношения. В случае, когда человек хочет сказать «яблоко» на латыни, он должен долго тянуть звук «а»: «М-a-a-a-a-lum». А когда ему нужно произнести слово «зло», он просто говорит: «Malum» — коротко и ясно. При написании долгота звука обозначается горизонтальной чертой над гласной. Но в VI веке о книгопечатании еще не слышали, Библию переписывали от руки — и на каком-то этапе большого пути черта над буквой «а» потерялась. И вышло, что Адам и Ева съели malum — «яблоко» и совершили malum — «зло».
Внесли свою лепту и живописцы. В 1479 году фламандский художник Хуго ван дер Гус написал картину «Грехопадение», изображавшую змея-искусителя, Адама, Еву и… яблоню с яблоками. С тех пор так и повелось: какой бы мастер — Дюрер, Кранах или Рубенс — ни брался за сюжет изгнания из рая, он неизменно рисовал змея, злополучных Адама и Еву и яблоко. Хотя с таким же успехом мог бы изображать и персик, и абрикос, и вишню…
Но дело было сделано: в сознании людей, населявших средневековую Европу, яблоко окончательно превратилось в плод дерева познания добра и зла из райского сада. Хотя в действительности оно таковым не являлось.
В еврейской Библии — Танахе — тоже не упоминается слово «яблоко». Правда, там встречается «peri» — общее слово для обозначения фруктов как в библейском, так и в современном иврите. Опять-таки никакой конкретики. Тем не менее у исследователей из Израиля есть несколько версий на предмет того, какое растение можно идентифицировать с деревом познания. В качестве претендентов на эту роль они называют виноград, гранат, орех, рожковое дерево, цитрон, банан и даже… пшеницу, которая росла в эдемском саду. Если так, то Адам и Ева вкушали не плод, а колос. И видно, не так уж он им и понравился: уже покинув рай, они начали возделывать землю и высыпали в нее оставшиеся зерна.
Как вы понимаете, последнюю точку зрения разделяют далеко не все ученые.
Большинство из них все же полагают, что Адам и Ева сорвали и съели плод фигового дерева, или, как его еще называют, инжира (или смоковницы). И вот чем они это мотивируют. Стоило Адаму и Еве проглотить по кусочку неведомого фрукта, как они осознали, что обнажены, а потому стали срочно прикрывать свою наготу «смоковными листьями». Стало быть, инжир рос неподалеку, скорее всего на расстоянии вытянутой руки. Его листья достаточно крупные и прочные, поэтому их можно сшить между собой и «сделать опоясания». А вот изготовить набедренную повязку из небольших по размеру листьев яблони вряд ли получится. Кстати, и на картинах самых разных художников гениталии обнаженных Адама и Евы прикрыты листьями смоковницы — в точном соответствии с описанием в Библии.
Фиговое дерево известно с III тысячелетия до н. э., то есть люди употребляли его плоды в пищу задолго до Рождества Христова. При этом инжир отождествляется с мудростью, а его семечки у восточных народов считаются символом единения с природой.
Согласно еще одной из версий, запретным плодом вполне мог быть и этрог — так евреи называют плоды цитрона. Это растение из рода цитрусовых тоже известно с глубокой древности, оно было широко распространено в Западной Индии и Азии. И именно цитрон — первым из всех цитрусовых — попал в Европу задолго до наступления нашей эры. Формой и цветом этрог напоминает лимон, но он гораздо крупнее, а его цедра покрыта равномерными вмятинами, символизирующими «зубы Евы».
С ролью запретного плода отлично справился бы и персик. Во всяком случае, к этой версии склоняется подавляющее большинство мусульман. И их можно понять. Ну разве может обычный смертный отказаться от искушения отведать этот прекрасный сочный плод, насыщенный теплом солнца и волшебной амброзией? Увы, и это детище Востока устраивает далеко не всех, кто пытается установить «личность» запретного плода.