Что означает термин географическое краеведение
аттестация
Погода
Рейтинги
Географическое краеведение
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств, поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии. А.С. Барков считал, что объект и методы изучения географии и краеведение совпадают. Л.С. Берг называет краеведение географией родного края. Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория.
Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». Понятие «край» – условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. В школе чаще всего под термином «родной край» понимают территорию своей административной области (края, республики, района). Отсюда, г еографическое краеведение – это всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопление знаний о ней.
А.С. Барков утверждает, что географическое изучение местного края нужно для всех специалистов-предметников, а географ может и должен, увязывая разные наблюдения с географией, явиться естественным объединяющим центром общей краеведческой работы.
Географическое краеведение также является школьным предметом, посвящённый изучению природы, хозяйства и истории родного края.
Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут «увидеть мир в капле воды».
Краеведческий подход дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлении о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстрации в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края – средство для непосредственного познания географических явлений».
Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии.
Велико значение школьного краеведения в охране природы. В современное время охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее природных ресурсов.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания российского патриотизма.
Презентация по географическому краеведению «Что изучает краеведение? Виды краеведения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Географическое краеведение Беляева Ольга Андреевна учитель географии
Что такое географическое краеведение? Что оно изучает?
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.
Краеведение – это как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Однако как наука со своим предметом изучения, собственными методами, возникла сравнительно недавно.
Этапы становления краеведения На первом этапе (устно-летописный) сведения краеведческого характера передавались поколениями из уст в уста, а затем получили отражение в летописях, в различных государственных документах. В это время краеведческие сведения были описательного характера, повествовали о событиях, природе и жизни местности. Второй этап (фактический) был ознаменован первыми работами по изучению и описанию различных областей страны. В это время были сделаны первые попытки комплексного описания и изучения края. Научный этап ознаменовался становлением краеведения как науки о своем крае. Краеведческие исследования вели многие университеты, отделения и филиалы научных обществ. Возникают так же два направления в краеведении: научное и школьное.
Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. Но в отличие от этих наук краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Таким образом, краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих по своей сущности к научному и всестороннему познанию края.
Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике. Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания и т.п.
Краеведение в России Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение. Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи». С середины XVIII в. организуются академические экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. В этот период открываются начальные училища, а в 1788 г. выходит пакет документов о введении этого предмета в учебные заведения. Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев (в основном в Сибири и на севере европейской части России).
Много сделано для развития краеведения Русским географическим обществом. Под руководством П.П. Семенова-Тянь-Шанского были подготовлены многотомные издания: «Географо-статистический словарь Российской Империи» и «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Губернские архивные комиссии занимались выявлением, сохранением, систематизацией, описанием исторических памятников, организацией музеев, изданием краеведческой литературы, пропагандой знаний о своем крае. По инициативе Московского археологического общества с 1869 г. в различных городах проходили археологические съезды, в которых участвовали профессора, руководители архивов, местные краеведы-любители. Усилению интереса к краеведению способствовало и духовенство: издавались епархиальные ведомости, составлялись церковно-приходские летописи. На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»). К 1917 г. краеведение занимало немалое место в культурной и общественной жизни больших и малых городов.
После Февральской революции многие краеведы проявили большую самоотверженность в спасении, охране и использовании памятников истории и культуры (особенно имений, частных коллекций). А затем они активно включились в краеведческую деятельность послереволюционных лет: организацию музеев, архивов, библиотек. Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. Повсеместно возникали краеведческие общества, музеи, кружки. Их задачей было изучение родного края, сохранение памятников, защита природы, распространение знаний об Отечестве. Краеведы спасали от уничтожения бесценные шедевры древнерусской живописи и прикладного искусства, исторические раритеты, редчайшие книги и старинные документы, препятствовали разрушению археологических и уникальных природных объектов. В то время во главе краеведческого движения стоял выдающийся ученый академик С.Ф. Ольденбург. Ко второй половине 20-х годов в СССР было зарегистрировано более 1700 краеведческих организаций и учреждений. После окончания гражданской войны стала очевидной необходимость координации деятельности краеведов. В стране проводились различные краеведческие конференции. К середине 1927 г. их состоялось более 100. Было создано Центральное бюро краеведения, издавались краеведческие журналы.
В 1921 г. в Петрограде был организован Экскурсионный институт, а в Москве Музейно-экскурсионный институт; в Московском университете открылась кафедра по краеведению и экскурсионному делу. В 1929-30 гг усилилось стремление к политической идеологизации работы краеведов. К руководству краеведением пришли люди, имевшие преимущественно опыт партийной или государственно-аппаратной работы. Началась травля краеведов в прессе, обвинения в организации заговоров, вредительстве. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы. В последние годы начался новый подъем краеведения. Перед современным краеведением стоят следующие задачи: изучение истории и культуры края; выявление и охрана местных памятников культуры и старины; изучение и охрана природы края; пропаганда знаний о крае; организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.
2011dnevnoe
2 курс
Краеведение – совокупность знаний (географических, исторических и т.п.) об отдельных местностях страны. В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.
Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение. Научно краеведение начало развиваться с середины XVIII века. Идея комплексного изучения своего края принадлежала М.В. Ломоносову, составившему и разославшему в разные регионы анкету с вопросами по экономике, географии, истории, культуре. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи». С середины XVIII в. организуются академические экспедиции по изучению регионов страны, в результате чего появляются естественно-географические описания этих мест и труды, посвященные их истории. В этот период открываются начальные училища, а в 1788 г. выходит пакет документов о введении этого предмета в учебные заведения.
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты. Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются: хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия; население края; населенные пункты. Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению.
Под школьным краеведением следует понимать всестороннее изучение учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Школьное краеведение помогает изучению географии, истории, других дисциплин. А главное – прививает любовь к родному краю, приучает интересоваться историей, традициями, ценить своеобразие края. Школьное краеведение важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии, осуществляет межпредметные связи, помогает соединять обучение с жизнью и активизирует деятельность учащихся.В школьном краеведении выделяют учебное краеведение и внепрограммное (внеклассное). Для них характерны собственные формы работы и методы. Использование краеведческого материала может осуществляться на различных стадиях изучения темы, в зависимости от поставленных задач.
Никонова М.А. Земледелие и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /М.А.Никонов а, П.А.Данилов.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Из-во «Академия»,2005.-224 с.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школа-лицей №1, г Костанай
Содержание краеведения определяется целями и задачами, стоящими перед обществом в определенный период его жизни.
Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.
Исследовательская направленность в работе факультатива по истории края является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому в работе факультатива особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания.
Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Пишут рефераты, доклады, готовят презентации.
Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего района или села, развитие интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
В последние годы в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Они касаются традиционной проблемы – собирания библиографической краеведческой информации. Оснащение библиотек новыми информационными технологиями обеспечило в этой сфере настоящий прорыв. Факультативный курс «Физическая география Костанайской области» проходил в детско-юношеской библиотеки им. Алтынсарина. Сотрудники библиотеки готовили для нас сбор и оформление литературы по нашей тематике. Для проведения занятий предоставляли нам актовый зал с интерактивным оборудованием. Организовали встречи и экологом, метеорологом. Ребята с удовольствием посещали занятия, проходившие в библиотеке.
В научно-методической литературе и в современной школьной практике географическое краеведение рассматривается как одно из эффективных педагогических средств повышения качества учебно-воспитательной работы, активизации учебно-познавательной и общественной деятельности школьников. Географическое краеведение как средство активизации всей учебно-воспитательной работы имеет весьма важное значение в комплексном решении проблем формирования у учащихся научного мировоззрения, нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Я могу сделать следующие выводы, что в результате моей работы по географическому краеведению в школе происходит:
— всестороннее, синтезированное изучение родного края;
— развитие умений видеть прекрасное в природе, беречь и умножать это прекрасное:
— привитие чувства готовности участвовать в его дальнейшем развитии.
Самое главное, я считаю, что этой работой можно заниматься постоянно, с разновозрастными группами детей и всегда она будет актуальной. Поле деятельности здесь безгранично, потому что периодически возникают проблемы, связанные с экологией, с изменениями в природе, в хозяйстве, меняются поколения и объекты изучения. Поэтому говорить о перспективах дальнейшей работы по географическому краеведению не приходиться.
Место и роль географического краеведения в условиях перехода на ФГОС. Экологические аспекты преподавания географии.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”. В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. В настоящее время школьное географическое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.
Направления краеведческой работы:
Краеведческий материал с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории и географии края. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом.
Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.
Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются экскурсии, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вида:
Методика проведения экскурсии. Подведение итогов.
Комплексная экскурсия в природу «Люблю тебя, мой край родной» Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На них дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют возникновению интереса к природе. Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности, сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя географии, биологии, но и литературы, истории…
На районных турслетах Как учитель географии вместе с учителем физкультуры Мартиросян Р.Р. и командой туристов принимаю участие в раионных турслетах, в 2012 году наша команда заняла первое место в ориентировании на местности и преодоление полосы препятствия.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Считаю, что необходимо постоянно повышать свою квалификацию по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий. Сама веду здоровый образ жизни и постоянно провожу необходимую его коррекцию, чтобы мои слова не расходились с делом.