Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Семь задач цифровизации российского образования

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.

Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.

Источник

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Катя Павловская для Skillbox Media

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Источник

Как происходит цифровая трансформация образования

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Почти в каждом классе современной школы можно найти интерактивную доску, многие учителя используют социальные сети и мессенджеры, чтобы оставаться на связи с учениками и задавать им домашку. Как ещё использовать технологии в образовании? Наш блогер Олеся Дворак перевела статью о том, как устроено цифровое образование.

Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизованы, но образовательные организации только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию.

Цифровизация школы всегда должна включать в себя создание новых, более эффективных процессов обучения и преподавания в области информационных технологий, которые делают возможными новые процессы, а не просто заменяют ручки или доски электронной версией. Технология всегда должна приносить пользу педагогике.

Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя студентам предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.

Роль цифровых инструментов в обучении и преподавании

1. Медиа

Информационные технологии действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные объекты, видеоклипы и онлайн-журналы.

2. Информационный ресурс

Поиск информации является ключевым предложением интернета и информационных технологий. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной библиотекой». Там много источников, которые можно найти через службы поиска и базы данных статей. Также в «Википедии», совместно созданной онлайн-энциклопедии, можно найти полезную информацию для преподавания и обучения.

3. Связь

Общение — одна из наиболее важных возможностей, которые обеспечиваются технологиями. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции. Учащиеся могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях. Диалог между учениками и репетиторами онлайн — ещё одна форма общения. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда.

4. Инструмент для создания контента

Информационно-коммуникационные технологии наиболее полезны, когда учащиеся используют их для создания собственного контента. Учащиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку и так далее на компьютерах или мобильных устройствах. Более продвинутая форма использования информационных технологий подразумевает, что учащиеся создают интерактивный контент и используют программы и алгоритмы в своих выходных данных.

5. Канал публикации

Интернет и социальные сети могут быть использованы для публикации совместных результатов учащихся или всей группы. Например, учащиеся могут создавать онлайн-журналы или публиковать собственные музыкальные фрагменты или видеоклипы. Публикация результатов учащихся часто имеет мотивирующий эффект — «работа проделана не только для того, чтобы учитель мог с ней ознакомиться».

6. Инструмент для разработки собственных концептуальных артефактов

Используя информационные технологии, учащиеся могут разрабатывать свои собственные концептуальные артефакты: концептуальные карты, диаграммы или графики. В этом случае ИТ выступают в качестве важного инструмента мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда учащиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы мышления.

7. Платформа для совместного создания знаний

Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения. Например, дискуссионные форумы. Принцип совместного создания знаний заключается в том, что совместное формирование информации — создание знаний — способствует лучшему обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии их можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.

8. Думающий спутник

В современном информационном обществе роль компьютера или информационно-коммуникационных технологий приближается к роли мыслящего партнёра. Хотя компьютеры ещё не способны думать самостоятельно, они могут поддержать мыслительные процессы учащихся, например задавая аналитические вопросы и размышления (или отражая мысли).

Цифровое обучение

Основная цель цифрового обучения не в технологии, а в том, что информационные технологии как метод делают возможным новое в обучении и преподавании. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые не могут быть реализованы на практике иначе. Цифровое обучение вводит несколько педагогически значимых методов работы для контактного и дистанционного обучения. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях.

Цифровое обучение может состоять, например, из онлайн-обучения и систематической работы с учебными заданиями

Задачи обучения определяют, как учащиеся наблюдают и обрабатывают информацию, как они учатся. Поэтому цель учебных заданий всегда состоит в том, чтобы узнать что-то новое, а не проверить то, что уже изучено. Ещё одним ключевым элементом цифрового обучения является создание знаний. Учащиеся объединяют и конструируют новые для себя знания, используя разные источники: веб-страницы, книги, журналы или личный опыт и наблюдения. Обучение — деятельность, в которой учащиеся создают новую информацию.

