Что означает термин готовность молодежи к браку

Психологическая готовность к браку молодежи — Понятие психологической готовности к брачным отношениям

В сегодняшних нестабильных условиях людям нужны ценности, на которые можно надеяться и которые не будут разрушены никакими политическими и социально-экономическими переломными моментами. Такие вечные ценности, безусловно, лежат в личных отношениях — дружбе, любви и особенно в семье. Семейная жизнь открывает возможности для личностного роста, счастья, но в то же время она предъявляет множество требований. Готовность молодых людей вступить в брак является одним из важнейших факторов стабильности молодых семей.

Во все времена семья находилась в центре прогрессивного социального мышления. И это неудивительно, ведь семья — это система социального функционирования человека, один из важнейших институтов общества. По мнению Т. В. Андреевой, семья — это социальный институт с определенными социальными нормами, образцами поведения, санкциями, правами и обязанностями, осуществляющий организацию и регулирование поколений. Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с каким другим социальным институтом, потому что именно в семье формируется и развивается личность человека, осваиваются социальные роли. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества человека. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Личность молодого человека, интегративное принятие ценности семьи как социального института, специальные знания и навыки в области семейных отношений, семейной педагогики и межличностного общения делают молодого человека готовым к браку. Эта готовность структурно представлена эмоциональным, когнитивным и мотивационным компонентами. Назначение этих компонентов в структуре готовности учащихся к семейной жизни объясняется основными потребностями подросткового возраста (познавательными, эмоциональными, мотивационными, оценочно-волевыми и потребностями в деятельности и общении).

Молодая семья — это супруги активного репродуктивного возраста (до 28 лет), проживающие вместе не менее двух лет с момента фактического создания брачного союза, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любой ориентацией на детство.

Молодые семьи формируют модель будущих семейных отношений — распределение власти и ответственности, духовные связи между супругами, нахождение того типа отношений, который бы удовлетворял обоих, развитие общих семейных ценностей. Эксперты говорят, что этот процесс напрямую зависит от неподготовленности супругов к семейной жизни.

Неподготовленность к браку проявляется в нереалистичных ролевых ожиданиях и установках супругов. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. А стабильную семью можно создать при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.

Что означает термин готовность молодежи к браку

Что означает термин готовность молодежи к браку

Понятие психологической готовности к брачным отношениям

Подготовка молодых людей к браку, к будущей семейной жизни является неотъемлемой частью общей системы воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что в определенном возрасте молодой человек полностью готов к созданию семьи. Однако многие социологические и педагогические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готовность молодых людей к браку и созданию семьи должна быть целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, И.Л. Москвичева выделяет готовность молодых людей к вступлению в брак. Она представляет собой систему социальных и индивидуальных отношений, определяет эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни, ценностям брака. Готовность к браку — это целостная категория, которая включает в себя ряд аспектов:

Формирование определенного морального комплекса — готовность человека взять на себя ответственность новой системы по отношению к своему партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связано с распределением ролей между супругами.

Готовность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья — это малая группа, ее нормальное функционирование требует координации жизненных ритмов супругов.

Способность идти на жертвы по отношению к партнеру. Способность чувствовать это включает в себя возможность соответствующих действий, основанных, прежде всего, на качестве и характеристиках альтруизма любящего человека.

Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатический комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является больше психологическим эффектом облагораживания человека как личности. В связи с этим возрастает роль психологических функций брака, которые способствуют успешному развитию способности сопереживать, чувствовать эмоциональный мир партнера.

Высокая эстетическая культура чувств и поведения человека.

Умение конструктивно разрешать конфликты, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Способность конструктивно разрешать межличностные конфликты и использовать их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов.

Отправной точкой готовности человека к браку и семье, по мнению С.В. Ковалева, является активное понимание социального смысла своих действий, определенных обязательств перед собой и другими, а также ответственности за семью и детей, добровольное принятие трудностей и ограничений личной свободы в семейной жизни. Кроме того, он отмечает важный показатель психологической готовности к семейной жизни — наличие проекта будущей семейной жизни. Она выражается в потребности видеть себя в будущем самореализованным, любимым и счастливым, но любая мечта достижима только в том случае, если она подкреплена реальным планом действий, который, помимо желаемых целей, включает пути и средства их достижения.

Условия успешного супружества

Рассматривая психологическую готовность через призму условий нормального брака и крепкой семьи, Харчев А.Г., Мацковский М.С. отмечают, что такими условиями являются:

Л.Б. Шнайдер связывал успех брака с готовностью к нему, но прежде всего с образом жизни и прототипом человека. Он также утверждал, что все способности и склонности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется в первые годы жизни. Знание качества прототипа может указать на трудности, возникающие в более поздней взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, любовные и брачные отношения требуют исключительного чувства симпатии, способности идентифицировать себя с другим человеком и сопереживать ему.

Такими предпосылками являются:

Мотивация вступления в брак роль любви и симпатии

Б.Ю. Шапиро, изучая типичные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди на этапе спаривания, отметил, что готовность будущих супругов играет важную роль в выборе партнера. По его мнению, самым опасным является непризнание мотивов при выборе спутника жизни, которые возникают под влиянием традиций и социально принятых норм (например, ориентация на внешние данные партнера, сосредоточенность на «романтическом любовном сценарии»). Шапиро Б.Ю. описывает так называемые «ловушки любви»: чувство долга (долго общались, родители знают, что все согласны и все довольны, обещали закрыться); интимное счастье (основанное на мифе, что брак — основа гармоничной сексуальной совместимости); жалость или благодарность. Кроме того, это могут быть «легкомысленные» браки (желание перейти из категории инфантильного ребенка в категорию взрослой семьи, покинуть родительский дом) и «стимулированные» браки» (обычно из-за добрачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность. Чаще всего брак используется не как самостоятельная ценность, а как средство для удовлетворения других потребностей. Это, в свою очередь, является источником проблем в период становления пары. Поэтому основной профилактической мерой Шапиро Б.Ю. считает работу над пониманием мотивов вступления молодых людей в брак.

Мотивация вступления в брак, считает С.В. Ковалев, включает в себя как минимум пять типов: Любовь, духовная близость, материальный расчет, психологический конформизм, моральные соображения. Исследование влияния удовлетворенности семьей на мотивацию брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, есть максимум довольных и минимум недовольных. Единство этих двух мотивов очень важно. Разочарование в семье и браке оказалось более вероятным среди тех, кто сосредоточился только на своих чувствах, не имея необходимой духовной общности супругов для их поддержания.

По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь является фактором, препятствующим сохранению семьи. «Прежде всего, — говорит Сергей Ковалев, — в любви мы ищем не супруга, а любимого человека. Забывая о том, что жить надо не только с прекрасным чувством, но и с его предметом и носителем — совершенно конкретным человеком, обладающим уникальным духовным миром, образом своего «я», темпераментом, характером и чертами личности, что слияние двух «я» не всегда приводит к «мы». Во-вторых, под видом романтической любви мы часто забываем, что как бы сильно пара ни любила друг друга, она не просто выполняет обычные функции пары».

Западногерманский психолог Чернов А. утверждает, что когда ожидание любви становится основным мотивом для вступления в брак, основная важность семейной жизни с ежедневной работой, заботой о маленьких детях уменьшает гибель этих иллюзий, что часто приводит к поиску нового любовного партнера. Чернов А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, человеческий род вымер бы».

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий придерживаются иного взгляда на связь любви и брака, который они представляют в описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающее в межличностных отношениях, включая семейные. Легче приспособиться к разочаровывающим качествам характера супруга.

Степень эмоциональной близости, как отметил Питер А., является особой характеристикой этой семьи, и трудно представить себе какую-либо другую группу, в которой подобные качества развиты в такой же степени.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, эффект симпатии в супружеских отношениях во многом схож по своей психологической сущности. В этом отношении эффект «разрешения разочарований». Отношения симпатии вызывают повышение интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любили). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес в сочетании с желанием помочь, порадоваться или погоревать вместе, в свою очередь, порождает большую взаимную открытость и, соответственно, увеличивает симпатию. Отсюда вытекает важность сочувственных отношений для предотвращения и разрядки межличностных конфликтов в семье.

Фактор зрелости человека в семейных отношениях

В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые, хотя экономически зависят от своих родителей, часто не посвящают себя своим намерениям. Говоря о браке, не стоит забывать, что желание вступить в брак и готовность к браку — это не одно и то же понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку предполагает восприятие комплекса требований, обязанностей и социальных норм поведения, регулирующих семейную жизнь.

Готовность принять новую систему ответственности перед супругом, будущими детьми и ответственность за собственное поведение;
Понимание прав и достоинства других членов семейной ячейки, признающее принципы равенства в человеческих отношениях
Стремление к ежедневному общению и сотрудничеству, координации взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь подразумевает высокую моральную культуру;
способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого и понимать его психические состояния.

Обладать высокой этической и психологической культурой, способностью быть терпимым и прощающим, щедрым и добрым, принимать другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм.

Все эти способности являются показателями способности человека быстро менять свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости своего поведения, способности идти на компромисс.

Дружинин В.Н. отмечает, что прочность и судьба брака зависит от многих факторов, так как в брак вступают два человека со своими сложными психологическими и физиологическими характеристиками. Очень важно, чтобы люди в браке были социально-психологически зрелыми личностями.

К психологической зрелости, по мнению Дружинина В.Н., относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и наоборот — характеристики готовности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях.

Комплекс факторов, обеспечивающих зрелость личности в семейных отношениях, а потому являющихся обязательным элементом подготовки молодежи к семейной жизни, включает в себя: Коммуникативные навыки; владение психотехниками общения и саморегуляции; психологическая поддержка; добродушие и отходчивость в спорах; терпимость к недостаткам друг друга; умение выходить из конфликтных ситуаций; желание и готовность иметь детей и совместно заботиться об их развитии, воспитании и образовании; социальная активность членов семьи и их способность не замыкаться в узком кругу семейных дел; умение прощать. Такая зрелость достигается не одновременно и зависит от многих факторов. Первый фактор подчеркивает необходимость психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль предполагает определенные ожидания, возлагаемые на ее исполнителей. Таким образом, роль готовности для мужа и жены заключается в точном знании этих ожиданий и желании их реализовать.

Помимо психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношений между мужем и женой. В недавнем прошлом именно мужчина выполнял самую тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сегодня существует значительный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье.

В действительности, в большинстве нормальных российских семей основное бремя домашней работы лежит на женщинах. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, рациональное распределение обязанностей может быть фактором стабильности семьи.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Что означает термин готовность молодежи к браку

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Психологическая готовность к браку молодежи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Подходы к понятию «психологическая готовность»

Психологическая готовность – это психическое состояние, которое возникает перед началом деятельности и характеризуется наличием у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.

Основой современной семьи являются брачные отношения, в которых находят свое проявление естественная и социальная природа человека, материальная и духовная сфера. Супружеские отношения являются ядром брачно-семейных отношений. В брачном союзе значение интимного, личного общения, в основе которого лежат любовь, уважение, забота, внимание, возрастает. Брак выступает как психологическое отношение между супругами.

Чаще всего брак заключается в студенческом возрасте, поскольку данный этап развития соотносится с формированием экономической самостоятельности и отходом от родительского дома.

На психологическую готовность к браку и его компоненты существуют разные точки зрения. Так, например, Т.В. Андреева, выделяет три основные ступени готовности – это физическая зрелость с завершением периода полового созревания и важнейшая основа супружества. Однако половая зрелость ещё не означает гармоничной сексуальной жизни в браке. Кроме неё необходима ещё этическая и экономическая готовность. Отсюда, определить, кто из 18-летних молодых людей морально и социально готов к браку, достаточно сложно. Более трезво оценивают себя 20-30-летние молодые люди. Это возраст начала построения собственной карьеры, время неограниченных возможностей, а время вступления в брак может подождать. Большой багаж знаний имеют люди старше 30 лет, они уже хорошо знают, чего хотят и, кажется, что это идеальный возраст для брака. Однако 30-летним трудно идти на компромисс и подстраивать себя под желания партнера.

Готовые работы на аналогичную тему

Специалисты считают, наилучшим брачным возрастом для мужчин от 22 до 25 лет, а для девушки от 18 до 23 лет.

Что касается социальной зрелости, то здесь авторы называют такие показатели как завершение образования и приобретение профессии, получение высшего образования, самостоятельную трудовую деятельность. Социальная готовность к браку предполагает осознание молодыми людьми ответственности за семью, друг за друга, за детей. Социальная зрелость – это обретение человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.

Для гармонии супружества и прочности семьи ключевой предпосылкой является этико-психологическая готовность молодых людей. Если у молодых людей нет ясного представления о том, зачем вступают в брак, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности необходимо выполнять, что ждут от семьи, то к браку они не подготовлены.

Личностная зрелость вступающих в брак молодых людей, по мнению В.Н. Дружинина, имеет четыре базовых составляющих – ответственность, терпимость, саморазвитие, положительное мышление:

Вступая в брак, люди надеются, что их жизнь станет интереснее и лучше, и дать это может предполагаемая семья.

Понятие и структура психологической готовности к браку

Психологическая готовность к браку и психологическая готовность к семейной жизни, считают специалисты, понятия совершенно разные.

Более широким понятием является психологическая готовность к семейной жизни поэтому, исходя из понятия «брак» и «семья» готовность к семейной жизни предполагает супружеские отношения между мужчиной и женщиной.

Психологическая готовность к браку подразумевает брачно-семейные отношения, основу которых составляют супружеские, родительские и родственные отношения.

По мнению С.В. Жолудевой психологическая готовность к браку является личностным образованием, представляющим собой систему с основными компонентами – супружеской ценностью, брачной мотивацией, супружеской иерархией, супружескими установками и ожиданиями, супружескими отношениями.

Психологическая готовность к брачным отношениям, считает И.Ю. Зудилина, – это интегральная характеристика, объединяющая психологические мотивы, знания, умения, навыки, качества личности, обеспечивающие построение отношений супругов, находящихся в браке. Выражаются они в операциональном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах. Показателем психологической готовности к браку является способность к взаимодействию, и его значимые составляющие – взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние.

Психологическая готовность к браку предполагает сформированность мотивов образования брачного союза, которые различаются степенью осознанности – от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Статистика говорит о том, что только для 1/10 части всех браков мотив любви и общности взглядов характерен для женщин. Мужчинами руководит чувство сострадания, одиночества, вероятность рождения ребенка.

Для мужчин брак по расчету ориентирован на жилплощадь, а для женщин – на материальную обеспеченность.

Мотивационный компонент вступления в брак зависит от социального положения субъекта, его пола, возраста, жизненных ценностей.

Что касается когнитивного компонента, то И.Ю. Зудилина считает, что его содержание составляет система знаний и представлений о браке, его роли в обществе. Ролевые ожидания и притязания в браке являются показателями когнитивного компонента.

Зацепина В.И. указывает на ряд особенностей, характеризующих установки и ожидания самого брака и партнера. Происходит разделение и противопоставление понятий любви и брака, оттеснение любви в браке на фоне предшествующего её всевластия. Со стороны девушек наблюдается такая опасная тенденция как чрезмерные требования к партнеру и супругу.

Эмоциональный компонент вступления в брак предполагает способность супругов к эмпатии, а поведенческий компонент – выбор тактики в конфликтной ситуации.

Брак и семья – категории психологии

Семья – это элемент системы общества, пронизывающий всю жизнь человека.

Словарь философии говорит, что семья является малой социальной группой общества, основанной на супружеском союзе. Для семьи как малой социальной группы, характерны только ей присущие особенности. Прежде всего, это общие цели, которые могут меняться по ходу развития семьи.

Следующая особенность – это ядро (супружеская пара), определяющая характер всех семейных взаимодействий через внутренние взаимоотношения.

Следующая особенность связана с тем, что совместная семейная деятельность для её членов не становится группообразующей, потому что установки и интересы каждого члена семьи могут быть различные.

Для семьи характерны разнообразные психологические особенности и различные социально-психологические процессы, среди которых самым основным является общение.

Именно общение реализует и раскрывает семейные и межличностные отношения. В семье межличностное общение выражается в трех сферах, взаимосвязанных между собой:

Супруги являются ядром семьи, впоследствии к ним добавляются дети, родители и родственники.

Преобладающими сегодня являются нуклеарные семьи – это отдельно живущие семьи, в которых есть супружеская пара.

Второй специфический термин «брак» имеет тесную связь с термином «семья». У А.Г. Харчева определение брака звучит так – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной.

Этот же автор семью понимает как институированную общность, которая складывается на основе брака и несет ответственность за здоровье и воспитание детей.

Внутрисемейные и брачные отношения регулируются российским законодательством (Семейным Кодексом) и нормативно-правовыми актами.

Уникальность брака состоит в большом эмоциональном и кровнородственном потенциале.

Юнг рассматривает брак как психологическое отношение с рядом особенностей:

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Литература:
Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М. 1991.
Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М. 1986.
Трухин И.А. Будущему семьянину. К. 1987.
Шапиро Б.Ю. От знкомства к браку. М. 1990.
Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М. 1996.
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М. 1991.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.
Крайг Г. Психология развития. СПб. 2000.
Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М. 1987.
Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

Психологи сетуют, что люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, если вы не пройдете соответствующей подготовки, вы не сможете получить водительские права, тогда как для получения свидетельства о браке от вас не требуется почти ничего. А между тем семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляют к нему и немало требований. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно обращаться с партнером. Франклин (Franklin, 1987), например, считает: если страдающий от безысходной любви мужчина чувствует, что должен наконец что-то предпринять, пусть он лучше пойдет и «наколет дров»! Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарованность недолговечна, что она рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни.
Молодость – пора становления личности, пора поисков и определения своего места в жизни. Это этап, оказывающий определяющее влияние на профессиональное становление, на семейную жизнь, на всю судьбу человека. Поэтому присущие ей социальные и психологические отличия заслуживают особого внимания.
Основная трудность характеристики молодого поколения, видимо, заключается в том, что с возрастом происходит значительная дифференциация молодых людей. До 15 лет это были школьники. Начиная с 15 лет и старше одни становятся учащимися колледжей и студентами институтов, другие – рабочими или служащими. Некоторые становятся семейными, другие пока не обзавелись семьей и т.п. Надо учитывать и тот факт, что с возрастом усиливаются различия в способностях, в характере, особенно мужском и женском. Но мы все-таки попытаемся выделить некоторые социально-психологические особенности, отметить общие тенденции, наблюдающиеся в молодежной среде.
Молодежь отличается от других возрастных групп населения прежде всего повышенной социальной активностью. Этот рост связан с тем, что молодой человек как бы «примеряет» на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Он активно входит в жизнь. В 18-25 лет такие понятия, как трудовая деятельность, супружество, воспитание из сферы теории переходят в практику. Наука, политика, искусство, спорт, любовь, семья – все это входит в сферу интересов молодого человека, являясь одновременно и средством его самоутверждения. Отсюда напряженный интерес к различным сторонам человеческой жизни, поиск приемлемых и значимых сфер деятельности, стремление все узнать, испытать на себе, найти смысл жизни.
Для молодежи также характерна повышенная эмоциональность. Именно обостренностью чувств, высокой чувствительностью к окружающему миру, к людям, к взаимоотношениям объясняется ее романтичность, мечтательность и свежесть мысли, порыв, максимализм и категоричность, непримиримость к недостаткам, повышенная требовательность в оценках и критичность, открытость и резкость. Повышенная эмоциональность порой приводит молодых людей к прямолинейности и бескомпромиссности. У юношей и девушек зачастую теряется чувство меры, отсутствует такт, гибкость, выдержанность по отношению не только к сверстникам, но и к людям старшего возраста.
В юношеском возрасте резко возрастают интеллектуальные возможности. В этот период молодежь способна овладеть самыми сложными науками, быстро накапливать информацию, успешно овладевать новыми социальными ролями и соответственно активно усваивать новые формы поведения. Для молодых людей характерна повышенная готовность к различным переменам в жизни, к принятию всего нового, интересного, особенно – новых идей в науке, технике, литературе и искусстве.
Именно на этот возраст приходится пик развития потребности в общении. Наиболее полно удовлетворяется оно в коллективных формах жизни и деятельности.
Наряду с тем, что молодежь характеризуется повышенной социальной активностью, общительностью, эмоциональностью, стремлением искать смысл жизни, легкостью в усвоении знаний и социальных ролей, можно отметить запоздалое развитие социальной и гражданской зрелости как тенденцию, тревожащую общество. Молодежь не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в изменяющихся сложных социальных процессах, иногда пасует перед трудностями, не берет на себя ответственность, старается избежать конфликтных ситуаций.
Отмечается и факт чрезмерной опеки молодежи со стороны государства, семьи, общественных организаций. Это мешает развитию у молодого поколения чувства ответственности за свое будущее. Многие юноши и девушки строят свои жизненные планы, опираясь не столько на собственные силы и возможности, сколько в расчете на помощь родителей, общества в целом. Чрезмерная опека приводит к потребительству, инфантилизму. Запаздывание молодежи в социальном становлении, чрезмерная ее опека прямо сказываются на жизнестойкости молодой семьи, ее стабильности. К явлениям, затрудняющим становление молодой семьи, можно отнести чрезмерную заорганизованность, приводящую к снижению внутренней активности, повышенную критичность к другим людям, когда самокритичности им порой не хватает. У современной молодежи наблюдаются завышенные требования к условиям и особенно к содержанию труда. Это порождает состояние неудовлетворенности трудом, проявление пассивности, затягивает сроки профессионального становления, отрицательно сказывается на семейных отношениях.
Перечисленные социально-психологические особенности молодежи говорят о том, что от взрослых и родителей требуется повышенная психологическая напряженность, тактичность, внимательность в общении с молодыми людьми. Обычно такая напряженность начинает проявляться, когда сын или дочь вступают в возраст активного полового созревания, в возраст любви.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них установок, ориентаций на вступление в брак.
Итак, для чего нужна семья:
-чтобы было на кого опереться;
-чтобы было с кем посоветоваться;
-чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
-чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;
-чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;
-чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;
-чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;
-чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;
-чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;
-чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;
-чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;
-чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.
Все вышеперечисленное и составляет в совокупности образ семьи как надежного убежища в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни.
У юношей и девушек можно выделить четыре вида установок на семейную жизнь.
Реальная установка. Молодые люди относятся к будущей семейной жизни с пониманием, считают, что она должна основываться на взаимной любви, совместном преодолении трудностей. Так считают 47% обследованных юношей и 63% девушек.
Осторожная установка. Юноши и девушки относятся к будущей семейной жизни настороженно. Их тревожит увеличивающееся количество разводов, сложности семейной жизни. По этому они не спешат обзаводиться семьей. Такие взгляды свойственны 23% юношей и 14% девушек.
Идеализированная установка. Молодые люди считают, что в их семейной жизни все сложится прекрасно. Данная установка имелась у 9% юношей и 21% девушек.
Неопределенная установка. Ее высказали 21% юношей и 2% девушек, которые не имеют конкретного представления о будущей семейной жизни и серьезно не задумываются о ней.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В.Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

Без сильного чувства, сердечного влечения, а по рассудку находят друг друга 15-20% молодоженов. Причины в этом случае указываются разные: «боятся засидеться в девках», пришло время жениться, хочется остаться в городе после учебы, по примеру подруг и друзей, «назло» тому (или той), кто не обратил на нее (него) внимания, желание продемонстрировать родителям свою самостоятельность; некоторые думают, что из них выйдет хорошая семейная пара и т.д. Многие создают семью по материальным соображениям.
Готовность к самостоятельности включает в себя умение вести семейный бюджет, наладить быт; ухаживать за детьми, наличие определенной материальной независимости от родителей, желание решать другие жизненно важные вопросы. Чувство ответственности за создаваемую семью предполагает продуманность решения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальном и жилищном. Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – неполноценная.
Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности.
Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым.
Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода.
Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию.
Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям.
Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя наличие необходимых педагогических знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту.
Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знания закономерностей развития детей и их воспитания, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам.
Сексуальная воспитанность предполагает наличие необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, серьезного взгляда на отношения полов, знаний о том, как беречь свою любовь, культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.
По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.
К ним относятся:
-готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;
-понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
-стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
-умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
В.С.Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *