Что означает термин движение ликвидности
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.
Как оценивать ликвидность компании
Ликвидность показывает, как быстро компания может расплатиться с партнерами и выстоит ли в случае проблем
Продолжаем рубрику о бизнес-показателях простым языком. В прошлых статьях разобрались:
Что такое ликвидность
Ликвидность — это способность быстро превратить имущество в деньги без потери в рыночной цене. И чем быстрее это можно сделать, тем более ликвидным считается это имущество. Например, валюта считается высоколиквидной ценностью, а старый гараж можно продавать год и в итоге отдать за копейки — его ликвидность будет низкой.
Для компаний ликвидность — возможность быстро отдать текущие долги с помощью имущества, его называют активами. Если активов больше, чем долгов, компания ликвидна. Если активов меньше, всё плохо: кредиторы будут требовать деньги, а платить нечем — так и до банкротства недалеко.
У ООО «Пончик» на расчетном счете 15 000 рублей, но еще есть запасы качественной муки, которую легко продать за 100 000 рублей. Это активы «Пончика».
«Пончик» должен срочно расплатиться с поставщиками — долг составляет 85 000 рублей. Для этого он может снять деньги со счета, продать часть муки за 70 000 рублей и оставить немного сырья для производства пончиков.
Активов компании больше, чем долгов, поэтому компания считается платежеспособной. А вот если бы муки не было, а долги выросли до 300 000 рублей, «Пончика» могли бы признать банкротом.
Активы — это всё имущество компании, их два вида:
Чем быстрее что-то из этого можно перевести в деньги, тем лучше. По скорости превращения в деньги активы бывают:
Зачем нужна ликвидность
Ликвидность оценивают, чтобы понять, насколько компания надежна и платежеспособна. Вот случаи, когда ликвидность точно пригодится:
Чтобы оценить ликвидность другой компании, нужен ее бухгалтерский баланс. По закону бухгалтерская отчетность — открытая информация, поэтому посмотреть баланс может кто угодно.
Если сравнить, сколько есть активов, а сколько обязательств — их называют пассивами, — можно понять, что происходит в компании, как быстро она может заплатить по счетам и стоит ли работать с ней. Общее правило такое: оборотных активов должно быть больше или на уровне с пассивами.
Андрей владеет сыроварней в пригороде. Он знает свои доходы и расходы, но плохо знаком с понятиями из теории экономики вроде рентабельности или ликвидности. Но наступает момент, когда к Андрею приходит крупная молочная ферма и предлагает сотрудничать: они Андрею молоко и закваску, а он им уникальные русские сыры.
Вот тогда Андрею и пригодится ликвидность. Ферма захочет убедиться в его платежеспособности, а Андрей сможет подготовиться — увеличить активы и избавиться от долгов.
Еще Андрей сможет оценить платежеспособность партнера по балансу. У фермы активов на миллион рублей, а долгов на 500 000 рублей. Значит, всё хорошо, можно работать.
Ликвидность определяют с помощью коэффициентов: абсолютной ликвидности, срочной и текущей. Например, наш герой Андрей считал текущую ликвидность. Мы же разберемся во всех трех коэффициентах: что это и как считать.
Абсолютная ликвидность
Абсолютная ликвидность показывает, сколько текущих долгов можно покрыть только за счет денег компании и краткосрочных вложений.
Вот формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности:
Абсолютная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения разделить на краткосрочные обязательства.
На счете компании есть 400 000 рублей, еще партнер должен на днях вернуть 100 000 рублей займа. Срочно нужно оплатить поставщикам 1 000 000 рублей.
400 000 + 100 000 / 1 000 000 = 0,5.
Нормальным значением коэффициента абсолютной ликвидности считается от 0,2 до 0,5. Компания с таким показателем может оплатить до половины долгов, как только это потребуется. Если показатель ниже, компания не сможет быстро оплатить даже часть долгов.
Срочная ликвидность
Срочная ликвидность помогает понять, как быстро компания может перевести все самые доступные активы в деньги, чтобы решить возникшие проблемы.
Формула срочной ликвидности такая же как для абсолютной ликвидности, только еще учитывают дебиторскую задолженность:
Срочная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения + краткосрочная дебиторская задолженность разделить на краткосрочные обязательства.
На счете компании есть 400 000 рублей, скоро вернут 100 000 рублей займа и 100 000 рублей по дебиторке. Поставщикам всё еще должны 1 000 000 рублей.
400 000 + 100 000 + 100 000 / 1 000 000 = 0,6.
Нормальным значением для коэффициента срочной ликвидности будет от 0,7 до 1. С таким показателем компания может оплатить все долги, как только это будет нужно. Если показатель выше, значит, у компании всё хорошо, ниже — нужно наращивать активы.
Текущая ликвидность
Текущая ликвидность показывает, может ли компания погасить долги всеми оборотными активами, без продажи имущества.
Формула расчет коэффициента текущей ликвидности:
Текущая ликвидность = оборотные активы разделить на текущие обязательства.
На примере будет так:
У компании есть деньги на счете, краткосрочные займы и вклады, дебиторская задолженность — всего 800 000 рублей активов. Срочно нужно оплатить поставщикам 1 000 000 рублей.
800 000 / 1 000 000 = 0,8.
Нормальное значение коэффициента текущей ликвидности — от 1,5 до 2,5. У нас вышло 0,8: компания не может вовремя платить по счетам. Нужно увеличивать оборотные активы и снижать задолженности. Иначе придется уже распродавать имущество.
Ликвидность — что это такое, виды и примеры
Ликвидность — превращение активов в наличные деньги. Она определяет как быстро они могут быть проданы или направлены на оплату долгов. Все ценности делятся на три группы: высоколиквидные, низколиквидные и неликвид. Ликвидность применима не только к товарам в классическом его понимании, но и к компаниям, транспорту, ценным бумагам и т.д. Наибольшая ликвидность у денег.
Ликвидность, платежеспособность и рентабельность
Ликвидность и рентабельность — главные показатели благосостояния компании. Финансовый анализ строится не на расчете показателей, а на трактовании полученных данных и умении их применять для оптимизации финансовых процессов.
Ликвидность или текущая платежеспособность — индикатор состояния дел компании. Она определяется как уровень компенсации обязательств компании с помощью ее активов. При этом время трансформации активов в деньги равен отведенному для погашению задолженности периоду. Если сказать проще, ликвидность — способность компании отвечать по обязательствам в установленные сроки.
Низкая ликвидность проявляется как невозможность компании оплатить счета из-за недостаточности средств. Кроме того, о ее наличии говорят высокая задолженность перед бюджетом, сотрудниками, большое число просроченных выплат по кредитам и уменьшение чистого оборотного капитала.
Рентабельность позволяет оценить эффективность работы предприятия. Она показывает размер отдачи средств, вложенных в активы, а также прибыльность продаж (она соотносится с вложениями в деятельность). Иногда хорошая прибыльность идет вразрез с хорошей рентабельностью — об этом при анализе стоит помнить.
Ликвидность активов и баланса
Ликвидность баланса — уровень оплаты по обязательствам с помощью активов в установленные сроки. От нее зависит платежеспособность компании, а значит и успешность ведения дел. Главный признак ликвидности баланса — большая стоимость оборотных активов по сравнению с краткосрочными пассивами. Величина разницы определяет благосостояние компании. Именно поэтому любая организация, которая хочет долго существовать на рынке, получать прибыль и быть авторитетом для конкурентов, должна учитывать данный показатель и работать над его повышением
Если экономическая ситуация нестабильна, то ликвидность баланса имеет максимальное значение. Ее анализ является ответом на вопрос: способна ли компания рассчитаться с кредиторами.
Виды ликвидности предприятия
Коэффициент ликвидности
Он позволяет провести сравнение текущих активов, отличающихся по уровню ликвидности, с величиной имеющихся у компании обязательств. Выделяют коэффициенты:
Формулы их расчета и нормативные значения будут указаны в этой статье ниже.
Ликвидность товара
Высоколиквидные товары продаются буквально за один день, среднеликвидные — за пару недель. Остальные товары считаются неликвидными или низколиквидными: перевести их в деньги практически невозможно либо на это требуется крайне много времени.
Товаром может быть не товар в классическом его понимании, но и валюта, которую обычно относят к высоколиквидным. Здесь стоит оговориться: не вся валюта такова — непопулярные, редкие варианты, продаются значительно хуже.
Ценные бумаги тоже относятся к высоколиквидным товарам. В этом правиле тоже есть исключения: например, некоторые облигации низколиквидные. На уровень ликвидности ценных бумаг зависит степень заинтересованности людей в них. Чем больше их хотят купить, тем он выше.
Ликвидность компании
Ничто не свидетельствует о благополучии компании лучше, чем ее платежеспособностью, а последняя зависит от ликвидности активов. Для оценки этих значений нужны коэффициенты.
Ликвидность активов предприятия бывает нескольких видов:
Также важными показателями являются пассивы компании. Они также бывают нескольких видов. Чтобы дела у компании шли хорошо, активы определенных видов всегда должны превышать соответствующие им пассивы. Иными словами, должно соблюдаться правило:
где n — номер пассива.
Ликвидность банка
Банк выдает кредиты выборочно. У него должны быть свободные средства, которые позволяют им расплатиться по личным обязательствам. Также он должен иметь капитал, позволяющий вернуть вклады.
Ликвидность банка определяется нормативами:
Формулы для расчета ликвидности баланса
Данные для расчета берутся из бухгалтерского баланса компании. Значения в формулах – номер строк.
Анализ ликвидности
Для полноты картины ситуацию лучше рассматривать с двух сторон:
Ликвидность нужно оценивать инвесторам и бизнесменам. Данный показатель помогает оптимизировать вложения и установить допустимый уровень соотношения активов и пассивов. Определить ликвидность помогают коэффициенты, которые рассчитываются по формулам. Данные для расчета берутся в соответствующих строках бухгалтерского баланса.
Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉
Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.
Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.
В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:
Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.
Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.
Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.
Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.
Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.
В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.
Ликвидность – что это такое простыми словами
Рассматривая, то или иное предприятие в качестве партнёра, мы должны быть уверенными, что оно завтра не станет банкротом. Несложные расчёты ликвидности помогут определить, как идут дела у компании сегодня и какие перспективы её ожидают в будущем.
Что такое ликвидность
Ликвидность – это возможность превратить все имеющиеся активы в деньги. Чем быстрее можно продать имущество с наименьшими потерями в рыночной цене, тем больше ликвидность. К примеру, валюту можно быстро перевести в рубли, а на строения можно полгода искать покупателя и не факт, что он купит его за первоначальную стоимость.
При возникновении проблем ликвидное предприятие может быстрее расплатиться долгами, продав некоторое имущество, и остаться на плаву. Компания считается ликвидной, если активов (денег, имущества) у неё больше, чем пассивов (долгов).
Для чего оценивать ликвидность
Оценка ликвидности нужна, если у вас есть намерения сотрудничать с конкретным предприятием. Благодаря несложным расчётам можно понять, сколько активов у компании, насколько она платёжеспособна и сможет ли она в случае необходимости быстро рассчитаться со своими кредиторами.
Компания, которая имеет деньги на счёте и запас продукции на складе, считается ликвидной. В случае необходимости она быстро реализует продукцию и рассчитается с долгами. Такой компании оформят поставку товара без предоплаты или быстро оформят кредит.
У компании с низкой ликвидностью есть долги и пусто на счетах, поэтому с ней вряд ли кто-то захочет сотрудничать, поскольку от неё придётся долго ждать денег.
Виды ликвидности и коэффициенты
Ликвидность предприятия
Ликвидность предприятия рассчитывается из соотношения долговых обязательств к ликвидным активам. Иначе говоря, оценивается платежеспособность компании. Эта информация находится в открытом доступе, все активы компании можно увидеть в бухгалтерском балансе.
Активы предприятия бывают оборотными и внеоборотными:
Оборотные активы, в отличие от внеобортных, считаются более ликвидными.
Ликвидность банка
На самом деле это понятие условное. Под термином «ликвидность банка» обычно подразумевается способность банка выплатить деньги всем клиентам, которые вложили средства в этот банк. У банка есть оборотные и внеоборотные активы.
Чем больше оборотных активов (деньги, акции, облигации), которые можно быстро обратить в деньги, тем больше ликвидность банка. Большое количество выданных кредитов снижает ликвидность банка. Уровень платёжеспособности банков в РФ находится под контролем Центробанка России.
Ликвидность рынка
Можно просчитать ликвидность не только для отдельного предприятия, но и для целого рынка, например, для рынка цветных металлов или для рынка государственных услуг. Если на рынке постоянно заключаются сделки с небольшой разницей между покупкой и продажей, такой рынок будет иметь высокую ликвидность. Важно, чтобы сделок было настолько много, что каждая из них в отдельности не могла бы повлиять на стоимость товара.
За единицу ликвидности рынка берут параметр «чёрн», который при высокой ликвидности должен быть больше 15. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Чёрн = сумма всех заключённых контрактов/стоимость товара, реально полученного по этим контрактам.
Ликвидность ценных бумаг
Это понятие по отношению к ценным бумагам означает возможность быть быстро проданными по цене близкой к рыночной. Также ликвидность характеризует собой высокий спрос и предложение на ценную бумагу.
На примере акций различают:
Есть два показателя, которые влияют на ликвидность ценной бумаги. Это разница между самой большой ценой заявки на покупку и самой маленькой ценой заявки на продажу (спред) и объём торгов (количество завершенных сделок).
График, представленный ниже, показывает, что чем выше доход с ценных бумаг, тем выше риски.
Ликвидность денег
Деньги должны равняться своему номиналу. Если ими можно свободно расплатиться, значит, они ликвидны. Высокой ликвидностью обладают деньги в странах с хорошей экономикой. Если покупательская способность денег падает и снижается их ликвидность, значит, растут цены на услуги и товары.
Ликвидность недвижимости
Если недвижимость можно легко продать, значит, она ликвидна. Как правило, быстро продать квартиру, дом или строение не получится, поскольку требуется найти покупателя и оценить актив. Сделка может оформляться долго, поэтому недвижимость менее ликвидна в сравнении с иными активами, например, с ценными бумагами.