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

«Онлайн-образование — это просто инструмент. Как глиняные дощечки в незапамятные времена»

Создание знаний также может быть совместным. Цифровое обучение позволяет легко обсуждать и развивать идеи вместе с учителем и другими учениками. Поэтому важно публиковать идеи и результаты, находящиеся в процессе разработки, получать отзывы о них в ходе процесса и развивать их вместе. Если учащиеся получают обратную связь только в конце учебного процесса, они не смогут использовать её в процессе обучения.

Как разработать эффективный процесс цифрового обучения?

Преподаватели влияют на обучение в режиме онлайн с помощью техник, которые отличаются от тех, которые используются в контактном обучении. Поэтому цифровое обучение должно быть изучено и разработано в большей степени.

Разработка традиционного контактного обучения основывалась на деятельности учителя и учебного процесса, в то время как при разработке цифрового обучения отправной точкой должно быть проектирование процесса обучения учащегося. Чтобы понять, какие действия учителя и руководства, какие задачи будут способствовать процессу обучения, необходимо сначала разработать сам процесс обучения или понять, какая познавательная деятельность нужна ученику для изучения вопроса. Это можно считать сменой парадигмы в учебном дизайне.

Отправной точкой для разработки процесса цифрового обучения является определение цели обучения, а также предыдущие знания и компетенции учащихся. Понимание компетенции, знаний и навыков, приобретаемых в результате процесса обучения на основе предыдущей компетенции учащихся, даёт чёткую основу для построения процесса обучения. Ключевой проблемой при проектировании является признание того, что разные учащиеся учатся и достигают компетентности в соответствии с целями по-разному.

Как люди учатся? Обучение основано на процессе преподавания. Его различные элементы: учебная ситуация, учебные задачи, само преподавание, а также тьюторство и обратная связь — тесно связаны друг с другом и формируют единый временной континуум. В цифровом обучении учебные ситуации, как контактные, так и дистанционные, равномерно распределены. Процесс цифрового обучения определяется инструкциями и обратной связью в течение всего учебного процесса, на основе которого учащиеся развивают свою собственную компетентность.

Фото: Shutterstock (Syda Productions)

Источник

Цифровая трансформация современного образования

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Цифровая трансформация – что это?

Фронтальное обучение всех

Персонализированное обучение каждого

Рутинные операции в ручном режиме

Заполнение отчетности вручную

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристикиИсточник: национальныепроекты.рф

Что входит в цифровую трансформацию?

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики•Персонализация обучения

•Цифровая образовательная среда

•Оценивание по цифровому портфолио

•Принятие решений на основе данных •Переход на электронный документооборот

• в развитии цифровой экономики России

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Цифровая образовательная среда

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Принятие решений на основе данных

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Трансформация методов обучения

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики•Смешанное обучение

•Обучение вне стен классной комнаты

•Мобильное обучение и BYOD

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Обучение вне стен классной комнаты

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Мобильное обучение и BYOD

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Цифровые платформы учебного содержания

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Трансформация системы управления

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристикиСоздание системы управления образовательной организацией: переход к 2024 г. 100% образовательных организаций на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности.

Источник: Focus foundation

Использование технологий в управлении

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики

Что означает цифровая трансформация в образовании и каковы ее характеристики•Кванториумы

Источник

Статья «Цифровая трансформация сферы образования: новые технологии в образовании»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

учитель информатики и ИКТ

МОУ «Тираспольская средняя школа № 11»

Аннотация. Цифровая трансформация сферы образования – необходимое условие перехода к жизни в уже реально существующем цифровом мире. В статье рассмотрены основные технологические тенденции в образовании и способы их внедрения в образовательный процесс.

Ключевые слова: цифровая трансформация, образование.

При обсуждении проблем внедрения технологий в образование часто используют термин «информационные технологии». Начиная с 90-х годов XX в., в литературе широко используется термин «информационные и коммуникационные технологии». Он отражает важность телекоммуникаций и телекоммуникационного бизнеса в экономике и жизни человека. Одновременно в общественно-политическом контексте наиболее популярным становится термин «цифровые технологии». В настоящее время он приобрел особое звучание в связи с программами цифровой трансформации экономики и образования. Ему и отдается предпочтение.

К технологическим тенденциям в образовании, за которыми стоит следить можно отнести:

— технологии искусственного интеллекта;

— технологии виртуальной реальности;

— технологии распределенного реестра (включая блокчейн);

Технологии искусственного интеллекта.

Хотя педагогические разработки с использованием ИИ появились сравнительно недавно, уже выделилось несколько направлений их применения. Перечислим некоторые из них.

· Интеллектуальные обучающие системы и чат-боты, уже применяемые в ряде школ и университетов: ИИ помогает персонализировать учебную работу, обеспечить обучаемым быструю обратную связь непосредственно в ходе их учебной работы.

· Автоматическое оценивание: ИИ задействуют для разработки и проведения аутентичного оценивания. Использование методов распознавания образов и общение на естественном языке позволяет автоматизировать оценивание таких образовательных результатов, которые обычно требуют экспертной оценки (например, эссе).

· Настраиваемые учебные материалы: ИИ помогает обучаемым формировать свои собственные лекционные материалы, разбивать учебники на удобные фрагменты информации и генерировать краткое изложение содержания книг и другой учебной литературы.

· Образовательная аналитика: некоторые университеты уже используют методы ИИ для работы с большими данными и подготовки образовательной аналитики, чтобы лучше понимать и прогнозировать ход и результаты образовательный работы, повышать ее результативность.

· Консультационные системы: методы ИИ применяют при построении информационно-консультационных систем, которые помогают эффективно использовать возможности цифровой образовательной среды. По мере своего развития они смогут захватывать более широкие области консультационной работы. [2]

Технологии виртуальной реальности.

Прошли те времена, когда учащиеся должны были спокойно сидеть за своими партами. Образовательные технологии успешно делают обучение совместным и интерактивным. Дополненная, виртуальная и смешанная реальность – это примеры трансформирующих технологий, которые улучшают деятельность учителей, одновременно создавая увлекательные уроки, которые доставляют удовольствие и увлекательны для учащихся. Виртуальная реальность способна привнести внешний мир в класс и наоборот. Технологии виртуальной реальности делают обучение более наглядным, более активным, полнее вовлекают учащихся в учебный процесс. Они облегчают и упрощают совместную работу людей, которые находятся на расстоянии. Например, коллеги могут встречаться с помощью средств дополненной реальности, готовить совместные документы, вести проекты и выполнять многие другие работы практически столь же эффективно, как и при личном контакте в реальном мире. У преподавателей и учащихся появляется возможность использовать виртуальные лаборатории для изучения окружающего мира, формирования умений и отработки навыков, а также для демонстрации их освоения и автоматизированного оценивания. Некоторые приложения, например, могут переносить учеников в Древнюю Грецию, могут вводить животных в классы или перемещать весь класс на Луну, а другие позволяют ученикам делиться своими виртуальными творениями со всем миром. Использование технологий виртуальной реальности не только обеспечивает доступный и увлекательный опыт обучения, но и помогает снизить потребность в физическом оборудовании и лабораторных принадлежностях, экономя ресурсы как школьников, так и образовательных организаций. Многие специалисты заключают, что виртуальная реальность может повысить визуальную грамотность, техническую грамотность и внимание к аудитории.

Блокчейн – это современная технология, которая используется для хранения и передачи информации распределенным, безопасным и эффективным способом. Образовательные учреждения могут использовать блокчейн для хранения данных учащихся, таких как личные данные и успеваемость. Преимуществом такой технологии среди прочего является безопасность. Более того, блокчейн обычно используется для проверки подлинности, что значительно снижает вероятность мошенничества.

Блокчейн может с успехом применяться в сфере образования для формирования цифрового портфолио, хранения аттестатов и дипломов, экзаменационных и творческих работ, результатов экзаменов и образовательных достижений (тексты выполненных контрольных работ, видеозаписи с выступлениями экзаменуемых и проч.) в виде уникальных цифровых записей в распределенной базе данных. Блокчейн позволяет демонстрировать хранящиеся здесь результаты и творческие работы всем, кому это необходимо, защищать авторство, подавать заявки на изобретения и получать признание.

Одним из эффективных способов изменения образовательных тенденций, связанных с технологиями, является внедрение Интернета вещей (IoT). Интернет вещей – это технологическая концепция подключения всех вещей в мире к интернету для удалённого управления ими через программное обеспечение и обмена данными в режиме реального времени через сервер или напрямую.

Устройства, подключенные к облаку, помогают педагогам обратить внимание на то, что ученикам нужно больше личного внимания, и сделать процесс обучения более продуктивным. Возможность подключения позволяет учащимся быстро составлять расписания и проводить исследования, что может сократить время выполнения задач, а также снизить потребность в оборудовании на месте. Учебники в цифровом формате сокращают расходы, уменьшают необходимость хранения и неудобства, связанные с печатными копиями.

Вокруг нас множество умных вещей, от смартфонов и часов до автомобилей и домов. Но как насчет умного учебного заведения? Интернет вещей предоставляет множество расширенных данных и помогает автоматизировать множество полезных процессов.

Персонализированное, смешанное или адаптивное обучение позволяет учащимся контролировать элементы своего учебного опыта для более насыщенного и продуктивного образования. Учащиеся могут задавать темп своего обучения и контролировать эстетику обучения, что делает это одним из наиболее распространенных технологических трендов в образовании. Благодаря адаптивному обучению учащиеся могут выбирать способ изучения материала, наиболее эффективный для их стиля обучения: карточки, геймификация, видео, адаптивное повторение с интервалом и многое другое. Фактически это означает, что ученики имеют больше свободы выбора в отношении того, как они учатся, позволяя себе работать в своем собственном темпе; хотя следует отметить, что это больше относится к постановке целей в соответствии с их компетенцией, а не к полному контролю над тем, когда они изучают учебную программу. Однако существуют препятствия, которые необходимо преодолеть, прежде чем индивидуальное обучение станет действительно частью повседневной школьной жизни.

Новые технологии и новые модели обучения интересны и предлагают учащимся немыслимые ранее возможности, но они требуют постоянной ИТ-поддержки. По мере того, как образовательные учреждения продолжают присоединяться к этим тенденциям цифровой трансформации, мы должны учитывать текущую парадигму обучения технологиям и переходить к командному подходу. По мере роста ожиданий учащихся должна возрастать и их способность реагировать на эти потребности. [1]

Главное, что происходит в процессе цифровой трансформации образования, — это не создание компьютерных классов и подключение к Интернету, а формирование и распространение новых моделей работы образовательных организаций. В их основе лежит синтез:

· новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий;

· непрерывного профессионального развития педагогов;

· новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;

· организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы). Суть цифровой трансформации образования — достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования ЦТ. Цифровые технологии помогают на деле использовать новые педагогические практики (новые модели организации и проведения учебной работы), которые ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности их осуществления средствами традиционных (бумажных) технологий коммуникации и работы с информацией. Подобная работа уже ведется во многих развитых странах в рамках масштабных государственных программ. Хотя ее не всегда называют цифровой трансформацией образования, она радикальна по существу и связана с изменением организации образовательного процесса. [3]

1. Кондаков А. М., Вавилова А. А., Григорьев С. Г. и др. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации// Педагогика. 2018. № 4 – с.98-125.

2. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – 64 с.

3. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности// Журнал исследований социальной политики. 2016. № 1 – с.87-98.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *