Что означает транспортная революция

Революция на транспорте

Что означает транспортная революция Что означает транспортная революция Что означает транспортная революция Что означает транспортная революция

Что означает транспортная революция

Что означает транспортная революция

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812–1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования, связывавшей Дарлингтон с Стоктоном, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось масштабное строительство железных дорог.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, что потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что ее стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750х годах сын Дарби построил еще несколько домен, и к этому времени его изделия были еще и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и русского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1864 г. французский артиллерист Пьер Мартен разработал способ получения литой стали в плазменной регенеративной печи. Полученные в мартеновских печах болванки прокатывались затем в листы и профильные полосы. Этот способ обеспечил промышленность недорогим строительным материалом, более прочным, чем железо.

Еще одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Светильный газ – смесь водорода (50 %), метана (34 %), окиси углерода (угарный газ – 8 %) и других горючих газов, получаемая при пиролизе каменного угля или нефти. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812–1820 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах. Ранее заводы освещались дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности.

Важнейшим социально-политическим событием, наложившим печать на общественную и на интеллектуальную жизнь Европы первой половины XIX в., была Великая Французская буржуазная революция 1789 г. Она послужила мощным толчком для философского естественнонаучного мышления XIX в. Во время революции в 1794 г. были организованы высшие учебные заведения нового типа – Политехническая и Нормальная школы. Средневековые университеты в ходе промышленной революции изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии. Во Франции, да и в других странах, важную роль в подготовке ученых в XVIII в. играли военные, военно-инженерные, морские школы, математические программы которых нередко превосходили по содержанию и объему университетские курсы.

Что касается развития науки в XVIII веке, то надо отметить, что ее достижения практически не находили приложения в бурно развивающемся машиностроении, не говоря уже о других отраслей промышленности. Это объясняется тем, что громоздкие и тихоходные машины не нуждались пока еще в проведении расчетов на прочность. Развитие физики также пока еще не имеет связи с производством, а такие науки как теплотехника, электромагнитная теория и др. находятся еще в зачаточном состоянии и не могут помочь развитию машиностроения. Из наук в этот период развиваются, прежде всего, механика и математика, к концу его появляется химия, электромагнетизм и др.

Источник

Революция на транспорте и образование мирового хозяйства

Что означает транспортная революция

Что означает транспортная революция

Открытие железнодорожного сообщения

Великой транспортной дер­жавой стали США: длина американских железных дорог достигала 38% общей протяженности всемирной сети. В отличие от Европы, где железные дороги соединяли уже сложившиеся экономические районы в единый хозяйственный организм, и Британской Индии, где железнодорожное строитель­ство имело целью установление политического контроля над территорией, в Новом Свете стояла иная задача — освоение земель. Эта цель была достигнута к концу ХIХ столетия в результате прокладки трансконтинентальных магистралей от Нью-Йорка до Чикаго и Сан-Франциско (1869 г.),а также на Лос-Анджелес и Сиэтл (1883 г.).
Крупнейшими железнодорожными державами Старого Света стали Россия и Германия. В 1913 г. в частных руках находилось 70% общей протяженности железнодорожной сети мира и только 30% принадлежало государствам.
Железные дороги разрывали обособленность отдельных районов внутри каждой страны, втягивали их в международный товарооборот. Для вывоза сельскохозяйственной продукции из Уганды огромное значение имела построенная в 1902 г.железная дорога от оз. Виктория к Индийскому океану, до порта Момбаса. В Латин­ской Америке сложилась конфигурация железнодорожной сети с типичными дорогами проникновения, которые вели от морских портов к районам плантаций и рудников. В России с ростом протяженности железных дорог была тесно увязана динамика хлебного экспорта, а рисунок железнодорожной сети свидетельствовал об особой роли внешней торговли в экономике, продиктованной необходимостью оплаты огромных внешних долгов посредством вывоза товаров. В интересах экспорта железные дороги были протянуты в двух главных направлениях — к Балтийскому и Черному морям, а остальная часть сети служила питательными ветвями. Железные дороги способ­ствовали объединению экономической и культурной жизни как отдельных районов, так и целых стран, удаленных друг от друга на многие тысячи километров.
С ростом сети железных дорог большое развитие получил и морской транспорт. На протяжении сотен и тысяч лет человеческой истории морская торговля осуществлялась на парусных судах, подверженных капризам ветра и морских течений, и лишь во второй половине ХIХ в. произошел переворот — на смену парусникам пришли пароходы. Истинная эра океанского пароходства наступает с началом широкого использования паровых машин, внедрением более эффективного гребного винта, вытеснившего гребное колесо, с открытием Суэцкого канала (1869 г.) и со строительством стальных судов (1880-е гг.), более легких, прочных и крупных, способных перевозить больше грузов.
Открытие Суэцкого канала, сократившего протяженность пути от Лондона до Бомбея на 41%, до Сингапура — на 29 и до Гонконга — на 26%, значительно ускорило переход на паровые суда на восточном направлении по двум причинам. Во-первых, парусники при проводке через канал приходилось буксировать добрую сотню миль, что создавало большие неудобства и повышало издержки (некоторые источники отмечают, что канал был для них попросту недоступен). Во-вторых, этот маршрут на всем своем протяжении был оснащен удобно расположенными угольными станциями (в Гибралтаре, на Мальте, в Порт-Саиде и т.д.), что давало пароходам дополнительные конкурентные преимущества.
Индустриализация морского транспорта развивалась значительно медленнее, чем наземного. В отличие от железных дорог, паровые суда не давали немедленного и радикального сокращения транспортных расходов, а парусное судоходство находилось в зените славы. Конкуренция американских и европейских судоходных компаний привела к значительному снижению тарифов 3 на перевозку грузов по основным направлениям. Пароходы быстро освоили прибрежную торговлю, а на океанских линиях долгое время царило двоевластие: пароходы перевозили пассажиров, почту и товары с высокой удельной стоимостью, а парусные суда — массовые грузы. Так, например, в направлении из Калькутты в Великобританию в 1874 г. на долю пароходов приходилось 90% перевозок чая, имбиря и мака, но лишь 40% перевозок джута и ⅓ — риса.
Только в 70-е и 80-е годы ХIХ в. в полной мере выявляются конкурентные преимущест­ва паровых судов в скорости, грузоподъемности, себестоимости перевозок. Удешевление перевозок способствовало обособлению пунктов производства от пунктов потребления, мест добычи сырья от мест производства фабрикатов.

Что означает транспортная революция

Паровая «Ракета» Георга Стефенсона.К 175-летию появления первой железной дороги в мире. В 1825 г. между городами Стоктон и Дарлингтон (Англия) прошел первый грузопассажирский поезд, локомотив для которого изобрел и построил Георг Стефенсон. Несколько тысяч людей пришли посмотреть на эту церемонию. Поезд состоял из шести вагонов, груженных углем и мукой, а 24 тележки имели скамейки для смельчаков, которые отважились на нем проехать.

Что означает транспортная революция

К 20-летию открытия Суэцкого канала. Сувенирная коробка, выпущенная в Австрии в 1889 г.

Устойчивый характер мировых хозяйственных связей, потребности в ритмичных, регулярных поставках грузов положили конец эпохе вольного судоходства, господству трамповых 5 судов. Начинает бурно развиваться линейное 6 судоходство. Снижение транспорт­ных издержек привело к росту международной торговли, в первую очередь — тяжелыми громоздкими товарами. Если прежде главными объектами внешней торговли служили товары, обладавшие высокой удельной стоимостью, то теперь в международный оборот стали активно вовлекаться разнообразные массовые товары — уголь, кокс, лесоматериа­лы, зерно, руды и т.д.
Неудивительно, что для людей того времени совершенно изменился лик Земли, и эта эволюция оказала огромное влияние на восприятие мира, на экономические отношения и общественные связи между странами и народами.
В результате революции на транспорте расширились возможности международного товарообмена — произошло всеобщее сокращение расстояний, приближение стран друг к другу. Индустриализация перевозок привела и к географическому расширению мирового рынка. Железные дороги связали между собой внутриконтинентальные районы, соединив их с морскими портами. С развитием пароходства океаны превратились из фактора разобщения материков и стран в фактор их соединения. Так, стоимость перевозки тонны угля из Великобритании в Южную Америку через весь Атлантический океан стала равна стоимости его транспортировки по железной дороге из Йоркшира в Лондон. А доставка сыра за 22 тыс. километров, из Австралии в Ливерпуль, стала такой же по стоимости, как и его перевозка из Ливерпуля в Лондон, расстояние между которыми 370 км.
Колоссальный рост морского судоходства позволил соединить в единое целое хозяйства различных частей света, разделенных океанами. В прежние времена национальные рынки жили своей независимой жизнью и получали из-за границы лишь ограниченное количество товаров, а так как товары эти вследствие больших транспортных расходов были дороги и поэтому доступны только узкому кругу потребителей, то и международный обмен был неизбежно ограничен. Теперь же специализация производства в мировом масштабе впервые стала центральным элементом хозяйственной жизни в странах, участвующих в международной торговле. Чрезвычайные успехи в развитии путей сообщения разрушили замкнутый характер внутренних рынков, обеспечив сначала связь экономических районов в пределах государств, а затем и вовлечение хозяйств отдельных стран в мировое хозяйство. Понижение фрахтов и открывшаяся легкость сношений с другими странами привели к замене изолированных национальных рынков мировым рынком. С появлением железных дорог и паровых судов стало возможным продвижение товаров во все концы мира, земной шар преобразовался в единый производственный организм мирового хозяйства. Так, с 1850 г.по 1913 г. население Земли выросло лишь немногим более чем в 1,5 раза (с 1075 млндо 1652 млн), а протяженность всемирной сети железных дорог — почти в 30 раз (с 38 тыс. до 1 млн км), провозная способность мирового морского торгового флота — в 11—15 рази обороты международной торговли — в 10 раз (с 4 млрд долл. до 40 млрд долл.).
Томас Мальтус оказался первым, кто интуитивно ощутил наметившиеся в связи с промышленной революцией коренные сдвиги в воспроизводстве населения, и понял, что грядущее увеличение его по­требностей вместе с расширением запросов со стороны бурно развивающейся экономики приведут к вовлечению в эксплуатацию все новых объемов естественных ресурсов, запасы которых отнюдь не беспредельны (Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения, 1798 г.).Однако он не мог предвидеть столь сильных изменений на транспорте, который позволил решить проблему обеспечения ресурсами, вставшую перед молодым индустриальным обществом.
Возникновение мирового хозяйства и его последующее развитие неразрывно связаны с прогрессом средств транспорта и связи, который происходит неровно — рывками, скачками — и не всегда влечет за собой равноценный, а тем более опережающий рост внешнеэкономических связей. Революция на транспорте, служившая главной движущей силой феерического взлета мирохозяйственных связей и достигшая своей кульминации в последней четверти ХIХ в., завершилась — это стало очевидно вскоре по окончании Первой мировой войны. Конечно, усовершенствования в отраслях транспортной инфраструктуры будут и впредь содействовать развитию мировой экономики, однако они вряд ли смогут оказать столь сильное воздей­ствие на международное разделение труда, какое в начале ХХ в. оказало развертывание всемирной транспортной сети. Паровоз и пароход (вместе с электрическим телеграфом) явились теми ключевыми инновациями, которые создали мировое хозяйство, преобразовали мир в единый хозяйственный организм.

Что означает транспортная революция

Первый пароход проходит
через Суэцкий канал.
Египетская монета достоинством 10 пиастров. 1976 г.

Глобальные трансформации новейшего времени (рубежа второго и третьего тысячелетий) — глобализация, постиндустриализм, информационная революция — невольно заслонили собой цивилизационный сдвиг вековой давности, когда наступила новая эпоха в истории человечества, положившая конец разобщенности народов и обособленности очагов культурной жизни. В 1913 г. замечательный русский поэт и писатель Валерий Брюсов в очерке, озаглавленном «Новая эпоха во всемирной истории», писал: «Сцена всемирной истории расширилась до пределов всей Земли. Обособленные центры культуры соприкоснулись. Сибирская магистраль связала Европу с Дальним Востоком. Быстроходные пароходы сделали одно из Европы и Америки. Вся земля спаялась в единое целое. Стало невозможно жить обособленной жизнью. События, совершающиеся на одном конце Земли, невольно стали отражаться на другом. Товарообмен захватил все пять материков»

Литература
Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Н.Н. Баранский. Избранные труды. Становление советской экономической географии. — М., 1980.
Бернштейн-Коган С.В. Очерки географии транспорта. — М.–Л., 1930.
Брюсов В. Мировое состязание. Политические комментарии. 1902—1924. — М., 2003.
Витвер И.А. Историко-географическое введение в экономическую и политическую географию капиталистического мира // Ученые записки МГУ. Вып. 85. География. 1945.
Вышнепольский С.А. Мировой транспорт и мировое хозяйство. — М.–Л., 1929.
История ХIХ века / Под ред. Лависса и Рамбо, пер. с франц. Т. 8. Конец века, 1870—1900, — М., 1939.
Леви Г. Основы мирового хозяйства / Пер. с нем. — М., 1924.
Ситников Г.Г. География транспорта. — Л.–М., 1925.
Транспортная система мира / Под ред. С.С. Ушакова, Л.И. Василевского. — М., 1971.
Хачатуров Т.С. Размещение транспорта в капиталистических странах и в СССР. — М., 1939.

1 Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма: (Популярный очерк). — М.: Политиздат, 1989.
2 Кейнс Дж. М. Экономические последствия Версальского мирного договора / Пер. с англ. — М., 1922.
3 Тариф — фиксированная плата за пассажирский проезд или перевозку грузов, которую должен оплатить гражданин или организация перед началом перевозки. — Здесь и далее прим. ред.
4 Фрахт — обусловленная договором или законом плата за перевозку груза. Уплачивается перевозчику отправителем груза или его полномочным агентом.
5 Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов, составляют половину единиц мирового флота. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
6 Линейные суда курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.

Источник

Транспортная революция

Всемирная выставка 1851 г. продемонстрировала искусство и умение производителей. Об этом же свидетельствовала эволюция от стационарной к передвижной паровой машине и последующая железнодорожная революция. В 1825 г. были открыты Стоктонская и Дарлингтонская железные дороги; Ливерпульско-Манчестерская — в 1830 г. Локомотив, ходивший по Стоктонской и Дарлингтонской железной дороге, шел со скоростью 12-16 миль в час. В 1829 г., когда паровое сопло Голдсуорти Гурнея было поставлено на локомотив Джорджа Стивенсона, носивший гордое название «Ракета», скорость достигла 29 миль в час. За последующие два десятилетия сложилась национальная система, хотя она создавалась и управлялась конкурирующими компаниями. Железнодорожное сообщение из Лондона установилось с Саутгемптоном в 1840 г., Бристолем в 1841 г., Экзетером в 1844 г. (сократив время путешествия с 21 до 6 часов), Норвичем в 1845 г., Линкольном в 1846 г., Плимутом в 1847 г., Холихедом в 1850 г. (сократив время переезда с 40 до 9,5 часов), и Труро в 1859 г. К 1850 г. железнодорожная сеть покрыла почти всю страну, за исключением северной Шотландии, Корнуолла и большей части Уэльса. Впоследствии железные дороги охватили все Британские острова, значительно превзойдя по протяженности каналы. В 1911 г. в одном Девоне и Корнуолле было 130 станций. Каналы не сразу уступили железным дорогам первенство. Более дешевые расценки все еще делали их привлекательными в тех случаях, когда тяжелые товары не требовалось перемещать быстро. И все же, в конечном итоге, железные дороги обрекли каналы на жалкое прозябание.

Железные дороги перевозили грузы и людей по стране, наполняя ее новыми запахами и звуками, а также новыми конструкциями мостов, например, мост Брунеля через Тамар (1859 г.) и мост через Форт (1890 г.), виадуками и тоннелями, например, тоннель под Северном (1886 г.). Сеть пассажирских перевозок выросла с 60 миллионов миль в 1850 г. до 300 миллионов в 1870 г.

Производство и обеспечение поездов стало важной отраслью британской промышленности; в таких городах, как Крю, Донкастер, Суиндон и Волвертон создавались или расширялись большие мастерские. Даже города, не участвовавшие в железнодорожной промышленности, во многом от нее зависели. В Брайтоне и Гейтсхеде, например, железная дорога была главным работодателем. Вместе с экономическими моделями изменялась и природа сбыта. Небольшие рыночные центры пришли в упадок. Железные дороги конкурировали с каботажными перевозками, вытесняя их из жизненно важной сферы транспортировки угля с северо-востока в Лондон и Восточную Англию. Поезда использовались для доставки скоропортящихся товаров, таких как фрукты, цветы и молоко, в крупные города; ежегодно из Корнуолла доставлялось более 15 000 тонн брокколи; до Второй мировой войны специальный ежедневный поезд, оборудованный рефрижераторными установками, перевозил в Лондон тушки девонских кроликов. Железная дорога начиная с 1840-х гг. позволила пивоварам из Бертона-на-Тренте создать большую пивную империю. Путешествия на поезде также способствовали расширению и популяризации внутреннего туризма, в том числе и развитию приморских курортов, которые изменили облик британского побережья, такие как Ньюки, Ремсгейт, Борнмут, Хов, Истбурн, Маргейт, Саутенд, Ярмут, Скегнесс, Клиторпс, Бридлингтон, Скарборо, Моркамб и Блэкпул. Само строительство железных дорог, при котором большие бригады приезжих рабочих перемещались по сельской Британии, нарушало местные социальные модели и стереотипы. Перемены в транспортировке также произвели огромное культурное воздействие. Они повлекли за собой «стандартизацию» времени и необычайно повысили скорость передачи информации и распространение мод. «Местные» веяния вытеснялись модой метрополии.

Читайте также

Транспортная задача

Транспортная задача Пути сообщения были слабым местом российского хозяйства — и эта слабость была предопределена географическими факторами.Это в Англии нет даже такого понятия «удаленность от моря» — всё рядом с незамерзающими морскими водами. США сформировались на

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ Изменение тенденцииДоля зерновых в рационе питания европейцев как с точки зрения бюджета, так и с точки зрения обеспечения калориями и ее изменение в XIX–XX вв. рассматривается во множестве работ; по этому поводу существует большое количество статистических

6. Перманентная революция и мировая революция

6. Перманентная революция и мировая революция Ленин пошел, казалось, на немыслимое: в силу особой специфики развития России, движущей силой, руководителем революции он объявил пролетариат – «единственный до конца революционный класс». Саму революцию он объявил не

Транспортная повинность

Транспортная повинность По всей Беларуси обязанностью жителей являлась транспортная (подводная) повинность. Во время войны ее размеры выросли неимоверно. Подводы с извозчиками нужны были каждому проходившему через какой-либо уезд подразделению войск — для перевозки

Революция

Революция Надо мной склонилось толстое красное лицо со вздернутым носом. Лицо улыбалось, и это раздражало меня. Болела рана. Я лежала в минском госпитале, мне только что делали операцию. К пиэмии прибавилась тропическая лихорадка, которую я подхватила, работая на

Глава 10. Транспортная столица Сибири.

Глава 10. Транспортная столица Сибири. «Бесполезная перевозка сырья туда и обратно является одним из пунктов железнодорожного вопроса, на который слишком мало обращают внимания. Если бы подошли к вопросу с намерением освободить железные дороги от излишних грузовых

Глава 17 Монорельсовая транспортная система (ММТС)

Глава 17 Монорельсовая транспортная система (ММТС) Эта пока что единственная ветка тоже относится к ведению метрополитена. Она выстроена в Северо-Восточном административном округе, от станции метро Тимирязевская до ВДНХ и чуть далее – до улицы Сергея Эйзенштейна.

§ 1. Октябрьская революция – революция социалистическая

§ 1. Октябрьская революция – революция социалистическая Великая социалистическая революция в России в октябре 1917 г. положила начало мировой пролетарской революции. Она была направлена против буржуазии города и деревни. Основной, главной ее целью было свержение

Глава 23. Военно-транспортная авиация

Глава 23. Военно-транспортная авиация Как известно, германская военно-транспортная авиация располагала значительным количеством самолетов и планеров различной грузоподъемности и назначения. Знаменитый трехмоторный Ju 52 зарекомендовал себя как один из лучших

Революция

Революция 9 марта генерал тронулся в обратный путь — на фронт. Накануне финские газеты сообщали, что в столице начались беспорядки. Народ грабил продовольственные магазины и склады. В центре произошли вооруженные столкновения, погибли люди. На предприятиях начались

Транспортная система Сибири XIX века

Транспортная система Сибири XIX века Транспортная система региона рассматриваемого периода включала водный транспорт и сухопутные коммуникации. В 1838–1843 гг. по объемам перевозок гужевой транспорт превосходил в 3 раза водный. Несмотря на дешевизну перевозки, водный

Транспортная теорема Единство страны нужно поддерживать постоянным трудом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *