Что означает цифровая компетентность педагога
ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога
Информационно-коммуникативная компетентность в новом профстандарте
Хорошая новость: если вы читаете эту статью на сайте, то, скорее всего, владеете основными ИКТ-компетенциями. Рассмотрим подробнее, что именно требует новый стандарт.
«Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»
Обратите внимание на уточнение про эффективность. Не так давно в школах наблюдалась тенденция: применять технологии везде, технологии ради технологий. Однако те или иные инструменты не всегда бывают уместными (например, на некоторых занятиях по физкультуре). При этом упускаются из виду действительно важные инструменты. Не у всех детей достаточно развит навык использования малой вычислительной техники, а зря: инженерный калькулятор выпускники имеют право использовать на ЕГЭ (по химии, физике, географии). Авторы корпорации «Российский учебник» стараются восполнить этот пробел. Так, ученики часто работают с калькуляторами при прохождении курса «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» Г.К. Муравина и О.В. Муравиной.
«Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»
Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями. Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги.
Также профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды (с учетом возможного отсутствия некоторых элементов непосредственно в школе).
Что теперь должен уметь учитель?
Из профстандарта учителя математики и информатики:
Современный учитель и его цифровые компетенции
Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года» специалисты ответили на актуальные вопросы о навыках современного учителя, а также обсудили, что он уже сейчас может делать, чтобы эффективно использовать в работе новые технологии.
Фото сайта pixabay.com
Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие
«Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ. — Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации». По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции.
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.
Новое поколение детей требует новых компетенций учителей
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.
«Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне», — рассказала во время «Августовки Учи.ру» Екатерина Латыпова, руководитель бизнес-направления Учи.ру по работе с учителями. По ее словам, в результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.
1. Поиск и работа с информацией
В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.
2. Безопасность в интернете
Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.
3. Управление информацией и данными
Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.
4. Организация обучения в цифровой среде
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.
5. Кооперация в цифровой среде
Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
6. Коммуникация в цифровой среде
Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.
7. Саморазвитие в условиях неопределенности
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Европейская модель компетенций учителя
Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.
Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.
Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:
В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.
В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.
Что означает цифровая компетентность педагога
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая модель формирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя на основе больших данных и нейросетей (на примере Республики Татарстан)», № 19-29-14082
В современных реалиях в процессе реализации своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с быстро меняющимися требованиями, которые требуют от него нового, более широкого и более сложного набора компетенций. В частности, повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать ученикам приобретать цифровую компетентность требуют от преподавателей развития их собственной цифровой компетентности.
Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки работы с технологиями», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».
Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-вычислительные машины, а «грамотность» включает в себя способность читать и интерпретировать мультимедиа, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.
Цифровая грамотность состоит из пяти основных цифровых навыков [4]:
Кроме того, в список был добавлен еще один навык: навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).
Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности [3]. Цифровая компетенция включает в себя: 1) технические навыки использования цифровых технологий; 2) умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учебы и повседневной жизни в целом в различных видах деятельности; 3) умения критически оценивать цифровые технологии; 4) мотивацию к участию в цифровой культуре.
В профессиональном стандарте педагога [1] выдвигается следующее трудовое действие: «формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно». На практике большинство учителей умеют выполнять следующие действия: 1) вести электронный журнал и электронный дневник; 2) работать в офисных приложениях; 3) использовать специальные программы по своему предмету; 4) вести сетевой блог; 5) обладать навыками записи, редактирования, трансляции медиа-контента; 6) управлять другими средствами, использующими дидактические возможности ИКТ.
Цифровой инструментарий учителя представляет собой ряд разнохарактерных интерактивных модулей, которые учитель использует как конструктор для создания дидактических единиц [2]. При создании презентаций это программы PowerPoint (наиболее используемая), Keynote, Smart Notebook, Sketching, Prezi, Sway. Средства для контроля знаний включают: Plickers, LearningApps, ClassFlow. Данные цифровые продукты помогают создать контент, использовать контент и организовать, используя встроенные инструменты, систему опроса, тестирования, игры и др. Платформа LECTA позволяет воспользоваться учебниками, как индивидуально самим педагогом, либо как источник для работы с интерактивной доской, поскольку медиа-ресурсы можно свободно увеличивать одним нажатием и демонстрировать на весь экран. Сервис Trello.com является помощником учителя на этапе планирования своей деятельности. Удобный интерфейс дает возможность наглядно увидеть все то, что запланировано на день, неделю, месяц или год. Один из приоритетных и современных способов общения в цифровом формате – социальные сети. Данное определение включает в себя: VKontakte, Instagram, Telegram, Facebook, Twitter, Одноклассники и др.
Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:
1). Удобство. (То есть зная цифровой мир, учитель может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);
2) Мотивация учащихся. (Современное поколение с ранних лет сензитивно к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);
3). Значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности. (В выборе между учителем, который использует только традиционный способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентноспособным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).
СТАТЬЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Преподаватель русского языка и литературы
Компетенции педагога для эффективной работы в цифровой образовательной среде
Нельзя обучить человека будущего,
имея знания и мышление прошлого
Ключевые слова: цифровизация, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые компетенции педагога.
Современный мир всё больше становится цифровым. В настоящее время цифровизация вошла в нашу жизнь. Она уверенно охватывает все области жизнедеятельности человека. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым. Мы живём в реалиях современного и будущего мира.
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) переводит образовательную среду в цифровой формат. Требование создания цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях закреплено на государственном уровне.
В Программе развития ОГБПОУ СТТ техникума на 2020-2025 годы одно из стратегических направлений называется «Перестройка образовательного процесса и его содержания в условиях цифровизации для обеспечения соответствия качества выпускников требованиям современной экономики».
В связи с этим встает актуальный вопрос о необходимости подготовки в стенах Техникума специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в сфере цифровых технологий. Новое поколение обучающихся требует педагогов, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность в условиях цифровизации образования.
Опыт последних месяцев показал, что в нынешних условиях педагогам необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения, то есть срочное формирование новых цифровых компетенций. Для умения ориентироваться в новых информационных и коммуникационных технологиях и цифровых инструментах педагогам необходимы дополнительные знания и навыки, а в образовательном учреждения для и успешного осуществления образовательной деятельности в цифровой образовательной среде педагог должен обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в этой сфере.
Цифровые компетенции — это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы создать в образовательном учреждении цифровую среду, преподавателю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования и создания контента.
1. Подготовка контента
Для педагога важно владеть инструментами подготовки контента: текстовых документов, презентаций, плакатов, графиков и инфографик. При подготовке прподавателя к уроку пригодится умение обрабатывать видео, делать сложные вычисления, создавать тесты, кроссворды и викторины, ментальные карты, портфолио, использовать шаблоны презентаций и многое другое.
Даже если в том, чтобы создавать собственный контент, необходимости нет (например, в случае, если он использует материалы из открытых источников), каждый прподаватель при подготовке к уроку так или иначе изменяет задания под себя и свою группу: ориентируется на темп занятия, скорость восприятия обучающихся и другие важные составляющие урока, изменяет дизайн и шаблон презентаций, добавляет или убирает оттуда информацию.
2. Придание наглядности
Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. Явления из микромира или космические процессы иначе, чем в формате цифровой модели, сложно продемонстрировать. Затмение солнца, деление клетки, строение дерева — все это можно показать с помощью интерактивных моделей, видео на хостингах, цифровых микроскопов. На литературе, проходя творчество поэтов XX века, можно включить запись голоса автора. Так обучающиеся глубже погрузятся в тему, заинтересуются и будут более внимательны к теории.
Сделать учебное занятие более наглядным поможет базовое умение находить нужную информацию в интернете. Это первый шаг к формированию цифровой среды преподавателем.
Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире. Самыми удобными и простыми средствами педагогического общения по праву можно считать мессенджеры и социальные сети, в которых общаются педагоги, обучающиеся, родители. Тут можно рассылать презентации с учебных занятий, объявления и другую информацию. Это быстро, и обучающися получат сообщение, где бы ни находились.
Кроме того, для коммуникации можно использовать собственные сайты педагогов или LMS-системы (если это предусмотрено школой: RedClass, iSpring Learn, Google Classroom, Дневник.ру, МЭШ): все это цифровая среда преподавателя, в которой удобно фиксировать результаты обучения, делать объявления и использовать контент занятия. С помощью таких систем можно применять технологию перевернутой группы, при которой дети изучают материал дома, а на уроке вместе с педагогом занимаются практикой.
4. С чего начать преподавателю?
Начинать внедрять цифровые технологии в учебные занятия лучше всего с платформ, где уже есть готовый контент: Яндекс.Учебника, РЭШ, МЭШ и им подобных. Его можно использовать при подготовке педагога к учебному занятию практически на любую тему. Обычно задания там создаются практикующими педагогами, методистами, экспертами.
Во взаимодействии с коллегами и педагогическом общении помогут облачные сервисы, в которые можно загружать информацию и обмениваться ей. Чтобы делать это, важно знать, какие онлайн-угрозы существуют: в этом, кстати, поможет бесплатный курс в «Базовые цифровые компетенции педагога» рамках программы «Я Учитель», который стартует 5 октября.
5. Что такое «продвинутый уровень» цифровых компетенций педагога?
Здорово, когда педагог с легкостью ориентируется в мире «цифры» и использует технологии в своей профессии. Наиболее заинтересованные педагоги идут значительно дальше профстандарта педагога: например, учатся программировать. Это навык будущего, который может понадобиться многим современным обучающимся. И развить его могут педагоги, если сами погружены в тему.
6. Перечень компетенций педагога в сфер ИКТ.
· Владение приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих документов (раздаточных материалов, заданий при обучении в цифровом формате, презентаций и др.).
· Владение приёмами работы с табличными данными.
· Владение методикой создания педагогически эффективных презентаций.
· Владение приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями.
· Владение простейшими приёмами сайтостроения
За основу формирования цифровой компетентности берётся европейская модель компетенций педагога (Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU).
Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.
Первый блок — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.
Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:
· цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
· обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
· оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
· расширение возможностей обучающихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.
В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции педагога, которые направлены на формирование цифровых компетенций обучающихся.
Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у обучающихся. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.
Важно отметить, что в профстандарт педагога в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
Таким образом, для умения ориентироваться в новых информационных и коммуникационных технологиях и цифровых инструментах педагогам необходимы дополнительные знания и навыки, а для создания цифровой образовательной среды в образовательном учреждении и успешного осуществления образовательной деятельности педагог должен обладать широким спектром новых профессиональных компетенций в этой сфере.
1. Выступление В. В. Путина на пленарном заседании ПМЭФ-2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 04.01.2020).
2. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации / В. И. Колыхматов // Современное образование: содержание, технологии, качество. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. С. 12-15.
5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» Приказ Министерства труда и социальной защитыРоссийской федерации от 8 сентября 2015 года N 608н
6. Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя / Т. В. Потемкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2. С. 25.