Что означает устаревшее слово глас
Значение слова «глас»
1. Трад.-поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа.□ Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И прогремела грозным гласом В годину битвы наша сталь. Твардовский, За далью — даль.
2. (мн. гла́сы и гласы́). Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения. В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы. [Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Глас — многозначный термин, применяемый в православной литургике и музыке православного обихода.
Глас, Аренд (род. 1968) — голландский бобслеист, пилот.
Глас, Бентли (1906—2005) — видный американский генетик и преподаватель.
Глас, Хорхе (род. 1969) — эквадорский политический деятель, вице-президент Эквадора.
ГЛАС, а, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса́ сливались тут, не раздался. лишь человека г. Лрмнтв. Г. вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на г. восьмый.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. устар. поэт. голос, звучащая речь ◆ Слыхали ль вы за рощей глас ночной // Певца любви, певца своей печали? Пушкин, «Певец», 1816 г.
2. перен. высказываемое мнение
3. в церковном пении — ладово-мелодическое построение ◆ Когда пели «Архангельский глас», он помахивал рукой, как регент, и, стараясь подладиться под глухой стариковский бас дьячка, выводил своим тенором что-то необыкновенно сложное, и по лицу его было видно, что испытывал он большое удовольствие. Чехов, «Убийство», 1895 г.
Словари
205 глас
1. Разновидность лада в церковной музыке.
2. Напев, входящий в систему церковного пения.
1. Физическая составляющая речевого звука, обусловленная колебанием голосовых связок при прохождении воздушной струи и характеризующаяся индивидуальными особенностями звучания (высотой, тембром и т.п.); голос I 1..
отт. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова.
отт. Звуки, сопровождающие плач, рыдания и т.п.
отт. Крик, пение птиц, вой животных.
отт. Звуки, сопровождающие действие, движение, деятельность и т.п. чего-либо.
2. Звуки, издаваемые человеком при пении; голос I 2..
Ощущение внутренней убеждённости в необходимости какого-либо поступка или предчувствие чего-либо; голос III.
1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). «Все природы голоса сливались тут, не раздался… лишь человека глас.» Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].
Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].
Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.
| Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прил. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;
| всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.
1. Высок. = Го́лос (1, 4, 6 зн.). Раздался трубный г. Услышать г. народа. Мирный г. страны. Г. вопиющего в пустыне (книжн.; о призыве, остающемся без ответа, без внимания). Ни гласа ни воздыхания (книжн.; о полном молчании, безмолвии).
2. мн.: гла́сы и гласы́. Вид лада в церковной музыке; напев, входящий в систему церковного пения. Петь на гласы. Г. первый, второй.
глас (греч. ēchos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
Голос (в 1, 4 и 6 знач.).
И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон.
2. (мн. гла́сы и гласы́).
Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения.
В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы.
[Белоусов] умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.
глас вопиющего в пустыне
о призыве, остающемся без ответа.
ни гласа ни воздыхания
о полном молчании, безмолвии.
Глас божий. Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110.
Глас вопиющего (вопиющий) в пустыне. 1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. О выступлении учителя перед учениками, не желающими его слушать. Максимов, 85.
Петь/ запеть на девятый глас. Разг. Устар. Петь нестройно, недружно, неточно. В церкви поют на восемь голосов, девятого голоса не существует. БМС 1998, 115.
Ни гласа ни воздыхания. Книжн. Устар. Ни звука, полная тишина, молчание. ФСРЯ, 108.
Ни гласу, ни послуханья о ком, о чём. Кар. (Мурм.). Абсолютно ничего не известно о ком-л., о чём-л. СРГК 1, 338; СРГК 5, 92.
1. гла́с, гла́сы, гла́са, гла́сов, гла́су, гла́сам, гла́с, гла́сы, гла́сом, гла́сами, гла́се, гла́сах
2. гла́с, гласы́, гла́са, гласо́в, гла́су, гласа́м, гла́с, гласы́, гла́сом, гласа́ми, гла́се, гласа́х
сущ., кол-во синонимов: 3
услышать глас => восприятие
церк. и поэт., гла́сный «публичный», также «городской депутат», производное от глас «голос». Подробнее см. на го́лос.
2. кулин.У приспешников и кандиторов покрывание сахаром на яичном белке. Сл. пов. 1 453. После чего раскатать <тесто> как возможно тоньше, высечь из онаго формы розы или иныя фигуры, сделать на них гласс из белков, посыпав сахаром и корицею. Сл. пов. 1795.
