Что означает термин философия
Значение слова «философия»
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия. □ — Всем нам — рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия — сводка всех знаний о жизни, а — мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский. || Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия Лейбница. □ Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.
2. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. — Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы. Обида за обиду и услуга за услугу — к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.
3. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п. Философия истории. Философия математики. Философия права.
4. Разг. ирон. Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения. [Боркин:] Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов. [Елизавета:] Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.
5. Разг. устар. Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.
Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.
Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.
ФИЛОСО’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. philosophia]. 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая ф. Античная ф. Идеалистическая ф. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Ф. математики. Ф. языкознания. Ф. права. 3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить
4. Встарину — название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
филосо́фия
1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания ◆ Изучать философию в университете. ◆ Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. ◆ Материалистическая философия. ◆ Античная философия. ◆ Идеалистическая философия.
2. научн. теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки ◆ Философия истории. ◆ Философия права. ◆ Философия математики. ◆ Философия языкознания.
3. устар. название среднего из трёх классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хохма — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.
1. Предмет и определение философии.
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.
В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.
Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии.
Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.
Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения: Что такое человек и мир? Откуда он произошел? Куда и зачем движется его судьба? Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активноеи непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции).
Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства в обосновании своих положений)..
Первая попытка выделения философии, как особой области знаний, была сделана античным мыслителем Аристотелем.
Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.
В связи с этим, современная интерпретация предмета философии отличается от той, которая существовала в прошлые века, большим многообразием, впитав в себя опыт прошлых и нынешних поколений. В качестве предмета философии выступают:
— природа, глобальные проблемы;
— сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль и др.;
— отношение мышления к бытию;
— вопросы общественной жизни людей, правового, политического устройства общества и пр.
Специфичен по своему содержанию и метод философии. Под ним понимается способ теоретического мышления, который включает следующие операции:
— теоретическую классификацию и систематизацию;
— логический вывод и доказательство;
— природа, глобальные проблемы;
— сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль и др.;
— отношение мышления к бытию;
— вопросы общественной жизни людей, правового, политического устройства общества и пр.
Специфичен по своему содержанию и метод философии. Под ним понимается способ теоретического мышления, который включает следующие операции:
— теоретическую классификацию и систематизацию;
— логический вывод и доказательство;
— сопоставление различных феноменов и т.д.
1. Закон тождества (всякая сущность совпадает сама с собой);
2. Закон противоречия (никакое суждение не может одновременно быть истинным и ложным);
3. Закон исключенного третьего (для высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно);
4. Закон достаточного основания (всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано).
Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме
Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение
Дайте определение понятию «философия»
Кто первым использовал термин «философия»
Объясните, что такое «осевое время»
Перечислите основные разделы философии
Где и когда возникла философия?
Назовите основные формы мировоззрения.
Что такое мифология?
Назовите основные законы мышления в философии
Что характерно для религии как мировоззрения? *Как вы считаете, важна ли философия сегодня?
* Чем философия может помочь в обычной жизни?
Философия и история философии Ритерман Татьяна Петровна https://fil.wikireading.ru/64216 Философия: конспект лекций Шевчук Денис Александрович https://fil.wikireading.ru/17879 Философия: Конспект лекций Ольшевская Наталья https://fil.wikireading.ru/9619
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович https://fil.wikireading.ru/42098
Развитие Вселенной происходит в соответствии с определенными образцами и принципами, которые невозможно определить чётко. Можно однако назвать их — хотя это не совсем точно — «Дао». Что касается «Дэ», то к ней нельзя стремиться, она возникает спонтанно, естественно. «Дэ» проявляется как всеобщая закономерность раскрытого, проявленного мира, как закон Вселенской Гармонии.
Лучшим способом реализации «Дао» во внешнем мире является принцип У-вэй — непреднамеренной активности.
Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-цзы считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе и своих родных заменить заботой обо всех. За несколько веков до христианства он сформулировал « золотое правило »: «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город». Тот же принцип он применял к частной и семейной жизни: «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете».
Будда Шакьямуни (563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья) ») — духовный учитель.
Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.
Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370—300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.
Карл Теодор Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма.
Родился в Ольденбурге в 1883 году. Его мать происходила из местных крестьян, отец был юристом, впоследствии занимал должность директора банка. С ранних лет интересовался философией, однако, опыт и практика его отца в юридической системе, несомненно, оказали влияние на его решение об изучении права в университете. Проучившись некоторое время на юридическом факультете в Гейдельбергском, а затем в Мюнхенском университетах, Ясперс понял, что юриспруденция ему не нравится, и в 1902 году меняет специализацию, занявшись изучением медицины.
В 1908 году окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета; в 1909 году получил степень доктора медицины. В 1909—1915 годах работает в психиатрической лечебнице Гейдельберга, где несколько лет до этого практиковал Эмиль Крепелин. Ясперс не удовлетворён существующими подходами к изучению психических заболеваний и ставит себе задачу по улучшению психиатрического подхода. В 1913 году Ясперс защищает докторскую диссертацию, которая впоследствии была издана в виде фундаментального труда «Общая психопатология» (был переиздан несколько раз, последний раз в 1959 году). Получив степень доктора психологии, сразу после защиты Ясперс получает временную должность преподавателя психологии в Гейдельбергском университете. Позже должность становится постоянной и он никогда больше не возвращается к практике в клинике.
Гомер ( VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея».
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.
О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.
Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, что указывает на дату 850 лет до н. э. Неизвестный историк в своих записках указывает, что Гомер жил за 622 года до Ксеркса, что указывает на 1102 год до н. э. Другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны. На данный момент существует несколько дат рождения и доказательств к ним.
Парменид из Элеи (ок. 540 до н. э. или 515 до н. э.— ок. 470 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель и главный представитель Элейской школы. Свои взгляды выразил в метафизической поэме «О природе»название позднейшее, значительная часть отрывков которой дошла до нас; в ней содержатся основные положения элейской философии. Его учеником и последователем был Зенон Элейский.
К нему восходят начала метафизики. Он обратился к вопросам бытия и познания, заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии; разделил истину и мнение.
По его выводу, истинно знание вечного, неизменного бытия, а «мыслить и быть — одно и то же». Его основные тезисы таковы:
Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём;
Бытие ни кем и ни чем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет;
Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;
У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара.
Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет»).
Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ.
Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).
Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.), из этого можно приблизительно вывести дату его рождения (около 540 г.) По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царей-жрецов с чисто номинальной властью во времена Гераклита), потомков Андрокла, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.
Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами». Он же пишет, что к философу в его добровольном изгнании явился ученик Парменида Мелисс и «представил Гераклита эфесцам, которые не хотели его знать».
Платон (428 или 427 до н. э.— 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
КУЛЬТУРА- (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) — универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности. К. изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.
Осевое время- Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
Мировоззрение- — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».