На ликвидность недвижимости могут повлиять разные факторы. К примеру, развитая инфраструктура приведёт к повышению цен на дома в этом районе, а размещение свалки – к удешевлению.
Но недвижимость нельзя назвать низколиквидным активом. Рассмотрим вариант для физического лица. Если есть денежные активы, например, в сумме 1,5 млн рублей, то их можно вложить в недвижимость или открыть счёт в банке. Если банк закроется, то человек получит компенсацию 1,4 млн рублей, остальные финансы сгорят. Если он купил квартиру, то её можно будет продать за эту сумму или дороже, в зависимости от разных факторов.
Ликвидность и сферы применения
Виды ликвидности и их коэффициенты
Прежде, чем вложить деньги в компанию, нужно оценить её ликвидность. Рассматриваем соотношение долгов этого предприятия и оборотного капитала. На основании этих расчётов будет понятно, сможет ли компания своевременно выплатить долги кредитором, если что-то в бизнесе пойдёт не так.
Рассмотрим и рассчитаем коэффициент для быстрой, текущей и абсолютной недвижимости.
Коэффициент быстрой ликвидности
Быстрая ликвидность – это отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Она рассчитывается по формуле, где Кдз – дебиторская задолженность, Дс – средства на счёте, Кфв – краткосрочные вложения, КО – краткосрочные обязательства:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО
Этот коэффициент должен быть не меньше 1. В этом случае компания способна рассчитаться с долгами, даже если у неё возникнут сложности.
Коэффициент текущей ликвидности
Текущая ликвидность Ктл (иначе коэффициент покрытия) рассчитывается по следующей формуле, где ОА – это оборотные активы, а КО – краткосрочные обязательства:
Этот показатель отвечает за платежеспособность предприятия. Чем выше коэффициент, тем платежеспособнее компания. Идеальный показатель > 2.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Показатель рассчитывается аналогично коэффициенту быстрой ликвидности, но при этом не учитывается дебиторская задолженность;
Нормальным будет показатель от 0,2 и выше.
Анализ ликвидности
Узнать платежеспособность компании можно по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса – это показатель ликвидности предприятия. По нему можно определить, как идут дела у компании, и сможет ли она вовремя рассчитаться по своим долгам.
Основным признаком ликвидности является превышение стоимости оборотных активов по отношению к краткосрочным пассивам. Чем выше этот показатель, тем лучше у компании финансовое состояние и тем выше её ликвидность.
Конкретно имеется в виду, есть ли у предприятия средства достаточные для погашения краткосрочных обязательств.
Активы компании бывают:
Текущие активы отличаются более высокой ликвидностью, нежели имущество компании.
Пассивы компании также можно разделить на группы:
Сопоставление пассивов и активов компании используется для определения ликвидности баланса.
Какие факторы влияют на показатель ликвидности
Ликвидность компании определяется количеством ликвидных активов (деньги на счетах, краткосрочные вложения, уставной капитал, запасы товара, которые можно быстро реализовать и получить деньги).
На ликвидность компании оказывают влияние внутренние факторы, которые можно определить из устава предприятия или из анализа финансовой отчётности. Это имидж и система управления предприятием, а также возможность рациональной организации структуры. Также учитывается мнение партнёров, клиентов и даже конкурентов, публикации о предприятии в средствах массовой информации.
Как повысить ликвидность
Повысить ликвидность можно, только повышая качество активов. Для этого следует уменьшить количество заёмных средств или совсем от них отказаться, но при этом увеличить прибыль и оборотный капитал.
Также можно повысить ликвидность компании, уменьшая дебиторскую задолженность, а именно, по договору цессии передать обязательства дебитора другим лицам.
Зачем нужна ликвидность?
Ликвидность компании нужно определить, если вы собираетесь работать с ней или покупать её акции. У ликвидной компании акции будут расти, значит, с ней можно преумножить свои деньги. Сотрудничать также лучше с ликвидной компанией, поскольку в этом случае она гарантированно сможет выполнять свои обязательства по счетам.
Как оценить ликвидность компании? Где взять данные?
Для оценки ликвидности понадобится бухгалтерская отчётность компании. Бухгалтерский баланс предприятия – это открытая информация, её можно найти в интернете. Нужно сравнить активы и пассивы компании, определив, как быстро она сможет заплатить по счетам. Важно: оборотных активов должно быть больше, чем пассивов. Тогда с компанией можно смело сотрудничать.
Автомобиль – это актив или пассив?
Всё зависит от того, как приобретён этот автомобиль. Если новая машина куплена на собственные деньги компании – это ликвидный актив. Автомобили взятые в лизинг или с использованием кредитных средств, взятые в аренду, равно как использование личного авто работника в служебных целях требуют дополнительных подсчётов с учётом затрат.