Что означает тетрадь на печатной основе
Зачем нужны рабочие тетради
Рабочие тетради, или тетради на печатной основе, используются в нашей стране уже достаточно долгий период, но все еще вызывают множество вопросов и различных эмоций у родителей обучающихся и учителей. Может ли учитель рекомендовать ту или иную тетрадь на печатной основе? Кто должен покупать рабочие тетради? Зачем нужны рабочие тетради?
Долгое время между родителями учеников и школами возникали споры о том, должна ли школа обеспечивать обучающихся рабочими тетрадями, ведь Конституция РФ в части 2 статье 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования.
Так что же такое рабочая тетрадь? Должна ли школа обеспечивать учеников рабочими тетрадями?
В ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» приводится определение рабочей тетради как учебного пособия, имеющего особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Рабочая тетрадь относится к учебным изданиям нового поколения и должна рассматриваться как отдельная категория учебных пособий. Тем более что невозможно временно использовать тетрадь, которая подразумевает индивидуальное выполнение обучающимся заданий непосредственно на страницах пособия. Бесплатно предоставляются учебники, входящие в федеральный перечень учебников (ФПУ). ФПУ — перечень допущенных государством учебников для наполнения школьных библиотек за счет государственного бюджета. Рабочие тетради по своей сути не могут заменить учебники, не входят в федеральный перечень, а используются для отработки практических навыков при усвоении материала.
15 мая 2019 года на медиафоруме Общероссийского народного фронта в Сочи президент РФ окончательно разрешил этот спор и призвал не путать учебники с рабочими тетрадями. Учебники должны предоставляться бесплатно на время обучения в школе. Так было всегда и остается на сегодняшний день. В то время как рабочая тетрадь — это расходный материал. На этой же встрече президент отметил, что каждый учитель для своей работы может самостоятельно выбирать учебники и другие методические материалы.
Для чего нужны рабочие тетради и чем они хороши?
Рабочие тетради содержат различные задания и, как правило, составлены исходя из программы учебной дисциплины и уровня подготовленности обучающихся. Задания в таких тетрадях содержат различные формы контроля (тесты, самостоятельные работы, карточки заданий, и т.п.), помогая обучающимся всесторонне подготовиться по каждому предмету.
Для учителей тетрадь на печатной основе с уже подобранными заданиями, разработанная с учетом требований ФГОС, сможет стать незаменимым помощником и сэкономить время на подготовку к занятиям. На уроке сокращается время выполнения заданий, что позволяет дополнительно проработать материал с учениками.
Полезными могут стать тетради, в которых перед заданиями приведены примеры их выполнения. Так обучающийся сможет восстановить в памяти алгоритм выполнения и оформление подобного рода заданий.
Для младших школьников тетради на печатной основе хорошо иллюстрированы, подобраны задания, позволяющие не только отработать основные навыки по предметам, но и вызвать интерес к дальнейшему обучению. Тетради, позволяющие стимулировать познавательную деятельность обучающихся, вполне могут быть применимы для проведения занятий как в традиционной форме, так и с использованием активных методов обучения. Например, в пособиях для учащихся начальных классов «Математика. Карточки заданий» и «Русский язык. Карточки заданий» предложен готовый разрезной материал, который может быть использован педагогом для быстрой проверки знаний и как элемент активной формы проведения занятия.
Как активизировать речевое развитие, творческую и познавательную деятельность обучающихся? В этом тоже помогут тетради на печатной основе! Возьмем тетрадь «Русский язык. Развитие речи». Разнообразные упражнения могут быть использованы на уроке во фронтальной, групповой, индивидуальной работе с учащимися, а также в качестве домашних заданий.
Повысить интерес современного школьника к чтению, научить работать с текстами различных типов, анализировать художественное своеобразие текста, развить внимание к языковой стороне текста? Помочь лучше запомнить и понять художественное произведение? Помочь сделать выводы из прочитанного? Все это под силу тетрадям на печатной основе. Выполняя задания в тетради «Мой читательский дневник. Иду в 4 класс», ребенок без особых усилий научится восстанавливать последовательность событий, представленных в произведениях, запомнит новые для себя слова и устойчивые выражения. Такие рабочие тетради, составленные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, позволят ученикам с интересом проработать художественные произведения, при этом воспринимая задания как увлекательное занятие.
Сложно переоценить значение тетрадей на печатной основе и для старших школьников. Задания в старшей школе значительно сложнее и требуют больше времени для записи исходного материала. Это приводит к сокращению количества выполненных заданий. Используя рабочие тетради, в которых исходные данные уже прописаны, старшие школьники смогут больше времени уделить отработке заданной темы.
Для подготовки к испытаниям ВПР, ОГЭ и ЕГЭ такие тетради (например, «Русский язык. ЕГЭ. Тренировочные работы» или «ВПР. Математика. Тренировочные работы») дают возможность потренироваться на заданиях, которые составлены в соответствии со всеми требованиями федерального стандарта и имеют структуру (форму и количество заданий, уровень сложности), аналогичную предстоящему испытанию.
По опыту многих учителей, использование рабочих тетрадей благотворно влияет на усвоение материала и подготовку к итоговым испытаниям. Проводя с родителями разъяснительные беседы о том, что такое рабочая тетрадь и для чего она нужна, о том, что использование таких тетрадей возможно только на добровольной основе за счет средств родителей, учителя смогут избежать споров на родительских собраниях и добиться, используя тетради на печатной основе, более высоких показателей успеваемости учеников.
Родители не должны покупать печатные рабочие тетради в школу
Многие родители учеников до сих пор тратят деньги из своего кармана на приобретения ТПО (тетрадей с печатной основой), несмотря на разъяснения, данные Министерством просвещения РФ от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 “Об использовании рабочих тетрадей”. Чаще всего такие тетради приобретаются по всем предметам для учащихся начальной школы 1-4 класса. По примерным подсчетам один комплект тетрадей на год для родительского кошелька обходится сегодня примерно в 2 000р.
На родительских собраниях учителя убеждают родителей, что ребенку просто необходимо приобрести такой комплект тетрадей для успешного освоения школьной программы. Давайте разберемся так ли необходимо приобретать эти пособия и кто же должен обеспечить ТПО-шками учеников: школа или родители?
Кто должен обеспечить ТПО-шками учеников: школа или родители?
Сначала рассмотрим письмо от Министерством просвещения РФ от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 “Об использовании рабочих тетрадей”. В нем четко разъяснено, что
Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
Каждая школа сама выбирает комплект учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и формирует соответствующий список, который утверждается приказом директора образовательной организации. Например, конкретная школа сама будет выбирать по какому учебнику школьники будут осваивать программу по окружающему миру: под редакцией Плешакова или Виноградовой.
Со списком таких учебников можно ознакомиться у руководства в школе (иногда он выкладывается на сайте школы). И если в нем есть тетради на печатной основе, то возникают правовые основания для их закупки школой за бюджетные средства.
Проще говоря, если школа включила ТПО-шки в список необходимых учебников, то и предоставлять их ученикам обязана именно школа, а не родители.
Что же касается учителей, то они могут лишь рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования! И при этом такие рабочие тетради и прочие пособия не могут быть использованы в образовательном процессе.
Это значит, что если вы приобретете для своего ребенка печатную рабочую тетрадь по математике, литературе или окружающему миру, то проверять ее заполнение и ведение будете именно вы, ведь учитель этого делать не обязан. А работать в печатной тетради ученик будет лишь дома, ведь она не включена в список школы, а значит может быть не у всех учеников. На уроки такую тетрадь носить тоже необязательно, ведь учитель же не сможет разорваться между теми детьми, у которых есть ТПО и теми, которые ее не приобрели.
Отсюда возникают множество вопросов и недовольства родителей:
— Мы купили тетради, как сказала учительница, а они в школе не нужны, их не проверяют, зачем же деньги тратим?
Почему так происходит и где искать виноватых?
С полным комплектом УМК вы можете ознакомиться сами. Обычно состав комплекта указан на обратной стороне обложки учебника по нужному предмету.
Приведем пример такого УМК по русскому языку для учебника 2 класса В.П. Канакина:
Из этого списка курсивом мы выдели те, которые понадобятся только учителю. Оставшиеся пособия (кроме учебника) родителям могут порекомендовать приобрести.
Итак, для успешного освоения программы, нужны все вышеперечисленные материалы, а школа дает только учебник (и то не всегда).
А что же отвечают учителя на вопрос родителей о незаполненных и непроверенных печатных тетрадках? Чаще всего учитель говорит, что он не обязан это делать и за лишнюю работу ему не платят.
Круг замыкается: школа не закупает, учитель не может полноценно работать без всего комплекта, а если пособия и закуплены, то проверять он их будет не всегда.
Конечно стоит упомянуть о настоящих учителях, глубоко переживающих за знания школьников по своему предмету. Такие люди обходятся и без полного комплекта УМК, перерабатывая материалы и составляя свои планы уроков. Но сколько их, таких учителей?
Надеемся, мы помогли вам разобраться с вопросом приобретения печатных тетрадей для школы.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Рабочие тетради для начальной школы – всё, что необходимо знать родителям
Какая польза от рабочих тетрадей на печатной основе для вашего ребёнка? Зачем рекомендуют использовать в начальной школе дополнительные учебные пособия и учебные материалы и по какой причине сейчас тетрадь входит в рекомендованный набор ученика? Давайте разберёмся в этих вопросах.
Что такое рабочая тетрадь?
Для начала стоит выяснить, для чего тетрадь предназначена и какие бывают виды рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, в котором ребёнок работает непосредственно в сочетании с заданиями из учебника, входящего в единый комплект – учебно-методический комплекс. Такие пособия обязательно соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и образовательным программам школы.
Например, система учебников «Начальная школа XXI века» включает в себя рабочие тетради по каждому предмету. Система помогает обеспечить комфортную адаптацию к учебному процессу, поощряет детское любопытство и тягу к знаниям и помогает находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Рабочая тетрадь является её частью, дополняет учебный процесс и расширяет образовательное пространство урока. Логика представления учебной информации в тетради такая же, как и в учебнике, входящем в учебно-методический комплекс.
Какие рабочие тетради бывают?
Различают несколько видов рабочих тетрадей.
Информационная. Такая тетрадь содержит только информацию, без заданий. Используется довольно редко на базовых предметах курса начальной школы, так как основная её цель – задать правильный ориентир изучения основной темы учебника. Более широко информационная тетрадь используется в профильных классах средней и старшей школы.
Контролирующая. Содержит задания для проверки знаний ребёнка во время занятия или после него. Проверяя эти тетради, преподаватель может определить, в какой момент обучения ученики совершают ошибки, и корректирует акценты преподавания с учётом допущенных ошибок, например, если какая-то тема вызвала затруднения, к ней стоит вернуться.
Смешанная. Самый распространённый вид рабочих тетрадей. В такой тетради два блока – общий информационный и контролирующий. В информационный блок включаются новые учебные материалы, а в контролирующем можно найти задания и тесты, которые позволят проконтролировать полученные знания и умения. Также во втором блоке можно найти задания для самостоятельной работы вне школы.
Какие навыки развивают рабочие тетради в начальной школе?
Первый и самый главный навык – это концентрация внимания. К моменту поступления в школу ребёнок, как правило, способен удерживать своё внимание на выполнении задания 10–15 минут, затем нужна передышка и переключение на другой вид деятельности. Такая особенность обязательно учитывается распорядком внутри самого урока, желательно следовать ему и при выполнении заданий дома.
Тетради помогут, если ребёнок не проявляет инициативу на уроках, делает всё спустя рукава. Поскольку рабочие тетради содержат дополнительный материал, не представленный в учебниках, они позволяют сохранить мотивацию и заинтересованность школьника. Ученик следует по траектории заданий в рабочей тетради и закрепляет изучаемую на уроке тему. В рабочей тетради содержатся задания на развитие необходимых навыков и умений: умение ставить перед собой цели и достигать их, мыслить критически. Тетради учат самостоятельности и развивают творческое мышление.
Согласно недавним опросам ВЦИОМ, всё больше родителей учащихся начальных классов положительно отзываются об опыте использования рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь для начальной школы: значимость и необходимость
Успешное обучение – это прежде всего отличное усвоение материала, интерес к новым знаниям, мотивация, обретение новых навыков. Хорошо, когда всё это присутствует в учебном процессе ученика младших классов. Рабочие тетради помогают решать сразу несколько важных задач образовательного процесса.
Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины
Статья просмотрена: 10303 раза
Библиографическое описание:
Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 552-555. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6462/ (дата обращения: 15.12.2021).
Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание обучающих и обучаемых, является печатная рабочая тетрадь для обучаемого. Имея значительный опыт по созданию таких тетрадей по физике как для школьников [1–10, 12–15], так и для студентов [11, 16–18], мы пришли к следующему выводу. Применение рабочей тетради учащимися улучшает качество их образования, повышает эффективность всего учебного процесса за счет его индивидуализации, предоставляет учителю возможность реализации инновационных методов обучения. Кроме того, рабочая тетрадь для учащегося может входить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, включающего кроме нее, например: рабочую программу, учебник, методическое пособие для учителя, различные дидактические материалы и т. п., образуя наряду с другими элементами комплекса стройную систему взаимосвязанных звеньев. Актуальность использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направление движения мыслительной деятельности учащихся при их работе с тетрадью. Практическая значимость тетрадей заключается в применении их для облегчения изучения учащимися трудных, но очень важных дисциплин (физики, математики, химии и т. п.).
Основной акцент в статье сделаем на тетрадях для школьников. При проектировании уроков учитель может испытывать определенные трудности, которые связаны с тем, что программ специального дидактического назначения для разработки конкретных уроков по данной учебной дисциплине мало, и учителю приходится в основном использовать те, которые предлагаются для широкого круга педагогов, адаптируя их к конкретным условиям учебного процесса. В этом случае вариантом решения проблемы может стать рабочая тетрадь для учащегося, разработанная учителем самостоятельно или в паре с опытным методистом. Современная множительная техника позволяет тиражировать такие тетради даже в домашних условиях. Тем не менее, тетрадь должна быть рассмотрена соответствующей комиссией и утверждена для использования в учебном процессе. Другой вариант — использование учителем в своей практике тетрадей, которые уже официально входят в базовый комплект для обучения дисциплине по тому или иному учебнику.
Рабочие тетради, как правило, используются для текущего контроля умений и знаний учащихся. Благодаря информации, содержащейся в рабочей тетради, можно осуществить более легкое и эффективное усвоение учебного материала учащимися, а также проверку этого усвоения учителем.
Рабочая тетрадь имеет общие признаки с опорными конспектами. С опорными конспектами ее объединяет, например, знаковая (иногда компактная) форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь, как и конспект, призвана активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Отличие же ее от опорных конспектов заключается в том, что в опорных конспектах учебная информация представлена в соответствии с определенной логикой, а в рабочей тетради она специально конструируется. Назначение такого конструирования: обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов в сознании учащихся. Операции можно представить в виде отдельных элементов мыслительной деятельности, а каждой операции сопоставить определенный тип действия, который учащийся должен осуществить в тетради. Таким образом для сознательного и целенаправленного формирования мыслительных операций у учащихся и необходимо такое надежное средство, как рабочая тетрадь, в которой они будут фиксировать с помощью своих действий (записей) правильность осуществления этих операций.
Если у преподавателя и учителя такого эффективного средства нет, то это может вызвать ряд проблем в их деятельности. Например, объясняя новый материал и решая с учащимися учебные задачи, они не могут быть точно уверены в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужно, и так, как это нужно делать, и что эти операции складываются в ту конкретную систему, которая востребована процессом обучения. Иными словами, в такой ситуации преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять процессом формирования мыслительной деятельности учащихся.
Итак, цель применения печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить пооперационное формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Обеспечить такое успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля, что и является важнейшей задачей при разработке и создании рабочих тетрадей для учащихся.
Основными источниками информации при контроле знаний преподавателем являются опрос и различные проверочные работы. Устный опрос требует значительных затрат времени и носит эпизодический характер по отношению к конкретному ученику. Осуществляя проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проанализировать сам процесс этой деятельности. В этом случае на помощь ему вновь может прийти рабочая тетрадь.
Рабочие тетради могут решать следующие образовательные задачи:
приобретение практических умений и навыков;
формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
развитие мышления у учащихся;
контроль процесса обучения.
Для решения образовательных задач в рабочей тетради размещаются специальные задания. Они должны быть построены так, чтобы, работая над ними: учащийся не мог не производить всех необходимых операций; его ошибка на каждом этапе выполнения задания может быть замечена педагогом и исправлена; при этом она исправляется в том месте, где была совершена.
Печатная рабочая тетрадь может выполнять следующие функции:
Обучающая функция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений. Развивающая функция способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается, так как он наглядно представлен. Рабочая тетрадь может способствовать развитию мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера. Воспитывающая функция способствует воспитанию аккуратности при ведении записей и выполнении рисунков в тетради, самоорганизации учащихся. Формирующая функция тетради обеспечивает формирование у учащихся навыков самоконтроля при систематическом выполнении заданий в тетради. Рационализирующая функция состоит в том, что при использовании рабочей тетради учащиеся учатся рационально тратить время, организуя свою учебную деятельность. При этом основное время затрачивается на осознание смысла изучаемых понятий, принципов, процессов и т. п. Контролирующая функция рабочей тетради может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. При этом тетрадь может содержать тесты в явном виде и задания, имеющие характер тестов, но явно на них не похожие. Рабочая тетрадь дает возможность осуществлять контроль в любое, удобное для учителя время. Для оптимизации такой проверки учебный материал в рабочей тетради должен быть разбит на блоки.
Различают три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради.
Рабочая тетрадь первого типа несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Эта информация задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Такая тетрадь может быть использована при изучении дисциплины, материала которой нет ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Преподаватель в этом случае вынужден сам конструировать учебную информацию в рабочей тетради.
Тетрадь для контроля используется после изучения темы урока. Преподаватель с ее помощью может не только установить факт знания или незнания, но и определить, в каких операциях учащийся допускает ошибки, и устранить их на этапе формирования понятия.
Смешанный тип тетради включает в себя оба блока: информационный и контролирующий. В информационный блок входит новый учебный материал, в контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы. На наш взгляд, целесообразнее применять в учебном процессе тетради этого типа.
Структура рабочей тетради для учащегося может быть такой:
обращение к учащимся;
тематическое наполнение содержания учебного материала в виде параграфов, тем, разделов (обязательно иллюстрированное);
система контрольных вопросов и заданий к параграфу, теме, разделу;
место для ответов учащихся и выполнения ими заданий;
К таким рабочим тетрадям предъявляют следующие требования:
требование полноты информации (наличие заданий на изучение всех понятий, явлений, процессов и т. п.);
требование группировки заданий (задания должны быть сгруппированы с учетом обобщенных способов их решения);
требование системности информации (блоки информации должны быть логически связаны);
требование возрастания сложности (задания должны быть расположены в порядке возрастания сложности их выполнения);
требование целевой ориентации (для каждой задачи должно быть отведено определенное место в тетради для ее решения);
требование психологической комфортности (учащимся должно быть комфортно работать с тетрадью, они должны иметь возможность работать с ней в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в ней должно отводиться достаточно места для выполнения записей и рисунков).
Использование рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе и вузе. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний. Рассказ теоретического материала проходит более разнообразно, что повышает интерес аудитории. А главное, тетрадь предоставляет возможность учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.
Антонова Н. П. Физика 9: Законы сохранения: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Антонова Н. П. Физика 9: Механические колебания и волны: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, Г. В. Главатских, О. Е. Данилов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 72 с.
Антонова Н. П. Физика 9: Основы динамики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Антонова Н. П. Физика 9: Основы кинематики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Антонова Н. П. Физика 10: Молекулярная физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Антонова Н. П. Физика 11: Теория относительности. Квантовая физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Антонова Н. П. Физика 11: Электромагнитные волны. Оптика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.
Антонова Н. П. Физика 11: Электромагнитные явления: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.
Голубева И. С. Физика 10: Электрический ток. Магнитное поле: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.
Голубева И. С. Физика 10: Электростатика: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Данилов О. Е. Лабораторный практикум: Молекулярная физика и термодинамика. Рабочая тетрадь студента / О. Е. Данилов. — Глазов: ГГПИ, 2007. — 84 с.
Данилов О. Е. Физика 7: Давление газов, жидкостей и твердых тел. Работа. Энергия: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Данилов О. Е. Физика 7: Строение вещества. Взаимодействие тел: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Данилов О. Е. Физика 8: Тепловые явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 64 с.
Данилов О. Е. Физика 8: Электрические и магнитные явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов, Т. Г. Мельм, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.
Рабочая тетрадь по педагогической практике / Сост. Агафонова Е. С., Данилов О. Е., Иванов Ю. В. и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2003. — 96 с.
Технология и содержание обучения: Физические дисциплины. Технология. Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы / Сост. Е. С. Агафонова, Р. В. Акатов, О. Е. Данилов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. — 212 с.
Технология и содержание обучения: Дидактика физики. Информационные дисциплины. Технология. Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы / Сост. О. Е. Данилов, О. Н. Демьянова, Ю. В. Иванов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. — 176 с.