Что означает установочное занятие
Установочная сессия: что это такое, особенности проведения и преодоления
Каждый студент независимо от формы обучения сталкивается с так называемой «промежуточной аттестацией», которую в СУЗах и ВУЗах называют сессией. Существует несколько разновидностей этих рубежей: установочная, экваторная, преддипломная и пр. Каждая из них обладает определенной спецификой, но миссия у них одна – проверить качество знаний и обретенных в процессе обучения навыков учащихся, проконтролировать ход освоения ими выбранного профиля, определить уровень профессиональной подготовки.
Каждый студент независимо от формы обучения сталкивается с так называемой «промежуточной аттестацией», которую в СУЗах и ВУЗах называют сессией. Существует несколько разновидностей этих рубежей: установочная, экваторная, преддипломная и пр. Каждая из них обладает определенной спецификой, но миссия у них одна – проверить качество знаний и обретенных в процессе обучения навыков учащихся, проконтролировать ход освоения ими выбранного профиля, определить уровень профессиональной подготовки.
Сегодня мы поговорим об установочной сессии. Из этой статьи Вы узнаете, что это такое, зачем она необходима, в чем проявляется ее особенность и пр.
Установочная сессия – это…
Установочная сессия представляет собой специальный период для студентов заочного отделения. У очников «адаптационного времени» до первой сессии достаточно – весь первый семестр. Заочники же посещают стены СУЗа или ВУЗа лишь в период зачетов и экзаменов. Поэтому для них была создана специальная пора под названием установочная сессия.
Особенности установочной сессии
Она предполагает, что учащиеся посетят лекции и семинары по основным предметам, познакомятся с преподавателями, с которыми на протяжении нескольких лет им придется идти рука об руку, узнают правила образовательного заведения и его структуру, порядок проведения сессий и пр.
Установочная сессия проводится для заочников в самом начале их обучения. Нередко ее называют «ознакомительной». Именно в этот период студенты заочного отделения могут уточнить учебный график, расписание первой сессии, где брать зачетные книжки, где оформить студенческий билет или пропуск, как получить доступ к библиотеке, получают первые практические задания (которые необходимо выполнить до сессии или сдать во время сессии).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Миссия установочной сессии
Установочная сессия не предполагает сдачу зачетов и экзаменов. Поэтому многие студенты, как только узнают об их отсутствии, решают не посещать образовательное заведение. Притом большая часть заочников успешно совмещает работу и учебу.
На самом деле явка на установочную сессию является обязательной для каждого учащегося. Преподаватели проводят занятия, отмечают присутствующих. Прогулы могут негативно сказаться на успеваемости в будущем и создать негативное первое впечатление о студенте. Более того, на занятиях можно получить первые представления о выбранной профессии, изучаемых дисциплинах, уровне сложности профессионального становления требованиях преподавателей и Вуза, а также почерпнуть ответы на экзаменационные вопросы для ближайшего проверочного рубежа, потренировать навыки в части решения отдельных задач.
Что входит в период проведения установочной сессии?
Во время установочной сессии проводятся следующие виды занятий:
Обратите внимание, что во время первой аттестационной сессии преподаватель может учитывать посещаемость и активность на занятиях во время установочной сессии, требовать наличие конспектов и пр.
Помимо разбора темы, преподаватели во время установочной сессии могут разъяснить студентам-заочникам порядок проведения зачетов и экзаменов, собственные требования к студентам, срок выполнения письменных проектов (контрольных, лабораторных курсовых и пр.), а также дадут рекомендации относительно литературы, которую необходимо изучить для успешного преодоления учебного плана.
Сколько длится установочная сессия?
Установочная сессия ничем не уступает привычной для всех студентов аттестационных сессий. Поэтому ее продолжительность напрямую зависит от учебного плана. В большинстве случаев она равносильна обычной экзаменационной поре и длится около 14-25 дней. Сроки проведения занятий зависят от профиля, учебной нагрузки, общего срока обучения и формы профессионального становления. Как правило, у заочников зачетная неделя и экзамены занимают около 1 месяца.
