Что означает традиционный характер

Значение слова «традиционный»

Что означает традиционный характер. Смотреть фото Что означает традиционный характер. Смотреть картинку Что означает традиционный характер. Картинка про Что означает традиционный характер. Фото Что означает традиционный характер

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

традицио́нный

1. относящийся к традициям, являющийся традицией, основанный на традиции и закреплённый ею ◆ Он только что пришел и уже оделся в традиционный костюм датского принца ― черное трико, ботинки с пряжками и черный бархатный камзол с кружевным широким воротником. А. И. Куприн, «Полубог»

3. принятый по традиции, обычный, ставший непременным, обязательным ◆ Мне был чужд традиционный интеллигентский тип общественной мысли. Н. А. Бердяев, «Автобиография»

5. в медицине — использующий методы воздействия на механизмы самовосстановления и саморегуляции организма, основанные на древних традициях, проверенных многовековым опытом

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает традиционный характер. Смотреть фото Что означает традиционный характер. Смотреть картинку Что означает традиционный характер. Картинка про Что означает традиционный характер. Фото Что означает традиционный характерПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лавинообразный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ТРАДИЦИОННЫЙ

Смотреть что такое «ТРАДИЦИОННЫЙ» в других словарях:

традиционный — ая, ое. tradition f. <лат. traditio передача; повествование. 1. Установленный, закрепленный традицией, являющийся традицией. Традиционные взгляды. Традиционный обычай. БАС 1. Традиционная доктрина стала нуждаться в поддержке со стороны той… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТРАДИЦИОННЫЙ — (от сл. традиция). Условно принятый, по преданию, старинный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАДИЦИОННЫЙ от слова традиция. Касающийся предания, или основанный на нем. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

традиционный — общепринятый, обычный; освященный традицией, сакраментальный, укоренившийся, аллопатический, установленный, освященный обычаем, установившийся, устоявшийся, ставший традицией. Ant. нетрадиционный, непринятый, необычный Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

ТРАДИЦИОННЫЙ — ТРАДИЦИОННЫЙ, ая, ое; онен, онна. 1. Сохранившийся от старины, основанный на традиции (в 1 знач.). Т. обряд. Т. обычай. 2. Бывающий, существующий в силу традиции (во 2 знач.), установившегося обычая. Традиционные встречи выпускников. | сущ.… … Толковый словарь Ожегова

традиционный — стандартный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23] Тематики защита информации Синонимы стандартный EN conventional … Справочник технического переводчика

традиционный — прил., употр. сравн. часто Морфология: традиционен, традиционна, традиционно, традиционны; традиционнее; нар. традиционно 1. Традиционным называют то, что является привычным, устойчивым, сложившимся за долгий период времени. Традиционный обряд,… … Толковый словарь Дмитриева

Традиционный — I прил. 1. соотн. с сущ. традиции, связанный с ним 2. Основанный на традициях. 3. Происходящий в силу установившихся традиций, устраиваемый по заведенному обычаю. 4. Придерживающийся традиций, обычаев. 5. Лишённый оригинальности вследствие… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

традиционный — традиционный, традиционная, традиционное, традиционные, традиционного, традиционной, традиционного, традиционных, традиционному, традиционной, традиционному, традиционным, традиционный, традиционную, традиционное, традиционные, традиционного,… … Формы слов

Традиционный — … Википедия

традиционный — нетрадиционный … Словарь антонимов

Источник

традиционный

Традиционный обряд, обычай. | Традиционные взгляды, воззрения. | Традиционный образ жизни. | Традиционное английское чаепитие. |

Традиционно одеваться.

Традиционная проза. | Традиционный театр, джаз. | Остеопатия становится одним из направлений традиционной медицины.

Традиционный матч, кросс. | Традиционная ярмарка. | Традиционные встречи выпускников школы. | Традиционный праздник, парад. | Традиционный театральный фестиваль. | В одиннадцать часов вечера в саду устраивали традиционный фейерверк.

Традиционный перевод. | Образ дороги, традиционный для русской литературы. | В производстве часов использовались традиционные материалы — золото и платина.

Полезное

Смотреть что такое «традиционный» в других словарях:

ТРАДИЦИОННЫЙ — ТРАДИЦИОННЫЙ, традиционная, традиционное; традиционен, традиционна, традиционно. 1. прил. к традиция, основанный на традиции, предании, передающемся из старины. Традиционный обычай. Традиционный обряд. || Бывающий, устраиваемый, употребляемый в… … Толковый словарь Ушакова

традиционный — ая, ое. tradition f. <лат. traditio передача; повествование. 1. Установленный, закрепленный традицией, являющийся традицией. Традиционные взгляды. Традиционный обычай. БАС 1. Традиционная доктрина стала нуждаться в поддержке со стороны той… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТРАДИЦИОННЫЙ — (от сл. традиция). Условно принятый, по преданию, старинный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАДИЦИОННЫЙ от слова традиция. Касающийся предания, или основанный на нем. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

традиционный — общепринятый, обычный; освященный традицией, сакраментальный, укоренившийся, аллопатический, установленный, освященный обычаем, установившийся, устоявшийся, ставший традицией. Ant. нетрадиционный, непринятый, необычный Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

ТРАДИЦИОННЫЙ — ТРАДИЦИОННЫЙ, ая, ое; онен, онна. 1. Сохранившийся от старины, основанный на традиции (в 1 знач.). Т. обряд. Т. обычай. 2. Бывающий, существующий в силу традиции (во 2 знач.), установившегося обычая. Традиционные встречи выпускников. | сущ.… … Толковый словарь Ожегова

традиционный — стандартный — [http://www.rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23] Тематики защита информации Синонимы стандартный EN conventional … Справочник технического переводчика

Традиционный — I прил. 1. соотн. с сущ. традиции, связанный с ним 2. Основанный на традициях. 3. Происходящий в силу установившихся традиций, устраиваемый по заведенному обычаю. 4. Придерживающийся традиций, обычаев. 5. Лишённый оригинальности вследствие… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

традиционный — традиционный, традиционная, традиционное, традиционные, традиционного, традиционной, традиционного, традиционных, традиционному, традиционной, традиционному, традиционным, традиционный, традиционную, традиционное, традиционные, традиционного,… … Формы слов

Традиционный — … Википедия

традиционный — нетрадиционный … Словарь антонимов

Источник

Национальный характер

Национальный характер — сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа (этноса, нации).

Существует определенная путаница в использовании понятий «национальный характер» и «народный характер». Эти два понятия в целом тождественны, отражая (и выражая) специфику и особенности мировоззрения, мироощущения и мировосприятия конкретных народов ( этносов). В то же время современные исследователи признают, что в отличие от народного ( этнического) национальный характер, как феномен жизни более развитого по своей исторической фазе сообщества, предстает явлением более сложным. Это связано с тем, что представители нации сознательно участвуют в политической и правовой сферах, задумываются о смысле собственной истории, о будущем своей страны. В фокусе внимания нации стоят проблемы связанные с развитием каждого человека, с соотношение личных и общественных интересов и т.п. Всех этих сторон и проблем нет (или почти нет) в народных (этнических) сообществах.

Отдельного обстоятельного анализа требует выяснение общности/специфики/соотношения понятий ментальность, менталитет и национальный (народный) характер. В современных СМИ эти понятия зачастую используются как тождественные.

Остается дискуссионным вопрос относительно изменчивости (устойчивости) национального характера в процессе исторической социокультурной макродинамики.

Содержание

Попытки определения

В русский язык слово «характер» пришло через польский charakter – «характер, сан»; в свою очередь латинский character происходит от греческого харавью, что обозначало знак, отпечаток, признак, отличительную черту.

В русском языке это слово начали употреблять с петровской эпохи для обозначения «ранга», «чина», «достоинства», «полномочия».

Только лишь с начала XIX века слово характер начинает употребляться в значении нрав, отличительное свойство, расположение, склонность, душевное свойство человека. Определение характера именно в этих смысловых значениях мы находим в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля: «Характер — нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».

Философская энциклопедия (1970 г.) определила характер как склад личности, «образуемый индивидуально своеобразными и типологическим чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок) к окружающей социальной действительности. Характер обусловливает определенность, устойчивую направленность поведения личности».

В настоящее время в отечественной гуманитаристике существует большое количество определений национального характера. Вот некоторые из них:

Изучение национального характера представляет определенную трудность: в многообразии подходов к этому феномену со стороны представителей разных наук (философии, психологии, истории, этнологии, культурологии, политологии и др.) сущность его зачастую размывается, не получая четкого и адекватного объяснения.

Изучение национального характера на Западе

Геродотом в 5 в. до н.э. была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Платон и Аристотель констатировали и пытались осмысливать различия между народами, признавали наличие у каждого народа своего особенного склада.

У истоков изучения характера народов в Западной Европе стояли такие мыслители эпохи Просвещения как Шарль Монтескье, Дэвид Юм, И.Г. Гердер, Ж. де Местр, а позднее – представители немецкой классической философии.

Монтескье использовал понятие “различные характеры народов” (divers caracteres des nations), связывая эти национальные различия с разными климатическими и географическими условиями. Аналогичная идея высказывалась также Вольтером. Руссо считал, что у каждого народа обязательно есть или, по крайней мере, должен быть свой национальный характер.

Позже Гердер ввел понятие «народный дух». Рассматривая народ как “корпоративную личность”, он полагал, что основу ее образует народный дух, одухотворяющий культуру народа и находящий выражение в его языке, обычаях, традициях и ценностях. По мнению Гердера, народный дух, представляющий собою «прирожденный или самостоятельно вырабатывающийся характер народов”, — одна из движущих сил исторического развития наций. Идея «народного духа», введенная в философию истории И. Гердером, имела важное значение для развития системы Г. Гегеля.

Существенную роль в разработке проблематики, связанной с национальным характером, сыграли исследования авторов, которые осуществлялись в рамках социальной и культурной антропологии. Это работы Ф. Боаса, Б. Малиновского, М. Мид, Р.Ф. Бенедикт, А. Инкельса, Д. Левенсона и др.

Так, М. Мид рассматривала три основных аспекта исследования национального характера: сравнительное описание культурных конфигураций в рамках той или иной культуры; сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; изучение присущих конкретным культурам моделей межличностных отношений.

В XX веке активизировось изучение феномена национального характера в США. Американская этнопсихологическая школа XX в. (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид, Р. Мертон, Р. Липтон и др.) при построении целого ряда концепций национального характера исходила из существования у разных национально-этнических групп специфических национальных характеров, проявляющихся в стойких психологических чертах отдельной личности и отражающихся на «культурном поведении». Это позволяло сторонникам данной школы строить модели «средней личности» той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации «базисную личность», в которой соединены общие для ее представителей национальные черты личности и черты национальной культуры. В формировании качеств национального характера приоритет отдавался влиянию культурных и политических институтов, а также семьи в процессе воспитания ребенка. Подчеркивалось и обратное влияние «базисной личности» на нациальные институты. Многочисленные кросс-культурные исследования показали влияние национального характера на особенности политических институтов и процессов, а также позволили выявить различающиеся черты национального характера у представителей масс и политической элиты. Было установлено, в частности, что главной трудностью в понимании чужого национального характера является этноцентризм — склонность воспринимать и оценивать жизненные явления и черты иной культуры, а также другие национально-этнические группы сквозь призму традиций и ценностей своей группы (сам термин «этноцентризм» был введен в 1906 году Дж. Самнером).

В начале 50-х годов XX века этнопсихологическая школа изучения национального характера подверглась критике, ее авторитет упал. Один из наиболее серьезных упреков заключался в отстаивании слишком жестких связей и зависимостей между элементарными национальными, приобретаемыми в процессе индивидуального воспитания, привычками, и последующими способами социально-политического поведения. Один из наиболее спорных выводов заключался в том, например, что национально-культурная традиция туго пеленать младенцев ведет к усилению тоталитаризма в тех обществах, где это принято. Маргарет Мид утверждала это, в частности, на примере изучения русской и китайской национальных культур. Она полагала, что способ пеленания формирует вполне определенный, «покорный» национальный характер в отличие от более демократических национальных культур, в которых младенцу предоставляется большая свобода для движений руками и ногами, что формирует более свободолюбивый, «демократический» национальный характер. Близкие выводы делал и М. Макклюэн, изучая т.н. «графическую» (албанскую) и «телевизионную» (канадскую) культуры 60-х гг. XX века. Он считал, что именно жесткое научение регламентированному, привычному, слева направо или справа налево, письму и чтению формирует авторитарную личность. Тогда как восприятие хаотичных точек на телеэкране, порождающих разнообразные образы, воспитывает демократическую личность.

Проблема национального характера в зарубежной гуманитаристике второй половины ХХ в. исследовалась на основе самых разных научных концепций и направлений, среди которых можно выделить «социальный характер» (Э. Фромм, Д. Рисмен), «базисные типы личности» (А. Кардинер), «статусная личность» (Р. Линтон), «модальная личность» (Д. Левинсон, А. Инкельс, Дю Буа), «авторитарная личность» (Т. Адорно и др.), «одномерный человек» (Г. Маркузе).

К концу ХХ века в американской антропологии становится заметным переход в исследованиях национального характера через проблему целостного исследования и интерпретацию культуры. В контексте исследований национального характера темами изучения становятся невербальная коммуникация в этнокультурных общностях, кросскультурный анализ эмоционально-психических состояний и др.

Изучение национального характера в России

Постижение народа и его характера (в терминологии того периода — «души», «духа», «народного духа») в отечественной гуманитарной мысли начинается во второй половине XVIII веке. Широкомасштабная европеизация России, разрыв с духовно-культурными установками жизни Московской Руси не могли не усилить стремления к осмыслению национального самосознания, выяснению того, кто мы такие, чем отличаемся от других народов.

Интересно, что В.И. Ленин проблему национального храктера обошел молчанием, более того, в частном разговоре выразил сомнение в его существовании.

Вклад И.С. Кона

В конце 60-х – начале 70-х годов XX века философ и социолог Игорь Кон выступил в печати со знаковыми и резонансными для того времени статьями по этой проблеме: Национальный характер – миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. № 9. С. 215-229; К проблеме национального характера // История и психология. Под ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анцыферовой М., 1971. С. 122-158.

«Неизвестный» доклад Э.А. Баграмова

Смысл и пафос доклада, написанного с марксистских позиций и методологии, состоял в том, что для советского марксистского обществознания нет запретных тем и проблем, к каковым в СССР, по мнению западных аналитиков, относилось и понятие «национальный характер». К сожалению, этот доклад, изданный в виде брошюры маленьким тиражом, не получил известности в СССР и остался неизвестен специалистам.

Дискуссия о национальном характере на рубеже 60-70 гг. XX в.

С конца 60-х гг. XX в. в советской науке развернулась обсуждение понятия «нация», что приобрело в целом позитивную направленность для понимания феномена национального характера. В результате дискуссии были уточнены многие значимые понятия, прежде всего «русский национальный характер» и «психический склад нации». Среди публикаций этого периода можно отметить следующие:

Вс. Овчинников о национальном характере англичан и японцев

Исследование К. Касьяновой

В этой работе автор попыталась отойти от марксистских установок и по-новому взглянуть на проблемы национального характера. Определяющим фактором для национального характера она считает культуру. Исследование К. Касьяновой базировалось на эмпирических данных, полученных путем сравнения усредненных характеристик русских и американцев по шкалам так называемого «миннесотского теста». На основе их изучения она выдвинула предположение, что русский человек – эпилептоид, который характеризуется замедленностью и вязкостью мышления. Русские, по ее мнению, сочетают в себе терпеливость и взрывоопасность, что делает их непредсказуемыми и не всегда понятными в поведении. Исследование К. Касьяновой занимает важное место в исследованиях русского национального характера.

Поздний советский период

В 70-е годы прошлого века в СССР стала набирать обороты кампания по пропаганде так называемой новой исторической общности людей – «советский народ», где уже не было место такому понятию как «национальный характер».

Тем не менее, говоря о советском периоде в изучении национального характера, надо отметить, что, во-первых, на определенном этапе развития советской общественной мысли начал дискутироваться сам вопрос о существовании национального характера, что уже было достаточно важным моментом. Во-вторых, были введены в научный оборот суждения и точки зрения зарубежных исследователей по проблемам национального характера. И, наконец, в-третьих, те, кто признавал сущность и значимость национального характера, необходимость его анализа, указывали на то, что делать это следует в широком контексте национальной культуры, быта и т.п.

Современный этап изучения национального характера

Определенным знаковым рубежом в изучении характера народа стала статья академика Д.С. Лихачева в журнале «Вопросы философии» в 1990 году, в которой он призвал понимать и изучать черты русского характера.

В дискуссии об этнонациональном обустройстве в конце 80-х – первой половины 90-х годов прошлого столетия интерес отечественных исследователей фокусировался преимущественно на проблемах формирования и развития этносов и наций,этнической идентичности и национального сознания. Эти вопросы стали предметом научного обсуждения в работах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, Г.Г. Дилигенского, В.М. Межуева, А.С. Панарина, И.К. Пантина, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко, И.Г. Яковенко, П.И. Гнатенко, М.П. Бузского и др.

В современной науке представлен спектр направлений, в ряде которых анализируется проблема национального характера в контексте исследования культуры, русской идеи, вопросов идентичности, сознания и самосознания, проблемы русской истории, а также в русле размышлений о русском менталитете и конкретных чертах русского национального характера. В рамках этих исследований существенный вклад внесли Г.С. Аванесова, В.А. Ачкасов, А.С. Ахиезер, B.C. Барулин, Б.Н. Бессонов, Э.М. Андреев, Е.Ф. Солопов, Г.Д. Гачев, К.Х. Делокаров, В.Н. Сагатовский, О.А. Сергеева, К. Трофимов, Н.А. Нарочницкая, А.И. Вдовин, В.Н. Романов, В.В. Бабашкин, И.Е. Кознова, В.Э. Багдасарян, В.А. Тишков, Ю.В. Арутюнян, А.О. Бороноев, П.И. Смирнов, З.Б. Кандаурова, Ф.Ю. Албакова, С.В. Лурье, А.А. Белик, С.С. Хоружий, Г.Ф. Сунягин, Е.Р. Ярская, Э.В. Баркова, О.А. Астафьева, И.В. Кондаков, И.Г. Яковенко, Т.Ф. Ермоленко, О.В. Белова, Ж.В. Четвертакова, Н.М. Лебедева, А.Н. Леонтьев, Т.И. Стефаненко, Л.Г. Почебут, И.А. Бескова, В.Г. Япринцев, А.Я. Флиер, А.Н. Кочергин, И.А. Бирич, Б.С. Гершунский, А.С. Запесоцкий, В.А. Никитин, В.А. Сластенин, Е.А. Ямбург и многие другие.

При исследовании проблемы национального характера в современных работах используется сочетания различных методологических подходов. Например можно выделить такие подходы в работах последних лет: 1) междисциплинарный синтез историко-философского и социально-философского подхода (А.М. Черныш); 2) интеграция междисциплинарного подхода и системного анализа (В.Е. Кашаев); 3) сочетание исторического и логического (З.Б. Прыткова); 4) методологический плюрализма(И.В. Храмов); 5) социокультурный (Э.В. Юлдашев); 6) системно-целостный подход (Н.А. Моисеева) и другие.

Сегодня понятие «национальный характер» в отечественной гуманитарной науке предстает как некое синтезирующие единство духовных, культурных особенностей народа, его ценностных ориентаций, которые проявляются в исторических, социальных, экономических условиях жизни и скрепляющих людей в единый народ.

Примечания

Библиография

Зарубежные исследования

Источник

В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.

Что означает традиционный характер. Смотреть фото Что означает традиционный характер. Смотреть картинку Что означает традиционный характер. Картинка про Что означает традиционный характер. Фото Что означает традиционный характер

Что такое характер человека

В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.

Особенности характера, как черты личности, следующие:

Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».

Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.

Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».

Черты характера: общие сведения

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

2 группа – отношение к окружающим

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Что означает традиционный характер. Смотреть фото Что означает традиционный характер. Смотреть картинку Что означает традиционный характер. Картинка про Что означает традиционный характер. Фото Что означает традиционный характер

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Взаимосвязь между темпераментом и характером

Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.

В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:

Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.

Что означает традиционный характер. Смотреть фото Что означает традиционный характер. Смотреть картинку Что означает традиционный характер. Картинка про Что означает традиционный характер. Фото Что означает традиционный характер

Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.

Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.

Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.

Какие бывают типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.

Тип характераЕго характеристики
ОральныйУ человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка.
МазохистскийЛичность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты.
ИстерическийВысокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания.
ШизоидныйОчень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения.
ПсихопатическийЖелание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами.
НарциссическийУверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство.

Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).

Можно выделить еще одну типологию характеров.

Тип характераЕго характеристики
ГипертимныйЧеловек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя.
ДистимныйПессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны.
ВозбудимыйВластолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны.
ЗастревающийЧеловек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям
ТревожныйЛичность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку.
ДемонстративныйОбщительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны.

Психологический характер человека

Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.

Одновременно нужно определить темперамент человека.

Что означает традиционный характер. Смотреть фото Что означает традиционный характер. Смотреть картинку Что означает традиционный характер. Картинка про Что означает традиционный характер. Фото Что означает традиционный характер

В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:

Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Вид социального характераЕго признаки
РецептивныйХарактеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
ЭксплуативныйПрисущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
НакопительныйДоминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
РыночныйХарактеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Скрытая и явная акцентуация характера личности

Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.

В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.

Усиление отдельных черт:

Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.

Причин тому несколько:

В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:

Тип акцентуацииХарактеристика
ДемонстративныйЖелание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство.
ПедантичныйОсторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность.
ВозбудимыйОчень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями.
ГипертемическийВсегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности.
ЗастревающийДолго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен
ДистимическийПессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни.
ЦиклотимическийПерепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно.
ЭкзальтированныйБурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали.
ЭмотивныйВысокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость.
ТревожныйБеспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность.

Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.

Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *