Что означает толстые вопросы
Знакомство с технологиями «Тонкие и толстые вопросы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём «толстых” и «тонких” вопросов. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица «толстых” и «тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса —относить его к «тонким” или «толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.
Прочитайте вопросы в учебнике.
Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?
Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»?
Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока по литературному краеведению «Космогонические мифы северных народов». На стадии рефлексии после чтения ненецких и мансийских мифов о сотворении мира учащимся даётся задание составить три-четыре «тонких” и «толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Вот какие «толстые” вопросы составлены учениками:
Что общего в мифах северных народов и других народов мира?
Почему земля в северных мифах представляется очень маленькой?
Дайте три объяснения, почему в космогонических мифах всех народов вода играет важную роль?
Работу с «тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.
«Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
дайте объяснение, почему.
почему вы считаете.
предположите, что будет, если.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
Использование на уроках методического приёма «Толстые и тонкие вопросы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Для чего и как используется приём «Толстые и тонкие вопросы»
В контексте образовательного процесса для школьников важно не просто научиться механически запоминать и воспроизводить предлагаемый материал, но овладеть навыком установления причинно-следственной связи. С этой целью применяются методические приёмы развития логического мышления ученика, в числе которых обучение умению ставить вопросы и отвечать на них — как кратко, так и развёрнуто. Часто для этого используется такой приём, как «Толстые и тонкие вопросы».
«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.
Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:
Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
Закрепить навык формулирования вопросов.
Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.
Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.
Таблица: применение вопросов на разных этапах урока
«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы
Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло. Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять, задавая им вопросы.
Примеры заданий для младших классов:
составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.
Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе
Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:
какой праздник отмечается 11 января? (День заповедников и национальных парков)
когда организован первый заповедник в России? (В 1916 году)
как назывался? (Баргузинский)
Изучение нового материала
Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:
почему надо любить и охранять природу?
почему заповедные земли считаются священными?
каковы особенности «Красной книги»?
На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают.
Урок чтения: творчество А. С. Пушкина
Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:
«тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);
составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
«толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?
Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.
Использование приёма в средней школе
В средней школе умение обдумывать и размышлять, ставить вопросы и отвечать на них отвечает ряду задач соответствующего возрастного периода и облегчает их прохождение. Для подростка важно и самосознание, и общение со сверстниками; то и другое требует вопросов и ответов. В качестве задания на дом учитель может предлагать составить «толстые и тонкие» вопросы по содержанию произведения, текста статьи, дополнительного источника.
Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 7 классе
Донести до детей, что действия и без злого умысла приводят к печальным последствиям.
Выяснить, понимают ли они это.
Укрепить у детей навык рассуждения и анализа художественного произведения.
После прочтения произведения дома составить свои «тонкие» вопросы. (На уроке проверяется выполнение, вопросы корректируются и записываются).
«Тонкие» вопросы от учителя
Перечислите героев рассказа.
Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»?
Какое событие легло в основу рассказа?
«Толстые» вопросы от учителя
Каково ваше отношение к персонажу?
Что смешно и грустно в рассказе?
Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?
В течение занятия учитель акцентирует внимание учащихся на ответах на «тонкие и толстые вопросы», спрашивает: «Можно ли, используя только вопросы с конкретными ответами, раскрыть тему?»
Составить к рассказу «толстые» вопросы, которые помогут охарактеризовать главного героя рассказа «Злоумышленник». (Таким образом, размышления и оценка учениками материала продолжается дома и завершается на следующем уроке, когда учитель организует опрос или, например, коллоквиум по составленным толстым вопросам, а затем подведение итога по рассмотренной теме).
«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе
В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.
Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе
Кто такой Родион Раскольников?
Назовите жертвы преступления.
Какая связь между ними?
«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем)
Каковы причины совершения преступления?
Можно ли назвать поведение Раскольникова адекватным после убийства?
Почему персонаж хочет, чтобы деяние было раскрыто?
Готов ли он сам сознаться?
В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление.
Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии.
Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.
Варианты «тонких и толстых вопросов» на различных уроках
Вопросы можно смело назвать методическим средством, доступным абсолютно любому учителю ещё с древности. Их легко встраивать в план урока, они позволяют работать и индивидуально, и в парах, и в группах. «Толстые и тонкие» вопросы направят вашу мысль.
Таблица: «толстые» и «тонкие» вопросы на уроках по различным дисциплинам (примеры)
На какие группы делятся прилагательные?
Как подчёркивается при синтаксическом разборе предложения?
Какова роль прилагательного?
Как согласуется оно с другими частями речи?
С какой целью используется?
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Когда создана пьеса?
Где происходит действие?
Назовите персонажа с «говорящей» фамилией.
Как Грибоедов определяет идею своего произведения?
По каким критериям Чацкий даёт оценку фамусовскому обществу?
Сравните жизненную позицию главного героя и Молчалина.
Каково отношение автора?
Назовите союзников России в войне с Наполеоном.
Кого Александр 1 поставил главнокомандующим?
Где происходило генеральное сражение, определившее исход войны?
Почему, несмотря на потери, Россия победила?
Приведите примеры народного патриотизма.
Определите характер и поведение русских войск на территории противника.
Покажите на карте местоположение Италии.
Назовите столицу, города.
Укажите граничащие страны.
Как географическое положение влияет на экономику?
Что привлекает туристов на территории государства?
Какими преимуществами и недостатками обладает жизнь в этой стране?
Сформированное умение правильно задавать вопросы и отвечать на них развивает интеллект ученика, помогает дальнейшему самообразованию. Учит вести спор, аргументировано отстаивать позицию. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Школьники обучаются самостоятельной работе над содержанием статьи, произведения. Чтение становится вдумчивым, осознанным.
РКМ: “тонкие” и “толстые” вопросы
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.
На уроках можно использовать таблицу “Тонкие и толстые вопросы”.
Таблица “Тонкие и толстые вопросы” может быть использована на любой из трех стадий урока:
Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно. Возможно составление толстых и тонких вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.
Дополнительно:
Чтобы сделать вопросы инструментом развития у учащихся мышления и понимания, следует использовать таксономию образовательных целей, которая является результатом многолетней работы большой группы американских ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. Необходимость создания таксономии Блюм объяснял существующими в образовании несоответствиями между тем, на что нацелена учебная программа, чему на самом деле учащиеся получают возможность научиться, и чему они фактически научаются.
Таксономия – (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых.
К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости.
Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное – интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Традиционная иерархия мыслительных процессов
Планирование учебных целей и заданий на основе таксономии Блума
Таксономия Б. Блума: ключевые вопросы к каждому из уровней
Уровни | Ключевые вопросы к каждому из уровней |
Уровень один – фактические знания: |
Вопросы предполагают фактическое знание материала.
Вопросы требуют от учащихся
Переформулируйте собственными словами…
Насколько эти идеи сходны с…
Поясните значение (рассказа, диаграммы и т.п.)
Задание предполагает применение знаний к конкретной ситуации
Применить эту формулу для решения следующей задачи…
Вопросы требуют умения учащихся: абстрагироваться от конкретного материала, исследуя его составляющие
Опишите возможные мотивы
Различите теорию и факты
Вопросы побуждают учащихся выходить за пределы известного
Нарисуйте картину, сочините текст, выведите формулу и т.п., которые наилучшим образом иллюстрируют новый способ понимания…
«Толстые и тонкие» вопросы при работе с текстом на уроках литературного чтения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Стекачева Оксана Васильевна
«Толстые и тонкие вопросы» при работе с текстом на уроках литературного чтения
Когда использовать прием «толстых и тонких вопросов»?
Прием «толстых и тонких» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока (с точки зрения развития критического мышления).
На стадии вызова ( введение в проблему, актуализация опыта и знаний ), это будут вопросы на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.
На стадии осмысления содержания ( изучение нового материала ) прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
При рефлексии (закрепление материала ) – для демонстрации понимания пройденного.
Что дают нам вопросы?
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом»толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Рекомендации для учителя
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
Использование приема постановки «толстых» и «тонких» вопросов при работе с учебным научно-познавательным текстом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Даммерт Людмила Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель
ГБОУ гимназии 446 Колпинского р-на Санкт-Петербурга
Использование приема постановки «толстых» и «тонких» вопросов
при работе с учебным научно-познавательным текстом
Сегодня я хочу обсудить с вами роль вопроса в познавательной деятельности школьников, необходимость развития умения задавать вопросы.
Я хочу поделиться своим опытом использования приёма «толстых и тонких вопросов» при работе с учениками начальных классов.
Этот прием используется в технологии критического мышления. Широко распространено мнение, что технология критического мышления применима для работы учениками старшей школы. Действительно, многие приемы данной технологии требуют быстрого формулирования своего мнения, предположений, аргументов, построения развернутых речевых высказываний, высокой скорости записи для их фиксации, что легче дается учащимся старшего звена. Однако, прием «тонких и толстых вопросов» эффективно работает и в начальной школе, и в среднем и старшем звене, то есть является универсальным. Более того, по моему мнению, он как нельзя лучше помогает ученикам начальной ступени научиться работать с учебным текстом, научиться анализировать и присваивать информацию, а также развивают мыслительные приемы анализа, синтеза, обобщения, что является метапредметными учебными умениями, которые позволяют осваивать текстовый материал на любом учебном предмете.
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
Часто преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. В то же время, вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.
Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, он сам сможет сформулировать цель, активизируя познавательную деятельность.
На этой стадии урока прием «толстых и тонких вопросов» является одним из эффективных.
На стадии осмысления, как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. С помощью данного приема происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Очень важно, что на этом этапе с помощью данного приема уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала, постепенно продвигаясь от знания «старого» к «новому», присваивая информацию.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся с помощью данного приема закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Рефлексивный анализ должен быть направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).
Задача учителя: вернуть учащихся к первоначальным « толстым и тонким» вопросам – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Таким образом, прием «толстых и тонких вопросов» актуален на любом этапе урока, а «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы».
Итак, давайте подробнее обсудим этот прием.
Тонкие вопросы – это вопросы, требующие односложного ответа, определяющие знание или незнание фактического материала на стадии вызова и рефлексии, вопросы репродуктивного характера на стадии осмысления, работы с новым материалом.
Работу над этим приемом целесообразно начинать с начальной школы.
На первом этапе дети учатся задавать вопросы по таблице: сначала тонкие потом толстые, устно дополняя начало каждого вопроса, отдавая преимущество тонким вопросам, т.к. детям еще трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определенного жизненного опыта. Этот прием возможно использовать на стадии вызова или рефлексии.
На втором этапе школьники самостоятельно записывают формулировки вопросов. Задача преподавателя показать разницу между тонкими, требующими однозначного ответа и толстыми вопросами, на которые ответы могут быть разными по формулировке. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
На стадии осмысления или рефлексии во время урока можно использовать этот прием, организуя работу в парах сменного состава.
Мы называем эту технику «Эскалатор»- движение одного варианта учеников, относительно другого. Ученики сидят за партами в парах. Они заготавливают определенное количество вопросов тонких и толстых, которое задают в паре друг другу. В табличке фиксируют фамилию того, кто отвечал и количество вопросов, ответ на которые был дан верно.
Таким образом, каждый ребенок услышит больше разных вопросов, большее количество раз даст ответ на разные вопросы, воспроизводя, прорабатывая, анализируя информацию, происходит формирование собственной позиции. Стадия рефлексивного анализа предполагает осмысление того, что стало присвоенным знанием, а что еще осталось неизвестным, помогает выстроить дальнейший маршрут обучения.
Итак, технология критического мышления и прием «толстых и тонких вопросов» дает возможность создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.