Чаще всего установочная сессия у заочников проходит сразу после первичной адаптации очников. Как правило, установочная сессия начинается в октябре, а первая экзаменационная пора настигает их уже в конце ноября – начале декабря.
Как отпроситься с работы на установочную сессию?
Установочная сессия – мероприятие, запланированное учебным заведением и включенное в учебный план. Студент получит справку-вызов, которая подтвердит факт его обучения в учебном заведении. На ее основании он может потребовать учебный отпуск на период проведения установочной сессии (он будет отражен в документе). Поэтому, если учащийся работает официально, то у него не должно возникнуть проблем с совмещением работы и учебы. Главное, заранее предупредить руководителя о том, что сотрудник поступил в СУЗ или ВУЗ и является студентом, чтобы компания могла заранее предусмотреть достойную замену на период обучения.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Методические рекомендации по проведению установочных занятий, обзорных лекций и консультаций для студентов заочной формы обучения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО ЧЕБОКСАРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методические рекомендации по проведению
установочных занятий, обзорных лекций и консультаций для студентов заочной формы обучения
Разработала: заведующая заочным отделением СТАЛЬНЕНКО Е. И.
Одобрены УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР
комиссией гуманитарных ___________
протокол № _______ «_____»__________200__ г.
Председатель ________
Рассмотрены на заседании
Прот.№_____ от «___»_________200__ г.
Автор-составитель: – Зав. заочным отделением ГОУ СПО Чебоксарский экономико-технологический колледж
Методические рекомендации к проведению
установочных занятий, обзорных лекций и консультаций для студентов заочной формы обучения
Ежегодно ряды специалистов среднего звена пополняет достаточно большое количество выпускников колледжей, техникумов и училищ, получивших образование по заочной форме обучения. Их отличает знание опыт трудового и человеческого общения в коллективе, умение самостоятельно добывать знания и другие качества, приобретённые в процессе обучения, обеспеченные соединением практической деятельности с изучением её теоретических основ.
Студенты-заочники осваивают учебную программу без отрыва от производства, для чего один раз в учебный год организуются экзаменационные сессии. Этот период студенты посещают лекции, участвуют в лабораторных и практических занятиях с последующей сдачей экзаменов и зачетов согласно графику учебного процесса. Безусловно, заочная форма обучения предусматривает самостоятельную подготовку в течение учебного года: выполнение контрольных и курсовых работ, курсовых проектов, работу с учебной литературой, полученной в библиотеке колледжа. Задания и рекомендации по их выполнению студент получает во время предыдущей сессии на установочных занятиях. Проведение установочных занятий предусмотрено, в первую очередь, во время организации установочной сессии, в начале учебного года для вновь принятых студентов 3 курса, так как такого рода занятия должны предшествовать самостоятельной работе студентов-заочников по изучению дисциплины.
Установочное занятие – форма организации учебного процесса, целью которой является знакомство студентов со структурой, содержанием, требованиями к освоению дисциплины, формирование мотивации ее успешного освоения.
Установочная лекция характерна для ввода в курс при вечернем и заочном обучении. Она предназначается для того, чтобы ознакомить обучаемых со структурой учебной программы и содержанием наиболее важных и сложных для самостоятельного изучения положений данного курса. Она содержит указания по организации самостоятельной работы и рекомендации по выполнению контрольных заданий.
Цель установочных занятий – показать значение данной дисциплины в приобретении профессиональных знаний и умений, дать практические советы по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению предусмотренных учебным планом домашних контрольных работ. На установочных занятиях преподаватель указывает последовательность этапов самостоятельной работы, дают рекомендации по её организации:
· Ознакомиться по программе с вопросами, входящими в данную тему.
· Внимательно отнестись к методическим указаниям по теме.
· Составить полное представление о том, как изучать тему.
· Отметить в учебнике материал, необходимый для изучения, подготовить справочную литературу.
· Изучить материал учебника, составить конспект, отметив на полях недостаточно понятые или требующие доработки вопросы.
· Использовать дополнительную литературу для полного уяснения материала темы.
· По вопросам, оставшимся нерешенными обратиться за консультацией к преподавателю.
· Ответить на вопросы учебника и методических указаний, выполнить все упражнения, практические занятия.
· Сопоставить полученные теоретические знания с практической деятельностью, особенно при изучении специальных дисциплин, стремиться применить их в своей работе.
Незначительное количество времени, отведённого на проведение установочного занятия, требует от преподавателя постоянного совершенствования методики, принятия мер к поиску путей повышения эффективности.
При подготовке к установочному занятию преподаватель оценивает программу дисциплины, общее тематическое планирование, объем очных занятий, количество лабораторных и практических работ, курсовое проектирование. На первом установочном занятии целесообразно использовать раздаточный материал – образцы контрольных работ, рабочих тетрадей по практическим работам, курсовых работ (проектов), конспектов, рефератов, выполненных в предыдущие годы. Преподаватели, как правило, разъясняют формулировки вопросов контрольной работы, характер ответов на них, обращают внимание на типичные ошибки, допускаемые в контрольных работах, дают рекомендации по оформлению работы. Студентам рассказывают о формах помощи, которую они могут получить в межсессионный период: письменных и устных индивидуальных консультациях по наиболее сложным темам или темам, недостаточно изложенным в учебнике. Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
На установочном занятии желательно отвести время на самостоятельное изучение небольшой темы по учебнику, показать наиболее рациональные приемы работы с учебной литературой.
Установочная лекция сохраняет все особенности вводной, но имеет свою специфику: знакомит студентов со структурой учебного материала, основными положениями курса, содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность. На установочной лекции преподаватель знакомит студентов с организацией самостоятельной работы.
В процессе обучения студенты-заочники приобретают навыки самостоятельной работы, поэтому методика проведения установочных занятий по дисциплинам на старших курсах иная. Введение в дисциплину на старших курсах в большей степени базируется на изученном материале, аргументированно увязывается с трудовой деятельностью студентов. Преподаватель дает студентам установки по дисциплине, разъясняет учебный график, обсуждает сроки, обосновывает их реальность. Все это необходимо для того, чтобы к самостоятельной работе заочник приступил с полной уверенностью в посильности предстоящей работы. Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Организация, методы и приёмы обучения, применяемые в ходе обзорного занятия, направлены на выделение основных, определяющих положений курса, обеспечение связи учебного материала с жизнью, производством, личным трудовым опытом студентов-заочников, привитие им умений самостоятельно работать с учебной литературой.
В зависимости от учебно-воспитательных задач, особенностей контингента студентов-заочников следует предусмотреть в проведении обзорного занятия те или иные необходимые элементы:
· Обобщенные ответы на вопросы, возникающие у студентов по материалу, рассмотренному на прошлых занятиях и в процессе самоподготовки.
· Обобщение и уточнение отдельных положений учебного материала для более чёткой систематизации уже усвоенного заочниками и для перехода к рассмотрению новых вопросов.
· Непосредственное изложение нового материала и рассмотрение наиболее сложных и трудных тем.
· Сообщение темы и плана следующего обзорного занятия и перечня вопросов, которые на занятии рассматриваться не будут, но должны быть самостоятельно изучены студентами к очередному занятию.
· Домашнее задание с разъяснением методики самостоятельной работы по изучению материала для студентов-заочников, регулярно посещающих учебное заведение в межсессионный период.
Рассматриваются, как правило, наиболее сложные вопросы программы или разделы, недостаточно полно освещённые в учебнике. Изложение материала осуществляется при постоянной активизации студентов, совместной мыслительной деятельности преподавателя и студента, для чего преподаватель обращается к профессиональному труду обучающегося, иллюстрирует теоретический материал примерами из производственной сферы.
В зависимости от количества часов, отводимых на обзорные занятия, на них могут рассматриваться или повторяться наиболее сложные для понимания и важные для освоения специальности вопросы дисциплины.
На занятиях целесообразно использовать проблемные методы изучения учебного материала, деловые игры, отрабатывающие умения и навыки, необходимые специалисту. Целесообразно широко использовать наглядные пособия, действующее лабораторное оборудование, мультимедийное сопровождение, компьютерные программы.
Консультации в заочной форме обучения служат особой формой организации процесса обучения. Они предусмотрены учебными планами в объёме 4 часов в год по всем изучаемым в учебном году дисциплинам на каждого студента. Распределение времени осуществляется в зависимости от способа организации учебного процесса в колледже. Если преобладает контингент студентов, посещающих учебное заведение только во время лабораторно-экзаменационной сессии, то эти часы в основном используются на индивидуальные и групповые консультации в межсессионный период для предупреждения ошибок, допускаемых студентами наиболее часто. Типичные ошибки определяются по результатам анализа итогов самостоятельной работы заочников в предыдущие годы. Таким образом, в практике заочной подготовки специалистов сложилась следующая классификация консультаций:
В зависимости от выбранного преподавателями метода они могут носить различный характер (в зависимости от реализации дидактических задач, степени активности познавательной деятельности студентов, сочетания методов преподавания и методов учения).
Всякая консультация – это часть, интервал процесса обучения, а, следовательно, при её проведении должны соблюдаться дидактические принципы обучения. Структура консультации должна повторять структуру процесса обучения по его составляющим и этапам.
Устные индивидуальные консультации – один из видов учебной деятельности при заочном обучении. При проведении устных консультаций преподаватель просматривает рабочие записи студентов, конспекты учебного материала, самостоятельно проработанного по учебнику, учебному пособию, определяет вместе со студентами, выделено ли главное в его конспекте, объясняет полезность составления конспекта. На консультации преподаватель стремиться вызвать у студента интерес к дисциплине, показать посильность работы. Преподаватель должен почувствовать, готов ли студент к выяснению возникшего вопроса, чем вызвано затруднение: пробелами в знаниях, недостаточно чётким изложением материала в учебной литературе или неумением студента осмыслить содержание учебного материала. Выяснение вопроса не должно быть просто ответом или «натаскиванием». Цепочка наводящих вопросов, число звеньев в которой зависит от уровня подготовки студента, приведет к ответу на возникший вопрос. Студент должен понять причину возникших затруднений, получить советы о наиболее эффективных приёмах дальнейшей работы с учебным материалом.
Консультация достигает своей цели, если она устраняет затруднения в дальнейшем изучении теоретического материала, если после консультации студент может самостоятельно справиться с контрольным заданием. Консультация не всегда проводится по инициативе студента. Преподаватель приглашает заочника для беседы, если появилась необходимость стимулировать его учёбу, помощь организовать самостоятельную работу. Индивидуальная беседа преподавателя со студентами имеет большое воспитательное значение: преподаватель помогает студенту-заочнику увидеть результаты своего труда, вселяет уверенность в посильности предстоящей работы, учит ценить знания, полученные самостоятельно.
Устные консультации должны проводиться исключительно доброжелательно, при полном понимании и уважении к студенту-заочнику.
Групповые консультации организуются чаще всего как установочные занятия, проводимые в учебном заведении по заранее запланированному расписанию. Они проводятся по-разному: либо преподаватель, исходя из своего опыта, определяет круг вопросов, выносимых на групповую консультацию, либо в начале консультации студенты высказываются о своих затруднениях в работе с учебным материалом, а преподаватель с учетом сказанного выстраивает систему разрешения возникших вопросов, либо консультация проходит в форме «вопрос-ответ». Успех таких консультаций всецело в руках преподавателя, поставленного в условия экспромта в выборе методов, приёмов, способов, средств обучения. Именно здесь проявляются его профессиональная компетентность, эрудиция, педагогическое мастерство.
Оказание помощи в самостоятельной учебной работе затруднено для студентов-заочников, проживающих далеко от учебного заведения и посещающего его только в период лабораторно-экзаменационных сессий. В практике заочной подготовки специалистов применяется проведение письменных консультаций через почтовые отправления, широкие возможности для проведения индивидуальных письменных консультаций открыло компьютерное обеспечение, в настоящее время налаживается оказание дистанционных консультаций заочникам при помощи сети «Интернет».
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
на заседании цикловой комиссии
проведения установочных занятий
со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
Оглавление
Аннотация
Заочное обучение требует от студента самоконтроля, умения организовывать свое время, работать с книгой, конспектировать, выполнять различные виды самостоятельной работы по дисциплине (профессиональному модулю). Важное значение в этом деле имеют установочные занятия – настоящий фундамент самостоятельного обучения студента-заочника.
Методика проведения установленных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений разработана в помощь преподавателям, работающих на заочных отделениях.
Введение
Современный этап развития сельскохозяйственного производства характеризуется целенаправленной работой по совершенствованию подготовки специалистов для сельского хозяйства.
Цель установочных занятий – показать значение данной дисциплины, в приобретении профессиональных знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций, ее место в структурно-логической схеме специальности, познакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к контрольным, лабораторным и практическим работам по данной дисциплине, помочь обучающемуся сориентироваться в учебно-методической документации, показать необходимость, доступность и посильность предстоящей работы. На установочных занятиях преподаватель указывает последовательность этапов самостоятельной работы, дает рекомендации по её организации.
Установочное занятие – форма организации учебного процесса, целью которой является знакомство студентов со структурой, содержанием, требованиями к освоению дисциплины, формирование мотивации ее успешного освоения.
Установочная лекция характерна для ввода в курс при вечернем и заочном обучении. Она предназначается для того, чтобы ознакомить обучаемых со структурой учебной программы и содержанием наиболее важных и сложных для самостоятельного изучения положений данного курса. Она содержит указания по организации самостоятельной работы и рекомендации по выполнению контрольных заданий.
Незначительное количество времени, отведённого на проведение установочного занятия, требует от преподавателя постоянного совершенствования методики, принятия мер к поиску путей повышения эффективности.
Подготовка к установочному занятию
Установочное занятие призвано не только познакомить студентов с особенностями новой дисциплины (профессионального модуля), но и в известной мере создать обстановку доверия, заинтересованности, вызвать интерес к дисциплине (профессиональному модулю). Отсюда важность создания благоприятной атмосферы сотрудничества.
При подготовке к установочному занятию преподаватель :
оценивает программу дисциплины:
общее тематическое планирование;
объем занятий на очном и заочном отделениях;
количество лабораторных и практических работ
количество контрольных работ.
Необходимо также составить представление о готовности студентов к изучению новой дисциплины (профессионального модуля): ознакомиться с документами, характеризующей группу, в которой будут проводиться занятия, с успеваемостью по ранее изученным дисциплинам.
Полезно составить план самостоятельной работы по дисциплине, чтобы каждый студент-заочник на его основе разработал свой с учетом собственных условий.
В процессе подготовки к установочному занятию преподаватель должен:
— хорошо представлять содержание календарно-тематического плана, в частности раздел тематического планирования установочных и обзорных занятий, лабораторных работ, практических занятий в период сессий и межсессионный период, классных контрольных работ, курсового проектирования, самостоятельного изучения программного материала по дисциплине;
— ознакомиться также с местом работы студентов (те, кто работает про профилю избранной специальности, имеют хорошие возможности для выполнения практических работ на своих местах), характером и продолжительностью работы студента по специальности (для правильного выбора тем и вопросов, рассматриваемых на установочных занятиях);
— составить план проведения установочного занятия;
— подготовить необходимое количество экземпляров « контрольных заданий с методическими указаниями» по предмету, соответствующее числу учащихся в группе; подобрать учебно-методическую литературу;
— подготовить раздаточный материал на каждое рабочее место, в том числе образцы контрольных работ (входного контроля, рубежного контроля), рабочих тетрадей по практическим работам, курсовых проектов (работ), конспектов и рефератов студентов, работ с практическим подтверждением, выполненных обучающимися по данному предмету в предыдущие годы;
— подготовить к использованию на занятии учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.
Преподаватель, как правило, разъясняет формулировки вопросов контрольной работы, характер ответов на них, обращает внимание на типичные ошибки, допускаемые в контрольных работах, дает рекомендации по оформлению работы. Студентам преподаватель рассказывает о формах помощи, которую они могут получить в межсессионный период: письменных и устных индивидуальных консультациях по наиболее сложным темам или темам, недостаточно изложенным в учебнике.
Установочная лекция включает обзор основного материала дисциплины, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли, либо института права.
В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Разработка плана установочного занятия
План проведения установочного занятия должен раскрывать дидактические и воспитательные цели, указывать педагогические задачи и используемые технологии и методические приемы; устанавливать межпредметные связи; учитывать возможность повторения программного материала, использование на занятиях наглядных пособий и ИКТ, предусматривать тесную связь учебного материала с практикой сельскохозяйственного производства. В плане занятия необходимо обязательно отразить специфику дисциплины, рассматриваемой темы, учесть возрастные, профессиональные особенности группы, уровень ее общеобразовательной подготовленности.
План установочного занятия
по дисциплине _________________________________________________
для студентов _____группы, ____ курса ,
специальности: 110809 Механизация с. х.
-ознакомить студентов с содержанием дисциплины
-расширить представление и знания студентов о значении дисциплины в специальности
— развить интерес к изучаемой дисциплине, развить любознательность на основе межпредметных связей и использования информации для решения задач.
-воспитывать настойчивость и способность к глубокому освоению материала ответственность за соблюдением уровня и режима кормления.
Тип: комбинированный урок
Оборудование занятия_____________________________________________ __________________________________________________________________
Организационный момент (____мин.)
Проведение входного контроля с целью проверки представления и знаний студентов по дисциплине (____мин.).
Изложение нового материала (____мин.)
Общие сведения об организации самостоятельного изучения дисциплины (знакомство с рабочей программой дисциплины, профессионального модуля, видами самостоятельной работы и методическими рекомендациями по выполнению самостоятельной работы) (____мин.).
Структура дисциплины (____мин.).
Рассмотрение отдельных тем программы и методических указаний по их изучению (____мин.).
Выполнение контрольной работы (выбор варианта, методические указания, анализ типичных ошибок) (____мин.)
Подведение итогов проведенного занятия, сообщение результатов входного контроля, ответы на вопросы студентов (____мин.).
Индивидуальные задания студентам, выдача тем рефератов и других видов самостоятельной работы (____мин.).
Методика проведения установочного занятия
От правильной организации, планирования и проведения установочных занятий, особенно для студентов I курсов, во многом зависит вся дальнейшая и самостоятельная работа. Учитывая, что на установочных занятиях происходит первоначальное знакомство с дисциплиной, преподавателю необходимо кратко раскрыть основное содержание предмета, показать его роль в формировании профиля специальности. Основные занятия обучающийся приобретает самостоятельно в межсессионный период, поэтому установочные занятия должны преследовать цель ознакомить их с основными особенностями самостоятельного изучения предмета. Необходимо показать практическое значение данной дисциплины и его место среди других дисциплин.
Основное внимание следует уделить наиболее рациональным приемам и методам самостоятельного изучения конкретного предмета с учетом его особенностей: последовательность изучения отдельных тем, составление конспекта, решение задач, написание сочинений, работа со справочной литературой, инструкциями, словарями и т.п.
В связи с тем, что в процессе самостоятельного изучения дисциплины, выполняя контрольные работы, многие студенты встречают различного рода затруднения, необходимо рассказать им о тех формах помощи, которые они могут получить в межсессионный период в колледже.
К числу действенных форм помощи студентам – заочникам относятся письменные консультации по наиболее сложным вопросам или темам, недостаточно полно изложенным в учебниках. Заслуживает внимание практика обеспечения студентов консультациями, приложением иллюстрированного материала, проведение индивидуальных консультаций (как письменных, так и устных), консультаций с использованием ИКТ.
К перечисленным видам помощи в самостоятельной учебе студентов можно добавить консультации у специалистов сельского хозяйства по месту работы.
Программа самостоятельного изучения дисциплины изложена в методических рекомендациях по выполнению контрольной работы. Поэтому на установочных занятиях преподаватель знакомит студентов
К числу специфических форм учебной работы в системе заочного образования относятся домашние контрольные работы, которые являются не только средством контроля, но и способствуют более глубокому усвоению и закреплению программного материала. В связи с этим необходимо кратко рассказать студенту о том, как выполнить контрольную работу по данному предмету, обратить внимание на характерные для большинства ошибки, допускаемые в контрольных работах. Преподаватель сообщает темы классной письменной контрольной работы (если она планируется) и разъясняет принципы подготовки к ней. По темам классной письменной контрольной работы студенту предлагается подготовить конспект. Основные направления конспекта преподаватель должен дать на установочных занятиях.
Более подробно необходимо остановиться на формах и методах организации самостоятельной учебы: режиме занятий, систематичности, расписание занятий, подборе литературы.
Для успешной самостоятельной учебы студенты должны иметь четкий план работы над программным материалом с использованием литературы, которую преподаватель перечисляет, сопровождая показом учебников – основных и дополнительных. При этом обязательно рекомендуются учебники последних лет издания, указывается, что могут получить их в библиотеке колледжа, на профильных и образовательных платформах.
Особо следует остановиться на выполнении практических работ в межсессионный период. Перечень практических навыков, которыми студенты должны овладеть при изучении предмета, дан в учебных заданиях. В методических указаниях приводятся советы по самостоятельному выполнению практических работ в межсессионный период. Необходимые указания о порядке работы и заполнении рабочей тетради студенты должны получить на установочных занятиях.
Подобные же разъяснения следует дать и по курсовому проекту (работе). Задания на курсовое проектирование должны быть разработаны преподавателем в период подготовки к установочным занятиям, рекомендуется продемонстрировать ранее выполненный курсовой проект (работу) и кратко рассказать о его оформлении, подчеркнуть, что работа над курсовым проектом (работой) является генеральной репетицией выполнения выпускной квалификационной работы.
Учебный план предполагает приобретение студентами навыков самостоятельной работы при переходе на старшие курсы, поэтому советы, которые необходимы начинающим обучаться, не обязательно повторять старшекурсникам. На старших курсах введение в дисциплину должно быть более обоснованным, шире иллюстрироваться примерами из практики передовых сельскохозяйственных предприятий, больше опираться на опыт работы студентов-заочников. Студентам старших курсов целесообразно рекомендовать при изучении дисциплины использовать отдельные статьи из специальных журналов, привлечь их внимание к наиболее важным и проблемным вопросам курса.
На установочных занятиях целесообразно также ознакомить обучающихся с тематикой обзорных занятий, лабораторных и практических работ, предусматриваемых на предстоящую лабораторно-экзаменационную сессию.
В заключение занятий рекомендуется выяснить, насколько студенты усвоили изложенные рекомендации и требования, остановиться на отдельных моментах рассмотренных тем, подвести итоги установочных занятий, выдать студентам письменные консультации по темам дисциплины, графики консультаций, темы рефератов.