Что означает учение и труд рядом живут
Классный час «Ученье и труд вместе живут»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема :Ученье и труд вместе живут.
Цель: Обучение детей труду, уходу за своими вещами.
1. Познакомить обучающихся с разными профессиями, установить связь между
2. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к своему и
школьному имуществу,учить помогать малышам.
3.Корригировать трудовые навыки.
4.Развивать речь,трудовые навыки.
Оборудование: пословицы о труде «Ученье и труд вместе живут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «По труду и награда», «Труд – наш отец, счастья кузнец»,
таблица «Профессии», слайды о труде и учёбе, а/з песен «Нас недаром зовут пионерами» Д. Львова-Компанейца, «Учиться надо весело» С.Соснина, «Марш шахтёров» И.Другова.
Сегодня мы будем вести речь о труде. Представьте на минуту, что в стране никто ничего не делает. Что тогда произойдёт? В стране наступит хаос. Не посеяли пшеницу и рожь – остались без хлеба. Не работают водители – встанет транспорт. Не вышли на работу врачи – некому лечить больных. Можно продолжать до бесконечности эти примеры. ( Показ слайдов о профессиях)
Стол, за которым ты сидишь, кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки и пара лыж, тарелка, вилка, ложка и нож
И каждый гвоздь, и каждый дом, и каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом, а не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас, мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час – и мы трудиться будем.
Сами вещи не растут. Вещи сделать – нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо, парты, доски, стол, окно,
Карандаш? Это просто!
Чтобы «родился» карандаш нужно несколько дней. Всё начинается в подвале, где в огромных баках смешиваются компоненты будущего грифеля – графит и глина. Причём глина та, из которой делают фарфор. Казалось бы, что общего у чёрного графита и белоснежного фарфора? Из подвала грифельная масса подаётся на первый этаж. Там её прессуют, сушат, смешивают с крахмалом, протирают сквозь сито, снова прессуют. Получают грифельные стержни. Вроде бы всё: бери и пиши. Но не пишут они – рвут бумагу и ломаются. Чтобы хорошо писать, стержни должны ещё пройти огромную печь, где при тысячеградусной температуре грифели обжигаются и становятся довольно прочными. Хотя и не такими, как ближайший родственник графита – алмаз. Чтобы стержни не царапали бумагу, их пропитывают жиром в огромных чанах. Излишки жира потом удаляют с помощью центрифуги. Теперь грифели готовы к работе. Но писать ими неудобно, нужна «одежда». Делают её из кедровой древесины. Дерево рубят, распиливают на дощечки. Пропитывают парафином и отправляют на карандашную фабрику. Здесь дощечки сушат, шлифуют и проводят на них бороздки для грифельных стержней. Потом в сборочной машине заправляют стержнями. Склеивают и разрезают на отдельные палочки. Красят карандаши на самом верхнем этаже фабрики. Приходят они туда невзрачными и шершавыми. Но проедут по конвееру через краску и становятся цветными. Проедут второй раз через лак и становятся яркими и блестящими. Остаётся отштамповать на боку «имя» карандаша. Делает это последняя машина, которая с помощью красящей фольги наносит «паспортные данные». Так как кедр – очень ценное дерево, на карандашных фабриках в настоящее время выпускают синтетические карандаши, которые, возможно, в будущем заменят деревянные карандаши
— Кажется, карандаш – это такая простая вещь, а сколько труда в него вложено, старания скольких людей в нём.
— А какой главный труд ученика?
Учёба – главный труд школьника. Недаром говорят: «Ученье и труд вместе живут».
— Зачем нужно учиться?
Человек, вооружённый знаниями, легко найдёт себе работу, обеспечит себе и своим близким достойную жизнь.
(Пословицы «По труду и награда», «Труд наш отец – счастья кузнец»)
Рассказ педагога «Как ухаживать за своими вещами» практический показ
(Рассказ для обсуждения) Предприимчивый Вася
— Чистка сапог до блеска – 25 рублей.
— Приглашение к телефону – 5 рублей.
— Уход за старшим поколением – сколько дадут (На усмотрение дедушки и бабушки)
Семья была потрясена. Бабушка смогла только прошептать: «На что тебе эти деньги?»
Вася тут же дал ответ: «Для уплаты за приготовление домашних заданий. Вот посмотрите расценки кооператива «Хорошая отметка».
— Задача по математике – 10 рублей, с чертежами – 20 рублей.
— Задача по физике – 15 рублей. Со схемой – 30 рублей.
— Сочинение по литературе – 35 рублей.
Он подождал, пока семья придёт в себя, и добавил: « Мне ещё на стороне придётся подработать. Чтобы заплатить за контрольные».
— Какую профессию ты хочешь приобрести в будущем?
Воспитательский час: «Учёба и труд рядом идут»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Воспитательский час: ««Учёба и труд рядом идут»»
Без труда не может быть чистой и радостной жизни
Цель: с формировать у детей представления, что трудолюбие является первоосновой жизни для человека.
Задачи: 1. Развивать нравственные стимулы к труду.
2. Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, желание
трудиться и приносить пользу окружающим.
Ход воспитательского часа:
Воспитатель: чтение стихотворения «Лежебока»:
Горько живет Лежебока –
Кровать Лежебоке высока.
Полы от кровати далеко.
Слезать Лежебоке – морока.
Вот и лежит Лежебока.
Спит Лежебока без срока.
Уже отлежал оба бока.
Спит и вздыхает глубоко:
— Кабы еще бы два бока.
— Ребята, кого называют ЛЕЖЕБОКОЙ?
(кто ничего не делает, а только лежит)
— А есть ли среди нас лежебоки? А нужно ли трудиться? На эти вопросы мы постараемся найти ответы сегодня.
— О чем на нашем воспитательском часе пойдет речь?
(о труде, как не стать лежебокой, зачем учиться…)
— Вы прослушали стихотворение о том, как тяжело живется на свете Лежебоке. Почему ему так плохо? А что нужно сделать, чтобы было хорошо?
После прослушивания ответов детей, начинается работа в группах.
— Итак, ребята, сейчас мы разделимся на несколько человек, в каждой команде выберем:
хранителя времени (он у нас будет следить за временем, чтобы мы успели подготовить ответы на все вопросы);
ученого-грамотея (он нам нужен, чтобы записать ответы, предложенные членами команды);
властителя дум (он будет озвучивать общее решение команды):
мудрого счетовода (он будет копить смайлики, заработанные командой).
Вам 1 минута на обсуждение кандидатур.
1 задание – Напишите на листочках пословицы и поговорки о труде. На работу 3 минуты.
(Примеры пословиц и поговорок:
— Терпенье и труд всё перетрут.
— Труд кормит, а лень портит.
— Без труда – не вынуть рыбку из пруда.
-Хочешь есть калачи не сиди на печи и т. д.
— Лентяй да шалопай – два родных брата.
— У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
— Длинная нитка, ленивая швея.
— Терпенье и труд все перетрут.
— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Работать «засучив рукава».)
Воспитатель вручает команде, написавшей наибольшее количество пословиц и поговорок о труде смайлик.
— Молодцы! А теперь Задание 2 – Напишите в 2 столбика, какие дела вы выполняете дома, а какие трудовые дела в школе? На работу 3 минуты.
(дети зачитывают). Воспитатель вручает команде, написавшей наибольшее количество пословиц и поговорок о труде смайлик.
— Молодцы! А какой труд для вас надо поставить на первое место? (учеба). Учеба самый тяжелый и самый необходимый труд. Зачем нужно учиться? А что мешает труду? (лень).
— Как можно назвать лентяя? (Бездельник).
От безделья устаешь тоже. Бездельник тоже бывает занят делами: болтает попусту по телефону, сидит у телевизора или компьютера, долго спит, ходит по гостям. Вам иногда кажется, что вы устали – подумайте, чем вы были заняты все это время? Подумав, вы поймете, бездельничали вы или нет. А есть ли лекарство для ленивого человека? (труд).
Когда человек занят настоящим делом и это дело у него получается, например, выучив урок, вам поставили 5, всем радостно, на душе спокойно и легко, настроение отличное и остальные дела получаются. И даже, хочется петь, а песня строить и жить помогает. В радость человеку только то, над чем он хорошенько потрудился.
Так, что же вы мне сейчас скажите? Лениться будем или трудиться?
Всё в этом мире зависит от труда. Все виды трудовой деятельности связаны между собой.
Представим себе разные ситуации. Властители дум сейчас получают у меня карточку с заданием (ситуационная игра.) На работу вам 5 минут.
Карточка № 1. На работу не вышли учителя. Что будет?
(Даже за один день можно научить человека многому, а ведь учитель учит людей всех профессий: швей, врачей, водителей, строителей, электриков и т. д.)
Карточка № 2 На работу не вышел на работу пекарь. Что будет?
(Все будут без хлеба. Мы останемся без еды).
Карточка № 3. На работу не вышел водитель автобуса. Что будет? (Мы можем опоздать на работу, на учебу, кто-то – на самолет или поезд.)
Карточка № 4. На работу не вышел врач. Что будет? (Кому-то может стать плохо, человек может умереть даже).
Карточка № 5. На работу не вышел охранник в школе. Что будет? (В школу сможет зайти, кто угодно. ).
Воспитатель: время вышло. Каждая команда сейчас представляет свой ответ. Задача остальных команд – внимательно прослушать, если будет необходимо, добавить свои варианты ответов.
Воспитатель смайликами поощряет команды.
Чтобы быть трудолюбивым и добиться успехов в каком-либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение. Не лениться и доводить начатое дело до конца! Как сказал А. П. Чехов «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»
— Ребята, а каким трудом занимаетесь вы в школе? (Ответы детей: дежурство по классу, ухаживание за цветами, учимся, посещаем библиотеку т. д.).
( Каждая команда готовит по две пантомимы, изображающие людей, занятых каким- либо делом. Задание. По движению рук, ног, тела догадаться, каким именно делом занят человек. (Например: пилит, играет на скрипке, рубит, копает, шьёт, делает укол.). На подготовку пантомимы 3 минуты. Хранитель времени, не забываем следить за часами. Команды, приступили!
Команда, по чьей пантомиме угадали профессию, получает по смайлику.
Воспитатель: сейчас посоревнуемся на быстроту мышления. Ваша задача ответить на мои вопросы. Кто первым поднимет руку, та команда и отвечает. За правильные ответы получаем по смайлику.
Игра «Где я был?» Ответить на вопросы.
— Я видел комбайн. Где я был?
— Я видел станок. Где я был?
— Я видел шприц. Где я был?
— Я видел много книг. Где я был?
— Я видел спектакль. Где я был?
— Я видел медведя. Где я был?
Воспитатель: ребята, вы много читали стихотворений, сказок о труде и безделье. Давайте сейчас вспомним эти произведения. Каждой команде я задам один вопрос. За правильный ответ – смайлик.
1.Какая девушка за свое трудолюбие была вознаграждена поездкой на бал? (Золушка)
2. Госпожа метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то её облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой её облила).
3.Кто и в какой басне И.А. Крылова «все лето красное пропела?» (Стрекоза и муравей)
4.В каком стихотворении С.Я. Маршака убежали книжки. (Книжка про книжки)
Воспитатель: вы все молодцы. Сейчас мы подведем итоги. Мудрые счетоводы, скажите, сколько смайликов заработала ваша команда? У кого больше смайликов, та команда оказалась на сегодня успешнее.
Наш воспитательский час называется «Учеба и труд рядом идут». А мы сегодня на воспитательском часе трудились? Вам такой труд по душе?
Ну, что же, последнее задание: я начинаю предложение, а вы заканчиваете:
4. Я хотел бы еще узнать…
На этом наш воспитательский час окончен. Всем спасибо.
Урок по самопознанию на тему: «Учение и труд рядом идут.» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школа : КГУ «Неполная средняя школа №16» г. Петропавловск
Тема: Учение – мой труд
Качества :любознательность, трудолюбие, видеть во всем хорошее
Педагог: Медведева В.В.
Цель: расширить представление учащихся о ценности учения через постижение общечеловеческой ценности истина
аудиозапись для позитивногонастроя,
притча «Лучший способ обучения»
1.Орг.момент. Позитивный настрой «Лучик»
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глазки.
Представьте, что солнечный лучик проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучиками солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что лучик начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем.
Потихонечку можно открывать глазки. Спасибо.
-Какие чувства вы испытывали?
2.Проверка домашнего задания .
Учащиеся зачитывают по 2 пословицы об учении и объясняют смысл.
3. Позитивное высказывание (цитата) .
Учение и труд рядом идут.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
А сейчас ребята, я хочу подарить вам Подарок.
Расскажу вам одну притчу. «Лучший способ обучения»
Старший сын пришел из школы расстроенный.
— Что случилось, сынок? — спросила мать.
Слезы вдруг потекли по щекам мальчика, и он с трудом проговорил:
— Учитель сказал, что я не способен к учебе. Я провалил экзамен. Все дети хорошо читают, а я еле-еле. Хотя я так стараюсь.
Отец обнял сына и мягко сказал:
— Не горюй, тебе поможет один волшебный закон: учить, значит учиться.
— А как он мне поможет? – с надеждой спросил мальчик.
— Потом объясню. Сначала выполни мое поручение. Твой братишка осенью пойдет в школу. Чтобы ему было легче научиться читать, помоги ему за лето выучить буквы.
— Хорошо, я устрою брату настоящую школу, — обрадовался старший сын.
Вскоре оба мальчика с наслаждением играли в школу. Занятия, как и в настоящей школе, были каждый день с утра. Незаметно пролетело лето. Старший брат устроил для младшего экзамен, чтобы показать родителям, что малыш уже читает по слогам.
— Все хвалили и ученика, и учителя.
— Скоро я буду читать так же хорошо, как мой брат. И сам прочту все книги, которые он мне читал, — гордо заявил малыш.
Мать и отец переглянулись.
— Да, я теперь быстро читаю. Сам не знаю, как научился, — признался старший сын.
На следующий день отец отвел старшего сына в школу и попросил учителя снова устроить для мальчика экзамен. Результат был отличным.
— Кто помог вашему сыну? – с удивлением спросил учитель.
— Один волшебный закон: учить, значит учиться, — ответил отец.
Из-за чего мальчик расстроился?
Что почувствовал мальчик, когда ему сказали, что он не сдал экзамен?
Как мальчики повышали знания в учебе? Каким способом?
Какой совет дал отец сыну?
Как вы понимаете этот совет?
Благодаря каким качествам мы можем учиться хорошо?
5. Творческая деятельность.
Класс разбить на 2 группы по ценностям.
Украсить дерево лепестками, на которых дети должны написать для чего нам необходимо учиться?
На макете рук написать, что нужно делать, чтобы хорошо учиться в школе и делать правильные поступки?
«Чему учат в школе»
Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
песня «Чему учат в школе»
7. Домашнее задание.
Рассказать об известном человеке, который добился больших успехов в учении.Что помогло ему в этом?
8. Заключительная минута урока.
Закройте глаза вспомните о чем мы сегодня говорили на уроке будьте всегда трудолюбивыми, отзывчивыми и добрыми.
Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии
В пословицах о труде восхваляется трудолюбие человека и высмеивается его лень, они воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость.
Баловством хлеба не добудешь.
В труде рождаются герои.
Землю красит солнце, а человека труд.
Работа с зубами, а лень с языком.
Человек трудом велик.
Славен человек не словами, славен делами.
Птицу узнают в полёте, человека в работе.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без труда ничего не даётся.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Муравей не велик, а горы копает.
Красна птица оперением, а человек рукоделием.
Рабочие руки не знают скуки.
Работа и мучит, и кормит, и учит.
Ленивому всегда праздник.
Дело мастера боится.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Глаза бояться, руки делают.
Всякая вещь трудом создана.
Кто не работает, тот не есть.
Терпение и труд всё перетрут.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Дело человеком ставится, человеком и славится.
Гляди не на человека, а на его дела.
Без труда мечта мертва.
Не боги горшки обжигают.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся.
Всякая птица своим клювом сыта.
Под лежачий камень вода не течёт.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.
Усердная мышь и доску перегрызёт.
Каков промысел, такова и добыча.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Человек рождён для труда, как птица для полёта.
Без дела слабеет сила.
Белые руки чужие труды любят.
В болоте тихо, да жить там кончено.
И маленькое дело делай, как большое.
Лень раньше нас родилась.
Лень до добра не доводит.
Ленивого только за смертью посылать.
Ленивому и лениться лень.
Лёжа и кнута не добыть.
Лежит лёжень до вечера, а поесть нечего.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Тот шумит много, кто делает мало.
Дела говорят сами о себе.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Дело не медведь, в лес не уйдёт. Работа не волк, в лес не убежит.
Не место красит человека, а человек место.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Какая поговорка вам больше всего понравилась и почему? Объясните её! Добавьте свой вариант!
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учение и труд рядом идут. Народная мудрость
Цель: расширять представление о ценности учения. Задачи:
раскрывать значение понятий «учение», «труд», «знание»;
развивать положительную мотивацию к учению и процессу
самопознания;
воспитывать ответственное отношение к учебной деятель
ности.
Учитель предлагает тепло поприветствовать друг друга и читает строчки:
— Любовь к знаниям, стремление учиться, больше познавать
новое позволяют человеку достичь многих вершин.
Известный русский ученый Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье в селе под Архангельском на далеком Севе ре. Вопреки воле отца, поехал в Москву, чтобы получить знания. В то время крестьянским детям запрещалось учиться. Людей науки поразило стремление Ломоносова к знаниям, и для него было сделано исключение. Ломоносов стал великим российским ученым, основал Академию наук, сделал много замечательных открытий.
• Давайте помечтаем. Как вы представляете свое будущее? Кем бы вы хотели стать? Что нужно делать, чтобы ваши мечты осуществились?
Учитель пересказывает содержание притчи.
Жили в старину два мудреца.
Один говорил своим ученикам: «Чтобы познать многое, нужно преодолеть трудности, стремиться в гору». Другой же утверждал: «Умный в гору не пойдет, нужно искать легкий путь».
Первый мудрец не отступал от своего принципа, водил своих учеников в горы, скалистые, неприступные и высокие. Подни мал их в небесные выси. Преодолевал с ними тернистые тропы.
Второй мудрец тоже не отступал от своего принципа, обхо дил с учениками те же самые горы стороной и всюду искал легкость и удобство.
Первые закалили знания жизнью, познали себя и обрели дух вершинный. Вторые избегали трудностей, брали то, что встре чалось им на пути, и сложился у них дух равнинный.
Первые научились видеть далеко вокруг. Вторые научились видеть лишь то, что рядом.
Чтобы познать себя, мир, нужно не бояться препятствий, стремясь к преодолению вершин.
• Как вы объясните строки:
Первые научились видеть далеко вокруг. Вторые научились видеть лишь то, что рядом.
Какой путь к знаниям выбрали бы вы?
Можно ли узнать интересное, не прилагая к этому боль
ших усилий?
Учитель предлагает детям подумать о смысле пословицы: Учение и труд рядом идут. (Ответы учащихся).
Какие чувства вы испытываете, когда приходите в школу с
невыполненным заданием?
Какие чувства вы испытываете, справившись с трудным
заданием?
Какие афоризмы о важности учения вы выписали? Про
комментируйте их. (Проверка домашнего задания).
Какие цели перед собой ставите вы? К чему стремитесь?
Как, на ваш взгляд, можно добиться осуществления наме
ченного?
Упражнение «Как я добился успехов»
Выслушав ответы детей, учитель предлагает записать в тетради, каких успехов удалось им достичь с начала учебного года и как они этого добились.
• Кто готов поделиться с нами, как можно добиться успехов в учении?
— Самым главным трудом для школьников является учение. Труд и желание достичь цели приносят успех. Надо научиться мечтать, ставить цели и достигать их. Когда человек достигает своей цели, справляется с трудностями, он обретает веру в соб ственные силы.
Учитель поясняет, что следует ответственно относиться к составлению распорядка дня, чтобы научиться использовать свое время рационально.
Задание. Составьте такой распорядок дня, чтобы каждый час был занят каким-либо полезным, интересным делом. Попробуйте выполнить намеченное и напишите, что вам удалось сделать.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель желает учащимся успехов в учении и предлагает исполнить первый куплет песни «Школьный корабль».