Что означает уязвимость национальной системы под фт уязвимость
В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:
Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.
Термины
Национальная система ПОД/ФТ
Совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.
Деятельность участников национальной системы ПОД/ФТ, при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению угроз и уязвимостей, возникающих в результате ОД, выработке мер по противодействию им, а также по предупреждению или минимизации негативных последствий.
Угроза национальной системе ПОД/ФТ (угроза)
Это лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые могут потенциально нанести вред (государству, обществу, экономике и т.д.), т.е. преступники и поддерживающие их лица, их денежные средства, а также прошлая, настоящая и будущая деятельность по совершению финансовых операций в целях ОД.
Уязвимость национальной системы ПОД/ФТ (уязвимость)
Совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, и способных при определенных условиях привести к реализации угрозы.
Риск отмывания денег (риск)
Возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.
Последствия для финансовой системы и экономики (последствия)
Означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Последствия также отражаются на населении, конкретных группах людей, деловой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны.
В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:
Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.
Термины
Национальная система ПОД/ФТ
Совокупность органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, реализующих государственную политику в сфере ПОД/ФТ во взаимодействии с организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, а также находящихся в их распоряжении инструментов организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.
Деятельность участников национальной системы ПОД/ФТ, при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению и (или) предотвращению угроз и уязвимостей, возникающих в результате ОД, выработке мер по противодействию им, а также по предупреждению или минимизации негативных последствий.
Угроза национальной системе ПОД/ФТ (угроза)
Это лицо или группа лиц, объект или деятельность, которые могут потенциально нанести вред (государству, обществу, экономике и т.д.), т.е. преступники и поддерживающие их лица, их денежные средства, а также прошлая, настоящая и будущая деятельность по совершению финансовых операций в целях ОД.
Уязвимость национальной системы ПОД/ФТ (уязвимость)
Совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, и способных при определенных условиях привести к реализации угрозы.
Риск отмывания денег (риск)
Возможность нанесения ущерба финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.
Последствия для финансовой системы и экономики (последствия)
Означают влияние или вред, которые могут быть оказаны или причинены рисками ОД, и включают влияние связанной с этим преступной деятельности на финансовую систему и учреждения, а также на всю экономику в целом. Последствия также отражаются на населении, конкретных группах людей, деловой среде или на национальных или международных интересах, а также на репутации и привлекательности финансового сектора страны.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 14 августа 2018 г. N ИН-014-12/54
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ РИСКОВ ОД/ФТ
НОР ОД и НОР ФТ проведены Росфинмониторингом при участии органов государственной власти, Банка России и организаций частного сектора. Отчеты о НОР ОД и НОР ФТ размещены на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.fedsfm.ru).
Банк России рекомендует кредитным организациям и некредитным финансовым организациям обеспечить изучение отчетов о НОР ОД и НОР ФТ специалистами, задействованными в работе по ПОД/ФТ, и использовать результаты НОР ОД и НОР ФТ в своей работе в целях определения, оценки, управления и снижения собственных рисков ОД/ФТ.
Просим главные управления Банка России организовать работу по доведению отчетов о НОР ОД и НОР ФТ и содержания настоящего информационного письма до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, расположенных на подведомственной территории, и информировать Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России о результатах проведенной работы.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Заместитель Председателя Банка России Д.Г.СКОБЕЛКИН
В соответствии с Рекомендациями ФАТФ страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
Результаты НОР подлежат доведению до сведения всех участников системы ПОД/ФТ (государственных органов и частного сектора ) и подлежат дальнейшему использованию как в практическом аспекте применения риск-ориентированного подхода, так и в качестве контекстуальной информации при проведении последующих национальных оценок рисков.
Под частным сектором понимаются финансовые организации и УНФПП, являющиеся субъектами Федерального закона N 115-ФЗ.
Результаты НОР призваны найти свое отражение: а) в секторальных оценках надзорных органов, которые оценивают риски в своих секторах на предмет их использования в целях ОД; б) в программах внутреннего контроля субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при выстраивании политики управления рисками и в практической работе при проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг.
Отчет о результатах проведения национальной оценки рисков размещен на официальном сайте Росфинмониторинга.
Средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. В частности, к электронным средствам платежа относятся банковские предоплаченные карты. А также так называемые «электронные кошельки». См. также Памятку «Об электронных денежных средствах», утвержденную письмом Банка России от 20.12.2013 N 249-Т.
ВВЕДЕНИЕ: ЦЕЛИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:
— определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
— определение слабых мест национальной антиотмывочной системы;
— формирование единообразного понимания рисков среди всех участников антиотмывочной системы;
— выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.
В настоящей национальной оценке рисков используются следующие основные понятия:
Учитывая практические трудности, связанные с количественной оценкой последствий ОД, настоящая оценка сосредоточена на выявлении и анализе угроз и уязвимостей, связанных с ОД, исходя из понимания, что случаи ОД постоянно приводят к значительным негативным последствиям.
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ (ЗОНЫ) РИСКА
Под предметной областью (зоной) риска понимаются области, выделенные как наиболее подверженные воздействию угроз и имеющие уязвимости; области, где проявление процессов отмывания преступных доходов наиболее вероятно.
Предметные области (зоны) риска определялись на основании анализа различных источников информации:
— национальные и наднациональные стратегические документы;
— статистические данные по основным предикатным преступлениям, сообщения о финансовых операциях (сделках), инициативные финансовые расследования, запросы правоохранительных органов и зарубежных подразделений финансовой разведки, результаты надзорных проверок и мониторинга;
— результаты секторальных оценок рисков в финансовых секторах и УНФПП;
Под частным сектором понимаются финансовые организации и УНФПП, являющиеся субъектами Федерального закона N 115-ФЗ.
— анализ средств массовой информации и отчетов международных организаций.
По результатам указанного анализа были установлены следующие предметные области (зоны) риска:
— Сфера бюджетных отношений (включая налоговую сферу)
— Область коррупционных правонарушений
— Сфера незаконного оборота наркотиков
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УГРОЗАХ
Определение угроз отмывания преступных доходов проводилось на основании анализа следующих источников информации:
— стратегические/межведомственные документы в области экономической безопасности;
— криминогенная обстановка в Российской Федерации;
— материалы финансовых расследований и завершенных уголовных дел по ОД;
— поступающие в Росфинмониторинг сообщения о финансовых операциях (сделках) и запросы органов государственной власти;
— результаты анкетирования органов государственной власти и частного сектора;
— документы наднациональных форматов взаимодействия (СНГ, ШОС и др.);
— результаты оценки финансового сектора в сфере ПОД/ФТ экспертами МВФ.
По итогам проведенной работы можно выделить следующие основные угрозы.
Мошенничество, присвоение или растрата государственных денежных средств и активов (хищение), а также налоговые преступления, в частности незаконное возмещение НДС и уклонение от уплаты налогов юридическими лицами.
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ
Масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик (контрабанда), в том числе через территорию РФ. Подпольное производство синтетических наркотиков на территории РФ. Деятельность организованных преступных форм: ОПГ и преступные сообщества (организации).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЯЗВИМОСТЯХ
Определение уязвимостей отмывания преступных доходов проводилось на основании анализа следующих источников информации:
— стратегические/межведомственные документы в области экономической безопасности;
— поступающие в Росфинмониторинг сообщения о финансовых операциях (сделках) и запросы органов государственной власти;
— результаты анкетирования органов государственной власти и частного сектора;
— материалы финансовых расследований и завершенных уголовных дел по ОД;
— результаты секторальных оценок финансовых секторов и УНФПП;
— результаты оценки финансового сектора в сфере ПОД/ФТ экспертами МВФ;
— материалы СМИ и отчеты международных организаций.
По итогам проведенной работы можно выделить следующие основные уязвимые места национальной системы ПОД.
ОСНОВНЫЕ УЯЗВИМЫЕ МЕСТА
— сохранение достаточно высокой доли теневой экономики и высокая доля оборота наличных денежных средств в экономике;
— сокрытие денежных средств и активов, полученных в результате совершения преступлений в иностранных юрисдикциях;
— использование номинальных юридических лиц (фирм-однодневок), вовлеченность отдельных представителей финансового сектора в оказание высокорисковых финансовых услуг;
— несовершенство отдельных норм действующего законодательства в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию;
— недостаточная информированность отдельных субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ о рисках и угрозах ОД;
— отсутствие регулирования и государственного надзора за выпуском и обращением виртуальных валют;
— несовершенство законодательства, регулирующего процедуры закупок для государственных нужд (конфликт интересов, аффилированность заказчиков с подрядчиками);
— длительное рассмотрение запросов о правовой помощи и сложности с получением такой помощи, а также информации в отношении конечных бенефициаров от компетентных органов отдельных стран.
В данном разделе сформировано окончательное представление о национальных рисках отмывания доходов и проведена их оценка исходя из серьезности выявленных угроз и уязвимостей. Оценка рисков осуществлялась посредством выставления рейтинга на основании статистических данных, результатов анкетирования участников системы ПОД/ФТ, а также иной качественной и количественной информации (см. выше).
ГРУППА ВЫСОКОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
Рисунок (не приводится)
Например, доступность регистрации, отсутствие ответственности участников по обязательствам компании, возможность учредить теоретически неограниченное количество компаний.
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИКТИВНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Схемы вывода денежных средств за рубеж, имеющих сомнительное происхождение, преимущественно используются для обеспечения функционирования теневой экономики («серый» импорт, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей). Через эти схемы также осуществляется отмывание доходов, полученных от коррупции, мошенничества в КФС, преступлений в бюджетной сфере, в зарубежных странах. Выведенные в иностранные юрисдикции преступные доходы инвестируются, как правило, в объекты жилой и коммерческой недвижимости, легальный бизнес, предметы роскоши, а также хранятся на депозитных и иных счетах в зарубежных банках. Для сокрытия конечных бенефициаров и финансовых активов используются иностранные юридические лица и образования, как правило, регистрируемые в юрисдикциях со льготным налогообложением. На уровень уязвимости оказывают влияние:
— несовершенство законодательных мер превентивного характера по противодействию мнимым/притворным сделкам;
— нарушения валютного законодательства, совершаемые «фирмами-однодневками».
Наиболее рисковыми являются: а) ряд стран Восточной Европы (так называемые «страны-транзитеры»); б) страны с благоприятным инвестиционным климатом (в частности, страны Западной Европы, Северной Америки); в) страны с низкой прозрачностью финансовой системы, а также со льготным налогообложением для нерезидентов; г) страны из «серого» и «черного» списков ФАТФ. Отмечаются факты вывода денежных средств сомнительного происхождения в страны Юго-Восточной и Центральной Азии.
Рисунок (не приводится)
Использование иностранных юридических лиц и структур без образования юридического лица (в особенности зарегистрированных в странах со льготным налоговым режимом) достаточно распространено в схемах по ОД за рубежом. В качестве основной уязвимости можно отметить сложности с получением достоверной информации о бенефициарных собственниках таких компаний. Регистрация, как правило, осуществляется на номинальных физических и юридических лиц в странах со льготным налогообложением. Для сокрытия конечных бенефициаров и финансовых активов используются сложные корпоративные цепочки взаимосвязанных юридических лиц и структур без образования юридического лица. Часто такие юрисдикции не имеют реестров бенефициарных собственников или раскрывают подобную информацию неохотно. Отмечаются случаи длительного рассмотрения направленных в иностранные государства запросов о правовой помощи и сложности с получением такой помощи от отдельных стран.
4. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Обналичивание денежных средств часто используется в схемах ОД в целях сокрытия преступных доходов. Отмечаются факты использования банковских карт, оформленных на подставных физических лиц, корпоративных банковских карт, в схемах легализации преступных доходов, в частности наркодоходов, доходов от кибермошенничества. Денежные средства, полученные в результате совершения преступлений, проходят через ряд уровней номинальных юридических лиц либо электронных средств платежа и выводятся на банковские карты в целях последующего снятия в наличной форме.
Процессы обналичивания также обеспечивают функционирование теневой экономики (выплата «серых» зарплат, уклонение от уплаты налогов). Значительная доля наличного денежного обращения в экономике обусловлена в том числе экономической моделью и особенностями страны. Анонимность расчетов с использованием наличных денежных средств, а также возможность осуществлять крупные покупки за наличные денежные средства обеспечивают популярность данного способа при совершении преступлений и, кроме того, усложняют процесс расследования.
5. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Электронные кошельки и предоплаченные карты.
В настоящее время Минфином России при участии Банка России и Росфинмониторинга подготовлены законодательные инициативы, направленные на минимизацию рисков (в том числе в части идентификации) совершения с неперсонифицированными («анонимными», «обезличенными») ЭСП сомнительных операций и снижения привлекательности таких ЭСП для целей ОД/ФТ.
6. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ (ТИПА БИТКОИН И ПР.) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Фактов использования виртуальных валют при совершении преступлений в сфере экономики на территории РФ зафиксировано не было. Вместе с тем криптовалюты могут использоваться на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами ОПГ, а также выплату вознаграждений закладчикам, наркокурьерам, работникам нарколабораторий. В 2017 году установлены факты использования криптовалюты биткоин в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков на территории 23 субъектов РФ. Анонимность расчетов с использованием криптовалют обеспечивает популярность данного способа при совершении преступлений и, кроме того, усложняет процесс расследования.
7. РИСК УЧАСТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОСРЕДНИКОВ), АФФИЛИРОВАННЫХ С ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Указанный риск наиболее характерен при ОД, полученных в результате хищения бюджетных средств, совершения коррупционных преступлений. Используются различные формы аффилированности с должностными лицами (коллеги, родственники, друзья, бывшие сокурсники и пр.). Государственные контракты заключаются с организациями (исполнителями, подрядчиками, застройщиками), владельцами и директорами которых являются аффилированные лица, что облегчает процесс хищения и отмывания средств через цепочку подконтрольных, номинальных юридических лиц. На высокий уровень уязвимости влияют следующие факторы:
— крупные суммы финансирования инфраструктурных проектов, что усложняет процесс контроля за целевым расходованием выделенных средств;
— длительные сроки реализации крупных проектов усложняют контроль за выделенными средствами;
— государственно-частное партнерство в крупных проектах открывает доступ частных компаний к бюджетным средствам;
— несовершенство законодательства, регулирующего процедуры закупок для государственных нужд.
ГРУППА ПОВЫШЕННОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МФО И КПК В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Реформирована система мониторинга и анализа финансовых операций, разработаны новые алгоритмы обработки информации, позволившие ускорить оперативность выявления сомнительных операций, их пресечения и реагирования на их трансформацию. Организована работа с КО и некредитными финансовыми организациями (НФО) с использованием элементов консультирующего надзора, применения превентивных мер к тем участникам, которые «не прислушались» к рекомендациям Банка России, и вывода с финансового рынка поднадзорных организаций, игнорировавших сигналы и предписания Банка России.
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Сектор характеризуется повышенным уровнем риска в силу ряда причин. Уязвимость сектора обусловлена недостаточным уровнем исполнения антиотмывочного законодательства участниками отдельных сегментов сектора, а также необходимостью совершенствования мер ответственности и государственного контроля. Отмечается повышенный уровень угрозы совершения характерных предикатных правонарушений в секторе использование нелегальных и полулегальных способов ухода от уплаты налогов, в том числе НДС, незаконная добыча драгоценного металла, незаконный аффинаж и контрабанда драгоценных камней. Ожидается, что меры, которые в настоящее время принимаются в секторе, позволят значительно снизить существующие риски (см. раздел «Принятые, принимаемые и планируемые меры по минимизации рисков»).
3. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Таких как Юнистрим, Вестерн Юнион, МИГом и др.
4. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (РЦБ) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
В частности, товарных векселей.
5. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС, В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Недекларирование (либо недостоверное декларирование), а также контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов несут определенные риски ОД, во многом обусловленные наличием протяженной таможенной границы ЕАЭС и отсутствием требования об обязательном представлении физическим лицом документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и денежных инструментов при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС. Риск частично нивелируется строгими законодательными ограничениями и высоким уровнем контроля за перемещением наличных денежных средств и инструментов. Предусмотрены серьезные меры ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование, а также контрабанду. Несмотря на то что с 2015 года наблюдается тенденция к росту объемов декларируемой перемещаемой через границу наличной валюты, объемы незаконно перемещаемых денежных средств и денежных инструментов снижаются.
ГРУППА УМЕРЕННОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАХОВОГО СЕКТОРА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Уровень угрозы использования сектора оценивается как повышенный. Факты приобретения недвижимого имущества на преступные доходы фигурируют в материалах уголовных дел по ст.ст. 174, 174.1.
Банки при работе с клиентами по данным продуктам реализуют не только стандартный набор процедур НПК, но и подробный анализ кредитоспособности с использованием различных скоринговых систем. Кредитные организации тщательно оценивают операции с недвижимостью на предмет наличия признаков ОД и в случае выявления таких признаков направляют СПО в Росфинмониторинг и (или) применяют меры заградительного характера.
Риелторский сектор в целом характеризуется достаточно высоким уровнем вовлечения в систему ПОД/ФТ и законопослушностью. Особенностью этого бизнеса в РФ является то, что риелтор не является обязательным участником (стороной) сделки с недвижимостью. В российских условиях сектор в большей степени ориентирован на оказание консультационных услуг и информационное сопровождение. Как правило, риелтор не участвует непосредственно в совершении сделки, а также в расчетах между продавцом и покупателем. Кроме того, неотъемлемую роль в проверке наличия признаков ОД, проверке данных клиента и законности операций при совершении сделок с недвижимым имуществом играют кредитные организации и нотариусы. В последние годы в РФ наметился тренд на замещение услуг, оказываемых риелторами по подбору для клиента объектов недвижимости, альтернативными электронными системами, реализованными в сети Интернет (например www.cian.ru,www.domofond.ru и др.). Целый ряд такого рода сервисов по подбору квартир организован банковскими структурами для продвижения на рынок ипотечных продуктов (например, сервис domclick.ru от ПАО Сбербанк).
3. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ ПОЧТЫ РОССИИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
4. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ НОТАРИУСОВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
Риск использования нотариусов в схемах ОД сегодня оценивается как умеренный. Принятые в 2017 г. Росфинмониторингом совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой меры позволили в значительной степени купировать негативные проявления, связанные с попытками использовать депозитные счета нотариусов и исполнительные надписи нотариусов для обналичивания денежных средств. Вместе с тем отмечаются случаи осуществления сомнительных операций по переводу денежных средств за рубеж на основании формально законных исполнительных надписей нотариусов при оспаривании заведомо притворных сделок о взыскании денежных средств с юридических лиц в пользу физических лиц.
5. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВОГО СЕКТОРА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
На рынке доминируют компании с государственным участием, а также лизинговые организации, входящие в крупные финансовые группы. В данном сегменте высокий уровень корпоративного контроля дополняется системой государственного финансового контроля, что в результате проявляется в высоком уровне законопослушности, низком уровне криминализованности организаций и фрагментарном характере использования лизинговых компаний в схемах отмывания преступных доходов. Основные риски аккумулируются в сегменте мелкого и микробизнеса, на который приходится не более 3% рынка. Одной из уязвимостей для сектора является относительная легкость доступа на рынок, главным образом в связи с отсутствием ограничений по минимальному размеру капитала для его участников. Кроме того, в качестве уязвимости можно отметить высокий уровень зависимости лизинговых компаний от материнских банков. В случае вовлечения материнской компании в «теневые» схемы соответствующие риски ОД потенциально могут трансформироваться и в дочернюю лизинговую компанию.
Сектор характеризуется высоким уровнем законопослушности и информированности о рисках ОД/ФТ и мерах по их минимизации. В то же время масштаб сектора и наличие обозначенных уязвимостей, носящих главным образом институциональный характер, формируют в среднем умеренный уровень риска ОД в нем.
6. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Касается операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Сектор операторов сотовой связи характеризуется средним уровнем законопослушности в части соблюдения законодательства о ПОД/ФТ. В рамках проводимых проверок выявляются нарушения антиотмывочного законодательства. Отмечаются признаки возможного использования инфраструктуры операторов сотовой связи в финансовых схемах, конечной целью которых может являться перемещение денежных средств и их вывод в неконтролируемый наличный оборот с участием физических лиц и юридических лиц с признаками фиктивности, в том числе для сокрытия доходов от налогообложения.
7. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОМБАРДОВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
В настоящее время подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий проверку поступающих в Банк России документов юридического лица, намеревающегося получить статус ломбардов, в том числе оценку соблюдения требований к деловой репутации органов управления и учредителей (участников) ломбардов (установление процедуры, аналогичной процедуре допуска микрофинансовых организаций).
8. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Рисунок (не приводится)
ГРУППА НИЗКОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРУГИХ ФИНАНСОВЫХ СЕКТОРОВ И УНФПП (ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ, ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ (ПИФЫ), УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ (НПФ), АУДИТОРЫ, АДВОКАТЫ, ФАКТОРИНГ, ИГОРНЫЙ СЕКТОР, ЮРИСТЫ, БУХГАЛТЕРЫ ) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
В контексте настоящего документа под термином «бухгалтеры» понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ ТИПА «ХАВАЛА» В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Фактов использования неформальных систем денежных переводов типа «Хавала» в целях ОД на территории РФ не выявлено.
ПРИНЯТЫЕ, ПРИНИМАЕМЫЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ
Приведенный список мер не является исчерпывающим.
ГРУППА ВЫСОКОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1.1. Государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юридических лиц: внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использованию для этого подставных физических лиц.
— об отказе в проведении операции;
— об отказе в заключении договора банковского обслуживания;
— о расторжении договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в ОД/ФТ.
В 2017 году банками принято 620 тыс. решений об отказе, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.
Указанный реестр формируется Росфинмониторингом и передается в Банк России с целью последующего использования кредитными организациями при оценке уровня риска своих клиентов.
1.3. ФНС России проводится работа по проверке достоверности ЕГРЮЛ в целях предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности путем предоставления недостоверных сведений при регистрации. Осуществляется взаимодействие между ФНС России и кредитными организациями по принятию мер к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени «фирмы-однодневки».
1.4. ФНС России разработана и используется автоматизированная система контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которая позволяет выявлять действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.
Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума и по состоянию на 01.06.2018 составило 7,3% от общего числа ЮЛ.
С помощью АСК НДС-2 за 1 квартал 2018 года без проведения проверок удалось дополнительно собрать в федеральный бюджет 12 млрд руб. (в 1,8 раза больше АППП).
В 2016 году почти в 2 раза увеличился процент возбуждения уголовных дел в сфере борьбы с экономической преступностью.
1.5. Российская Федерация присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией, что позволит ФНС России с сентября 2018 года получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 74 иностранных юрисдикций (включая офшорные).
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте ОЭСР, по состоянию на 10.04.2018.
1.6. Установлена обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и предоставлять ее по запросам уполномоченных органов, а также предусмотрена ответственность за нарушение данных требований.
1.7. Повышена эффективность уголовно-процессуальных механизмов в сфере борьбы с экономической преступностью.
1.8. Банком России осуществляется постоянное ориентирование поднадзорных организаций на типологические признаки и схемы ОД с участием фирм-однодневок.
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИКТИВНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
2.1. Проводится активная работа по реализации правоохранительными органами материалов Росфинмониторинга, полученных по международным каналам, с целью выявления и ареста выведенных за рубеж преступных активов.
В 2017 году с учетом материалов Росфинмониторинга арестовано за рубежом активов на сумму около 10 млрд руб.
2.2. Предусмотрена обязанность уполномоченных банков отказывать в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства, либо при предоставлении клиентом документов, не соответствующих установленным требованиям.
2.3. Установлен фиксированный размер штрафа для должностных лиц за незаконные валютные операции и за нарушение по репатриации денежных средств, а также предусмотрена дисквалификация за повторные правонарушения валютного законодательства.
2.4. Установлена обязанность по репатриации резидентом на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, ранее перечисленных нерезидентам по договорам займов.
2.5. Ратифицирована Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма.
2.6. Разработан проект федерального закона «О возврате из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений».
2.7. Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия незаконным финансовым операциям)», предусматривающий наделение налоговых органов, органов валютного контроля и Росфинмониторинга правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о вступлении в дело по делам, разрешение которых предполагает возможность исполнения денежных обязательств, связанных с переводом денежных средств на счета нерезидентов, и предъявлять иски о признании недействительными сделок при наличии оснований полагать, что сделки осуществляются или могут быть осуществлены в целях совершения незаконной финансовой операции.
2.8. Минфином России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О внесении изменений в статью 15.25 КоАП РФ». Он предусматривает распространение требования о репатриации денежных средств на контракты, по условиям которых товары передаются на территории РФ либо за пределами РФ без их ввоза на территорию РФ.
2.9. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
3.1. Установлена обязанность финансовых учреждений проводить идентификацию иностранных организаций без образования юридического лица (трасты, фонды, партнерства).
Проект Федерального закона N 599495-6.
3.3. Приняты меры по деофшоризации российской экономики.
3.4. Реализуются активные меры поиска и возврата денежных средств, выведенных из страны с использованием компаний-нерезидентов, через гражданское судопроизводство (на примере работы ГК «АСВ»).
3.5. В целях устранения пробела в валютном законодательстве Минфином России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О внесении изменений в статью 15.25 КоАП РФ», предусматривающий распространение требования о репатриации денежных средств на контракты, по условиям которых товары передаются на территории РФ либо за пределами РФ без их ввоза на территорию РФ.
4. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
4.1. Принятые меры во многом совпадают с мерами, указанными в п. 1 Группы повышенного риска в отношении финансовых организаций, оказывающих теневые финансовые услуги.
4.2. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
5. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
5.2. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думой РФ находится законопроект N 296412-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)» в сфере электронных платежей. Так, операторов по переводу денежных средств обяжут при выявлении ими признаков перевода денежных средств без согласия клиента приостанавливать выполнение такой операции на срок до 2 рабочих дней.
5.3. Планируется законодательно запретить получение физическими лицами наличных денег с использованием неперсонифицированных ЭСП.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 03.05.2017 N ИШ-П13-276с Минфином России при участии Банка России и Росфинмониторинга разработан и в настоящее время проходит стадию подготовки к рассмотрению Государственной Думой РФ во втором чтении проект федерального закона N 287876-7.
5.4. Росфинмониторингом совместно с экспертами организаций частного сектора ведется доработка модели финансового поведения наркоторговца в целях последующего внедрения соответствующего профиля в службы внутреннего контроля финансовых организаций.
6. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ (ТИПА БИТКОИН И ПР.) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Соответствующий законопроект N 419059-7 внесен в Государственную Думу РФ 20 марта 2018 года. Положения законопроекта N 419059-7 регламентируют порядок выпуска и обмена криптовалюты и токенов на рубли и иностранную валюту, предусматривая при этом, что в целях снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов и обеспечения соблюдения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, совершение такого обмена возможно только при условии проведения соответствующих идентификационных процедур через операторов обмена цифровых финансовых активов.
6.2. В 2014 и 2017 годах на официальном сайте Банка России опубликованы пресс-релизы, уведомляющие физических и юридических лиц о рисках ОД/ФТ, связанных с осуществлением операций с виртуальными валютами.
7. РИСК УЧАСТИЯ АФФИЛИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПОСРЕДНИКОВ) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
7.1. Повышена эффективность контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию гособоронзаказа: создан институт уполномоченных банков и установлена дополнительная административная ответственность за правонарушения в данной сфере.
По результатам проведенных в 2017 году ФНС России проверок с использованием информации Росфинмониторинга сумма НДС, уплаченная в бюджет в качестве возмещения, составила 3,2 млрд руб.
7.2. Повышена эффективность контроля за расходованием бюджетных средств хозяйствующими обществами, имеющими стратегическое значение для ОПК и безопасности России, а также организациями, находящимися под их контролем, в частности ограничен круг обслуживающих кредитных организаций.
7.4. Планируется усиление уголовной и административной ответственности в сфере гособоронзаказа.
Проект федерального закона N 5198-7.
Проект федерального закона N 4979-7.
7.5. Планируется создание механизма казначейского сопровождения средств, предоставленных на основании контракта по поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
7.6. Повышена эффективность системы государственного управления и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.
7.7. Ужесточена уголовная ответственность за коррупционные преступления:
— признается преступлением даже факт передачи денег не самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу;
— введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе;
— ответственность за коммерческий подкуп дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа;
— уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки;
— предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (в виде штрафа в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности / заниматься определенной деятельностью на длительный срок).
За последние 3,5 года за коррупцию осуждено свыше 4000 правоохранителей, более 400 депутатов, около 3000 должностных лиц.
7.9. Росфинмониторингом совместно с представителями частного сектора ведется доработка модели финансового поведения «коррупционера» в целях последующего внедрения соответствующего профиля в службы внутреннего контроля финансовых организаций.
ГРУППА ПОВЫШЕННОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МФО КПК В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
1.1. В целях пресечения противоправной деятельности руководителей и учредителей кредитных организаций УК РФ дополнен ст. 172.1 («фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации»).
1.2. Расширен перечень оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
1.3. Ужесточены обязательные требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления, руководителей, должностных лиц, собственников (и их единоличных исполнительных органов) кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых компаний; внедрен кросс-секторальный подход к оценке соответствия требованиям к деловой репутации указанных лиц. Перечень должностных лиц, к которым предъявляются требования к деловой репутации, дополнен специальным должностным лицом, ответственным за реализацию ПОД/ФТ в указанных финансовых организациях. В ряде случаев установлен пожизненный запрет на участие в управлении кредитной организации, приобретение крупного пакета акций (долей) кредитной организации, установление контроля в отношении владельцев крупных пакетов акций (долей) кредитной организации, занятие должности единоличного исполнительного органа владельца крупного пакета акций (долей) кредитной организации (контролера владельца).
1.4. Росфинмониторингом в Банк России регулярно направляется информация о рисках использования МФО и КПК в теневых схемах по обналичиванию денежных средств.
1.5. В отношении МФО и КПК Банком России проводятся надзорные мероприятия и применяются меры надзорного реагирования, эффективность которых подтверждается тенденцией сокращения сомнительных операций в секторе микрофинансирования. Такая работа проводится в том числе в отношении МФО и КПК, отмеченных в информации Росфинмониторинга.
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
2.1. Утвержден план создания интегрированной информационной панели в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и камней на всех этапах.
2.2. Ведется работа над совершенствованием порядка специального учета субъектов отрасли и расширением полномочий надзорного органа, а также ужесточением мер ответственности за нарушение требований.
2.3. Активно развиваются новые формы информационного взаимодействия (Личный кабинет) и бесконтактного контроля между Росфинмониторингом и ФКУ «Пробирная палата России».
3. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Таких как Юнистрим, Вестерн Юнион, МИГом и др.
3.1. Росфинмониторингом совместно с экспертами организаций частного сектора ведется доработка профиля наркоторговца/наркокурьера, в том числе использующего системы денежных переводов. В дальнейшем планируется внедрение выработанного профиля в службы внутреннего контроля финансовых организаций.
4. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (РЦБ) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
4.1. Проводится очищение сектора от недобросовестных участников: осуществляется аннулирование лицензий у профессиональных участников РЦБ, не соблюдающих требования законодательства, в том числе в сфере ПОД/ФТ.
Только в 2017 году в совещаниях, проводимых во всех регионах РФ, на которых рассматривались проблемные вопросы правоприменения, риски в секторах и меры по их снижению, приняли участие порядка 1 тыс. риелторов.
4.2. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
5. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС, В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
5.1. Рассматривается вопрос о дополнении договора о ЕАЭС положениями по обеспечению экономической безопасности участников не только в сфере таможенного регулирования, но и с точки зрения ПОД/ФТ. Данная мера обеспечит правовые условия функционирования отдельных элементов системы ПОД/ФТ на пространстве ЕАЭС.
ГРУППА УМЕРЕННОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАХОВОГО СЕКТОРА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
1.1. Проводится очищение сектора от недобросовестных участников: осуществляется отзыв лицензий у страховых организаций, не соблюдающих требования законодательства, в том числе в сфере ПОД/ФТ.
Обеспечено практически стопроцентное участие нотариусов в системе ПОД/ФТ.
1.2. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
2. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
В случае наличия положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки.
2.2. Проводится работа по дальнейшему повышению охвата сектора риелторов системой ПОД/ФТ прежде всего через механизмы Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга.
2.3. В значительной степени повысилась роль профилактических и корректирующих мер в снижении рисков в секторе риелторов.
3. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ ПОЧТЫ РОССИИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
3.1. Проведены комплексные межведомственные мероприятия по минимизации рисков использования услуг Почты России в проведении сомнительных финансовых операций.
3.2. В соответствии с приказом Росфинмониторинга N 103 применяется отказ от заключения договоров Почты России с юридическими лицами и осуществляется дальнейший мониторинг договоров в соответствии с критериями данного приказа.
3.3. Осуществляется информирование сектора о рисках ОД/ФТ и надлежащего исполнения субъектами сектора положений антиотмывочного законодательства части организации и осуществления внутреннего контроля.
4. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ НОТАРИУСОВ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
4.1. Осуществляется информационно-методическое обеспечение нотариусов по вопросам ПОД/ФТ, включая методические рекомендации и типологии использования депозитных счетов нотариусов в противоправных целях.
Охват системой ПОД/ФТ адвокатов и аудиторов увеличился более чем в 10 раз.
4.2. Осуществляется взаимодействие Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты по обеспечению участия нотариусов в системе ПОД/ФТ и совершенствованию законодательства. В Федеральную нотариальную палату направляются списки нотариусов, деятельность которых связана с рисками ОД для последующего принятия надзорных мер.
4.3. Усилен контроль за деятельностью нотариусов в субъектах РФ.
4.4. Установлен объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, а также способа ее фиксирования.
Регламент совершения нотариусами нотариальных действий (утв. приказом Минюста России от 30.08.2017 N 156).
Утвержден Минюстом России 19.01.2016.
5. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВОГО СЕКТОРА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
5.1. В целях дальнейшей минимизации указанного выше риска и совершенствования государственного контроля и надзора в данном секторе разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности.
6. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
6.1. В целях минимизации рисков использования операторов сотовой связи в противоправных схемах, связанных с обналичиванием денежных средств, осуществляется межведомственное взаимодействие, планируется подготовить рекомендации по снижению рисков возможного вовлечения операторов сотовой связи в процессы отмывания преступных доходов.
7. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
7.1. Банком России проводилась работа по снижению объемов теневой продажи, по результатам которой был сведен к минимуму «теневой» оборот наличности в данном секторе.
ГРУППА НИЗКОГО РИСКА
Рисунок (не приводится)
1. РИСК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРУГИХ ФИНАНСОВЫХ СЕКТОРОВ И УНФПП (ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ, ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ (ПИФЫ), УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ, НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ (НПФ), АУДИТОРЫ, АДВОКАТЫ, ФАКТОРИНГ, ИГОРНЫЙ СЕКТОР, ЮРИСТЫ, БУХГАЛТЕРЫ ) В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
В контексте настоящего документа под термином «бухгалтеры» понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.
1.1. Осуществляется скоординированная межведомственная работа по повышению уровня охвата системой ПОД/ФТ адвокатов и аудиторов.
1.2. Осуществляется обеспечение адвокатов информационно-методическими материалами по вопросам ПОД/ФТ, включая методические рекомендации.
1.3. Организовано взаимодействие с региональными адвокатскими палатами.
1.4. Планируется осуществление информационного взаимодействия Федеральной палаты адвокатов и Росфинмониторинга.
1.5. Уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении вопросов ПОД/ФТ.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статья 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ). Аудиторов решено привлекать к борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны уведомлять уполномоченный орган (Росфинмониторинг) о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Разглашать факт передачи данной информации, а также информировать руководство аудируемого лица о возникновении названных предположений аудиторы не вправе. Порядок передачи сведений определяет Правительство РФ. На сайте Росфинмониторинга предусмотрены личные кабинеты для взаимодействия пользователей с ведомством. В установленных случаях пользоваться кабинетами могут в т.ч. аудиторы.
1.6. Повышена вовлеченность субъектов игорного сектора в систему ПОД/ФТ, усовершенствованы меры контроля.
1.7. Планируется усилить меры административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр.
Проект Федерального закона N 1093505-6.
1.8. Проводится работа по повышению степени использования операторами по приему платежей Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. Разъясняются преимущества работы в Личном кабинете.
Проведенная работа по национальной оценке рисков ОД позволила выявить ключевые риски, угрозы и уязвимости, характерные для системы ПОД в Российской Федерации на текущий момент.
По результатам этой работы подготовлен межведомственный План мероприятий по минимизации выявленных рисков и угроз и повышению эффективности российской антиотмывочной системы.
Указанный План содержит перечень предупредительных, регулирующих, правоприменительных, организационных мер, а также мер, направленных на повышение эффективности межведомственного и международного сотрудничества и взаимодействия с частным сектором.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
НОР ФТ проведена Росфинмониторингом с привлечением своих межрегиональных управлений и иных участников НС ПФТ, в том числе 7 органов государственной власти Российской Федерации, Банка России и 22 организаций частного сектора, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, что позволило сделать разносторонний анализ существующей ситуации в сфере противодействия ФТ в Российской Федерации.
Результаты НОР ФТ будут рекомендованы для учета в правоприменительной практике при выборе конкретных мер минимизации определенных рисков ФТ и при распределении ресурсов на всех уровнях НС ПФТ.
Целью НОР ФТ является определение наиболее рискованных методов и инструментов, применяемых террористами либо террористическими группами в Российской Федерации с целью привлечения, перемещения или использования средств на преступные цели. В задачи НОР ФТ равным образом входит исследование существующих угроз, уязвимых мест в НС ПФТ и возникающих при этом рисков ФТ, понимание происходящих в данной системе процессов, а также определение потенциальных инициатив для ее развития.
Под террористическими группами в настоящем документе понимаются террористические организации, террористические сообщества, иные организованные группы (преступные сообщества), незаконные вооруженные формирования, созданные или создаваемые для совершения преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).
Под средствами в настоящем документе понимаются любые активы, включая финансовые активы, экономические ресурсы, имущество любого вида, материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, не важно как приобретенное, и правовые документы или инструменты в любой форме, в том числе электронной или цифровой, предоставляющие право или долю в таком имуществе или иных активах. Средства включают, в частности, наличные денежные средства и денежные инструменты (дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).
НОР ФТ предоставит возможность в определенной последовательности и оперативно принимать необходимые управленческие решения в отношении угроз, уязвимых мест и в целом рисков ФТ, что позволит повысить эффективность противодействия ФТ в Российской Федерации.
Оценка рисков производится в соответствии с этапами процесса финансирования терроризма, через которые определяются способы привлечения, перемещения или использования средств.