Что означает термин реабилитация в специальной педагогике
Что означает термин реабилитация в специальной педагогике
Реабилитация предполагает возвращение ребёнка с проблемами в развитии к нормальной жизнедеятельности в пределах его психофизических возможностей путём устранения недостатков с помощью лечебно-оздоровительных средств и средств профессиональной подготовки Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация», так как в отношении раннего возраста речь идёт о первоначальном формировании детских способностей.
Социальная адаптация — приведение индивидуального поведения ребёнка с ограниченными возможностями в соответствии с системой норм и ценностей общества.
Специальное образование — дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями с использованием специальных средств и технологий обучения и воспитания.
Коррекция — это система медико-педагогических средств, направленных на ослабление или преодоление психофизических недостатков с учётов их компенсаторных возможностей.
Компенсация — это замещение (перестройка) недоразвитых функций организма, процесс приспособления организма к дефекту. Декомпенсация — разрушение компенсаторных механизмов, в связи с отсутствием следующих факторов: гармоничного развития личности, охранительно-педагогического режима, коррекционно-педагогической помощи, и наличием отрицательной микросреды.
Интегрированное обучение — совместное обучение лиц, имеющих физические и психические недостатки и не имеющих их с использованием специальных средств и методов при массовых учебных учреждениях.
Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия
Научные основы специальной педагогики.
Специальная педагогика-это отросль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонения от нормального психологического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Задачи специальной педагогики:
1. Выявление общих и спецефических закономерностей психологического развития ребенка с ОВЗ сравнение с нормально развивающимся.
2.изучение особенностей развития ридельных видов познавательной деятельности детей с ОВЗ;
3. Изучение закономерностей развития личности человека с ОВЗ;
4.разработка диагностических теории и способ коррекции различных типов гарушения;
5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения;6.психологоческое обоснование путей и методов педагогического воздействия на психологические развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
Отросли специальной педагогики:
а) олигрофренопсихология- узучает умственноотсталых детей.
Б)тифлопсихология- изучает круг лиц с нарушением зрения.
В) сурдопсихология- психология диц с нарушением слуха.
Г) логопсихология – психология лиц с нарушениями речи.
Д) патопсихолгия-психология распада психической деятельности.
Основы понятия специальной педагогики: коррекция, компенсация, реабилитация, адаптация, интеграция, инклюзия.
Корекция — система психолого педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабления недостатка психо- физического развития и поведения у детей.
Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки человека до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Адаптация — формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Интеграция-(с лат. Соединение, востановление). Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательное учреждение. Где они получают возможнность совместного обучения нормально развивающимися сверстниками. Главным условием интеграции в России является проведение в соответствие потребностей детей с психологическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе не предспасобленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образвания.
Плюсы: созранение «детско-родительского» отношения и полноценное участие ребенка в повседневной жизни семьи; обретение опыта общения со взрослыми и сверстниками; Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми аврабатывается привычка к общению со слышищами, что в дольнейшем поможет продвигаться и лучше адаптироваться в обществе.
Минус: Плохо говорящий ребенок, не всегда понимае мысл слова, что может стать причиной насмешек; сложности усвоения социальных норм и их не знания; по мере осознания себя не похожести с другими детьми дети замыкаются в себе или если есть еще такие же дети с анологичными проблемами объединяются в группу; неслышащий ребенок привыкший к повышенному вниманию к себе дома, в массовой школе где он один из мнгих, чувствуют дискомфорт и стресс; дети с тяжелой потерей слух редко находят дружей среди слышаших, часто развивается чувство неполноценности;незнания особеннстей детей с ОВЗ вызывает у педагогов нежелание с ними работать.
Коротко о реабилитационной педагогике
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.реабилитационная педагогика — дисциплина комплексная, которая опирается на различные отрасли научных знаний, в том числе дефектологическую;
2.реабилитационная педагогика представляет из себя особый вариант специфического педагогического воздействия;
3.восстановление ресурсов развития происходит путем коррекции, компенсации, реабилитации;
Для детей с нарушенным слухом, помимо коррекц. мероприятий общего характера, особое значение имеет коррекция недостатков речевого развития. Важное место занимают мероприятия, направленные на развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих с остатками слуха, а также на формирование и развитие навыков комплексного, слухо-зрительного восприятия речи.
