Что означает термин потребность пополнения пятерочка
«Пятёрочка» автоматизирует управление доступностью товаров
. Проект является одним из элементов масштабной цифровой трансформации «Пятёрочки».
Система работает на основе чековой аналитики за последние шесть месяцев: автоматически прогнозирует вероятность продажи товаров с точностью до часа и информирует при выявлении отклонений. Так, если товар с большой вероятностью уже должен был быть реализован, но числится на остатках, то система формирует сигнал, который транслируется в конкретный магазин. Информация обрабатывается администрацией магазина: сотрудники перепроверяют ситуацию и оперативно решают её. Например: дополнительно выставляют товар на полку, проверяют ценники или актуализируют данные по остаткам. При этом для пользователей системы также работает портал поддержки, который позволяет сопровождать их на всех этапах — от проверки до устранения проблемы.
«Разработка и внедрение передовых решений, повышающих эффективность бизнес-процессов и улучшающих клиентский опыт гостей, позволяет нам удерживать лидерские позиции и является неотъемлемой частью глобальной цифровой трансформации „Пятёрочки“. Доступность товаров на полке — важнейший фактор, который в конечном счёте влияет и на показатели РТО, и на впечатление гостя от посещения нашего магазина. В среднем по рознице упущенные продажи из-за некорректной представленности товара могут доходить до 10%. Причём зачастую это просто человеческий фактор. Поэтому мы активно автоматизируем рутинные процессы, например, конкретно в случае с товарной представленностью мы разработали уникальное для розничного рынка решение, которое отвечает всем запросам ритейлера и позволяет эффективно выявлять и решать возникающие проблемы с товарной доступностью, минимизируя нагрузку на персонал», —
отметил Сергей Попов, директор по операциям и розничным технологиям торговой сети «Пятёрочка»
Сейчас система анализирует весь ассортимент, формируя оповещения в среднем по 60 PLU (код идентификации товара) в день — по наиболее вероятным кейсам. В планах расширить каналы коммуникации для удобства сотрудников и увеличения скорости реагирования. До конца года решение планируется масштабировать на всю сеть.
«Пятёрочка» автоматизирует прогноз и пополнение товарных запасов в цепочке поставок
Совместное внедрение данных систем позволит повысить остаточный срок годности товаров, будет способствовать быстрому пополнению полок, а также оптимизировать объёмы закупок.
Продукт «Пополнение» призван создавать заказы на весь ассорти-мент товаров в свыше чем 16700 магазинов более чем на пятидесяти логистических объектах с горизонтом планирования до двенадцати недель.
На сегодняшний день в ассортименте каждого магазина около 5,5 тыс. наименований товаров, которые проходят через восемнадцать видов цепочек поставок. Система сквозного планирования объединит данные и бизнес-процессы шести дирекций компании.
Модель продукта «Спрос» базируется на мультифакторной предиктивной аналитике на основе более чем 200 признаков и показателей. В их числе ценовая эластичность, трафик, ассортиментная матрица, продажи, рекламные активности, остатки, конкурентная среда и т. д.
В системе ведётся аналитика продаж по чекам для определения отсутствия товара на полке по часам, а также восстановления истории продаж, что повышает точность прогноза модели. Важной отличительной особенностью системы является ежедневное обновление прогноза, что существенно повышает доступность на полке и гибкость всей цепи поставок.
В новых IT-решениях применяются разработанные в компании технологии с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения, разработка ведется с использованием гибкого продуктового подхода.
Каждая итерация изменения модели проходит A/В тестирование на пилотной группе магазинов, на основании результатов которого происходит адаптация модели.
Отмечается, что продукт «Спрос» является собственной разработкой X5 Retail Group. Второй продукт создан в партнерстве с известной консалтинговой компанией.
Среди основных целей и показателей эффективности новых продуктов — сокращение запасов на распределительных центрах и в магазинах, повышение доступности, сокращение объема списаний по ассортиментной матрице «Пятёрочки». Кроме этого, торговая сеть рассчитывает получить стабильный прирост бизнес-показателей за счёт повышения степени автоматизации с 60% до 90% и стандартизации процессов прогнозирования и пополнения.
«Создавая новый продукт, мы укрепляем ключевые ценности и приоритеты «Пятёрочки». Во-первых, остаёмся лидером в удобстве: технологии помогут повысить доступность товаров в магазинах. Во-вторых, повышение скорости реакции на изменения спроса поможет гарантировать свежесть продуктов.