— Звук трубы в день Страшного суда.
2. Церковные песнопения.
Ни на день в их обители Глас божий не затих, Блаженные святители, В окладах золотых, Глядят на них с любовию, Святых ликует хор… (А. К. Толстой. Ночь перед приступом).
Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110.
Глас Божий вызвонит из ада душу грешника (о вкладе на колокол за упокой самоубийцы).
1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. О выступлении учителя перед учениками, не желающими его слушать. Максимов, 85.
крыл. сл. Выражение из Библии (Исаия 40:3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
Книжн. Экспрес. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания.
В годину мрака и печали, Как люди русские молчали, Глас вопиющего в пустыне Один раздался на чужбине (Огарёв. Предисловие к «Колоколу»).
Ср. Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле. на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне.
Салтыков. Мелочи жизни. Читатель.
Ср. Без тебя (благосклоннейший из читателей) я был гласом вопиющего в пустыне, эоловой арфой без ветра (?), разливающей гармонию среди унылой окрестности.
Дружинин. Сентимент. путешествия Чернокнижникова (письмо).
Ср. К «Молве» названье не пристало:
Ее читателей так мало,
Что хоть зови ее отныне:
«Глас вопиющего в пустыне».
Ср. Vox clamantis in deserto.
Ср. Иоанн Креститель сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
Иоанн. 1, 23. Матф. 3, 3. Марк. 1, 3. Лук. 3, 4.
См. на ветер говорить.
Выражение из Библии (Исаия 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
Из Библии. Ветхий Завет (Книга пророка Исайи, гл. 40, ст. 3): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Встречается также в Евангелии от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелии от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 23).
Иносказательно: напрасные призывы к чему-либо, неудачные попытки установить контакт, взаимопонимание, диалог.
Страстный, горячий призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик.
Обычно в роли именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
— Сочувствую тебе: твой призыв к студентам учиться только на «хорошо» и «отлично» остался гласом вопиющего в пустыне. (Реч.)
фразеол. в целом выступает как символ тщетного, неуслышанного призыва к чему-л. благотворному.
Из письма английского богослова Алкуина (735-804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742-814).
Употребляется: в прямом смысле и иронически, как комментарий к тезису о неизменной правоте народа.
Глас народа Христа предал (распял).
глас народа, глас Божий (народа, а не толпы)
Писемский. Тысяча душ. 2, 6.
Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme.
Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie ist die Stimme Gottes.
Слушайся голоса народа, это глас Божий.
Schiller. Marie Stuart. 4, 8.
Voix de peuple, voix de Dieu.
Voce di popolo, voce di Dio.
Ср. L’universale non s’inganna.
Ср. Vox populi, vox Dei.
Правильность изречения vox populi, vox Dei оспаривается Алкуином (735-804): «cum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit», так как бушевание толпы всегда близко к безумию.
Ср. Sacra populi lingua est.
Sen. rhet. controv. 1, 1, 10.
Ср. Nemo omnes, neminem omnes fefellerunt.
Никто всех, никого все не обманывали.
Ср. βοή λαού, βοή Θεοί».
Ср. η σέ γε λαοί εχθαίρουσ’ ανά δήμον, επισπόμενοι θεού όμφη.
Ср. Знать бы желал я: ты сам ли то волей сносил? Народ ли
Вашей земли ненавидит тебя, по внушению Бога.
Hom. Od. 3, 214-215; пер. Жуковского. Нестор Телемаку о женихах Пенелопы.
Ср. Φήμη δ’ούτις πάμπαν άπόλλυται, ήντινα πολλοί
Λαόι φημίζουσι θεός νύ τίς εστι και αύτή.
Никакая молва, которую народ имеет в устах своих,
Не пропадает совершенно, ибо это само божество.
Hesiod. Труды и дни. 763.
Ср. Φήμη γε μέντοι δημόθρους μέγα σθένει.
Голос народа, конечно, имеет большой вес.
Aesch. Agamemnon. 938.
Ср. Vox populi de civitate, vox de templo, vox Domini reddentis retributionem inimicis suis.
Ср. Вот шум из города, голос из Храма, голос Господа, воздающего врагам Своим.
См. перст твой вижу ясно.
Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена (семинарск.).
ГЛАС-ПАНАШЕ * glace panaché. кулин. Разноцветное мороженое. Обед пододвинулся уже к пирожному, в виде glace-panaché с сеткой из леденца, чем любил всегда щегольнуть повар Василий. Бобор. Братья. // ВЕ 1904 4 486.
Гла́сбреннер (Glaßbrenner) Адольф (18101876), немецкий писатель, юморист и сатирик. Яркие социально-критические зарисовки берлинского быта, политические стихи, антиклериальный комический эпос «Новый Рейнеке-Лис» (1846).
сущ., кол-во синонимов: 1
ГЛАСЕ I glacé m. < glacer.
2. Перчатки имеющие с одной стороны глянец, или лоск. Вавилов 1856.
Значение слова глас
Словарь Ушакова
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
Фразеологический словарь русского языка
Православие. Словарь-справочник
лад в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие. Гласы определяются по области (высшей, средней, низшей), занимаемой каждым из них в церковном звукоряде, по конечному звуку, по той или иной мелодии и господствующим в ней звукам, по характерным попевкам. Количество попевок (с вариантами) в каждом гласе достигает нескольких десятков. Таким образом каждый глас имеет свой музыкальный колорит. Тем более что попевки одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее, музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же: она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
В современных вариантах гласов (в партесном изложении) сохранилась попевочная структура, однако в упрощенном виде. Она строится не собственно попевками, а чередующимися мелодическими строками, количество которых не столь велико.
Православный энциклопедический словарь
лад, напев в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на четыре главных и четыре побочных, вместе они образуют осмогласие.
Словарь музыкальных терминов
(старославянское — голос) — в древнерусском церковном пении — ряд диатонических попевок, связанных с определенными участками церковного звукоряда. Восемь гласов составляли систему осмогласия, охватывающую весь основной попевочный фонд церковного пения. Количество попевок в гласе составляет примерно 1500, но распределяются по гласам они неравномерно. Существуют песнопения с одинаковым текстом и гласовой принадлежностью, но различные по напеву.
Словарь церковных терминов
в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. В древнерусском пении гласы преобразовались в суммы различных диатонических полевок в объеме трихордов и тетрахордов. Полевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей и стихир (за некоторым исключением). Однако музыкальная основа попевок сохраняется. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
Православная энциклопедия
первоначально в церковном пении Византии представлял собой один из восьми ладов с господствующими конечными тонами. В Древней Руси гласы превратились в восемь диатонических напевов. Как в греческом, так и русском пении напевы одного гласа неодинаковы для стихир, тропарей, прокимнов и ирмосов, хотя встречаются и исключения. Например, стихирный напев второго гласа повторяет тропарный напев, а напев ирмосов третьего гласа – стихирный. Восемь гласов, или осмогласие, составляют основу всей церковной музыки: большая часть песнопений представляет собой именно гласовое пение. Напевы каждого гласа поют ровно одну неделю. Таким образом, чередование восьми гласов в течение восьми недель представляет собой завершенный гласовый цикл, повторяющийся много раз в течение года.
Энциклопедический словарь
(греч. echos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
Словарь Ожегова
ГЛАС, а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.).
• Глас вопиющего в пустыне (книжн.) безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, к-рый в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу].
Трубный глас (высок.) призыв к ответу за всё содеянное [по евангельскому сказанию о трубах архангелов, призывающих к ответу в день Страшного суда].
Ни гласа ни воздыхания (устар. и ирон.) о полной тишине или молчании в ответ на зов.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
См. Разумовского, «Церковное пение в России» (М., 1867).
Н. Соловьев.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр.
Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;
всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.
Большая Советская Энциклопедия
(старославянское слово, то же, что голос),
в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия.
Глас – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово глас? Пытаешься разобраться, что такое глас? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «глас» в словарях русского языка
Глас это:
глас — неполногласный вид слова голос, употребляемый как церковнославянизм в высоком и поэтическом стилях речи:
1.Разновидность лада в церковной музыке.
2.Напев, входящий в систему церковного пения. II м. устар.
1.Физическая составляющая речевого звука, обусловленная колебанием голосовых связок при прохождении воздушной струи и характеризующаяся индивидуальными особенностями звучания ( высотой, тембром и т.п. ) ; голос I
1.. отт. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова. отт. Звуки, сопровождающие плач, рыдания и т.п. отт. Крик, пение птиц, вой животных. отт. Звуки, сопровождающие действие, движение, деятельность и т.п. чего-либо.
2.Звуки, издаваемые человеком при пении; голос I
2.. III м. устар.Ощущение внутренней убежденности в необходимости какого-либо поступка или предчувствие чего-либо; голос III.
м.
1) а) Вид лада в церковной музыке. б) Напев, входящий в систему церковного пения.
2) устар. То же, что: голос (1,3,
6).
== голос N1/3 Трубный г. Г. народа (книжн.). Г. вопиющего в пустыне (безответный призыв, мольба; книжн.).
(греч. echos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
м.
1) а) Вид лада в церковной музыке. б) Напев, входящий в систему церковного пения.
2) устар. То же, что: голос (1,3,
6).
1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса сливались тут, не раздался… лишь человека глас. Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).
2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
, голос, звучащая речь высказываемое мнение в церковном пении — ладово-мелодическое построение
Где и как употребляется слово «глас»?
Кроме значения слова «глас» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «глас».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «глас» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «глас»
Он не расчувствовался бы даже и тогда, если бы вместо трубного гласа герцогини услышал чарующий женский голос, не смягчился бы от этого нисколько и поступил бы так, как находил бы для себя более выгодным и более удобным.
Увы, но этот вопрос так и повиснет в воздухе, хуже того – так и останется гласом вопиющего в пустыне…
– Словно в момент, когда два войска готовы были сойтись в яростной рукопашной схватке, вожди их вняли гласу народа и договорились жить дружно.
Значение слова глас
глас в словаре кроссвордиста
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр.
Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый;
всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса сливались тут, не раздался. лишь человека глас. Лермонтов. Глас вопиющего в пустыне (см. вопиющий).
Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на глас восьмый.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Вид лада в церковной музыке.
Напев, входящий в систему церковного пения.
устар. То же, что: голос (1,3,6).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГЛАС (греч. echos) в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «глас»:
Большая Советская Энциклопедия
(старославянское слово, то же, что голос),
в византийском и римско-католическом церковном пении различные диатонические лады, каждый из которых имел свой господствующий и конечный тоны; вместе Г. составляли систему восьмигласия.
Википедия
Глас ( — букв. отголосок, отзвук; позже также звук, звучание; мелодия, напев) — многозначный термин, применяемый в православной литургике и музыке православного обихода. В профессиональном лексиконе гласы также (используя транслитерацию с греческого языка) именуют «ихосами».
Глас — устаревшее или поэтическое название голоса :
Примеры употребления слова глас в литературе.
Ночь наступила, за нею день появился, но не дошел до ушей моих ни Аргона глас, ни Руро.
Хотя на предшествующем конкурсе Чайковского, под председательством того же Гилельса, Первую премию получил Ван Клиберн: Гилельс расслышал глас народа и присоединился к нему.
Не завидую тебе, что, следуя общему обычаю ласкати царям, нередко недостойным не токмо похвалы, стройным гласом воспетой, но ниже гудочного бряцания, ты льстил похвалою в стихах Елисавете.
Кузмина магнетический зуб И скупой станиолевый круп Замечал у бессонных гостей Что заходят в посмертный музей Сологуба магический глас Меня пестовал холил и пас И росла на лице борода Призывая к другим городам Вагенгейма земельный надел Разграфить на пол-мира хотел Но Смоленского кладбища смрад Скрыл идущих портретов парад Бродский тоже сквозит чрез бетон Но не мрамор а камфара он Пахнет камфарой розовый куст Выделяется жёлтая грусть Как пустая вода из креста Заполняя живые места 22.
Уллин Умолкни все в стране подлунной, Чтоб гласы арфы златострунной По холмам дальним пронеслись, В пустынях гулом раздались.
Никто из предстоящих не остался без зыбления внутрь глубокого, когда клинский певец, дошед до разлуки своего ироя, едва прерывающимся ежемгновенно гласом изрекал свое повествование.
Во всяком случае, любое соборное деяние творится совокупною энергией многих, и в том духовном подъеме Руси, который привел русичей на Куликово поле, глас и призывы Дионисия явились не последними отнюдь!
И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования.
И по волнам промчавшись Эритрейским, Которые когда-то в давний час Пред племенем гонимым иудейским Разверзлись, как велел им божий глас, Узрев холмов вершины Набатейских, Где Измаила сын отары пас, Гонцы, пройдя сквозь зной пустынь тоскливый, К Аравии приблизились Счастливой.
Рылеев: Люби глас истины свободной, Для пользы собственной люби, И рабства дух неблагородный, Неправосудье истреби.
Уши мои задернулись печалию, и радостный глас нехитростного веселия до сердца моего не проник.
При этой преступной группе находится особоуполномоченный центрального аппарата НКВД, присланный из Москвы, под фамилией Гласов.
Источник: библиотека Максима Мошкова