К коррекционным мероприятиям при этих нарушениях относится также применение индивидуальной и коллективной звукоусиливающей аппаратуры. При коррекции недостатков физического развития глухих детей особое внимание обращается на преодоление тех изменений в характере движений и действий, к-рые связаны с отсутствием слухового контроля (шумное дыхание и походка, стук при действии с предметами и др.).
В умственном воспитании слепых большое внимание уделяется коррекции недостатков чувственного опыта, связанных с отсутствием зрительного восприятия, преодолению вербализма. Много места уделяется мероприятиям по развитию самостоятельности слепых детей. В системе К. недостатков физич. развития слепых детей важнейшую роль играют разностороннее развитие мышечной системы, формирование движений, выработка правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы и т. д.
В К. недостатков речи (устной, чтения и письма) большое место занимает работа по анализу звукового состава слов и исправлению нарушений произношения, к-рые могут оказывать вторичное влияние и на остальные виды речевой деятельности. К. речи проводится не только у детей, но и у взрослых, включая исправление и незначительных недостатков речи, сказывающихся лишь в спец. видах деятельности (напр., в артистич. деятельности).
К. дефектов двигательной сферы является основной задачей при обучении и воспитании детей с нарушениями движений (в результате детского церебрального паралича, полиомиелита и др.). В коррекц. работе применяются обучение детей правильным движениям, специально разработанная лечебная гимнастика, К. недостатков в работе речедвигательного аппарата и др. мероприятия, разрабатываемые на основе изучения индивидуальных особенностей нарушений моторики.
Огромное место занимают коррекц. мероприятия при обучении и воспитании умственно отсталых детей, нарушения развития к-рых охватывают все стороны личности. Большое внимание в коррекц. работе с ними уделяется мероприятиям по развитию чувственного опыта этих детей, развитию их речи, исправлению дефектов произношения, недостатков двигательной сферы. Выделяемый на нач. этапе обучения умственно отсталых детей пропедевтич. период целиком заполнен коррекц. мероприятиями. На всех этапах обучения этих детей главной задачей является К. недостатков познавательной деятельности (развитие восприятия, способов наблюдения, приёмов сравнения и анализа, запоминания и т. д.).
Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.
Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
• Компенсация- это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции;
• коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.
П роисходит замена выпавшего звена на сохранное,в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Синонимы : замещение, замена, восполнение.
П роцесс компенсации не является автоматизмом. Развитие других функций происходит благодаря постоянному, интенсивному их использованию. Слепые люди начинают в большей степени полагаться на слух, осязание, обоняние- как основные источники информации; сосредотачиваются на этом. Увеличивается аналитический опыт получения и обработки информации из этих каналов. Люди с ограниченными возможностями именно учатся максимально использовать сохранные функции. Например «читать пальцами».
По этой причине у людей с ОВЗ, некоторые сохранные функции получают наибольшее развитие, даже по сравнению со здоровыми людьми. Перестраивается работа мозга. Исключаются раздражители из недоступных каналов.
Это утверждение будет справедливым в отношении людей, активно использующих сохранные возможности, постоянно обучающихся новым способам взаимодействия с окружающим миром.
Основными факторами успешной компенсации являются:
1)возраст (в раннем возрасте ЦНС обладает большей пластичностью, и чем раньше начнется работа, тем больше вероятность получения положительного результата. ) и краткий временной интервал с момента
возникновения дефекта (в случае приобретения дефекта);
2) Доступная среда — среда, приспособленная под нужды людей с овз, способствует их активности, а значит открывает возможности для деятельности и развития.
3) социальное окружение. В условиях психологической поддержки и поощряющей дозированной помощи родных и близких возможности компенсации возрастают;
4)личное желание (вера) преодолеть дефект и целенаправленные, регулярные, настойчивые усилия направленные на достижение поставленной цели.
5) специальное обучение.
Р еабилитационная педагогика, представляя собой специфическую педагогическую деятельность, выступает в качестве одного из аспектов социально — реабилитационной деятельности.
В.З. Кантор определяет социальную реабилитацию как « ….социально- политический феномен, как особый аспект социальной политики государства. При таком понимании реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. она выступает как деятельность общественных институтов, направленная на удовлетворение специфических нужд и потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. и тем самым способствует преодолению той социальной недостаточности, которая прямо или косвенно связана с нарушениями тех или иных функции организма».
С оциальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей ( труда, быта и культуры). Социальная реабилитация должна предполагать повышение социальной дееспособности инвалидов в каждой из этих сфер.
Выделяются следующие направления социально — реабилитационной деятельности:
социально — бытовая реабилитация инвалидов
социально — трудовая реабилитация инвалидов
а) социально- бытовая реабилитация — это направление социально — реабилитационной деятельности, которое предполагает повышение социальной дееспособности инвалида в сфере домашнего и общественного быта.
Стоит отметить, что термины социально — трудовая реабилитация и профессиональная реабилитация не являются синонимами.
Что касается профессиональной реабилитации, то она, прежде всего, предполагает возвращение человека либо к той же профессии, по которой он работал до приобретения того или иного нарушения, либо сопоставимой с ней по квалификационным требованиям. Трудовая же — представляет из себя любую трудовую деятельность, доступную для инвалида в данный момент, учитывая структуру его дефекта.
Она представляет собой комплекс реабилитационных средств и методов, направленных на подготовку человека к трудовой деятельности (выработка трудовых и производственных навыков, переквалификация, общеобразовательная либо профессиональная подготовка).
Трудовая реабилитация может быть, например, необходима для того, чтобы улучшить двигательные навыки или навыки речи, научиться пользоваться вспомогательными техническими средствами, разрешить психологические проблемы.
Трудовая реабилитация может включать в себя следующие виды деятельности :
• двигательная терапия и консультирование
• помощь социального педагога
• консультирование, основанное на личном опыте
• врачебное (в т.ч. психиатрическое) консультирование.
Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор, способствуя физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:
профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор);
психологическая поддержка профессионального самоопределения;
обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;
содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);
квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
Трудовая реабилитация способствует развитию личности человека, преодолению недостатков, приобретению необходимых навыков необходимых в дальнейшем для осуществления трудовой деятельности.
Но не всякая трудовая деятельность является профессиональной деятельностью. Проф.деятельность наиболее высокий уровень человеческой трудовой деятельности. Она обеспечивается необходимым образованием- комплексом конкретных знаний, навыков и умений.
Так, например, профессиональная реабилитация помогает людям, потерявшим по какой-то причине возможность дальше продолжать свою профессиональную деятельность в данной сфере, перепрофилироваться и использовать свои знания и навыки в другой работе.
К райне важным условием успешности реабилитационно — педагогической деятельности является комплексность подхода к ее организации. Очевидно, что перед тем, как специалистом будет принято решение о том объеме помощи, который необходим ребенку, предстоит долгий путь по сбору сведений о ребенке, его анамнезе, его проблеме и т.п.
П ри организации реабилитационно-педагогической деятельности важен учет факторов риска в психическом развитии ребенка, которые могут не только оказать влияние на психическое развитие ребенка, но и повлиять на успешность всей реабилитационно- педагогической деятельности в целом.
В зависимости от степени вероятности угрозы выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска; от времени действия – однократные факторы и факторы хронического действия; от источников возникновения, источников психического развития – биологические, психологические и социальные факторы риска. В их число входит множество крайне разнородных по своей природе средовых и микросредовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, отсутствия или недостаточных возможностей общения со сверстниками до конфликтных отношений в школе, информационных перегрузок, требований, превышающих возможности ребенка и мн. др.
Составьте 15 обобщающих вопросов в тестовой форме по теоретической части курса, уделяя особое внимание значению реабилитационной педагогики в структуре социально реабилитационной деятельности.
Тест должен включать вопрос и несколько вариантов ответа (не менее 3).
Правильный ответ необходимо выделить жирным шрифтом.
Тест направлен на укрепление знаний по терминологическому аппарату и препятствует смешению терминов, которыми мы будем оперировать в процессе практических занятий.
Задание теста может содержать вопрос, а также может описывать проблемную ситуацию. По результатам ее анализа необходимо сделать выбор в пользу того или иного термина.
1) При психологическом обследовании ребенка с проблемами в развитии важно:
— всесторонне изучение познавательной и волевой сферы;
-соблюдение принципов психологического обследования
-определение причин нарушенного хода развития
2) Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков – это:
3) Вид реабилитации, в ходе которого осуществляется формирование у лиц с нарушениями специфических знаний, умений и личностных свойств, необходимых для участия в социальной практике.
4) Сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма – это:
5) Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками – это:
6. На резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека опирается:
7. Понятие «…» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии:
8) Выделяются следующие варианты интеграции в обучении:
9. При данном варианте интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога:
1. частичная интеграция
2. временная интеграция
3. полная интеграция
4. комбинированная интеграция
10. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
— социально-педагогическую диагностику;
— социально-педагогическое консультирование;
— педагогическую коррекцию;
— коррекционное обучение;
— медицинскую помощь.
11. Выделяются следующие направления социально — реабилитационной деятельности:
— социально — бытовая реабилитация инвалидов
-социально — трудовая реабилитация инвалидов
12. Декомпенсация – это … функциональных нарушений:
13. Данный принцип специальной коррекционно-педагогической деятельности обеспечивает целостность педагогического процесса:
1. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения
2. деятельностный принцип коррекции
3. принципа единства диагностики и коррекции
4. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения
15. К биологическим факторам риска НЕ относятся…
-патология родовой деятельности
-пребывание ребёнка в семье группы социально риска
-инфекционные и вирусные заболевания матери
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тест по специальной педагогике
Ответы на тест проверки знаний
по учебной дисциплине «Специальная педагогика»
Выполнила учитель географии ММБОУ «Бородинская сош», Боградский район, Республика Хакасия
Дубинкина Евгения Николаевна :
1. Объект изучения специальной педагогики, это…
а) аномальный ребенок;
б) особое образовательное пространство;
в) социокультурный феномен.
г) причины нарушений в развитии
д) реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Субъектом изучения специальной педагогики является…
а) педагогический процесс;
б) человек, ограниченный возможностями здоровья;
в) особые образовательные потребности.
2. Предметом изучения специальной педагогики является…
б) теория и практика специального образования;
3. Специальная педагогика является составной частью общей педагогики, потому что
а) изучает коррекцию детей;
б) изучает аномальных детей;
в) организует педагогический процесс с
4. В основе классификации специальной педагогики лежит
а) характер нарушения, недостатка ;
б) профессиональная подготовка учащихся;
в) телесные (соматические) нарушения.
5. Предметные области специальной педагогики это
а) самостоятельные науки ;
г) лечебная педагогика
6. Понятие «основные категории специальной педагогики» это
а) педагогический процесс;
б) медикаментозное лечение;
в) причины нарушений в развитии.
7. Коррекция в специальной педагогике, это…
а) медицинское обследование;
б) маргинализация в социокультурной жизни;
8. Социальная адаптация, это…
а) патерналистская позиция общества к ребенку;
б) процесс освоения учеником (ребенком) зунов общественной жизни;
а) Система психолого-медико-педагогических мер, направленная на полное исправление недостатков в развитии детей;
б) замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма;
в) система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
10. Компенсация это:
а) замещение или перестройка нарушенных функций организма ;
б) патологическое изменение нежизненно важных систем и органов;
в) система медицинских мер, направленная на исправление нарушений.
11. В основу основных положений и принципов советской дефектологии легли труды:
12. Первичный дефект всегда имеет:
а) социальную природу;
б) биологическую природу ;
в) нарушение высших психических функций.
13. Что такое вторичное нарушение?
а) это осложнение после болезни;
б) это усиление нарушения после повторного заболевания;
в) это изменение (ухудшение функционирования той или иной системы организма вследствие дефекта обеспечивающей другой системы организма (например, ухудшение слуха ведет к появлению нарушений речи).
14. Специальная психология изучает особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормы психического развития, связанное с тем, что:
а) имеются врожденные нарушения;
б) приобретенные нарушения;
15. На вторичный дефект влияют с помощью:
а) педагогической коррекции;
в) медикаментозного воздействия;
16. Первичный дефект согласно структуре Л.С. Выготского всегда:
в) внутреннего порядка;
17. Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих аномальным и содействие приближению их уровня развития к норме, называется:
в)коррекция
г) компенсация
18. Вторичными дефектами называют:
а) биологически обусловленные функции
б) нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с первично поврежденной функцией
в) нарушения в работе функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией
г) прижизненно формирующиеся функции
19. Классификация дефектов по сложности включает:
а) органические дефекты
б) функциональные дефекты
в)первичныедефекты
г) сочетанные дефекты
20. Специальная педагогика – это наука о:
а) воспитание, обучение лиц с нарушениями слуха;
б) воспитание, обучение лиц с нарушениями речи;
в) воспитание, обучение лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии;
г) воспитание и обучение лиц с глубокими нарушениями психики.
Задания на соответствие Соотнесите определения:
1)Специальная педагогика( б )
(а) Система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
2)Лечебная педагогика ( в )
(б) теория и практика особого образования лиц с отклонениями в развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
3) Коррекционная работа (а)
(в) система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях медицинских учреждений.
Задания с кратким ответом
1. Наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей: «Олигофренопедагогика»
2. Наука о воспитании, обучении и образовании детей с нарушением слуха: «Сурдопедагогика»
3. Наука о воспитании, обучении и образовании детей с нарушением зрения: «Тифлопедагогика»
4. Раздел медицины, занимающийся изучением дефектов речи и разработкой методов их исправления: «Логопедия»
5. Область клинической медицины, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение: «Психиатрия»
6. Область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности: «Психодиагностика»
7. Сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций: «Компенсация»
8. В медицине комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций трудоспособности больных и инвалидов: «Реабилитация»
9. Система педагогических и лечебных мероприятий направленных на преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития: «Коррекция»
10. Создание новых возможностей для развития социального потенциала ребенка, возможностей реализации его как личности в данном обществе:
1. Сколько типов нарушений психического развития выделяют в структуре дизонтогенеза:
2. Что относится к биологическим факторам психического развития:
а) задатки способностей ;
в) уровень развития науки;
3. Большими возможностями компенсации обладают дети
а) дошкольного возраста;
б) младшего школьного возраста;
4. Причиной умственной отсталости является:
а) нарушение типа семейного воспитания,
в) неадекватное обучение.
5. Структуру дизонтогенеза предложил:
6. Первичный дефект согласно структуре Л.С. Выготского всегда:
в) внутреннего порядка;
7. Умственная отсталость – это:
а) стойкое снижение познавательной деятельности;
б) нестойкое снижение познавательной деятельности;
в) нарушение эмоционально-волевой сферы;
8. Классификация ЗПР на основе этиологического принципа была предложена
9. Термин задержка психического развития был предложен
10. Особенность ЗПР от олигофрении выражается в:
а) этиологии происхождения;
б) неравномерности нарушений психических функций ;
в) недостаточности восприятия;
г) обратимостью нарушенных функций
11. Дети с ДЦП, имеющие интеллектуальное нарушение, обучаются
а) в школах 8-го вида;
б) в школах 6-го вида;
в) в школах 5-го вида;
12. Легкая степень умственной отсталости, называется:
в) задержка интеллектуального развития
г) имбецильность
а) нарушение физического и психического развития
б) психическое заболевание
в) исследование соматического статуса ребенка
г) нормальное физическое и психическое развитие
14. Теорию системного строения дефекта выдвинул:
а)В.И.Лубовский
б) В.В.Лебединский
15. Вид дизонтогенеза, для которого характерно раннее время поражение мозговых систем и тотальное их недоразвитие, называется:
а)задержанноеразвитие
б) психическое недоразвитие
в) искаженное развитие
г) поврежденное развитие
16. Форма умственной отсталости, для которой характерно раннее время поражения мозговых систем и их тотальное недоразвитие, называется:
б) задержка психического развития
в)олигофрения
г) шизофрения
17. К принципам организации психодиагностики детей с отклонениями в развитии включают:
а) принцип комплексного изучения
б) принцип развивающего обучения
в) принцип обходного пути
г) принцип педагогического оптимизма
18. Тип воспитания, связанный с чрезмерным вниманием и контролем со стороны родителей, подавлением самостоятельности и инициативы ребенка, называется:
а)гипоопека
б) гиперопека
19. Совокупность сведений об особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, полученных от родителей с целью постановки и уточнения диагноза, называется:
б) психологический анамнез
в) психологическое заключение
20. В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями делятся на:
Задания на соответствие
1. Какая характеристика соответствует определенному типу компенсации:
1)Внутрисистемная компенсация (б )
(а) включение резервных или недостаточно задействованных возможностей организма человека.
2)Межсистемная компенсация (в)
(б) осуществляется за счет привлечения сохранных первых элементов пострадавших структур.
(в) осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.
3. Что является экстернальной интеграцией и интернальной интеграцией:
1)Интернальная интеграция ( а )
(а) интеграция внутри системы специального образования.
2)Экстернальная интеграция ( б )
(б) взаимодействие специального и массового образования.
4. Для кого предназначены перечисленные специальные школы?
1) Специальная школа VI вида ( б )
(а) Для детей с нарушением интеллектуального развития.
2) Специальная школа VII вида (в )
(б) Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
3) Специальная школа VIII вида ( а)
(в) Для детей с задержкой психического развития.
5. Уточнить классификацию поражений головного мозга по времени возникновения:
2) интронатальные ( а )
3) постнатальные ( в )
6. Уточнить определение
а) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения;
б)специальная педагогика; (б)
б) теория и практика специального образования лиц с особыми образовательными потребностями;
в) наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками;
г)социальная педагогика. (г)
г) наука об организации системы государственного попечения для наименее защищенных групп населения.
7. На соответствие между определением «рекреации» и его сущностью:
а) процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, норм поведения, позволяющих полноценно участвовать в жизненных ситуациях;
б) деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественной жизни, самообслуживании, в финансовых отношениях;
в) умелое восстановление жизненных сил, здоровья, утраченных в повседневной трудовой деятельности.
1. В каких годах начался процесс становления государственной системы специального образования в России?
2. Целью работы специальных дошкольных учреждений является:
а) подготовка детей к обучению в школе;
б) помощь семьям в воспитании «проблемных» детей с реализацией их потенциальных возможностей;
в) развитие у детей трудовых умений и навыков;
г) развитие навыков самообслуживания;
д) обучение дошкольников продуктивным видам деятельности;
е) развитие нравственных качеств у детей.
3. Система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах, называется:
4. Укажите характерный признак советской системы образования:
а) строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в ДОУ;
б) изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;
в) отчужденность детей с отклонениями в развитии от общества в целом;
г) не подлежали приему в ДОУ дети, страдающие шизофренией;
д) не подлежали приему дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
е) не подлежали приему в ДОУ дети, страдающие эпилепсией.
5. Год принятия Закона Российской Федерации «Об образовании»:
6. Наполняемость групп для детей с тяжелыми нарушениями речи в специализированном дошкольном учреждении составляет :
а) до 6 и 10 человек ;
б) до 4 и 8 человек;
в) до 5 и 9 человек;
г) до 7 и 11 человек;
д) до 3 и 7 человек;
е) до 8 и 12 человек.
7. Наполняемость групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специализированном дошкольном учреждении составляет:
а) до 5 и 7 человек;
б) до 6 и 8 человек
г) до 10 и 12 человек;
8. Наполняемость групп для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) в специализированном дошкольном учреждении составляет:
б) до 6 и 10 человек;
9. Какова основная причина медленного и осторожного внедрения интегрированного обучения в российских дошкольных учреждениях?
а) негативное отношение родителей, воспитывающих здоровых детей;
б) отсутствие образовательных программ для осуществления, интегрированного обучения;
в) отсутствие правовой поддержки со стороны государственной системы;
г) отсутствие специального кадрового и материально-технического обеспечения;
д) психофизическая неприспособленность детей с проблемами в развитии;
е) отсутствие экономической поддержки со стороны государственной системы..
10. Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет:
б) психолого-медико-педагогическая комиссия ;
в) социальный педагог;
г) психолого-медико-педагогическая консультация;
е) медицинские работники.
11. Какое количество основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями существует в настоящее время?
12. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида это:
а) школа-интернат для слабовидящих детей
б) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
в) школа-интернат для умственно отсталых детей;
г) школа интернат для глухих детей;
д) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
е) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
13. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида это:
а) школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи;
б) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
в) школа-интернат для детей с умственной отсталостью;
г) школа интернат для глухих детей;
д) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
е) школа-интернат для незрячих детей.
14. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида это:
а) школа-интернат для незрячих детей;
б) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
в) школа-интернат для детей с умственной отсталостью;
г) школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи;
д) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
е) школа интернат для глухих детей/
15. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида это:
а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
б) школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи;
в) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
г) школа интернат для глухих детей
д) школа-интернат для слабовидящих детей;
е) школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
16. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида это:
а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
в) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
г) школа интернат для глухих детей
д) школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
17. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида это:
а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ;
в) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
г) школа интернат для глухих детей
д) школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
е) для детей с тяжелыми нарушениями речи.
18. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида это:
а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития ;
б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
в) школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших;
г) школа интернат для глухих детей
д) школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
е) для детей с тяжелыми нарушениями речи.
19. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида это:
а) школа-интернат для детей с задержкой психического развития;
б) школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
в) школа-интернат для слабовидящих детей;
г) школа интернат для глухих детей
е) для детей с тяжелыми нарушениями речи.
20. Какая категория детей после окончания специальной (коррекционной) школы не получает цензового образования (т.е. соответствующего уровню образования массовой школы):
а) дети с нарушениями речи;
б) дети с задержкой психического развития;
в) слабовидящие дети;
д) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
е) слабослышащие и позднооглохшие дети;
ж) дети с умственной отсталостью.
21. На домашнюю форму обучения не могут быть переведены:
а) дети с психопатоподобными формами поведения;
б) дети, страдающие эпилепсией;
в) дети с тяжелыми психическими заболеваниями;
г) дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;
д) педагогически и социально-запущенные дети;
е) дети страдающие шизофренией.
22. Интегрированное обучение – это
а) обучение детей с различными дефектами психофизического развития;
б) воспитание детей с различными психофизическими особенностями развития;
в) обучение и воспитание аномальных детей в специальных (коррекционных) учреждениях;
г) обучение и воспитание одаренных детей;
д) подготовка аномальных детей к самостоятельной жизни в обществе;
е) обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.
23. Укажите две формы интеграции, развивающиеся в настоящее время в России.
24. С учетом, каких требований в классе коррекционно-развивающего обучения строится обучение и воспитание ребенка с ЗПР?
а) с учетом его актуальных возможностей;
б) с учетом требований родителей ребенка;
в) с учетом охраны и укрепления здоровья ребенка;
г) с учетом создания благоприятной образовательной среды;
д) с учетом использования авторитарных технологий обучения;
е) с учетом использования дидактоцентрических технологий обучения.
25. Характерные явления для системы специального образования в период 90-х годов 20 века:
а) социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;
б) охват незначительной части нуждающихся детей и «выпадение» детей глубокими нарушениями;
в) жесткость и безвариативность форм получения образования;
г) примат образовательного стандарта над личностью ребенка.
26. Реализация принципа коррекционно-компенсаторной направленности специального образования осуществляется через:
а) создание специальных образовательных условий;
б) государственный образовательный стандарт;
в) федеральный компонент ГОС (а);
г) принцип дробности дидактического материала.
27. Дошкольное, общее и профессиональное образование для получения, которого лицам с отклонением в развитии создаются специальные условия:
б) специальное (коррекционное) образовательное учреждение;
в) специальное образование.
28. Стандарт специального образования ориентирован на:
а) растущего человека с ограниченными возможностями (с первых месяцев жизни до зрелого возраста);
б) ребенка дошкольного возраста;
в) учащегося в специальной (коррекционной) школе;
г) нормально развивающегося человека.
29.Основная цель учебно-воспитательного процесса специальной школы
а) адаптация ребенка в обществе, привлечение его к трудовой деятельности;
б) свести до минимума возможную опасность, которую могут создать аномальные лица обществу;
в) Научить ребенка элементарным навыкам обслуживания
г) профилактика асоциального поведения личности с особенностями психического развития
30. Дети со сложными (множественными) нарушениями в развитии находятся в ведомстве:
а) здравоохранения РФ;
б) системы Минсоцзащиты РФ;
в) системы образования;
г) в детских домах-интернатах Минздрава РФ.