Что означает у огня снежинку разобрать

Значение символа снежинки

На мягко падающий снег можно смотреть долго, как и рассматривать отдельные снежинки-кристаллики. Форма снежинок совершенна в своей геометрии, благодаря чему снежинки с древних времен считались важными оберегами и талисманами. Какое символическое значение имеет снежинка, читайте в этой статье.

Что означает снежинка как символ

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Снежинка — символ зимы, но связана с солнцем

Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье…

Снежинка – символ вечности и возрождения

Несмотря на то, что снежинки как природное явление мы можем наблюдать в основном зимой, когда солнца мало, снежинка является солярным символом. Такое символическое сравнение с солнцем снежинка получила именно благодаря своей четкой кристаллической форме, как правило, в виде шестиконечной звездочки. Шесть лучей снежинки, направленные в противоположные друг от друга стороны, символизируют лучи солнца, а сама форма кристалла, приближенная к кругу, также напоминает о дневном светиле.

К тому же, снежинки лишь кажутся белыми. На самом деле они абсолютно прозрачные и свободно пропускают солнечный свет. Однако, когда снежинки хаотично и в беспорядке сыплются с неба, либо покрывают земные поверхности рыхлой массой, они перестают восприниматься прозрачными, а просто отражают солнечный свет нам в глаза. Поскольку цвет солнечного света — белый, то и снег мы воспринимаем белым. Даже зимой, когда ночи длинны, а дни коротки, солнце напоминает людям о себе через снежинки.

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Лучи снежинки символизируют лучи дневного светила. Снежинки на стекле. Фото Алексея Клятова

Солярная символика снежного кристалла вызывает ассоциации с колесом сансары – вечным кругом жизни и возрождения. Снежинка становится символом вечности. Выпадая на землю зимой, и тая по весне, превращаясь в воду, снежинка символизирует постоянную трансформацию и перерождение, вечную смену состояний, и в силу этого связывается с понятием вечности Великой Природы.

Если проводить аналогию с жизненным циклом человеческой души на земле, то, как и снежинки, человек-душа зарождается на Небе, затем приходит на Землю и со временем, когда жизнь подходит к концу, душе предстоит вернуться туда, откуда она пришла. Снежинки для людей – посланницы небес, напоминающие об их истинной природе.

Падающий тихо снег, если за ним наблюдать некоторое время, приносит состояние спокойствия и умиротворения. И в этом также можно соприкоснуться с понятием вечности, ведь спокойствие, отстраненность и безмятежность – это свойства, присущие ей. Вечности незачем суетиться: она была, есть и будет.

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Снежинка — символ вечности

Проявление снежинкой своей «вечной» сущности хорошо описано в произведении Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева»:

«И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудреными. Раз зимою, когда перепархивал снежок, он явился с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки.

— Погляди в стекло, Герда — сказал он. — Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии. »

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Медитация на падающий снег приводит мысли в порядок и дарит умиротворение

Снежинка – символ уникальности

Снежинка символизирует уникальность. Практически нет вероятности появления на свет двух снежинок одинаковой формы с одинаковым рисунком.

Это объясняется тем, что снежинки появляются в атмосфере под воздействием двух факторов, важных для формирования снежных кристалликов: температуры и влажности. Пока снежинки спускаются на землю температура и влажность постоянно меняются. В атмосфере Земли есть возможность появления примерно 1 миллиона уровней температуры и влажности воздуха, что в свою очередь создает условия для формирования 10 в пятимиллионной степени возможных комбинаций этих двух факторов, которые влияют на форму снежинки. Поэтому вероятность образования двух одинаковых снежинок практически отсутствует, и снежинка становится символом уникальности и неповторимости.

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Снежинка — символ уникальности и неповторимости. Фото Алексея Клятова

Другие значения снежинки-символа

Снег всегда ассоциировался с чистотой и непорочностью. Во многом такая символика снега исходит от его белого цвета, который традиционно олицетворяет данные качества.

Снежинке данная символика также вполне присуща. Помимо чистоты и непорочности, снежинка означает хрупкость, легкость, изящество, красоту и ранимость.

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Снежинка символизирует красоту, хрупкость и изящество

Падающие снежинки, укрывая землю сплошным покрывалом, символизируют наступление времени отдыха, сна, спокойствия, а также процессов скрытого развития, развития внутреннего, неактивного, но протекающего в правильное время с правильной скоростью, чтобы к нужному сроку выйти на поверхность и принести свои плоды. В этом аспекте снежинка символизирует неторопливую мудрость.

В негативном аспекте снежинка может символизировать нечувствительность, замороженные чувства, отстраненность и изоляцию, а также быстротечность жизни.

И, конечно же, снежинка – очевидный символ зимы и зимних праздников.

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Снежинка — символ зимы и зимних праздников. Из бумаги легко сделать снежинки и украсить ими дом

Что ж, о снежинках, пожалуй, все. Всем прекрасной снежной зимы, украшайте окна ажурными бумажными снежинками, а затем, если случился снегопад – ловите момент для медитации и очищения от назойливых мыслей. И, как пел один из персонажей фильма «Реальная любовь»:

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Выходите под летящий снег!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Источник

V Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

26—28 марта 2007 года в Москве состоялся III тур V Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. Участников финального тура следующего VI Марафона будет принимать столица республики Татарстан – город Казань. Возможно и ваши четвероклассники станут финалистами. Чтобы педагог смог оценить на что способны его ученики, предлагаем решить задания финального тура марафона. (В этом номере даны ответы к заданиям II и III туров, задания II тура были напечатаны в № 23/2006 газеты.)

Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

Во время проведения Марафона, город Москва, март 2007 года

Литературное чтение

Максимум 18 баллов за ответ.

1. Черты отличия: разное настроение, тональность (радостная и сказочная – в первом, мрачная – во втором).

За каждый верный ответ о каждом стихотворении начисляется 1 балл (всего 6,5 балла).

2. а) Выделенные слова в первом тексте – нарядный, горят, лучистой – создают впечатление красоты, радости – 3,5 балла.

Во втором тексте слова пугая, мертвый, смерть несут оттенок мрачности, неподвижности, страха – 3,5 балла.

б) В первом тексте дети могут подчеркнуть слова серебрится, безмятежно, серебряно-перьевая; во втором – бледность, медленно, жуткий.

За каждое верно подобранное слово начисляется 0,5 балла.

Русский язык

1. Максимум 5,5 баллов

Правильный ответ должен содержать: 1) три примера словосочетаний; 2) словосочетание(я) со словом пришли в первом значении и словосочетание(я) со словом пришли во втором значении; 3) в записанных словосочетаниях зависимое слово должно отвечать на три разных вопроса (5,5 баллов). Объяснения условиями не предусмотрены. Их наличие или отсутствие не снижает оценки.

За отсутствие одного из примеров, предусмотренных пунктами 1–3, снимается 1 балл.

2. Максимум 8,5 баллов

а) За 4 слова – 0,5 балла, за 5 слов – 1 балл, за 6 – 1,5 балла.
б) За правильное определение спряжения слов увести и увезти – по 1 баллу, у слов сторожил, таить, таять – по 0,5 балла (всего 3,5 балла).
в) Увести – вести, заводить. ; увезти – везти, возить.

За каждое родственное слово к слову старожил – по 0,5 балла (всего 1 балл).

За каждое родственное слово к оставшимся пяти словам – по 0,25 балла (всего 2,5 балла).

Итого за задание в) – 3,5 балла.

За каждую орфографическую ошибку из общей заработанной суммы баллов вычитается 0,25 балла.

За каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Математика

Решение: Поднимаясь каждый день на 18 м и опускаясь на 17 м, лягушка продвигается за сутки на 1 м. В последний день своего движения она поднимется на 18 м. Значит, за предыдущие дни она должна подняться на 42 м (60 – 18 = 42), а для этого ей потребуется 42 дня. Прибавив еще один день, затраченный на последние 18 м, получаем 43 дня. Итак, лягушка выйдет из колодца через 43 дня.

    Правильный ответ с подробным объяснением – 5 баллов;

    правильный ответ с неполным объяснением – 4 балла;

    правильный ответ с нерациональным решением – 3 балла;

    правильный ответ без объяснений – 2 балла;

    в решении допущена 1 ошибка – 1 балл.

    2. Ответ: велосипедисты окажутся вместе в начальном пункте через 105 мин, или через 1 ч 45 мин. К этому моменту они сделают 5, 3 и 7 полных кругов соответственно.

    Решение. 1-й способ. Для того чтобы узнать, через сколько минут все три велосипедиста окажутся вместе в начальном пункте, можно найти наименьшее общее кратное для чисел 21, 35 и 15. Это число 105.

    2-й способ. Будем находить время движения каждого велосипедиста, пока не достигнем одинакового числа:

    21 + 21 + 21+ 21 + 21 = 105 (мин).
    35 + 35 + 35 = 105 (мин).
    15 + 15 + 15 + 15 + 15 + 15 + 15 =105 (мин).

    Велосипедисты встретятся через 105 минут.

    Правильный ответ с подробным объяснением – 6 баллов;

    правильный ответ с кратким объяснением – 5 баллов;

    правильный ответ с нелогичным объяснением – 4 балла;

    правильный ответ без объяснения – 3 балла;

    в решении допущена 1 ошибка – 2 балла;

    в решении допущены 2 ошибки – 1 балл.

    3. Ответ: в бутылке находится лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, а в банке – квас.

    Решение. Начинаем рассуждать по тексту задачи и заносить результаты рассуждений в таблицу.
    Так как вода и молоко находятся не в бутылке, то поставим знак «–» в соответствующих клетках. Так как сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, то лимонад налит не в кувшин (знак «–») и в кувшине находится не квас (еще один знак «–»).
    Так как в банке не лимонад и не вода, ставим еще два минуса в соответствующих клетках.
    Из последнего предложения ясно, что молоко находится не в стакане и не в банке – значит, молоко находится в кувшине (знак «+»).
    Теперь, когда кувшин занят, в нем не может находиться вода (знак «–»), а значит, вода находится в стакане («+»).
    Теперь, когда занят и стакан, лимонад может находиться только в бутылке («+»), а квас – в банке («+»).

    Правильный ответ с объяснением в любой форме (таблица или рассуждение) – 7 баллов;

    правильный ответ с 1–2 логическими пропусками или неверными рассуждениями – 6 баллов;

    правильный ответ с 3–4 логическими пропусками или неверными рассуждениями – 5 баллов;

    правильный ответ с 5–6 логическими пропусками или неверными рассуждениями – 4 балла;

    правильный ответ без объяснения – 3 балла;

    решение с 1 ошибкой – 2 балла;

    решение с 2 ошибками – 1 балл.

    Окружающий мир

    1. а) Сообщество – водоем.

    б) Поддерживают равновесие в этом сообществе щуки. Хищная рыба щука регулирует количество рыбы, поедающей мелких водных насекомых, рачков и микроорганизмы.

    Полный ответ – 6 баллов
    Ответ на пункт а) – 1 балл.
    Ответ на пункт б) – 3 балла.
    Ответ на пункт в) – 2 балла.

    2. а) В умеренном климатическом поясе деревья и кустарники, готовясь к зиме, сбрасывают листья, чтобы избежать обезвоживания (засыхания), потому что холодную воду корни не могут всасывать.

    б) В тропическом поясе всегда тепло, но в зимний период нет дождей. Наступает засушливый период. Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листву, тем самым уменьшая испарение.

    Общая оценка – 6 баллов.
    Ответ на пункт а) – 3 балла.
    Ответ на пункт б) – 3 балла.

    3. Вариант 1. В 1380 году; войска Дмитрия Донского; русские показали, что могут противостоять монголам.

    Вариант 2. Сражение с французскими войсками; на Бородинском поле; началось изгнание французов из России.

    Общая оценка – 6 баллов.
    Вариант 1 – 3 балла.
    Вариант 2 – 3 балла (каждый пункт – 1 балл).

    Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

    Литературное чтение

    На уроках литературного чтения мы говорили о том, что литература – это один из видов искусства. Догадайся, о каком виде искусства говорится в каждой из трех частей стихотворения Новеллы Матвеевой. Укажи эти три вида искусства в названиях каждой части.

    Как сложилась песня у меня?
    И сама не знаю, что сказать!
    Я сама стараюсь у огня
    По частям снежинку разобрать!

    Сонату объяснили вы словами.
    Но, видно, ей не надобны слова –
    Не то она, соперничая с вами,
    Словами изъяснялась бы сама.
    И никогда (для точности в науке)
    Не тратила бы времени на звуки.

    Отстала ягода от кисти винограда;
    Дрожит на кончике – всех меньше и темней.
    Но презирать ее, по-моему, не надо:
    Наоборот! – Цена картины –
    В ней.

    Озаглавь стихотворение Новеллы Матвеевой.
    Поработай с каждой частью стихотворения:

    1) объясни смысл выражения у огня снежинку разобрать;
    2) что в понимании сонаты важнее точности, ценимой в науке;
    3) в чем видит поэтесса «цену» (ценность) картины.

    Русский язык

    1. Напиши слова, соответствующие данным схемам. Ко второй схеме напиши три слова разного рода. У всех слов обозначь часть речи.

    Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

    2. Запиши словосочетания: Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать
    Подчеркни орфограммы в существительных, обозначая части слов, в которых они находятся.

    Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

    3. Запиши словосочетания или предложения, используя следующие слова: (во)время, (на)встречу, (на)зло.

    Математика

    1. Принесли 5 чемоданов и 5 ключей от этих чемоданов, но неизвестно, какой ключ – от какого чемодана. Сколько проб придется сделать в самом худшем случае, чтобы подобрать к каждому чемодану свой ключ?

    2. На коврике изображено 7 роз. «Разрежь» коврик на 7 частей, каждая из которых содержала бы по одной розе, с помощью проведения наименьшего количества прямых линий.

    Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

    3. Для нумерации страниц книги потребовалось всего 1392 цифры. Сколько страниц в этой книге?

    Окружающий мир

    1. Составь правильное утверждение:

    2. Изучая окружающий мир, человек использует различные приборы, в том числе компас, флюгер, микроскоп, термометр, телескоп, барометр. Объедини приборы в группы. Объясни принципы группировки.

    3. Объясни противоречие: современный человек стремится уменьшить размеры технических устройств, но при этом возводит в городах огромные высотные здания.

    Литературное чтение

    Три вида искусства, которые надо указать в названии каждой из трех частей, таковы:

    По 2 балла за каждый правильный ответ. Итого 6 баллов.

    Должен быть дан один окончательный вариант общего названия стихотворения. Предлагаем ребенку остановиться на самом удачном из возникающих у него вариантов – ведь писатель также выбирает единственный вариант заглавия. Заголовок стихотворения может быть содержательно точным (например, «Искусство», «Виды искусства»). За заголовок такого рода начисляется 2 балла, так как он верен, но подсказан в формулировке задания. Заголовок может быть образным, обобщающим, говорящим о роли искусства в жизни или об особенностях его создания и восприятия (например, «Красота», «Гармония», «Творчество», «Создание красоты», «Ценности искусства»). За заголовок такого рода начисляется 3 балла.

    Итого, максимум за это задание – 3 балла.

    При работе над каждой частью стихотворения за каждый пункт, выполненный верно, начисляется максимум 3 балла:

    1) при объяснении метафоры у огня снежинку разобрать важно заметить три важных оттенка смысла: красота, хрупкость окружающего мира, попытка поэта их понять и уловить (3 балла);

    2) не требуется, чтобы ребенок говорил об особенностях науки или сравнивал науку и искусство; достаточно, чтобы ребенок своими словами отметил что-то из следующих особенностей: воздействие музыки на чувства, воображение, личную неповторимость восприятия музыкального произведения (субъективность, эмоциональность) в отличие от точности, информативности и объективности науки (3 балла);

    3) в ответе оценивается глубина мысли и точность ее выражения: поэтесса говорит о том, что ценность картины в наблюдательно увиденной и переданной художником красоте даже незначительного, на первый взгляд, некрасивого предмета (3 балла).

    Русский язык

    Задание 1. Максимум 7 баллов.

    Ответы: 1. Наречие (справа, издалека, снова и др.).

    2. Имя существительное:

    а) ж.р. – весна и др.;
    б) м.р. – папа, Миша и др.;
    в) ср.р. – у окна и др.

    3. Глагол (читать и др.).

    4. Глагол в форме прошедшего времени мужского рода (читал и др.)

    За каждый соответствующий схеме пример – 1 балл (всего 6 баллов). За каждый пример, не соответствующий схеме, снимается 1 балл.

    За правильное определение части речи – 1 балл (за все слова). За каждый случай ошибочного определения части речи снимается 0,5 балла.

    Задание 2. Максимум 5 баллов.

    За каждую правильно написанную форму имени существительного – 0,5 балла (всего 3 балла). Столько же снимается за каждый неправильный вариант.

    За правильное подчеркивание орфограмм – 0,5 балла. Не считается за ошибку подчеркивание графемы «ь – показатель мягкости». За каждую пропущенную орфограмму снимается 0,2 балла.

    За правильное обозначение частей слова, в которых находятся орфограммы, – 1,5 балла. За каждую допущенную ошибку снимается 0,3 балла.

    Задание 3. Максимум 6 баллов.

    Возможные ответы: во время матча, пришел вовремя; шел на встречу с друзьями, шел навстречу; на зло ответил добром, поступил назло.

    За каждый правильный ответ – 2 балла. Столько же снимается за каждый неправильный ответ.

    Внимание: за каждую орфографическую ошибку, допущенную в первом, втором или третьем заданиях, снимается 0,5 балла.

    Математика

    Задание 1. Решение. Составим схему рассуждений.

    1) Обозначим соответствующие чемоданы и ключи одинаковыми номерами. Чтобы подобрать ключ к 1-му чемодану, нужно 4 пробы (перебрать ключи со 2-го по 5-й), и тогда оставшийся ключ подойдет.

    Источник

    Смысл выражения у огня снежинку разобрать

    Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть фото Что означает у огня снежинку разобрать. Смотреть картинку Что означает у огня снежинку разобрать. Картинка про Что означает у огня снежинку разобрать. Фото Что означает у огня снежинку разобрать

    Текст научной статьи на тему ««У ОГНЯ СНЕЖИНКУ РАЗОБРАТЬ» (ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В ШКОЛЕ)»

    «У огня снежинку разобрать»

    (Об особенностях филологического анализа текста в школе)

    Филология «всегда рассматривалась как наука понимания»1. Анализ художественного текста позволяет читателю заглянуть за «фактуальную завесу» произведения и увидеть образ автора, разгадать замысел писателя, скрытые смыслы текста.

    Филологический анализ художественного текста, базирующийся на основе синтеза данных лингвистического, лингвостилистического и литературоведческого анализов, сегодня, бесспорно, является приоритетным видом работы с художественным текстом.

    В течение нескольких лет мы занимаемся разработкой практических вопросов, связанных с методикой организации филологического анализа художественного текста на уроках словесности в средней школе. Под уроками словесности мы понимаем как уроки литературы, так и уроки русского языка, на которых решаются следующие задачи:

    1) формирование у школьников умения видеть в художественном тексте интересный языковой факт;

    2) совершенствование умения осуществлять грамотный лингвистический разбор интересующих нас языковых фактов;

    3) формирование умения интерпретировать образ, созданный с помощью найденных языковых (речевых) особенностей.

    Сформулированные задачи, безусловно, трудны для школьников. Работу по анализу текста можно сравнить с

    действием «у огня снежинку разобрать» (Н. Матвеева), тем более что единственно правильного и исчерпывающего толкования текста нет. Важно отметить другое — возможности, которые дает урок словесности: во-первых, вчитаться в текст, «помедлить над строкою»; во-вторых, выработать умение грамотного, корректного подхода к интерпретации художественного текста2, что способствует решению важной для современной школы задачи — формирования интереса к чтению, к языку, к национальной культуре.

    При разработке уроков словесности перед учителем всегда возникают вопросы: с чего начать, чтобы текст «открылся» школьникам? С поиска образа автора? С анализа речевых структур художественного текста? Такой подход перспективен, так как прямая речь персонажей дает возможность получить подчас исчерпывающую характеристику того или иного героя, а несобственно-прямая речь позволяет «проникнуть» в «ненаблюдаемый» мир этого героя, «понять скрытые, интимные моменты психической и духовной жизни персонажа»3.

    Выявление ведущих семантических оппозиций, дающих ключ к понима-

    Остренкова Марина Анатольевна, кандидат филол. наук, преподаватель вуза.

    2 Примеры некорректного «обращения» с художественным текстом нередко встречаются в работах студентов, сводящих филологический анализ к вопросу об изобразительно-выразительных средствах и прогнозирующих в конспектах (в качестве образцовых) ответы учеников типа: «Сравнение наделяет текст образностью и эмоциональностью»; «Метафоры выполняют изобразительно-выразительную роль» и т.д.

    нию внутреннего строения текста, к определению ведущего конфликта в художественном мире текста, также отметим как очень продуктивный путь анализа. В. Шкловский в статье «Тетива. О несходстве сходного» отмечает: «Основа всякого искусства всегда конфликт, вскрытие через несовпадение сущности явления. Поэтому и анализ художественного произведения — анализ конфликтов в самом способе выражения»4.

    Наблюдение над заглавием текста — тоже один из эффективных путей, так как заглавие — сильная позиция текста, «нераскрытое, компрессированное содержание текста»6, и именно заглавие может восприниматься как эстетическая доминанта художественного текста.

    В данной статье мы хотим познакомить учителей с уроком словесности, в основе которого лежит наиболее традиционная, на наш взгляд, методическая модель. Ведущим приемом в этой модели является прием нахождения ключевых образов текста. Основу «методического арсенала» урока составляют различные виды языкового разбора. Мы убеждены, что из языкового знака можно извлечь большую часть эстетической информации художественного текста. Данные лингвистического анализа помогают найти и понять скры-

    6Гальперин И. Р. Текст как объект лин-

    тый смысл, невыраженные мысли, не высказанные в слове чувства.

    — Наш урок мы назовем уроком-ис-следованием художественного текста. Исследование, как процесс творческий, предполагает поиск неизвестного, получение новой информации, доказательство ее истинности. Исследование художественного текста складывается из двух составляющих: анализа языковых элементов художественного текста, которые, по мнению исследователей, обладают эстетическими8 свойствами, и интерпретации этих элементов и их роли в тексте.

    Я предлагаю провести исследование текста стихотворения С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога. ». Для Есенина природа — вечная красота и вечная гармония. Нежно и заботливо природа врачует людские души, снимает напряжение и боль пережитого.

    Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Вот почему любое стихотворение поэта о природе — это прежде всего слово о человеке, его настроениях, о высоком стремлении понять себя, свои поступки, свою жизнь через мудрость и вечность природы.

    Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога. » — это не только прекрасный лирический пейзаж, но и откровенный рассказ поэта о себе. (Учитель выразительно читает стихотворение Есенина.)

    О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.

    7 В разработке урока принимала участие студентка V курса факультета русской филологии и культуры Я ГПУ им. К.Д. Ушинского Калаби-на Евгения.

    8 Учащиеся должны знать термин «эстетическая функция», так как при изучении стилей речи, в частности темы «Язык художественной литературы как специфическая разновидность русского литературного языка», учитель объясняет содержание данного термина и показывает, какими эстетическими свойствами обладает языковой факт в художественном тексте.

    Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

    Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы.

    Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров. И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. 1916

    — Перед нами удивительная картина осеннего вечера. Этот вечер наполнен звуками. Какими? Назовите слова, которые обозначают не только действие, но и звук, сопровождающий его. Определите часть речи этих слов. Можете называть слова в той форме, в которой они употреблены в тексте.

    — Глаголы жует, шепчет, охает. Существительное вздох.

    — А глагол крадется обозначает действие не только неспешное, но и еле слышное.

    — В стихотворении есть слова, которые не являются звукообозначениями, но за счет звукового сходства участвуют в создании «акустического» образа осеннего вечера. Приведите примеры из текста.

    — Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины; Кого-то нет, и тонкогубый ветер / О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

    — Зачем автор использовал этот прием?

    — Автор использует прием аллитерации. В тексте много слов, содержащих буквы, обозначающие шипящие звуки. Они передают звуки увядающей природы, голоса живых и одушевленных фантазией поэта неживых предметов.

    — Осенний вечер наполнен звуками приглушенными, тихими, и лишь один тонкий звон — как звук натянутой струны. Найдите и прочитайте эти строчки.

    — Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, / Целует клюв нахохленной совы.

    — Существительное звон обозначает звонкий звук, он может быть и громким. Сохраняется ли это значение в тексте? Какой метафорический эпитет использован к слову звон?

    — Тощий звон. Наверное, это звук вовсе не яркий, не громкий, а, наоборот, едва уловимый, очень тонкий, который можно услышать лишь в тишине осеннего вечера.

    — Все в этом вечере вызывает у поэта душевный отклик. Посмотрите, в пятой строфе в строке И нежно охает ячменная солома есть непоэтичные слова: солома, ячменный; в этой же строфе слово хлев, в третьей строфе труба, печь — слова, обозначающие бытовые реалии, но поэту дорого все, он поэтизирует крестьянский быт, милую сердцу малую родину. Появляется наречие нежно, которое создает очень выразительную, поэтичную характеристику действия. Подтвердите наблюдения другими примерами из текста.

    — В словосочетании ласково крадется наречие ласково тоже выражает авторскую оценку.

    — Обратите внимание на то, что сочетание слов не совсем обычно. Составьте словосочетания с глаголом крадется и словосочетания с наречием ласково по схеме «глагол + наречие».

    — Крадется тихо, крадется неслышно-, ласково сказать, ласково посмотреть, ласково погладить.

    — Движение (а глагол красться — глагол движения, перемещения) может быть не только тихим, неслышным, но и ласковым. Не только в звуках, но и в движениях осеннего вечера разлиты нежность и легкая грусть.

    Теперь обратим внимание на то, в какие цвета окрашен вечер. В первой строке стихотворения благодаря инверсии на первое место вынесено цве

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *