Что означает тоталитарный характер фашистского государства
Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки
Что такое тоталитаризм
При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.
Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.
Термин тоталитаризм: происхождение и споры
Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».
Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.
С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.
После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.
Признаки тоталитарного политического режима
Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:
Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.
Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.
Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.
Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.
Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.
Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.
Милитаризация общественной жизни.
Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).
Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.
Примеры тоталитарных режимов
К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.
Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.
Памятник Туркменбаши Сапармурату Ниязову в Ашхабаде. Фото: Илья Варламов / Varlamov.ru
Был ли тоталитаризм в СССР?
Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.
В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.
С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».
Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.
Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».
Участники демонстрации на Красной площади в честь Дню пионеров. 1969 год. Фото: РИА Новости / Б. Елин
Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства
Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.
Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)
Есть ли средство от тоталитаризма?
Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:
Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.
Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.
Многопартийность и плюрализм мнений.
Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.
Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.
ФАШИСТСКОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
В качестве эпиграфа к моему работе я взяла знаменитые слова одного из самых известных фашистских лидеров – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой и четкостью и пугающие своим содержанием. Данная работа – одна из моих попыток анализа политической доктрины фашизма, и акцентировать своё внимание я буду, прежде всего, на концепции фашистского государства.
Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно очень привлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россией перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева, проблематика данного вопроса у нас развита слабо.[1]
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел политический лексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.
Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание «тотального государства» следующим образом: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)».
ИСТОКИ ФАШИЗМА
Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными, монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.
Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.
Я прерву цитату, чтобы подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять. Но продолжу:
Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:
«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка. Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.
В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.
Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.
Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.
Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе «Доктрина фашизма», помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.
Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.
В 1927 году эта, так называемая, «национальная организация Русских фашистов» издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.
Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела использовать и, создав в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.
До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету «Наш Путь» и ежемесячный журнал «Нация».
На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.
Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.
Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал «Клич», издаваемый в Бельгии.
Редакция журнала «Клич», примкнула к программе национальной организации Российских фашистов и ведет проповедь фашистской идеологии, как единственного реального противовеса коммунизму, признавая при этом в Итальянской государственности, созданной гением Б. Муссолини, действительное разрешение кризиса, переживаемого современным обществом.
В развитие программы 1927 года, «Клич» издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); «Основные начала Российского фашизма». В ней автор под лозунгом Российского фашизма «Бог, Нация и Труд», устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини.
При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство «Возрождение», пожелавшее предложить вниманию Русского читателя «Доктрину фашизма» Б. Муссолини.
Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода «Доктрины фашизма».
Париж, 10 июня 1938 года
«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».[6]
Фашистский героизм выродился во вседозволенность, и абсолютизация своего государства вела к тому, что на соседей смотрели пренебрежительно, оправдывая войны против них. Например, Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, это натурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением, поэтому в России фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другая история, и если бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они не искали бы фашизм в русском национальном самосознании.
Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить:
«Победа над нацизмом, а не над фашизмом»
Мне кажется, что если бы власти России хотели по-настоящему бороться с экстремистскими шовинистическими явлениями, то нужно было бы начать с объяснения корней фашизма, корней антисемитизма, а ведь эти вопросы табуированы.
Но это полная чушь, потому что это было явление революционное, которое опиралось на массы. Ведь и Гитлер имел огромную поддержку в массах, он-то легально пришел к власти, демократическим путем. Так что это совершенно неточное определение.
ФАШИСТСКОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство – это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся.
Б.Бессонов обращает наше внимание на то, что уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. Рассмотрим её подробнее. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма»[7].
Давайте охарактеризуем это государство. Проще всего дать характеристику через признаки явления.
К первому признаку тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип «вождизма» (причем вождь харизматического типа).
Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этом подробнее.
Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда стран из патриархального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.
С точки зрения внутреннего развития тоталитарному фашистскому режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке необходима такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.
Шестой признак тоталитарного фашистского режима – антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеет место лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой и религиозной форм, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует, что всегда можно определить при внимательном рассмотрении. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Некоторые исследователи считают их демагогическим приемом, поскольку на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом.
Что же лежит в основе антикапиталистической направленности тоталитарного фашистского режима? По сути, тоталитаризм представляет собой реакцию страха за «национальную независимость». И в стремлении к «защите нации» тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных «против нации», а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и вырастает антикапитализм.
Итак, мы разобрали практически все признаки тоталитарного фашистского государства – вершины политической системы фашизма. Можно заняться перечислением более мелких признаков – литература это позволяет – однако в таком случае реферат будет неоправданно растянут и пострадает его структура. Поэтому здесь я считаю правильным поставить точку и перейти к основным итогам и выводам работы.
Фашистское тоталитарное государство
Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов.
Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство – это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся.
К первому признаку [16] тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип «вождизма» (причем вождь харизматического типа).
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти. Возможное существование некоторых общественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельность этих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируется государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрение мифов в массовое сознание и контроль над ним.
Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в обществе и сильными традициями, церковь, стоящая между личностью и государством, стала тем «камнем преткновения», который не позволял полностью «тотализировать» индивида. Попытка тоталитарного режима устранить или, по крайней мере, снизить влияние этого института гражданского общества не везде приводила к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма не были столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия).
Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима.
Наличие общественно-политического движения – массовой социальной базы – создаёт видимость какого-то подобия «народовластия», демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. В Германии фашистский режим ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.
Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда государств из патриархального состояния и включением их в новую систему стран с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.
С точки зрения внутреннего развития тоталитарному фашистскому режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке нужна такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.
Шестой признак тоталитарного фашистского режима – антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеется лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой формы, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Хотя на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом.
По сути, тоталитаризм представляет собой реакцию страха за «национальную независимость». И в стремлении к «защите нации» тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных «против нации», а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и происходит антикапитализм.
Идеальным государством теоретики фашизма считали государство всеобъемлющее, включающее в себя все сферы человеческой деятельности. А идеальной политической системой – ту, которая в состоянии полностью контролировать не только все действия своих граждан, но и их мысли, идеалы, стремления.