Что означает термин обществознание
Обществознание
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]
Содержание
Обществознание как предмет в средней школе
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).
Обществознание как комплекс наук
Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]
Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]
См. также
Ссылки
Примечания
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь
обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка
обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений
обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия
Обществознание.
Определение термина.
Определение термина обществознания – очень простое и явно из самого названия. Это комплекс дисциплин, изучающих различные стороны человеческого общества. Попросту говоря, обществознание – это наука об обществе, и в этом определении – все, что может под этим подразумеваться. По сути же эта наука пересекается с множеством других, таких как социология, социальная психология, история, политология, правоведение, философия и прочие.
История обществознания.
Первые работы в истории обществознания, которое тогда еще не имело определенного названия, появились еще в Древней Греции. Платон придумал свое учение о справедливом обществе, чем-то напоминающее современные работы о социализме, а Аристотель придумал понятие «демократия», которое знакомо сейчас даже первоклассникам. Среди прочих общественных и политических деятелей свой вклад в развитие обществознания вложили Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, Карл Маркс и другие. Идеи многих из них по современным меркам были достаточно радикальными. Макиавелли, например, известен своей идеей о том, что цель оправдывает средства, а Вольтер считал, что бедные рождены для того, чтобы работать на богатых, и это и есть идеальное общество. Тем не менее, все эти работы оказали влияние на общество, а значит и на наш предмет.
Обществознание как школьный предмет.
Обществознание как школьный предмет в нашей стране появилось еще в 60-х годах прошлого века под названием обществоведение. С тех пор его продолжают преподавать, изучать и развивать. Обществознание входит в список предметов, утвержденных Рособрнадзором, на Едином государственном экзамене (ЕГЭ).
Заключение.
Обществознание не дает все ответы на вопросы о человеке и обществе. Этим занимаются более конкретные науки, как психология, социология или правоведение, но наш предмет обобщает в себе знания этих наук, формирует целостную картину и дает направление для дальнейшего изучения и исследования.
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Конспект 1. «ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект 1. «ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Обществознание – это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд частных дисциплин – так называемых общественных наук.
Общественными науками называют такие дисциплины, как социология, социальная психология, политология, культурология, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект – общество. Однако каждая из них рассматривает общество со своей, особой точки зрения.
Общество – очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, которая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно организованную систему, и возникло несколько наук, которые его изучают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.
Социология – это наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.
Политология – это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и негосударственные отношения в обществе также не являются свободными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кроме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь.
Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, поскольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.
Культурология изучает совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает оригинальную культуру, отличающую его от других народов и придающую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслируется в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует.
Экономика – это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей.
Правоведение – фиксирует и разъясняет государственные нормы, вытекающие из Основного закона страны – Конституции и вырабатывает на этой основе правила общественного поведения граждан.
Этика – теория морали как основной из форм общественного сознания, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.
Эстетика – учение о развитии искусства и художественного творчества людей, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и т.д.
Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.
Футурология – область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.
Экология – отрасль науки, анализирующая отношение человечества и природы, влияние научно-технической революции на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.
Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаимодействуют между собой. Например, для объяснения экономических фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятиями. Необходимо также учитывать и влияние государства и политики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тесно связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономические свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой плановой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.
Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обращение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критериев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным достатком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.
Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отношения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации – отделения от католицизма протестантов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека рыночного – готового много работать, накапливать богатство и через работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традиционное христианство всегда негативно относилось к накоплению «земного богатства» и отрицало ценность всего мирского.
К общественным наукам примыкают другие дисциплины, которые получили название гуманитарных : языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является человек. Представить человека без общества невозможно. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей.
Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества.
История – это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. История – это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт – это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство – это общественное явление, так как оно отражает не только индивидуальность автора, но и то время, в которое он творил.
Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гуманитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество – для гуманитарных наук оказываются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.
Между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие – к гуманитарным наукам. А, следовательно, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.
Общественные и гуманитарные науки противостоят естественным наукам, то есть той области знания, которая занята изучением природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Человек является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является существом, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и определенные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.
В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо должно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо природы. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписаные законы – социальные нормы и нормы морали.
Нередко высказывается мнение, что в настоящее время общественные науки (социология, политология, экономика) постепенно занимают лидирующее положение. В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь неуклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе представить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и отдыхают в других странах. Возникают транснациональные компании, которые объединяют множество предприятий по всему свету. Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве государств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Из-за активной миграции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказывается умение понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни. С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естественно, все это означает, что любой человек в наше время должен обладать более широким видением мира, чем это было необходимо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научиться понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на собственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.
1. Дайте определение обществознанию. Какие науки получили название «социальные» и почему?
2. Что изучают социология, политология, культурология и экономика?
Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом?
3. Что изучают правоведение, этика, эстетика, этнография? Почему эти науки относятся к общественным?
4. Можно ли отнести к общественным наукам футурологию и экологию? Почему?
5. Что изучают философия и история? Чем гуманитарные науки отличаются от общественных? Можно ли провести между ними четкую границу?
6. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение?