Что означает целомудрие в исламе
Стыдливость и целомудрие в Исламе
Стыдливость и целомудрие в Исламе
Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) старались изменить отношения между мужчинами и женщинами в соответствии с законами Всевышнего. Эти взаимоотношения отличались стыдливостью, целомудрием, пониманием, утончённостью.
Мусульмане следовали повелению Создателя: «Скажи [о, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Это — непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлён о том, что они творят.
Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам], кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения, или детям, которые не ведают о женской наготе; пусть они не выставляют свои ноги, чтобы стали видны скрываемые красоты. Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, — быть может, вы будете счастливы» (Сура «ан-Нур», 24 / 30—31).
Как сообщает Айша (радыяллаху анха), после ниспослания этих аятов женщины-сахабы сразу же, не дожидаясь возвращения домой, отрезали от своих одежд лишние ткани, закрыли ими голову и опустили одеяния так, чтобы они прикрывали щиколотки, как и было передано в Коране (Бухари, «Тафсир», 24 / 12; Абу Давуд, «Либас», 31—33 / 4102).
Сафия бин Шейба упоминает о том, что после ниспослания этих аятов мужчины побежали домой и прочитали их своим женщинам: матерям, супругам, сёстрам, дочерям и всем родственницам. После этого мусульманки, жертвуя даже самыми красивыми нарядами, сделали из них покрывала на голову и постарались прикрыть своё тело так, как сказано в Коране. Они немедленно воплотили в жизнь повеление Всевышнего и показали, что искренне верят во всё ниспосланное. На утреннем намазе женщины в хиджабах уже стояли в рядах позади мужчин (Ибн Кясир, «Тафсир»; «Нур», 31).
Сподвижники Пророка (салляЛлаху алейхи ва саллям) следили, чтобы между мужчинами и женщинами не было неразрешённых отношений. В общественной жизни между обоими полами выдерживалось приемлемое расстояние, а допустимые отношения были определены заранее. Потому что Ислам запрещает все поступки, которые могут привести к греху. Таким образом человеку закрывается или отдаляется путь к соблазнам. Несмотря на то, что для верующих очень важно коллективное совершение намазов, и в особенности пятничного, но для предотвращения неприемлемого взаимодействия мужчины и женщины Ислам освобождает мусульманок от совершения намазов джамаатом. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Для женщин самая благословенная мечеть — это уголок их дома» (Ахмад, VI, 297).
Однако он не чинил препятствия тем женщинам, которые всё же хотят приходить в мечеть. Он давал им разрешение с условием, чтобы при совершении намаза они стояли не рядом с мужчинами, а позади них. После молитвы Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его последователи некоторое время ещё оставались в мечети, ожидая того момента, когда женщины покинут здание, чтобы не смешиваться с ними в толпе. Это правило обязательно соблюдалось во время утреннего намаза, который совершали до рассвета. Мусульманки, отдав салям, одетые в покрывала, выходили из мечети: никто их не узнавал и даже сами женщины не узнавали друг друга (Бухари, «Азан», 162—166).
Однажды РасулюЛлах (мир ему и благословение) произнёс, указывая на одну из дверей в мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Может быть, эту дверь отдадим женщинам». После этого мужчины-сахабы не стали пользоваться этим входом (Абу Давуд, «Салят», 53 / 571).
Мусульманки приходили в мечеть и для совершения праздничных намазов. Для этого им отводили определённое место. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заканчивал чтение хутбы для мужчин, он приходил туда, где находились женщины, и давал им наставления (Бухари, «Ийдейн», 7—8).
Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выходил из мечети и заметил, что мужчины и женщины в толпе перемешиваются. Тогда он обратился к мусульманкам: «Отойдите в сторону! Не ходите посередине дороги, а ходите по её краям». После этого женщины стали ходить так, что их платья задевали стены» (Абу Давуд, «Адаб», 167—168 / 5272).
Что означает целомудрие в исламе
Целомудрие вообще понятие связанное с религиозной традицией, особенно в Исламе, так как нас женщин Ислам призывает быть мудрыми, разумными, и подразумевает оно нравственную строгость и самоконтроль в поведении человека в общем. Более того, это высшая форма нравственности, благоразумие, непорочность, внутренняя чистота, как душевная так и телесная. В обыденности под целомудрием понимают только невинность в интимном плане, что является лишь частью феномена целомудрия, тогда когда это стремление к целостности, к совершенству в соответствии с мудростью.
Девушка в 15 лет считает себя уже взрослой, способной решать за себя, в то время когда она должна быть занята приобретением знаний», трудовых навыков по дому, знать как говорится :»что такое хорошо, что такое плохо, знать о безнравственности, иметь понятие слова» стыдно», она же занята совсем другим, толпой сверстников, для которых употребление недостойных слов, стал обыденной речью, гонящихся за западной модой, шоу-бизнесом, артистами и певцами, которые оскверняют нормы нравственности, стыд и совесть, открыто заявляют о своей нетрадиционной половой ориентации и что однополый брак это нормально в современном мире.
Именно поэтому нужно воспитать в девочке будущую жену, верную, умеющую наладить с мужем близкие сокровенные отношения, относится уважительно к его родственникам и друзьям, воодушевлять и помогать ему во всем.
И еще одним феноменом целомудрия женщины является умение сосредоточиться на одном мужчине, способность женщины в своем уме сконцентрироваться на одном мужчине, значит принадлежать одному мужу, быть недоступной для других, то есть быть закрытой для всего мира, в то время как полностью открыта и доступна для своего супруга, так как доступна она ему стала по слову Всевышнего и по Его Милости. Она должна впустить в свой мир чувств и ума единственную личность — своего мужа, жить его интересами, заботами, проблемами, думать только о нем.
Муж мудрой женщины уверен что можно довериться ей в любую минуту, при любых обстоятельствах и что она поддержит его в разных критических ситуациях.
Мудрая женщина никогда не станет перечить мужу и говорить «я не хочу «, «я не буду».
Уже выходя замуж надо поставить себе цель, сохранить семью, чтобы не стало, быть с мужем, даже если все вокруг против него, не обвинять его и не упрекать в содеянном, просто быть рядом и понять его и принять таким каким он есть. Это делает его сильным, смелым и тогда муж и жена будут объединены одной задачей, одной целью, окрепнут отношения между ними и в целом семьи.
Все это женщина должна принять как должное и понять, а не бросаться на мужа со словами: «опять был у неё?»,» она увела у меня мужа», или же узнавать всю информацию о ней через все кордоны и барьеры.
Это недопустимое явление по Исламу, да и в жизни ничего хорошего женщине не принесет, поскольку супруг, отчаявшись, будет вынужден уйти к той, с которой ему хорошо и спокойно. И поверьте мне, слезы, скандалы и истерики наведут мужа на мысль об уходе из семьи, и держать его дома будут только дети. Опять таки благоразумие и целомудрие женщины спасет этот брак, сохранит полноценную семью. И это есть цельность ума, души и тела, бесценное во все времена.
Виды и значимость целомудрия в исламе
Целомудрие является причиной, по которой Всевышний делает одних наследниками Фирдауса
Всевышний Аллах восхвалил целомудренных в Коране, упомянув их среди преуспевших. В суре «аль Муъминун» («Верующие») сказано: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (аяты 1-11).
Целомудрие – это черта пророков. Одним из примеров которых является Юсуф, мир ему, отказавшийся от предложений жены правителя Египта аль-Азиза, призывавшей его к запретному поступку. Но отказ от запрещенного доставляет в конце концов человеку больше удовлетворения, чем кратковременные наслаждения запрещенным. Как сказал один из ученых сказал об этом: «Добродетель доставляет ее обладателям больше удовольствия, чем нечестивцам – их запретные наслаждения. Целомудрие начинается с воздержания и заканчивается удовольствием, а соблазны начинаются с удовольствия и заканчиваются сожалением».
Целомудрие органов. Заключается в том, чтобы беречь свои части тела от совершения неправомерных действий, от нарушения чужих границ, от грехов и вредных поступков.
Целомудрие тела. Заключается в соблюдении аурата для мужчин и женщин.
Целомудрие в отношении денег. Заключается в избегании присвоения чужого имущества, в освобождении от долгов, в соблюдении финансовых договоренностей. Особенно это касается имущества сирот, за покушение на которое возложено суровое наказание: ««Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (сура «аль-Анъам», «Скот», аят 152).
Целомудрие в еде и питье. Основа этого вида заключается в оберегании живота от употребления сомнительной, чрезмерной или запретной пищи. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в Рай мясо, выросшее на запретном; любое мясо, выросшее на запретном, больше заслуживает того, чтобы попасть в адское пламя» (Ахмад). То есть, в Рай не войдет человек, в теле которого есть мясо, выросшее за счет питания запретным (харам).
Целомудрие языка. Это защита языка от злословия, сквернословия, сплетен и других бесполезных и вредящих слов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по словам его сподвижников, был одним из самых приятных людей, по поступкам, словам, поведению, внешности. Одно из его достоинств – это то, что в моменты изумления и недовольства, он не позволял себе обидных высказываний. О нем сообщается: «Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь свое порицание, то говорил: «Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб (то есть от совершения молитв)» (Бухари). Также от Абдуллы ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передается хадис: «Верующий человек не упрекает, не проклинает, не оскорбляет, не сквернословит».
Целомудрие в просьбах. Это когда человек не просит милостыню и не обременяет других своими просьбами, но честно стремится к собственному заработку и самодостаточности. В хадисе от Хакима ибн Хизама сказано: «Кто воздерживается от просьбы [оказываясь в затруднительной ситуации], тому сам Аллах непременно поможет сохранить безупречность [если человек приложит все свои силы и навыки на самостоятельное решение проблемы, не прибегая к просьбам о помощи]. А кто сможет обойтись без чужой помощи [все в собственной жизни в плане материального достатка выстроит так, что] (не будет нуждаться в посторонней людской помощи), того Аллах непременно сделает богатым (обогатит; избавит от необходимости просить у кого-то) [сам Господь миров будет помогать таким сильным и целеустремленным вставать на ноги и становиться очень богатыми]» (Бухари).
Целомудрие является причиной, по которой Всевышний делает одних наследниками Фирдауса, укрывает их в тени в день, когда не будет другой тени. Это причина стабильности в обществе, предотвращение его деморализации, распада, распространения болезней тел и сердец. Но сохранять его не значит лишать себя радостей жизни, а значит лишь что для достижения этих радостей нужно выбирать безопасные, здоровые и одобренные Всевышним способы.
Новое в блогах
Целомудрие верующих
В то время как Ислам не приветствует отказ от дозволенного, он также предупреждает верующих о недопустимости преступать границы, установленные Аллахом. Так, Ислам категорически запрещает прелюбодеяние. В Коране говорится: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога!» (17:32)
Одна из важнейших задач этики сексуальных отношений в Исламе – это помочь мужчине или женщине сохранить целомудрие. С этой целью установлены определенные правила, которых должны придерживаться в одежде каждый мусульманин и мусульманка.
В Коране есть аят, имеющий такой смысл: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние богобоязненности – лучше. Это – из знамений Аллаха, может быть, вы помяните назидание!» (7:26).
Таким образом, самая лучшая защита верующего от мерзости – одеяние богобоязненности. Именно оно в первую очередь позволяет ему или ей хранить целомудрие, несмотря на то, что в современном обществе девственники и девственницы считаются чем-то вроде отклонения от нормы, в то время как самые извращенные виды сексуальных отношений становятся все более приемлемыми.
Не стоит подстраиваться под «стандарты общества» ценой отказа от предписаний своей веры. Ведь в Коране говорится: «Это только сатана, который делает страшными своих близких. Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы – верующие!» (3:175).
Любой мусульманин и любая мусульманка должны руководствоваться примерами, приведенными в благородном Коране. Одним из таких примеров является Марйам, мать Исы (Иисуса), мир им, которой посвящена отдельная сура (сура 19). О ней упоминается и в других аятах, например: «И ту, которая сохранила свою скромность. И Мы вдохнули в нее от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров» (21:91).
Коран содержит подобные примеры и для мужчин. В нем приводится рассказ про Йусуфа (мир ему): «И совращала его та, в доме которой он был, и заперла двери и сказала: «Поди сюда». Сказал он: «Упаси Аллах! Ведь Господь мой прекрасным сделал мое пребывание. Поистине, не будут счастливы неправедные!» (12:23).
В целом, Коран предписывает «потуплять свои взоры и беречь свои органы» как верующим мужчинам, так и верующим женщинам (24:30–31).
Семья в Исламе должна иметь в том числе и материальную основу: «И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности для вступления в брак, пока не обогатит их Аллах Своей щедростью» (24:33). Это может привести к возникновению трудностей в половой сфере у юношей, не готовых к женитьбе из-за отсутствия средств.
Лучшим средством в таких случаях является пост, о чем говорится в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Сообщается, что Абдулла (да будет доволен им Аллах) передал: «[Однажды, когда] мы были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Пусть женится тот, кто может [жениться], поскольку это в наилучшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него [будет подобен] холощению» (Бухари).
Да, одним из предписаний, которым следует руководствоваться при выборе будущей супруги, является девственность. Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, если бы ты нашел на пастбище место, где до тебя уже кто-то побывал, и место, куда никто не доходил, где бы ты пас своего верблюда?» Он ответил: «Там, где еще никто не был». Тогда Аиша сказала: «Я – та женщина, которую никто не тронул» (Бухари).
Впрочем, это отнюдь не означает, что нельзя вступить в брак с женщиной, которая была ранее замужем. Все жены самого Посланника (да благословит его Аллах), кроме Аишы, состояли в браке до того, как стали его супругами.
Девственницы обладают особым достоинством, о чем упоминается в Коране: «Может быть, его Господь, если он даст вам развод, заменит ему женами лучшими, чем вы, – предавшимися, верующими, благочестивыми, обращающимися, поклоняющимися, паломничающими, вдовами и девушками» (66:5).
Рай описывается в Коране так: «Мы ведь создали их творением и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами, – для владык правой стороны» (56:35–38); «Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:56).
При этом, как уже говорилось, обязанность хранить свое целомудрие лежит не только на женщинах, но и на мужчинах. В иудейской и христианской традиции существовал несправедливый подход: от девушки или ее родителей требовали непременного предоставления доказательств ее непорочности.
Во Второзаконии говорится: «Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «Я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жены сему человеку, и ныне он возненавидел ее, и вот он возводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей.
И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа, и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени, и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя» (Второзаконие, 22:13–21).
Вместе с тем, как показывают медицинские исследования, при дефлорации не всегда выделяется кровь. Это может быть связано с анатомическими особенностями девственной плевы. Кроме того, плева может быть повреждена или растянута в результате некоторых видов спортивных занятий (например, езды на велосипеде или верхом на лошади). Существуют также некоторые, хотя и редкие случаи, когда девочка рождается вообще без девственной плевы.
Некоторые ученые утверждают, что все перечисленное встречается не очень часто. Но даже если это и так, какое унижение может испытать невиновная девушка, обвиненная в совершении прелюбодеяния! В некоторых случаях спор может разрешить медицинский осмотр жены, подтверждающий наличие у нее девственной плевы.
Существует также принятая в некоторых странах практика, когда невеста предъявляет жениху своего рода «сертификат» – справку от гинеколога. Однако многие мусульманки справедливо считают такую процедуру унизительной. Наилучшим выходом является проявление богобоязненности и доверия друг к другу.
Требования, аналогичного высказанному во Второзаконии, нет ни в Коране, ни в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Более того, принятая в некоторых регионах практика вывешивания простыней после первой брачной ночи на всеобщее обозрение осуждается Шариатом. Это является неприемлемым древним пережитком, который должен быть искоренен.
Мужу следует помнить о том, что дефлорация является достаточно болезненной процедурой. После брачной ночи следует сделать перерыв перед последующими половыми сношениями, чтобы эта боль не повторилась снова. В противном случае неудачный сексуальный опыт может создать эмоциональные и физиологические проблемы у женщины в будущем.
Целомудрие
С именем Аллаха, благословения и приветствия Посланнику Аллаха, а затем…
«يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ، مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمُ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ، وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ، وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ»
«О собрание юношей! Кто может из вас жениться, пусть женится, а кто не может, то на нём пост, потому что пост опускает взор и оберегает половой орган».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«وَ لَا كَذَلِكَ النَّاسُ يَرْضَوْنَهُ لِأَخَوَاتِهِمْ.» — «То же самое и другие люди – не желают этого своим сёстрам». Он сказал: «أَتَرْضَاهُ لِعَمَّتِكَ؟» — «Желал бы ты этого для твоей тёти по отцу?»
أَتَرْضَاهُ لِأُخْتِكَ؟» — «Желал бы ты этого для твоей сестры?», «أَتَرْضَاهُ لِعَمَّتِكَ؟» — «Желал бы ты этого для твоей тёти по отцу?»
Юноша отвечал: «لَا يَا رَسُولَ اللَّهِ! وَ الَّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقِّ!» — «Нет! О, Посланник Аллаха! Клянусь тем, кто отправил тебя с истиной!» Пророк сказал: «وَ لَا كَذَلِكَ النَّاسُ يَرْضَوْنَهُ لِعَمَّاتِهِمْ» — «То же самое и другие люди – не желают этого своим тётям по отцу». Посланник Аллаха спросил его:«أَتَرْضَاهُ لِخَالَتِكَ؟» — «Желал бы ты этого для твоей тёти по матери?»
Он ответил: «لَا يَا رَسُولَ اللَّهِ!» — «Нет! О, Посланник Аллаха!»
Он сказал: «وَ لَا كَذَلِكَ النَّاسُ يَرْضَوْنَهُ لِخَالَاتِهِم» — «То же самое и другие люди – не желают этого своим тётям по матери».
«يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ، مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمُ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ، وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ، وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ وَ هُوَ لَهُ وِجَاءٌ»
«О собрание юношей! Кто может из вас жениться, тот пусть женится, а кто не может, то на нём пост, потому что пост опускает взор и оберегает половой орган, и он для него оскопление», то есть уничтожает и успокаивает страсть.
Да благословит Аллах господина нашего Мухаммада, его семейство и его общину.
Профессор, Ибрахим Салах Аль-Худхуд — экс-ректор универститета Аль-Азхар, член Центра исламских исследований, профессор университета Аль-Азхар