В-третьих, оптимальный объём закупок — это низкие цены. И, наконец, мы сможем лучше заботиться о сообществе: бережливое использование ресурсов поможет сократить нагрузку на экологию», — отметил Фёдор Павловский, директор по управлению цепочками поставок торговой сети «Пятёрочка».
Первые промежуточные результаты тестирования продукта «Спрос» уже демонстрируют прирост точности прогноза по сравнению с текущим решением. В настоящий момент решение пилотируется в нескольких регионах.
Пилотирование продукта «Пополнение» пройдет с мая по август 2021 года и охватит магазины Московского региона, которые снабжаются локальными поставщиками и распределительными центрами. В течение двух лет планируется завершить внедрение сквозного автоматизированного управления товарными запасами для всех товарных категорий и регионов.
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
«Пятёрочка» автоматизирует прогноз и пополнение товарных запасов
Торговая сеть «Пятёрочка» продолжает цифровую трансформацию операционных процессов. Комплекс IT-решений «Пополнение» и «Спрос» будет автоматически предсказывать спрос на товары и на основании этого рассчитывать заказы на пополнение распределительных центров и магазинов. Совместное внедрение данных систем позволит повысить остаточный срок годности товаров, будет способствовать быстрому пополнению полок, а также оптимизировать объёмы закупок.
Продукт «Пополнение» призван создавать заказы на весь ассортимент товаров в свыше чем 16700 магазинов более чем на пятидесяти логистических объектах с горизонтом планирования до двенадцати недель. На сегодняшний день в ассортименте каждого магазина около 5,5 тыс. наименований товаров, которые проходят через восемнадцать видов цепочек поставок. Система сквозного планирования объединит данные и бизнес-процессы шести дирекций компании.
Модель продукта «Спрос» базируется на мультифакторной предиктивной аналитике на основе более чем 200 признаков и показателей. В их числе ценовая эластичность, трафик, ассортиментная матрица, продажи, рекламные активности, остатки, конкурентная среда и т.д. В системе ведётся аналитика продаж по чекам для определения отсутствия товара на полке по часам, а также восстановления истории продаж, что повышает точность прогноза модели. Важной отличительной особенностью системы является ежедневное обновление прогноза, что существенно повышает доступность на полке и гибкость всей цепи поставок.
В новых IT-решениях применяются разработанные в компании технологии с элементами искусственного интеллекта и машинного обучения, разработка ведется с использованием гибкого продуктового подхода.
Каждая итерация изменения модели проходит A/В тестирование на пилотной группе магазинов, на основании результатов которого происходит адаптация модели.
Технологическим партнёром «Пятёрочки» по разработке и масштабированию продукта «Пополнение» стала компания Accenture, внедрив решение Blue Yonder (ранее JDA) в качестве основного ядра для расчётов, вокруг которого будут разработаны микросервисы. Продукт «Спрос» является собственной разработкой X5 Retail Group.
Среди основных целей и показателей эффективности новых продуктов — сокращение запасов на распределительных центрах и в магазинах, повышение доступности, сокращение объема списаний по ассортиментной матрице «Пятёрочки». Кроме этого, торговая сеть рассчитывает получить стабильный прирост бизнес-показателей за счёт повышения степени автоматизации с 60% до 90% и стандартизации процессов прогнозирования и пополнения.
«Создавая новый продукт, мы укрепляем ключевые ценности и приоритеты «Пятёрочки». Во-первых, остаёмся лидером в удобстве: технологии помогут повысить доступность товаров в магазинах. Во-вторых, повышение скорости реакции на изменения спроса поможет гарантировать свежесть продуктов. В-третьих, оптимальный объём закупок — это низкие цены. И, наконец, мы сможем лучше заботиться о сообществе: бережливое использование ресурсов поможет сократить нагрузку на экологию», — отметил Фёдор Павловский, директор по управлению цепочками поставок торговой сети «Пятёрочка».
«Цифровая трансформация функции планирования цепей поставок – это всегда амбициозная задача. Она требует сложных и, действительно, уникальных внедрений в каждой бизнес-сфере. Разработка решения для ТС «Пятерочка» позволит провести крупнейшую трансформацию функции планирования в российском ритейле. Сложность и уникальность этой задачи заключаются в том, что развитие решений для пополнения требует реализации всё большего количества уникальных функций, учитывающих специфику каждого конкретного бизнеса. Уже несколько лет Accenture является партнёром X5 Retail Group, помогая компании получить бизнес-результат в короткие сроки за счёт применения лучших мировых практик», — подчеркнул Степан Нестеров, директор практики «Стратегия и консалтинг» компании Accenture в России.
Первые промежуточные результаты тестирования продукта «Спрос» уже, и демонстрирует прирост точности прогноза по сравнению с текущим решением. В настоящий момент решение пилотируется в нескольких регионах.
Пилотирование продукта «Пополнение» пройдет с мая по август 2021 года и охватит магазины Московского региона, которые снабжаются локальными поставщиками и распределительными центрами. В течение двух лет планируется завершить внедрение сквозного автоматизированного управления товарными запасами для всех товарных категорий и регионов.
X5 успешно автоматизировала прогнозирование спроса и пополнение товарного запаса
Москва, 14 мая 2018 г. — X5 Retail Group, одна из ведущих розничных компаний России, успешно завершила масштабный проект по автоматизации бизнес-процессов прогнозирования спроса и планирования пополнения товарного запаса в магазинах и на распределительных центрах торговых сетей «Перекрёсток» и «Карусель». Для этого в X5 были изменены базовые процессы в области логистики, маркетинга, коммерции и внедрена новая сквозная система управления цепочками поставок на основе программного обеспечения JDA. Благодаря внедренному решению на 17% повысилась точность прогноза, за счет чего на 5% возросла фактическая доступность товара на полках. Кроме того, компании удалоcь снизить уровень товарного запаса на 13%.
X5 внедрила в работу торговых сетей «Перекрёсток» и «Карусель» модули Demand (прогнозирование спроса) и Fulfillment (пополнение товарного запаса) системы JDA версии 9.2. Система JDA стала основным инструментом для прогнозирования спроса и планирования поставок для супермаркетов и гипермаркетов X5.
Денис Шульга, директор по логистике торговой сети «Перекрёсток»: «Внедрение системы JDA9.2 сопутствовало фундаментальным изменениям в бизнесе, в результате мы получили совершенно новый подход к организации процессов в логистике. Мы крайне удовлетворены изменениями, произошедшими после внедрения системы управления цепочками поставок, и видим значительный эффект: возврат инвестиций от внедрения проекта произошел за два месяца вместо планируемых восьми».
Для прогнозирования спроса внедренное решение использует данные компании о продажах, маркетинговых и рыночных активностях за 2 года, а так же рыночные знания: информацию о катаклизмах и стихийных бедствиях, массовых мероприятиях и других событиях, влияющих на поведение людей и работу магазинов. Сопоставляя эти данные, система прогнозирует объём продаж каждого товара в каждом магазине и планирует поставки таким образом, чтобы заранее и в полном объёме удовлетворить спрос на эти товары. Система позволяет управлять настройками и логикой расчета — это дает возможность более гибко настраивать систему под специфику каждой группы товаров.
Количество возможностей и функций, доступных в установленной системе X5,— одно из крупнейших в мире. Помимо стандартного функционала JDA X5 использует собственные доработки. Один из примеров — оперативное реагирование прогноза во время или после изменения цены, промо, расширенной выкладки и т.п. Поскольку спрос во время таких событий может значительно изменяться, система производит анализ изменения продаж и ежедневно корректирует прогноз без вмешательства пользователей, что серьезно повышает точность без дополнительных трудозатрат.
Программное решение также позволяет управлять товарным запасом на всей цепочке от поставщика до магазина, анализировать ситуации дефицита, автоматизировать заказ и поставки промо с учетом фактических продаж и автоматически корректировать заказы для соблюдения условий поставки поставщиков.
Внедрение и запуск в постоянную эксплуатацию системы JDA 9.2 в X5 проведено за 24 месяца. Проектирование и настройку базовой версии JDA проводила проектная команда международной консалтинговой компании Accenture и более 100 экспертов от бизнес-подразделений X5.
В процессе внедрения в X5 был скорректирован подход к работе с IT-ресурсами: создан институт ключевых пользователей – основных носителей знания о функционале, возможностях и правилах использования системы, а также сформирована команда высококвалифицированных специалистов по прогнозированию. Также были подготовлены квалифицированные сотрудники для второй и третьей линий поддержки пользователей.
В перспективе X5 планирует провести более тонкую настройку модулей системы JDA для работы с отдельными категориями товаров, продуктами и магазинами. На первом этапе специалисты X5 детально сформулируют и занесут в систему параметры магазинов (включая емкость полок в торговых залах, их глубину и ширину, площадь подсобных помещений), а также «оцифруют» показатели характеризующие РЦ.
«Пятерочка» пилотирует интеллектуальную систему для планирования смен сотрудников
Торговая сеть «Пятерочка» и ИТ-компания ABC Solutions (входит в группу «Ланит») запустили совместный проект, направленный на оптимизацию управления персоналом. В 93 магазинах сети пилотируется система Workforce Management (WFM) Goodt Time для расчета оптимальной численности и планирования графиков массового персонала.
Пилотный проект в кластере с участием 1162 сотрудников «Пятерочки» из 93 магазинов проходит в Курске и завершится в середине лета. Он нацелен на решение стратегических задач: достоверный расчет ресурсной потребности на основе фактических данных об операциях, эффективное управление этой потребностью и улучшение бизнес-показателей за счет технологичного подхода к использованию внутренних ресурсов сети.
В рамках проекта команда «Пятерочки» и ABC Solutions разработали универсальный быстрый механизм расчета потребности в персонале, который учитывает особенности продуктовой розницы и легко перенастраивается в условиях сложного планирования. В основу этого механизма легли собственные алгоритмы команды торговой сети и наработки на основе «умного» движка Goodt Time с многотысячной пользовательской базой в разных сегментах ритейла. Исходя из расчета потребности, система выстраивает графики смен автоматически. Кроме того, в магазинах заработала внутренняя биржа смен. Система автоматически аккумулирует потребность в персонале по всему кластеру, и заинтересованные работники получают возможность не просто выходить на смены в одном магазине, но и «подхватывать» рабочие часы в других «Пятерочках». Размещать запросы на дополнительный персонал через биржу могут также директора магазинов.
«Развитие розничного бизнеса такого масштаба как «Пятерочка», требует новых, не шаблонных подходов. Мир меняется стремительно, и мы реагируем на эти изменения с помощью инноваций. При реализации текущего пилота мы старались мыслить шире, чем просто в парадигме автоматизации процессов. В итоге, наряду с экономическим эффектом от автоматизации, мы рассчитываем получить методологию и инструментарий для построения современной системы взаимодействия с сотрудниками, привлечения людей под задачи «Пятерочки». Кластер магазинов по штату и обороту сопоставим с небольшой торговой сетью, поэтому результаты пилота будут показательны, и мы намерены использовать весь потенциал проекта для нашего бизнеса», – сказал Александр Реутский, директор по розничным технологиям торговой сети «Пятерочка».
«Классические системы WFM решают только задачи автоматического расчета численности и планирования графиков. В этом проекте мы замахнулись на большее и реализовали концепцию «Uber для розницы» – через биржу смен на лету соединяем потребность бизнеса в работниках с их временем. Технологии способны объединять интересы бизнеса и людей, и мы рады, что в «Пятерочке» поддерживают наше видение», – сказал генеральный директор и сооснователь технологической платформы Goodt Максим Рябов.
На этапе подготовки к пилотированию была проведена полная интеграция ИТ-систем «Пятерочки» и Goodt Time. За счет этого работники пилотного кластера магазинов получили доступ к бирже смен и возможность добавлять свои пожелания по графикам с мобильных устройств через личный кабинет сотрудника в приложении «Моя работа».
«Мы ожидаем, что проект позволит существенно улучшить покрытие трафика нашим квалифицированным персоналом. «Пятерочке» принципиально важно дать возможность дополнительного заработка для собственных сотрудников, через биржу привлекать на дополнительные короткие смены хорошо знакомых со спецификой магазинов работников сети», – сказал Владимир Парилов, руководитель проекта торговой сети «Пятерочка».
При подготовке к запуску проекта была проработана методология организационных изменений, которые необходимы для перехода от фиксированной последовательности графиков к гибкой системе планирования. При построении графиков в Goodt Time требования трудового кодекса учтены на системном уровне, все переходы в рамках биржи смен также происходят в полном соответствии с ТК РФ.
Решение о масштабировании пилота на все магазины сети будет принято после завершения пилотирования, что потенциально может позволить проекту стать крупнейшим в своем классе на российском рынке продуктовой розницы.