Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса

Что означает целенаправленность воспитательного процесса Что означает целенаправленность воспитательного процесса Что означает целенаправленность воспитательного процесса Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Процесс воспитания должен носить целенаправленный характер (цель определяет направленность и содержание деятельности педагога). Данный принцип направлен против стихийности в процессе воспитания, он связывает начало этого процесса с его результатом. Целенаправленность помогает педагогу и другим организаторам воспитания видеть ясную перспективу в своей работе.

Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей

Если проанализировать те ценности, которые значимы для всего человечества, то станет очевидным, что они также важны и для конкретных народов любой страны. Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание воспитательного процесса высокий нравственный смысл: правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.

Гармонизация личных и общественных интересов

Если за основу воспитания взять принцип гармонизации личных и общественных интересов, то оно будет влиять на формирование обучаемых, заботящихся об отечестве, в котором они живут, и одновременно проявляющих внимание к себе и другим людям, разумно сочетая свои интересы с интересами своей страны, общества.

Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества

Этот принцип предполагает, чтобы воспитание своим содержанием было сориентировано на современную социально-политическую действительность. Это значит, что в воспитательном процессе необходимо учитывать те события, факты общественной значимости, которые происходят в реальной жизни, не отгораживаться от острых и сложных событий или процессов, обсуждать их с обучаемыми, вместе вырабатывать свое отношение к ним, правильное восприятие и понимание.

Источник

Целенаправленность и двусторонность в воспитательном процессе

В педагогике отдельное место занимает воспитательный процесс. Это понятие принято рассматривать как самостоятельное, поскольку оно имеет собственные характеристики, черты, отличия и не связано с процессом обучения или развития. В педагогике данный раздел носит название – теория воспитания. Кроме того, если в процессе обучения задействованы учитель и учащиеся, то ключевыми фигурами воспитательного процесса являются воспитатель и воспитанники.

Воспитательный процесс – это целенаправленное формирование личности, под влиянием педагогических воздействий, направленных на достижение цели воспитания.

Один из важнейших компонентов воспитания – целенаправленность. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс без установленной цели становится бессистемным, обусловленным сложившейся ситуацией. Цель воспитания отражает непосредственно модель личности воспитанника, на которую и ориентируется весь процесс воспитания.

Цели воспитания всегда носили специфический характер, зависимо от исторического периода и конкретного государства. Они также обусловлены степенью развитости цивилизации, общественным, социально-экономическим укладом, культурой и традициями. Цель воспитания неизменно сопоставляется с системой общепринятых ценностей в конкретном обществе.

Педагогическое воспитание является той самой силой, регулирующей воспитательный процесс между воспитанниками и воспитателем, которые обозначены в нем как участники или субъекты. Это взаимодействие определяет еще одну особенность воспитания – двусторонность. Как становится понятно из трактовки: процесс воспитания – это субъект-субъектный процесс. Таким образом предполагается отрицание воздействия воспитателя на личность ребенка, но полностью поддерживается принцип общего взаимодействия, а также сопровождение, поддержка и самостоятельная активность воспитанников. Из этого следует, что воспитательный процесс оказывает влияние, как на ребенка, так и на педагога.

Многофакторность

Процесс воспитания является комплексным инструментом. Где многофакторность – это воздействие объективных и субъективных составляющих.

Из чего следует, что действия педагога регулируются не только объективными закономерностями, но и навыками, в которых выражается личность, индивидуальные особенности педагога, характер его взаимоотношений с учениками и воспитанниками.

Факторами такого влияния на процесс воспитания могут быть:

Все эти элементы оказывают определенное воздействие на формирование личности. Некоторые предусматриваются, некоторые – принимаются во внимание, и только определенные создают базис для воспитательной работы. Некоторые факторы требуют периодической корректировки, а другие – регулируют содержательность и методику воспитания.

Отдаленность и неопределенность результатов

В качестве основной сложности воспитательной работы во все времена являлась проблематичность определения положительной динамики. Если в процессе обучения, результат воздействий педагога можно проверить практическим методом, то в процессе воспитания критериями оценки служит только реакция воспитанника на те, или иные жизненные ситуации, что, как правило, сопряжено с длительным периодом формирования ключевых параметров личности.

Поскольку в процессе воспитания присутствует множество факторов, оказывающих влияние на формирование личности, то воспитанник накапливает и положительный, и отрицательный опыт. Правильное воспитание направлено на ликвидацию подобного негатива, но не всегда имеет ощутимую динамику, поскольку носит изменчивый характер.

Воспитательному процессу также присуща вариативность и неопределенность результатов воспитания. Это выражается тенденцией изменения результатов воспитания, при использовании одних и тех же действий в конкретных условиях. Подобный факт обусловлен личностными качествами воспитанников и их отношением к процессу в целом. На ход воспитательного процесса огромное влияние оказывает профессионализм воспитателя и его умение находить общий язык с воспитанниками.

Такие черты, как отдаленность и неопределенность результатов крайне характерны для процесса воспитания. Никогда нельзя с уверенностью сказать, какие именно, даже самые незначительные, действия, и в каком ключе, проявятся в характере воспитанника, его мотивации, отношении и ценностных ориентациях. Однако, всегда важно помнить, что существуют установленные законы воспитания, используя которые, воспитатель может сгладить результат.

Длительность и непрерывность

Воспитательный процесс продолжается всю жизнь, в чем и выражается его длительность. Значительный отпечаток на становление личности оказывает школа, поскольку нервная система в юном возрасте имеет более гибкую и пластичную структуру в отличие от взрослого человека. Но, даже если учитывать все возможные факторы, безукоризненно организовывать воспитательный процесс, не стоит надеяться на получение быстрого положительного результата

Длительность воспитательного процесса обусловлена постоянным изменением факторов влияния на личность. Так на протяжении всей жизни влияние на становление неизбежно оказывает:

Длительность процесса также выражается в постепенном формировании реакций. Это эффект долгой воспитательной работы и самовоспитания личности. Так, например, не представляется возможным за одно занятие воспитать у человека любовь к Родине или окружающей среде.

Непрерывность воспитательного процесса также является его ключевой особенностью. Проявляется этот фактор в систематическом и постоянном взаимодействии воспитателя и воспитанников. Если процесс проходит хаотично, без выраженной систематичности, педагогу придется начинать сначала, вместо закрепления и углубления в полученные знания.

Процесс воспитания динамичен, обладает собственными законами и спецификой, ориентированной на определенные жизненные этапы. Поскольку под воздействием социума, окружающей среды, происходящих событий, система мира постоянно видоизменяется, это вызывает у личности потребность в улучшении собственных качеств и формировании новых. Очевидным фактом становится и то, что с возрастом, процесс самовоспитания вытесняет воспитание как таковое.

Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Целенаправленность и двусторонность

Источник

Консультация для родителей «Целенаправленный воспитательный процесс, его суть и функции»

Дошкольное воспитание и обучение играет решающую роль в развитии детской личности – об этом говорит педагогика и возрастная психология. Общеизвестно, что благоприятные условия окружающей среды способствуют личностному развитию ребенка, а вот нехватка общения со взрослыми и сверстниками, недостаток активности и положительных впечатлений останавливает ребенка на пути развития его личности. Поэтому всем участникам педагогического процесса необходимо знать закономерности психического развития ребенка, ведь процесс становления детской личности является сложным и многогранным.

С одной стороны, успешное психическое развитие личности требует наличия естественных органических (биологических) предпосылок, которые формируются в процессе жизнедеятельности. С другой стороны, личностное развитие ребенка предполагает необходимые социальные условия жизни, которые делают возможным усвоение способов познания и преобразования действительности. Это становится возможным только под влиянием соответствующего воспитания и обучения со стороны взрослых, что выражается в целенаправленном педагогическом процессе. Рассмотрим его составные части.

Во-первых, целенаправленный педагогический процесс выражается в физическом воспитании дошкольника, ведь именно физическое здоровье ребенка во многом определяет его психическое состояние и в известном смысле является его базой. Малоподвижность детей снижает тонус нервной системы и угнетает психическую активность. Дети, которые с трудом участвуют в подвижных играх, не успевают за сверстниками, могут терять чувство уверенности в своих силах и оттого унывать. Поэтому нам необходимо последовательно формировать у детей любовь к активному образу жизни и спорту, развивать мелкую моторику и самим являться примером в приверженности здоровому образу жизни.

Во-вторых, целенаправленный педагогический процесс предполагает развитие познавательной сферы детей. Умственное воспитание обеспечивает не только усвоение дошкольником суммы знаний и умений, но также формирует у него интерес к познанию окружающего мира. По причине того, что ребенок начинает усваивать информацию очень рано, нужно вовремя разработать и поставить перед ним разнообразные дидактические задачи. Например, такими целями могут быть изучение отношений между вещами, воздействий одного предмета на другой, обобщение представлений. От эмоционального отношения ребенка к обучающей ситуации зависит эффективность процесса обучения. Поэтому важно то, как он переживает свои успехи и неудачи. Если в период дошкольного детства у ребенка происходит формирование познавательного интереса, то ему гораздо легче будет готовиться к переходу в школу. Известно, что для успешного обучения нужно не только иметь соответствующее интеллектуальное развитие, но и положительное эмоциональное отношение к обучению, любознательность и интерес.

В-третьих, нужно помнить о художественном воспитании, которое выражается в развитии у ребенка любви к разным видам творчества и соответствующих умений. Приобщение детей к миру музыки, рисования, художественного слова возможно уже на этапе дошкольного обучения. Опираясь на особенности эмоциональной сферы детей, следует формировать их чувствительность к воздействию разных видов искусства. Известно, что когда дети слушают и рассказывают сказки, стихи, поют песни – они испытывают эмоциональные переживания, которые по-разному выражаются и могут длиться дольше или меньше. От того, какие образы возникают в сознании ребенка в результате воздействия искусства, какое отношение у него к персонажам сказок и рассказов, во многом зависит его поведение и понимание морали и нравственности. Ребенок учится на примере, и художественный образ является для него мощным объектом для подражания, поэтому важно, чтобы он мог верно оценивать поведение художественных героев. Для этого может быть полезным его участие в непосредственной исполнительской деятельности, например, в театрализованных представлениях, которые можно проводить как в условиях детского сада, так и дома.

В – четвертых, целенаправленный педагогический процесс включает в себя нравственное воспитание, которое предполагает конкретное направление процессов становления детской личности. Нравственные качества ребенка будут зависеть от того, как к нему относятся окружающие взрослые, и какой стиль воспитания преобладает в семье. Иногда родители могут излишне баловать ребенка, не приучая его к домашним обязанностям, что приводит к формированию у него эгоистических наклонностей. В других случаях взрослые могут подавлять и угнетать развитие детской личности путем грубости и несправедливых замечаний, что приводит к психологическому барьеру между ними. Только лишь знаний о том, что такое «плохо и хорошо» недостаточно. Если нет применения усваиваемых норм, то в этом случае может возникнуть ситуация, когда дети, зная правила поведения в обществе и дома, все же их регулярно нарушают. Поэтому нужно, чтобы нравственные убеждения ребенка превращались в движущую силу его поведения, что приведет его к положительному эмоциональному отношению к своим обязанностям. Такой ребенок знает, что нужно помогать окружающим и сам активно это делает, он понимает, что быть грубым – плохо, и сам восстает против грубости других детей, умеет сочувствовать и находить решение в конфликтах со сверстниками. Нельзя забывать и о трудовом воспитании детей, в ходе которого они знакомятся с трудом окружающих людей и сами приобщаются к трудовой деятельности в самообслуживании, работе по дому и на участке детского сада. Важно, чтобы практическое занятие не служило самоцелью, а способствовало формированию у ребенка трудолюбия и уважения к труду. Для этого нужно учить детей радоваться проделанной работе и видеть результат своих стараний, поддерживая старание ребенка.

Итак, для гармоничного развития детской личности в рамках целенаправленного педагогического процесса, необходимо органично связать физическое, умственное, эстетическое и морально-нравственное воспитание. Тогда у дошкольников будут закладываться основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и принципа единства слова и дела. Будем помнить, что понимание нравственных принципов и навыки учебной деятельности не даются ребенку от рождения (хотя опираются на биологические основы его личности) но развиваются у него под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Источник

Целенаправленность и двусторонность в воспитательном процессе

Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Воспитание занимает отдельное место в педагогике. Это понятие обычно рассматривается отдельно от процесса развития и обучения, так как оно обладает своими особенными характеристиками, свойствами и уникальными отличиями и является вполне самостоятельным процессом. В педагогике этот раздел обучения выделен в отдельную теорию воспитания. Субъектами данного процесса есть воспитанники и воспитатели.

Самой важной составляющей данного процесса есть его целенаправленность, так как без цели он теряет смысл и становится бессистемным, опираясь на сложившуюся ситуацию. Целью воспитания является идеал личности воспитанника, к которой стремится воспитатель.

В зависимости от исторической эпохи и определенного государства, цели воспитания всегда были специфическими. Они обуславливались уровнем развития цивилизации, общественным строем, уровнем развития культуры и прочими условиями. Цели воспитания при этом всегда основывались на системе общепринятых общественных ценностей.

Данное взаимодействие определяет двусторонность этого процесса. То есть принцип воспитания не должен быть просто воздействием педагогом на воспитанника, он должен сопровождаться взаимодействием, поддержкой и сопровождением самостоятельности и активности ребенка. То есть, процесс воспитания влияет в полной мере на воспитанника и на воспитателя.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Многофакторность процесса воспитания

Воспитательный процесс является комплексным инструментом, которому присуща многофакторность взаимодействия объективных и субъективных элементов. Это означает, что действия воспитателя основаны как на объективных принципах, так и на субъективных особенностях воспитанника и воспитателя, выражающих их индивидуальность и атмосферу взаимоотношений между ними.

Факторы воспитательного процесса включают:

Все вышеперечисленные факторы определенно влияют на процесс формирования и развития личности. Они являются базой в воспитательной работе, некоторые из них нуждаются в корректировке, другие же определяют методику и сущность всего процесса воспитания.

Отдаленность и неопределенность результатов

Во все времена главной сложностью процесса воспитания была проблематичность установления позитивной динамики. Если результат учебного процесса всегда можно определить практическими заданиями, то в воспитательном процессе оценивается поведение воспитанника в той или иной жизненной ситуации, которая может возникнуть спустя долгое время, в неопределенный период.

Так как в воспитательном процессе участвуют много влияющих на развитие личности факторов, ребенок накапливает и позитивный, и негативный опыт. Хорошее воспитание подразумевает исключение негативного опыта, но это сложный и не всегда результативный процесс.

Воспитательному процессу свойственна вариативность и неопределенность результатов. Это выражено в тенденции к переменчивости результатов воспитания в различных ситуациях. Данное свойство обуславливается различием в качествах личностей воспитанников и их отношении к воспитательному процессу. Безусловно, на этот процесс значительное влияние имеет профессиональный уровень воспитателя, и его умение найти точки соприкосновения с воспитанниками.

Также процессу воспитания присуща черта отдаленности результатов. Невозможно с уверенностью прогнозировать, как воспитанник поведет себя в жизненной ситуации, как проявятся его характерные черты. Но в любой ситуации воспитатель способен снивелировать результаты, используя установленные закономерности воспитания.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Длительность и непрерывность воспитательного процесса

Воспитательный процесс начинается при рождении и длится всю сознательную жизнь, что определяет его длительность. Важное воздействие на процесс развития личности производит школьное воспитание, в этом возрасте нервная система детей наиболее гибкая. Однако, даже используя все факторы, очень сложно организовать идеальный воспитательный процесс и получить быстрый результат.

Для воспитательного процесса характерна постоянная переменчивость факторов влияния. На разных этапах жизни человека данные факторы меняются, но обычно это стандартный набор факторов, которые в определенном возрасте влияют на личность:

Длительность процесса воспитания выражена постепенностью формирования реакций. Это является результатом длительного воспитательного воздействия и самовоспитания личности. Например, невозможно за один урок привить человеку патриотизм или любовь к природе. Это постепенный длительный процесс.

В целом воспитательный процесс является динамичным, обладает специфическими закономерностями, которые зависят от этапов воспитания. Так как мир постоянно изменяется под влияние социальной среды и происходящих событий, человек постоянно требует улучшения собственных личностных качеств и развития новых. Чем старше человек становится, тем больше процесс его воспитания приобретает форму самовоспитания.

Таким образом, мы определили и рассмотрели основные особенности воспитательного процесса: целенаправленность, двусторонность, вариативность, комплексность, длительность и непрерывность.

Источник

Основные вопросы. 1. Что такое «воспитательный процесс»?

Что означает целенаправленность воспитательного процесса Что означает целенаправленность воспитательного процесса Что означает целенаправленность воспитательного процесса Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Что означает целенаправленность воспитательного процесса

Что означает целенаправленность воспитательного процесса

1. Что такое «воспитательный процесс»?

2. Что означает целенаправленность воспитательного процесса?

3. Какие существуют виды воспитания?

4. Что обуславливает сложность воспитательного процесса?

5. Почему воспитательный процесс отличается длительностью?

6. Что означает непрерывность воспитательного процесса?

7. Что является движущими силами воспитательного процесса?

8. Какие противоречия относятся к «внешним» и «внутренним»?

9. Охарактеризуйте общие закономерности воспитательного процесса.

10. Что такое содержание воспитательного процесса?

Темы докладов и рефератов

1. Воспитание – процесс двусторонний.

2. Перевоспитание и самовоспитание.

3. Диагностика воспитанности.

Литература по теме

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 2000.

2. Козлова Г.Н. Воспитание в отечественной общеобразовательной средней школе: цели, сфера действия, результаты. – Н.Новгород, 1999. – 294с.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2002. – 320 с.

4. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. / С.А.Пуйман. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 256с.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 576с.

7. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 1998.

8. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – 280с.

Яковлева Н.Н. Воспитательная работа в школе. – Мн.: НИО, 1997. – 80с.

Тема семинарского занятия:

«Формирование базовой культуры личности

В целостном педагогическом процессе»

Семинарское занятие рассчитано на 2 часа

Цель занятия: выявить и систематизировать знания студентов по данной теме; способствовать развитию логического мышления; развивать умение сопоставлять факты и события.

Основные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «базовая культура личности».

2. Каковы основные задачи формирования базовой культуры личности?

3. Раскройте место и роль гражданского воспитания молодежи в формировании базовой культуры личности.

4. В чем вы видите причины нравственной запущенности детей? Приведите примеры преодоления этих причин.

5. В чем состоит сущность эстетической культуры учащихся?

6. Раскройте систему работы учреждений дополнительного образования по формированию эстетической культуры учащихс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *